17(30) ноября этот вопрос был заслушан на 43-м заседании Собора и на заседании Святейшего Синода от 28 ноября – 1 декабря (11 – 14 декабря) 1917 г., где было подтверждено решение о проведении тарелочного сбора (ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 575. Л. 53, 61) (см. док. 1.6.21). 191 Храм св. великомученицы Екатерины, что подле Царицыной палаты Теремного дворца, был построен Дж. Талером в 1627 г. на месте сгоревшего деревянного храма. В XVII в. являлся домовой церковью цариц и великих княжен и соединялся с их хоромами. Над ним в 1654 г. была пристроена церковь Воскресения Словущего. После Октябрьской революции 1917 г. оба храма были закрыты. 192 Одновременно с Соборной комиссией по обследованию повреждений в Кремле по распоряжению начальника бывшим Московским Дворцовым управлением начала работу комиссия из чинов этого управления под председательством помощника начальника управления генерал-лейтенанта Н.М. Истомина. Задачей комиссии являлось обследование повреждений в зданиях Кремля. По результатам обследования должен был быть составлен особый акт. К участию в комиссии были приглашены архитектор бывшего Дворцового управления Н. В. Марковни ков, чиновник особых поручений Бартенев, исполняющий обязанности заведующего кремлевскими зданиями и дворцами, смотритель комнатного имущества и т. д. (ГА РФ. Ф. Р-1056. Оп. 1. Д. 4. Л. 6–6 об.). В январе 1918 г. по распоряжению Комиссариата имуществ Республики официально были ликвидированы все структуры бывшего Министерства двора, в том числе и Московское дворцовое управление (канцелярия, капитулы орденов, придворное духовенство и т. д.). В то же время их сотрудники продолжали обслуживать советские государственные учреждения, располагавшиеся в Кремле в 1920-е гг. 193 К придворному Верхоспасскому собору (Спас за Золотою решеткою) были приписаны следующие дворцовые церкви: церковь Ризоположения, церковь Рождества Богородицы, что на Сенях, церковь Воскрешения Лазаря, церковь св. великомученицы Екатерины, церковь Воскресения Словущего, церковь Распятия Христова, Предтеченская церковь на Боровицкой башне и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В лето 1654 года, в дни державы христолюбивого государя царя и великого князя Алексия Михайловича, всея России самодержца, при святейшем Никоне, архиепископе царствующего города Москвы и всея Северной страны патриархе, в третье лето патриаршества его посещением Божиим из-за наших грехов в Москве, в окрестных городах, селах и в Бежецком крае началась эпидемия страшной моровой язвы. Бежечане, зная, что это за бедствие и сколько жизней оно уносит, обратились с мольбой о прощении и помиловании к Богу и Пречистой Его Матери Приснодеве Марии. Крепко же веруя в необоримую силу святой молитвы перед Господом святителя Николая, граждане в великом множестве пришли в Теребенскую обитель. С подобающей честью взяли чудотворный образ Святителя и икону Теребенской Божьей Матери и прибыли в Бежецкий Верх 13 июля ( 30 июня по старому стилю) 1654 года. Благоговейно и с великой надеждой встретили дивные иконы в Бежецке и поставили в кафедральном соборе Воскресения Христова. С того самого дня моровая язва в городе и крае стала прекращаться. Православные, в благодарность Богу и святителю Николаю, три дня служили молебны перед дивным образом и с великими почестями 4 июля святые иконы проводили обратно в Теребенскую обитель. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать Крестный ход с иконами из Теребенской обители в Бежецкий Верх. А название с тех пор этот ход получил «Большой Бежецкий Крестный ход». Икона Теребенской Божией Матери с той поры стала почитаться как чудотворная. Большой Бежецкий крестный ход возобновили только в 1990 году, и с тех пор ежегодно 6 июля в обители отмечается большой праздник. Сначала икону на руках несут в село Пятницкое, у источника святой мученицы Параскевы Пятницы служат водосвятный молебен, а затем, уже на машине, везут в районный центр Максатиху и в Бежецк. До революции 1917 года Николо-Теребенский мужской монастырь пользовался заслуженной славой. Когда-то ему принадлежало 1350 га земли, которой он продолжал пользоваться и после секуляризации, а монахов насчитывалось не больше сорока человек. Работавшие на этой земле крестьяне трудились на совесть, поэтому и жили хорошо, в отличие от помещичьих крестьян. Монастырь полностью содержал Тверскую духовную семинарию, помогал сиротам.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Теребен...

Семиозёрка. Седмиозёрская Богородицкая пустынь. Собор Смоленской иконы Божией Матери. Собор. Не действует.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери , Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1668. Адрес: Республика Татарстан, Высокогорский район, с. Семиозёрка, ул. Заречная, д. 15. Координаты: 55.953473, 49.101504 Проезд: Пешком: от ост. «Соцгород» на «дачном» маршруте автобусов до конечной ост. «Дальние сады», далее – 2 км пешком или на попутке; на авто: из Казани выезд через поселок Сухая Река. По путепроводу через Северную объездную дорогу (КазКАД) прямо, через 3 км повернуть направо по знаку главной дороги (указа ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Пешком: от ост. «Соцгород» на «дачном» маршруте автобусов до конечной ост. «Дальние сады», далее – 2 км пешком или на попутке; на авто: из Казани выезд через поселок Сухая Река. По путепроводу через Северную объездную дорогу (КазКАД) прямо, через 3 км повернуть направо по знаку главной дороги (указатель " Семиозерка, Шигали " ). Еще через 800 метров - налево, также по знаку главной дороги. Еще через 1,7 км повернуть направо на перекрестке асфальтовых дорог (ориентир - слева после перекрестка сады заканчиваются). Через 2,4 км при въезде в поселок Семиозерка повернуть налево и ехать по асфальтовой дороге, большим крюком объезжая слева поселок. Асфальтовая дорога заканчивается у ворот монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная церковь Смоленской Божьей матери выстроена около 1668 года, в ней помещалась чудотворная икона Смоленской Божьей Матери. Сама церковь после закрытия монастыря в 1926 году была разрушена и разобрана на кирпич.Чудотворная икона, к счастью, сохранилась и сейчас находится в Петропавловском соборе г.Казани. Из книги Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998. Седмиозёрный монастырь был основан в 1615 г. иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принесшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Смоленской-Седмиозёрной. Икона прославилась в 1654 г., именно её помощи приписывается спасение Казани от эпидемии чумы. С того времени Седмиозёрная икона стала, по сути, второй по значимости после Казанской иконы православной святыней региона. В память событий 1654 г. был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозёрной пустыни в Казань, который проходил вплоть до 1917 года. Благодаря почитанию иконы, в обитель стали поступать щедрые пожертвования. Этих денежных средств хватило на строительство в монастыре двух храмов.

http://sobory.ru/article/?object=06830

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты С 1654 года на месте каменного храма стоял деревянный в честь Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1688 году освящен придел в честь св. Алексия Митрополита Московского. С 1765 года храм каменный. Построила его Е.Р. Дашкова в своем имении на реке Протве. Освящен храм во имя Св. Живоначальной Троицы. Клировые ведомости второй половины и конца XIX века свидетельствуют о том, что в храме было 4 престола. Главный престол в честь Св. Живоначальной Троицы, второй в честь Покрова Пресвятой Богородицы, третий в честь Алексия Митрополита Московского, четвертый в честь свт. Николая, Архиепископа Мир Ликийских. После октябрьского переворота 1917 года храм был закрыт. В разное время в нем располагались зернохранилище и конюшня. 13 августа 1994 года состоялось первое приходское собрание. Храм был передан Калужской Епархии 26 мая 1995 года. После открытия прихода председателем Приходского совета был назначен иерей Владимир Коженков, он же был и первым настоятелем храма. 21 октября 1997 года Указом правящего Архиерея настоятелем храма был назначен иерей Владимир Клюев. Храм был передан верующим в крайне разрушенном состоянии: остались голые стены, содрана наружная и внутренняя штукатурка, оконные проемы заложены кирпичем, полностью отсутствовали полы, железо на крыше храма проржавело до дыр. Первая служба была проведена 26 апреля 1994 г. иереем Владимиром Коженковым в приделе Святителя Николая Архиепископа Мирликийского. Им же 25 апреля 1995 года был освящен главный алтарь. К знаменательным событиям можно отнести освящение колоколов 25 февраля 1996 г. архиепископом Калужским и Боровским Климентом. В 1996 году архиепископ Калужский и Боровский Климент в день Св. Троицы освятил колокола. А 28 марта 1998 года была отслужена панихида по Дашковой Е.Р. Старинное село Троицкое, в прошлом - родовое имение Дашковых, располагается на правом живописном берегу реки Протвы. С начала 17 века его владельцем был стольник И.А. Дашков, участвовавший вместе с князем Д.И. Пожарским в освобождении Москвы от польских интервентов. В 1654 году в селе была выстроена деревянная церковь. В 1765 году вместо деревянного храма была построена кирпичная церковь с колокольней на средства Екатерины Дашковой в стиле провинциального барокко. В Троицком, помимо церкви, располагалалась усадьба с главным домом, флигелями, воротами, хозяйственными постройками. Усадьбу Дашкова очень любила и вкладывала в нее немало средств и сил, чтобы все держалось в образцовом порядке.

http://sobory.ru/article/?object=04780

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Охтинское) Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг. ОЯТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Введено-Островский) женский монастырь (Тихвинской и Лодейнопольской епархии С.-Петербургской митрополии) ПАВЕЛ (нач. XVII в.- вскоре после 1654), еп. Коломенский и Каширский (17 окт. 1652 - апр. 1654), открыто выступил против богослужебной реформы патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) ПАВЕЛ (в миру Петр) († 9.09.1675), митр. Сарский и Подонский (1664-1675), местоблюститель Патриаршего престола (1665-1667, 1673-1674) ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ (Лебедь Петр Дмитриевич; род. 19.04.1961), митр. Вышгородский и Чернобыльский, викарий митрополита Киевского и всея Украины ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ Павел I Петрович (1754-1801), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798) ПАВЕЛ ВЫСОКИЙ Павел Высокий († 1.01.1383), древнерусский книжник, инок нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) ПАВСКИЙ Герасим Петрович (1787-1863), прот., доктор богословия, библеист, филолог, проф. СПбДА и С.-Петербургского имп. ун-та, действительный член Императорской СПбА ПАИСИЙ (Ярославов) († 23.12.1501, Москва), игум. Троице-Сергиева мон-ря (1478-1482), кандидат в митрополиты всея Руси (1484) ПАЛЕСТИНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ОБЩЕСТВО (в 1889-1917 и с 1992 Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), в 1918-1992 Российское Палестинское об-во), одна из старейших в России научных и гуманитарных неправительственных общественных орг-ций ПАЛЛАДИЙ (Добронравов Николай Константинович; 1865 - 1922), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель ПАЛЛАДИЙ (Писарев-Раев Павел Иванович; 1827-1898) митр. С.-Петербургский и Ладожский, первый с этим титулом ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА СОЛОВЕЦКИХ ЕПИСКОПОВ от 9 июня 1926 г. («Соловецкая декларация»), программное послание находящихся в заключении на Соловецких о-вах архиереев РПЦ к советскому правительству ПАНКРАТИЙ (Жердев Владислав Петрович; род. 21.07.1955), еп. Троицкий, викарий Патриарха Московского и всея Руси

http://pravenc.ru/rubrics/121660_77.html

В 1850 г. в К. м. был сильный пожар. К 1917 г., по воспоминаниям, мон-рь уже был лишен своего былого великолепия ( Мясников. 2011. С. 30-31). В 1917 г. К. м. был закрыт, последним настоятелем (с 1914) служил игум. Иоанн (Гречников). Настоятели Настоятелями К. м. служили (список неполный): игум. Иона III (1635-1639); игум. Иоасаф (1647-1654); игум. Сергий (Клоков; в 1795 г. переведенный в ростовский Борисоглебский мон-рь), автор переводов с греч. языка «Слова иже во святых Отца нашего Григория, епископа Неокесарийского, переведенные с Еллиногреческого языка на славянороссийский Императорской Академии Художеств законоучителем, Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря архимандритом Сергием» (СПб., 1792); игум. Анатолий (Смирнов; 1869-1915/16; с 1887 архимандрит), автор исторических описаний обители; игум. Рафаил (Трухин; с 1899; † 1901); игум. Иоанн (Гречников; 1914-1917). Братия В 1564 г. в К. м. проживали 201 чел., в 1575 г.- 171 чел. (31 чел. братии и 140 чел.- диаки и монастырские служители). В дозорной книге Долмата Тишнева на 70-е гг. XVI в. приводятся данные о 47 насельников вместе с игуменом (Дозорная книга. 2001. С. 198). В 20-х гг. XVIII в. в обители проживали 72 чел. братии (в т. ч. 10 иеромонахов) и более 100 разного рода служилых людей. До 1861 г. в мон-ре имелись штатные служители. После 1861 г. К. м. стал получать 300 р. в год на наем рабочих. В 1876 г. в братстве состояли 15 чел., в т. ч. игумен, казначей, 2 иеромонаха, 3 иеродиакона и 8 послушников; в 1899 г.- 26 чел., в т. ч. настоятель, 4 иеромонаха, иерей, 2 иеродиакона; в 1908 г.- 22 чел., в т. ч. игумен, 7 монахов, 14 послушников; в 1918 г.- 16 чел., в т. ч. настоятель, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха, бывш. игумен; в 1920 г.- 12 чел. (настоятель, 7 иеромонахов, бывш. игумен, 3 послушника). Святыни Сохранилось описание иконы свт. Николая Чудотворца, обретенной старцем Антонием и находившейся в Никольской ц.: «...длин. 6 верш., шир. 5 верш., по полям и оплечью оклад и венец серебряные, чеканные, вызолоченные, в венце 4 камня зеленых и 4 красных...

http://pravenc.ru/text/2458965.html

Можно даже считать, что Поместным Соборам 60 на Руси свойственно было переустраивать церковную жизнь задолго до Петра Великого 61 . Соборы московского периода известны более всего. В 1274 году митрополит Киевский Кирилл созвал во Владимире Собор для уточнения обряда крещения и осуждения симонии и пьянства в среде священнослужителей 62 . Однако, эпоха великих Соборов началась в конце 15 века после того, как Русская Церковь полностью организовалась параллельно государству и стала Церковью национальной. В 1490 и в 1503 годах, при Иване III, созваны были два Собора в Москве, осудившие иудействующих иконоборцев и монахов–нестяжателей 63 . При Иване IV святитель Макарий, митрополит Московский 64 , созывал Соборы для переустройства Русской Церкви в соответствии с развитием Московского государства. В 1547 и 1549 годах, желая даровать молодому Российскому царству собственных святых, он созвал два Собора для того, чтобы канонизировать или, точнее, признать на уровне всей Поместной Церкви сначала двадцать два, а затем еще семнадцать святых. Стоглавый Собор 1551 года, самый известный и самый важный Собор Древней Руси, организованный митрополитом Макарием, преобразовал многие стороны церковной жизни и уточнил отношения между Церковью и государством. Соборы 1553–1554 годов осудили некоторые ереси, появившиеся под влиянием последователей нестяжателей и протестантизма. Патриарх Никон , избранный в 1652 году, созвал несколько Соборов, в 1654 и в 1656 годах, с целью подтвердить реформы, вызвавшие раскол 65 . Великий Московский Собор 1666–1667 годов, состоявшийся в присутствии Александрийского и Антиохийского патриархов, низложил Никона, признав православие его реформ. Это был последний Собор московской эпохи. Следующим после него стал Собор 1917–1918 годов.   Проекты церковных реформ 18 и 19 веков За весь петербургский период не было созвано ни одного Собора. Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что Святейший Синод воспринимался как некий постоянный соборный орган. Однако, начиная с 18 века было предложено несколько проектов реформ для исправления некоторых недостатков синодальной системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

598 Голубцов 1908, 236–237 (1655 г.). 13 февраля 1656 г. патриарх Никон был у павечерницы в Успенском соборе, после чего в алтаре облачался в «меншое греческое» облачение и пел панихидные каноны у гроба Петра, митрополита Московского , – Голубцов 1908, 243. 20 декабря 1657 г. патриарх Никон служил в Успенском соборе у гроба Петра митрополита. На литургии облачался: «...стихар камчатой красной чешуйчетой, потрахил низаная, пояс средней и поручи, полица болшая низаная, сак новой низаной весь, амфор болшой новой, понагия царяградцкая, крест, митра болшая». После богослужений патриарх Никон устроил стол в Крестовой палате для царя, бояр и окольничих – Голубцов 1908, 289–290. После трапезы Никон раздавал нищим милостыню – РГАДА, ф. 235, оп. 2. д. 43, л. 110об. 600 За период 9 сентября 1653 г. – 20 апреля 1654 г. иконописец Леонтий Остафьев написал патриарху Никону для благословения людей и «в запас» «к Троицкому Сергиеву походу» 44 иконы Владимирской Богоматери, 1 икону Богоматери с четырьмя московскими святителями, 1 икону свт. Алексея, митрополита Московского, 1 икону свт. Филиппа, митрополита Московского, 1 икону свт. Петра, митрополита Московского – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 36, л. 251об., 252об., 253, 259; Успенский 1917, 66. В мае 1658 г. иконописец Афанасий Фомин получил из патриаршего Казённого приказа деньги за 4 иконы Владимирской Богоматери, одну икону – «Взыграние Младенца», два образа московских митрополитов Петра и Алексея – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 43, л. 147об.–148; Успенский 1917, 102. 602 25 января 1669 г. на допросе в Москве старец Виссарион, которого прислал с письмом к царю из Ферапонтова монастыря патриарх Никон , сказал, что видел в келье у Никона панагию Петра, митрополита Московского , с пророком Даниилом. И если царь укажет, заявил Виссарион, то панагию и имеющиеся у Никона письма он готов взять и доставить в столицу – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а. ч. 1, л. 164–165а. 603 Будучи епископом Рязанским, Иона являлся одним из претендентов на митрополичий престол после смерти митрополита Фотия в 1431 г. Однако по решению константинопольского патриарха митрополитом всея Руси стал смоленский епископ Герасим, который не поехал в Москву из-за начавшейся там борьбы за престол, а управлял митрополией из Смоленска. В 1436 г. Герасим стал жертвой междоусобной борьбы в Литве; с 1437 г. митрополитом стал Исидор, приехавший в Москву, а затем в течение полугода находившийся в Новгороде и Пскове. В начале 1440-х годов Исидор, признавший Флорентийскую унию, был изгнан и осуждён. Лишь в 1448 г. Иона был утверждён на московскую митрополию – Лурье 1988а, 423; Кистерев 2004, 41–68; Тарасов 2005, 97–118.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

597 Голубцов 1908, 236 – 237 (1655 г.). 13 февраля 1656 г. патриарх Никон был у павечерницы в Успенском соборе, после чего в алтаре облачался в «меншое греческое» облачение и пел панихидные каноны у гроба Петра митрополита Московского – Голубцов 1908, 243. 20 декабря 1657 г. патриарх Никон служил в Успенском соборе у гроба Петра митрополита. На литургии облачался: «...стихар камчатой красной чешуйчетой, потрахил низаная, пояс средней и поручи, полица болшая низаная, сак новой низаной весь, амфор болшой новой, понагия царяградцкая, крест, митра болшая». После богослужений патриарх Никон устроил стол в Крестовой палате для царя, бояр и окольничих – Голубцов 1908, 289 – 290. После трапезы Никон раздавал нищим милостыню – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 43,л. 110 об. 599 За период 9 сентября 1653 г. – 20 апреля 1654 г. иконописец Леонтий Остафьев написал патриарху Никону для благословения людей и «в запас» «к Троицкому Сергиеву походу» 44 иконы Владимирской Богоматери, 1 икону Богоматери с четырьмя московскими святителями, 1 икону свт. Алексея, митрополита Московского, 1 икону свт. Филиппа, митрополита Московского, 1 икону свт. Петра, митрополита Московского – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 36, л. 251 об., 252 об., 253, 259; Успенский 1917, 66. В мае 1658 г. иконописец Афанасий Фомин получил из патриаршего Казенного приказа деньги за 4 иконы Владимирской Богоматери, одну икону – «Взыграние Младенца», два образа московских митрополитов Петра и Алексея – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 43, л. 147 об – 148; Успенский 1917, 102. 601 25 января 1669 г. на допросе в Москве старец Висарион, которого прислал с письмом к царю из Ферапонтова монастыря патриарх Никон , сказал, что видел в келье у Никона панагию Петра, митрополита Московского , с пророком Даниилом. И если царь укажет, заявил Висарион, то панагию и имеющиеся у Никона письма он готов взял и доставить в столицу – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 164 – 165а. 602 Будучи епископом Рязанским, Иона являлся одним из претендентов на митрополичий престол после смерти митрополита Фотия в 1431 г. Однако по решению константинопольского патриарха митрополитом всея Руси стал смоленский епископ Герасим, который не поехал в Москву из-за начавшейся там борьбы за престол, а управлял митрополией из Смоленска. В 1436 г. Герасим стал жертвой междоусобной борьбы в Литве; с 1437 г. митрополитом стал Исидор, приехавший в Москву, а затем в течение полугода находившийся в Новгороде и Пскове. В начале 1440-х гг. Исидор, признавший Флорентийскую унию, был изгнан и осужден. Лишь в 1448 г. Иона был утвержден на московскую митрополию – Лурье 1988а, 423; Кистерев 2004, 41 – 68; Тарасов 2005, 97 – 118.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь основан при деревянной церкви в честь Святого Духа, построенной в первой половине XIV в. в западной части Заручевья (Заручевской слободе). Вторая жена князя Ольгерда, тверская княжна Иулиания, основала при церкви женский монастырь, где, согласно преданию, сама приняла монашеский постриг под именем Марфы. Вскоре умерла и была похоронена в Свято-Духовом же монастыре. После заключения церковной унии 1596 г. Свято-Духов храм, как и другие, переживал притеснения, особенно усилившиеся после убийства витебчанами униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. Монастырь пострадал во время войны между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 г.г., но уже в 1661 г. был отстроен на пожертвования горожан. Женский монастырь при Свято-Духовой церкви был восстановлен в 1697 г. как униатско-базилианский. В 1796 г. вместо деревянного был построен каменный храм Иоанна Богослова в стиле барокко. После возвращения раскаявшихся униатов в лоно Православия в 1839 г., женский Свято-Духов монастырь вновь стал православным, ему возвращено древнее название. Но к середине XIX в. обитель приходит в запустение. В 1855 г. здесь оставалось только шесть престарелых монахинь. Вскоре монастырь вовсе закрыли и превратили в женскую тюрьму. Благодаря ревности витебской общественности, в конце XIX в. тюрьма была переведена в другое место, а в стенах монастыря разместилось женское Духовное училище. В 1898 г. на средства Полоцко-Витебской епархии было возведено новое трехэтажное монастырское здание. Одновременно была перестроена в стиле московской архитектуры и церковь в честь Святого Духа. После революции 1917 г. духовное училище было ликвидировано, а церковь закрыта. В 1936 г. был уничтожен архив Свято-Духова монастыря. При перепланировке Витебска в 1947 г. здание церкви было снесено «как ненужное». 3 мая 2001 г. Синод Белорусской Православной Церкви благословил возродить Свято-Духов женский монастырь. Сегодня монастырь располагается в здании центра духовно-культурного возрождения Витебской епархии, где находится Свято-Ольгинская церковь и келии монахинь.

http://sobory.ru/article/?object=11825

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010