Василий поручает испытание будущих клириков конвикту, в котором сообща жили пресвитеры, диаконы и кандидаты на священнические и церковные должности 1670 . Но понятно такие замечания о достоинствах пастыря недостаточно рисуют идеал пастыря, как понимали его в церкви с IV века. Однако ж мы не лишены возможности ознакомиться с этим идеалом. Лучшие из церковных писателей этого времени носили в своей душе самый определённый и при том высокий идеал пастыря церкви и отпечатлевали этот идеал в своих сочинениях. Познакомимся же прежде с этим идеалом, а потом посмотрим, каковыми были пастыри в действительности. Для восточной церкви идеал нравственно-общественного служения пастыря начертан в сочинении Златоуста: „Слова о священстве“ и отчасти в творениях Григория Богослова . Вот требования, какие предъявляет Златоуст в отношении к нравственной жизни пастыря. „Так как священно-служение совершается на земле, но по чиноположению небесному, то совершитель этого служения должен быть настолько чист, что как бы он стоял на небе посреди небесных сил“ 1671 . Обязанность священника требует от него „ангельского совершенства“, почему „священник должен иметь душу чище самых лучей солнечных“ 1672 . По замечанию Григория Богослова пастыри должны быть „небесны“ 1673 . Что же требуется от пастыря церкви при пспол- —433— нении им своего назначения? Священник должен весь обратиться во внимание касательно себя и своего поведения. „Священнику, говорит Златоуст, надлежит быть дальновидну, смотреть тысячей глаз, потому что он живёт не для себя одного, а для такого множества людей“ 1674 . Подчинённые, разъясняет Златоуст, обыкновенно смотрят на поведение высших, как на образец для себя и стараются во всём подражать им. Невозможно, невозможно священнику скрыть свои слабости. Малейшие его недостатки немедленно делаются известны. Почему душа священника должна по всем направлениям блистать красотой, дабы души взирающих могли заимствовать от него свет“ 1675 . Далее, – Златоуст разъясняет, что обязанности священника настолько разносторонни, что он должен состоять как бы из самых крайних противоположностей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сими и прочими безчисленными виды доблестей отца нашего ублажи Бог и благослови и зело. Проповедает сия пустыня преложением во благочестивых жительства, возвещают при реках и езерах дебри пременением во спасаемых общежительства и скиты, благовествуют от зверей угнеждаемыя 1670 горы преобращением в молитвенныя домы, вопиют пещеры и вертепы от язвин 1671 лисов преселением в и единствующых 1672 постников, светло возглашают и вси поморстии брези и островы, приемлюще и упокоевающе общежительства Андреева корабли и Оставляю самем вещем, предивно сгромажденным, собою доблести Андреевы зрящим казати: тако киновиом пространным основанием и изрядным ограждением, яко храмом молитвенным отвне достолепотством, отвнутрь пречюдным святых икон украшением, позлащенных светлоблещанием, изобилным кандил и лампад огневозжением и премножеством священных книг обогащением; тако монастырским службам, внутрь келарским и казначейским, своими уборствы 1673 , храмов и житниц и прочих доволств изяществы, яко общежительным братским службам в различных местах доволными строительстве! и нескудными преисполнении. Оставляю и самому братству Андреово в собрании тех и настоятельстве тщание ясно объявляти своим многочислием и благочинным руковождением елико мужескаго пола, селико 1674 девственнаго лика, елико церковнаго клира, селико иноческаго чина, елико старческаго ряда, селико болничнаго сонма, елико художников количествам, селико трудников качествам, елико словеснейшей 1675 части, селико простосердечнейшей чади, елико витиам гласити, селико всему множеству покиванием помавати, елико окрестным и ближним, селико странным и далним, иже во причастии Андреевых благодеяний видом и слухом бывшым. Како же оставлю и како молчанием прейду Андреово о благочестии храборство и о отеческом древлеросийском (до смущения) церквосодержании с посланным от Синода еромонахом борение и книгою, юже сочини на вопросы еромонаховы, дивную победу, ибо не точию еромонаху оному адом на благочестие зияющыя уста затче 1676 , но и прочия новолюбцы в недоумение введе, яко и самый Синод ктому не потязовати о вере извести, убо и высочайшыя персоны не гневатися на нас, яко на злодеев, утиши, и всякий началствующих чин и общий народ, яко к и сущим сыновом росийским примири, и всяк зол глагол, движущий на нас, изничтожи и всякое клеветание без вести сотвори 1677 . К сим и староцерковнаго содержания рачители толико ползова, елико вси мужественно пребывати во отеческих пределех утвердишася и колеблющийся не сумнятися известишася, и просто: ему же бы видети случила, любезно прочитати убедила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В постройке XV найдено также десять крестов-тельников и их фрагментов 1351, 1356, 1376, 1383, 1385, 1467, 1468, 1834, 2266, 2272), фрагмент энколпиона 670, изображение неразборчиво), две простые пуговицы 1571, d 0.4 и 1529, d 1.1), круглая накладка с четырьмя листовидными отростками 1837. 3,3×3,25), сердцевидная привеска с изображением креста 1786, о них см. ниже). Нельзя утверждать с полной уверенностью, что они были изготовлены именно здесь, так как на это не указывают ни серийность находок, ни технологические признаки. К бронзолитейному делу, очевидно, имеет отношение постройка XIV (яма 98, 2002 год), относящаяся к усадьбе XVI века, приблизительно две трети площади которой вошли в пределы раскопа 56. На это указывает большой размер печи, несколько серийных вещей и находок с неудалёнными пороками литья в этой постройке, наличие большого количества фрагментов тиглей, бронзовых капель, шлака на территории усадьбы, в том числе в постройках VII (яма 450. 2001 год) и XIV, находка сорока отливок пятилепестковых бляшек-розеток 1919 (рис. 2:12)) в яме 165. Также отнесённой нами к периоду существования усадьбы. Правда, в сравнении с мастерской XV производство здесь, возможно, было не таким интенсивным или быстро прервалось пожаром, в котором погибла постройка. В вещевой комплекс постройки XIV входят: щитково-срединные перстни с овальным щитком с двойным гравированным циркульным орнаментом 1506, d–2 (рис. 2:11); 1752: 1670, d 1.9; 2170. яма 98а), пластинчатые перстни без орнамента 1971: 1812. л. ш., яма 98а); ещё два таких перстня найдены на территории усадьбы 207, 1675): бляшки-розетки 2177: 2268, л. ш.). В яме 98б найдена отливка двух круглых пуговиц с литейным швом 2145, d 0,5). На территории усадьбы обнаружено ещё четыре таких пуговицы 1352, 2001 год: 114. л. ш.; 1388, 2001 год. л. ш.; 1460, 2001 год), четыре пуговицы d 0,8 из свинцово-оловянистого сплава 1184, 1389, 1439, 1615, все 2001 год) и бронзовая пуговица с литейным швом 143. d 0,9), которая, видимо, попала в колодец (яма 541) в процессе его строительства. В яме 559, которая является рвом ограды усадьбы и датирована монетами конца XV–XVI века, был найден фрагмент каменной формы для отливки круглых привесок с изображением процветшего креста (d 3 без ушка) (рис. 4:1). Почти идентичная, но меньшего размера, привеска из Новгорода датируется М. В. Седовой от начала XIII до начала XIV века 492 . На наш взгляд, эта находка подтверждает мнение С. В. Гнутовой о том, что среди образцов медного литья «преобладают варианты и реплики ранних памятников, постоянно тиражировавшиеся и мигрировавшие на протяжении нескольких столетий по всей территории России и за её пределами» 493 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Селенгинск. В 1670 году возник у русских важный спор с Китаем по тому поводу, что тунгусский князек Гантимир с сорока человеками своих улусников перешел на русскую сторону. Китайцы сочли это поводом к войне и начали снова нападать на русские остроги. По этому делу в 1675 году ездил посланником от царя переводчик Спафари, но воротился безуспешно. На обратном пути из Пекина, он приказывал нерчинскому воеводе не тревожить больше Амура; но этот приказ не исполнялся. На берегах Амура появлялись новые служилые люди и строили новые остроги. Племена, обитавшие на Амуре, натки и гиляки, подущаемые китайцами, не хотели платить ясака и беспрестанно тревожили русские остроги. Война шла несколько лет. Наконец, в 1685 году, уже все остроги были разорены; оставался только Албазин, город, состоявший под начальством храброго воеводы Толбузина. Осажденный многочисленным китайским войском, Толбузин должен был уйти. Албазин был разорен; но в следующем году Толбузин явился снова и возобновил его. Китайское войско не замедлило явиться опять под Албазином. Толбузин был убит; место его заступил казачий атаман Бейтон и храбро отстаивал город против осаждавших, но китайцы получили приказание прекратить неприязненные действия, потому что из России опять ехал посол, окольничий Федор Алексеевич Головин с большою свитою более двух тысяч человек. Китайский император со своей стороны выслал в Нерчинск посольство, в котором важное место занимали одетые по-китайски двое иезуитов: испанец Перейра и француз Жербильон. Их сопровождало войско из 15000 человек. В августе 1689 года открылись переговоры между послами под Нерчинском в шатрах. Разбивкою этих шатров занимался бывший гетман малороссийский Демьян Многогришный, в то время бывший в звании сына боярского. Переговоры велись на латинском языке через иезуитов. Русский посол старался всеми силами оттянуть от китайцев побольше " землиц " , но китайцы начали возмущать против русских окрестное население: бурят и онкотов, придвинули прибывшее с ними войско и грозили войною.

http://sedmitza.ru/lib/text/435666/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОРОЗОВА Феодосия Прокопьевна (в иночестве Феодора) (21.05.1632, Москва - 2.11.1675, Пафнутиев Боровский мон-рь), боярыня, активная деятельница раннего периода старообрядчества . Основным источником сведений о ее жизни является «Житие боярыни Морозовой», написанное ее старшим братом Федором Соковниным (авторство доказано Н. В. Понырко). Род. в семье московского дворянина Прокопия Федоровича Соковнина и его жены Анисьи Никитичны (урожд. Наумовой). П. Ф. Соковнин († 1662) первоначально служил воеводой в отдаленных городах: на Мезени и в Кевроле (1624-1626), в Енисейске (1634-1636), в 1631-1634 гг. был посланником в Крыму. После 1648 г. как родственник первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской занял видное положение при царском дворе; на царской свадьбе в янв. 1648 г. шел за санями невесты, в 1650 г. получил чин окольничего, в 1650-1652 гг. сопровождал царя в загородных поездках, в 1654-1656 гг. оставался в Москве «оберегать царицу». Старший сын П. Ф. Соковнина добился еще больших успехов: стольник (1648-1669), дворецкий царицы (1669), думный дворянин (1670), окольничий (1676-1682), боярин (с 1682) ( Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. М., 1887. Т. 2. С. 403-404). Положение Соковниных при царском дворе укрепил брак (в 1649) старшей дочери П. Ф. Соковнина Феодосии с боярином Г. И. Морозовым, братом крупнейшего землевладельца своего времени Б. И. Морозова (ок. 1590 (ок. 1600?) - 1661), к-рый был воспитателем царя Алексея Михайловича и его свояком (2-м браком был женат на сестре царицы, Анне Ильиничне Милославской). В дальнейшем принадлежность ближайших родственников М. к высшим придворным кругам и ее самой к придворной элите не смогла поколебать твердости М. в исповедании дореформенного благочестия, но во многом повлияла на отношение царя к ее оппозиционным настроениям. В 1650 г. М. родила сына Ивана, он унаследовал громадное состояние не только своего отца, но и дяди, Б.

http://pravenc.ru/text/2564174.html

– Г(ригорий) Ник(олаевич), – сказал сын купцу, – Вы ведь отпускаете в долг бумагу по просьбе 1660 Катца и Попова, а по моей не хотите? – Какой вздор. Я раз велел 1661 молодцам накласть им 1662 по шее. Рази я сумасшедший, буду знаться со всякой сволочью. Никита Петрович знал теорию музыки, но сомнительно, чтобы обладал музыкальным и тонким слухом, некоторые звуки не были доступны его слуху: напр(имер), кузнечика, 1663 стрекозы, сверчка. Н(икита) П(етрович) слушал с удовольствием дисгармоническое пение крестьянских баб, 1664 нравилось ему также гнуслявое пение «калик перехожих». Однако наверное можно полагать, что Н(икита) П(етрович) был большой любитель русских народных мотивов. Пение Славянского 1665 приводило Н(икиту) П(етровича) в восторг. Однажды один 1666 хороший знакомый Н(икиты) П(етровича), музыкант Кашперов, 1667 предложил Н(иките) П(етровичу) послушать у себя на дому пение Додонова, 1668 на что Н(икита) П(етрович) охотно согласился. Послушать пение упомянутого певца в квартире Н(икиты) П(етровича) собралось немало гостей. За ужином, после концерта, Н(икита) П(етрович) сказал Додонову: «Я даже не рад, что вы приехали». Д(одонов), естественно, покраснел, а один из гостей заметил Н(иките) П(етровичу): 1669 – «Какой комплимент вы отпустили Додонову». – «Я хотел 1670 выразить свое восхищение», – ответил Н(икита) П(етрович). В первом нумере «Радуги» был помещен текст некоторых 1671 русских песен, петых Славянским; одна из них начиналась словами в сентитюровом капоте. 1672 Слова эти заслужили насмешки многих из подписчиков. Н(икита) П(етрович) был окружен льстецами и хитрецами. Две особы женского пола (остатки прежнего бабского царства): одна переводчица телеграмм, а другая ничего, так себе, 1673 по старой памяти проживавшие в д(оме) Бетлинг, в (18)79 г. в своих интересах подговорили Н(икиту) П(етровича) купить фисгармонию: – Вы такой знаток музыки и т. д. Желание особ исполнилось. Превосходная фисгармония была поставлена в зал около кабинета. Уж и как же 1674 принялись Янькова и Орлова наяривать! 1675 Инда меха лопнули у 400-р(ублевого) инструмента. Была куплена за 60 р(ублей) и гитара, доставшаяся А(вдотье) Иванов(не) Орловой. Марков, управляющий фабрикой, был великий льстец. Увидав фисгармонию, он понял, «где раки зимуют», и стал намекать Н(иките) П(етровичу), что ему весьма полезно при сидячей жизни физический труд. Марков, проживая частенько подолгу в квартире Н(икиты) П(етровича), задумал учиться слесарному мастерству, мечтая открыть слесарное заведение: был куплен за 600 р(ублей) токарный станок для железных и стальных предметов, который был Марковым испорчен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Милостивый и великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец. Пожалуй меня, богомольца своего, и убогих и гладных крестьянишек Ферапонтова монастыря, не вели, государь, их на правеже насмерть забить и вели, государь, не замотчав, свой милостивой указ к нему, Ивану Чаплину, послать. Приложения Л. 201 ...с служкою с Ывашком Фалиным. – О служке Ивашке Фалине (Фалалееве) см.: Примечания. Л. 161. ...монастырского служку Митьку Яковлева. – Монастырский служка Митька Яковлев упоминается среди жителей Ферапонтова монастыря, допрошенных 26 ноября 1673 г. стряпчим К. Лопухиным в связи с жалобами ссыльного патриарха Никона царю на плохое содержание – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч.З, л. 81 – 88. Известно также, что в январе 1674 г. с другим служкой Офонькой Алексеевым Митька Яковлев сопровождал старца Мардария, который вез письма патриарха Никона в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 3, л. 118 (челобитная пристава С. Наумова царю Алексею Михайловичу). а На обороте первого столбца (л. 201 об.) две пометы скорописью: одна – почерком всего документа об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу; вторая – о доставке документа сделана другим почерком 183 (1675)-го июля в 11-й де[нь] Ферапонтова монастыря с слушкою с Ывашком Фалелеевым. Сохранилась половина круглой восковой печати черного цвета. Б Слово на месте прорези для печати 33. Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (после 17 июня) РГАДА, ф. 27, оп. 1, Л. 140а, ч. 4, л. 203 – 204. Столбец из двух сставов. Писцовая скоропись, идентичная почерку предыдущего документа (л. 201 – 202). Филигрань «Гербовый щит» типа: Хивуд 1950, (1670). Челобитная датирована по дате, указанной в самой челобитной. (л. 203) Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьет челом богомолец твой, смиренный Никон патриарх . В прошлом, государь, во 182 (1673)-м году ноября в 24–й де[нь] присылал ты, великий государь, ко мне, богомольцу своему, стряпчего своего Козму Лопухина с наказною росписью, по чему давать мне, богомольцу твоему, с которого монастыря, з белозсрских и с вологоцких, хлебных и столовых запасов в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Характерно при этом, что высота таких оглавий, как правило, более ширины, что придает им вид футляра, слишком крупного для продергивания сквозь него шнура или цепи (ил. 4). Возникает соблазн видеть здесь соответствующий духу времени феномен соединения иконы и реликвии, имеющей прямое отношение к легенде св. Лика. Вся литературная история преданий об Авгаре строится на сосуществовании двух мотивов – переписки Христа и Авгаря и истории Нерукотворного Образа 1664 . Первый сложился еще в IVb., но затем был вытеснен (в силу апотропеического характера текстов писем) сказаниями об Образе 1665 . Однако в греческую версию легенды об Авгаре, возникшую, вероятно, в 30-х гг. XI в., тексты писем вошли, причем в обстоятельном варианте с толкованием семипечатия 1666 . Эта традиция закономерно перешла в славянский мир, в частности, на Русь, где «Сказание об Авгаре» известно как в официальной литературе, так и в книгах, запрещенных для чтения 1667 . Практическое указание о том, в каких случаях помогает чтение и ношение посланий, перешло из греческих текстов в славянские 1668 . На распространенность этих обычаев на Руси указывает отдельная статья в перечне «книг истинных и ложных», где сказано об Авгаровом послании, «что на шее носят неразумнии и невегласи» 1669 . Все списки подобного рода восходят к единому протографу – Молитвеннику митрополита Киприана 1670 . Как мы видим, запрет касался только лишь Авгарова послания как откровенно ориентированного на языческие апотропеические заклинательные тексты 1671 . Письмо же Спасителя Эдесскому царю почиталось великой святыней и хранилось в специальном сосуде в той же Фаросской церкви императорского дворца, что и св. Лики на убрусе и на чрепии 1672 . Согласно Посланию Никиты Хониата , в 1195 г. при свержении Исаака II (Ангела) священный сосуд, в котором хранилось письмо Христа, был украден 1673 . Естественно, в качестве апотропеических текстов фигурировали сильно сокращенные письма, однако, будучи копиями «священной» переписки, они сохраняли функции реликвии. Издревле защитительные талисманы- послания выполнялись на камне, черепках, кусочках металла, папирусе и пергамене и бытовали очень широко (Греция, Сирия, Армения, Египет, Грузия, а позже – регионы исламского мира) 1674 . Согласно древнейшим правилам, пластинка, частица пергамена или папируса с апотропеическим текстом складывалась надвое или сворачивалась в цилиндр, что, скорее всего, было вызвано практикой складывания писем 1675 . Что касается переписки Христа с Авгарем, то постепенно откровенно языческие тексты обрабатываются в духе христианства 1676 . В итоге она получает «прививку» на почве византийской культуры 1677 . Предположение об использовании переписки в качестве апотропеического амулета было впервые высказано Р. Липсиусом 1678 , что в дальнейшем было подтверждено находкой пергаменной надписи 1679 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1680 г. декабря 21 – 6 мая 1681 г. Ближний боярин Василий Семенович Волынский. В 144–166 гг. стольник, в 166–184 г. окольничий, с 184 г. боярин. 3 ноября 1670 г. в Разбойном приказе. Был посылаем: в 1663 и 1666 гг. в Швецию, в 1672 г. в Польшу, в 1675–1676 гг. в Вену. 21 декабря 1680 г. царь «указал: Посольский, Малороссийский, княжества Смоленского и Новгородский приказы, Устюжскую, Галицкую и Владимирскую чети ведать ближнему боярину и наместнику обдорскому В. С. Волынскому, а с ним думному дьяку Лукьяну Голосову, да прежним дьякам Вас. Бобинину, Ем. Украинцеву, Сем. Протопопову. А думному дьяку Лариону Иванову в Посольском приказе не сидеть». 27 февраля 1681 г. Государь «указал: Посольский, Малороссийский, княжества Смоленского и Новгородский приказы, Устюжскую, Галицкую и Владимирскую чети ведать е боярином В. С. Волынским думному дьяку Ем. Украинцеву». В мая 1681 г. сказано ему на воеводство в вел. Новгород. 10 июля приехал туда и принял город у кн. Хованского. Пробыл здесь по 14 декабря 1681 г. 16 сентября 1682 г. умер. 1682 г. мая 17 – 6 сентября 1689 г. Ближний боярин и наместник новгородский князь Василий Васильевич Голи ц ын – «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель» (так титулуется в 1685–1689 гг.). С 10 февраля по 19 июля 1689 г. в крымском походе. Сослан в ссылку 9 сентября 1689 г. Кроме Посольского заведывал приказами: Великие и Малые России, княжества Смоленского, Новгородской, Владимирской, Галицкой и Устюжской четвертями (уп. в 197–198 гг., Малороссийский уп. только 198 г.). См. выше стр. 46–47. 1689 г. сентябрь – 19 апреля 1699 г. Думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев. Еще 27 февраля 1681 г. велено было ведать Посольский приказ вместе с Волынским Украинцеву, т. е. он сделан как бы вторым начальником приказа; им он оставлен и 17 мая 1682 г. при назначение кн. В. В. Голицына; но с поступлением в приказ кн. А. В. Голицына Украинцев занял третье место здесь. После ссылки кн. Голицыных он является начальником приказа. В 1697–1699 гг. боярину Льву Кириловичу Нарышкину на время пребывания царя Петра за границей и отсутствия из Москвы поручаемы были все иностр. государств дела (заменял царя, начальником приказа оставался Украинцев). 19 апреля 1699 г. назначен посланником в Константинополь, выехал из Москвы 29 июля 1699 г.; называется: «чрезвычайный посланник, думный советник и наместник каргопольский». В Константинополе вместе с проездом пробыл год и 7 месяцев. 5 апреля 1702 г. был уже в Москве; писал: «служил я 42 года в Посольском и иных приказах». В 1707 г. был с кн. В. Л. Долгоруковым при комиссии, а по назначении Долгорукова в Данию Украинцеву велено остаться в Люблине «с характером министра». В июне 1708 г. отправлен из Польши в Венгрию к князю Ракоцию; 12 сентября с. г. в Венгрии умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В это время архиепископ Пацмани, сам бывший членом Общества Иисуса, открыл для иезуитов обширное поле деятельности в Венгрии и принялся с большим искусством за обращение мадьярского дворянства. Результатом его усилий были значительный рост католической партии и развитие иезуитских школ. Однако и в Венгрии начиная с 1670 года наиболее убедительными миссионерами были солдаты императора. Их действительная пропаганда обеспечила преобладание католицизму; и это преобладание немедленно отразилось в Венгрии, как и в других местах, большим числом иезуитских поселений. В 1679 году в этих весьма малонаселенных землях орден владел двадцатью резиденциями, пятью семинариями, десятью коллегиями и одной академией. Таким образом, во всех зависевших от немецких Габсбургов землях орден достиг около 1675 года своей цели. Протестантизм был уничтожен или, по крайней мере, лишен всех прав. Рим снова стал повелителем душ. Орден со своими шестью академиями, 55 коллегиями, 28 семинариями, пятью бесплатными пансионами утвердил свое господство над всем высшим образованием и, следовательно, над всей интеллектуальной жизнью. Но этот триумф иезуитов и католицизма имел еще другой результат: Австрия сильно обеднела; изгнание тысяч немецких и чешских семей привело к огромным потерям богатств, людей и интеллектуальных сил. В то же время Австрия оказалась исключенной из великого круга немецкой культуры, и за этим культурным отделением через двести лет неизбежно должно было последовать и политическое отделение. Решение, принятое в 1631 году протестантскими государями Германии, ввести в условия мира изгнание иезуитов из Германии имперским законом показывает, как высоко оценивали уже тогда влияние ордена его противники. Конечно, это влияние было очень сильно, но все же не следует его преувеличивать. Возлагать на орден ответственность за Тридцатилетнюю войну значит сильно переоценивать его могущество; изображать в виде настоящих дьяволов отца Ламормаини и других иезуитов значит впадать в смешное преувеличение. Эти люди были фанатиками, но они вовсе не являлись вероломными злодеями. Верно лишь, что орден всеми средствами поощрял воинственное ожесточение католической партии, всюду помогал ей энергично довести до конца контрреформацию и мешал заключению мира – не из-за любви к войне, а из желания обеспечить католической партии возможно большие выгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010