9. Аврамий, упом. 1641–1646 г.г.; в его настоятельство строился тот город. 10. Сергий, упом. 1647–1648 г.г.; при нем 1647 года, сентября 22-го, лит нынешний в 600 пуд колокол. 11. Гермоген, упом. 1649–1652 г.г.; в его настоятельство строился нынешний Троицкий собор. 12. Тихон II, упом. 1655–1661 г.г. В июне 1656 года присутствовал на Соборе Святителей, созванном от патриарха Никона для исправления богослужебных книг (Скрижаль Патр. Никона прибавлен 29 ). 13. Мисаил – 1662–1664 г.г. В октябре 1663 года упоминается управляющим Костромскою десятиною. 14. Кирилл II, упом. 1665–1669 г.г. 2 ноября 1666 года, при приезде восточных патриархов в Москву, вел под руки патрирха Макария. В декабре того года присутствовал на соборе о низложении патриарха Никона, потом 1667 года на соборах по предмету церковных исправлений. По грамоте от 2 июля того 1667 года, присутствовал в г. Шуе при свидетельстве чудес от Шуйской иконы Богородицы 30 . 15. Феодосий II, упом. 1669–1674 г.г. С Ипатского настоятельства перемещен в архимандрита Воскресенского монастыря, именуемого Новый Иерусалим; потом схимник 31 . 16. Антоний, до Ипатского настоятельства с 1670 по 1674 год был архимандритом Переяславского Данилова монастыря; отсюда перемещен в Ипатский 24 октября 1674 года. 1677 года, апреля 17-го, в Костромском городовом соборе служил при празднестве по случаю возобновления Феодоровской иконы Богородицы. 1681 года, Антоний, по грамоте Патриарха всея России Иоакима, распоряжался переведеним из Костромского Крестовоздвиженского монастыря иноков в Костромской Богоявленский; упоминается на настоятельстве Ипатского монастыря и 1683 года 32 . 17. Пахомий, упом. 1683–1685 г.г. При нем в сентябре 1684 года Троицкий собор в Ипатском монастыре украшен стенописью. 18. Феодосий III, упоминается 1685–1692 г.г.; в августе 1690 года присутствовал при хиротонии патриарха всея России Адриана 33 . 19. Паисий, упом. 1693–1698 г.г., июня 1-го; во все настоятельство управлял Костромскою десятиною. 20. Симеон, упомин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

В последние годы осады в монастыре среди его защитников начались раздоры. Религиозно более консервативные и политически более умеренные монахи и миряне настаивали на строгом соблюдении монастырских правил и на начале переговоров с правительством. Во главе этой умеренной партии был сам старец Геронтий, составитель пятой, знаменитой Соловецкой челобитной 713 . Не отказываясь от своих убеждений, что старые книги лучше новых, Геронтий и его друзья, видя безысходность положения, начали под конец осады в 1674 году уговаривать монахов,«чтобы они по государевым людям не стреляли» и перешли бы к царским войскам 714 . Эта умеренность Геронтия может быть объяснена его опасениями радикализации части монахов и значительного числа светских защитников монастыря-крепости. По мере того, как осада затягивалась, начал замечаться союз между наиболее фанатичными противниками новых книг и политическими радикалами из среды мирян, пришедших на помощь монастырю. Этот процесс одновременной религиозной и политической радикализации среди осажденных несколько напоминал усиление крайних фанатиков-антибаптистов во время осады Мюнстера. По некоторым донесениям, часть разинцев после разгрома основных сил казачьего восстания в 1670 году проникла в монастырь и призывала монахов»стоять и биться против государевых людей за воров, за сотников и помереть всем заодно» 715 . Никанор и служка Федюшка Бородин стали с 1674 года вдохновителями сопротивления 716 . Несмотря на все попытки царских войск Мещеринова овладеть монастырем, братия и мирские ее сторонники отбивали правительственные отряды. Зима 1675–1676 года была наиболее тяжелой для Соловков, так как теперь осада уже не прерывалась и сообщения с внешним миром были почти что совершенно отрезаны. Правда, большой штурм 23 декабря 1675 года был отбит, но настроение осажденных падало. В январе, перебежавший из монастыря к осаждавшим войскам, монах Феоктист указал Мещеринову на существование неохраняемого ночью тайного пути в монастырь 717 . Ночью 22 января 1676 года стрельцы проникли через этот тайный путь внутрь монастырских укреплений и открыли ворота войскам 718 . Защитники старообрядческой твердыни проснулись слишком поздно и были почти все перебиты. Никанор и вождь мирян, видимо разиновец, казак Самко были повешены. Перед казнью Никанор, по данным С. Денисова, смело заявил воеводе:»Не боюсь я тебя, ибо и самодержца душу в руце своей имею " 719 . Немало и других защитников Соловков погибло в страшных мучениях от рук палачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В последние годы осады в монастыре среди его защитников начались раздоры. Религиозно более консервативные и политически более умеренные монахи и миряне настаивали на строгом соблюдении монастырских правил и на начале переговоров с правительством. Во главе этой умеренной партии был сам старец Геронтий, составитель пятой, знаменитой Соловецкой Не отказываясь от своих убеждений, что старые книги лучше новых, Геронтий и его друзья, видя безысходность положения, начали под конец осады в 1674 году уговаривать монахов, “чтобы они по государевым людям не стреляли” и перешли бы к царским Эта умеренность Геронтия может быть объяснена его опасениями радикализации части монахов и значительного числа светских защитников монастыря-крепости. По мере того, как осада затягивалась, начал замечаться союз между наиболее фанатичными противниками новых книг и политическими радикалами из среды мирян, пришедших на помощь монастырю. Этот процесс одновременной религиозной и политической радикализации среди осажденных несколько напоминал усиление крайних фанатиков-антибаптистов во время осады Мюнстера. По некоторым донесениям часть разинцев после разгрома основных сил казачьего восстания в 1670 году проникла в монастырь и призывала монахов “стоять и биться против государевых людей за воров, за сотников и помереть всем Никанор и служка Федюшка Бородин стали с 1674 года вдохновителями Несмотря на все попытки царских войск Мещеринова овладеть монастырем, братия и мирские ее сторонники отбивали правительственные отряды. Зима 1675—1676 года была наиболее тяжелой для Соловков, так как теперь осада уже не прерывалась и сообщения с внешним миром были почти что совершенно отрезаны. Правда, большой штурм 23 декабря 1675 года был отбит, но настроение осажденных падало. В январе перебежавший из монастыря к осаждавшим войскам монах Феоктист указал Мещеринову на существование неохраняемого ночью тайного пути в Ночью 22 января 1676 года стрельцы проникли через этот тайный путь внутрь монастырских укреплений и открыли ворота Защитники старообрядческой твердыни проснулись слишком поздно и были почти все перебиты. Никанор и вождь мирян, видимо разиновец, казак Самко были повешены. Перед казнью Никанор, по данным С. Денисова, смело заявил воеводе: “Не боюсь я тебя, ибо и самодержца душу в руце своей Немало и других защитников Соловков погибло в страшных мучениях от рук палачей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439550/

Первое в этом роде свидетельство относится к 1670 или 1671 году и принадлежит иноку Авраамию. В послании к боголюбцу Авраамий писал: «инии глаголют скоро зело быти преставлению света сего» (VII, 419). Весьма возможно, что для некоторых не прошел без ожиданий даже и этот 1670 год. По крайней мере известно, что подкидывали тетрадку и такого содержания. 271 Потом, известно также, что соединяли ожидания с 1674 годом. Памятник переносит нас в ограду Соловецкого монастыря и знакомит с результатом выкладок черного попа Геронтия. Составитель знаменитой челобитной, как оказывается, полагал, что кончина мира должна последовать в 7182 году. Соловецкий монастырь находился тогда в осаде и «стояние за веру» продолжалось в ожидании «свету преставления, «но когда пророчество не сбылось» и 1674 год прошел по примеру своих предшественников, – Геронтия посадили в земляную тюрьму. Трудно определить способ этого вычисления, так как в исторических памятниках он не указан, 272 но другие способы можно выяснить обстоятельно. Разумеем вычисления московского инока Авраамия. Об этом он писал в послании к Морозовой и определеннее в послании к «боголюбцу». Авраамий объясняет, почему он нашел необходимым взяться за разъяснение вопроса. Одни, по его словам, утверждали «скоро зело быти преставлению света сего», другие, наоборот, недоумевали по поводу того, что предсказание Книги о вере по числу 666 не исполнилось, так как «время то уже прошло» (VII, 419, 423). Устраняя недоразумение, Авраамий писал, что ожидать антихриста надо действительно по числу 1666, как указано в Книге о вере, но 1000 лет, по истечении которой пал Рим, надо считать не от воплощения Господня, а от сошествия Господа в ад. «Мнози, – писал Авраамий к Морозовой, – о сем недоумевают и глаголют, яко уже прошло время то, еже писано в Книзе правой веры. А списатель воспомянул выше, в том же слове» – в главе 30: «и сего, рече, воспомянути не отрекуся, еже святый Иоанн Богослов в Апокалипсисе, во главе 20, пишет, яко сатана бысть связан на 1000 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Вязники. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Космы и Дамиана Асийских Год постройки:Между 1670 и 1674. Год утраты:1936 (Разрушен) Ссылки:   Адрес: Владимирская обл., г. Вязники, [Соборная пл.] Координаты: 56.246698, 42.159101 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Базарная площадь Вязниковской слободы, общий вид храмового комплекса. Слева - направо: Николаевская церковь (утрачена), Казанский собор (утрачен), колокольня (утрачена). Фото второй половины XVIII в. Елена Григорьева ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Владимирские Епархиальные ведомости/1894, Казанский собор в гор. Вязниках/по поводу освящения его/ Дни 14-17-го июля были для гор. Вязников непрерывным торжеством и надолго останутся в памяти горожан и многочисленных богомольцев. В эти дни Высокопреосвященнейший Сергий осчастливил Вязники своим пребыванием в них и освятил. в течение двух лет возобновлявшийся и украшавшийся, собор Казанский, святыню к украшение города. Вязниковский Казанский собор принадлежит к числу замечательных памятников-храмов как по своей сравнительной древности и богатству внутреннего украшения, так в особенности по находящейся в нем святыне/Каз. соб. - приписка/. Время построения Казанского собора определяется следующим документом. В писцовых книгах Назария Засецкого да подьячего Тимофея Степанова написано: " В Вязниковской слободе начата соборная церковь в 178/1670/году июля во 25 день, а совершена во 182 году/1674/в августе месяце. На построение пошло Великого Государя/Алексея Михайловича/дворцовыя казны 934 руб. и 1400 пудов железа; церковныя казны 264 руб. и 75 коп. и мирского подаяния на ту церковь вкладу 473 руб. и 36 коп. А всего та церковь стала опричь железа за 1672 руб. З алт. и 4 денги, да от написания деисусов и праздников/иконостаса/отдано приходских 100 руб. " ./1/

http://sobory.ru/article/?object=48635

Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в. 1670-1674 гг. Фотография. 2007 г. Вероятно, Е. м. был духовным центром княжества, и городская знать заботилась о благосостоянии обители. По свидетельству архим. Иоанникия, при ремонте Успенского собора Е. м. в 1670-1674 гг. были обнаружены неск. захоронений «без сомнения або яких князей або панов руских». По преданию, сын черниговского кн. блгв. Давида Святославича кн. черниговский прп. Николай Святоша в юности посещал обитель и любил молиться в юго-зап. углу Успенской ц., там, где впосл. устроили часовню-«келью» во имя прп. Николая Святоши. Разоренный войсками Батыя в кон. 30-х гг. XIII в. Е. м. находился в упадке, но иноческая жизнь продолжалась в пещерах. После включения Чернигова в состав Московского вел. княжества в нач. XVI в. началось восстановление Е. м., по словам архим. Иоанникия, в обители «мешкали иноки московские». Архим. Иоанникий называет несколько имен настоятелей Е. м.: архимандритов Нифонта, Адриана, Ионы, Герасима, Никифора, Серапиона (Высоцкого). Со слов современников - престарелых монахов и мещан Иоанникий сообщает: «Купола были мурованые на церкви Елецкой, накрытые досками дубовыми и смолою засмоленные. А монастыр был палями вокруг оставленый так, як теперь замок Черниговский, и келий около церкви были и монахи мешкали». В мон-ре находились колодец и огромный колокол на 2 столбах, малые же колокола были установлены на колокольне. Во время Ливонской войны 1558-1583 гг. загородный Е. м., расположенный за чертой основных оборонительных сооружений, разорялся. В 1610-1611 гг. при нападении на Чернигов польских войск под командованием киевского подкомория Самуила Горностая деревянные постройки Е. м. были сожжены, купола Успенской ц. обрушились, причем, по словам архим. Иоанникия, главный купол рухнул с таким грохотом, что «по всем Чернигове люди чули». Висевший на столбах великий монастырский колокол поляки хотели увезти в Любеч, «але взяти мнозтву людей не дался, з мисца не могли жадною мирою того звона порушити».

http://pravenc.ru/text/189789.html

В нач. 1669 г. в Москву были доставлены султанские грамоты о восстановлении в правах Александрийского и Антиохийского патриархов. Берат, адресованный М., был отправлен ему вдогонку с греч. мон. Феоклитом. В марте Феоклит нашел М. в Тбилиси и в авг. выехал обратно с ответными письмами патриарха к царю и влиятельным представителям московской администрации (М. научился ориентироваться в московском политическом раскладе и имел среди рус. аристократии своих покровителей). В письмах патриарх извещал о кончине архидиак. Павла и о своих злоключениях на Кавказе, предлагая задержать в Москве кого-нибудь из шемахинских купцов и взыскать с него сумму понесенных убытков (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1670. 47). Наконец, осенью 1669 г. один из представителей картлийской знати выступил посредником в переговорах М. с шемахинским ханом и сумел получить частичную компенсацию за потерянные товары. Последние годы (1670-1672) На обратном пути, в Эрзуруме, османские таможенные власти взяли с патриаршего каравана 2 тыс. ефимков. К моменту возвращения в Сирию в нач. 1670 г. М., по его словам, уже был обременен долгом в 7 тыс. ефимков. В сент. того же года он отправил в Москву посольство во главе с Тиро-Сидонским митр. Нектарием. В грамотах патриарх просил царя компенсировать ущерб, причиненный ему в Шемахе. Расчеты на щедрую милостыню в этот раз не оправдались: посольство вернулось с дарами на 1 тыс. р. и объяснениями, что финансы гос-ва после долгих войн находятся в тяжелом состоянии (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1671. 25). В кон. 60-х гг. XVII в. в рамках полемики католич. мира с протестантами франц. дипломаты, находившиеся в Османской империи, обратились к предстоятелям ряда вост. Церквей с просьбой дать разъяснение об их отношении к кальвинизму . Требуемое послание было составлено в июне 1668 г. наместником М. в Халебе хури Неофитом и подписано 5 местными священниками (лат. пер.: La perpétuité de la foy de l " Église catholique touchant l " Eucharistie. P., 1669. Pt. 2. P. 55). По возвращении М. подготовил еще 1 пространный текст с осуждением кальвинизма. В нояб. 1671 г. в Дамаске под этим документом подписались Григорий, митрополит Хаурана, Иоаким, митрополит Хомса, и ряд авторитетных священников (франц. пер.: Ibid. 1674. Pt. 3. P. 723-743; издание араб. оригиналов и исследование: Rabba   t . 1903-1904).

http://pravenc.ru/text/2561412.html

По гипотезе Б. М. Клосса , Коломенский еп. Митрофан (1507-1518) написал в Коломне важнейший памятник «Куликовского цикла» - «Сказание о Мамаевом побоище» ( Клосс Б. М. Об авторе и времени создания «Сказания о Мамаевом побоище»//In memoriam: Сб. памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 253-262; Он же. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 136-137; 2001. Т. 2. С. 331-348). 1667-1799 гг. Церковь Воскресения словущего в Коломне. XVI в. ?, 1786 г. Фотография. 2011 г. Церковь Воскресения словущего в Коломне. XVI в. ?, 1786 г. Фотография. 2011 г. К. е. была восстановлена в прежних границах по решению Большого Московского Собора 1666-1667 гг., поставившего в вину патриарху Никону незаконное извержение из сана Коломенского еп. Павла и разорение Коломенской кафедры. 9 июня 1667 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архимандрит Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Мисаил. При этом доимка пошлин с церквей К. е. за период их принадлежности к Патриаршей области продолжалась до 1676 г. В 1672 г. К. е. была возведена на степень архиепископии. Возможно, на повышение статуса епархии повлияло строительство в ее пределах новых городов и храмов в ходе предпринимавшихся в 60-70-х гг. XVII в. попыток возобновления засечной черты. Так, в 1670-1671 гг. на юге К. е. был учрежден Богородицкий у., за юрисдикцию над храмами к-рого до 1675 г. шел спор между Коломенским и Рязанским архиереями. К 1674 г. в границах К. е. находились приходы и мон-ри др. епархий. В Коломенском у. располагалось немало вотчин с приходами Патриаршей области, в Епифанском у.- вотчины с приходами Новгородской и Сарской кафедр. В 1674 г. Собор постановил, чтобы уезды находились в ведении того архиерея, к-рому подчинялся город - центр уезда. В соответствии с решением Собора в 1675 г. из Рязанской митрополии в К. е. перешел Каширский у. (Кашира состояла в К. е.), Венев во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (г. Венёв принадлежал К. е.). В Рязанскую митрополию из К. е. поступили г. Епифань (10 церквей) и г.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

В 1664 г. книга глаголемая Математика ново преложена с еллинска и латинска, влосска и польска языков на словенский в Москве. 396 В том же 1664 году – перевод Фомы Кемпийского «О подражании Христу», сделанный Игнатием Беленевским. 397 В 1666 г. Симон Азарьин приложил в Троице-Сергиев монастырь, переведенный с польского Лифос Петра Могилы. 398 Ко времени 1655–1667 относится составление и перевод особой 76-главной космографии по Меркатору и Бельскому. 399 В 1667 г. А. Виниусом переведено и составлено из латинской книги Водный мир: Описание расстояний столиц, государств и островов. 400 К 1668 г. относится список (или перевод?) хроники Стрыйковского с польского. 401 В 1670 г. перевод Альберта Великого О таинствах жен (De secretis mulierum). 402 В 1671 г, переведена с латинского книга Пастырские попечения Григория Двоеслова Симеоном Полоцким . 403 В 1673 г. переведена с польского Повесть из времен Дагоберта короля Французского. 404 Книга о сивиллах переведена (с латинского?) Спафарием по указу царя Алексея Михайловича. 405 В 1674 г. с польского переведена Анфирмария Христианская Марком Иваном Пазухиным. 406 В 1674 г. А. Виниус перевел по приказу царя Алексея Михайловича с латинского (?) Зрелище жития человеческого. 407 В 1675 г. переведены с польского, в Симбирске, басни Эзопа. 408 В 1675 г. переведены с польского повести: королева Олунда. 409 В 1676 г. в Москве переведено Домостроение Аристотелеса с польского трудами стольника Фед. Григ. Богданова. 410 К тому же году относится и переводный лечебник в библ. Трехлетова. 411 В библиотеке И. П. Сахарова был список Фармакопеи в переводе с латинского 1676 г. 412 В августе 1677 г. с польского переведена Повесть о римском цесаре Оттоне. 413 В бумагах И. П. Сахарова сохранилась запись какой-то рукописи: «Книга глаголемая планетник изданная от древних философов, переведена сия книга с польского языка на словенский язык в лето от рождества Господа Бога и Спаса Иисуса Христа 1677». В том же 1677 году переведено с польского Зерцало Великое по желанию и повелению В. Г. Ц. и В. К. Алексея Михайловича. 414

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

и многих писем в нихъ не обретается. – В подтверждение жалоб патриарха Никона можно привести несколько примеров из переписки приставов С. Наумова в 1668–1670 гг. и С. Шайсупова в 1671–1674 гг. с властями Кирилло-Белозерского монастыря о необходимых Никону книгах. В 1669 г. по просьбе патриарха Никона С. Наумов дважды – 28 февраля и 18 марта – просил прислать в Ферапонтов монастырь книгу Пролог, вторую часть (с марта по август) «печатную в десть»; заказ был выполнен только 26 марта – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 48, 50, 51. В том же году Минея на май была прислана 12 числа, а на июнь – 3 июня – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 63, 64, 67, 68. В документах нет сведений о получении Никоном запрашиваемых через С. Наумова 3 июля 1669 г. следующих книг: «Бесды евангелские толковые, печатные» или «ино еще три евангелиста... хотя писмяные»; «Апостол толковой и с соборны посланиим и з Дянием»; «Псалтырь толковая болшая Максимова Грека переводу»; «Летописей великий – Гранограф»; «Книга Никона Великого» – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 81. Возможно, они не были присланы. Заказанную 17 февраля 1670 г. книгу Иоанна Лествичника , присланную из Кириллова монастыря 20 числа, патриарх Никон сразу вернул из-за мелкой печати – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 132. А 1 сентября 1673 г. патриарх Никон просил книгу Минею на сентябрь «печатную в десть крупные печати» и через пристава С. Шайсупова выговаривал властям Кириллова монастыря: «...а полудестевую, которая прислана, к себ взять и впредь бы, де, полудестевые книги Мини к нему не присылать» – СПбИИ РАН, колл. 189, л. 98, 99, 110, 112. Л. 122 ...голова московских стрельцов Иларион Лопухинъ да приказу Тайных дл подьячей Артемей Степанов... с твоею, государскою милостынею... – Стрелецкий голова Ларион Лопухин и подьячий приказа Тайных дел Артемий Степанов приезжали в Ферапонтов монастырь 18 января 1672 г. Приветствуя Никона «святым и великим отцом», они поднесли патриарху царскую милостыню (деньги, рыбу, шубы), а на словах передали, что царь указал для обихода патриарха Никона пользоваться помощью белозерских (Кириллова, Троицкого и Новоезерского) и вологодских (Спасо-Каменного и Спасо-Прилуцкого) монастырей – см.: 9, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010