Я, Никон, милостию Божиею патриарх, сиа свидетельствую страхом и своею бедною Г рукою. Писано в тюрме в Ферапонтове монастыре 177 октяб[ря] в 22–й в 2-м часу дни. А той больши скажет, кто мне сказывал: надобно тово скоро сыскать. Господа ради, великий государь, старцов отпусти: сам мало вижу, поп слеп, по книге проговорить не Примечания Л. 59а ...прислал ты, великий государь, ко мне Андрея Веригина. – Андрей Васильевич Веригин; как московский дворянин упоминается в боярских книгах в 1658 г. и в 1668 г. – Указатель 1853, 65. Был воеводой в Красноярске в 1659 – 1662 гг. – Барсуков 1902, 116. ...монах Флавиян. – О нем см.: Примечания. Л. 56. После Велика дни... – После Пасхи. ...государыня царевна Анна... – Царевна Анна, пятый ребенок царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны Милославской, родилась в январе 1655 г. и скончалась в мае 1659 г. – Энциклопедия 2002, 44. Л. 60 И Богдан Хитрой друг... – Хитрово Богдан Матвеевич. О нем см.: Примечания. Л. 2. ... о поп слеп, по книге проговорить не может. – Черный поп Варлаам пришел к патриарху Никону с иеродьяконом Мардарием из Воскресенского монастыря после 9 октября 1668 г., сразу после отъезда в Москву старца Флавиана с письмом Никона. а Перед началом текста нарисован четвероконечный крест: на обороте грамоты – такой же, но с буквами по обеим сторонам. сверху – IC ХС, внизу – NI КА. На обороте первого столбца (л. 59а об.) сохранились остатки печати. Б-В Слова между строк. Г Испр. мной, в ркп. берною. 1671 г. 6.Грамота патриарха Никона царской семье (после 22 января) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 185а – 186. Столбец из двух сставов. Автограф. Филигрань «Голова шута»; по обрезу видна верхняя часть знака типа: Дианова 1997, 510 (1672); отдаленно напоминает и (1678, 1680). Рукопись в плохом состоянии, имеет множественные механические повреждения, конец утрачен. Содержание грамоты, в которой патриарх Никон благодарит царскую семью за присланные ему подарки, позволяет датировать ее концом января: 22-го числа царь Алексей Михайлович вступил во второй брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной; по этому поводу в Ферапонтов монастырь был отправлен стольник Ларион Абрамович Лопухин со свадебными подарками. По И. Шушерину, Л. А. Лопухин привез для патриарха 700 р., три меха на шубы – соболий, лисий, беличий, сукно, тафту, 15 трубок тонких полотен, 20 полотенец – Шушерин 1997, 162 – 163.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шушер. Извест. о патр. Никоне. С. 34 Подлинное письмо патр. Никона к царю — в СПб. Государств. архиве между бумагами о патр. Никоне. 72 Написание этого письма необходимо отнести к 1658 г., потому что колокол, о котором просил здесь Никон, действительно отлит в 500 пудов с изображением Воскресения Христова и ликов Алексея Михайловича, его царицы и самого Никона и на колоколе сделана надпись, что «начало святыя вещи сей бытия» в 1 день сент. 1658 г. ( Опис. Воскр. монаст. С. 90 Сказание о создании Ивер. монастыря напеч. в книге «Рай мысленный», выпущенной из Иверской типографии 28 окт. 1658 г., и занимает здесь л. 49–73 под заглавием «Слово благополезно о создании монастыря Пресв. Богородицы Иверския и св. новаго исповедника и священномученика Филиппа, митрополита Московскаго и всея Русии чудотворца, иже на Святе озере, и о перенесении мощей св. праведнаго Иакова, иже прежде Боровечек именовася. Списано Никоном патриархом» Сказка Зюзина — в Подлин. деле патр. Никона по списку Мос. Дух. Акад. С. 226–227 . Снес. слова Никона, приведенные нами в прим. 215. Письмо Никона к царю, писанное в марте 1659 г., помещено в Подлин. деле Никона по списку Моск. Дух. Акад. С. 27–30 . Сказка Прокопия Елизарова и думного дьяка Алмаза Иванова — там же. С. 47–50 . Арх. Леонид. Опис. Воскр. мон. С. 13, 673 Записка Башмакова о поездке его к Никону — в СПб. Государств. архиве, между бумагами о Никоне, за 72 Расспросные речи Тверитинова и Семенова — в Москов. главн. архи. М. и. д. Дела духовные. Год 1659. Июля 9 Выслушав сказку этих певчих дьяков, царь велел сказать им «его государев указ, что к патриарху ездить им без указу не велено», и спросить их, «для чего они не били челом вел. государю ехать к патриарху», а когда они признали себя виновными, то приказал Тверитинова за его старость простить, а Семенова отдать под караул. Сказка дьякона Косьмы — в СПб. Государств. арх., между бумагами о Никоне. 72 Писатели эти — Страленберг, Кельх и Гадобуш (Берха. Царствование царя Алексея Михайловича. 1. 202. СПб., 1831

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

929 Описание древняго Российскаго Музея, ч. I. Москва, 1807, в 4, и Журнал Мин. нар. пр. 1844 г. Июль. 932 Древнейшее известие о Мономаховой шапке находим в записной книге большому наряду в Оруж. Палате с 7149 по 157 год, 785. « По Государеву Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России указу, Боярин Князь И. Б. Черкаской привешивал Государева большаго наряду шапки, а по весу в Манамахове шапке весу 20 фунт, и 2 золоти, без соболя, в денце весу 11 ф. 74 зол.» 939 Карамзин (И. Г. Р. II, 155) полагает, что с Царскою утварью и бармы могли быть даром Императора Алексия. 942 Харатейная рукопись сия, прежде принадлежавшая Воскресенскому монастырю, или Новый Иерусалим, а теперь хранится в Патриаршей библиотеке. 943 Могущественнейшему и непобедимейшему «Московскому Императору Алексию, на земле щастливо царствующему сей трон с величайшим искусством и тщением соделанный, да будет щастливым предзнаменованием грядущаго в небесах безконечнаго блаженства. Лета Хр. 1659.» Поднесены кресла сии Царю Алексию Михайловичу от имени торговой в Испагани Армянской компании Армянином Сарадовым. Обстоятельное о сем известие, полученное из Государственного Иностранной Коллегии Архива, состоит в следующем: « 1659 года Августа 7 приехал из Персии в Астрахань Шахова чиновника Ахтомат Девлети прикащик, Армянин Захарий Сарадов, и явился к тамошним воеводам, Князю Львову и Беклемишеву, с полученною им предварительно от Царя Алексия Михайловича на имя товарищей его, торговых Армян, проезжею грамотою; в следствие чего и отпущен он был 19 Сентября, а в Москву доехал не прежде 27 Марта 1660, где как ему, так и девяти человекам, при нем находившимся, определен был из дворца поденной корм, а потом вместо и съестных и питейных припасов, указано выдавать ежедневно деньгами.» «Апреля 12 допущен был Сарадов на аудиенцию к Государю и поднес в дар Его Величеству следующие вещи: писанную и на медном листе Тайную Вечерю; Царское место, или кресла, оправленные золотом, украшенныя алмазами, яхонтами, жемчугом и бирюзами; перстень золотой с алмазом; жаровню серебряную с сулейкою серебряною и с благовонными куреньями; пятнадцать сулен Шахом употребляемаго напитка шарапу; три сулейки водки гуляфной, четыре сулейки водки ароматной; стекляницу водки парызжовой; шесть золотников аромата восточнаго; двенадцать ваиев, или верб. Сверх того представил Царевичу Алексию Алексиевичу скринку с золотым верхом, украшенную дорогими каменьями, в которой вделана чернилница, два перстня золотыя с алмазами, плетеную серебряную коробочку с замком для хранения дорогих вещей, и полтора пуда имбирю Индейскаго в сахаре».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Зубовы отцовский КОЛЕНО I: Иван Андреевич Зубов, жил во второй половине пятнадцатого века КОЛЕНО II: Иван Иванович Зубов Григорий Иванович Зубов КОЛЕНО III: Никита Иванович ширяй Василий Григорьевич Борис Григорьевич КОЛЕНО VI: Игнатий Никитич Михайло Никитич Лукьян Никитич КОЛЕНО V: Алексей Игнатьевич † 1632 Матвей Игнатьевич Иван Игнатьевич † 1629 Фёдор Михайлович Михайло Михайлович Никита Михайлович Иван Лукьянович Кузьма Лукьянович КОЛЕНО VI: Иван Матвеевич Илья Иванович † 1639; женат на Ульяне Яковлевне Прокудиной Афанасий Иванович † 1648 Дмитрий Иванович старший † 1641 Данило Иванович † 1659 Василий Иванович † 1672 Дмитрий Иванович меньший Дмитрий Иванович † 1634 КОЛЕНО VII: Борис Афанасьевич Степан Афанасьевич Ксения Афанасьевна, за Василием Богдановичем Лихачевым Василий Васильевич старший † 1671 Василий Васильевич младший † 1661 Фёдор Васильевич † 1689; женат на Анне Измаиловне Чихачёвой NN, за Василием Семёновичем Кузьминым NN, за Евгением Андреевичем Яковлевым Иван Дмитриевич Клементий Дмитриевич † 1659 Лукьян Дмитриевич Григорий Дмитриевич КОЛЕНО VIII: Илья Борисович Дмитрий Борисович Данило Борисович Василий Борисович Иван Борисович Степан Степанович Венедикт Фёдорович Афанасий Фёдорович Герасим Фёдорович Евдокия Ивановна, за Иваном Ивановичем Колычевым Степан Клементьевич Михайло Кдементьевич КОЛЕНО IX: Николай Васильевич, коллегии экономии член, рождение 1699 † 1786; женат 1) на Татьяне Алексеевне Трегубовой; 2) на Агафие Ивановне Наумовой † 1770 (от 1-го брака сын) КОЛЕНО X: Граф Александр Николаевич, сенатор и святого Александра Невского кавалер, рождение 6 августа 1727 20 февраля 1795; женат на Елисавете Васильевне Вороновой, рождение 1742 † 29 декабря 1813 КОЛЕНО XI: Граф Николай Александрович, обер-шталмейстер кавалер святого Андрея и прусского ордена чёрного орла, рождение 24 апреля 1763 † 9 августа 1805; женат на графине Наталие Александровне Суворовой-Рымникской, рождение 1 августа 1775 † 30 марта 1844 Граф Дмитрий Александрович, генерал-майор, рождение 17 мая 1764 † 14 февраля 1836; женат на княжне Прасковье Александровне Вяземской, рождение 27 сентября 1772 † 18 ноября 1835

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

[хорват. Kriani] Юрий (в монашестве Августин; ок. 1618, Обрх, близ г. Бихща (ныне Бихач, Босния и Герцеговина) - 12(22). 09.1683, близ Вены), хорват. католич. священник-миссионер, философ, историк, филолог, писатель; родоначальник теории панславизма. Учился в католич. семинарии в Загребе, в Хорватской коллегии в Граце, в Болонье и с 1640 г. в папской Греческой коллегии свт. Афанасия в Риме. В 1641 г. рукоположен в каноника. В том же году подал в рим. Конгрегацию по распространению веры записку, в которой высоко оценил возможность воссоединения Русской Православной и Римско-католической Церквей и просил направить его миссионером в Россию для подготовки заключения унии. Хотя просьбу К. не удовлетворили, изложенные в записке предложения фактически стали программой всей его жизни. В 1643-1646 гг. служил на разных приходах в Хорватии. В 1647 г. прибыл в Смоленск в свите униат. еп. Петра Парчевского, в окт.-дек. посетил Москву как переводчик в составе посольства Речи Посполитой к царю Алексею Михайловичу. В 1650-1651 гг. как священник входил в состав посольства Свящ. Римской империи в Стамбул к тур. султану. Вернулся в Рим, где работал при папской Хорватской коллегии блж. Иеронима Стридонского и составил «Всеобщую библиотеку схизматиков» (Bibliotheca Schismaticorum universa. R., 1656), в к-рую включил свои переводы на латынь с греч. и слав. языков антикатолич. сочинений (в т. ч. фрагментов «Кирилловой книги» ), а также опровержения на них, предназначенные для объяснения правосл. славянам их заблуждений относительно учения католической Церкви. Римская курия высоко оценила «Всеобщую библиотеку...», но вновь не поддержала желание К. поехать в Россию. В 1658 г. через московского посланника в Вене он подал прошение о поступлении на царскую службу. Узнав о поражении русских войск в Конотопской битве (1659), призвал запорожских казаков не нарушать присягу рус. царю. Прибыв в Москву, 27 сент. 1659 г. отправил в Посольский приказ свою программу по просвещению России и просил его взять на службу «историком и летописцем». Был зачислен в Посольский приказ и получил заказ составить грамматику старослав. языка (Объяснение выводно о письме словенском, 1661) и латинско-рус. словарь. По неизвестным причинам (по замечанию самого К., за «глупое слово» - возможно, из-за пропаганды унии или сочувствия опальному патриарху Московскому Никону) 20 янв. 1661 г. был сослан в Тобольск с получением жалованья. В ссылке написал самые значимые сочинения. После смерти царя Алексея Михайловича царь Феодор Алексеевич в 1677 г. разрешил К. уехать в Вильно. В 1678 г. К. принес монашеские обеты в ордене доминиканцев. Узнав, что буллой папы Александра VII (1660) членам Конгрегации по распространению веры запрещено вступать в монашеские ордены, в 1682 г. пытался выйти из ордена. Направился в Рим, чтобы отчитаться о поездке в Россию, но по дороге, в Вене, в должности капеллана присоединился к войску польск. кор. Яна Собеского и погиб в бою против османов.

http://pravenc.ru/text/2459065.html

Порфирий , 1580–99; игум. с 1600: † в янв. 1604. Антоний , 1625. Игумены Феодосий , в мар 1634. Владимир , 1639. Питирим , 6 янв. 1646. Сергий , 1649. Пафнутий , 1653, 57. Афанасий , в мар. (sic) 1659. Сергий определён 3 мая 1659; упом, в мар., июле 1662, в янв. 1664. Афанасий , 1673. Павел , 1680–86. Иаков , 1697–1701. Архимандриты Корнилий , 1707 и 8. Аарон , 1724–27. Варсонофий , 1730. Корнилий , 1732–40. Иосиф , 1741–44. Димитрий 23 июля 1745 произведён из крестных иеромонахов; в 1764, по упразднении монастыря, определён в наместн. Печерские. После в Феодоровском Городецком. 7 Покровский, в городе Балахне, известен в начале XVII века. Упразднён. [III, 342.] Игумены Антоний , в февр. 1614. Моисей , в окт. 1617. Варфоломей , 1623–28. Варсонофий , в июле 1629, в мар. (sic) 1634, 1645–49, окт. Антоний , бывший архим. Нижегородского Благовещенского, определён 21 февр. 1652; упом. до 1659. Феодор , 1665–70, 1672. Афанасий , 1673–82. Пахомий , в февр. 1683. Макарий , 1692–97. Димитрий , 1707–17. Паисий Савин , 1719–43. 8 Городецкий, Феодоровской Богородицы, от Балахны в 15 верстах; возобновлён в 1700 г. Заштатный. [III, 749.] Игум. Михаил , 1710. – Павел , 1715–18. – Корнилий , 1721–23. – Иоаким , с 1723. – Зосима , 1762–66. Архим. Димитрий (бывший Духова монастыря) определён 1770, а 1773 перев. в Оранский. Строит. Афанасий , 1848–60. – Анастасий , 1861–66. 9 Толоконцова пустынь, в Нижегородском уезде, упразднённая; в 1691 была приписана к Саввину Сторожевскому. [VI, 402.] Игум. Лаврентий , 1551. – Каллист , 1597. 10 Зачатейский, в Нижнем-Новгороде, девичий, упразднён. [IV, 141; VI 1000.] Игуменьи Адриана , 31 дек. 1622. Иулия , 1635. Наталия , 1643–1646. Варсонофия , 1653, 54, 58, 61, 62. Мелания , в июне 1664. Александра , в мар. 1666, в июле 1667, в сент. 1668, в мае 1670. Анисия , 1680. Марфа , 1700. Феодосия , 1737–43. Дорофея , 1743 и 44. 11 Происхожденский св. Духа в Нижнем-Новгороде, (в 1716 г. переименован в Крестовоздвиженский?). Ныне 3-го класса. [IV, 869.] класса (sic)]. Игуменьи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сосипатр , 1738. 59 Кукоцкий Спасский, близ Гаврилова посада, упразднённый. [IV, 880.] Игумены Авраамий , 1624–30. Никон , 1649–51. Иов определён 12 мар. 1653. Нафанаил определён 8 июня 1659, и в 1662. Сергий , строит., 1664, 71. Антоний , из Суздальского Спасского, 1 нояб. 1670. (Этого-ль?). Феодосий , в мар. 1678. Савва , 1685 и 86. Филарет , до 1723. Герман определён в апр. 1723; упом. 1724. Иессей , бывший, 7 февр. 1733 определён в Лукианову пустынь. Филарет , 1738. Аркадий , 1753–55. 60 Кукоцкий (на Куксе) Покровский девичий, упразднённый. [IV, 880.] Иг-нья Петронида , 1663. 61 Введенский, в Юрьеве-Польском, девичий. Ныне третьеклассный. [III, 508.] Игуменьи Матрона , 1659–62. Феодосия , 1737–89. Агафия , 1765–80. Мария , 1840–47. Пульхерия , 1848–66. Юрьевского-Польского Николаевского, девичьего. Иг-нья Евфросиния , в июле 1635. 62 Георгиевский, «Дубовой церкви», близ Юрьева-Польского, в 1725 был приписан к Юрьеву Архангельскому. [III, 689; VI, 996.] Игумены Маркелл , 1565. Иоасаф , в мар. 1644. Александр , в янв. 1647. Гермоген , строит., в мар. 1668. Феодосий , в июле 1669. Тихон , 1723 и 24. Никодим , в нояб. 1679. Мельхиседек , 1738. Стефан , 1763 и 64. 63 Успенский, в Юрьеве, упразднённый. 215 Игум. Феодосий определён 19 апр. 1636. – Маркелл , 1694. 64 Сахтажский (Сахтошский) Петро-Павловский, в Суздальском уезде, на озере Сахтоше, в 1630 г. был пуст; возобновлён архиепископом Суздальским Стефаном и опять запустел. [VI, 1044.] 65 Юрьево-Польской Пелеговы пустыни (приписанной к Троицкой Сергиевой Лавре). 216 Строит. Трифиллий , 1620, 27. – Макарий Синцов , в авг. 1653. 66 Борковская Троицкая, ныне Николаевская пустынь, в Вязниковском уезде, подле слободы Холуя, основана кн. Иваном Дмитриевичем Пожарским; возобновлена Мефодием, епископом Астраханским, в 1760–75 гг. Ныне заштатная. [III, 427.] Строителя Иосиф , игум., 1723 и 24. Павел , 1738. Филарет ... Варнава , 1766–68. Виктор , 1774–86, перев. в Шартомский. Арсений 16 окт. 1787 перев. в Вязниковский Благовещенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976. http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum Пятиглавый собор с колокольней построен в 1659 году, на месте ветхой деревянной церкви, с приделом во имя святого Николая Чудотворца, на средства купца Силы Грудцына. (Правда, еще в 1658 году по завещанию других видных купцов города — семьи Босых — в монастырь на церковное строительство было пожертвовано 1500 руб.). Заложенный в 1659 году по заказу Силы Грудцына, собор возводили затем на средства его брата Ивана Грудцына. Однако через некоторое время в связи со смертью братьев работы были приостановлены. Старец этой обители Филарет, тесть третьего брата, Василия Грудцына, завещал ему достроить храм и даже оставил на это деньги. Однако Василий деньги присвоил, а сооружать собор не стал. Лишь после жалобы игумена монастыря Андроника в 1689-1690 годах патриарху Иоахиму он возобновил строительство, которое было закончено, согласно описи города, в 1690-х годах. Фасады Троицкого храма сходны с фасадами собора Михайло-Архангельского монастыря, но в Троицком соборе шире используются цветные изразцы. Кроме того колокольня Троицкого собора в отличии от Архангельского находится не сбоку, а по середине его западного фасада и через ее основание устроен вход в собор по лестнице, ведущей на паперть. В 1925 году, после ликвидации коммуны, Троицкий собор был передан музею, ключи от собора переданы 23 марта 1926 года. Несмотря на это в сентябре 1926 года, без ведома музея, с колокольни Троицкого собора сняты колокола, сданы в комцветфонд и увезены из Устюга. На галереях собора разместились с одной стороны мастерская по изготовлению гробов, с другой – кинозал. В подклети собора овощехранилище и жилые комнаты. В 1933 году представители Академии наук заколотили двери собора. Главная достопримечательность Троицкого собора его пятиярусный иконостас XVIII века, один из лучших в русском декоративном искусстве. Этот иконостас по праву можно назвать детищем, настоятеля Троице–Гледенского монастыря игумена Геннадия (в миру – Германа). Назначен 24 сентября 1771 года, был настоятелем монастыря 23 года, умер 18 августа 1794 года, похоронен в Троице–Гледенском монастыре (в настоящее время могила уничтожена). Более подробно про игумена Геннадия можно прочитать О. Б. Зенкова «Троицкий игумен». 25 января 1776 года игумен Геннадий отправляет епископу Иоанну прошение о благословении строительства нового иконостаса в Троицком соборе. 30 января 1776 года разрешение получено. Сохранившийся договор монастыря с иконописцами и резчиками о постановке и украшении соборного иконостаса позволяет уточнить дату его возведения и имена мастеров.

http://sobory.ru/article/?object=01861

35 Иоанникий Галятовский, иером. Ключ разумения священником законным и свецким належачый. К., 1659. Л. 241. 36 Иоанникий Галятовский, иером. Ключ разумения священником законным и свецким належачый. К., 1659. Л. 241о6. 37 Иоанникий Галятовский, иером. Ключ разумения священником законным и свецким належачый. К., 1659. Л. 242. 38 Иоанникий Галятовский, иером. Ключ разумения священником законным и свецким належачый. К., 1659. Л. 246об. 39 Иоанникий Галятовский, иером. Ключ разумения священником законным и свецким належачый. К., 1659. Л. 248об. 40 Иоанникий Галятовский, иером. Ключ разумения священником законным и свецким належачый. К., 1659. Л. 248. 42 Издание латинского текста см. в: Feofan Prokopovic. De arte rhetorica libri X [Tex-te imprime]: Kijoviae 1706/mit einer einleitenden Untersuchung und Kommentar herausgegeben nach zwei Handschriften aus den Beständen der Kiever Zentralen Akademie-Bibliothek von Renate Lachmann; Handschriftenredaktion Bernd Uh-lenbruch/Köln: Böhlau, 1982. CXI, 515 str. (Slavistische Forschungen, B. 27; Rhetorica slavica, B. II). Украинский перевод (в сокращении): Феофан Прокопович . Про риторичне мистецтво//Фiлocoфcьki твори. Т. 1. К., 1979. С. 103–433. 46 Цит. по: Петров Н. И. Из истории гомилетики старой Киевской академии//Труды КДА. 1866. 1. С. 111. 47 Петров Н. И. Из истории гомилетики старой Киевской академии//Труды КДА. 1866. 1.С. 121–122. 56 См.: Одинцов Н. К. К вопросу о сочинении и издании учительных книг в XVIII столетии//Христианское чтение. 1905. 8. С. 184–196. 58 См., например: Смирнов С. К. История Московской Славяно-Греко-Латинской академии. М., 1855. С. 296. 60 Первушин М. В. Митрополит Платон (Левшин) и Спасские школы//Московской Духовной Академии 325 лет: Юбилейный сборник статей. Том 1. Книга 1. История Московской Духовной Академии (1685–1995). Сергиев Посад; Москва, 2010. С. 89. 62 Например, о ситуации с проповедничеством в пределах Киевской митрополии см.: Прокоп " юк О. Б. Nponobiдhuцmbo у мumponoлii XVIII cmoлimmя мiж ocbimoю та aдмihicmpamubhuм Akaдeмiя. Вип. 10. К., 2011. С. 185–201.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Переселение 1651 года совпало с Белоцерковским миром Богдана Хмельницкого с Польшей, когда русский царь позволил малороссам свободно переселяться в южнорусские степи. Алексей Михайлович, соглашаясь на просьбу казаков, 22 марта 1652 г. разрешил даже самому гетману со всем войском переселиться в свои привольные степи, если его сильно будут теснить поляки 429 . Гетман не переселился, переселились одни казаки и основали в 1652 г. г. Острогожск в пределах нынешней Воронежской губернии и Сумы в Харьковской 430 . К 1652 году малороссы успели вновь населить Краснокутск 431 . Несколько позже ими основаны Харьков, Ахтырка, Лебедин 432 ; в 1652 г. основана слобода Тернов (в Путивльском у.); в 1656 г. уже существовали населенные пункты: Змиев, Махначи, Печенеги, Харьков и Хорошево. Все эти черкасские города и слобода стояли в пределах старинного Чугуевского уезда 433 . Харьков, подобно Змиеву, Хорошеву и Махначам, возник на каком-то старинном городище. Он построил в 164, 165 и 166 гг., (1656–1658 г.) на рр. Харькове и Лопани, на правой (крымской) стороне первой реки и на левой (ногайской) стороне второй 434 . Полагают, что черкасы в те места, где возник Харьков, явились немного раньше, ок. 1654–1655 гг. 435 . Действительно, общее число черкас, переселившихся на московскую сторону, к этому времени достигло почтенной цифры – 80 тысяч 436 . К 1654 г. относятся заселение Печенег и Ахтырки, сделавшихся полковыми городами. В Ахтырке в числе сведенцев названы 3 священника. В 1657 г. существует слобода Ворожба (Сумская), пограничная с землями г. Сум. В 1659 г. из неё выселили 76 семейств во вновь основанное селение Низшую Сыроватку. К 1658 г. проф. Багалей относит основание Лебедина. Около 1657 г. черкасы заселили Царевоборисов, и он сделался по-прежнему самым южным пунктом русской территории. Переселение, открывшееся с 1651 г., продолжалось до 1659 г. С 1659 г. началось новое переселение при Юрии Хмельницком. Во время этого переселения (1659–1663 г.) образовалось еще несколько населенных пунктов. К 1659 году на Белгородской черте между Вольным и Олешней явился город Боромля (Боровня) на р. Боровне, тогда же заселено Салтово городище на северном Донце, где прежде был Каменный город. Вместе с ними получил начало город Борки (потом селение), в 1662 г. существовал г. Богодухов. Одновременно с этими городками новые переселенцы и выселенные из ранее основанных городов образовали несколько новых слобод и селений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010