Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках. церковь Троицы в Никитниках, Грузинской иконы Божией Матери на Варварке Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью До XV в. место не застраивалось и носило название " Глинищи " из-за глинистой почвы. Освоено в XVI в., когда интенсивно застраивался Китай-город. XVI в. - деревянная церковь вмч. Никиты на Глинищах. XVII в. - в приходе церкви поселяется богатый купец из Ярославля Григорий Никитников. В 1614 г. он пожалован в московские купцы. Так, можно указать две причины, по которым местность в это время называлась " Никитники " .  В 1628-1634 гг. на средства купца Никитникова на месте сгоревшей деревянной построена каменная церковь. Поставленная на высокий подклет (нижний этаж), церковь была видна издалека. Основной четверик со спаренными колонками и горкой изящных кокошников увенчан пятью главами на высоких барабанах, украшенных колонками и арочным пояском. Два придела - северный св. Николая и южный вмч. Никиты также украшены горками кокошников. Церковь имеет нарядную шатровую колокольню и шатер над крыльцом. В 1653 г. церковь расширяется. В 1641 г. по документам значится как церковь Троицы на Глинищах. В 1900 г. храм посещает император Николай II и храм обновляется по его указанию. В 1904 г. один из приделов (в подклете) освящен во имя иконы Грузинской Божией матери, поэтому церковь часто называют церковью Грузинской Богородицы. Образ иконы Грузинской Божией Матери (1654 г.) считался чудотворным. Ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654 г. Это был список иконы, которую персидский шах Аббас, завоевавший Грузию в 1622 г., продал русским купцам. Подлинник находится в Красногорском монастыре на Пинеге. В 1917 г. храм был поврежден во время боев. В 1920 г. храм закрыт. В 1924-1930 гг. в церкви Живоначальной Троицы проводились большие реставрационные работы. В 1934 г. здание храма было передано Государственному Историческому музею. Раскрытие первоначальных росписей производилось в 1935-1940 гг. В 1968 г. музей был открыт для посетителей.

http://sobory.ru/article/?object=03731

В советское время храм не закрывался. С 1948 г. он был передан представительству Болгарской Православной Церкви. В конце 1940-х годов при ремонте под толстым слоем краски на барабане обнаружили замечательные изразцы времен постройки храма, и среди них изображения четырех евангелистов. Ныне эти и другие открытые реставраторами украшения дополняют изразцовый фриз трапезной. Святыней храма является чтимая икона Божией Матери «Троеручица» 1716 г., помещенная в местном ряду иконостаса. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Гончарах, обозначалась также «что в Спасской слободе в Чигасах», занесена в окладные книги в 1632 г. Нынешняя главная церковь выстроена в 1654 г., освящена 5 марта. В 1702 г. построен придел Тихона Амафунтского, освящен в ноябре. В середине XVIII в. сооружена нынешняя колокольня, и вся церковь обновлена. Александровский М. И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока» Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение От постройки 1654 г. уцелела увенчанная пятиглавием " настоящая " церковь. Её четверик заметно вытянут с севера на юг, что характерно для трёхшатровых, а не для пятиглавых церквей (последние - в плане квадратные). Придел св. Тихона Амафунтского имелся при ней первоначально. В 1702 г. церковь в Гончарах значительно реконструировали: перестроили придел и соорудили низкую, но обширную одностолпную трапезную. Грузная трёхярусная колокольня возведена в середине XVIII в. Для увеличения полезной прощади церкви на рубеже XIX-XX вв. к югу от колокольни сделали дополнительную пристройку, соединив её широкой аркой с трапезной. На наружной (западной) стене это пристройки установили икону Божией Матери Троеручицы в богатом фаянсовом киоте. Таким образом, церковь Успения в Гончарах демонстрирует образцы русского " ценинного " искусства как рубежа XVII-XVIII, так и XIX-XX вв. Еще одна наружная икона в киоте с сенью пережила все советские годы на стене незакрывавшегося храма. Это - святитель Николай Можайский на стене диаконника храма Воскресения на Успенском вражке (http://sobory.ru/photo/7521).

http://sobory.ru/article/?object=02995

Считается, что Филипп Сухонский был первым настоятелем основанного им в 1654 году Яиковского монастыря. Скончался преподобный Филипп 17 августа 1662 года простым иноком, отказавшись принять священский сан игумена. Мощи преподобного Филиппа Сухонского до 1917 года покоились в храме Знамения Пресвятой Богородицы Яиковского монастыря. День памяти 30 (17) августа. Такова религиозная версия возникновения Знамено-Филипповского Яиковского монастыря. Вторая версия была выдвинута В.К. Шляпиным в статье «К истории Устюжского Знамено–Филипповского Яиковского монастыря», опубликованной в 1903 году и основана на анализе документов той поры. Согласно данной версии первостроителем и основателем монастыря является старец Логгин. « Память», или дозволительная записка от Устюжского воеводы князя Е.Ф. Мышецкого: «Лета 7173 (1665) году, июня въ 22 день, билъ челомъ Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея великия и малыя России Самодержцу, а на Устюге Великомъ въ съезжей избе воеводе князю Евфиму Федоровичу Мышецкому да Ермоле Клочкову, гостиной сотни Сила Усовъ подалъ челобитную, а въ челобитной его написано: въ прошломъ-де во 162 (1654) году старецъ Логинъ выкопалъ было отъ Устюга посаду на край реки Сухоны въ горе на пустомъ месте пещеру и поставилъ въ ней икону святителя Филиппа чудотворца, и къ той иконъ печали было приходитъ и молебны петъ съ посаду и изъ волостей многие люди. И въ прошломъ де году отъ бури ветренной и отъ дождеваго промою та пещера обвалилась, а икона стоя (стоитъ) и по сие число, а построить некому. И естъ подъ Устюгомъ посадомъ близъ тоя пещеры пустое деревнишко, словетъ Местеферово, а Яичкино тоже, не владеетъ имъ никто и пашенная земля задернела, и Государевы всякие доходы за ту деревнишко платятъ миромъ… И по Государеву Цареву и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея и великия и малыя России Самодержца указу, воевода князь Евфимий Федоровичъ Мышецкой да Ермола Клочковъ велели, по ево Силину обещанию, на той пустой деревнишка земле поставить часовню и ту икону святителя Филиппа чудотворца ту (туда) внесть и малую кущу для успокоения молебниковъ и трудниковъ поставить. Къ сей памяти воевода князь Евфимъ Федоровичъ Мышецкой печать свою приложилъ. Приписалъ Ермола Клочковъ».

http://sobory.ru/article/?object=27690

1244 Завитневич Владимир Зенонович (18531927). В 1879 окончил СПбДА, канд. богосл., учитель Варшавского дух. училища. 1883 – магистр богосл. 1884 – доц. КДА, 1899 – экстраорд. проф. 1903 – д-р церковной истории. 1904 – орд. проф. КДА. Член Собора 19171918 гг. как член Предсоборного Совета (Обзор I. 288). 1245 Покровский Александр Иванович (02.08.1873ок. 1928). В 1893 окончил Вифанскую ДС, в 1897 – МДА, канд. богосл. 1898 – пом. инспектора МДА. 1901 – магистр богосл. 1902–1906 – препод. МДС (библейская и общецерковная история). 1904 – приват-доц. Московского ун-та. 1906 – доц. МДА, 1907 – экстраорд. проф. 1907 – ред. академического ж-ла «Богословский вестник». 1909 – уволен из МДА приказом Св. Синода. В 19091916 преподавал в Московском ун-те и на Высших женских юридических курсах В.А. Полторацкой. 1916 – Советом МДА присуждена степень д-ра богосл., но указом Синода присуждение степени отклонено. 19161919 – и. д. экстраорд. проф. Новороссийского ун-та (Одесса). Читал церковное право на юридическом ф-те 1917 – формально восстановлен в составе МДА сверх штата решением Совета Академии. 1917 – восстановлена степень д-ра богосл. 1917 – сотрудник ж-ла «Христианская мысль» (Киев). В 19171918 – участник Всероссийского съезда духовенства и мирян от Херсонской епархии. Член Собора 19171918 гг. как член Предсоборного Совета. 1918 – консультант Министерства исповеданий украинского правительства. В 19201922 – проф. юридического ф-та Одесского института гуманитарно-общественных наук. 19221928 – проф. юридического ф-та Одесского института народного хозяйства. Уклонился в обновленчество, участвовал в обновленческих соборах 1923 и 1925, избран кандидатом в члены ВЦС и членом Синода от мирян. Участник обновленческого Украинского предсоборного совещания, где выступил с докладом против патриаршества. Избран в члены пленума обновленческого синода (Обзор I. 355356). 1248 Афанасий III Пателларий (15975.04.1654). Патриарх Константинопольский, избран в 1634, фактически Церковью не управлял. 1652 – отправился в Москву за милостыней, подержал реформы патриарха Никона . Скончался в Лубнах на обратном пути из Москвы. Канонизирован (ПЭ IV. 2022).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

10 Голубинский (настоящая фамилия Песков) Евгений Евстигнеевич (28.02.1834– 07.01.1912) – историк Русской Церкви, профессор МДА. В 1858–1861 гг. преподаватель русской словесности Вифанской Духовной Семинарии. С 1861 г. магистр богословия и приват-доцент кафедры истории Русской Церкви МДА. С 1880 г. доктор богословия и профессор МДА. С 1903 г. академик Санкт-Петербургской АН. Автор трудов: История Русской Церкви. М., 1901–1911; Краткий очерк истории Православных Церквей – Болгарской, Сербской и Румынской. М., 1871; История канонизации святых Русской Церкви и др. М., 1894. 15 Святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх Цареградский, скончался в России в Лубнах на пути в Константинополь (1654). Его мощи почивают в Харьковском соборе в сидячем положении (по восточному обычаю). Память 2(15) мая. 16 Саблер Владимир Карлович (1847–1929) – российский государственный деятель, юрист. В 1873 г. начал службу в качестве юрисконсульта Святейшего Синода. С 27.07.1883 по 20.05.1892 управляющий канцелярией Святейшего Синода. С апреля 1906 г. член Государственного совета. С 21.05.1892 по 06.05.1905 товарищ обер-прокурора Святейшего Синода. С 02.05.1911 по 05.07.1915 обер-прокурор Святейшего Синода. В ноябре-декабре 1925 г. арестован. В 1926–1929 гг. в ссылке в г. Твери. 17 Имеется в виду прот. Алексей Громов, с сентября 1946 г. служил в Успенском соборе г. Владимира, в 1950-е гг. был настоятелем. В декабре1960 г. уволен за штат. 19 Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 02.11.1859–1919) – архиепископ. 30.05.1904 хиротонисан во епископа. С 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. Весной 1917 г. по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян уволен от управления Владимирской епархией. В 1917 г. уехал на Украину, где возглавил движение украинских автокефалистов. Входил во Всеукраинскую церковную раду. В 1918 г. запрещен в служении. Перед смертью принес покаяние. 20 Владычин Алексей Алексеевич (1870–1937) – протоиерей, настоятель Спасо-Преображенского храма г. Владимира, с 1917 г. благочинный церквей г. Владимира. 07.10.1922 постановлением Владимирского обновленческого епархиального управления уволен от должности благочинного, на его место был назначен обновленец прот. М. Тихонравов (см. Церковь  и жизнь. 1922. 1). В 1923 г. был арестован и выслан в Сибирь. В 1930 г. вновь арестован, проходил по делу о контрреволюционной организации «Союз спасения Родины и революции». Отправлен в лагерь на три года. В 1937 г. арестован и расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Кремлево. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1905 и 1917. Адрес: 391836, Рязанская обл., Скопинский район, с.Кремлево Координаты: 53.79551, 39.296513 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Когда-то рядом с действующей церковью была старая, деревянная церковь(впоследствии на ее месте был магазин " Сельмаг " и кладовая колхоза). Старая деревянная церковь была обнесена кирпичной оградой с хорошими входными воротами. Кругом церкви в ограде росла акация и было несколько могильных холмов с крестами - это похоронены бывшие духовные лица. При входе в церковь с левой стороны висела икона " Страшного суда " - где грешники висели в огне вверх ногами, а два беса держали цепи, на которых висели " грешники " . За церковью шла улица " Духовая " - позже " Поповская " , на ней были три больших усадьбы: псаломщика - Рыбарева Дмитрия Феодоровича; дьякона - Индиктова Ивана Георгиевича; священника - Пронского Ивана Александровича. Новая каменная церковь начала строиться в 1905 году. В 1914 году у нее рухнули внутренние своды. Вновь отстроена и освящена в 1917 году. В конце января 1938 года церковь закрыли, священника арестовали. Из воспоминаний жителя с. Кремлево Фирсова Кремлево упоминается в списках Ряжских писцовых книг 1654 г. Там уже оно значится селом с 72 крестьянскими дворами и Архангельской церковью. Вместо построенной в XVII веке церкви в конце XVIII века была поставлена другая церковь, перенесенная из г. Скопина (Сретенская церковь). Переписка длилась долго и только в 1784 г. церковь была перенесена и поставлена в Кремлево. Освящена она была 8 ноября того же года. Деревянная на каменном фундаменте Архангельская церковь была построена в селе в 1854 г., а колокольня существовала с 1784 года. В клировой ведомости за 1914 год указано, что церковь была построена в 1854 году, а новая колокольня была пристроена в 1865 году. В 1876 г. церковь была обнесена каменной оградой, внутри которой была построена караулка. В приходе была одна земская школа.

http://sobory.ru/article/?object=10898

1607 В квадратных скобках указана нумерация, содержащаяся в указателе к ПрибТСО (в случае несовпадения с выходными данными). 1611 Этот и следующий номера в чит. зале МДА на переплётах были поставлены ошибочно, с опережением, в то время как продолжались печататься 49-й и 50-й номера ТСО. Соответственно, следующие за ошибочными номерами (51 и 52) четыре номера имеют индексы [а] и 1618 Репринт: Leipzig, 1975 (Subsidia Byzantina lucis ope iterata. Vol. VI). Новое предисловие издателей на немецком языке на с. 5–10. Далее римскими цифрами указаны порядковые номера опубликованных текстов. 1631 См.: Вилинский С. Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Одесса, 1913. Ч. 1. Исследование; Одесса, 1911. Ч. 2. Тексты [BHG 264, 264b–d]. 1636 Собрание палестинской и сирийской агиологии (Συλλογ παλαιστινς κα συριακς γιολογας I)//ППС 57. 1907 [BHG 1200, 579, 1684, 205, 1177, 1179e, 694, 695, 1218, 465, 115,142, 700, 702ab]. 1640 Menologii anonymi Byzantii saeculi X quae supersunt. Номера BHG см. ниже в приложении. 1423а, 277е, 605е, 1202а, 1423, 1332, 277, 1202, 1414т, 1669с, 1544с, 1027–1027b, 1672а, 1312z, 1047, 1048, 835–837cde. 1654 Ср. более позднее издание: Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского , с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: В 12 кн. Μ., 1902–1911. Это издание является русским переводом (с небольшими сокращениями или, наоборот, дополнениями) с церковнославянского (одно из последних изданий: Киево-Печерская лавра, 1870); ниже о. Павел называет его «синодальным». Много репринтов и переизданий. 1661 К перечисленным ниже о. Павлом книгам следует добавить исследование, вышедшее в год составления записки: Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. Μ., 1917, переизд.: СПб., 1997. 1662 См.: Шестаков Д. П. К истории текстов жития святого Климента, папы Римского, пострадавшего в Херсоне//ВВ 14. 1909. С. 215–236; Житие Симеона Дивногорца в его первичной редакции//ВВ 15. 1909. С. 332–356.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Летописец Ананий в 1756 году писал: «На долю Васильевского монастыря имеются одне данные от великих князей Суждальских пашенные земли, а крестьян, кроме немногова числа бобылей не имеется. Из оставшейся той обители земли пашенной некоторая на потребу обители пашется, а последняя отдается в наем». В таком положении застали Васильевскую обитель реформы 1764 года. Монастырь стал штатным с содержанием 300 рублей ежегодно. Количество братии до начала XX века не превышало 14 человек. Настоятельство в Васильевском монастыре сначала было игуменское, потом с 1669 по 1734 гг. – архимандритское, и наконец – строительское. В 1668 году, по благословению Стефана, архиепископа Суздальского и Юрьевского, начато строительство каменной соборной церкви Василия Великого, престольный праздник 1/14 января н.ст. Алтарь храма троечастный, окна с дугообразными перемычками, двери с трёх сторон. Алтарь отделён от пред алтарной части храма каменною стеною с тремя пролётами. Купол храма поддерживается двумя каменными столбами. С западной стороны храма Василия Великого построена трёх ярусная колокольня. На колокольне до 1917 года было колоколов общим весом 170 пудов. Симметрично храму св. Василия Великого находится Трапезный храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, престольный праздник 26/8 сентября н.ст. В древности в нём имелись два придела внизу. Здание имеет вид корабля, западная часть его несколько шире, а восточная с углов несколько закруглена. Средина возвышается над прочими частями. Издревле существовал в г. Суздале крестный ход из Богородице-Рождественского Собора Кремля в Васильевский монастырь 23/6 июля н.ст., в воспоминание избавления от бывшего в 1654 году морового поветрия. В конце XVIII века, при архимандрите Варлааме, возведена с трёх сторон каменная монастырская стена. В 1860 году, стараниями иеромонаха-строителя Феотима возведён большой каменный двухэтажный корпус, где размещались настоятельские покои, братские кельи, кухня и трапезная. Между храмами св. Василия Великого и Сретения Владимирской Богоматери находился некрополь. Среди захоронений наибольшее внимание привлекает захоронение Христа ради юродивой Евдокии. В Суздале она несла подвиг юродства 50 лет и преставилась в 1776 году, завещав быть погребенной в стенах Васильевского монастыря, хотя полвека подвизалась в монастыре преподобной Евфросинии. Память её почитается в Суздале на протяжении всех последующих лет. Достаточно сказать, что в конце XIX столетия, во всём Суздале не было ни одного помянника, где бы на ряду с Суздальскими святителями не было вписано имя блаженной девицы Евдокии и не бывало в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой, при поминании усопших, по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Васильев...

К 1654 году в Троицкой обители вырос новый соборный храм и в том же году расписан: прежний хотя и уцелел в перипетиях начала столетия, но сильно обветшал и уже не соответствовал тому значению, которое приобрёл монастырь. Собор, помимо основного престола во имя Троицы Живоначальной, имел два придела - Спаса Нерукотворного (южный) и Рождества Богородицы (северный). Мощный четверик венчали пять глав, центральная из которых сверкала золочёными звёздами. Всего монастырских храмов насчитывалось пять. То были, помимо Троицкого собора, Сретенская тёплая церковь (1530), надвратная церковь во имя прп. Макария Калязинского (1617), больничная Алексеевская церковь (1655) и Успенская церковь (1884). В центре монастырского двора высилась классицистическая колокольня высотой 29 сажень (около 62 метров)(1822 г.). По периметру монастырь был ограждён каменными стенами общей длиной 700 метров с угловыми башнями и воротами. В 1700 году для мощей прп. Макария была устроена новая серебряная рака, в ней угодник почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью. Одним из немногих среди русских монастырей Макарьевский благополучно пережил секуляризационную реформу 1764 года, будучи причислен к первому классу. Все монастырские праздники - в особенности день обретения мощей прп. Макария - проходили при большом стечении богомольцев, и революционные события 1917 года мало что изменили в этом отношении. Народ всё так же шёл в обитель, к мощам преподобного, и это не могло не вызывать раздражения большевиков. 8 февраля 1919 года раку с мощами прп. Макария вскрыли, а в июне следующего года монастырь прекратил своё существование. В 1920 году в его зданиях разместилась экспозиция историко-краеведческого музея, созданного И. Ф. Никольским, затем - дом отдыха Московского электрозавода " Электрокомбинат " . Окончательная гибель ансамбля Калязинского монастыря связана со строительством Угличской ГЭС. Тогда, в конце 1930-х - начале 1940-х годов были затоплены многие памятники истории и архитектуры, оказавшиеся в зоне Угличского водохранилища. В 1939 году Калязинский Свято-Троицкий монастырь был взорван. Ансамбль допетровского зодчества, как и вся старая часть города Калязина, ушёл под воду созданного водохранилища. Спасти удалось только фрагменты фресок XVII века из Троицкого собора и некоторые другие " артефакты " - куски белокаменной резьбы - бусину портала, поливные и неполивные изразцы XVII века с рельефным орнаментом и фигурой всадника, металлический флюгер, снятый с одной из монастырских башен. Часть " вещей " были размещены в Калязинском краеведческом музее, часть в Музее архитектуры им. Щусева в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=24771

505 «А что Никон митрополит проклинал крестопреступников – воров и заводчиков, которые воровство завели, и то он учинил делом», – писал в Новгород патриарх Иосиф – РГАДА, ф. 96, оп. 1. 1650 г., д. 3, л. 414. 507 Согласно толкованию символического значения епископской митры и ее роли в литургическом действии симеоном, митрополитом Солунским, этот головной убор священника можно «равно уподобить... Владычнему терновому венцу или и сударю, бывшему на главе Его» – Симеон 1805, 42. 511 С.В. Лобачев предлагает согласиться с предположением К.Н. Бестужева-Рюмина, что Феогност не реальное историческое лицо, а лишь удачно подобранное греческое имя, за которым скрывался настоящий кандидат в патриархи – Лобачев 2003, 303 – 304. 527 4 марта 1653 г. иконописцу Леонтию Остафьеву заплачено из патриаршего Казенного приказа 13 алтын 2 деньги за икону свт. Филиппа, митрополита Московского – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 34, л. 157. 15 марта ему же заплачено из патриаршего Казенного приказа 22 алтына за 6 икон Владимирской Богоматери пятилистовых патриарху Никону «для благословения» и 31 алтын 4 деньги за 3 образа свт. Филиппа – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 34, л. 157 – 157 об. С 20 апреля по 31 августа Леонтий Остафьев написал для патриарха Никона 94 иконы Владимирской Богоматери, 1 икону Богоматери с четырьмя московскими святителями, 5 икон с изображением свт. Филиппа, митрополита Московского – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 34, л. 159 об., 160 об, – 161, 161 об., 162 об., 163 об., 164 об., 165. А с 9 сентября 1653 г. по 20 апреля 1654 г. он же написал для Никона для благословения и «в запас» «к Троицкому Сергиеву походу» 44 иконы Владимирской Богоматери, 1 икону Богоматери с четырьмя московскими святителями, 1 икону свт. Алексея, митрополита Московского, 1 икону свт. Филиппа, митрополита Московского, 1 икону свт. Петра, митрополита Московского – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 36, л. 251 об., 252 об., 253, 259; Успенский 1917, 66. 532 Ильин 1962. 89 – 104; Алферова 1969, 30 – 44; Яковлева 1989, 60 – 88; Кольцова 1998, 14 – 32; Кольцова 1998а, 266 – 292.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010