В османскую эпоху соперничество христ. исповеданий за обладание святыми местами достигло исключительного напряжения. Главными объектами борьбы оставались различные участки храма Гроба Господня (Кувуклия со Св. Гробом и Голгофа), Св. пещера и базилика Рождества в Вифлееме и гробница Богородицы в Гефсимании. К XVI в. францисканцы, владевшие Св. пещерой в Вифлееме (по свидетельству 1583), держали ее под замком, возможно ввиду присутствия в базилике Рождества мусульман. В 1637 г. патриарх Феофан IV, использовав накопленные ИПЦ значительные финансовые ресурсы и получив поддержку к-польских фанариотов, добился передачи Св. пещеры православным, а неск. позже получил во владение Гроб Богородицы (Грамоты Досифея. 1891. С. 3; Максим Симский. 1904. С. 53-54; Борьба православных и латинян. 1900. С. 175-192; Peri. 2001. P. 108-109). В 1672 г. Досифей завершил перестройку Вифлеемского храма, при этом был замурован вход, ведущий из лат. мон-ря в Св. пещеру. Конец XVII в. отмечен новым ростом влияния католиков на положение, к-рое занимала та или иная конфессия у св. мест. В угоду франц. миссионерам и дипломатам великий везир в 1690 г. передал во владение ордена францисканцев Св. Кувуклию, половину Голгофы, храм Обретения Св. Креста, Вифлеемскую базилику со Св. пещерой. В Вербное воскресенье 1756 г., к-рое пришлось на католич. Пасху, в храме Гроба Господня произошла массовая драка православных с католиками. По итогам разбирательства в Порте осенью 1757 г. грекам были возвращены все св. места, утраченные ими в кон. XVII в. С началом Французской революции (1789) Европа временно потеряла интерес к судьбе св. мест ( Муравьев. 1844. Ч. 2. С. 352-353; Неофит Кипрский. Рассказ. 1901. С. 23-27; Максим Симский. 1904. С. 82-84; Прокопий Назианзин. 1904. С. 148-150). Егип. экспедиция Наполеона Бонапарта в 1798 г. спровоцировала репрессии османов против всех христ. конфессий Иерусалима. Городские власти заключили в храме Гроба Господня в качестве заложников неск. десятков христ. иерархов разных исповеданий. Через 108 дней арестованные были выпущены; когда Наполеон в 1799 г. вторгся в Сирию, в храме снова были заключены ок. тысячи христиан ( Неофит Кипрский. Рассказ. 1901. С. 28-30; Максим Симский. 1904. С. 87-89). ИПЦ и православный мир Восточного Средиземноморья

http://pravenc.ru/text/293788.html

Выставка «101 икона из Ярославля» пройдет в Москве 26 сентября 2007 г. 14:06 28 сентября в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка из собрания Ярославского Художественного музея «101 икона из Ярославля». Эта выставка проходит в рамках крупного выставочного и издательского проекта Государственной Третьяковской галереи «Золотая карта России», представляющего собрания художественных музеев страны. В настоящее время собрание икон Ярославского художественного музея составляет более двух тысяч памятников XIII — начала XX веков. Наиболее значительная часть коллекции — иконы, написанные в период расцвета Ярославля, в XVII- XVIII веках. Им и посвящена выставка «101 икона из Ярославля». К классическим произведениям искусства Ярославля первой половины XVII столетия относятся иконы «Богоматерь Корсунская», «Вознесение», «О тебе радуется». Особенно интересна икона «Святитель Иоанн Златоуст» с житием в 52 клеймах». Аналогий столь подробному живописному изложению жития святого в древнерусском искусстве пока не выявлено. Наиболее полно на выставке представлена иконопись второй половины XVII столетия. Здесь есть и работы ярославских художников, и мастеров, приглашавшихся в Ярославль. Экспонируется икона Федора Евтихиева Зубова «Илья Пророк в пустыне» 1672 года и праздничный чин 1680-х годов из церкви Ильи Пророка, созданный мастерами костромской иконописной артели, во главе которой стоял знаменитый Гурий Никитин. Среди экспонатов ярославской экспозиции есть и произведения, которые никогда не демонстрировались ранее в России, а 16 икон XVIII века были отреставрированы специально для этой выставки. Наибольший интерес из них представляют датированные памятники: «Спас Великий Архиерей» Афанасия и Ивана Шустовых 1747 года, «Спас Нерукотворный» 1757 года. На выставке представлено и 6 икон, происходящих из кафедрального Успенского собора, разрушенного в 1937 году. Восстановить храм планируется к тысячелетнему юбилею города. Пресс-служба Ярославской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/299489.htm...

Его дело блестяще и успешно продолжил Иоанн Кариофиллис, воспитавший множество учеников . При патриархе Иеремии ΙΙ впервые возникла идея учреждения в Константинополе типографии, но лишь в 1627 году великий Кирилл Лукарис смог воплотить ее в жизнь на пользу Церкви и всего народа, став первым учредителем типографии . В конце XVII века большим покровителем и меценатом Патриаршей школы стал Манолакис из Касторьи, который жертвовал поистине по-царски на открытие или содержание школ и в других местах. Все выдающиеся представители греческого народа поддерживали образование и указывали на его огромное значение, и почти все выдающиеся греческие ученые тех лет были преподавателями или питомцами Патриаршей академии. Так, Александр Маврокордатос († 1708) не только обучался и преподавал в ней в течение целых семи лет (1665–1672), исполняя одновременно и обязанности врача, но и расходовал свои собственные средства на издание редких тогда книг и сам составлял учебники . Тяжелые обстоятельства, в которых находилась Церковь, и внутренние нестроения привели к тому, что Патриаршая академия была расформирована, но в 1691 году ее воссоздал, как и в целом оживил образование, Константинопольский патриарх Каллиник ΙΙ Акарнан († 1702). Среди прочих в школе преподавали выдающийся богослов Севастос Киминитис († 1702) и Герасим Акарнан. Мужественных покровителей обрела школа в XVIII веке в лице патриархов Гавриила (1703–1707) и Серафима (1757–1760), при которых среди прочих преподавали Дорофей Лесбийский († 1753), Николай Критиас († 1767), Евгений Вулгарис († 1806) и Сергий Макрэос († 1819), написавший церковную историю. В равной степени крупным покровителем наук вообще был выдающийся Константинопольский патриарх Самуил Хандзерис, патриаршествовавший дважды (1767–1768, 1773–1774) и отличавшийся исключительной деятельностью и административными способностями, большими знаниями и красноречием. Кроме того, ему повезло иметь современниками способных учителей. Из своих важнейших обязанностей как патриарха и этнарха первой он считал покровительство образованию и развитие наук, «непрестанно собеседуя с учителями и всякой науке неустанно прилежа». При нем и благодаря его покровительству начали на Востоке переводить на греческий язык труды известных иностранных писателей, а сам Самуил считается одним из первопроходцев, положивших начало развитию новогреческого языка, «образцом которого для всех писавших после него на новогреческом, вплоть до эпохи Кораиса», был, по словам Иакова Ризоса Нерулоса, Евгений Вулгарис.

http://pravoslavie.ru/41667.html

974 Имеется в виду великий князь Сергий Александрович. Его именины – праздник обретения мощей преп. Сергия Радонежского (5 июля). В оригинале слово выделено киноварью. 975 Митрополит Севастийский Никифор и епископ Иорданский Епифаний (о том и другом см. выше примеч. 62 и 261). 976 Иронич. ‘Псевдо-Циммерман’. В библиотеке Антонина было несколько изданий популярного швейцарского историка и географа К.И. Циммермана. Судя по контексту, автор имеет в виду «Топографию Древнего Иерусалима» (Zimmermann K. I. Karten und Pläne zur Topographie des alten Jerusalem. Basel, 1876). (Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 217.) 978 Ибраим (Ибрагим Хаммури) эфенди – шейх в Хевроне, шериф Гробницы Авраама. См. выше примеч. 694. 979 Хавз (Хафиз) эфенди – торговец, сын Османа, каваса и почтаря РДМ (см. выше примеч. 116). Он же «Ибн-Осман». 980 План приобретения земельного участка в Гефсимании и строительства на нем храма-мемориала в память императрицы Марии Александровны. 981 Bulletin des sciences mathematiques et astronomiques. 1881. Janvier. (Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 213.) 982 Возможно, о. Антонин давал Софии Апостолиди читать имевшуюся в его библиотеке книгу А. Калмета «Тайны загробного мира», изданную на русском языке в 1877 г. (Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 189об.) Дом Августин Калме (Calmet Antoine Augustin; 16.02.1672–25.10.1757) – французский богослов, монах-бенедиктинец, автор многих трудов по толкованию Писания и библейской археологии. Большой резонанс вызвала его «Диссертация о появлении ангелов, демонов и призраков, а также о появлении вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезии» (1746), вскоре переведенная на английский и немецкий языки, а во второй половине XIX в. появившаяся под разными названиями и в России. 983 «Пять с половиной сердец» – семейство Апостолиди (мать и четыре дочери), а также сам о. Антонин, ждущие приезда Евфимия (см. примеч. 181). 989 Кригер Йозеф – влиятельный представитель еврейской общины Иерусалима, занимал должность драгомана иерусалимского паши (губернатора), а позже его секретаря. Был связан с Центральным Комитетом Всемирного Израильского Союза в Париже, в 1867–1870 гг. основал на средства Союза и возглавил одно из первых в Иерусалиме еврейских ремесленных училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Мощи святителя, быв обретены, изнесены были из земли и положены были поверх земли вместо прежнего деревянного гроба в новом каменном гробе, см. доношение Синоду Арсения Мацеевича от начала декабря 1757-го года в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1872-го года, 9, стр. 67. Запись, ничего не говоря о перенесении мощей из того места, где они находились, прямо говорит, что во время всенощной и заутрени под 25-е мая и в само это 25-е мая мощи стояли посреди церкви, что когда в сей последний день императрица прибыла в собор Яковлевского монастыря, то мощи, стоявшие посреди церкви, пред царскими дверями, в деревянной раке, которая была покрыта золотой пребогатой парчой, подняты были архиереями и архимандритами и были обнесены вокруг церкви, причём вместе с архиереями и генералитетом изволила нести раку и государыня своей особой, и что по внесении в церковь положены были в новопостроенную серебряную раку. После литургии, начавшейся в след за переложением мощей, отправлен был молебен святителю Димитрию с пушечной пальбой. Для торжества положения мощей в раку приезжали в Ростов: митрополит Новгородский Димитрий Сеченов, архиепископ Петербургский Гавриил Кременецкий и архиепископ Крутицкий Амвросий Зертис-Каменский (а митрополит Ростовский Арсений Мацеевич незадолго пред тем, 14-го апреля 1763-го, года был лишён сана и сослан), см. запись в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1876-го года, 47, стр. 371. 1672 Указ Синода от 1-го декабря 1804-го года, в котором содержится всё, переданное нами, – в Собрании законов, т. XXVIII, 21.540, стр. 724. 1673 Начатое в предшествующем 1831-м году и неоконченное ко времени открытия мощей исправление ветхостей Благовещенского собора, в котором погребён был святитель, сделало необходимым перенесение мощей на время в другой собор – Архангельский. Это перенесение мощей из одного собора в другой, последовавшее непосредственно за их вознесением из могилы, быв совершено при участии всего городского духовенства, которое пришло в собор крестными ходами с церковными хоругвями, св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За шесть столетий своего существования Спасский собор много претерпел. Наиболее жестокому разгрому от подвергся во время нашествия европейских варваров в 1812 году. Пламя пожара, охватившего собор, было такой силы, что от жара рухнула глава храма. В стенах собора до сих пор можно видеть обгоревшие, закопчённые камни - следы пожара 1812 года. После изгнания французов собор был восстановлен, причём к нему пристроили приделы и изменили завершение. Храм был восстановлен в первоначальных формах в 1950-1960-х годах. В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная на подклете - одна из немногих сохранившихся в Москве построек 16 века. В 1691-1694 годах к ней была пристроена трёхярусная церковь в стиле московского барокко. В её нижнем ярусе располагается престол во имя Знамения Богоматери, во втором - престол во имя св. Архангела Михаила, в третьем - престол во имя св. митрополита Алексия. Эту трёхэтажную церковь называют посто церковью Михаила Архангела. Её строила царица Евдокия Фёдоровна Лопухина (Прасковья Илларионовна) (1669-1731), первая жена Петра I Алексеевича (1672-1725), а поводом для постройки стало рождения наследника престола царевича Алексея (1690-1718). Радостная мать, горя желанием возблагодарить Пресвятую Богородицу, поспешила пожертвовать средства на сооружение церкви в память об этом событии - недаром один из её престолов освящён во имя св. Алексия.  Практически завершённая к 1694 году, она после ссылки Евдокии в монастырь 45 лет простояла не освящённой, " без пения " , и была освящена только в 1739 году. Надвратная церковь Рождества Богородицы, стены и башни монастыря построены во второй половине 17 века. Тогда же были построены настоятельские покои. В подклете церкви Михаила Архангела находится фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец царицы Евдокии, боярин Илларион (Фёдор) Абрамович Лопухин (1638-1713), а также генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин (1711-1757). В 1653 году в Спасо-Андрониковом монастыре в течение четырёх недель содержался в заточении вожак старообрядчества, протопоа Аввакум (Петров) (1620-1681). При Петре I при монастыре было устроено училище для незаконнорожденных детей, а с 1810 года - духовное училище.

http://sobory.ru/article/?object=03109

Гридине Стародубо-Ряполовск. стана); II, книги дозорн., переписн. и проч., 53 (в 1693 г. архим. Иосиф сделал опись Успенск. Владим. собору, которая и приводится на стр. 18); IV, грам. и акты XIV и XV ст., 115, 4 (отступная докладная 1498 г. игум. Георгиев. м-ря Вассиана архим. этого м-ря Тихону), 124, 5 (данная 1492 г. старца Дионисия м-рю на земли и угодья); “Жур. Мин. Вн. Дел», 1835 г., XVIII, 504 (м-рь бедный; при нем находится семинария); 1839 г., XXXIII, 456 (игум. Симон, с 1215 г. еписк. Суздаль., скончался в 1227 г.; игум. Митрофан, с 1226 г. еписк. Суздаль., скончался в 1238 г.; архим. Платон, еписк. Владим. с 1748 г., сконч. в 1757 г.; все погребены в Ус- пен. город. соборе), 468 (истор. опис. м-ря); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (в 1613 г. архим. Исаия подписался под актом избрания ц. Мих. Феод.); 1775 г., VIII, 219 (духовн. 1328–41 г. В. кн. Ивана Дан. Калиты), 235, 242 (духовн. грам. 1356 г. В. кн. Ивана Иван.); 1791 г., XVI, 310 (чин облачения архимандрита м-ря); XVIII, 91 (архим. Филарет, с 1672 г. первый митроп. Нижегород.), 94 (краткое его жизнеопис.); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1789 г., V, 203 (запись 1531 г. по кн. Фед. Мих. Мстиславском; архим. Ефросим); 1790 г., VI, 13 (запись 1547 г. по кн. Ив. Ив. Пронском; архим. Ефросим), 260 (запись 1566 г. по кн. Мих. Ив. Воротынском; архим. Пафнутий); 1791 г., VII, 143 (приговорная грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; архим. Иоаким), 160 (такая же в 1584 г.; архим. Герман); “Переписн. кн. Москвы», I, 5 (по описи 1626 г. м-рь имел подворье в Кремле); III, 39 (опись 1738 – 42 г. подворья в приходе ц. Вознесения, что на Никитской); “Русск. истор. Библиот.», II, 991, 224 (повинная челебитн. 1632 г. неводчика Дудина м-ря о ложном его показании границ рыбных ловель на р. Оке между Дуд. и Рожд. монаст.). 1121. Рождественский – Богородицкий или Христорождественский, женский, ныне церковь в гор. Боровске, Калужской губ. Полагают, что основан в 1437 г. кн. Боровским Василием Ярославичем, по благословению бабки его, супруги Владимира Андреевича, которая в 1452 году подарила монастырю свою отчину, и погребена в новой обители, но это вздор, так как это относится к Рождсств.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Около 1672-1678 гг. на средства И.А. Воротынского в Куркине была построена каменная церковь во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. На чертеже этого времени рядом с каменной церковью показана обширная усадьба с трехэтажным домом боярина, людскими и служебными постройками вдоль изгороди. В 1678 г. в селе насчитывалось 22 двора конюхов, псарей, сокольников, истопников и 14 крестьянских дворов, в которых жило 48 человек. После смерти И.А. Воротынского пресекся княжеский род по мужской линии, и вотчина досталась его вдове, княгине Настасье Львовне. Н.Л. Воротынская в 1691 г. променяла село Куркино и деревню Барашки патриарху Адриану. Последний послал в благодарность княгине " образ Пречистой Богородицы Владимирская, оклад и венец " за то, что она " поступилась селом и деревней в дом Пречистыя Богородицы и святейшему патриарху " . Однако очень скоро село утратило прежнее значение. Царь Петр I, не терпевший сопротивления своим реформам со стороны церкви, после смерти Адриана в 1700 г. не допустил избрания нового патриарха, назначив своей волей " местоблюстителя патриаршего престола " . Он поставил во главе церкви государственный орган - Святейший синод, а все имения патриарха были переданы в Синодальное ведомство, под управление государственных чиновников. Исчезла богатая усадьба, прежде служившая местом отдыха и развлечений именитого владельца, не стало ни псарей, ни сокольников. В 1704 г. в Куркине и Барашках записаны 36 крестьянских дворов, в которых жили 115 крестьян. Сократился и церковный причт - у церкви отмечены только дворы священника Ивана Дмитриева и дьячка Федора Иванова. В середине XVIII в. куркинская церковь пришла в ветхость. Местные священники Григорий Григорьев и Иван Федоров (с 1757 г.) много раз обращались с просьбами о ее ремонте в Синодальное экономическое правление. Средства для этого были отпущены в 1760 г., и в последующее время проводится " возобновление и починка " церкви. В результате этих работ сохранился основной объем храма, но паперти и крыльцо были утрачены. Первоначальная архитектурная обработка сохранилась только на восточной стене, со стороны абсид, и на световом барабане церкви. Внутреннее убранство храма также относится к XVIII в. Колокольня при куркинской церкви была возведена в 1840-х гг. В приход Владимирской церкви входили кроме Куркина селения Барашки, Кобылья Лужа, Машкино, Филино и Юрово.

http://sobory.ru/article/?object=03265

В Восточной Сибири первая церковь была воздвигнута в 30-е г. XVII в. в Якутске. В последующие десятилетия церкви строятся в Верхоленске, Киренске, Илимске, Братске, Нерчинске, Албазине и др. В Иркутске, будущем центре епархии, первую церковь (Спасскую) построили в начале 70-х гг. XVII в. Вскоре была построена церковь Богоявления. В начале XVIII в. в городе насчитывалось уже 7 православных храмов, всего на территории будущей епархии было около 40 церквей. Во второй половине XVII в. в Восточной Сибири основываются первые монастыри. В 1662 г. под руководством старца Иосифа началось строительство самого первого из них - Якутского Спасского. Через год началось строительство Киренского Троицкого монастыря. В 1672 г. недалеко от Иркутска старец Герасим основал крупнейший впоследствии в Восточной Сибири Иркутский Вознесенский монастырь. В 1693 году началось строительство единственного женского монастыря на территории Восточной Сибири - Иркутского Знаменского. Подробнее... Святые [ править править код ] Сибирские святители: Преподобные: Сибирские подвижники благочестия: Подробнее... Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Знаменский женский монастырь [ править править код ] Знаменский женский монастырь Монастырь был основан в 1689 году на месте впадения р. Ии в р. Ангару. В 1764 году монастырь был положен в 3-м классе, в 1836 году возведен во 2-й класс, с 1872 года введено общежитие. Деревянные храмы, построенные в 1693 и 1727 годах, быстро ветшали, и в 1757 году была заложена на средства иркутского купца Ивана Бичевина каменная церковь во имя Знамения Божией Матери. Первым освящен Николаевский придел в 1760 г., остальные приделы последовательно достраивались и освящались с 1762 по 1794 г. Настоятельский корпус построен в 1797 г., второй его этаж возведен в 1858 г. Монашеские кельи вдоль северной границы монастыря построены иждевением купца Н.С.Чупалова в 1818 году. Второй храм, свв. Димитрия и Трифона построен и освящен в томже 1818 г. В монастырской ограде напротив Знаменского алтаря находился мраморный памятник над могилой Григория Ивановича Шелихова, присоединившего к России Алеутские острова, основателя первых русских поселений в т. н. Русской Америке. Здесь же покоится кн. Трубецкая с детьми.

http://azbyka.ru/palomnik/Иркутск

В конце XVII в. побежденные польским королем Яном Собеским турки стали вымещать свою ярость на православных сербах. Начались репрессии, разрушались храмы и монастыри. Руководимые патриархом Арсением III (1672–1691, 1706) сербы откликнулись на призыв короля Австрии Леопольда и совместно с другими европейскими христианами выступили против Османской империи. После провала военной кампании более 500 тыс. сербов с патриархом, епископами и монахами вынуждены были оставить Печ и перешли в Славонию (на севере Хорватии), где организовали новый церковный центр. В 1737 г. сербское присутствие в этом регионе усилилось с приходом новой волны беженцев. После сокращения христианского населения Сербии Печская патриархия оказалась в больших долгах и, в конце концов, была упразднена султанским бератом Мустафы III (1757–1773) от 11 сентября 1766 г., как это ранее произошло с автокефальной Охридской архиепрископией. Решение было принято по представлению Вселенского патриарха Самуила I Хандзериса (1763–1768, 1773–1775), откликнувшегося на прошение печского патриарха Каллиника II (1765–1766) и пяти других сербских иерархов (по национальности греков). После упразднения Печской патриархии на ее канонической территории образовалось несколько самоуправляемых церковных структур, в той или иной степени подчиненных Вселенскому патриархату: Церковь Боснии и Герцеговины, далматинская, черногорская, карловацкая и белградская митрополии. На сербские кафедры стали назначать епископов-греков. 5. Православие в чешских и словацких землях Мирный период развития древней Чехо-Словацкой православной церкви довольно скоро закончился. При широкой поддержке местной знати активную деятельность в чешских землях развернули латинские миссионеры. Св. Мефодий, не исповедовавший Filioque, был обвинен баварскими епископами в ереси и заключен в тюрьму. После его кончины, последовавшей 6 апреля 885 г., в Великой Моравии интригами латинского епископа Вихинга многие православные храмы были разрушены, а знаменитый Сазавский монастырь в 1096 г. был занят бенедиктинцами. Из чешских земель были изгнаны многие ученики св. Мефодия: монахи, священнослужители и миряне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010