посольств и ответил согласием на просьбу о принятии калмыками рус. подданства. В 1655 г. калмыки дали 1-ю шертную запись (присяга на верность) рус. царю (впосл. калмыки неоднократно давали шерти и нарушали их). Со 2-й пол. XVII в. по просьбе рус. правительства калмыки участвовали в военных походах: в 1665-1666 гг. отряды калмыков воевали на Украине против татар, турок и поляков, в 1668-1670 гг. вместе с донскими и запорожскими казаками участвовали в походе против Крымского ханства, в 1676-1681 гг. сражались на стороне русских против турок, в 1696 г. вместе с рус. войсками брали Азов, в 1700-1721 гг. калмыки принимали активное участие в Северной войне, в т. ч. в Полтавской битве. Сохраняя лояльность России, калм. ханы в XVII - 1-й пол. XVIII в. проводили самостоятельную политику. В период правления Аюки калмыки и подвластные им татары часто нападали на рус. селения; в 1684 г. Аюка перенес военные действия за Урал: воевал с киргиз-кайсаками, потом покорил мангышлакских туркмен; к этому же периоду относятся его войны с северокавказскими народами. В XVII-XVIII вв. Калмыцкое ханство сохраняло постоянную связь с др. монг. гос-вами. В XVII в., несмотря на договоры о зависимости от России, калм. ханы получали утверждение своего статуса от далай-ламы. После смерти Аюки (1724) рус. правительство установило практику прямого назначения правителя Калмыцкого ханства в статусе наместника. В 1732-1734 гг. население ряда улусов, не подчинившихся новому хану, откочевало на Кубань. В сер. XVIII в. наместник Калмыцкого ханства был включен в систему управления Астраханской губ., в 1762 г. проведена реформа традиц. судебно-адм. органа калмыков - зарго, в результате чего судебная и политическая власть хана (наместника) уменьшилась. Во время русско-тур. войны 1735-1739 гг. многочисленное Калмыцкое войско (иррегулярное конное войско в рус. армии) сыграло решающую роль на северокавказском театре военных действий. Калмыки также приняли участие в русско-шведской войне (1741-1743), в Семилетней войне (1756-1763) и в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

http://pravenc.ru/text/1320133.html

Известны распевы Г. Р. для воскресного причастна «Хвалите Господа с небес» на все гласы, кроме 2-го плагального (Ivir. 951; 956, кон. XVIII в.; 970; C Polit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6, 1680 г.; Stauronik. 165, ок. 1665-1685 гг.; РНБ. Греч. 237; 130, нач. XVIII в.; БАН. РАИК. 42; 37, нач. XVIII в., и др.), причем на 1-й глас часто в одной рукописи приводятся 2 варианта (Lesb. Leim. 238, ок. 1700 г.; Athen. Merlier. 12), один из этих вариантов иногда атрибутируется Мануилу Хрисафу (XV в.) ( Παπαδπουλος. Σ. 303); мелос причастна 4-го гласа существует также с «украшениями» митр. Германа (Xeropot. 317, 229, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 332; РНБ. Греч. 188, сер. XVIII в.). Сохранился вариант Г. Р. для причастна в Неделю о Фоме «Похвали, Иерусалиме, Господа» на глас πρωτβαρυς (РНБ. Греч. 130, 132, 711; Lesb. Leim. 459, ок. 1700 г.; см. также: Ivir. 998, сер. XVIII в.). Возможно, Г. Р. также принадлежит распев причастна «В память вечную» на 3-й глас (Ivir. 961). Херувимская песнь была распета Г. Р. на все гласы (Ivir. 949, 970; Doch. 338, 1767 г., 324, 1686 г.; Cutl. 446; Stauronik. 165; БАН. РАИК. 42; РНБ. Греч. 237, 500, 1689 г.; 130, 132, 711; Philoth. 133, кон. XVII в.); в 4-м плагальном гласе часто помещаются 2 варианта распева этого гимна, принадлежащие Г. Р. (Lesb. Leim. 8, 238, 459; Athen. Merlier. 12). Мелос для песнопения «Ныне силы небесныя» был составлен Г. Р. в 1-м гласе τετρφωνος (Stauronik. 165; Ivir. 970, 987, 998; РНБ. Греч. 130, 132, 711; Pantel. 901, 1734 г.; Doch. 338; Paul. 132, 1774 г.) и в 1-м плагальном гласе (Xeropot. 307). Известными песнопениями Г. Р. являются также матимы-богородичны: на 2-й глас - «Превышши явилася еси, Чистая» (Υπερτρα πφηνας, γν) (Doch. 339, 1768 г.; Ivir. 960, 1768 г.), на 4-й глас - 15-сложник для исполнения во время облачения К-польского патриарха или др. архиерея «Тя величаем, сущую Богородицу - Чистая, Всенепорочная, Нетленная Всесвятая» (Σ μεγαλνομεν τν ντως θεοτκον ρδβλθυοτεΑσπιλε παναμμητε φθορε Παναγα) (Pantel. 1008, посл. четв. XVII в.; РНБ. Греч. 130, 237, 711; Ivir. 960, 970, 987; Xeropot. 323, 1708 г.; БАН. РАИК. 42; Doch. 338, 339; Paul. 132), на глас βαρς - «Предстоящая у Креста» (Παρισταμνη τ σταυρ) (Ivir. 951) и «Согреших, исповедаюсь Тебе» (λδβλθυοτεΗμαρτον, μολογ σο) (Ivir. 951), на 4-й плагальный глас - «Преславная, о Тебе» (Δεδοξασμνα περ σο) (Doch. 339; Ivir. 951, 960) и «Тя, Приснодеву» (Σ τν ειπρθενον) (Ivir. 951), «Юница тельца рождшая» (Δμαλις τν μσχον τεκοσα) на 4-й плагальный глас (Lesb. Leim. 459). По крайней мере одна из матим-богородичнов Г. Р. известна в наст. время в обработке митр. Германа - «Радуйся, Обрадованная» (Χαρε κεχαριτωμνη) на глас βαρς (Ivir. 951, 967, 1-я пол. XVIII в.; Xeropot. 229). Кроме этих богородичнов к числу матим Г. Р. принадлежит 15-сложник «Приидите, любящие зрелища» (Δετε, φιλοθεμονες) на 1-й глас (Paul. 14, нач. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/164425.html

Согласно архитектурным исследованиям, первоначально у церкви была не одна, а три главы, однако две из них позже сняли «за ветхостью». Существовала и «горка» кокошников под главами, они оказались утрачены в результате изменений перекрытий храма. Вопреки устоявшемуся названию, во имя Архангела Михаила освящён только южный придел, а главный престол создан во имя Покрова Богородицы. Позже остальных, в 1770 году, был освящён придел священномученика Харлампия. В начале 1930-х годов церковь была закрыта. В её стенах размещались поочерёдно конторы, пекарня, общежитие, использовалась она и как подсобное помещение. От Среднего Овчинниковского переулка церковь оказалась отделена в 1955–1961 годах после возведения административного здания в Садовническом проезде по проекту архитекторов Г.И. Григорьева и Т.В. Владимирова. Внутреннее убранство оказалось полностью утрачено, лишь две иконы, одна из которых создана знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым в 1652 году, попали в Третьяковскую галерея и таким образом были сохранены. В 1998 году в церкви возобновились богослужения, тогда же была проведена реставрация. Михаила, архангела, в Овчинниках церковь (Средний Овчинниковский переулок, дом 7). В Замоскворечье, недалеко от Обводного канала, во дворе большого современного дома стоит один из интереснейших храмов. Район этот с древних времен назывался Овчинники, так как в XVII веке здесь находилась государева Овчинная слобода, обитатели которой поставляли шерсть и овчины для дворцовых нужд. Каменный храм (вместо прежнего, деревянного) был возведен в первой половине XVII века и освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Первоначально это был небольшой кубический храм (четверик) с трехчастным алтарем и небольшой трапезной. Четверик был перекрыт сомкнутым сводом, снаружи имел горку кокошников и три главы, стоящие на поперечной оси здания. Редкое трехглавое завершение храма символизировало Святую Троицу. Несколько позднее, в 1665 г., с юга к четверику пристроили придел архангела Михаила, при этом трапезную расширили. С этого времени храм и стал именоваться по приделу. Около 1700 г. храм кардинально перестраивался. Во-первых, он получил каменную колокольню, соединенную с храмом, для чего трапезную удлинили к западу. В это же время изменения коснулись внешнего вида четверика: его перекрыли на четыре ската, надстроив стены. Нижний ряд кокошников остался на стене, под новым карнизом, а верхние ряды скрыла новая крыша. От трехглавия осталась лишь центральная глава. В это же время окна на апсидах получили существующее пышное оформление. В 1765–1770 гг. при ремонте в трапезной был выгорожен придел священномученика Харлампия. В 1820–1830 гг. фасад получил модное ампирное оформление.

http://sobory.ru/article/?object=02156

Евфимий , 1665–77. Антоний , 1688–98. Иоаким , (архим.) 1708, 12. Иона , 1714. Афанасий , 1730, 38, 48. Иоаким , 1755–63, 10 февр. перев. в Крестный. Рафаил (архим.) 10 февр. 1763 перев. из Крестного; до 1780. Евгений , 1783–85. Апполос Терешкеевич определён 1786, а в 1790 перев. в Сийский. Никон , 1790–98, 26 мая перев. в Крестный. Варлаам , 1798–1800, перев. в Новгородский Кириллов. Мисаил Джурский 24 мар. 1800 перев. из Дымского, а 14 нояб. – в Отенский. Варлаам (паки) определён 14 дек. 1800; до 1804. Захарий , с апр. 1804, а 23 февр. 1805 перев. в Отенский. Иринарх , 1805–13, 14 июня перев. в Загаецкий. Евгений , с 16 июля 1813; † в 1819. Иосиф , 1820–40, (архим.) 1841 и 1842. Амфилохий , архим., 1843–45. Анастасий , архим., 1846–52. Нафанаил , строит. 1853–59; архим. 1860–1866. 4 Палеостровский (Пальеостровский) Рождественский, в Петрозаводском уезде, на озере Онежском, основан св. Корнилием; заштатный. [V, 450.] В нояб. 1688 сожжён раскольниками. Игумены Св. Корнилий , основатель....            Когда жили, не известно. Св. Авраамий , преемник его. Даниил , 1466. Игнатий , прежде 1471. Конон , 1478. Корнилий , 1536, 39. Геласий , 2 июля 1550. Досифей , 15 авг. 1553. Мисаил , 1 янв. 1557. Иаков определён 1573–81, перев. в Соловецкий. Иона , 1583. Геронтий , 1590–94. Иоасаф , 3 мар. 1599. Кирилл , 1607–16. Иосиф , 25 мар. 1617. Макарий , 4 февр. 1618. После игум. Соловецкий. Иосиф , 1620–23. Кирилл , 23 нояб. 1623, 14 мар. 1625. Иосиф , 1625–29. Иларион , 12 мар. 1635, 1637–39. Иоасаф , 4 янв. 1636, 18 нояб. 1642. Сергий , 26 февр. 1646, в янв. 1648, в апр. 1649. Иаков , 1652 и 53. Сергий , 9 июля 1664. Антоний , 1668–74, 23 дек. Киприан , 1677 и 78. Лука , строит., 1683 и 84. Феодосий , 1685–87. Пимен , 1687–88, в нояб. сожжён раскольниками. Строители Мисаил , в 1689 и 90. Иосиф , 1690 и 91. Иоаким , в июне 1691. Варлаам , 1692–99. Кирилл , 1699 и 1700. Пафнутий , 1700. Игумены Арсений , 1707–10. Протасий , 1713–15. Иоасаф , с 1719. Иосиф , с 1721. Авраамий , 1730–33, перев. в Иверский мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симеон , 5 февр. 1714. 11 Карачунский, Сретения Богородицы, в Задонском уезде, упразднён в 1764 г. [IV, 343.] Игум. Никон . – Феодосий , 1629, 32. Строит. Леонид , в дек. 1640; паки определён 22 июня (sic) 1654. – Авраамий , 1645. Игум. Леонид , в мар. 1653. Строит. Филарет , 1667. – Митрофан , 1673. – Феодосий , 1681. 2 окт. 1683 мнтрь приписан к Воронежскому архиерейскому дому. Строит. Савватий , 1702–4. 12 Покровский, в Воронеже, 3-го класса, основан в 1623 г. [V, 561.] Игуменьи Марфа , строит-ца, 1623–27. София , строит-ца, 1636. Евникея , строит-ца, в янв. 1658. Агафия , в дек. 1665. Иулиана , строит-ца 1672, иг-нья в апр. 1673–88. Вера , 1686. Ирина , 1700–6. Прокла , 1765–71. Неонила , 1772 и 73. Магдалина , 1773–76. Тавифа , 1777–80. Смарагда , с 1845; † 6 мая 1866. 13 Толшевский Спасо-Преображенский, Константиновская пустынь, от Воронежа в 40 верстах, основан в половине XVII века. С 1764г. заштатный. [VI, 404.] Строители Иосиф , 1646. Авраамий , в мар. 1674, 1677–84. Антоний , 1684–86. Феодосий , 1690–94. Антоний , 1694–96. Симеон , 1698. Антоний , 1700–1704, 11. Тихон , 1722. Никифор , 1730. Игумены Иосиф , архим., 1731. Варсонофий , архим., 1733. Евфимий , 1759. Серафим , 1764. Иосиф , 1802. Гавриил Болховитинов 8 сент. 1812 и перев. в Павлов Обнорский. 14 Задонского Богородицкого [IV, 128]: Архимандриты Евфимий , игум., 1736–41. Варсонофий , 1751–1758. Гавриил , 1764. Корнилий , 1766.–66 261 Нифонт , 1766–74. Феодосий , 1775–77. Самуил , игум., 1777–84. Тимофей , игум., 1791–98, архим. с 10 сент. 1798; 31 авг. 1805 уволен, а в 1808 определён в Виленский Святодухов. Иннокентий произведён из иеромонахов 15 сент. 1805; † 3 сент. 1807. Евграф перев. из Арзамасского Спасского 11 нояб. 1807; 4 июня 1814 перев. в Тюменский Троицкий. Самуил , из строит. Коротоякских, 15 нояб. 1814; † 11 дек. 1833. Иларий 1834 перев. из Солотчинского, а 8 мар. 1836 – в Соловецкий. Досифей Немчинов 8 мар. 1836 перев. из Соловецкого, а 7 окт. 1840 уволен на покой и † 1 мар. 1845, в Симонове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Вассиан , около 1692. – Парфений , 1718 (то ж). Строит. Даниил , 1734.      То же. Игум. Варлаам , 1738. Девичьего Спасо-Преображенского, в Самаре: Иг-нья Иустина , 1718. – Александра , 1733, в янв. 1740. – Параскева , 1743–50. – Феодора , 1763 и 64. Мнтрь упразднён в 1764 г. 6 Вознесенского, в Сызрани, в 1695 г., приписанного к Казанскому архиерейскому дому [VI, 338]: Строит. Кирилл , 1683–89. Игум. Михаил , в мар. 1705. Строит. Иона Салникеев , после 1726 (Ист. Иер., V, 636). В 1832 г. мнтрь возведён в 3-й класс. Игум. Герман , 1838–44; архим. 1845–52. Архим. Августин , 1853–55. В 1856–58 гг. управлял Феодотий , местный архиерей. Архим. Августин , 1859–64. 7 Успенского Симбирского 318 : Строит. Макарий , начальник, в сент. 1652. Игум. Исаия , в июле, авг. 1662. Строит. Макарий , в апр. 1665. – Конон , в апр. 1668. Игум. Иоасаф , в янв. 1671, в авг. 1679. – Макарий 1699, 1700. Архим. Адриан , в янв. 1703. 8 Симбирского Покровского 319 [V, 583]: Архим. Иосиф , 1738. – Иоасаф Орловский 1738 перев. из Спасского Казанского, а 1742 обратно и после †. – Созонт , из Раифского? 1764–1771, перев. в Раифский. Игум. Порфирий 1771 перев. из Зилантова; до 1776. – Палладий , 1777–80. Архим. Иосиф , до 1803. – Евстафий , 1803–13. – Порфирий , 1813–19. – Евгений Бажанов произведён в 1819 и вскоре перев. в Тобольский Знаменский. – Серафим , 1819–30. В 1832 г. мнтрь обращён в архиерейский дом. 9 Алатырского Киево-Николаевского, в городе Алатыре, основанного в 1639 г. (указом 20 сент. 1638), ныне 3-го класса [III, 83]: Ново-Николаевского: Игуменьи: Елисавета Летинская , из Покровского Ладинского, основательница, в 1639. (Упом. 1644). Таисия , в апр., мае 1667, в авг. 1668. Пелагия , в сент. 1668. Паисия , в мае 1670, в авг. 1680. Паисия , в мар. 1704. Маргарита , 1723–28. Александра , до 1731. Мария Насакина , 1731–35, отрешена. Марфа Саморукова , строит-ца, 1738 и 1739. Александра , 1765–80. Илария , 1845–50. Маргарита. 1850–59. Николаевского Старого: Строит-ца Таисия , основательница, 1622.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Порфирий , 1580–99; игум. с 1600: † в янв. 1604. Антоний , 1625. Игумены Феодосий , в мар 1634. Владимир , 1639. Питирим , 6 янв. 1646. Сергий , 1649. Пафнутий , 1653, 57. Афанасий , в мар. (sic) 1659. Сергий определён 3 мая 1659; упом, в мар., июле 1662, в янв. 1664. Афанасий , 1673. Павел , 1680–86. Иаков , 1697–1701. Архимандриты Корнилий , 1707 и 8. Аарон , 1724–27. Варсонофий , 1730. Корнилий , 1732–40. Иосиф , 1741–44. Димитрий 23 июля 1745 произведён из крестных иеромонахов; в 1764, по упразднении монастыря, определён в наместн. Печерские. После в Феодоровском Городецком. 7 Покровский, в городе Балахне, известен в начале XVII века. Упразднён. [III, 342.] Игумены Антоний , в февр. 1614. Моисей , в окт. 1617. Варфоломей , 1623–28. Варсонофий , в июле 1629, в мар. (sic) 1634, 1645–49, окт. Антоний , бывший архим. Нижегородского Благовещенского, определён 21 февр. 1652; упом. до 1659. Феодор , 1665–70, 1672. Афанасий , 1673–82. Пахомий , в февр. 1683. Макарий , 1692–97. Димитрий , 1707–17. Паисий Савин , 1719–43. 8 Городецкий, Феодоровской Богородицы, от Балахны в 15 верстах; возобновлён в 1700 г. Заштатный. [III, 749.] Игум. Михаил , 1710. – Павел , 1715–18. – Корнилий , 1721–23. – Иоаким , с 1723. – Зосима , 1762–66. Архим. Димитрий (бывший Духова монастыря) определён 1770, а 1773 перев. в Оранский. Строит. Афанасий , 1848–60. – Анастасий , 1861–66. 9 Толоконцова пустынь, в Нижегородском уезде, упразднённая; в 1691 была приписана к Саввину Сторожевскому. [VI, 402.] Игум. Лаврентий , 1551. – Каллист , 1597. 10 Зачатейский, в Нижнем-Новгороде, девичий, упразднён. [IV, 141; VI 1000.] Игуменьи Адриана , 31 дек. 1622. Иулия , 1635. Наталия , 1643–1646. Варсонофия , 1653, 54, 58, 61, 62. Мелания , в июне 1664. Александра , в мар. 1666, в июле 1667, в сент. 1668, в мае 1670. Анисия , 1680. Марфа , 1700. Феодосия , 1737–43. Дорофея , 1743 и 44. 11 Происхожденский св. Духа в Нижнем-Новгороде, (в 1716 г. переименован в Крестовоздвиженский?). Ныне 3-го класса. [IV, 869.] класса (sic)]. Игуменьи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1651–1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону «Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская» для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года. Скорее всего, во второй половине XVII века для церкви преподобной Марии был написан житийный храмовый образ. В 1892 году при архимандрите Димитрии по дополнительной описи изымается из богослужения и передается в рухлядную «икона Марии Египетской с житием ее, изображенным на полях иконы». Причиной того, что икона из иконостаса пришла в негодность, были постоянные протечки кровли и в XVIII, и в XIX веках. Деревянную кровлю ремонтировали в 1779 году, железную сделали в 1782–1784 годах. Емельян Игнатьевич Украинцев (1641–1708), доставивший мощи преподобной Марии Египетской в Москву, поступил на государственную службу подъячим приказа новой чети в 1665 году при царе Алексее Михайловиче. По оценке историка С.М. Соловьева, проявил себя «одним из самых бойких дельцов московских» и был в 1672 переведен на дипломатическую работу в Посольский приказ. С 1675 года – дьяк. В 1681 году при царе Федоре Алексеевиче стал думным дьяком, вошел в состав Боярской думы. На протяжении более 20 лет он был организатором дипломатической работы России, оставаясь незаменимым для всех правителей. Он лично общался с царями, объясняя им внешнеполитическую ситуацию, и получал частные поручения от них. Можно предположить, что дело о привозе святых мощей преподобной из Иерусалима в Сретенский монастырь возникло как пожелание царя Федора Алексеевича Украинцеву в 1681 году. Оно оставалось актуальным до 1696 года. Петру I забота о Сретенском монастыре была чужда. В 1699 году Украинцев был послан царем Петром I руководителем посольства в Константинополь. Одиннадцать месяцев шли труднейшие переговоры в неблагоприятных для Петра I политических условиях, завершившиеся подписанием 3 июня 1700 года тридцатилетнего мирного договора с Оттоманской Портой. Выгодные для России условия договора сделали его заключение этапным событием в русской внешней политике эпохи Петра I.

http://sobory.ru/article/?object=41483

Игуменьи монастыря: Ироида Куракина, Евпраксия, Памфилия, Олимпиада, Марфа Рыдванская, Иннокентия Кельницкая, переведенная в московский Новодевичий монастырь, Памфилия Засуличева, Аполлинария Денисочева, Серафима Гедеонова, Елисавета Шебекина, Олимпиада Лекс. «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», стр. 223. Санкт Петербург, 1864 г. Типография духовного журнала «Странник». Вознесенский женский монастырь находится в центре города, на высоком Вознесенском холме над Днепром. По преданию, там до Крещения Руси располагалось Перуново капище. Не удивительно, что одна из первых смоленских христианских церквей - Васильевская - была построена именно на этом холме. Собственно, до XVI века этот холм и назывался Васильевским, и был переименован после вхождения Смоленска в состав Московского государства, когда по распоряжению великого князя Московского Василия Иоанновича III деревянная церковь была перестроена и здесь возник Спасо-Вознесенский монастырь в 1515 году. К началу XVII века Вознесенский монастырь стал довольно благоустроенным, владел огромными земельными угодьями и крестьянами. В 1611 году поляки, взяв Смоленск, обратили монастырь в католический ордена иезуитов " кляштор " , размещавшийся там до 1660 года. После возвращения Смоленска в состав Московского государства, по приказу царя Алексея Михайловича, обитель стала возрождаться и постепенно благоустраиваться. В 1665 году обитель вновь была освящена как православная, девичья. Возрождала обитель переведённая из Орши игуменья Ираида Куракина с 22 монахинями из Оршанского Кутеинского монастыря. Проживали они во вновь построенных деревянных кельях. По преданию, в 1660-е годы здесь воспитывалась дочь переведённого в Смоленск стрелецкого полковника Кирилла Полуектовича - Наталия Нарышкина, будущая жена Алексея Михайловича и мать Петра I. Этот факт впервые изложенный смоленским краеведом И. И. Орловским (1869-1909), оспаривался современными исследователями. Есть основания полагать, что родители Натальи Нарышкиной похоронены на кладбище при Вознесенском монастыре (могила не сохранилась). Вот, по её просьбе царь Пётр, и без того уделявший Смоленску большое внимание, приказал первому Смоленскому губернатору Петру Салтыкову отстроить новое каменное здание собора взамен деревянного. В мае 1693 года " по указу великих государей Иоанна и Петра " в Смоленск прибыл зодчий Осип Старцев, который привёз учреждённый царями образец и чертёж для строительства нового монастырского собора в честь Вознесения Господня. Строительство до 1694 года вёл подмастерье Данило Калинин. В 1697 году оно было прервано сильнейшим ураганом, пронёсшимся над городом, но к 1700 году в основном закончено, хотя отделочные работы проводились ещё в 1704 и 1728 гг. под наблюдением Кондратия Мымрина. Каменщикам (из ярославских крестьян) помогали смоленские стрельцы. На колокольне были установлены диковинные по тем временам часы, ведь, по преданию, план собора и колокольни царь Пётр чертил самолично!

http://sobory.ru/article/?object=00468

Именно в пиетистской среде и возникает новое значимое историко-церковное произведение – «Беспристрастная история Церкви и ересей от начала Нового завета до 1688 г.» Готфрида Арнольда (1665–1714) в 4 томах (1699–1700), которую один из современников, явно симпатизировавший автору, назвал «лучшей книгой после Библии ». Как и в Магдебургских центуриях, у Арнольда история Церкви как предмет специальных научных изысканий еще не выделена из общего круга полемических задач. Он рассматривает ее как процесс извращения истинного христианства, но, в отличие от Флация Иллирика и Виганда, причину этого видит не в одном только папстве, но и в клире: процесс «растления Церкви» начинается уже с момента возникновения ее иерархического устройства, а к IV в., когда клир явил свой извращенный и нечестивый характер, разложение это можно считать свершившимся фактом. С этого времени в Церкви «не стало более истинной деятельной веры, религия свелась к терминологии, нужной только для рассудка, и выражалась лишь во внешнем устном исповедании веры». Как враг догматического формализма, Арнольд видит истинную историю Церкви только в апостольском веке и ближайших примыкающих к нему временах; все догматические споры для него – «язва Церкви», тогда как еретики – «наследники и носители» евангельской истины. Именно в этом пункте проявляется личная оригинальность Арнольда как полемиста и тенденциозность его монографии, превратившейся в панегирик ересям. С началом XVIII в. полемическая тенденция протестантской историографии начинает уступать место попыткам если не более объективного, то, по крайней мере, более взвешенного взгляда на церковную историю. В историографии возникает направление, которое Ф. Шафф назвал супранатурально-прагматическим. А.П. Лебедев определил сущность этого направления следующим образом: «Супранатурализмом вообще называется вера в божественность христианства, вера в Провидение, управляющее ходом дел в христианской Церкви. Но супранатурализм у историков... был несколько ограниченнее: он хотя и верит в божественное происхождение христианства, но не совсем решительно допускает обнаружение божественных действий в дальнейшем развитии христианской Церкви; он твердо держится Библии , но скептически относится к церковности, т.е. к той форме христианства, в какой оно являлось в той или другой Церкви. Прагматическим же это направление историографии называют по господствующему в нем методу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010