Александр Ушморский , с 15 нояб. 1805; † 30 мая 1307. Сергий в 1807 перев. из Малицкого, а 1819 – в Борисоглебский Новоторжский. Константин , 1819–31. Павел , 1832–36, перев. в Бежецкий Антониев. Епископ Старицкий Иринарх Попов , управлял с мая по 15 сент. 1836. – Неофит Соснин управлял в 1836–38, 23 апр. Архим. Сергий , 1841 118 , в 1844–47. Платон (из Отроча) 1848–66. Викарий, еписк. Старицкий, Антоний управлял с февр. 1867 до июля 1874. 6 Антониев Николаевский, от Краснохолма в 3 верстах, основан св. Антонием после 1461 г.; второклассный. [IV, 807.] (С 29 февр. 1836 г. 3-го класса). Игумены Св. Антоний † после 1481. Герман , его преемник. Паисий , 1494. Иоасаф , 1548. Вонифатий , прежде 1580. Константин , 1593. Ксенофонт , 1598. Кирилл , в апр., дек. 1613. Иона , 1616–24. Варсонофий , 1627–29. Иона , 1637–39. Сильвестр , 1641, 20 янв., мар. Никандр , 1643–45. Иоасаф , 1648–54. Никон , в февр. 1656, в мар. 1657. Боголеп , в сент. 1659, в июле 1660, в июле 1662. Авраамий , 1663; до 1670. Иоасаф , 1671–74. Сергий , 1677 и 78. Варлаам , 1680–82. Филарет , в мар., июне 1683. Паисий , 1684–86. Архимандриты Иосиф определён 16 февр. (в игум., архим. 12 июля) 1690–1713. Тарасий , 1715. Иоанникий , 1716. Серафим , бывший Деревяницкий, 1721–28 перев. в Новгородский Духов. Макарий , 1730–34. Венедикт Коптев 1738 перев. из Деревяницкого, а 1740 – в Хутынь. Иосиф Арбузов в 1741 перев. из Спасского Каргопольского. (После в Клопском). Митрофан , 1747. Игнатий (игум.) 1748 и 49. Иосиф (игум.) 1752–56. Виссарион , 1757–59. Марк , 1763–68. Варсонофий , 1768–74. Иларион , из наместников Невской Лавры, 14 июня 1774; по 1788. Сергий , 1791–95. Мелетий 6 мая 1795 перев. из Новгородского Кириллова; до 1800. Нектарий Верещагин в 1801 перев из Нилова Столбенского, а 1804 – в Отроч. Агапит Скворцов перев. из Трегуляева 1804–6, уволен на покой; † 1811. Анатолий , 1806–8. Феоктист Громцов 1809 перев. из Каменного Духова, а 1811 – в Отроч. Серафим в 1811 перев. из Старицкого Успенского; по 1816.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний определён 25 февр. 1624; упом. до 1639. Иона упом. в 1648–50. Филофей упом. в 1668–71. Авраамий упом. с 1680; в 1685 перев. в Спасо-Андрониев мнтрь архимандритом. Лаврентий упом. в 1686 и 87. Савватий , в 1691–99, 1706. Павел , в 1708. Кирилл определён в июне 1709; до 1711. Иезекииль , в 1712–19. Митрофан упом. в сент. 1719. Димитрий в окт. 1721 перев. в Московский Новинский мнтрь. Иаков упом. с 1727; † в 1733. Филарет , в 1734–39. Иосиф , в 1743–45. Иерофей , в 1745–48. Пахомий , бывший строитель Полбиной пустыни, определён 30 мая 1754. Гедеон , с 1760; упом. 26 авг. 1761. Никон , в 1762–64. Паисий , архим., бывший Орловского Столбенского монастыря, упом. в мар. 1765. Строит. Мисаил , наместн. Чудовский, 1768. – Варнава , вместе наместн. Чудовский, 1775–77. (См. Чудов). Строители Ираклий Евреинов произведён в 1777 из Чудовских ризничих; 13 янв. 1788 перев. в Московский Знаменский мнтрь игуменом. Иоасаф 29 янв. 1789 перев. в Оптину пустынь. Павел в 1798 перев. в экономы Троицкой Сергиевой Лавры. Арсений , 1819. Игум.? Игум. Кирилл 182.1 перев. в … Паисий Соколов с ? г.; в 1854 перев. в Можайский Лужецкий. Варлаам , бывший строитель Махрищский, определён в июле 1854; † … Иосиф , игум., в 1865–68. 48 Екатерининская пустынь, что в Ермолинской роще, заштатная. [IV, 80.] Строители Варлаам , 1690. Иоасаф , в сент. 1713. Гавриил определён 19 нояб. 1713. Савватий , в окт. 1715. Пётр определён в сент. 1742. Сергий , 1743–45. Нифонт определён в мар. 1753. Мельхиседек 6 июня 1802 перев. в Серпуховский Высоцкий. Дорофей определён 1802–23; † … Назарий , строитель, потом игум., в 1823–1829, перев. в Бобренев Голутвин. Мисаил определён 1842; † 15 окт. 1854. Арсений , 1873. 49 Махрищский, от Троицкой Сергиевой Лавры в 35 верстах; основан в исх. XIV века св. Стефаном. При царе Михаиле приписан к Троицкой Лавре и от неё зависит. [V, 55.] Игумены Св. Стефан Махрищский † 14 июля 1406. В лике святых с 1558. Илия , ученик его, с 1406; † вскоре. Николай , преемник. Феогност , прежде 1434.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арханг. мон.», Спб., изд. 1848 г.; “Ист. Росс. Иер.», III, 312 (с грамотами); Ратшин, 60; “Город. посел. Росс. Имп.», I, 350; “Памят. кн. Вологод. губ. на 1864 г.», Отд. II, 10; “Извл. из отч. Об.-Пр. 1841 г.», II (приписка Гледен. мон.), 84 (наделен лесом); Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 78; “Словарь ист. о свят.», 146, 232; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», XXII, смесь, 14 (начало распростр. христиан. в Вологод. крае); “Вологод. губ. вед.», 1847 г., 8, 9, 19 (опис. монаст.); 1855 г., 35 (Челобитная архим. Варлаама, 1619 г.); 1857 г., 13 (летоп. г. Устюга), 39 (Летоп. Устюга, 1276 г., о Киприане), 43 (1625 г. резной образ Распятия Хр. из белого камня; 1636 г., о владениях мон. в Тоболь. губ.; 1651 г. начало постройки камен. церквей), 44 (1653 г. церкви; 1682 г. церк. Владим. Бож. Мат.), 45 (1695 г. цер. Всех Святых), 47 (1710, церк. Преполовения над мощами; 1732 г., камен. ограда), 49 (1754 г., колокол; 1757 г., новый иконостас; 1761 г., сломаны ветхие дерев. кельи); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 148, 295 (блаж. Прокопий), 150, 297 (преп. Киприан); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 740, 2; “Акты Археогр. Эксп.», II, 158 (Ц. гр. 1610 г. об освобожд. деревень м-ря от платежа данных и оброчн. денег); III, 157 (Богом. гр. 1624 г. Ростов. митроп. Варлаама о бракосочет. Госуд.); IV, 146 (Ц. гр. 1663 г.; архим. Арсений); “Вологод. сборн.», 1887 г., V, 144 (Опись 1630 г.; архим. Варлаам); “Акты истор.», V, 75 (Соборн. постановл. 1681 г. о новых епарх.); “Дополн. к Акт. истор.», III, 117 (Акты 1654 г. о ямских делах; игум. Игнатий); IX, 58 (Память 1680 г. по судному делу о вотчинн. владении; архим. Арсений); X, 34 (Челобитн. 1682 г. крестьян; 330 дворов), 48 (Дело 1682 г. об отводе земли архиеп. Геласию), 89 (Акты 1683 г. о сборе стрелец. денег; архим. Иоасаф); “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», III, 161, 316 (Роспись денежн. доход. с Соли Вычегод., 1648 г.), 175, 317 (Роспись 1657 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Дорофей (опять) 1810–16. Ираклий , 1816 и 17. Игнатий , 1817 и 18. Павел , 1818 и 19. Гавриил , 1819–21. После в Московском Знаменском мнтре архим-т. Павел (опять) 1822–31. Киприан , с 1831. Исаакий , 1864. Панкратий , 1865. Парфений , 1866. Иаков , 1869. 13 Улейминский Николаевский, от Углича в 10 верстах, на реке Улейме. Заштатный. [VI, 466.] Игумены Варсонофий в 1609 убит Литовцами. Трифон , 1617. ? Варлаам в 1619 хирот. в митрополита Ростовского. Нифонт , 1620. Пимен , 1623–31. Иона , с 1649. Серапион 1 янв. 1660, в янв., мар. 1664. Давид , в февр. 1666. Иаков , 5 янв. 1668. Иона , в мар. 1669. Иосиф , в янв. 1673, 1675–1687. Лаврентий , 1691–1700. Иона , 1702–1707. Иоасаф , 1707–10. Макарий , архим... Савва , 1724 и 25. Савватий авг., дек 1732.      Один? Филарет , 1737–39. Иосиф , 16 дек. 1742. Иона , 1747. Пармен (строитель) в дек. 1750, архим. в янв. 1763. Венедикт , 1763–65. Строители Патрикий определён 10 окт. 1765. Пимен , сменен 1780. Ириней , 1780–82. Мина , 1782–86. Анатолий , 1786–90. Филарет , в 1790, вскоре сменён. Варлаам , 1790–93. Иоасаф , 1793–96. Макарий , 1796–1807. Алимпий , 1807–13. Анфиан , 1813–16. Нектарий , 1816–21. Ираклий , 1821 и 22 Паисий , 1822–32. Паисий , 1864–66; игум. 69. 14 Воскресенский, в Угличе, когда основан, неизвестно; упразднён после 1764. [III,621.] Архимандриты Ефрем , 1509, 21. Феодорит , 1579, 91. Лаврентий , в 1609 убит. Герасим , 1624. Ферапонт , 1630–35. Макарий , 1649–51. Иов , в февр. 1654. Иона , в янв. 1662, в сент. 1663, в авг. 1664. Серапион , 1667–78. Авраам , 1681 и 82. Киприан , в февр. 1683. Иаков , 1685–1700. Авраамий , в окт. 1707. Гавриил , 1734. Георгий , 1736–42 (перев. в Ростовский Богоявленский?) Гавриил , 1742, 49, 51. Иоаким , 1753. Иосиф , 1755 и 56. Павел в мар. 1764 перев. из Яковлевского. 15 Богоявленский, в Угличе, девичий, возобновлён великою государыней Марфой Ивановной (в 1629 г.); ныне третьеклассный. [III, 408.] Игуменьи Анастасия 1609 убита Поляками с сёстрами. Ольга , 1648. Пелагия , 1661.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоасаф , 1756–62. Пафнутий , 1765–69. 6 Кожеозерский Богоявленский, в Каргопольском уезде, основан преподобным Серапионом около 1565 г. Упразднён в 1764 г. [IV, 555.] Игумены Серапион , основатель, строитель, 1565–1602; † 1611. Арсений , 14 авг. 1606. Авраамий , 1608–34. Иона , 1634–42. Никон , 1642–46, перев. в Новоспасский. Иоасаф , 1648 и 49. Дионисий , 1649–50. Иона , 1651. Исаакий , 1652 и 1653. Сергий , 1653–55, строит., в февр. 1656. Феодосий , 1657–59. Павел определён 24 февр. 1662; † в дек. 1682. Феофил , 11 мая 1683. Пахомий , 1683–92, в янв. перев. в Московский Даниилов. Анания , с 1693; † 12 апр. 1699. Филипп , 1700–1706. Матфей , 1707–16. Георгий , 1716–22. Корнилий , строит., 1723–38. Иона , строит., 1739 и 40. Исаия , строит., 1741–64. Мнтрь упразднён. 7 Яшеозерская Благовещенская пустынь, от Петрозаводска в 75 верстах, упразднена в 1764 г. [VI, 840.] Строители Иона , 1589–92. Евфимий , 1671. Феодосий , 1682. Антоний . 1764. 8 Елгомская Богоявленская пустынь, от Каргополя 118 вёрст, упразднённая. [IV, 79.] Строители Тарасий , основатель, 1631–44. Сергий , 11 янв. 1656. Герасим , 12 янв. 1663. Антоний , 1670–77. Иосиф , в янв. и февр. 1684. Нектарий , 1686 и 87. Игумены Никандр , при царе Феодоре Иоанновиче. Фирс , 1598, 1613. Макарий , 1613, 1636. Строители Сама , 1638. Вениамин , 1644, 5 окт. 1650. Симеон , 1653 и 54. Нафанаил , 1654, 60. Филарет , 1703. Пахомий , 1704. 10 Кедринской Заонежской пустыни [IV, 360]: Чёрный поп Логгин , в янв. 1653. Строит. Боголеп , 1668. – Гавриил , 1713–17. – Мануил , 1737. – Симон , 1763 и 64. 11 Сырьянский Успенский, в Турчасовском стане (Каргопольского уезда), упразднённый. (При патриархе Никоне был приписан к Крестному). [VI, 339.] Строители Серапион (при царе Иване Василиевиче). Авраамий , 23 янв. 1607. Иов , в мар. 1615. Феодорит , в февр. и мар. 1621. Александр , 13 янв. 1646. Анания в февр. 1652. Авраамий , 1655. Пимен , в авг. 1668. Никифор , 1670 и 71. Анания , 1677. Каргопольского уезда, Сырьинского волоку, Сретенской пустыни чёрный поп Иона , в мар. 1679. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 330. На поле: (@гл@) (@в@) (@. кз. Правило молебно, д. семици в соу, акаистъ прти бци въ скы т ско же въ вскоу семицю в п веръ на паверница пти инок въ свои клихъ@). Кн. благодарен кир Иосифа. Нач. (@Хвоу книгоу дшевленоу запечатлнноу т дх@). Тот же в печ. Кан. 1849 г. По 6 песни кондаки с икосами с надписанием Исидора, патр. Константинопольского. В 5 икосе: (@радйс персомъ наставнице Перед кн. молитва нач. (@ всемлтваа пртаа дво бце мати бга нше ха@). По кн. молитва Филофея. Нач. (@Нескверна, неблазна, нетлнна прчта, пренепорона влчце@). Л. 347 об. На поле; (@гл@) (@в@) (@. ки. Правило молебно. д. семицю, в нелю вс сты@). Кн. стиша констнти гра. Нач. (@верзи оустн ми свтодавче, и просвти м@) 719 . По 6 песни кондаки с икосами или акафист. Нач. (@Всмь сты иже вка, бви блгоугожьши@). Между святыми упоминается имена Бориса и Глеба, также Печерских и Сербских святых. По кн. молитва (@крила епкпа тоуровьскаго. всмъ свтымъ@). Нач. (@Влко многомлтве, ги хе бе ншь, сне невидимаго бга ца@). Здесь из Русских святых упоминаются: святители Пётр и Алексий, Леонтий Ростовский, также Иоанн Рыльский 720 и Арсений Сербский и др. В 6 песни кн. упоминаются Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий, называемые мудрыми, новоявленными. 503 (по преж. кат. 774). Собрание канонов и молитв, на разные случаи, в 8-ку, бум., полууст., переходящим в скоропись, XVI в., л. 822. На л. 747 об.—48—49 подписано внизу: (7156–1648) (@го мца маи въ ка дн прода сию книг каннъни златаустова мнтр диче е т ка игна т евъ а пописа самъ своею ркою@). в конце на белых листах ещё подписано: (@сию книг глаголемою конони прода старе никольско поп стеан@). Л. 1–13. Оглавление, содержащее 83 главы. Лл. 14–15 чистые. Л. 16. (@а. Кано молебе госпо ншем хоу. и прчт мтри пваемъ в ки ило Кн. тот же, что в ркп. 468 721 , л. 140 об. Молитвы, какие находятся в 468 в конце кн., в 774 написаны, как замечено в самой ркп. во 2 главе, в двух переводах: одень из них пишется над строками киноварью, одною рукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «миру» найдены статьи: АГАПИТОВ МАРКУШЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ находился в Тотемском у. Вологодской губернии АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР урегулирование отношений между католическими и протестантскими князьями в Священной Римской империи германской нации путем предоставления права имперским чинам выбирать вероисповедание «БОЖИЙ МИР» особая форма ограничения открытого насилия ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР договор, завершивший Тридцатилетнюю войну в Европе (1618-1648) МИРЫ ЛИКИЙСКИЕ город на юге М. Азии (ныне Демре (Кале), Турция), древняя христианская митрополия, важнейший центр паломничества в Юж. Анатолии в визант. эпоху и почитания Мирликийского свт. Николая Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/миру.html

Души праведных на лоне Авраамовом. Роспись Успенского собора Княгина мон-ря. Владимир. 1648 г. Мастер Марк Матвеев Души праведных на лоне Авраамовом. Роспись Успенского собора Княгина мон-ря. Владимир. 1648 г. Мастер Марк Матвеев 2. Дыхание. Наиболее очевидным примером употребления древнеевр.   в значении «дыхание» являются слова: «Дыхание его (  ) раскаляет угли» (Иов 41. 13; ср.: LXX 41. 13: ψυχ ατο νθρακες φλξ). То же значение подразумевается, когда речь идет о том, как   покидает умирающего. Об умирающей Рахили говорится: «выходила из нее душа (  )» (Быт 35. 18). Подобную ситуацию описывает прор. Иеремия: «Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое» (   - Иер 15. 9). На основании этих примеров можно предположить, что и в рассказе о том, как прор. Илия вернул к жизни сына вдовы в Сарепте Сидонской, речь идет именно о возвращении дыхания: «И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего (  ) в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (3 Цар 17. 21-22). В том же значении это слово используется и в составе выражения     (букв.- дыхание жизни), к-рое в синодальном переводе передается как «душа живая» (Быт 1. 20, 24, 30; 2. 7; 9. 10, 12, 15, 16), «душа животных» (Быт 1. 21), «живущее» (Лев 11. 10), «животные» (Лев 11. 46), «живущее существо» (Иез 47. 9). Представление о дыхании как об источнике жизни отражено в библейском повествовании о сотворении человека, где появление человека в качестве «души живой» (    ) описано как результат дарования ему Богом «дыхания жизни» (     - Быт 2. 7). На основе этого значения возникли метафорические выражения     букв.- «и сократилось дыхание», т. е. «терпение иссякло» (ср.: Числ 21. 4: «И стал малодушествовать народ»; Суд 10. 16: «И не потерпела душа Его»; Суд 16. 16: «душе его тяжело стало»; Зах 11. 8: «и отвратится душа Моя»), и     букв.- «продлю дыхание», т. е. «буду терпеть» (ср.: Иов 6. 11: «и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою»). Наконец, контексты, ставящие   в подчиненное положение по отношению к   (кровь), считаются отражением предания о том, что не дыхание, а кровь есть источник жизни («душа тела в крови» - Лев 17. 11; «кровь есть душа» - Втор 12. 23; Лев 17. 14; ср.: Иез 22. 27; Иона 1. 14; Пс 71(72). 14; 93(94). 21; Притч 1. 18), что, вероятно, и послужило основанием для запрета на употребление крови в пищу (Быт 9. 4).

http://pravenc.ru/text/180712.html

1626.  …печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35. 10). 1627.  …не будет взирать на величие Господа (Ис. 26. 10). 1628.  …ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире (2 Пет. 3. 14). 1629.  …«приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25. 34). 1630. Алфавитный патерик. 1631.  …дорожа временем (Еф. 5. 16). 1632. Алфавитный патерик. 1633. Алфавитный патерик. 1634.  …разумный человек молчит (Притч. 11. 12). 1636. Алфавитный патерик. 1637. Алфавитный патерик. 1638. Vitae Patrum, Patroiogiae, tom LXXXIII, pag. 857, cap. 23. 1639. Pag. 858, cap. 20. 1640. Pag. 857, cap. 19. 1641.  Любящие Господа, ненавидьте зло! (Пс. 96. 10.) 1642. Pag. 887, cap. 22. 1643. Pag. 857, cap. 21. 1644. Pag. 860, cap. 14. 1645. Pag. 866 и 864, cap. 21. 1646. Pag. 864, cap. 22. 1647. Pag. 864, cap. 33. 1648. Pag. 864, cap. 24. 1649. Сар. 25. 1650. Сар. 26. 1651. Pag. 864, cap. 27. 1652.  Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих (Пс. 117. 7). Pag. 805. 1653. Pag. 793, cap. 1 1654. Pag. 740, cap. 2. 1655. Pag. 1019, cap. 27. 1656. Пролог, 22 мая. 1657. Pag. 877, cap. 15. 1658. Pag. 877, cap. 16. 1659.  Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). Pag. 877, cap. 17. 1660. Папирус — растение, из которого прежде делали бумагу. 1661. Pag. 882, cap. 33. 1662.  А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5. 3). 1663. Pag. 890. 1664. Pag. 890. 1665. Pag. 900, cap. 26. 1666. Cap. 28. 1667. Сар. 29. 1668. Pag. 901, cap. 32. 1669. Сар. 34. 1670.  …без Меня не можете делать ничего (Ин. 15. 5). 1671. Pag. 902, cap. 36. 1672. Pag. 902, cap. 38. 1673. Pag. 904, cap. 45. 1674. Pag. 909, cap. 23. 1675. Pag. 909, cap. 24. 1676. Четьи-Минеи, 21 июля. 1677. Pag. 911, cap. 10. 1678. Pag. 927, cap. 77. 1679. Pag. 927, cap. 79. 1680. Pag. 927, cap. 80. 1681. Мф. 7. 14. 1682. Pag. 927, cap. 81. 1683. Сар. 82. 1684. Pag. 927, cap. 83. 1685. Pag. 928, cap. 86.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

80 . Поэтому и об Иакове написано: Он пришел в замешательство (Быт. 45. 26), — потому что не верил им. Он пришел в замешательство из–за неверия толпы, но после того как узнал о служении Христа, радуясь столь великим благодеяниям и делам, он вновь воспрял духом, говоря: Довольно сего для меня, если жив еще сын мой Иосиф. Пойду и увижу его, прежде чем умру (Быт. 45. 28). Первое и величайшее основание веры — верить в воскресение Христа 1645 . Всякий, кто поверил в Его воскресение, стремится отыскать Его, с преданностью приступает к Нему и почитает Бога из глубины сердца, ведь он верит, что сам не умрет, если верит в Творца воскресения 1646 . 81 . И встав, Израиль пришел к колодцу Клятвы и принес жертву Богу отца своего Исаака (Быт. 46. 1). И правильно: поднимается тот, кто спешит ко Христу. Вера предшествует обетам. Сначала он поднялся, а потом принес жертву, ведь тот приносит приятную жертву, кто приобрел познание Божества. 82 . И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: Что? Бог сказал: Я Бог отцов твоих, не бойся, иди в Египет; ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя в конце 1647 (Быт. 46. 2–4). Как они не понимают того, о чем сами читают, и отказывают в правоте Моисею, которого хвалят, потому что не хотят верить его писаниям! Ибо ясно, что здесь их, прежде стесненных узкими пределами Иудеи, приглашают войти в Церковь Божию и переселиться к народу Божию, который, собравшись со всего мира, из всех племен и наций, сделался великим народом. В самом деле, по всей земле разнеслась их речь (Пс. 18.5). И когда сыновья призывают Иакова, это значит, что Петр, Павел и Иоанн зовут к благодати иудейский народ. 83 . Сам Бог наш также побуждает ею Своими пророчествами и обещает ему совершенство в вере как плод Своего дара, говоря ему: Иосиф своею рукой закроет глаза твои (Быт. 46. 4). Конечно, святой патриарх не тревожился о том, кто закроет ему глаза, и здесь выражение просто можно понять в нравственном смысле: если тех, кого любим, мы стремимся почаще обнимать, то, готовясь разлучиться с этим телом, с какой радостью мы насладимся последним прикосновением любимых детей и утешимся этим прощальным напутствием! Но это нам можно понимать и в таинственном смысле: что иудейский народ потом познает Бога. Тайна состоит в том, что истинный Иосиф возложит Свою руку на глаза народа, чтобы тот, кто прежде не видел, увидел теперь. Приступи к Евангелию и прочитай, как был исцелен тот слепой, на которого Иисус возложил руку и отнял слепоту от его глаз 1648 . Ибо Господь возлагает руку не на готовящихся умереть, а на собирающихся жить; но будет правильно, если скажем, что и на готовящихся умереть, так как мы сначала умираем, чтобы вновь ожить, потому что мы не можем жить для Бога, если прежде не умрем для греха 1649 .

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010