XXVI. А о тех. кои учат об одном действии Его Божества и человечества и об одной природе, говорить: «Несвойствено 1670 нетварному по природе ограничиваться тварною природою, хотя бы она и соединилась с Ним по превышающему всякий ум восприятию, – ни обратиться в тожество природы и природного действия. пока то и другое остается в своей природной неизменности». Также 1671 : «Только одноприродным существам свойственно тождедейственное движение, указующее на сущность, коей природного силою оно является, так как она (сущность» никоим образом не может быть или стать, не подвергаясь изменению, сущностью иноприродного свойства». Также 1672 : «Единодейственное одно другому и тождедейственное и всецело однородное и тождедестрастное не допускает различия природы, – и при слиянии у них природ Христос будет двоицею, а при разделении лиц – четверицею, что не приемлемо». И еще 1673 : «Итак, если, по Верону, плоть, будут Им воспринята, стала одного с Ним природного действия, то, очевидно, она стала и одной с Ним природы, – со всем тем, что есть (Его) природа – безначальностью, нетварностью, неограниченностью, вечностью, необъятностью и всем, что богословский разум созерцает преимущественно и сверхъестественно в Божестве, – и обе природы подвергаются изменению, так как уже не остается ни одного существенного для каждой природы свойства». Еще 1674 : «Ведь кто признает тождедейственность разнородных бытий, тот вводит вместе и природное слияние и личное разделение их, так как при перемене свойств природное их, существо (существование) стало всецело не распознаваемым». Тоже 1675 : «А если Он не стал одной природы, то и отнюдь не может быть у Него одного действия». Еще 1676 : «В это заблуждение впали они, худо веруя, что свойством плоти стало проявленное действие, коим Христос, поскольку мыслится Богом, все осуществляет, сохраняет и (всем) управляет». Еще 1677 «Не уразумели они, что невозможно, чтобы действие Божественной природы стало свойством иноприродной сущности 1678 , не подвергаясь изменению».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1662 ...король Хильдеберт назначил им день, когда он сообщит им, что он предпримет в будущем, и приказал им удалиться .— О заключении мира (591) между франками и лангобардами сообщает Павел Диакон (IV, 1; Р. 144). 1663 Маврикий же отправил королю Хильдеберту... тех карфагенян... которые в прошлом гаду убили его [Хильде6ерта] послов.. .— См. кн. X, гл. 2. 1664 ...Хуппа, который некогда был управляющим королевской конюшней Хильперика.. .— См. кн. V, гл. 39; кн. VII, гл. 39 и прим. 193 к кн. V. После смерти Хильперика Хуппа был доверенным лицом королевы Фредегонды. 1665 Викарий (vicarius) — заместитель графа; он производил суд в небольших городах, местечках, куда его направлял граф. 1666 Когда он предстал перед доместиком Флавианом. - О Флавиане см. кн. IX, гл. 19; кн, X, гл. 15. Доместик — см. прим. 4 к кн. IV. 1667 ...ему и его товарищу учинили допрос. - Имеется в виду Хуппа, которому Анимод скорее всего покровительствовал. 1668 ...он примирился с ним... — Видимо, здесь речь идет о Флавиане, Место довольно неясное. 1669 ...Хуппа... задумал пох итить себе в жены дочь покойною Бадегизила.. .— О Бадегизиле к его жене Магнатруде см, кн. VI, гл. 9; кн. VIII, гл. 39. 1670 Когда граф Евлалий...- О нем см. кн. VIII, гл. 18, 27, 45; кн. X, гл. 8. 1671 ...с помощь ю епископа Авита.. .— О нем см. кн. IV, гл. 35; кн. V, гл. 11. 1672 В выше же упомянутом городе.. . — Т. е. в Клермоне. 1673 ...освободил от всех налогов.. .— Как видно из дальнейшего, здесь речь идет только об освобождении от недоимок поземельного налога. 1674 Ведь сборщики этого налога у же много раз несли большие убытки.. .— Сборщики налога несли ответственность за недоимки. Они обязаны были возмещать своим имуществом те денежные суммы, которые они не сумели получить от налогоплательщиков. См. прим. 154 к кн. V. 1675 ...граф Евлалий требовал, чтобы она вернула ему имущество, которое она унесла с собой при бегстве от него. - См. кн. VIII. гл. 27, 45. 1676 ...Каутин, епископ города Клермона, отлучил его от церкви .— В подлиннике: а communione — «от церковного общения». Даже одно подозрение в совершении преступления давало право епископу лишать причастия подозреваемых в преступлении. Как показывает это место, отлучение от церковного общения было для прихожан большим наказанием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Летом 1670 г. между папой и регентом португ. трона Педру II были установлены дипломатические отношения. К. продолжил политику папы Климента IX в отношении янсенизма , сохраняя установленный т. н. мир Климента - прекращение преследований янсенистов и богословской полемики с ними со стороны Папского престола. В то же время папа отказался от предложения французского двора отменить буллу папы Александра VII «Regiminis Apostolici» (1665), определившую антиянсенистский формуляр, который должны были подписать все католические клирики. К. не препятствовал деятельности жившего в Риме испан. пресв. М. де Молиноса , одного из основателей квиетизма , в т. ч. публикации им в 1675 г. соч. «Духовное руководство» (Guía espiritual) (при его преемнике, папе Иннокентии XI, произведение будет осуждено). Среди первых действий К. было издание булл о канонизации францисканца Петра Алькантарского и кармелитки Марии Маддалены деи Пацци, состоявшейся еще при папе Клименте IX. 12 апр. 1671 г. К. канонизировал Каэтана Тиенского , основателя ордена театинцев , генерального настоятеля ордена иезуитов Франсиско де Борху, 3-го генерального настоятеля ордена сервитов Филиппо Беници, испан. миссионера-доминиканца Луиса Бертрана и Розу Лимскую , ставшую 1-й святой в Лат. Америке; 11 авг. 1670 г. папа объявил ее небесной покровительницей испан. владений в Америке. К. также беатифицировал папу Римского Пия V (1 мая 1672), Иоанна Креста (см. Хуан де ла Крус ) (25 янв. 1675), а также Горкумских мучеников (19 клириков и монахов, казненных в 1572 повстанцами-гёзами в голл. г. Брилле) (14 нояб. 1675). 10 янв. 1674 г. папа объявил католич. св. Станислава Костку небесным покровителем Речи Посполитой. К. внес изменения в процедуру канонизации святых. 6 дек. 1670 г. был издан декрет, определявший очередность при одновременной канонизации неск. лиц по иерархическому принципу, т. е. сначала надлежало канонизировать тех, кто занимал более высокую ступень в церковной иерархии; если же совершается канонизация неск. лиц, находившихся на одной иерархической ступени, необходимо следовать хронологическому принципу (исходя из даты смерти).

http://pravenc.ru/text/1841399.html

В 1668 г. была начата «репарация» собора. Восстановление храма подвигалось очень быстро и в 1670 г. закончилось; были возведены еще три новых купола: один - над центральной апсидой и два над нартексом. В таком виде здание сохранилось до нашего времени. Тогда же был сделан новый иконостас. В 1676 г. в монастыре начали строить каменную трапезную с церковью Петра и Павла и перестраивать палатный корпус, возведенный, быть может, в начале XVI в. Вероятно, в это же время были закончены восточный корпус келий и близкий к нему по архитектуре юго-западный корпус. В 1698 г. к Успенскому собору с южной стороны была пристроена часовня - семейная усыпальница Лизогубов. Во время Великой Отечественной войны фашисты сожгли монастырь; в 1952-1960 г.г. он был восстановлен. В процессе реставрационных работ были проведены исследования Успенского собора, которые позволили выявить первоначальный облик здания и сделать его реконструкцию. Часовня Лизогубов, низенькая одноэтажная пристройка, расположена вдоль всей длины южного фасада Успенского собора. В ней все приземисто: и основной объем, и невысокие, вырастающие прямо из кровли купола (первоначально их было три), и низенький широкий портал, и такие же низенькие широкие окна с «ушастыми» наличниками, и массивные, широко расставленные пилястры. В ее облике ощущается уют, какая-то особая интимность. На север от Успенского собора расположен палатный, или северный, корпус. Он был возведен, вероятно, в конце XVI - начале XVII в., затем после пожара 1611 г. восстановлен, а в 1670-1675 г.г. основательно переделан. Это небольшое одноэтажное сооружение, Н-образное в плане, представляет собой два трехкамерных корпуса, соединенных между собой также трехкамерным корпусом. Благодаря этому получилась выразительная композиция объемов. Еще севернее собора находится надвратная восьмигранная в плане колокольня. Она сооружена в 1670–1675 г.г. Колокольня Елецкого монастыря, поставленная над въездом, несла функции надвратной оборонительной башни, в связи с чем имела соответствующее устройство ворот и бойницы на третьем этаже.

http://sobory.ru/article/?object=01653

А по твоему, великого государя, указу ис Кирилова монастыря столовых запасовъ десятой месяцъ никакихъ не дают, и помираю гладною смертию. Увы мн и горе мн! Господа ради, умилосердися о мн, гршнем, не даждь во смятение ноги твоея, да не воздремлет храняи тя Господа ради, смилуйся. Примечания Л. 204 ...иже алчных не кормят и жадных не поят... – Фраза из Евангелия от Матфея; ср.: Мф. 25:42 . ...елико не сотво...и не даждь во смятение ноги твоея, да не воздремлет храняи тя Господь. – Ср.: Пс. 120:3 . Рис. 31. Фрагмент челобитной патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (после 17 июня 1675 г). РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 4, л. 204. 34 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (5–17 августа) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 214–223. Столбец из десяти сставов. Писцовая скоропись. Филигрань «Гербовый щит» типа: Хивуд 1950, 439 (1670). Челобитная датирована по датам, указанным в самой челобитной (л. 222, 223) и в помете о доставке. (л. 214) 2189 Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу благодать, милость, миръ, душевное спасение и многолтное здравие от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа. Аминь. Богомолецъ твой, смиренный Никонъ патриархъ . Господа Бога молю и должное поклонение творю. В нынешнем, великий государь, во 183 (1675)-м году июля въ 22-й де[нь] послал я, богомолец твой, роспись к столнику x князь Самойлу Шайсупову, чтоб он ту роспись послал в Кирилов монастырь о недовозных столовых запасех на нынешней, на 183 (1675)-й, год. А какова роспись послана к нему, стольнику князь Самойлу Шайсупову, и онъ ту роспись посылал в Кириловъ монастырь с стрелецкимъ десятником, с Артамошкою Григорьевым под своею отпискою. И кириловские власти держали того десятника Артамошку в монастыр у себя три дни и писали к стольнику х князь Самойлу Шайсупову в отписке своей: «По указу, де, великого государя царя и великого князя Алекся Михайловича всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержца на нынешней, на 183 (1675)-й, год к нему, монаху Никону.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В 1670 г., после болезни, Феодор был вызван в Москву для создания местных икон в дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 12585). В 1671 г. в Ярославле он вместе с Василием и Константином Ананьевыми написал неск. икон, отосланных царю во дворец, среди к-рых были «Сошествие Святого Духа, Страшный Суд, Неделя святых отец, пред ней Спасителев образ, а по сторонам святых отец» (Там же. Ч. 10. 13236). В 1674 г. вместе с др. ярославскими иконописцами расписывал ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле по заказу ярославского купца Семена Лузина. В том году мастера не успели закончить роспись, и заказчик просил царя задержать их в Ярославле до завершения работ, но в 1675 г. они были отправлены в Ростов к митр. Ионе для иконного письма. Феодора неоднократно вызывали в Москву в 1674-1676 гг. (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 15474, 16069). В 1675 г. с братом Иваном, с Дмитрием Григорьевым и со свящ. Тимофеем расписывал ц. Спаса на Сенях в Ростове ( Брюсова. 1982. С. 87). Нек-рые исследователи предполагают, что в этой церкви работали др. мастера, но К. также могли принимать участие в росписи ( Шилов. 1994). С 8 февр. по 30 марта 1678 г. Феодор в составе большой группы мастеров работал над иллюстрациями к Евангелию для дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 1874. Л. 43). Последнее упоминание об иконописце относится к июлю 1679 г., когда он был вновь вызван в Москву для создания местных икон для ц. Покрова в Измайлове. Иван впервые упоминается в 1669 г. вместе с братом в связи с написанием местных икон в ц. свт. Григория Неокесарийского в Москве (Там же. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 13002). В 1670 г. участвовал в росписи ростовского Успенского собора (Там же. 12585), а также поручился за Ф. Карпова и Петра Федотова при вызове последних в Москву. Вместе с др. ярославскими иконописцами в 1671 г. написал 7 икон, отосланных царю во дворец, среди которых - Казанская икона Божией Матери «в чудесах, как явилась в Казани и в Московское разорение, Воскресение Христово, Уверение Фомы, Образ святых жен-мироносиц, Преполовение, О самаряныни, Вознесение Христово, Св. Троица» (Там же. Ч. 10. 13650, 13557). В июле 1679 г. в Москве вместе с др. ярославскими иконописцами писал местные иконы для Покровской ц. в Измайлове. В окт. 1679 г. участвовал в росписи дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя, в документах отнесен ко 2-й статье, где указан на 1-м месте (Там же. Ч. 12. Т. 2. 18637).

http://pravenc.ru/text/1681153.html

царь Алексей Михайлович разрешил возвести иером. Иоанникия в сан архимандрита. В благословенной грамоте новому архимандриту еп. Лазарь писал: «Как пастырь архиепископии Черниговской, видя крайнее запустение знаменитого монастыря архимандрии Черниговской Елецкой, издревле пользовавшегося благотворениями великих благочестивых князей русских, скорбя душею о разорении каменной церкви Успения Пречистой Госпожи Богородицы, мы подвигнулись ревностью по дому Пресвятой Богородицы. Призвав на помощь Господа и Пречистую Деву, решились под державою православного монарха царя Алексея Михайловича поднять из развалин обитель, дать ей способного архимандрита - строителя» (см.: Филарет (Гумилевский). 1861. С.12-13). На пожертвования царя Алексея Михайловича, гетмана И. Самойловича (1672-1687), черниговских полковников И. Аврамовича, В. К. Дунина-Борковского и проч. казацких старшин в 70-х гг. XVII в. в Е. м. был отремонтирован и заново освящен Успенский собор, построены ц. во имя апостолов Петра и Павла с трапезной, кельи, ограда. Архим. Иоанникий (Галятовский; † 1688) был похоронен в Успенском храме. Вид на Елецкий мон-рь со стороны надвратной колокольни (1670-1675). Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) Вид на Елецкий мон-рь со стороны надвратной колокольни (1670-1675). Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) С 1688 г. Е. м. возглавил бывш. игумен киевского Выдубицкого монастыря св. Феодосий (Углицкий) . Одновременно архим. Феодосий помогал в управлении обширной епархией Лазарю (Барановичу), к-рый поручил елецкому архимандриту вести экономические дела архиерейского дома. В нояб. 1691 г. престарелый Черниговский архиеп. Лазарь утвердил архим. Феодосия в звании помощника Черниговского архиепископа; в 1692 г. архим. Феодосий был хиротонисан во архиепископа Черниговского. Новый архиерей проживал в Е. м., грамоты выдавались от имени архиеп. Лазаря за подписью архиеп. Феодосия: «Феодосии Углицкий, архиепископ и архиепископии Черниговской и Новгород-Северской коадъютор, архимандрит Елецкий». 5 февр. 1696 г., в день празднования Елецкой Черниговской иконе Божией Матери, свт.

http://pravenc.ru/text/189789.html

Рис. 28. Фрагмент челобитной патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (после февраля – до 26 апрели 1675 г). РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 183. Рис. 29. Фрагмент челобитной патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (после февраля – до 26 апреля 1675 г). РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 184. Примечания Л. 183 ...к празднику Благовщения Пресвятыя Богородицы... – 25 марта (7 апреля н. с.). 30 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (после 14 февраля) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 191–192. Столбец из двух сставов. Писцовая скоропись. Филигрань «Гербовый щит» типа: Хивуд 1950, 439 (1670). Челобитная датирована по дате пребывания стряпчего Кузьмы Лопухина в Ферапонтовом монастыре – с 26 января по 14 февраля, известной из дополнительных источников – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 154–159, 181; царский указ К. Лопухину о поездке в Ферапонтов монастырь последовал 25 января – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 100. В издаваемой ниже челобитной патриарх благодарит царя Алексея Михайловича за присланные со стряпчим дары – денежную милостыню на расходы Никона, церковную утварь и книги. (л. 191) Царю государю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу бьет челом богомолецъ твой, смиренный Никонъ патриархъ . В ныншнемъ, государь, во 183 (1675)-м году пожаловал ты, великий государь, и прислал ко мн, богомольцу своему, с стряпчимъ своимъ, с Козьмою Лопухиным, для церковного правила святые сосуды – сребряныя потир и дискоси, и святое копие, лжицу и звзду, с ними же и святые покрова, и священныя ризы, и святый стихарь, епитрахль же, и честный пояс, и нараквицы, и святый крестъ сребряный и позлатистый, и святую кадильницу сребряную же, помстом и позлатистую; с ними же ты, великий государь, прислал и святых книг – два святых Евангилии и прочих двадесят з девятию печатных новыхъ. И то твое, великого государя, жалование я, богомолець твой, приялъ радостною душею с лобзанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Успения Божией Матери, что в Путинках. Малая Димитровка, Успенский переулок. Построена неизвестно когда. Колокольня и придел Николая Чудотворца более поздней постройки, чем главная церковь . Обновление было в 1722 году. Патриарх Иоасаф II Успения Божией Матери, что на Остоженке. Построена в 1670 году, очень изменена позднейшими переделками. В 1731 г. построен придел Симеона и Анны, впоследствии переименованный в Сретения Господня. Другой придел: Николая Чудотворца. IV. Патриарх Питирим Патриарх Иоаким Казанской Божией Матери, что в бывшем Георгиевском монастыре, на Б. Дмитровке. Есть известие, что церковь построена при патриархе Иоакиме боярином Иродионом Матвеевичем Стрешневым на месте древнего дома Юрия Захарьевича Кошкина. Но главная церковь , по-видимому, более ранней постройки, чем ее пять глав и трапезная. Придел Алексея Человека Божия. Трех Святителей, что на Кулишках. Близ Хитрова Рынка, угол М. Трехсвятительского и Хитровского переулков. Построена в 1674 году. Вверху престол Св. Троицы. Внизу еще придел Флора и Лавра. 104. Покрова Пресвятой Богородицы, в Новоспасском монастыре. Построена в 1673–1675 годах. Внизу главный престол Екатерины Мученицы. Приделы вверху: 1) Димитрия Ростовского , 2) Варвары Мученицы, 3) Спаса Нерукотворенного Образа. Приделы внизу: 1) Печерской Божией Матери, 2) Саввы Освященного. Последний придел был первоначально построен как особая церковь патриархом Филаретом в 1622 году в память дня своего освобождения из польского плена; церковь была на старой колокольне, и вместе с нею была разобрана при построении нынешней колокольни. Андрея Стратилата, в Андреевской богадельне за Калужской заставой. Построена в 1675 году. Здесь был монастырь, упраздненный в 1764 году. Михаила и Феодора Черниговских. Пятницкая, Черниговский переулок. Построена в 1675 году. Максима Исповедника , на Варварке. Построена в 1676 г. царицею Натальей Кирилловной на месте погоревшей церкви Бориса и Глеба, при которой был в 1434 году погребен Максим Блаженный. Главный престол Блаженного Максима. Придел Максима Исповедника пристроен в 1699 году. Колокольня 1829 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Здесь хранились такие богослужебные книги, как «Псальтырь с следованием писмяная в полдесть, Апостол тетр писмянои в полдесть, Еванелие толковое печатное в десть, Треодь цветная писмяная в десть, 2 Трефолоя, Шестодневець в полдесть». Судя по выписке 1677 года из Белозерских писцовых книг 1675/76 года, к середине 1670-х годов в Белозерском кремле на некоторое время остается только одно церковное здание – храм во имя Преображения Господня. Построена была эта соборная церковь «и в церкве образы и книги и всякая церковная утварь казною великого государя и подаянием всяких чинов людей». Собор был крыт тесом. При нем имелась трапезная и рубленая колокольня с четырьмя колоколами в 30 пудов. В это время здание соборной церкви Преображения Господня по-прежнему было деревянным, но в отличие от скромного клетского храма начала XVII века уже имело шатровое завершение. Исходя из различия в архитектуре церковных зданий и из того, что на территории крепости в той же писцовой книге на месте, где прежде стояла Преображенская церковь, отмечено наличие пустыря, можно полагать, что за время, прошедшие с 1617/18 года, на территории крепости был выстроен новый храм. В Белозерских писцовых книг 1675/76 года детально описано внутреннее убранство собора во имя Преображения Господня и находившиеся в нем культовые предметы. Из этого описания следует, что Царские врата, сень и столбцы собора были деревянные, расписные. По сравнению с данными Дозорной книги города Белоозера 1617/18 года число икон в Преображенском соборе значительно выросло. На 1675/76 год приводится следующий их перечень и описание: «Деисус в красках; да месных образов образ Преображения Господня в киоте на золоте, у образа Спасова панагея в серебре, на ней образ живоначалние Троицы; у того же образа два креста каменные небольшие в серебре; образ Василия Великого с чудесы в киоте на красках, обложен серебром, золочен по басме венец серебряной сканной, золочен, в венце камение простые, другой венец низан жемчугом, цата низанная, крест на цате костяной в серебре; образ пречистые Богородицы, оклад и гривна медные, золочен, ожерелье и убрус шитые по тафте, четверы серги серебряные, пятнатцать крестов серебряных небольших; образ Воскресения Христова на красках, образ Распятия Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа резной на цке, венец серебряной золочен; образы Алексея человека Божия, Александра Свирского, Кирила Новозерского, Ферапонта и Мартинияна на одной цке писан на золоте; образ пречитые Богородицы Одигитрие на золоте, образ Чюдотворца Николая на красках, гривна серебряная золоченая; образ страстотерпца Христова Георгия».

http://sobory.ru/article/?object=00364

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010