При реализации принятых решений Н. действовал энергично и жестко. В 1655 г. во время торжественного богослужения в Успенском соборе он отлучил от Церкви иконописцев, к-рые пишут иконы не в греч. традиции, а в новой (западной, «живоподобной») манере, а также людей, к-рые хранят у себя такие иконы. Павел Алеппский описал, как Н. «брал эти образа правою рукою один за другим, показывал их народу и бросал их на железные плиты пола, так что они разбивались, и приказал их сжечь». В 1654 г. по приказу Н. у москвичей были изъяты иконы нового письма, на образах выкалывали глаза и носили иконы по городу ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. С. 136-137). Были ужесточены требования к поставляемым священникам, наказания за нарушения и т. п. Жесткая реализация реформ не сопровождалась разъяснительной кампанией. И патриарх, и царь придавали обрядовым различиям значение, к-рого они не имели. Н. был увлеченным строителем. В авг. 1652 г. начались работы по возведению патриарших палат в Кремле (зодчий Алексей Корольков). К кон. 1655 г. были выстроены палаты с ц. во имя ап. Филиппа, отделка помещений продолжалась еще 3 года. В 1653-1655 гг. была перестроена Крестовая (Мироварная) палата на сомкнутом безопорном своде площадью ок. 280 кв. м. Н. основал 3 крупных мон-ря, обустройством к-рых он занимался лично. В 1653 г. началось строительство Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . По просьбе Н. на Афоне была написана копия с чудотворной Иверской (Портаитиссы, Вратарницы) иконы Божией Матери . В 1654 г. она была привезена в Россию, с 1656 г. являлась главной святыней мон-ря (ныне хранится в ГИМ: 103803. НДМ 1288/1306). Весной 1655 г. в обители был заложен каменный Успенский собор. Рост мон-ря начался после переселения сюда в мае 1655 г. белорус. монахов из Оршанского Кутеинского в честь Богоявления монастыря . С собой монахи привезли печатный стан, в мон-ре появились типография и скрипторий, где делали переводы литовско-польских хроник и др. книг. В Иверской типографии были напечатаны Часослов (1658), «Рай мысленный» (1658) с соч. Н. «Слово благополезное о создании монастыря Пресвятыя Богородицы Иверския», «Брашно духовное» (1661). В общей сложности в Иверской типографии было отпечатано 11 книг. В мон-ре развивались переплетное дело, резьба по дереву, возникла изразцовая мастерская, продукция которой использовалась для украшения соборов в Валдайском и Новоиерусалимском мон-рях.

http://pravenc.ru/text/Никон ...

3) Многие жалованы были ГРАМОТЫ на вотчины, угодья и другие преимущества, как то: а) В 1654 году, Марта 10, за приписью Дьяка Ивана Хрипкова, за справой подьячего Фомы Никифорова на купленную Патриархом Никоном вотчину в Новоторжском уезде в Зашегринском стану, село бывшее слободкой Шунковской. б) В том же году, Мая 6, за подписанием Государевым на вотчины и проч. (см. выше стр. 222. Файс PDF стр. 231, Абзац «Снимок с великой жаловальной грамоты»). в) В том же году, Мая 10, за приписью Дьяка Ивана Плакидина, за справой подьячего Евстрата Иванова на двор Михайловский Милославского в Новгороде. г) В Апреле 1655 года – две грамоты за подписанием Государевым на вотчины, пожалованные Никону: 1) от Государя за попечение его о Царской фамилии во время морового поветрия в Москве, а 2) от Него же Государя на вотчины, жалованные в замену взятых из Иверского монастыря в Его Государевы сёла. д) В том же 1655 году, Мая 10, за приписью Дьяка Ивана Тимашева на пустоши. е) В том же 1655 году, Июля 22 за подписанием Государевым на двор Московский, что в Китае городе подле Посольского двора, данный вкладом от Господ Чистых . ж) В том же 1655 году, Июля 24, за приписью Дьяка Алексея Маркова, за справой подьячего Аврама Кошеева на загородный в Москве за Яузой огород, данный вкладом от Боярина Никиты Ивановича Романова. з) В том же 1655 году, Августа 31, за подписанием Государевым на вотчины в Старо-Русском уезде. 4) В 1667 году, по низложению Патриарха Никона Вселенскими и Российским Патриархами соборно (см. выше), Иверский монастырь вместе с Воскресенским и Крестным, яко строения Никоново без совета, де, всего священного Собора сооружённое, упразднены и вотчины отняты. На том же Соборе проведали Святейшие Вселенские и Московские Патриархи и весь Собор, яко Никон монах те монастыри построил вновь и сёла и деревни и угодья и приписные монастыри отдал без совета всего освящённого Собора самовольным хотением и Наши Государские жалованные грамоты брал в те монастыри во всём противно Нашему, Великого Государя и Князя, Указу и Соборному уложению, повелели в соборное писание вписать, дабы тем новопостроенным монастырям не быть, и сёла, и деревни и всякие угодья и промыслы, взятые от монастырей возвратить в те монастыри по-прежнему и приписным монастырям с сёлами и деревнями и всякими угодьями быть особо, и которые Наши Царского Величества жалованные грамоты даны были в те монастыри, и те грамоты из монастырей взять; понеже он, Никон монах, то всё строил и заводил и Наши Государские грамоты брал вновь самопроизвольным хотением без совета всего освящённого Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Деяния Собора 1654 г. вначале были изданы Никоном как приложение к «Скрижали» (1656), а позже вышли отдельным выпуском: «Соборное деяние 1654 г. об исправлении церковных книг» (1873). Макарий. 12. С. 139–145; Макарий. История русского раскола. С. 160. Епископ Павел происходил из тех же мест, что и Никон, они знали друг друга с юности; к тому же Павел был родственником иеромонаха Антония; этот Антоний в 1652 г. на выборах нового патриарха был избран по жребию из трех кандидатов и стал таким образом единственным кандидатом на патриарший престол, но поскольку царь Алексей хотел видеть патриархом Никона, Антоний вынужден был отказаться от патриаршего сана. Макарий. История русского раскола. С. 178; Мельников. Очерки поповщины. С. 14; Погодин М. Замечания о родине патриарха Никона и его противников, в: Москвитянин. 1854. 19 (работа мне недоступна). Макарий. Ук. соч. С. 180. При патриаршестве Никона были напечатаны и разосланы по церквам следующие исправленные богослужебные книги: 1. Служебник (1655). 2. Скрижаль (1656) — книга с толкованием на литургию. 3. Малый молитвослов (1656). 4. Постная Триодь (1656). 5. Ирмологион (1657). 6. Евангелие (1657). 7. Псалтирь (1658) и 8. Требник (1658). Макарий. Ук. соч. С. 182. Сообщение о Соборе 1655 г. по приказу Никона было включено в Служебник 1655 г. как предисловие; впоследствии П. Строев опубликовал его в своем «Описании библиотеки Толстого и Царского». Особенно ценен путевой дневник архидьякона Павла Алеппского, сына патриарха Макария Антиохийского, сопровождавшего патриарха во время его путешествий в Москву в 1654–1655 и 1666 гг.; см.: Travels of Macarius. London, 1829–1836. 2 т. (часть дневника переведена на русский язык: Чтения. 1890. 4) и позже в: Palmer W. 2. О Соборе 1655 г.: Макарий. 12. С. 172 и след. Макарий. История русского раскола. C. 161–165; Макарий. 12. С. 179 и след.; послание Паисия в: Христ. чт. 1881. 1 (подлинник и перевод). Восьмой член Символа веры у староверов гласит: «И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки, Егоже Царствию не будет конца». Эти добавления, вставленные в результате неправильного перевода, появляются в Москве лишь в XVI в. Макарий. История русского раскола. С. 23–25.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Собор 1654 г. постановил привести Служебник и др. рус. богослужебные книги в соответствие со старыми рукописями и с новыми греч. книгами. Предполагалось, что книжная справа будет совершаться «против древних харатейных и греческих книг Уставов, Потребников, Служебников же и Часословов». В действительности исправление производилось по греч. венецианским и церковнослав. югозападнорус. изданиям 1-й пол. XVII в. Тексты 1-й исправленной книги - Служебника 1655 г., в редактировании к-рой ведущую роль играл Е., точно следуют текстам греч. венецианского Евхология 1602 г. и почти буквально совпадают с текстами Служебника еп. Гедеона (Балабана) (К., 1602). Служебником 1655 г. были введены в рус. богослужебную практику троеперстие , трегубое пение аллилуия , 4-конечный крест на просфорах вместо 8-конечного, Символ веры в переводе Е. (с исключением слова «истинный» из 8-го члена). Служебник был утвержден на Соборе в Москве в 1655 г., на к-ром присутствовали Московский патриарх Никон и Антиохийский патриарх Макарий III . Помимо Служебника в 1655 г. была напечатана (но не обнародована) подготовленная Е. кн. «Скрижаль» , целью к-рой была апология богослужебной реформы. Основу сборника составило присланное патриарху Никону К-польским патриархом Паисием I толкование чина литургии греч. иером. Иоанна Нафанаила. К этому толкованию Е. добавил выдержки из послания патриарха Паисия 1655 г., неск. статей, объясняющих богослужение, статьи о троеперстии, о новопереведенном тексте Символа веры, слово прот. Николая Малаксы об именословном перстосложении . «Скрижаль» была обнародована в 1656 г., в том же году Печатный двор издал новоисправленные Постную Триодь и Часослов, в следующем году - Ирмологий, в 1658 г.- Требник. При активном участии Е. в 1659-1666 гг. на Печатном дворе были подготовлены и изданы: Псалтирь с восследованием, Анфологион, Триодь Цветная (1660), Минея общая (1661, 1663), Канонник (1662), Библия - исправленное переиздание Острожской Библии, Минея праздничная (1663), «Книга о священстве» свт.

http://pravenc.ru/text/190087.html

престол священник, согласно ЕВХ 1602, читает три тропаря, тогда как С 1604 (Стрятин) предписывает только один – тропарь Великой пятницы «Благообразный Иосиф...» 116 . С другой стороны, С 1655 следует С 1604 (Стрятин), например, в указаниях о потреблении Св. Даров диаконом, которые более пространны, чем в ЕВХ 1602 117 . Часть материала для никоновского Служебника С 1655 была взята из других источников, в частности, из киевских Служебников 1620 и 1629 гг. Заупокойная ектения на литургии, которая никогда не была частью греческого чина литургии 118 , была позаимствована из киевского издания 1629 г. 119 , а конец текста литургии Иоанна Златоустог о (после отпуста) был скопирован из киевского Служебника 1620 г. 120 Наконец, совсем немного материала перешло в С 1655 из предыдущего издания московского Служебника 1652 г. А.А. Дмитриевский утверждает, что это были некоторые особенности текста В , такие как замечание о пении ирмоса 9-й песни канона утрени в качестве задостойника в Великие четверг и субботу и заключительные указания В 121 . В отношении литургии подготовка С 1655 была первой и решающей фазой богослужебной реформы. В последующие три года (1655–1658) вышло ещё пять изданий Служебника, а в 1667, уже при другом патриархе, ещё одно. Каждое из этих шести изданий выходило с некоторыми изменениями, но они были небольшими 122 . Большинство изменений было сделано в С 1656, на основе, прежде всего, соборного послания, посланного Никону патриархом Константинопольским Паисием I в 1655 г., а также киевских Служебников 1620 и 1629 гг. К примеру, статья о раздроблении Св. Агнца перед причащением в тексте И была значительно расширена. Также, в соответствии с посланием Патриарха Паисия, после причащения мирян были добавлены «Воскресение Христово видевше...» и пасхальные песнопения «Светися, светися, новый Иерусалиме...» и «О Пасха велия...». А в соответствии с вышеупомянутыми киевскими Служебниками диакону во время заамвонной молитвы предписывалось стоять перед иконой Спасителя, приклонив голову и держа орарь по направлению к царским вратам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5. Собор 1655 г. и новый служебник Не дождавшись получения ответа из Константинополя, Никон с царем созывают новый собор в марте 1655 г. Сохранилось 2 описания собора: Предисловие к СЛУЖ 1655 (официальная апология проводимых реформ). Описания Павла Алеппского (на арабском языке). Павел Алеппский (архидиакон). Путешествие антиохийскаго патриарха Макария в Россию в половине XVII века. Описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским (по рукописи Моск. Гл. Архива М-ва Иностранных Дел) (в 2 вып.). Вып. 2. От Днестра до Москвы. Москва, 1897. Собор длился всего одну неделю, у его участников не было времени исследовать древние книги, которые даже не были представлены на заседаниях. Если бы такие книги имелись в наличии, то отцы собора могли бы воочию убедиться, что они были не согласны не только с новыми московскими изданиями, но и друг с другом. 22 февраля 1655 г. старец Арсений Суханов вернулся с поклажей из 498 книг и списков, приобретенных на Афоне и других местах Востока, но литургических книг среди них почти не было. На основании соборных постановлений в следующие годы вышли 3 издания нового служебника с одинаковым введением и пагинацией (нумерацией страниц): СЛУЖ 1655, СЛУЖ 1656 и СЛУЖ 1657. Все никоновские служебники содержали разночтения и не во всем были согласны друг с другом, что дало повод вождям старообрядцев к новым обвинениям против Никона В пришедшем, наконец, ответе из Константинополя патриарх Паисий выразил точку зрения греческих святителей, что их богослужение неизменно, как минимум, со времени последнего Вселенского собора (787 год). Паисий включил в послание литургический комментарий, в котором каждое богослужебное действо связал с определенным событием из жизни Господа Иисуса Христа, например, возглас «Двери, двери!» означал отверзение камня от гроба, а веяние аером над чашей и дискосом – землетрясение при восстании Спасителя. Что касается крестного знамения, святитель истолковал только имяславное (I∑ Х∑) перстосложение иерейского благословения («херосложение», в старообрядческой полемике)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossija-...

Таким образом ко времени собора 1655 года, бывшего после 15 мая, в Москве кроме 498 книг, доставленных с Афонской горы старцем Арсением Сухановым вместе с архимандритом Есфигменского монастыря Анфимом, было доставлено Гавриилом патриархом сербским и болгарским – 5 книг; от архимандрита Макария чрез грека Ивана Николаева – 1 книга (Варин); халкидонским митрополитом Гавриилом. экзархом всея Вифинии – также одна – Псалтырь императора Алексея Комнина; Иверского монастыря архимандритом Дионисием – 14 книг: Хиландарского монастыря архимандритом Феодором – 20 книг; афонского Павловского монастыря архимандритом Иоасафом – 16 книг, а всего 498+5+1+1+14+20+16=555 книг. Но кроме этих книг, о присылке которых мы знаем, как из предисловия к служебнику, изданному в 1655 году, так и из других современных документов, – кроме этих книг ко времени московского собора 1655 года было прислано еще несколько книг, о присылке которых сообщает известие только составитель предисловия к служебнику. Именно – он говорит, что были присланы еще книги – иерусалимским патриархом – Евангелие, прежде шести сот лет писанное, – александрийским, и антиохийским патриархами, митрополитом ахридонским; кроме того, и иные мнози от православных стран прислали всего не мене двою сот книг различных древних и святых. Это книги привезенные и присланные с востока до московского собора 1655 года. Но и после собора московского, бывшего в 1655 году, бывали по временам присылки книг. В греческих делах архива мин. иностр. дел сохранились известия о четырёх привозах книг: диаконом Мелетием, афонской горы Успенского монастыря архимандритом Досифеем, афонской горы Лаврского монастыря игуменом Игнатием и старостами константинопольской церкви во имя пресвятой Богородицы, называемой Хрисопигия (золотого источника), что в крепости Галате – Иваном Палеологовым и Александром Ласкариевым. В 1656 году отпущен был с Москвы в свою землю грек дьякон Мелетий. При отъезде из Москвы ему была дана роспись книгам, которые по указу царя Алексея Михайловича ему было велено в Константинополе купить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Большое влияние на судьбу мон-ря оказала русско-польск. война 1654-1667 гг. В 1654 г. игум. Иоиль (Труцевич) «с иными многими старцами» обратился с грамотой к царю Алексею Михайловичу , в к-рой отмечал, что «они все ради и хотят быть под твоею государевою высокою рукою» (АЮЗР. Т. 14. Стб. 227-229; Чистович. 1884. С. 256). В нач. 1655 г. из-за военной опасности (возможной расправы над братией), способствовавшей мирному переходу населения г. Могилёва под власть рус. царя, было принято решение о переезде монахов в Россию. По указу патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова), получившего на это разрешение у царя Алексея Михайловича, часть кутеинских монахов во главе с игум. Иоилем стала переселяться в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь . Во время переезда в эту обитель игумен скончался в Герасимовом Болдинском во имя Святой Троицы мужском монастыре . По завещанию он был похоронен в Валдайском монастыре, «за горним местом в восточной части паперти» Иверского собора. В февр. 1655 г. кутеинскими монахами был избран новый настоятель игум. (впосл.) Дионисий II ( 1658). В период с 14 по 19 авг. 1655 г. на пути из Москвы в Вел. Новгород в Валдайском мон-ре останавливались патриархи Антиохийский и Сербский. На праздник Успения Пресв. Богородицы они совершили торжественную литургию, на к-рой присутствовали 70 монахов из Кутеинского мон-ря. Осенью 1655 г. в Оршу прибыл наместник Иверского мон-ря Филофей ( 1669). Он привез кутеинским монахам патриаршую грамоту (20 окт. 1655), в к-рой отмечалось, что в Валдайский мон-рь приглашается оставшаяся часть братии с «печатью книжной со всяким нарядом» и мастерами. В итоге одни монахи перешли в др. белорус. обители, а остальные отправились в Иверский мон-рь. «Некоторые из переселившихся сюда кутеинских монахов,- писал митр. Макарий (Булгаков) ,- были люди образованные: одни из них занимались впоследствии по поручению церковных властей переводами на русский язык литовско-польских хроник и других сочинений, другие - переплетным мастерством, третьи - резьбою на дереве, и под их влиянием при Иверском монастыре возникло и процвело изразцовое дело» ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 131).

http://pravenc.ru/text/2581587.html

6 апреля 1742 г. штат был снова подан для утверждения, но не получил его, пока в 1764 г. не был заменен новым проектом, получившим 1 октября законную силу 898 . После некоторых колебаний Св. Синод обратился за решением спора к Императрице и, наконец, 6 апреля 1748 г. получил указ, по которому удержанное с мая 1745 г. жалованье велено было выдать, причтя к нему, согласно указу 18 января 1721 г., то, что синодальные члены могли получить за это время из своих мест 899 . 10 июня синод. члены заявили, сколько им следует получить, причем представили такой расчет: На Майскую и Сентябрьскую трети 1745 г. Получено из своих мест Дополучить согласно Ук. 1731 г. Итого жалованья Архиепископу Симону Псковскому Епископу Арсению Переславскому Платону епископу Владимирскому в бытность его архимандритом 33121/2 66121/2 На 1746–1747 гг. Получено из своих мест Дополучить согласно Ук. 1731 г. Итого жалованья Архиепископу Симону Псковскому Епископу Арсению Переславскому Платону епископу Владимирскому в бытность его архимандритом Итого им в доплату к получаемому из своих мест: Епископу Псковскому Епископу Переславскому Епископу Владимирскому 66141/4 67141/4 С этим расчетом князь Шаховской не согласился 900 , заявляя, что в нем показаны лишь денежные доходы, да и то не все, например епископ Арсений не показал, что он получил с 1745 г. с Троице-Сергиевского монастыря 901 . Не видя другого средства освободиться от протестов обер-прокурора, Св. Синод обратился к Государыне частным образом через ее духовника, протопопа Благовещенского собора Феодора Дубенского, который и получил от нее такой словесный указ: до будущего рассмотрения ведомостей о епаршеских доходах, за прошлые 1745–1748 гг. и за нынешний 1749 годы жалованье выдать по указу 18 января 1721 г., удержав в казне из полного оклада вместо епаршеских доходов четвертую часть. Таким образом, все члены Синода за вычетом 1/4 части получили 16483 руб. 66 коп. 902 . §2. Содержание архиерейских домов 903 . В XVIII веке на содержание архиерейских домов поступали окладные и неокладные доходы с духовенства и мирян, а также доходы с недвижимых имений, принадлежавших как непосредственно архиерейским домам, так и приписным к ним монастырям. Из доходов первого рода главное место занимала дань с церквей, взимавшаяся до 1687 г. в неодинаковом размере в разных епархиях и более или менее сведенная к единству изданным в 1632 г. патриархом Филаретом указом о реформе податного обложения церквей в его патриаршей области. В упомянутом 1687 году этот указ был распространен на все 20 епархий 904 . Согласно этому указу, дань платилась духовенством и причтом со своих дворов за право пользования усадьбою, а с приходских – в виде налога за доход с треб 905 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Синод потребовал представить ведомость с определением хлебных доходов монастырей; 21 июля 1740 г. ведомость была представлена и в ней часть была определена в 48 четвертей 5 чк. Но потом эта цифра несколько повысилась. Когда в 1745 г. семинария была учреждена в Воронеже, все монастыри обязаны были платить на содержание ее часть с хлебных доходов. Первый указ об этом был дан из архиерейской канцелярии 10 июня 1745 г., второй – 15 ноября 1745 г. Но до 5 ноября 1746 г. ни один монастырь не высылал на содержание семинарии ни зерна. Следуют новые подтвердительные указы о высылке ч. хлеба и новые отказы платить на школы. Так, Дивногорский монастырь отказался платить на том основании, что не имеет хлеба «ни в скирдах стоячего на гумнах, ни в закромах молоченого»; питается же братия хлебом, собираемым с двух мельниц. Коротоякский девичий монастырь заявляет, что «прокормление имеет подаянием богомольцев и посторонних да прошением милостыни». Туже причину выставлял Острогожский девичий монастырь. Шатрищевский отказался платить «за сгоранием в прошлом 744 г.» 386 . Не платил до 1749 г. Покровский монастырь 387 . Толшевский игумен Павел в 1745 г. писал: «у нас нижайших вотчин и крестьян монастырских не имеется, – кто что за здравие свое и о уповании родителей своих подаст, и то единым хлебом по мешку и по два, и кормимся с самою великою нуждою и ныне только имеется ржаной муки 2 чт., да крупы гречные одна осмина, а больше того не имеется» 388 . Монастырь ничего не высылал до 1752 г., когда пр. Феофилакт потребовал выслать часть под угрозою штрафа 389 . Когда в 1762 г. семинария была закрыта, монастыри должны были принимать для обучения причетнических детей. Вступивший в 1763 году в управление Епархией Св. Тихон Первый бедных сирот рассылал для обучения по монастырям 390 . Несмотря на то, что при Толшевском монастыре, как гласит ведомость 1764 г., «школ и учителей и учеников не имеется и наперед сего не бывало» 391 , школьники и неграмотные искатели причетнических мест присылались и сюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010