Северодвинск. Николаевский Корельский монастырь. Колокольня. Колокольня.    Год постройки:1700. Адрес: г. Северодвинск, Архангельское шоссе, 58 (территория завода ОАО " Севмаш " ) Координаты: 64.58315, 39.84681 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664-1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня.  Одновременно с Успенской ц. с ее зап. стороны была построена каменная колокольня, впервые упомянутая в отписи игум. Тихону от 22 дек. 1674 г. (ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 655. Л. 17). Согласно описанию 1894 г., колокольня стояла «в одной связи» с Успенской ц., «в вышину до звону 7 сажен 1 аршин, а от звону до креста 7 сажен, об одной главе [каменной], на к-рой крест деревянный осмиконечный, выкрашен желтою краскою; оная колоколня в два яруса, с низу до звону четвероугольная, а в звоне до шатра осмигранная с осмью окнами, на ней шатер каменный, осмигранный с 8 небольшими слуховыми окошками без окончин, на коем железныя скобы от звону до креста, коих числом 21. Покрыты - глава, над звоном арки и ниже звона четыре наугольника,- листовым железом, и выкрашены ярью медянкою на масле. На оную ход из паперти, двери деревянныя плотничной работы; на крюках и петлях железных со скобами, выкрашены черною краскою, стеною две лестницы каменныя с одним окном, в коем окончина стекляная, без решетки; пол на ней деревянный» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 301. Л. 4 об.- 5). В 1897-1898 гг. колокольня была перестроена. К 2015 г. верхняя половина колокольни утрачена (сгорела в 1933), сохранившаяся ее часть не используется. Создание архитектурного комплекса мон-ря завершилось в 1684 г. строительством каменных переходов с 2 «большими и хорошего чертежа и фасада крыльцами», соединивших Никольский собор, колокольню и Успенскую ц. К 2015 г. переходы не использовались и частично находились в аварийном состоянии, за исключением галереи, пристроенной к сев. стене Никольского собора, в к-рой в 2005 г. устроен придел святых Евфимия, Антония и Феликса.

http://sobory.ru/article/?object=37712

здоровье, которые дали обет не употреблять креп. напитков), 309 (Гр. 1642 г. царицы Евдокии Лукьян. игум. Маркелу о прилич. в нем содержании старца Андрея Булатникова, восприемн. цар. детей), 331 (Ц. гр. 1621 г. иг. Иринарху о строжайшем наблюдении монаст. устава); 149 (Две гр. 1664 г. с испрашиванием денег на ратн. людей и благодарностью за присылку), 160 (Ц. гр. 1667 г. с увещанием инокам быть в послуш. у присланного в м-рь архим. Иосифа и не повиноваться самовольно выбран. келарю Азарию), 168 (Ц. гр. 1669 г. арх. Иосифу о запрещ. привозить в м-рь съест. припасы, по случаю обнаружив. там мятежа), 171 (Ц. гр. 1669 г. арх. Иосифу об отпуске съест. прип. пойман. и заключ. в тюрьму Солов. мятежник., Азарию и др.), 191 (Ц. гр. 1673 г. к Солов. мятежникам с увещ. покориться и отправлять богослуж. по новоисчр. печатн. книгам), 197 (Ц. гр. 1674 г. в Сумский острог, собор. старцу Игнатию об отпуске хлеб. запасов на годовое пропитание ратным людям, послан. с воеводою Мещериным на Солов. остр. против тамошних мятежников), 203 (Ц. гр. 1675 г. туда же и о том же), 215 (Дело 1676–1677 г. воев. Ив. Мещеринова о противозак. его действиях при взятии Солов. м-ря), 232 (Наказ 1679 г. Солов. монаст. собора доводчику Карнилу Аникиеву), 238 (Ц. гр. 1680 г. арх. Макарию с дозвол. построить городок в Сум. остроге на место прежнего), 322 (Ц. гр. 1647 г. игум. Илье о запрещ. старцам держать по кельям хмельн. питье); “Акты истор.», IV, 188 (Ц. гр. 1666 г. о дозволении людям м-ря ловить рыбу на Мурман. берегу для монастыр. обихода беспошлинно; архим. Варфоломей), 189 (Ц. гр. 1666 г. о продаже м-рю на Ярослав. посаде пустого дворов. места для постр. подворья), 194 (Ц. гр. 1667 г. о непритеснении монаст. крестьян Керецкой вол.; арх. Варфоломей; 1670 г. строит. старец Иринарх), 198 (Ц. гр. 1667 г. о дозвол. монаст. крестьянам покуп. хлеб в Арханг. и Холмогорах), 207 (Ц. гр. 1668–1674 г. архим. Иосифу о приеме в казну слюды), 208 (Ц. гр. 1669 г. о запрещ. выбирать на службу монаст. крестьян; строит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

– Боголеп , 1669. – Лаврентий , 1677. Образского, из-за Великопольских ворот, в Пскове Игум. Евстратий , в дек. 1630. Строит. Макарий , 1675. Мнтрь приписан к Псковскому архиерейскому дому 1687. Сретенского, из-за Великих ворот, в Пскове, иг-нья Варвара , 1585, 1595. III, 496. Варварского, из-за Петровских ворот, в Пскове, иг-нья Аполлинария , 1668. Толвицкого Введенского строит. Варлаам , 1670. VI, 245. Надолбина Спасского, в Пскове, Строит. Ферапонт , в февр. 1646. – Амвросий , в окт. 1658. – Павел , 1679. Тогда мнтрь присоединён к Саввину Сторожевскому. Покровского, что в Озерье. строит. Венедикт , 1681. Дмитриевского, что в Поле, в Пскове, строит. Амвросий , 1688–77. Спасо-Преображенского Пусторжевского строит. Спиридон , 1670. VI, 601. Хвоинского (Хвощинского) Николаевского (от Новоржева в 5 верстах) строит. Спиридон Голохвастов , 1668–71, сент. Пустынь сию строил старец Зосима Зеленин около 1627. 9 мар. 1659 велено этот мнтрь строить и ведать Серебреницкому строителю Иоасафу Кобылину . IV, 880. Кулюбацкого, Исаевы пустыни, Великолуцкого Строит. Феодосий , в мар. 1659. – Антоний , 1672–78. Илиинского Великолуцкого Строит. Исаия , 1671. – Савватий , 1684. IV, 290. Изборского Рождественского иг-нья Ираида , 1674–77. Снасыревского Николаевского (в Великолуцком уезде) строит. Иона ,1592. V, 367. Опочецкого Особного Успенского иг-нья Зиновия , 1624. Иоаннопредтечева, в Торопце, иг-нья Маремиана , 1628 и 29. VI, 141. Скнятина строит. Пахомий , 1695; Иона , 1728. V, 96. Молочкова строит. Аарон , 1708. IV, 531. С Клинска Николаевского строит. Митрофан , 1626. VI, 732. Щировский Николаевский существовал 1582. V, 98. Морипчельский запустел от Литвы 1611. Приписан к Новгородскому архиерейскому дому 31 окт. 1677. V, 144. Немчинов, близ Морипчельского, возобновлён дьяком Никифором Шипулиным 1639; приписан к архиерейскому дому 1677. Липицкий Успенский (Луцкого уезда, Липицкого стана, над озером Совкотом). Николаевский Великолуцкий (на посаде) 1660. Серебреницкий, Димитрия Селунского, Великолуцкий, присоединён к тамошнему Троице-Сергиеву 10 июля 1700. Строит. Иаосаф Кобылин , в июле 1657, в мар. 1659.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макарьев. Макариев-Унженский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Успения Пресвятой Богородицы Собор Троицы Живоначальной Церковь Макария Унженского и Желтоводского Церковь Николая Чудотворца Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Братский корпус и трапезная. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/H_R.html и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Унженский Макарьев Троицкий монастырь, 1 класса, в городе Макарьеве, на правом берегу реки Унжи. Основан в 1439 году Макарием Унженским (см. 25 июля). В монастыре пять каменных церквей: Троицкая, посреди монастыря, построенная в 1664-1670 году игуменом святым Митрофаном Воронежским, Макарьевская, на юго-западе от Троицкой, построенная в 1670-1674 годах, Благовещенская, на южной стороне, построенная в 1680 году, Никольская, над святыми воротами, на восточной стороне, и Успенская — на западной. Монастырь окружен каменной оградою, построенной в период 1754-1764 годы. В Троицком соборе, в богатой раке, почивают святые мощи пр. Макария. Здесь же хранится чудотворная Макарьевская икона Божией Матери — список с чудотворной иконы, чудесно явившейся в 1442 году пр. Макарию, сделанный его учениками; изображение на этой святой иконе напоминает икону Смоленскую — Одигитрию. В 1626 и 1690 годах, несмотря на бывшие в обители сильные пожары, святая икона чудесно оставалась невредимою; впоследствии она прославилась многими благодатными знамениями. Празднество в честь ее совершается в монастыре 17 сентября. В монастыре также находится древняя чтимая икона пр. Макария, которую в 1890 году разрешено переносить ежегодно с крестным ходом в город Унжу, где она остается с 15 июня по 1 июля. Недалеко от монастыря находится колодец, выкопанный пр. Макарием. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь был основан преподобным Макарием Унженским и Желтоводским в 1439 году на правом берегу реки Унжи в 20 верстах вниз по течению от одноименного города (ныне - село Унжа Макарьевского района Костромской области).

http://sobory.ru/article/?object=00163

Это известие сообщено Олеарием от 1656 года по слухам (сам он был в Москве не позже 1639 г.). Гораздо яснее и достовернее сказки и данные записи, напечатанные в Собрании государственных грамот и договоров. По этим сказкам и данным, в 1653 году построены в слободе две церкви – одна при пасторе Фаденрехте, а другая при пасторе Кравинкеле; в 1661 г. находившийся на русской службе генерал Бауман построил третью церковь , называемую обыкновенно «officire Kirche» или «Ecclesia Militans». Пастором при ней был Фокеродт, который в 1657 г. привезен был из Копенгагена генералом Бауманом 77 . В 1670 г. на участке того же Баумана появилась, как увидим подробнее, четвертая церковь , называвшаяся большей частью новой киркой (die neue Kirche) 78 . Из этих четырех церквей только одна была реформатская вторая, при которой пастором был Кравинкель; три же остальные – лютеранские 79 . Кроме того, лютеране имели еще михайловскую церковь , построенную в 1643 году у нынешних Красных ворот. Рассказ Грота, будто Алексей Михайлович, проезжая со своим духовником мимо этой кирки и, приняв ее за православную церковь , перекрестился, но узнав свой ошибку тотчас велел перенести ее в новую иноземную слободу (на Демидовскую гору в 1646 г.) не заслуживает доверия 80 . Во-первых, Олеарий (во втором издании своего сочинения, вышедшем в 1651 году), излагая все, какие только мог собрать, сведения об евангелических церквах в Москве, ничего не говорит об этом странном случае; во-вторых, при устройстве слободы в 1653 году эта церковь продолжала существовать на том же жесте, какое было отведено ей указом 1643 года 81 . Дальнейшая судьба этой кирки не известна. В 1673 году, когда секретарь русского посольства Лаврентий Рингубер был в Вене, и по требованию тамошних властей представлял подробное описание всех лютеранских церквей в России, Михайловской кирки уже не было, по крайней мере, в его перечне не видно 82 . Шведсий посол Иоанн Филипп Киебургер, бывший в Москве в 1674 году, насчитывает в ней три лютеранские церкви, построенные в 1653, 1661 и 1670 году, и одну реформатскую, при чем поименовывает известных нам пасторов; но о лютеранской кирке 1643 года не упоминает.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

В то же время Никон пополнял келейное книжное собрание литературой богословской: 16 января 1669 г. ему была прислана книга «четья Григория Богослова » 1309 , 2 марта книга Ефрема Сирина печатная 1310 , в июле Никон получил книгу «письменную» «Беседы евангельские» 1311 и просил прислать ему «книгу Никона Великого» 1312 ; летом через пристава Степана Наумова патриарх затребовал прислать из Кириллова монастыря сразу несколько книг, содержащих толкования святых отцов на тексты Священного Писания: «Беседы евангелские толковые, печатные» или «ино еще три евангелиста..., хотя писмяные», «Апостол толковой и с соборны посланиим, и з Деянием», «Псалтырь толковая болшая Максимова Грека переводу» 1313 ; весной 1670 г. патриарх Никон получил из Кириллова монастыря печатные книги «Соборник цветной» 1314 и «Маргарит» Иоанна Златоуста 1315 ; в феврале 1670 г. среди книг, находящихся в келье патриарха Никона , упоминается сборник с сочинениями Иоанна Лествичника 1316 ; в марте 1674 г. патриарх Никон заказалв библиотеке Кириллова монастыря и вскоре получил рукописный сборник с сочинениями Григория Синаита «в полдесть, в черной коже, да з Дорофеем» 1317 . В январе 1669 г. патриарху Никону по его просьбе из Кириллова монастыря была привезена Библия 1318 . Судя по заказам, которые делал патриарх Никон в библиотеку Кириллова монастыря, его интерес к событиям отечественной и всемирной истории, отразившийся на составе келейной библиотеки Воскресенского монастыря, не угас и в Ферапонтовом монастыре: 16 января 1669 г. он требовал «ко чтению» «книгу Летописец греческой и киевской и руской, буде не в одном месте переплетены, ино и по розным книгам...» 1319 ; а в июле того же года «Летописец великий – гранограф» 1320 . 2 . Запрос и доставка книг для патриарха Никона осуществлялась через приставов С. Наумова и С. Шайсупова, которые в своих челобитных властям северных монастырей в мельчайших подробностях излагали пожелания Никона относительно того или иного экземпляра, описывали внешний вид книг, которые запрашивал патриарх Никон .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIX в. в монастырской ризнице хранились вклады в З. м. церковной утвари и книг, сделанные первыми царями династии Романовых. Среди них - старопечатные Апостол в досках, обложенных кожей, с подписью от имени царя Михаила Феодоровича от 5 апр. 7146 г.; Четвероевангелие 7135 г. в досках, обложенных синим бархатом, с дарственными надписями 1642 г.; Пятидесятница и Цветная Триодь, подаренные царем Алексеем Михайловичем в 1670 г. Царем Алексеем Михайловичем для З. м. был заказан (1653) напрестольный серебряный (вызолоченный) крест-мощевик чеканной работы, с драгоценными камнями, на оборотной стороне к-рого было 20 частиц св. мощей. Царских выходов в З. м. записано сравнительно немного (царь Алексей Михайлович побывал в З. м. 22 марта 1666, 24 апр. 1668, 21 мая 1674, в апр. 1675), но прослеживается определенная связь этих посещений с приездами в дни празднования памяти свт. Алексия, митр. Московского, в девичьи мон-ри, расположенные выше Кремля по р. Москве (напр., в 1674 г., «Мая 21 день в четверток… изволил идти из села Хорошева к Москве и был в монастырех в Алексеевском, в Зачатейском, в Ново-девиче монастыре»). Посещений царя Феодора Алексеевича упомянуто еще меньше, и они связаны с традиц. датами походов по мон-рям (на сырной неделе 9 февр. и «во вторник Мироносицкой недели» 16 апр.). Из особенностей богослужения в XVII в. отмечается приход в 80-90-х гг. на храмовые праздники Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы и Рождества Пресв. Богородицы в З. м. архиерея (его посылали, «когда Властем съезд на Москве») или чаще игумена мон-ря (обычно Сретенского). Изменения в гос. и церковной жизни России эпохи имп. Петра I затронули З. м., экономическое состояние к-рого на рубеже XVII и XVIII вв. стало незавидным. Основным источником существования была царская руга, к-рую жаловали только игумении с сестрами, но не церковному клиру («…попом с причетники руги не давать, а кормитца им церковником прихоцкими людми» - Розметная книга г.// Забелин. 1884. Стб. 487). В приходе З. м. тогда насчитывалось только 28 дворов из прежних 150, вскоре их число сократилось до 24.

http://pravenc.ru/text/182731.html

Л. 235 Да благослови тя душа моя, и благо ти будетъ во вся дни живота твоего. – Ср.: Пс. 127:5 . «Егда сотвориши обдь или вечерю... воздано же ти будет во Царствии Божии». – Лк. 14:12–14 . 37 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (вторая половина года) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а,. ч. 4, л. 237. Писцовая скоропись. Филигрань «Гербовый щит» типа: Хивуд 1950, 439 (1670). Челобитная датирована по упоминанию Никоном о составе «хлбных, столовых и рыбных» запасов, положенных ему к выдаче из Кириллова монастыря по указу царя: о невыполнении монастырскими властями царского указа о снабжении патриарха Никона неоднократно вспоминается в его челобитных в Москву в 1675 г. Царю государю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу! Бьет челомъ нищей твой богомолець Никонъ патриархъ . В прошломъ, во 175 (1666)-м, году сослан я по твоему, государеву, указу в Ферапонтовъ монастырь. А указано меня, богомольца твоего, с первых годов Ферапонтовыми да Кириловым монастырями кормить, и велено мн понадобью обиход всякой давать. И я тмъ и питался. А со 182 (1674)-го году указал ты, великий государь, кром Ферапонтова монастыря с Кирилова монастыря з белозерскими и с вологоцкими монастырями давать хлба и столовых запасов урошной. И на 182 (1674)-й год Кирилова монастыря архимаритъ з братьею хлбной столовой запас дали. И на 183 (1675)-й год хлбной запас и столовых запасов небольшое дали, а рыбных запасов – белуг, осетров, тешь межукостных, икры, вязиги, масла ореховово, и мирскими людемъ мяс не дали, и во всем отказали. А в Ферапонтове монастыр кром млкие рыбы – окуньковъ и ершей, крупной никакой нтъ, и кормитца мн, богомольцу твоему, нчемъ, помираю голодною смертию. Милосердый государь царь и великий князь Алексий Михайловичь всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержець, пожалуй меня, богомольца своего, вели, государь, в Белозере ловить про мой обиход, богомольца твоего; в кои времяна неводом ловят – неводом ловить, в кое время тагасами ловят – вели тагасомъ ловить, а в кое время кереводами ловят – кереводами ловить, а в кои времяна переметы мечютъ – вели, государь, переметами мережными и удными чтоб мн, богомольцу твоему, з братьею голодною смертию не помереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

«Егда сотвориши обед или вечерю... воздано же ти будет во Царствии Божии». – Лк. 14:12 – 14 . а На обороте первого столбца (л. 229 об.) две пометы скорописью: первая – почерком всего документа об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу; вторая – о доставке документа – сделана другим почерком 184 (1675)-го декабря в 5–й де[нь]. Здесь же имеется вдавленное место от круглой восковой печати черного цвета. Б В ркп. слово написано дважды. В В ркп. слово между строк. Г Испр. мной; в ркп. сасадили. 37.Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (вторая половина года) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 237. Писцовая скоропись. Филигрань «Гербовый щит» типа: Хивуд 1950, (1670). Челобитная датирована по упоминанию Никоном о составе «хлебных, столовых и рыбных» запасов, положенных ему к выдаче из Кириллова монастыря по указу царя: о невыполнении монастырскими властями царского указа о снабжении патриарха Никона неоднократно вспоминается в его челобитных в Москву в 1675 г. Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу! Бьет челом нищей твой богомолец Никон патриарх . В прошлом, во 175 (1666)-м, году сослан я по твоему, государеву, указу в Ферапонтове монастырь. А указано меня, богомольца твоего, с первых годов Ферапонтовым да Кириловым монастырями кормить, и велено мне понадобью обиход всякой давать. И я тем и питался. А со 182 (1674)-го году указал ты, великий государь, кроме Ферапонтова монастыря с Кирилова монастыря з белозерскими и с вологоцкими монастырями давать хлеба и столовых запасов урошной. И на 182 (1674)-й год Кирилова монастыря архимарит з братьею хлебной столовой запас дали. И на 183 (1675)-й год хлебной запас и столовых запасов небольшое дали, а рыбных запасов – белуг, осетров, теш межукостных, икры, вязиги, масла ореховово, и мирским людем мяс не дали, и во всем отказали. А в Ферапонтове монастыре кроме мелкие рыбы – окуньков и ер- шей, крупной никакой нет, и кормитца мне, богомольцу твоему, нечем, помираю голодною смертию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 1674 года все три верные исповедницы старого обряда были приведены на Ямский двор для последних убеждений. Там уже были князь Иван Воротынский, князь Яков Одоевский и Василий Волынский. В их присутствии всех трех женщин по очереди подняли на дыбу; после дыбы и ряда других пыток их полунагими бросили на снег и затем еще били плетьми. В то же время на Болоте за Москвой для Морозовой готовили костер для ее сожжения, но бояре переубедили видимо, возмутясь предстоящей необычайной казнью видной представительницы одной из шестнадцати высших аристократических семейств Московского После трех дней пытки Морозова была перевезена в Новодевичий монастырь и оттуда на Хамовники. Тогда за мученицу-боярыню вступилась царевна Ирина Михайловна, сестра царя, которая в 1654 году послала в Тобольск ризы для протопопа Аввакума: “Почто, братец, не лепоту твориши и вдову оную бедную помыкаешь с места на место. Не хорошо, братец. Достойно было помнить службы Борисовы [дядьки государя] и Глебовы [мужа Феодосии-Феодоры]”. В отместку за заступничество царевны Алексей Михайлович осенью 1674 года приказал перевезти Морозову, Урусову и Данилову в особенно строгую тюрьму в Рождественском монастыре в Боровске. Во время своего заключения узницы страдали не только физически, но и духовно. Единственный сын Морозовой заболел во время ее пребывания в тюрьме и, несмотря на то что царь приказал своим лекарям сделать все возможное, чтобы спасти племянника своего бывшего дядьки, молодой Иван Глебович вскоре скончался. К великому горю своей матери, перед смертью он причащался, а затем был погребен по новому обряду. Двое братьев Морозовой, Федор и Алексей Соковнины, которые хотя и не так открыто, как их сестра, но тоже придерживались старой веры, были сосланы. Все имущество Морозовой и ее семьи, включая и братьев, было конфисковано. Душевные страдания ее сестры были еще сильнее, так как ее муж решился развестись с нею и жениться на молодой девушке. К тому же ее дети совсем отошли от старого обряда, а ее старший сын, ставший вскоре после ее смерти отличался склонностью к кутежам и дебоширству. Княгиня страшно горевала о душевном состоянии своих детей и из заключения постоянно писала им, к счастью, сохранившиеся нежные и трогательные письма.

http://sedmitza.ru/lib/text/439550/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010