I, стр. 386 – 394. См. так же Дворц. Разряды, III, 457 – 458. Предисловие к Служебнику патр. Никона перепечатано сполна – в Дополнении к описанию старопеч. кииг Гр. Толстова и купца Царскаго. изд. Строевым, 89. Есть и третье сказание о московском соборе 1655 г., заимствованное будто бы из рукописной повести 1668 – го года, переходящей, вкопиях, из рук в руки между глаголемыми старообрядцами. Оно помещено в книжице, составденной Павлом Белокриницким и напечатанной,без означения места и времени печатания, под заглавием: «III часть, церковной истории». Здесь говорится, во-первых, будто Ннкон обращался с своими вопросами ковсем восточным патриархам, подкупил их, нищенствующих, богатыми дарами, чтобы склонить на свои новоизмышленные предания, и, получив от патриархов ответные граматы согласно своему желанию открыл собор 1655 г., и на нем в первом же заседании объявил эти ответные граматы патриархов (стр. 23 – 37). Но Никон – а) вовсе не обращался с своими вопросами ко всем восточным патриархам, а обратился только к одному патриарху цареградскому Паисию с его собором, – и б) открыл в Москве собор 1655 года прежде, нежели получил ответную грамату от Паисия. Говорится, во – вторых, будто на этом соборе епископ Павел коломенский целых два заседания состязался с Никоном и защищал против него непричастность Пресв. Девы Богородицы первородному греху, стоглавый собор, сугубую аллилуию, трисоставный крест, имя Иисус, седмипросфорие, двуперстие для крестнаго знамения и проч., – при чем налагаются самые речи Павла (стран. 37 – 91). Но – а) Павел коломенский вовсе не присутствовал и не мог присутствовать на соборе 1655 года, потому что, как мы видели, еще в 1654 году был лишен сана и сослан в заточение; б) Никон вовсе не возбуждал вопросов ни о причастности Пресв. Девы Богородицы первородному греху, ни о стоглавом соборе: по крайней мере, об этом ни откуда неизвестно; в) те длинные речи против Никона, которые будто бы говорил на соборе Павел, судя по складу их и особенно по языку, не могли ему принадлежать, но свойственны только грамотею нынешнего времени, в чем легко убедиться из чтения этих речей; а если бы действительно Павлом были произнесены такие длинные и искусственные речи, их бы никто из слышавших не мог запомнить в точности, чтобы потом записать на бумаге. Говорится, в третьих, будто Павла коломенского поддерживал на соборе, между прочим, Александр епископ вятский (стр. 49, 67). Но – а) вятской епархии тогда еще не существовало: она открыта только в октябре 1656 года, как видно из подлинного документа (Матер, для истор. раскола, I, 8 – 14); б) Александр не был еще тогда епископом: он рукоположен во епископа коломенского, спустя два мсяца после этого собора, 3 – го июня 1655года, по свидетельству очевидца (Павла алеппск. Путешест. Макария, кн. XI, отд. 6, в т. II, 130). Вот такими – то историями – баснями обманывают неграмотный или малограмотный народ, чтобы возбуждать в нем ненависть к патриарху Никону и начатому им делу исправления церковных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

23 авг. 1655 г. М. встречал в Новгороде 3 патриархов - Антиохийского Макария III , Сербского Гавриила и Московского Никона; после службы они обедали у М. в «большой палате». Гости провели в Новгороде не меньше недели и здесь отпраздновали новолетие (1 сент.) ( Тихомиров. 1940. С. 85). 13 авг. 1654 г. М. возглавил перенесение мощей св. кн. новгородского Владимира Ярославича в кафедральном Софийском соборе из Корсунской паперти к юж. входу, в Мартириевскую паперть. Это событие можно считать началом возобновления местного почитания князя. Вероятно, в это же время М. провел работы в Софийском соборе: «помост церковный помости плитами великими. А те плиты возиша из Тесовские волости. И за иконами быша грани у столпов, и те грани повеле взломати, и иконы постави местные, и деисусы, и праздники господские, и пророки, и праотцы учини постенно, а не таки, якож преж бысть, и ныне видимо». Однако, когда 24 янв. 1655 г. патриарх Никон посетил Новгород, он «повеле… те грани поделати вновь и учинить по-прежнему», что и было сделано (Там же. С. 91-92). В 1654 г. начавшееся в России «моровое поветрие» коснулось и новгородских земель. В грамоте архим. Тихвинского монастыря Иосифу М. предписывал: «...учинить во всех монастырских вотчинах и на посаде заказ крепкой, под смертною казнью, чтоб прихожих людей ни в котором монастыре и в монастырских вотчинах не принимали и не таили и сами ни в которые городы и в уезды не ездили и не ходили» (АИ. Т. 4. 87. С. 224). Впосл. было организовано ежегодное поминовение погибших от эпидемии. Начавшаяся в 1654 г. русско-польская война также стала источником забот для М. 9 марта 1655 г. поступил царский указ о сборе с митрополичьих и монастырских вотчин по 1 человеку с 50 дворов «на добром коне, с карабином, и с парою пистолей, и саблею» на государеву службу (ААЭ. Т. 4. 84. С. 123). В 1655 г. с новгородских архиерейских вотчин затребовали подводы для доставки оружия на русско-польский фронт под Смоленском. Постоянными были увеличивающиеся сборы «стрелецких хлебов».

http://pravenc.ru/text/2561430.html

Обратимся за сведениями к современнику биографу патриарха Никона , клирику И. Шушерину. Здесь мы находим однако же, лишь общие указания. В «Известии» своем, заметив кратко о первом литовском походе государя, (выступил 18 Мая 1654 г.) 2050 и о рождении царевича Алексия Алексиевича (род. 5 Февр. 1654 т.) 2051 , повествователь далее прибавляет: «И во оно лето, грех ради наших, в царствующем граде Москве случися смертоносная язва, от ея же для сохранения ради царского дома с благоверной и благочестивой Государыней Царицей и великой Княгиней Марией Ильиничной и с благородным Царевичем, и со благоверными царевнами, пойде святейший патриарх в Троицкий Сергиев монастырь и оттоле в монастырь Макария Калязинского, из него же приидоша в град Вязьму» 2052 . Царская семья, по свидетельству Шушерина, нисколько не пострадала, «а в царствующем граде бесчисленное множество изомроша» (по Ипат. сп. «мало что не вси изомроша») 2053 . Затем далее Шушерин говорить о походе на Свеев. (начавш. в 1656 г.) и об устроении и проводах сооруженного патриархом Никоном креста для Крестного монастыря на Белом море, бывших в тот день, когда был взят русскими Динабург, (грамота же о построении писана 24 Июня 1656 г.) и прибавляет: «Потом же вскоре в Российском царствии, за грехи наши, Божиим праведным попущением, паки бысть смертоносная язва и мор- —437— ское поветрие» 2054 . Здесь указывается на чуму 1656 г., которая действительно посетила Русь, но в Москве не была, между тем дальше Шушерин говорит, что патриарх Никон снова с царским семейством из Москвы уехал в Тверь, а затем в Вязьму, разумея очевидно чуму, бывшую в самой Москве 2055 . Здесь Шушерин неточно сопоставил два разных факта. В действительности вторичный отъезд царской семьи из Москвы был во вторую чуму, бывшую в Москве в Июне 1655 года, развившуюся здесь во время второго похода Государя на поляков, в который он отправился 11 Марта 1655 года 2056 , вскоре же после возвращения в Москву из первого, именно 10 Февраля 1655 г. 2057 . Вторая чума (1655 г.) и третья (1656 г.). были только небольшими вспышками после опустошительной чумы 1654 г., начавшейся в Июле и окончившейся в Декабре того же года. Историк г. Москвы И.Е. Забелин говорит в предисловии к «Материалам для истории, археологии и статистики г. Москвы» – «Мор, начавшийся с Июля прекратился к концу Декабря 1654 года» 2058 . Историк С.М. Соловьев повествует: «в то время как с Запада приходили все вести счастливые, из Москвы давали знать, что здесь свирепствует моровая язва» 2059 . В Июле выехала из Москвы царская семья; в Сентябре чума усилилась, 11-го того же месяца царская семья была в Колязине; «с 10 Октября мор начал стихать, и зараженные стали выздоравливать»; а в Декабре все прекратилось 2060 . .Итак начало чумы падает на Июль 1654 года, а интересующая нас комиссия, как, согласно с протоиереем Разумовским сказано нами, созвана в 1652 году. За полтора года сделала ли что-либо комиссия в целях ее созыва? По-видимому, она совсем не работала, или работала очень

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В последующих требниках (1651 г.) при сём приложены слова священника: «Силою и заступлением честнаго креста твоего, Господи, помилуй мя и помози ми грешнику». Всё это исключено из служебника 1655 г., и также отменена молитва священника во время пения аллилуйи: «Господи Боже наш, приклони сердца наши» и проч.; в) во время великого выхода не положено воспоминать ни царя, ни патриарха, если их нет в церкви, но сначала дьякон, а потом священник говорит только: «Всех вас да помянет Господь Бог во царствии своём» и проч. Потом священник повторяет то же, став против западных дверей, и, наконец, обратившись к полуденной стороне. В Служебнике 1655 г. положено иерею поминать весь царствующий дом, а в литургии преждеосвящённых даров установлено переносить дары в безмолвии и не говорить, как показано в Служебнике 1602 г. «всех вас да помянет»; г) слова после перенесения «даров дух святый найдёт ня тя» и пр. произносит дьякон к священнику, между тем, в позднейших (1651 г. и 1655 г.) служебниках они обращены к дьякону от священника (стр. 113 обор.). Молитва перед лобзанием мира (стр. 115 обор) в последствии оставлена. Вот главнейшие разности в литургии 1602 г. при сличении её с литургией, исправленной при Никоне в 1655 г. 57 «И к нам ты писал, – говорил Иов в своём послании к царю Грузинскому, – чтобы мы содействовали послам твоим, дабы тебя царь и Великий Князь пожаловал, землю твою Иверскую взял в своё царское достояние под свою руку. Мы же царю усердно, с желанием, о тебе воспоминали. И благочестивый царь, по твоему прошению и молению, тебя пожаловал». Акт. Ист. 1. 227. 70 «А нашего денежнаго жалованья ему (священнику в Епанчине) восемь рублёв на год, а хлебнаго жалованья пять честь муки ржаной, четь круп, четь толокна». Грам. Бориса см. Ист. Сиб. Миллера, кн. I, 359. 77 «Благочестивый самодержавец повеле (означенные города) от нечестивых истребити и всяких еллинских богомерских гнусов повеле очистити и Божественныя церкви поставляти устроясть. Ник. Лет. VII, стр. 331. 79 В Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

56 Для того чтобы видеть, что в литургии Служебника 1602 г. подвергались впоследствии изменению, сравним её с исправленным в 1655 г. служебником, укажем примечательные разности в том и другом издании. А. В чине проскомидии (по Служебнику 1602 г.) сокращено и исправлено в порядке последование входных молитв, отменены а) молитвы, которые говорит священник на пути к церкви: «Господи радости и спасения», псалом 14, псалом 22-й, молитвы при входе в церковь и некоторые из тропарей, произносимых священником перед царскими дверьми; b) молитвы священника после облачения, у престола, перед началом проскомидии, молитва прощальная, в которой священником исповедаются такие грехи, которые ни как не дозволяют священнодействовать; с) молитва над вином перед совершением проскомидии «…ту благодать посли и на вино сие и благослови е духом Твоим Святым», и слова во время соединения воды и вина «… соединения Святаго Духа, яко трие суть свидетельствующих дух, кровь и вода и трие во едино суть» (служ. Л. 79); d) в Служебнике 1602 г. полагается для проскомидии, между прочим, 7 просфор – четвёртая о патриархе и всём епископстве, пресвитерстве и диаконстве православном; пятая о царе и царствующем доме, шестая об архимандрите или игумене, о служащих и о здравии всех православных, седьмая о упокоении. То же число просфор находим и в позднейших служебниках (служеб. 1651 г.). В служебниках 1655 г. просфор положено только пять; е) В служебнике 1602 г. (также и 1651 г.) положен особый отпуск по окончании часов перед литургией Иоанна Златоуста и Василия Великого . В 1655 г. отменён. В. В самой литургии: а) по Служебнику 1602 г. во время выхода с Евангелием, как только подойдут к жертвеннику «диакон показует с орарём ко святому жертвеннику, глаголя к иерею благослови, Владыко, святое предложение». Иерей: «Благословенно предложение священных и божественных Твоих Тайн. Этого нет в Служебнике 1655 г.; б) перед чтением евангелия дьякон приносит «пред священника крест; священник знаменався им целует его и потом благословит диакона, диакон же приим крест и, поцеловав, полагает его на святом престоле».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Вслед за этой кощунственной выходкой патриарх начал говорить перед онемевшим от ужаса народом о крестном знамении. «В Антиохии, а не в ином месте, – говорил Никон, – верующие во Христа (впервые) были наименованы христианами. Оттуда распространились обряды. Ни в Александрии, ни в Константинополе, ни в Иеросалиме, ни на Синае, ни на Афоне, ни даже в Валахии и Молдавии, ни в земле казаков никто так не крестится, но всеми тремя пальцами вместе». 26–31 марта 1655 года, на пятой седмице Великого поста, вновь был созван собор – на этот раз с участием иноземных гостей – патриарха Антиохийского Макария и патриарха Сербского Гавриила (которого Никон, свято веривший в учение о «пентархии», упорно называл архиепископом). Основным вопросом было несоответствие русских церковных книг и обрядов новогреческим. Были заслушаны результаты сличения богослужебных книг и рукописей, привезенных Арсением Сухановым с Востока, с древними славянскими. На Соборе был одобрен подготовленный никоновскими справщиками Служебник, изменен текст Символа веры , установлен новый для России внешний вид антиминсов, а перекрещивание католиков заменено миропомазанием. Уже после закрытия собора Никон передал патриарху Макарию для присоединения шестерых униатских священников. Макарий помазал их миром, им выдали новые ставленые грамоты для служения в православных храмах 571 . Одобренный Собором новый Служебник вышел из печати 31 августа 1655 года и был введен для всеобщего употребления в Русской Церкви. Как уже говорилось выше, он представлял собой перевод греческого Евхология, напечатанного в иезуитской типографии в Венеции в 1602 году. В Служебнике было узаконено троеперстие, трегубая аллилуйя и прочие церковные новины. При этом новый текст содержал ложные ссылки на старые русские и греческие грамоты. Публикация нового Служебника вызвала крайне резкую реакцию со стороны противников новшеств и способствовала еще большему разделению русского общества. Кроме Служебника в том же году была напечатана книга «Скрижаль», которая занимает особое место среди символических книг никонианства. В самом названии содержалась отсылка к Ветхому Завету: Никон возомнил себя новым Моисеем, давшим Закон своему народу. По сути, «Скрижаль» представляла собой компиляцию, в основу которой было положено одноименное сочинение греческого иеромонаха Иоанна Нафанаила, напечатанное в Венеции в 1574 году и присланное Никону Иерусалимским патриархом Паисием. Сочинение Иоанна Нафанаила содержало толкование чина литургии, зодчества, священнических облачений и церковной утвари. К этому толкованию Никоном были прибавлены выдержки из послания патриарха Паисия 1655 года, несколько статей, объясняющих богослужение, а также еще 12 статей, состав которых в разных экземплярах книги не всегда совпадал (статьи о троеперстии, слово Николая Малаксы о именословном перстосложении, статьи о тексте Символа веры ). Все эти статьи объясняли и оправдывали различные никоновские нововведения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Вот и все рукописи, доставленные в Москву с востока до присылки рукописей с старцем Арсением Сухановым . – 13 февраля 1655 года приехал в Москву архимандрит Есфигменского монастыря Анфим, с которым возвратился и Арсений Суханов , как обыкновенно полагают, – с приобретенными им 498 книгами. – Но и после этой присылки 498 книг – приток книг с востока не оскудевал, а продолжался. – В том же 1655 году, когда были привезены книги Арсением Сухановым и архимандр. Анфимом, кроме них были доставлены книги архимандритом Иверского монастыря Дионисием, архимандритом Павловского монастыря – Иоасафом, Хиландарского – Феодором и никейским митрополитом Григорием. 26 июня 1655 года в Москве было получено на имя царевича Алексея Алексеевича (царь Алексей Михайлович был в походе под Смоленском) донесение путивльских воевод, в котором они извещали, что июня 11, 7163 года приехали в Путивль Афонской горы архимандрит Иверского монастыря Дионисий, келарь Иосиф, черной поп Симеон, два диакона и три старца, и Павловского монастыря архимандрит Иоасаф 175 . На допросе в Путивле они сказали, что едут в Москву, везут к святейшему патриарху Никону московскому и всея Руси греческие печатные книги и кипарисные доски и иные церковные вещи; все это привесть велел им по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя России самодержца и по благословению великого государя святейшего Никона, патриарха московского и всея великия и малыя России, Троицкого Сергиева монастыря строитель Арсений. После допроса архимандриты были отпущены дальше в Москву, куда и прибыли 26 июня 7163 (1655) года; иверский архимандрит Дионисий, собственно говоря, был послан не для отдачи книг, а для смены архимандрита, жившего на недавно пожалованном подворье близ Ветошного ряда, на Никольской. Но посланный с такою специальною целью, он все-таки считал нужным захватить с собою и книги, каковых им и было поднесено царю вместо даров на приезде, числом 14 176 . Такое небольшое количество объясняется как тем обстоятельством, что от Иверского монастыря с старцем Арсением Сухановым было послано весьма значительное количество книг 156, так и тем, что архим. Дионисий, как мы уже заметили, приехал собственно на смену прежнему архимандриту Клементию 177 . Февраля 15-го 7164 года архим. Дионисию вместе с другими афонскими архимандритами было дано на святыню 120 рублей 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

м. стал архим. Дионисий. В нач. 1655 г. он был назначен в др. обитель, а в В. м. перевели братию (более 70 чел.) упраздненного Кутеинского оршанского мон-ря во главе с иером. Иоилем (Труцевичем) скончавшимся в дороге и похороненным по завещанию в В. м.; среди прибывших в обитель монахов был Исакий Полоцкий, брат Симеона Полоцкого . Настоятелем В. м. «по общему согласию кутеинской братии» был избран иером. Дионисий II, в февр. 1655 г. в Москве возведенный в сан игумена. 21 марта 1655 г. казначей мон-ря мон. Нифонт писал Патриарху о конфликте между новоприбывшими и прежней братией: «Наша русская грамота с кутеинскою не сойдется, с ними вместе по их пети и чести не умеют, и они наших крылосных людей, священников и дьяконов поставили под стеною и их не возлюбили, и они, заплакав, пошли из твоего государева богомолья вон: кои к Москве к тебе, государю, а иные по розным монастырям... а священника у нас нашея русския веры нету ни единаго». В апр. 1655 г. соборные старцы - прежние насельники монастыря также писали Патриарху о «гонении от игумена» на них (Акты. 57. 58). В мае мон. Нифонт оставил послушание казначея, нек-рые монахи намеревались, покинув монастырь, «по островом кельи ставить» (Там же. 59). В грамоте Патриарха архим. Дионисию 18 нояб. 1657 г. упоминаются пустынники, живущие при мон-ре в отдельных кельях. Кутеинские иноки привезли с собой печатный стан, и в 1657 г. в В. м. начала работу типография, за 8 лет существования к-рой было издано 11 книг, в т. ч. «Рай мысленный» (1658), 2 издания Часослова (1657, 1658), «Брашно духовное» (1661), Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Иверскому монастырю (1665). В В. м. начали работать «справщики», переводчики, переплетчики, появились искусные резчики по дереву, иконописцы. В февр.- марте 1669 г. в монастырской мастерской переплели для Новгородского митр. Питирима (впосл. Патриарх) принадлежавшую ему летопись; в том же году по просьбе митр. Питирима в В. м. перевели на рус. язык соч. «Ключ разумения» архим. Иоанникия (Галятовского) .

http://pravenc.ru/text/153903.html

Предлагаем список известных нам грамот Паисия в хронологическом порядке: 1) подлинная греческая грамота к п. Никону от 7 июня 1654 г. рекомендательная; 2) такая же грамота к царю от 29 июля 1651 г., посланная со старцем Арсением и содержащая духовное поучение патриарха с благожеланиями государю; на обороте ее отмечено в посольском приказе, что она прислана «с некаким Арсением»; славянский перевод ее в греческих делах (связка 33, 3). В этой же связке изложены сведения о приезде в Москву грека Юрия Константинова 18 ноября 7163 г. с грамотой патриарха и с отписками Арсения Суханова . 3) Подлинная греческая грамота к царю от 29 августа 1654 года. (Славянский перевод ее в связке 33, 16) содержит тоже благожелания царю, сообщает о предыдущей грамоте, посланной со старцем Арсением, когда он был в Константинополе, рекомендует торгового грека Фому Иванова. Этот грек в начале мая 1655 года прислал в Москву людей со своим письмом к царю и с грамотами Паисия к царю и  п. Никону о государевых делах и с саккосом цареградского п. Кирилла, купленным для Никона (связка 33, 13). 4) Подлинные греческие грамоты к царю от 8 и 20 ноября 1654 г. – рекомендательные (славянский перевод последней в связке 33 16). 5) Грамота к нему же от 13 ноября 1654 г. сохранилась только в славянском переводе (там же) и содержит просьбу о помощи для построения церкви. 6) Подлинная греческая грамота к царю от 20 января 1655 г., присланная с митрополитом Никейским Григорием, содержит просьбу о пожаловании деньгами сего митрополита. С этим митрополитом прислан был для Никона омофор александрийского патриарха Александра, присутствовавшего на первом вселенском соборе (связка 33 24). 7) Две подлинные грамоты к царю от 1 марта и 1 мая 1655 г.; последняя прислана с греком Юрием Ивановым; в ней Паисий извещает уже об уступке им патриаршего престола п. Иоанникию, описывает двукратные его происки и подкуп с нарушением данной им клятвы и просит царя о милостыни для уплаты долгов, накопившихся в патриархии. 8) Подлинные греческие грамоты – одна от 8 августа 1655 г. к царю, две от 1 августа 1656 г. к царю и Никону; последние присланы с греком Мануилом Константиновым; в них Паисий благодарит за присланную милостыню и ходатайствует за Мануила; обе они переведены в Москве 11 января 1657 г. 9) Подлинная грамота к царю от 10 августа 1657 с просьбой о милостыни. 10) Две грамоты в славянском переводе от 16 августа 1658 к царю и п. Никону, посланные с греком Дементием Петровым; Паисий описывает в них свое затруднительное положение и снова просит о милостыни (связка 38 8). Означенные подлинные греческие грамоты сохранились в московском архиве иностранных дел (см. «Реестр греческим грамотам» за 137 листы 63–73).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

при типографии Леона Мамонича, известные слова Спасителя прямо названы “формой, т. е. образом, або совершением” тайны, как и в тридентском missal’e римско-католической церкви (Прозоровский А. Сильвестр Медведев. С. 224). В то же время: «В служебниках венецианского издания 1519 и 1527 гг. слова “примите ядите” и “пийте” произносятся без всякого замечания; перед словами же “и сотвори убо” и проч. есть замечание, указывающее на то, что во время произнесения их совершается пресуществление; именно говорится здесь прежде слов “и сотвори убо”: “егда же хощет священник творити призывание св. Духа и свершати св. дары…”» (Миркович Г. О времени пресуществления Св. Даров. С. 34); «…в служебнике 1651 года, изданном в последний год патриаршества Иосифа и переиздан- ном без малейших изменений в 1652 г. уже при патриархе Никоне , после возгласа “приимите, ядите”…сказано: “иерей и людие поклон творят”… В 1655 г. служебник был издан вновь, и в нем в чине литургии Василия Великого на словах Господних имеется следующее замечание “священник преклоняет главу, воздвиг десницу свою с благоговением, благословляет святой хлеб, возглашает глаголя «примите, ядите»”… На соборе 1667 г., на котором присутствовали восточные патриархи – Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский – и всея Руси патриарх Иоасаф, рассматривали служебник, и внесли в него вышеприведенное замечание служебника 1655 г.» (Прозоровский А. Сильвестр Медведев. С. 234). Более того, по словам того же автора, в 1675 г. внесли в архиерейский чиновник указанные слова из служебников 1651 и 1655 гг., добавив при этом, что «никтоже да дерзнет отныне, положенных зде превосходити или что оскудити, или оставити или преминити, но вся блюсти цела и непредвижна» (Там же. С. 235). При этом: «Евфимий правил чиновник архиерейского священнослужения, изданный в 1677 году, и первый занес сюда требование поклонов на слова Господни, заимствовав его для литургии Иоанна Златоуста – из служебника 1651 года, а для литургии Василия Великого – из служебника 1655–58 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010