Корнилиева, на Сурском озере, в Костромском уезде, упразднённая пустынь. [VI, 335?] Игумены Геннадий (строит.) 1548–51. Иов , 1584. Никандр , 1599. Кирилл , 1605–7. Гедеон , 1613. 24 Сыпанов Троицкий, у города Нерехты, основан преподобным Пахомием в XV веке; в 1629 г. был приписан к Троице-Сергиеву; упразднён в 1764 г. [VI, 339.] Игумены Макарий , 1614. Павел , 1623–29. Георгий Одинцов (строит.) определён 29 янв. 1663; упом, в 1664. Матфей , 1663. Харлампий , 1674–85. Иона , 1707–21, а 1727 бывший определён в Череповецкий. Ефрем определён в мар. 1727. Мнтрь отписан тогда от Ипатиевского. Иона (вторично?) † в начале 1730. Геннадий определён 24 февр. 1730; † в начале 1731. Гавриил определён 28 февр. 1731; упом. до 1737. Антоний , в окт. 1764. 25 Спасский Преображенский, в городе Кинешме, упразднённый. [IV, 367.] Игумены Гермоген , в янв. 1650. Мисаил , 1657, 60, сент. Иов , 1679. Геронтий , в мае 1691. Евлогий , 1691–1700. Гедеон , 1703–13, † … Иоасаф определён 27 авг. 1713–1723. Иона , строит., 1727–82. Сергий , строит., 1736. Иларион , 1763 и 64. [ Нифонт , игум. Кинешемский, при митрополите Ионе (около 1453).] Строители Савватий , основатель, 1551. Питирим , 1636. Сергий , казначей, 1644. Иосиф Тучков , в февр. 1646. Иосиф (который?) в сент. 1652. Иосиф Дяткин , 1657. Гурий , 1662–64. Корнилий , в апр. 1678, 1682–86. Киприан , 1705–14. 27 Шеренский (Ширинский) Успенский, «любимской осады», в Костромском уезде, упразднённый. [VI, 728.] Строители Иаков ... Прохор , 1630. Кирилл , (игум.,) определён 30 сент. 1634. Иона , в авг. 1650. Леонтий , 1652. Иоасаф Третьяков определён 29 мар. 1653; упом. в 1656 и 57. Тихон , игум., в июне 1658, в сент. 1660. Гурий определён 19 июня 1661. Пимен Третьяков , в марте 1663, в апр. 1665. Матфей Полозов , 1677. Иона Полозов , 1693–99. Филарет , 1728. Андрей , игум., определён 21 сент. 1735. В это время мнтрь отписан от Ипатиевского. Строители Савватий , 1689–94. Варсонофий , 1699 и 1700. Сергий , 1720. 29 Дорофеева Успенская пустынь, в Юрьевец-Повольском уезде, в 1651 г. приписана к Саввину Сторожевскому. Упразднена [IV, 56; VI, 996.] Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ИЗ РЫШКИ И СЕКУ [румын. Ioan de la Râca i Secu] († 1685, Молдавское княжество), прп. Румынской Православной Церкви (пам. румын. 30 авг.), еп. Род. в семье мелких свободных крестьян на территории совр. жудеца Вранча. Буд. митрополит Молдавский Варлаам (Моцок) , родственник Иоанна, благословил его на поступление в мон-рь Рышка. Ок. 1630 г. игум. Агафон постриг Иоанна в монашество. После 18 лет, проведенных в мон-ре Рышка, он был переведен Митрополитом Варлаамом в мон-рь Секу, где находился в послушании у настоятелей мон-ря Никифора и Гедеона. В 1645-1646 гг. молдав. господарь Василе Лупу перестроил крепость в г. Тыргу-Нямц в небольшой укрепленный мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца (ставший позднее подворьем мон-ря Секу). В крепости в военные годы или во время иных бедствий укрывались семьи господаря и знатных бояр, хранилась княжеская казна. И. из Р. был настоятелем монастыря до 1665 г. В 1650 г. он крестил дочь боярина Жолдя, армаша мон-ря-крепости, был ее духовником и наставником, пока ей не исполнилось 16 лет, и пробудил в ней стремление избрать монашеский образ жизни. Впосл. она стала святой, приняв имя Феодора из Сихлы. В 1666 г. митрополит Молдавский Гедеон назначил И. из Р. настоятелем мон-ря Секу. Через год его хиротонисали во епископа Хушского, с 1674 г. до кончины епископ Романский. И. из Р. и ворник Моцок из Одобешти основали мон-рь Мера (Мира). И. из Р. был погребен близ соборного храма в мон-ре Секу. На заседании 5 марта 2008 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви принял решение о причислении к лику святых 9 нямецких подвижников, в т. ч. И. из Р. 5 июня того же года в Нямецком мон-ре состоялась их торжественная канонизация. Лит.: Pcurariu M . IBOR. Vol. 2. P. 115, 122. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ИОАНН [Новый Нямецкий (Хозевит)] (Якоб Илья; 1913 - 1960), иеросхим., прп. Румынской Православной Церкви (пам. 5 авг.)

http://pravenc.ru/text/471244.html

Между тем как в Киеве и Новгороде издавна существовали произведения мозаики, кои украшали соборы Софийские, собор Золотоверхомихайловского монастыря, Ростовский и Суздальский соборы вымощены были красным разноличным мрамором 229 , в Москве почти неизвестно было употребление оной; других памятников сего искусства нет, кроме наборного пола (1ithostroton) из агатовидных яшм, весьма разнообразных по цветорасписанию. Этот пол, по преданию, перенесен Патриархом Филаретом из Ростовского собора в Московский Благовещенский, где ныне находится. В замен мозаики и в XVII веке Москвичи употребляли ценину, или цветные кафели, каких, по замечанию Академика Солнцева, не встречается ни в Новгороде, ни в Пскове; но какие составляют одно из главных украшений зодчества в Мавританском стиле. Из таких-то ценин составлялись не только архитектурные украшения, но и рельефно целые образа Святых, кои доныне видны на шеях глав и на стенах и некоторых церквей в Москве. При недостатке металлов Цари Михаил и Алексей обращали особенное внимание на отечественное рудокопство. В делах их царствования упоминаются вызванные из чужих краев рудознатцы, золотознатцы, лозоходцы и рудокопцы. В 1618–22 годах Англичанин Джон Ватер, а 1626 г. Фричь и Геролд, Англичане, отправлены были в Пермь с дворянином Загряжским для отыскивания руд. В 1634 г. когда уже учреждены были некоторые фабрики, устроены мельницы и стеклянные заводы в Москве и ее окрестностях: тогда открыты в Сибири медные рудники, для разработки коих Царь выписал из Саксонии рудопромышлеников. В 1636 году гость Надей Светсшников отыскал на Каме медную руду. Такие открытия доставили материалы для литья колоколов и пушек, для чекана монеты и для других произведений оборонного искусства 230 . Литейные мастера были тогда уже более Русские, чем иностранные, как видно из следующего их исчисления: 1606 года, Проня Федоров; 1621 г. Игнатий Максимов; 1622 г. Андрей Данилов и Алексей Якимов; 1626 г. Кондратий Михайлов; 1627 г. Богдан Васильев; 1628 г. Григорий Наумов мастер и Фальк, 1648 г. Петр и Тимофей ученики; 1650 г. Евсей Данилов, Тимофей Воин, Федор Аникшин мастер; 1652 г. Емельян Данилов; 1661 г. Андрей Нейгарт; 1665 г. Александр Григорьев; 1668 г. Харитон Иванов мастер, Мартьян Осипов мастер и Яков Дубина, или Дубинин ученик; 1672 г. Яким Никифоров; 1673 г. Андрей Якимов и Яким Гаврилов; 1674 г. Пантелей Яковлев; 1679 г. Осии Иванов, Василий и Яков Леонтьевы, Феодор Маторин; 1680 г. Евсевий Данилов и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В северонем. городах кантаты сочинялись преимущественно органистами - в частности, Ф. Тундером (1614-1667), М. Векманом (1619-1674), Н. Брунсом (1665-1697) - и исполнялись под их управлением небольшим ансамблем. Обширностью, энциклопедическим разнообразием жанровых типов и гибкостью формальных решений отличается кантатное наследие величайшего из северонем. композиторов эпохи органиста любекской ц. Девы Марии Д. Букстехуде (1637-1707). В центральных областях Г. сочинение и исполнение кантат было делом придворных капельмейстеров и канторов (руководителей церковных школ в крупных городах); среди важнейших авторов - предшественники И. С. Баха на посту кантора лейпцигской ц. св. Фомы С. Кнюпфер (1633-1676), И. Шелле (1648-1701), И. Кунау (1660-1722); создатель свыше 2 тыс. кантат И. Ф. Кригер (1649-1725). Уже в XVII в. у нем. канторов стало заметным стремление сочинять кантаты на основе рационально выстроенной стандартной схемы, объединяя произведения ко всем праздникам церковного года в циклы. Церковь св. Фомы в Лейпциге. Сер. XIX в. Гравюра Г. Дёблера по рис. И. И. Вагнера Церковь св. Фомы в Лейпциге. Сер. XIX в. Гравюра Г. Дёблера по рис. И. И. Вагнера Немецкое органостроение и органная музыка также достигли в XVII в. расцвета с использованием как итал., так и североевроп. опыта. Органы этого времени, опиравшиеся на общий для всей эпохи принцип многохорности, состоят из неск. независимых отделов, каждый из к-рых обладает индивидуальными красочными ресурсами и часто управляется с собственной клавиатуры. Особым богатством и разнообразием звуковых возможностей, позволявшими создавать яркие тембровые и динамические контрасты, славились органы сев. городов Г. (Гамбург, Любек). Северонем. органостроители (семейства Шереров, Хойеров, Фрицше), следуя традициям нидерланд. мастеров кон. XVI в., создали большой концертный инструмент с уникальной для органов этого времени педалью, обеспечивающей прочную гармоническую опору звучания всего органа и пригодной для исполнения эффектных соло. Классический тип этого инструмента возник на рубеже XVII и XVIII вв. у знаменитого органостроителя А. Шнитгера (1648-1719) и его школы. Органы Центр. и Юж. Германии в меньшей степени приспособлены для демонстрации виртуозных возможностей исполнителя, зато более певучи и гибки, хорошо подходят для исполнения многоголосия и выделения отдельных голосов полифонической ткани посредством их индивидуальной тембровой окраски.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Летом 1670 г. между папой и регентом португ. трона Педру II были установлены дипломатические отношения. К. продолжил политику папы Климента IX в отношении янсенизма , сохраняя установленный т. н. мир Климента - прекращение преследований янсенистов и богословской полемики с ними со стороны Папского престола. В то же время папа отказался от предложения французского двора отменить буллу папы Александра VII «Regiminis Apostolici» (1665), определившую антиянсенистский формуляр, который должны были подписать все католические клирики. К. не препятствовал деятельности жившего в Риме испан. пресв. М. де Молиноса , одного из основателей квиетизма , в т. ч. публикации им в 1675 г. соч. «Духовное руководство» (Guía espiritual) (при его преемнике, папе Иннокентии XI, произведение будет осуждено). Среди первых действий К. было издание булл о канонизации францисканца Петра Алькантарского и кармелитки Марии Маддалены деи Пацци, состоявшейся еще при папе Клименте IX. 12 апр. 1671 г. К. канонизировал Каэтана Тиенского , основателя ордена театинцев , генерального настоятеля ордена иезуитов Франсиско де Борху, 3-го генерального настоятеля ордена сервитов Филиппо Беници, испан. миссионера-доминиканца Луиса Бертрана и Розу Лимскую , ставшую 1-й святой в Лат. Америке; 11 авг. 1670 г. папа объявил ее небесной покровительницей испан. владений в Америке. К. также беатифицировал папу Римского Пия V (1 мая 1672), Иоанна Креста (см. Хуан де ла Крус ) (25 янв. 1675), а также Горкумских мучеников (19 клириков и монахов, казненных в 1572 повстанцами-гёзами в голл. г. Брилле) (14 нояб. 1675). 10 янв. 1674 г. папа объявил католич. св. Станислава Костку небесным покровителем Речи Посполитой. К. внес изменения в процедуру канонизации святых. 6 дек. 1670 г. был издан декрет, определявший очередность при одновременной канонизации неск. лиц по иерархическому принципу, т. е. сначала надлежало канонизировать тех, кто занимал более высокую ступень в церковной иерархии; если же совершается канонизация неск. лиц, находившихся на одной иерархической ступени, необходимо следовать хронологическому принципу (исходя из даты смерти).

http://pravenc.ru/text/1841399.html

2039 В 1722 г. Святейший Синод состоял из пяти украинцев и четырех русских. В 1725 – из шести украинцев и двух русских, соотношение осталось тем же и в 1746 г. В 1751 г. там было девять украинцев и один русский, в 1762 г. – соответственно, четверо и трое. См.: Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. С. 471, 472, 485, 486. 2040 Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка. С. 22–27, 28–29, 63–64, 75; Виноградов В.В. Великий русский язык. М., 1945. С. 72–75; Trubetzkoy N.S. Common Slavic Elements in Russian Culture. P. 23–33; Vinokur G. La Langue russe. P. 87. 2042 Автобиография инока Епифания, духовного наставника протопопа Аввакума, была написана по инициативе Аввакума. Епифаний, простой монах, менее образованный и талантливый писатель, чем Аввакум, создал краткую автобиографию, ценную для понимания религиозных представлений и духовного мира среднего русского человека XVII века. Она опубликована Я.Л. Барсковым (РИБ. Т. 39. С. 229–262). См.: ИРЛ. С. 322–326. 2044 Андрей Денисов (1674–1730) почти четверть века был одним из лидеров поморцев Выга их духовным руководителем. Его главное сочинение " Поморские ответы» (М., 1911) раскрывает философские и богословские взгляды беспоповского старообрядчества и представляет собой интереснейший памятник русской духовности России. Его брат Семен Денисов (1682–1740) – автор сочинений " Виноград Российский» и " История об отцех и страдальцех соловецких». Кроме этих основных своих книг, братья написали еще более двухсот сочинений. Ивану Филиппову (1665–1744), преемнику братьев Денисовых и духовному лидеру Выговского монастыря, принадлежит " История Выговской пустыни (СПб., 1862) и другие труды. 2045 Д.Л. Мордовцев посвятил Аввакуму свой роман «Великий раскол» (М., 1881). Рассказывая о ссылке Аввакума в Сибирь, он почти дословно воспроизводит текст самого " Жития». См.: Мордовцев Д.Л. Полн. собр. исторических романов, повестей и рассказов. СПб., 1914. Т. 6. С. 22–31. 2046 Д.С. Мережковский впервые опубликовал свою поэму " Протопоп Аввакум» в 1888 г.; в ней он описывает образ мышления и мистицизм протопопа (см.: Мережковский Д.С. Полн. собр. соч. М., 1914. Т. 22. С. 99–107). Он также злоупотребляет стилистикой протопопа в последней части своей трилогии " Христос и Антихрист» («Петр и Алексей»); сама тема трилогии, вероятно, возникла под влиянием старообрядческих представлений о приходе в мир Антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

21) Порфирий II. 1623–1627 г. (Лучанин). Упоминается в выписи с писцовых книг московского уезда 1623 и 1624 гг.; записан в синодике без лет. 22) Мефодий I. 1628 г. По списку Строева; о них сведений не имеется. 23) Никодим. 1629 г. Авг. По списку Строева; о них сведений не имеется. 24) Герасим I. 1631–1634 г. (Перфильев) записан в синодик без лет. 25) Сергий II. 1634–1643 г. (Бешенцев) Декабря 26-го 1634 г. поступил в Угрешский монастырь; Апреля 19-го 1643 г., переведен Архимандритом в Юрьевский Архангельский монастырь (в городе Юрьеве-Польском, Владим. губ.) на место Дионисия. 26) Дионисий II. 1643–1646 г. Архимандрит. Апреля 19, 1643 г. переведен из Юрьевского Архангельского монастыря на место Сергия II; Сентября 28-го, 1645 г., упоминается при венчании на царство Ц. Алексия Михайловича. 27) Нифонт. 1647–1651 г. Из ключарей Владимирского Богородицкого собора; назывался прежде Наумом; записан в синодике; упоминается в выписях 1650 и 1651 гг. на монастырские вотчины. 28) Кирилл II. 1651–1653 г. Упоминается в жалованной грамоте 1652 г.; при нем дана вкладою книга Одеатрис в 1653 году. (Книга эта из собрания Царского, ныне принадлежит гр. Уварову 696). 29) Uoha III . Между 1653 и 1657 г., в точности когда был игуменом не известно, в 1660 г. Июля 22 определен (как бывший Угрешский игумен) строителем в Курмышский Рождественский монастырь. 30) Аарон I. 1657 г. Июнь. По списку Строева. 31) Тихон IV. 1658–1663 г., упоминается в одном деле в столбцах поместного Приказа; в 1663 г. переведен в Пафнутьев Боровский монастырь, где находился недолго; имя его там записано по вкладной книге без означения года. 32) Никон. 1664–1665 г. Упоминается в переписных книгах Поместного Приказа. 33) Викентий. 1666–1672 г. Упоминается часто в Дворцовых разрядах; при нем в 1668 г. посетили Угрешский монастырь Вселенские патриархи Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский и Московский Иоасаф; Февраля 17-го 1672 г. упоминается при кончине патриарха Иоасафа; имя его на местной иконе Спаса Всемилостивого в Николаевском Угрешском соборе (писанной Симоном Ушаковым в 1672 г.); в Сентябре переведен архимандритом в Ставропигиальный Рождественский Владимирский монастырь; Сентября 1-го, 1674 г., переведен архимандритом в Троицкую Лавру, где начальствовал 20 лет; Апреля 24-го 1690 года, по просьбе уволенный на покой возвратился в Рождественский Владимирский монастырь, там скончался и погребен; записан в синодике без лет. – Викентий пользовался особым благорасположением царя Алексия Михаиловича; будучи архимандритом Троицким, был в числе предложенных к избранию в патриарха, но жребий его не вынулся; а был избран Адриан митрополит Казанский и Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Видимо, покровительством членов царской семьи объясняется тот факт, что, став суздальским митрополитом, Иларион фактически сохранил в своей юрисдикции Флорищеву пустынь, несмотря на то что по царскому указу 1680 г. она входила в состав Патриаршей области . Именно Иларион после своего переезда в Суздаль продолжал оставаться негласным руководителем обители. Данный факт ярко иллюстрирует следующий эпизод. В мае 1703 г. на содержание в монастырь был отправлен иеродиакон Иоасаф (Соболев), которому следовало «быть… в той пустыне неисходно». Показательна процедура перемещения иеродиакона из Москвы в монастырь. Сначала его передали из Монастырского приказа «с роспискою» стряпчему суздальского митрополита Борису Бушуеву, который, в свою очередь, отправил провинившегося в Суздаль, откуда в сопровождении сына боярского Никифора Ободрина последний был привезен в монастырь . Иларион продолжал формировать и книжное собрание Флорищевой пустыни, присылая туда книги. Исследователи также обратили внимание на тщательность «иларионовского» подхода к формированию монастырской библиотеки . Так, в 1694 г. митрополит распорядился сделать для Флорищ копию Псалтыри. 22 марта 1704 г. он отправил в пустынь «Лексикон славенороссийский» издания 1653 г. и несколько толковых Псалтырей толковых . В каталоге библиотеки Флорищевой пустыни значились и другие издания, как например, сочинения Григория Назианзена 1665 г., «Вечеря духовная» Симеона Полоцкого 1676 г., «Труды слов» Лазаря (Барановича) 1674 г. Отношения митрополита и монастырских властей иллюстрируют и записи в приходно-расходных книгах Флорищевой пустыни. Из них, явствует, что власти обители приобретали для Илариона вещи – например, «холст мерный». Регулярно из обители в Суздаль к митрополиту «для монастырского дела» или «бить челом» ездили посланцы. Иногда Илариона посещал и настоятель обители . Продолжая пристально следить за жизнью монастыря, митрополит неоднократно и сам посещал его. Один из таких «походов архиерейских» во Флорищи состоялся в начале августа 1687 г. В 1694 г. Иларион выражал беспокойство тем обстоятельством, что в монастыре постепенно разрушались введенные им правила общежительства. Это нашло отражение в грамоте митропоплита, адресованной строителю пустыни Иринарху. Документ, датируемый 14 декабря 1694 г., представляет собой, по мнению некоторых исследователей, «единственный достоверный памятник литературных упражнений» Илариона и содержит наставления строителю и братии, касающиеся уставных и хозяйственных вопросов .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120825/

Помимо надзора за переводом Библии, митрополит Павел руководил работой по исправлению знаменного пения, собрав для этого так называемую Вторую комиссию (1669–1670). Итогом ее трудов явилось «Извещение о согласнейших пометах», одним из авторов и редакторов которого был Александр Мезенец, монах Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, справщик певческих книг. В предисловии к «Извещению» Александр Мезенец сообщает, что царь Алексей Михайлович «повелеша богомолцу своему Паулу, преосвященнейшему митрополиту Сарскому и Подонскому, паки мастеров собрати, добре ведущих знаменное пение и знающих того знамени лица и их разводы...» Митрополиту Павлу принадлежит ряд грамот и писем, касающихся внутрицерковных дел и его многочисленных вкладов в монастыри и храмы: о строительстве при Костромском Успенском соборе придела во имя Феодора Стратилата (1665); в Колесникову пустынь – о строительстве там новой церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, с ее подробным описанием (1674); к Вологодскому архиепископу Симону – с просьбой приготовить склад для зерна, присланного в Вологду Федором Ртищевым (1671); в город Сундырь – дьяку Алексею Земцову. Владыка Павел написал Завет архимандритам Новоспасского монастыря – духовное поучение, связанное с очередным вкладом в монастырь. Ему принадлежит также поздравительная речь, прочитанная им еще в бытность архимандритом Чудова монастыря (1660) и обращенная к архимандриту Игнатию. В 1673 году митрополит Павел составил духовное завещание, которое представляет собой обширное прощальное послание, обращенное ко всем христианам, с нравоучениями и указаниями, как необходимо жить православным. По поручению митрополита Павла Федор Константинов написал Чиновник, где подробно сообщается о событиях, связанных с пребыванием восточных патриархов в Москве. Труды: Речь ответная чудовского архимандрита//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791. – Ч. 2. – С. 369–370.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1665 г. Г. рассорился с опекунами своей школы в Силезии и поселился в Швеции, где получил место ректора нем. школы в Стокгольме и занимался проповеднической деятельностью (жил там до 1672, с перерывами). Как глава лютеран. общины и знаток слав. языков Г. в 1667 г. был назначен духовником российского эмигранта Г. К. Котошихина , позднее в том же году казненного за убийство и незадолго до смерти принявшего протестантство. Во 2-й пол. 60-х - нач. 70-х гг. Г. издал неск. трактатов, посвященных состоянию лютеран. церкви в Польше, чтобы обратить внимание скандинав. протестантов на бедственное положение их единоверцев (Status ecclesiarum invar. Augustinae Confessioni in Polonia. Ryga, 1669; Hafniae, 1670). Во 2-й пол. 1668 - 1669 г. Г. исследовал Эстляндию, посетил Пейпус (Чудское оз.) и Нарвский водопад. По нек-рым сведениям, он побывал также у водопада Иматра на р. Вуоксе (в 50 км к северу от г. Выборга) и у Волховских порогов. В июле 1672 г. по повелению Уппсальского архиеп. Лаврентия Стигзелия Ревельский и Эстонский еп. Иоанн Яков Пфейфер назначил Г. пастором в Вильно, где последний познакомился с правосл. клириками, прежде всего с настоятелем вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря Мартинианом (Волосовичем). Живя в Литве (до 1674), Г. интересовался обычаями и святынями правосл. Церкви, в особенности на Украине, к-рую называл Рутенией или Роксоланией. Г. получал сведения от прихожан правосл. храмов и паломников, побывавших в Киеве. Этот интерес привел его к переписке с Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) и киево-печерским архим. Иннокентием (Гизелем) , происходившим из прусской реформаторской семьи. Архим. Иннокентий прислал ученому пастору издание Киево-Печерского патерика (1661). Свои впечатления от переписки и прочтения Житий Киево-Печерских святых Г. изложил в кн. «Religiosae Kijovienses Cryptae, sive Kijovia Subterranea» (Jena, 1675; факсимильное изд.: Seventeenth-Century Writings on the Kievan Caves Monastery: With an Introduction by P.

http://pravenc.ru/text/164653.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010