из с. Вершина, ныне в музее «Малые Карелы» близ Архангельска (1672), Никольская ц. в с. Согиницы Ленинградской обл. (1696-1698). Происхождение шатра спорно, сторонники «теории самобытности» настаивают на том, что он зародился в деревянном строительстве и был заимствован каменными храмами. В последние годы все больше подтверждается т. зр., согласно к-рой особое влияние на распространение каменных и деревянных шатровых храмов оказала ц. Вознесения в Коломенском (1532), построенная итал. мастером ( Подъяпольский С. С. Архитектор Петрок Малой//Памятники рус. архитектуры и монумент. искусства: Стиль, атрибуции, датировки. М., 1983. С. 34-50). Др. типы завершений сохранившихся храмов восьмериком от земли - крещатая бочка (ц. Собора Богородицы из с. Холм, ныне в Костроме (1552, XVIII в.)), укр. кровля-баня (ц. свт. Николая в с. Зачачье Холмогорского р-на АО (1687, 1748). Известны также 10-гранная ц. Воскресения в пос. Важины Подпорожского р-на Ленинградской обл. (1630, перекрыта классицистическим куполом в 1827-1831) и 6-гранная ц. Богоявления в с. Пянтег Пермского края (1617, шатер не сохр., перестроена, по всей видимости, из оборонительной башни). Церковь Успения Богородицы в с. Варзуга Мурманской обл. 1674 г. Церковь Успения Богородицы в с. Варзуга Мурманской обл. 1674 г. Постройки с квадратной в плане клетью (четвериком) в качестве основного объема отличаются многообразием завершений. Шатровые храмы типа восьмерик на четверике (подобные аналогичным каменным) - Петропавловская ц. на Лычном о-ве в Кондопожском р-не Карелии (1620, сер. XVIII в.), Воскресенская ц. в М. Немнюге Пинежского р-на АО (1642, не сохр.), Варваринская ц. в Яндомозере Медвежьегорского р-на Карелии (1650), ц. Рождества Богоматери в с. Гимрека Подпорожского р-на Ленинградской обл. (1659-1695), ц. Иоанна Златоуста в с. Саунине Каргопольского р-на АО (1665). Поздние шатровые храмы часто достигали огромных размеров - церкви Покрова в Лядинах (1743), Успения в Кондопоге в Карелии (1774), Димитрия Солунского в с.

http://pravenc.ru/text/171732.html

222. Павел , митрополит Крутицкий 1664–1674 г., знакомый с греческим языком и книжною образованностью, весьма рассудительный. Под его надзором совершался перевод Библии с греческого языка. Под его же надзором Александр Мезенец составил «Извещение требующим учитися пению», после того, как монах Евфросин в 1651 г. написал довольно подробное «Сказание о различных ересях и о хулениях на Господа Бога и на Преч. Богородицу, содержимых от неведения в знаменных (крюковых) книгах» (Ундольского замечания для ист. Русск. ц. пения, стр. 12–14, М., 1846. Журн. Мин. Нар. Просв. 1849 г. Февр.). Из сочинений м. Павла известны: приветственная речь (в III ч. Др. Вивлиоф.) и завещание (в Синод. библ.). Грамота его в Колиникову пустынь 1674 г. изд. в Яросл. губ. вед. 1853 г. 41; библиотека его во Временнике Общ. ист. ч. VI, стр. 65–83. 223. Епифаний Славеницкий , воспитанник Киевской академии, по отзыву современников «в философии и богословии изящный дидаскал, искуснейший в елинно-греческом и славянском диалектах» (предисл. ко словам Григория Богослова , М., 1665 г.). В Москву он прибыль в 1649 г., вызванный царем «для реторического учения и для перевода греческих книг» (Опис. Малоросс. дел в Молодике 1844 г.). Умный патр. Никон облек Епифания званием начальника патриаршего училища и главного справщика книг (Молодик, стр. 225–227). Он скончался в 1675 г. По известиям ученика его Евфимия (В письме В Киев, пап. в Чтен. Общ. ист. 1846 г.), Медведева (Оглавл. книг § 379) и по другим сведениям, ученые труды Епифания были разнообразны. 1) Как толкователь Св. Писания, он а) исправлял перевод Нового Завета; перевод совсем был готов, но смерть митр. Павла и самого Епифания помешала изданию этого перевода; б) он пересматривал и перевод Ветхого Завета. Между тетрадями его остался перевод пятокнижия Моисеева и статья о порче псалмов Аполлинарием. Современная записка о его трудах для Св. Писания нап. в Словаре I, 178–183. 2) Он был проповедником. Слова его: похвальное Иоанну Златоустом у (1653 г.), похвала церкви (1657 г.), похвальное слово Иакову Боровицкому, похвальное св. м. Алексию, похвальное прор. Анне; на слова: В храме его всякий глаголет славу (1662 г.); на слова: Аз есмь пастырь добрый; из небес прием благодать; помяни, яко смерть не замедлит; всяко древо благо плоды добры творит; сердце мое смятеся во мне; земнороднии человецы; тип благолепный. Утешительное послание к кн. Радзивиловой писано им от имени патриарха Никона в 1657 г. Евфимий, перечислив эти слова, прибавляет: «и иная многая, яже здесь не обретаются». Можем припомнить, что Епифаний говорил надгробное слово митр. Павлу. Кроме того, писаны им каноны Анне Тверской 1650 г., общий апостолам и мученикам; стихи мерные Преч. Богородице; служба Иакову Боровицкому в 1651 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Затем в таком же порядке следовали 3) Изображение митрополита Неофита, дающего св. икону Гойской, 4) Видение небесного света возле чудотворной иконы, явленное Гойской; 5) Изображение Филиппа Козинского, получающего исцеление пред благодатной иконой; 6) Отдание св. иконы Гойской на вечное хранение инокам Почаевским; 7) Изображение инока, усеченного татарами и полагающего голову свою пред чудотворной иконой; 8) Воскрешение Василия Шкарпитки в 1665 г.; 9) Изображение, как чудотворная икона Почаевской Божией Матери плакала в течении четырех недель в 1674 году; 10) Похищение Почаевского инока из неволи татарской; 11) Явление Божией Матери во время войны Збаражской; 12) Исцеление Ледуховской в 1674 г.; 13) Спасение юноши, падшего в колодец; и 14) Воскрешение младенца, положенного пред иконой в 1710 году 2). В том же порядке поставлены были 14 дальнейших картин, изображающих последующие чудеса Божией Матери, так. что всех таких картин было 28 3). Но так как чудеса эти явлены были от иконы Почаевской уже в позднейшие времена, когда Лавра Почаевская находилась в руках униатов, то, чтобы не утомлять читателя, мы оставим описание их в своем месте, при описании чудес, записанных униатами в период их преобладания на горе Почаевской, тем более, что 1) «Преславная Гора Почаевская» стр. 114 на обороте. 2) «Там же», стр. 114 на обороте 116. 3) «Преславная Гора Почаевская» стр. 116–119. в них действительно изображены были важнейшие чудеса, бывшие от св. иконы во время унии, а потому конечно и более других заслуживающие нашего внимания. К каждой триумфальной арке назначена была особая музыка с барабанами, трубами и другими музыкальными орудиями. Наконец вблизи каждой арки по сторонам расставлены были пушки, мортиры и другие огнестрельние орудия. По стенам ворот развешаны были тысячи разноцветных фонарей и плошек 1). Когда все это было приготовляемо, за два дня прибыли в Почаев коронатор епископ Рудницкий и Холмский епископ Максимилиан Рыло. Седьмого числа утром перед обедней, которую отслужил епископ Рыло, Потоцким торжественно были внесены ватиканские короны в церковь , при огромном собрании панов и народа, и, сданные на руки унитских властей в Почаев, положены были на св. престол в ожидании коронации 2). Затем того же числа Рудницкий служил торжественную вечерню, Кафедральный экклезиарх Бродович говорил проповедь . Из города Брод (в 20 верстах от Почаева) прибыло с крестным ходом церковное братство, сопровождаемое духовенством, и соединилось с братством местным. По вечерни образовался крестный ход для перенесения чудотворной иконы на место коронации. Св. икону несли два архимандрита под богатым балдахином, который поддерживали четыре знатнейших пана из Волыни. Во главе всех, в мантии и омофоре, шел Максимилиан Рыло. Шествие совершалось через новоустроенные арки, на которых на хорах гремела музыка. Войска, стоявшие по бокам, производили безпрестанную пальбу из ружей и пушек; у каждой триумфальной арки горели тысячи плошек. По внесении

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Б.Л. Фонкич сделал кодикологическое описание 479 греческих рукописных и печатных книг, появление которых в Москве связано с именем Арсения Суханова – Фонкич 1977. 68–104. Книги, приобретённые Арсением Сухановым на денежную государеву казну, первоначально принадлежали патриаршему дому и лично патриарху Никону . Когда Никон оставил патриаршую кафедру, по указу царя 31 июля 1658 г. была описана домовая казна патриарха Никона и по распоряжению царя келейные вещи патриарха были отправлены в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Патриарху Никону отослали также, помимо книг купленных на его келейные деньги, греческие рукописи и печатные книги, приобретённые Арсением Сухановым на Востоке и хранившиеся под церковью Трёх Святителей – Беляев 1852, 112–131. В 1661 г. патриарх Никон пожертвовал своё собрание в Воскресенский монастырь, сделав в книгах вкладные записи. Но в 1674 г. по распоряжению из Патриаршего приказа «книги письменные и харатейные, и латинские и греческие» были отправлены в Москву. В Патриаршую ризную казну вернулась значительная часть книжных вкладов патриарха Никона – около 500 томов – Леонид 1877, 28. Эти книги пополнили Патриаршую, позже Синодальную, библиотеку. Оставшиеся в Воскресенском монастыре греческие рукописные и печатные книги хранились в библиотеке обители, откуда в составе всего собрания в 1906–1907 гг. были переданы в Синодальную библиотеку. Сегодня они хранятся а Отделе рукописей ГИМ – Юхименко 2002, 18. С декабря 1665 г. до конца сентября 1666 г., ожидая в Воскресенском монастыре церковного Собора, патриарх Никон трижды обращался с письмами к восточным патриархам: в декабре 1665 г. – к константинопольскому Дионисию и иерусалимскому Нектарию, 7 марта 1666 г. – к иерусалимскому Нектарию и цареградскому Парфению, 23 сентября 1666 г. – к антиохийскому Макарию и александрийскому Паисию. В письмах, совершенно одинаковых по содержанию и отдельно адресованных каждому патриарху (кроме последнего случая, когда одно письмо предназначалось одновременно двум святителям – Макарию и Паисию), Никон объяснил историю своего вступления на патриаршество, причины ухода с престола, гонения на него и просил разобрать это дело в соответствии с канонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

268. Царские послы сообщили Никону, что государь указал освободить племянника Никона и всех, кто наказан из-за него; в свою очередь патриарх перечислил имена всех сосланных его сторонников (иконийского митрополита Афанасия, священника Сысоя, боярина Никиту Зюзина, дионисия Немчина, певчего Саввы, повара Савки). В этот приезд царских послов патриарх Никон передал через них Алексею Михайловичу свою просьбу перевести его из Ферапонтова монастыря в Воскресенский, но лучше в Иверский и дать ему доверенного человека для присмотра. Послы приказали приставу С. Шайсупову дать свободный выход Никону из кельи – Николаев- ский 1886, 41 – 43; Соловьев 1991, 268 – 269. Л. 124 ...в Корнильеве и в Павлове монастырех... – Корнилиев-Комельский-Введенский мужской монастырь основан в 1498 г. иноком Кирилло-Белозерского монастыря прп. Корнилием Комельским. Павлов-Обнорский-Троицкий-Комельский-Дидский мужской монастырь основан в 1414 г. прп. Павлом, учеником прп. Сергия Радонежского – Зверинский 2, 187 – 188 884), 258 1033). ...Прилуцким, и Каменным, и Троецким, и Новозерским... – Спасо-Прилуцкий-Димитриев мужской монастырь основан в 1371 г. прп. Димитрием, собеседником прп. Сергия Радонежского и восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенского озера основан в XIII в. – Зверинский 2, 332 – 333 1174); I, 237 Троицкий Усть-Шехонский мужской монастырь основан в 1251 г. удельным князем белозерским Глебом в благодарность Богу за чудесное исцеление от слепоты его сына Михаила. Новоезерский мужской монастырь основан в XIV в. прп. Авраамием Чухломским – Зверинский 2, 394 46 – 47 а Слово между строк. 21.Письмо патриарха Никона царской семье (первые числа мая) РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 3, л. 167а, 168 – 169. Столбец из трех сставов. Писцовая скоропись. Филигрань «Голова шута» типа: Дианова 1997, (1664, 1665), 318 (1665, 1666), 322(1678, 1679, 1680). Письмо написано во время пребывания в Ферапонтовом монастыре стряпчего Кузьмы Лопухина, который прибыл в обитель 30 апреля (РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 3, л. 141 – 142, 164 – 166, 188, 198). Никон благодарит царя за милость и перечисляет принадлежавшие ему книги и вещи, которые остались в Воскресенском монастыре и в которых он теперь нуждается. Поручение Лопухину взять у патриарха «роспись» вещей, необходимых Никону в ссылке, а также ознакомить Никона с перечнем книг его келейной библиотеки в Воскресенском монастыре было дано царем Алексеем Михайловичем 17 апреля 1674 г. при отправке стольника в Ферапонтов монастырь – РГАДА.Ф. 27,оп.1, д. 140а, ч. 3, л. 157а – 164.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий , в июне 1678; 21 дек. 1680 перев. из монахов в Богоявленский. Игуменьи Капитолина , из монахинь Московского Вознесенского монастыря, с 21 дек. 1680. Пелагия Немцова , 1681–84. Екатерина , 1702–24, † ... Аркадия Бешенцова определена 24 февр. 1725. Упом. 1737–42. Акилина , 1763–72. Нимфодора перев. из Галицкого. 1772 и 1773. Клавдия , 1773 и 74. Нектария , 1775–81. Александра Мятлева , 1794, 1802–4. Сусанна , 1813, 14. София определена 1829–1832. По переводе в Богоявленский: Платонида , 1851–63. Мария Давидова , 1864–72. 6 Анастасиин Ризположенский, в Костроме; основан царицей Анастасией, девичий; в 1773 г. соединён с Крестовоздвиженским. 269 [III, 93; IV, 835; VI, 1017.] Игуменьи Иулиана , 9 янв. 1567. Евфимия , 1613. Иулия , 1623–25. Афанасия , 1626, в дек. (sic) 1642. Елена , в авг. 1647, в сент. 1651, в окт. 1652, 1653, 17 нояб. 1655. Капитолина , в авг., сент. 1662, 1664. Анисия , 1665, 66, 67. Капитолина , в мае 1671, 1 дек. 1674. Ираида , в февр. 1680. Пелагия , в дек. 1705. Параскева , 1712. Анфиса Хадовская , 1721–1729. уволена, за старостью. Феодора определена 17 дек. 1729; упом. 1737–39. Александра Заворыкина , 1751. Клавдия , 1764. 270 7 Спасо-Запруденский, в Кострове, когда и кем основан, не известно. В 1667 г. был приписной патриарший. Упразднён. [IV, 135; VI, 203.] Игумены Сергий , 1615. Антений , в мар. 1643–57. Макарий , 1659–61, уволен; а 31 мар. 1662 определён в строители Николаевского на усть-Солоницы. Иона , 1661–64. Павел , 1665. Авраамий , 1670. Христофор , 1677–79. Иона , 1682 и 83. Павел , 1685–87. Строители Антоний , 1695. Павел , 1701–21. Иаков , 1728. Иларион 1732 уволен, за старостью. Матфей определён 29 июля 1732; упом. 1737–42. Анастасий , игум., 1750. Игнатий , игум., 1763 и 64; в 1770 перев. в Новгородский Отенский. 8 Спасский, под Вязом (Вязьем), в Костроме; упразднён в 1691 г. 271 Игум Корнилий в апр. 1610 перев. в Вздвиженский. – Иоанн , 1662–65. 9 Паисиин Галицкий, под городом, возобновлён св. Паисием; ныне третьеклассный. [V, 447.] Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По окончании активных боевых действий, 22 апр. 1665 г. папа Римский Александр VII утвердил К. униатским митрополитом Киевским и Галицким, архиепископом Полоцким, однако королевское утверждение К. в статусе митрополита стало возможным только в 1667 г., после заключения Андрусовского перемирия и прекращения русско-польск. войны. Тяжелое положение василианских мон-рей на западнорусских землях Речи Посполитой после войны с Московским гос-вом заставило монахов согласиться на то, чтобы митрополит управлял орденом, и в 1667 г. конгрегация ордена признала К. протоархимандритом белорусско-литов. провинции василиан. К. активно занимался восстановлением пострадавших во время войны униат. церквей, мон-рей и новициатов в Полоцком архиеп-стве. В 1669 г. по ходатайству митрополита польский кор. Михаил Корибут-Вишневецкий наделил униат. духовенство правами, равными с лат. клириками, а также предоставил К. право заседать в сенате, к-рым тот ни разу не воспользовался. В 1671 г. на Новогрудской конгрегации василиан К. вступил в конфликт с Брестским еп. Бенедиктом Терлецким и Пинским еп. Маркианом Белозором, от к-рых митрополит пытался добиться отказа владеть мон-рями-архимандриями, пожалованными им королем в качестве бенефиция. Однако епископы покинули заседание конгрегации, отказавшись подчиняться К., а его жалоба папе Римскому Клименту Х на непослушание епископов митрополиту осталась неудовлетворенной. 1 июня 1673 г. по просьбе К. папа Климент Х утвердил коадъютором Киевской митрополии Витебского еп. Киприана Жоховского . К. скончался в Супрасльском мон-ре, погребен в кафедральном митрополичьем соборе Св. Софии в Полоцке. Лит.: Сапунов А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до пол. XIX в. Витебск, 1889; АСЗР. 1874. Т. 10. С. 47; АВАК. 1899. Т. 20. С. 368; Prashko I. De Ecclesia Ruthena Catholica sede metropolitana vacante, an. 1655-1665: Diss./Pont. Inst. Orientalium. R., 1944; Welyky A. Epistolae metropolitarum Kioviensium Catholicorum Raphaelis Korsak, Antonii Sielava, Gabrielis Kolenda (1637-1674). R., 1956. P. 303-324. (Analecta OSBM. Ser. 2; 2).

http://pravenc.ru/text/1841736.html

церквей), 92 (Роспись предметам, потребным на устройство м-ря), 93 (Доклад о разноврем. царск. пожертвованиях м-рю), 333 (Отписка 1652 г. о приезде в Путивль и отпуске в Москву старцев Елисея и Евстратия); VI, 1 (Акты 1665 г. о пребыв. в Москве гетм. Брюховецкого, статья XVI), 23 (Отписка 1665 г. царю игум. Авксентия Якимовича об отправл. из м-ря в Москву монахов за милостынью); VII, 34 (Сказки 1668 г. об измене гетм. Ив. Брюховецкого), 76 (Переговоры 1658 г. о прекращ. смут на Украйне, на стр. 220); VIII, 8 (Челобитн. 1669 г. об измене духовн. лиц); “Акты. Зап. Р.”, IV, 214 (Ж. гр. 1619 г. кн. Раины Корыбут. Вишневецкой игум. Исаии на 2 хутора), 215 (Ж. гр. 1619 г. той же княгини игум. Исаии Копинскому на устр. Лубен. Мгар. м-ря); “Чтения в И. Общ. ист.” 1882 г., III, Отд. I, 585 (строитель старец Евагрий 1629 г.); 1884 г., II, Отд. I, 31, 33 (акты южно-русск. м-рей; игум. Авксентий 1674 г., Гавриил 1728–37 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, 1723 г., 479 (доношение эконома м-ря иеромон. Геласия о даче ему кормовых денег), прилож., CXI, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе Заднепровских); IV, 1724 г., 489 (дело о иеромон. Епифании; игум. Гавриил Леопольский в 1731 г.); “Памятники для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. I, 168 (в духовной Киев. митр. Петра Могилы , 1646 г., уиоминается в числе бездоходных); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 317 (св. Димитрий Ростов. в 1675 г. поставлен священником в м-ре, где долгое время был проповедником); “Русск. истор. Библиот.”, II, 661, 166 (распросн. речи 1624 г. старца Иова, который пришел в Прилуцкой Троиц. м-рь и после 8 лет пострижен здесь игуменом м-ря Никифором; тут же говорится о постриженнике м-ря старце Варсонофие), 633 (старец Иосиф показал, что у него был духовником Прилуц. м-ря игум. Исаия, который жил в Киево-Печер. м-ре при Антониевой пещере, а в 1624 г. был уже поставлен во владыки на Прилуки); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. VI, 548, (письмо 1625 г. игум. Иова к ц. Михаилу Феодоровичу об отправл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1168 Каменева, Гусева, 1976. Ил. 402, 403. С тих же досок сделаны иллюстрации в Тератургиме 1638 г., Афанасия Кальнофойского (на с. 54). 1170 Вариант в Анфологионе 1619 г. опирается на русско-византийскую традицию (см.: Каменева, Гусева, 1976, ил. 402; он повторяется и в двух других изданиях, 1620 и 1628 гг.). Еще один тип составляют четыре разновидности, где в основе – элементы барокко: Христос в мандорле с лучами, архитектурный фон разнообразный, на первом плане часто изображаются квадратные плиты пола, сходящиеся в перспективе (см.: Каменева, Гусева, 1976. Ил. 412, 434 и 434 а, 435, 520, 715, 795, 798:808). 1171 Ключ разумения, священником законным и свецким належачый, от недостойного иеромонаха Иоаникия Галятовского, ректора и игумена монастыря Братского Киевского. Киев, 1659. Вторая часть книги: Казания приданыя до книги Ключ разумения названой. Киев, 1660. Л. 141 об, –142. 1172 Небо новое, з новыми звездами сотвореное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами своими. За старанием наименшаго слуги твоего недостоного иеромонаха Иоаникия Галятовского, ректора и игумена Брат(ского) Киевск(ого монастыря). Львов, типография Михаила Слиозки, 1665. Л. 107. 1175 Патерик Киево-Печерский... Киев, 1660. Тот же титульный лист повторен в издании 1678 г. См.: Украинские книги кирилловской печати XVI–XVIII вв. Каталог изданий, хранящихся в Г ос. библиотеке СССР им. В. И. Ленина. Вып. 2. Т. 1: Киевские издания 2-й половины XVII в./Сост. А. А. Гусева , Т. Н. Каменева, И. М. Полонская. М., 1981. 1674. Кат. 107 (1660 г.), 134 (1678 г.) (далее – Гусева, Каменева, Полонская, 1981). 1177 Полуустав, или правило истинного живота христианского. Киев, 1691 (см.: Запаско А. П., Icaeem Я. Д. Пам’ятки книжкового мистецтва. Каталог стародруюв, виданих на Ykpaihi Льbib, 1981. Кат. 667; Гусева, Каменева, Полонская, 1981. 1054, Кат. 156, ил. с. 117). 1178 Новый Завет, с Псалтирью. Киев, 1692 (см.: Гусева, Каменева, Полонская, 1981. 1054, Кат. 156, ил. с. 117). 1179 Свентицкая В. И. Народная украинская гравюра на меди//Федоровские чтения. 1980. М„ 1984, с. 113, 121 (примеч. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далекой-далекой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьезно началось во времена татаро-монгольского ига, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы- реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искаженно от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину. Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы. А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввинович Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царем и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевел его в кремлевский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом. Свою близость с царем священник сохранил вплоть до смерти государя. Именно он в 1671 году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре 1674 года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почетную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в 1668 году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.

http://pravoslavie.ru/65.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010