О. Пери склонен считать передачу Св. мест католикам в 1690 г. беспрецедентным, из ряда вон выходящим событием, когда Св. места стали объектом не внутриимперской, а международной политики. 1456 Однако по меньшей мере с начала XVII века можно отметить неоднократные попытки западной дипломатии добиться от Порты уступок в пользу католической общины. То есть европейские послы давно уже выступали одним из центров силы в борьбе вокруг Св. мест. Просто 1690 г. был ознаменован первым оглушительным успехом «внешнего фактора». Однако в дальнейшем, когда статус Св. мест дебатировался в 1757 и 1768 гг., Порта, как видим, не оглядывалась на мнение иностранных дипломатов. После Французской революции внешняя поддержка палестинских католиков сошла на нет, а покровительство греков со стороны России также было малоэффективным из-за почти постоянных русско-турецких войн. Дипломатия Великих держав стала играть по-настоящему весомую роль в определении статуса Св. мест не ранее, чем с 30-х гг. XIX века. На наш взгляд, обострение и затухание борьбы за места поклонения, успехи или неудачи той или иной церкви определясь связями каждого исповедания с покровительствовавшей ей группировкой в османской администрации, то есть балансом сил в имперской элите, а также платежеспособностью соперничающих церквей, потому что любые услуги властей предержащих требовалось щедро оплачивать. 1457 В самых общих чертах ход борьбы можно представить, как гигантскую синусоиду. Прочные позиции, которые католики сохраняли у мест поклонения на протяжении XVI века, были радикально поколеблены греческими патриархами от Феофана до Досифея во второй и третьей четверти XVII века В полной мере был задействован фанариотский фактор – связи святогробцев с греческой элитой империи, имевшей свои рычаги влияния на о сманскую администрацию. С конца XVII века наступает новая эпоха в истории Османского государства и, следовательно, Православного Востока, эпоха прогрессирующего упадка османского могущества и усиления европейского влияния в регионе. Первым пострадал от этого не ислам, а православие. Латиняне успешно вели пропаганду унии и добились первенствующего положения у Св. мест. Укрепление католического присутствия стало доминирующей чертой истории Христианского Востока и в следующем XVIII века Правда, православный реванш 1757 г. не вписывается в эту тенденцию. Не следует преувеличивать причинно-следственную связь между большой политикой и статусом Св. мест в XVI–XVIII вв. В целом не прослеживается последовательной поддержки османами какой-либо общины или четкой приверженности стратегии «разделяй и властвуй». При том уровне недееспособности и коррупции, которой в данную эпоху отличалась османская власть, особенно на провинциальном уровне, трудно говорить о проведении осознанной политики, направленной на противопоставление христианских конфессий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии, именно в 1757 году, ясский митрополит о руковозложении, совершенном Даниилом, так говорил агенту, посланному для расследований об Анфиме от киевского вице-губернатора: «а в прошлом 1756 году каковы прислал означенный лжеархиепископ (Анфим) к нему, ясскому митрополиту, два письма, оные, також и грамоту, по которой будто он, Анфим архиепископ, посвящен, показывал и о грамоте упоминал, то оная фальшивая, и ежели б она была подлинная, то должна б быть на греческом диалекте». Но грамота, о которой говорит здесь Иаков (она помещена ниже в примечании), дана была Анфиму впоследствии не на сан архиерея: эта грамота «избирательная» в «архиепископы всего православия», то есть в главные архиереи над всеми, бывшими тогда, старообрядческими архиереями. Не зная по-русски, Иаков, вероятно, принял эту грамоту за настольную на епископство, или за благословенную от Мисаила и Даниила. Но ведь Анфим писал же Иакову, что эту грамоту отнял у него католический епископ в Радомысле. Напротив, если бы грамота, которую представил Анфим Иакову, была написана по-гречески, она, бы должна была почесться за фальшивую, ибо старообрядческие архиереи ни в каком случае не написали бы ее по-гречески. Далее Иаков говорит русскому агенту: «А чтобы браиловский греческий митрополит объявленного лжеца в архиепископы посвятил, то неправда: оный митрополит Даниил человек ученый, постоянный и всякой чести достойный, которому по его благочинию знатная епархия поручена, и чтобы такого плута в такое знатное архиепископство посвятил, и подумать нельзя, да и без патриаршаго благословения никак митрополиту в архиепископы посвятить не можно». Однакоже Епифаний был посвящен ясским митрополитом без патриаршего благословения. От самого Даниила посланный из Киева узнать ничего не мог, ибо он в то время (1757) уже пропал без вести. Этому посланному так говорил митрополит Иаков. «А объявленный греческий митрополит Даниил в прошлом году, в ноябре месяце, был в турецком городе Белграде, и оттуда куда и зачем отъехал и где ныне находится, или от разбойников на дороге убит, — о том никакого об нем слуху в Яссах и поныне не имеется».

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

В 1686 г. Константинопольский патриарх отпустил Киевского митрополита из–под своей юрисдикции и окончательно признал его принадлежность к Московскому патриархату  . Меньшая часть территории Киевской епархии находилась на правом, бóльшая — на левом берегу Днепра, охватывая приблизительно позднейшие Черниговскую и Полтавскую губернии. Кроме того, на территории Польши имелось некоторое количество церквей и монастырей, принадлежавших к Киевской митрополии и в документах XVII и XVIII вв. именовавшихся «заграничными монастырями и общинами». Назначенный в 1700 г. с резиденцией в Переяславле викарий–коадъютор Киевского епископа управлял большей частью епархии на днепровском Левобережье и вскоре обнаружил стремление к самостоятельности, т. е. к непосредственному подчинению Святейшему Синоду  . С 1743 г. Киевские епископы снова получили сан В 1751 г. митрополит Тимофей Щербацкий (1748–1757) счел необходимым подать ходатайство в Святейший Синод о восстановлении всех своих привилегий. Однако Святейший Синод объявил себя высшей инстанцией во всех делах церковного управления и суда и, следовательно, лишил Киевского митрополита гарантированного ему договором права вынесения безапелляционных (т. е. не подлежащих обжалованию) приговоров. «Таким образом, к половине XVIII в. Киевский митрополит по своим правам окончательно сошел на степень обыкновенного епархиального архиерея»  . Для «заграничных» монастырей и церквей, т. е. рассеянных на широком пространстве некогда существовавших епархий (Пинской и др.), в 1785 г. было учреждено Слуцкое епископство, подчиненное непосредственно Святейшему Синоду. Тем самым эти части Киевской епархии оказывались de facto отделены от нее  . Со времени митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770) и Гавриила Кременецкого (1770–1783) Киевское епархиальное управление шаг за шагом перестраивалось по великорусскому образцу. Этот процесс был завершен при митрополите Самуиле Миславском (1783–1796)  . Под давлением правительства и Святейшего Синода постепенно исчезали и те особые привилегии («вольности»), за которые так упорно держалось и высшее и низшее киевское духовенство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Елизавета Петровна особое значение придавала составу и деятельности Св. Синода, который пополнился новыми лицами, почти исключительно епископами (всего 8 персон), среди них такие видные церковные деятели, как архиепископ Новгородский Дмитрий (Сеченов), занявший лидирующее положение в Синоде, архиепископ С.-Петербургский Вениамин (Григорович), Псковский епископ Гедеон (Криновский), обладавший блестящим проповедническим даром, и энергичный Ростовский архиепископ Арсений (Мацеевич) . Обер-прокурором Синода был назначен князь Я.П. Шаховской – человек просвещенный, «крепкий ревнитель государственного интереса и всякой законности». Он подобрал опытных и компетентных чиновников в синодскую канцелярию и быстро привел в порядок дела в Синоде. Елизавета Петровна постоянно интересовалась работой Синода, требуя от обер-прокурора еженедельных докладов. В конце царствования Елизаветы Петровны остро стал вопрос об управлении церковными имениями. Синодальная Канцелярия Экономического Правления, куда в 1744 г. было передано управление этими имениями, не подняла их доходности. Для решения вопроса о церковных имениях Елизавета Петровна в 1757 г. учредила Конференцию из членов Синода и светских лиц. По докладу Конференции 30 сентября 1757 г. о мерах «к освобождению монашествующих от мирских попечений и к доставлению им свободы от трудностей при получении вотчинных доходов» последовал указ, который предусматривал, чтобы архиерейские и монастырские имения управлялись не «монастырскими служками», а «отставными офицерами»; все повинности монастырских крестьян перевести на оброк; чтобы из дохода ничего не употреблялось в расход сверх штатов и остальное хранилось особо и ни на что без именного указа Ее Величества не издерживалось, так, чтобы ведая размер остатков, Ее Величество могла раздавать на строение монастырей» 225 . Однако по совету влиятельных духовных лиц императрица отказалась от реализации этого указа, и управление монастырскими имениями снова было передано в ведение Синода. Эту меру Елизаветы Петровны исследователи рассматривают как «первый шаг» по пути к секуляризации церковных имений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1756 году, ввиду начинавшейся войны, поручено было Петру Шувалову сформировать новый корпус войск числом в тридцать тысяч человек. Главный способ восполнения военных сил был рекрутские наборы, определяемые по одному рекруту на различное число душ, смотря по надобности в войске. В 1757 году, по представлению Петра Шувалова, введен был новый порядок в отправлении рекрутской повинности. Все десять великороссийских губерний разделены были на пять частей, и эти части по очереди должны были укомплектовывать войско, а губерния Архангельская с провинциями Вологодскою, Устюжскою и Галицкою - флот и адмиралтейство. Рекрут набирали из записанных в подушный оклад возрастом от 25 до 30 лет, а ростом в 2 аршина 6 вершков; для флота же двумя вершками менее. Для предупреждения побегов введен был обычай, надолго вошедший в употребление: брить лоб принятым в военную службу. Помещики могли по своему произволу сдавать своих крепостных в рекруты с зачетом и без зачета, а беглых предоставлялось помещику или сдавать в рекруты, или ссылать в Нерчинск. Отдача рекрут в других крестьянских ведомствах подчинялась правилам, и если оказывалось, что рекрут отдан неправильно, то увольнялся. После беспорочной восьмилетней службы рядовой, по своему желанию, отпускался на прежнее место жительства. Унтер-офицеры из дворян после десятилетней беспорочной службы производились в прапорщики и определялись к статским делам. Наказанных шпицрутенами рядовых ссылали на работу в Нерчинск . О строгости наказания можно судить по такому случаю, что в 1757 году за оскорбление священника драгун подвергся шестикратному прогнанию сквозь строй в 1000 человек. Солдатские дети, рожденные после отдачи отцов их в военную службу, до десяти лет содержались при матерях, а потом отдавались в училища; впрочем, помещик мог оставлять их у себя до четырнадцатилетнего возраста, обязавшись подпискою, что не обратит их в крепостных крестьян. Солдатские дети пятнадцати лет должны были поступать на службу, и те, которые будут проживать вне службы долее, признавались за беглых.

http://sedmitza.ru/lib/text/443423/

Кроме того, на территории Польши имелось некоторое количество церквей и монастырей, принадлежавших к Киевской митрополии и в документах XVII и XVIII вв. именовавшихся «заграничными монастырями и общинами». Назначенный в 1700 г. с резиденцией в Переяславле викарий-коадъютор Киевского епископа управлял большей частью епархии на днепровском Левобережье и вскоре обнаружил стремление к самостоятельности, т. е. к непосредственному подчинению Святейшему С 1743 г. Киевские епископы снова получили сан В 1751 г. митрополит Тимофей Щербацкий (1748–1757) счел необходимым подать ходатайство в Святейший Синод о восстановлении всех своих привилегий. Однако Святейший Синод объявил себя высшей инстанцией во всех делах церковного управления и суда и, следовательно, лишил Киевского митрополита гарантированного ему договором права вынесения безапелляционных (т. е. не подлежащих обжалованию) приговоров. «Таким образом, к половине XVIII в. Киевский митрополит по своим правам окончательно сошел на степень обыкновенного епархиального Для «заграничных» монастырей и церквей, т. е. рассеянных на широком пространстве некогда существовавших епархий (Пинской и др.), в 1785 г. было учреждено Слуцкое епископство, подчиненное непосредственно Святейшему Синоду. Тем самым эти части Киевской епархии оказывались de facto отделены от Со времени митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770) и Гавриила Кременецкого (1770–1783) Киевское епархиальное управление шаг за шагом перестраивалось по великорусскому образцу. Этот процесс был завершен при митрополите Самуиле Миславском Под давлением правительства и Святейшего Синода постепенно исчезали и те особые привилегии («вольности»), за которые так упорно держалось и высшее и низшее киевское духовенство. В 1767–1768 гг. Святейший Синод получил от Киевского митрополита, Переяславского епископа, духовенства Киево-Печерской лавры и Черниговского епископа подробные «пункты», предназначавшиеся для Комиссии по составлению нового законоуложения. Эти «пункты», главным образом о шляхетских вольностях украинского духовенства и церковном землевладении, находившемся под угрозой секуляризации, последствий не имели, но они свидетельствуют об оппозиции, на которую наталкивались здесь меры Святейшего Синода (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Мы говорили до сих пор об училищах, учрежденных государством и находившихся под его надзором. Но было еще учение домашнее, где недостаток надзора со стороны необразованных родителей и недостаток учителей должны были вести к очень печальным явлениям. В Оренбурге, по свидетельству Державина, каторжник Роза учил мальчиков и девочек по-немецки и обращался с ними варварски, но так было не в одном Оренбурге; в обеих столицах, не только в областях брали к детям или отдавали детей в частные пансионы всякому иностранцу без возможности поверки его знания и нравственности. Правительство должно было вмешаться в дело, и по указу 5 мая 1757 года иностранцы, желавшие поступать в домашние учителя или заводить частные школы, должны были держать экзамен в Петербурге в Академии наук, а в Москве – в университете. Чтоб показать, кто и чему учил в частных школах, приведем несколько объявлений об открытии таких школ в обеих столицах. В Петербурге в 1757 году г. де Лаваль объявил, что с женою своею намерены принимать к себе девиц для обучения французскому языку, географии, истории, рисованию и арифметике. Тогда же два ученых француза с одним немцем без означения своих имен объявили, что принимают к себе детей для обучения французскому и немецкому языкам и наукам совсем новым, легким и кратким способом, а жены их служанок обучают мыть, шить и экономии. Содержатель школы Сосеротте объявил, что получил от Академии наук аттестат в искусстве и способности обучать людей публично истории, географии, употреблению глобуса, митологии, геральдике, французскому штилю, начальным основаниям в латинском, немецком и французском языках и арифметике. У него для начинающих учиться будут в классах подмастерья, притом он также для желающих составлять будет на всех тех трех языках просительные и другие письма. В 1758 году две француженки, не говоря своих имен, объявили, что намерены содержать французскую школу для женщин, которые притом обучаемы быть имеют нравоучению, истории, географии, также, ежели кто пожелает, арифметике, музыке, танцованию, рисованию, доброму домостроительству и прочему, что требуется к воспитанию честных женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Алтайцы кочевали южнее русских пограничных линий. Уже с начала XVIII в. алтайцы начали переходить в русское подданство. Это было вызвано, с одной стороны, обострением противостояния джунгарских феодалов Цинской империи, а с другой стороны – угрозой порабощения алтайцев Цинской империей. В 1707 г. алтайские «князцы» отправили посольство в Томск с обещанием принять русское подданство со всем народом при условии защиты их от китайцев 80 . Согласно исследованиям ученого из Новосибирска М. Н. Колоткина, наибольший расцвет миссионерской деятельности на Алтае в XVIII в. приходится на 50–70-е гг 81 . В 1754 г. протопоп Симеон Мефодиев сообщил в Тобольск о 47 инородцах, принявших крещение. У всех крестившихся восприемниками были служивые казаки Бикатунской крепости 82 . В доношении протопопа Симеона Шелковникова говорится о крещении в 1757 г. в районе Телецкого озера 82 телесов в возрасте от одного до 74 лет. Все крестившиеся получили русские имена 83 . В том же 1757 г. протопоп Василий Иванов из Барнаульского духовного правления произвел крещение 144 человек из числа алтайцев при Колывано-Воскресенском заводе 84 . Здесь крестились в основном семьями, а среди крестных отцов подавляющий процент составляли служивые казаки Колывано-Кузнецкой линии. Все аборигены при крещении были «обучаемы краткими молитвами», и все они «дабы соблагославительно было оным новокрещеным за принятие святого крещения, были пожалованы трехлетней льготой и вознаграждением» 85 . Но наибольшее число «инородцев» было крещено в 1758 г. Протопоп Василий Русанов и архимандрит Михаил в том году окрестили 775 бывших подданных «Зенгорской землицы», из них алтайцев было около 100 человек. В Бийской крепости тогда было крещено 16 человек (4 семьи). 84 телеута крестились в Усть-Каменогорске. Наличие среди восприемников значительного числа служилых людей дает основание полагать, что не специально призванные миссионеры, а священники крепостей и укрепленных казачьих линий с преданными им служилыми казаками играли ведущую роль в деле распространения христианства среди инородцев Алтая в XVIII в. В подтверждение этому добавим, что в период с 1763 по 1789 гг. во всей Тобольской епархии насчитывалось всего два священника, призванных заниматься миссионерской деятельностью, да и то деятельность их была прекращена в 1789 г. специальным постановлением Синода 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

д. 1764 г. 51 ср. Истор. Росс. Иерархии II, стр. 80. В конце 30-х гг. XVIII в. в Воронежской епархии официально показывалось, даже 333 цер., 15 муж. и 5 жен. монастырей (Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. т. XVI, Приложение XII). 669 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. XXVI, 84, стр. 164, ср. П Строев. Списки иерархов. Ю. Толстого. Списки архиереев иерархии всероссийской. Спб. 63 и 98. У Амвросия в Истории Рос. Иерархии (I, стр. 86) и у И. А. Чистовича в Истории Православной церкви в Финляндии и Эстляндии. Спб. 1856 г. стр. 82, Иоасаф Хонтунцевский именуется корельским и ладожским, это неверно; с него, а не с Парфения (Собковского), новгородские викарные епископы стали именоваться кексгольмскими и ладожскими, как видно из синодальной справки того времени. Примечание. Выше на стр. 320 ошибочно сказано, что Иоасаф (Хотунцевский) занял Ревельское викариатство, следует «Кексгольмское». 671 Сведения о числе церквей взяты из показаний 1764г., а сам состав епархий пополнен показаниями росписи городов по епархиям, помещенной в Ежемесячных сочинениях Миллера 1757 г. апрель, стр. 291–304. В случае разницы показаний официальной росписи 1764 г. (Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XLIV, II, кн. штатов, стр. 43 или стр. 442 настоящего исследования) и росписи 1757 г. мы будем отмечать кратко «в Росписи 1757 г.». По Новгородской епархии в росписи 1757 г. названы новгородские пятины и Холмский посад, но не названы Бежецкий Верх, тогда как он был центром Бежецкой пятины, и Заволочье с Пусторжевским уездом тогда Псковской провинции, а раньше Шелонской пятины (См. Н. И. Павлищев. Исторический атлас России. Спб. 1873 г. карты VII и Х). 672 В Росписи 1757 г. нет Белополья, но оно, вероятно, значится вместе с Карачевом, где показано 89 цер., тогда как в 1753 г. там показано, без Белополья, 67 ц. 673 По росписи 1757 г. состав Казанской епархип не точен. Исконные казанские города Симбирск, Сызрань и Самара почему-то отнесены к Астраханской епархии, а Елабужск не показан нигде в росписи 1757 г.; вместо «Алаты», показан Алатырь (он Нижег.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Москва. Церковь Димитрия Ростовского в Очакове. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Святителя Димитрия Ростовского была построена в 1757-1761гг. на месте деревянной церкви во имя Похвалы Богородицы, имевшей придел Димитрия Ростовского. В советское время закрыта. Возвращена церкви и освящена в начале 90-х годов прошлого столетия. В 1757 г. Очаковым владеет тайный советник, президент Берг-коллегии Михаил Степанович Опочинин. По его тщанию и строится в Очакове каменный храм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, единственный сохранившийся до нашего времени из памятников Очакова. 5 мая 1757 года в Московскую Святейшего Правительствующего Синода контору от него поступило челобитье: “В Московском уезде в Сетуньском стане отстоящее от Москвы в семи верстах сельцо Очаково, в котором мой дом построенный имею и по болезням моим большее мое жительство с фамилиею, а особливо летом, состоит в том сельце Очакове; ныне я, по усердному моему намерению, желаю при тамошних моих покоях во имя св. Димитрия, митрополита Ростовского, устроить деревянную домовую церковь со всем, к ней принадлежащим, а будущего священника с причтом содержать на руге, на каковую они со мною полюбовно согласятся; дворовые с требами будут обращаться к приходскому священнику, а у меня священник будет только для священнослужения”. Вопрос о возведении первого в Московской епархии и, есть все основания полагать, во всей России храма во имя свт. Димитрия, митрополита Ростовского, был решен положительно и 19 мая 1757 года последовал Указ Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской Елизаветы Петровны и Святейшего Правительствующего Синода в Московскую Св. Синода контору: “...По указу Ее Императорского Величества и по определению Святейшего Правительствующего Синода, а по присланному из оной Конторы сего 1757 г. мая 15 дня доношению, коим по просьбе тайного советника и Берг-коллегии президента господина Опочинина требовано ... о построении в Московском уезде в Сетуньском стане в сельце Очакове, отстоящем от Москвы в семи верстах, церкви во имя вновь просиявшего Чудотворца Святителя Димитрия митрополита Ростовского деревянной домовой ружной церкви, как относительно того требования будет положено, велено во оную Московскую Святейшего Синода контору послать Указ, в котором написать, что Святейший  Синод в означенном тайного советника Опочинина в Московском уезде Сетуньском стане в сельце Очакове вновь просиявшего Чудотворца Святителя Димитрия митрополита Ростовского церковь построить и по построении по церковному чиноположению освятить благословляет, точию во всем как от Ее Императорского Величества указы повелевают ... и в Московской Святейшего Синода конторе чинить в том по сему Ее Императорского Величества Указу” (Указ от 1757 г.).

http://sobory.ru/article/?object=03296

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010