б) разорение страны во время опричнины в) голод 1601-03 гг. и недоверие к Годунову 2) Правление Бориса Годунова. Появление Лжедмитрия. 3) Правление Лжедмитрия I (1605-06) а) Приход к власти б) Поведение в Москве в) Свержения Лжедмитрия 4) Правление Василия Шуйского (1606-10) а) восстание Ивана Болотникова б) «Тушинский вор» в) Польская интервенция и свержение Шуйского 5) Семибоярщина. Освобождение Москвы от поляков II Ополчением. 6) Избрание на царство Михаила Феодоровича Романова. ДАТЫ: Правление Бориса Годунова – 1598-1605 Правление Лжедмитрия I – 1605-1606 Правление Василия Шуйского – 1606-1610 Освобождение Москвы вторым ополчением Минина и Пожарского – 1612 Избрание на царство Михаила Феодоровича Романова –1613 ОТВЕТ:   10. Правление Алексея Михайловича. Бунташный век. Соборное уложение. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Алексей Михайлович (1645-76): характер, воспитание. 2) Бунты в правление АМ: а) Общие причины (разорение после Смуты, войны) б) Соляной бунт в) Медный бунт г) Восстание Степана Разина 3) Соборное Уложение (1649) а) Причины принятия (соляной бунт) б) Основные положения (укрепление самодержавия, закрепощение крестьян, отмена белых слобод) 4) Русско-польская война. Присоединение Украины. 5) Раскол. ДАТЫ: Правление царя Алексея Михайловича Романова –1645-1676 Соляной бунт –1648 Соборное Уложение – 1649 Медный бунт –1662 Восстание Степана Разина – 1670 ОТВЕТ:   11. Русская Православная Церковь в XVII в. Раскол. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Причины церковных реформ XVII в: а) Необходимость исправления ошибок, накопившихся в рукописных книгах. б) Отличие русских обрядов от греческих, что обнаружилось во время визитов восточных патриархов. 2) Патриарх Никон: характер, цели. 3) Церковные реформы 1650-х гг. (перечислить), новый перевод церковных книг. 4) Борцы против реформ Никона. Протопоп Аввакум (причины борьбы с новыми книгами, биография) 5) Ссора Никона с царем. 6) Собор 1666-1667 гг., его решения. 7) Итоги церковных реформ Никона. Раскол. Краткие сведения о жизни раскольников. ДАТЫ:

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

По древнему монастырскому преданию, преподобный Тихон скончался в 1492 году в глубокой старости, приняв незадолго до кончины великую схиму. Год успения святого был отмечен в синодике Лаврентиева монастыря, составленном при царе Феодоре Иоанновиче. В царствование Иоанна Грозного в Тихонову пустынь был внесен первый царский вклад, в записи о котором основатель обители назван «преподобным»: «Дано в сей монастырь, в доме Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и преподобнаго отца игумена Тихона... Евангелие престольно письменное...» Всероссийское празднование памяти преподобного Тихона установлено на Соборе 1584 года. До Смутного времени мощи преподобного Тихона, по преданию, почивали «на вскрытии» в Успенском деревянном храме, после сожжения которого они были перенесены в единственный уцелевший храм во имя Трех святителей. Разоренная польско-литовским нашествием Тихонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Феодоровиче (1613–1645) и Алексие Михайловиче (1645–1676) усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь построены деревянный Успенский собор, а также теплая Никольская церковь с трапезной палатой. В 1677 году Трехсвятительский храм был перенесен в подмонастырскую слободу, а на его месте сооружен каменный Преображенский собор, в котором за правым клиросом были положены под спудом святые мощи преподобного Тихона. В 1799 году монастырь отошел ко вновь основанной Калужской епархии. 15 июня 1805 года первый архиепископ новооснованной епархии Феофилакт (Русанов) утвердил Службу преподобному Тихону, составленную на основании более древней службы благотворителем монастыря калужанином Сергеем Васильевичем Еропкиным. Текст службы был напечатан для всероссийского употребления в Минее Дополнительной, изданной в Петербурге в 1909 году. В 1887 году был выстроен над ископанным преподобным Тихоном колодцем деревянный храм в честь Живоносного Источника. В продолжение XIX века в храме велась запись наиболее значительных исцелений, происшедших по молитвам преподобного Тихона. Большинство исцелений получали больные, одержимые душевными недугами, выздоравливали также многие, страдавшие глазными и детскими болезнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Древние монастыри Прикамского края: ист. справка. СПб, 1912. 23 с.; Шишонко В. Пермская летопись. II период. 1613-1645 гг. Пермь, 1882. 502 с.; Шишонко В. Н. Пермская летопись. III период. 1645-1676 гг. Пермь, 1884. 1168 с.; Шишонко В. Пермская летопись. V период. Часть 1. 1682-1694. Пермь, 1885. 680 с. Р.Ф. Вильданов сайт «Пермский край. Энциклопедия» Самая старая постройка Чердыни – Иоанно-Богословская церковь 1718 года. Она стоит рядом с глубоким оврагом, у кромки берегового откоса, круто уходящего в речную долину. Когда-то здесь была окраина города и располагался монастырь Иоанна Богослова, еще в 1580 году получивший привилегии от Ивана Грозного. Тогда это была самая древняя обитель на Урале. В 1631 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре под Москвой. В пожар 1700 года два его деревянных храма сгорели. Существующая каменная церковь, окруженная простой железной оградой с кирпичными столбами и трехпролётными воротами, встала на их место. Грамота на её постройку была выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскому игумену Григорию в марте 1717 года. Она предписывала готовить на строительство церкви «каменье и кирпичь, известь и лес и всякие припасы», требовала, чтобы церковь была не шатровой, а с одной, тремя или пятью главами, с круглым и светлым алтарем, и указывала, чтобы она возводилась «по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правила и устав повелевают». Так и выстроили её безвестные каменщики, выдержав и «правила и устав». Ими руководил «прикащик» Лев Колотилов, а за работой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, проехавший через город несколькими годами раньше (1705). Он же прислал на её строительство пленных шведов, сосланных в Прикамье Петром I после Полтавской битвы 1709 года. Церковь Иоанна Богослова небольшая, кирпичная, под четырёхскатной железной кровлей. Выстроена она вытянутым четвериком, в нижней части которого размещен зимний храм, а в верхней – двухсветный, летний. С востока к четверику примыкает высокая полуцилиндрическая апсида, а с запада — равная ей по высоте трапезная с более низким притвором. Первоначально четверик храма окружала сводчатая галерея, разобранная в конце XVIII – начале XIX века. Крайне незамысловата декоративная обработка церкви. По углам ее объёмы снабжены слабо выявленной рустовкой. Крупными пятнами смотрятся на фоне побеленных известью стен храма большие прямоугольные окна. В нижней части четверика они снабжены чуть выступающими наличниками с сильно приподнятыми закруглениями, заменяющими фронтончики, а вверху – обведены чуть выступающими рамками без венчающих полукружий. Богатством усложненных барочных завершений выделяются наличники нижних окон апсиды да тех световых проёмов верхней части четверика, на месте которых в прошлом размещались двери, выводившие на окружающую храм галерею.

http://sobory.ru/article/?object=02967

Быстро собралось ополчение, командование которым было поручено опытному воеводе князю Димитрию Пожарскому. На призыв новгородцев откликнулись и другие города, так что ополчение стало всенародным. С собой ополчение несло Казанскую икону Божией Матери, и день, когда поляки сдали Москву, 22 октября 1612 г., считается праздником этой иконы. Отношения между царем и Патриархом . Как только была освобождена Москва, собрался Земский собор, чтобы избрать царя. После долгих совещаний был избран шестнадцатилетний Михаил Феодорович Романов (царствовал в 1613–1645 гг.). Бояр Романовых уважали, этот род был ближе всего в родственном отношении к Рюриковичам, правившим на Руси от основания Русского государства в IX в. и последним представителем которых на московском престоле был сын Ивана Грозного царь Феодор. Михаил Романов был так молод, что не был замешан в смуте последних лет, а его отец Феодор Никитич, насильно постриженный Борисом Годуновым в монахи, а затем ставший митрополитом Ростовским Филаретом, был опытным и умным государственным деятелем, способным мудро руководить сыном. В 1619 г. Филарет был возвращен из польского плена и поставлен Патриархом всея Руси (ум. 1633). Тогда в России на некоторое время установились совсем особые отношения между Церковью и государственной властью. Царь был сыном Патриарха, а Патриарх был отцом и первым подданным царя. И царь, и Патриарх назывались «Великими Государями», и все законы и приказы подписывались ими обоими. Патриарх Филарет много сделал, чтобы упорядочить церковную жизнь, как никогда ранее укрепив власть Московского первосвятителя и расширив церковные владения. Такие же отношения между Церковью и государственной властью некоторое время продолжалось и при сыне Михаила, Алексее (царствовал в 1645–1676 гг.). По настоянию Патриарха Никона (поставлен на патриаршество в 1652 г.) царь Алексей Михайлович, стоя на коленях, просил прощения у гроба св. митрополита Филиппа, замученного Иваном Грозным. В это время установился обычай устраивать крестный ход в Вербное Воскресенье, в воспоминание входа Иисуса Христа в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Building of a new Church proposed on the site of the monument to Pushkin on Pushkin square in the centre of Moscow April 29, 2013 The monument to the poet Alexander Pushkin from Pushkin square in the center of the Russian capital may be moved from its current site, reported to Interfax a source in the Moscow State Duma. “It has been proposed to move the monument to Pushkin and to build a commemorative Chapel to the Strastnoi (of the Passion) Convent and to the first tsars of the house of Romanov: Michael Feodorovich (reigned from 1613 to 1645) and Alexei Mikhailovich (1645-1676) on its site,” said a spokesman of Interfax. He noted that the monument to A. Pushkin in 1880 was raised on the square at the beginning of the Tverskoy boulevard but in 1950 it was moved to another side of Gorky street (present-day Tverskaya street) and installed on the site of the Convent’s demolished belltower. The spokesman also added that the Commission at the Moscow State Duma had received a proposal to install a commemorative plaque to the human rights lawyer Stanislav Markelov and the journalist Anastasia Baburova on the site of their murder—near house on Prechistenka street. “Most probably, the Moscow State Duma’s Commission for Monumental Art will consider these proposals after the May holidays. It is still difficult to state what kind of a decision will be made on these two proposals, but the commission members are categorical as regards the moving of monuments,” said the agency’s spokesman. Orthodox Christians have been holding prayer meetings and Cross processions on the Pushkin square for years calling to restore the Strastnoi Convent. According to them, underground on the site are the remains of ascetic nuns from the Convent, as well as foundations of destroyed monastery buildings. In summer 2012, a commemorative plaque to the Strastnoi Convent was raised on the Pushkin square. The Convent was founded in the 17th century on the very historical site where the miraculous icon of the Mother of God of the Passion (which was brought to the capital from the Nizhny Novgorod region) had been solemnly met. This icon, famous for its healing of the sick, is thus called because two Angels with instruments of Christ’s sufferings (passion)—spears and the Cross—are depicted on it next to the Most Holy Theotokos.

http://pravmir.com/building-of-a-new-chu...

До Смутного времени мощи преподобного Тихона, по преданию, почивали «на вскрытии» в Успенском деревянном храме, после сожжения которого они были перенесены в единственный уцелевший храм во имя Трех святителей. Разоренная польско-литовским нашествием Тихонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Феодоровиче (1613–1645) и Алексии Михайловиче (1645–1676) усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь построены деревянный Успенский собор, а также теплая Никольская церковь с трапезной палатой. В 1677 году Трехсвятительский храм был перенесен в подмонастырскую слободу, а на его месте сооружен каменный Преображенский собор, в котором за правым клиросом были положены под спудом святые мощи преподобного Тихона. В 1799 году монастырь отошел ко вновь основанной Калужской епархии. 15 июня 1805 года первый архиепископ новооснованной епархии Феофилакт (Русанов) утвердил службу преподобному Тихону, составленную на основании более древней службы благотворителем монастыря калужанином Сергеем Васильевичем Еропкиным. Текст службы был напечатан для всероссийского употребления в Минее Дополнительной, изданной в Петербурге в 1909 году. В 1887 году был выстроен над ископанным преподобным Тихоном колодцем деревянный храм в честь Живоносного Источника. В продолжение XIX века в храме велась запись наиболее значительных исцелений, происшедших по молитвам преподобного Тихона. Большинство исцелений получали больные, одержимые душевными недугами, выздоравливали также многие страдавшие глазными и детскими болезнями. Вот одно из замечательных событий молитвенного попечения прп. Тихона о чтущих память его. Крестьянин Тихоновой слободы Николай Самбуров имел видение: будто пришел в церковь Тихоновой пустыни, из алтаря вышел седовласый старец-схимник и среди храма начал громко читать помянник. Крестьянин подошел и спросил старца: «А мои записаны тут?» «Да, записаны», — отвечал он и прочел поминовение. Не слыша между именами родных имени сестры, крестьянин спросил: «А сестры нет в помяннике?» «Она была записана, но исключена», — отвечал он. Крестьянин понял потом, отчего исключена сестра, и, рассказывая о видении, говорил: «Бедная сестра незадолго до смерти совратилась в раскол и в расколе умерла».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕКТАРИЙ [Пелопидис (в научной лит-ре иногда Полиподис), Критянин; греч. Νεκτριος Πελοπδης (Πολυπδης) Κρς] (1601/02, близ Хандакса, Крит - 5.07.1676, Иерусалим), патриарх Иерусалимский (7 апр. 1661 - 19 янв. 1669), выдающийся церковный деятель, писатель. Жизнь В миру носил имя Николай. Род. в маленькой критской деревне близ г. Хандакс (Кандия; ныне Ираклио). Крит, пребывавший до сер. XVII в. под венецианским владычеством, был одним из основных культурных и интеллектуальных центров поствизант. мира. Выходцы с острова играли видную роль в церковной жизни, особенно соседней Александрийской Православной Церкви и Екатерины великомученицы монастыря на Синае . Первоначальное образование Н. получил у иером. Мелетия (Макриса), учителя в синайском метохе в Хандаксе. В возрасте ок. 20 лет вступил в число братии Синайского мон-ря и со временем выдвинулся там на ключевые роли. В сер. 40-х гг. XVII в. Н. находился в Афинах и на Пелопоннесе, где собирал милостыню на нужды обители. В тот период он сблизился с Феофилом Коридаллевсом († 1646; см. Феодосий Коридаллевс , митрополит Навпакта и Арты), видным греч. богословом того времени и сторонником церковной политики патриарха Кирилла I Лукариса . Синайский мон-рь, почитаемый во всем христианском мире и располагавший большим количеством имений в Вост. Средиземноморье, стремился к тому, чтобы считаться самодостаточным духовным центром, равнозначным соседним Патриархатам. Консолидации синайской братии способствовало преобладание критян в руководстве обители и среди насельников. Политика синаитов периодически приводила к столкновениям с главами соседних Поместных Церквей. Так, синайские монахи вели богослужение на своем каирском подворье, привлекая прихожан и лишая т. о. доходов Александрийских патриархов, тщетно пытавшихся запретить эту практику. На этой почве Синайский архиеп. Иоасаф (1617-1660) вступил в острый конфликт с Александрийскими первосвятителями Никифором Кларонцаном (1639-1645) и Иоанникием (1645-1657). По настоянию главы Александрийской Церкви вост. патриархи неск. раз низлагали Иоасафа и отлучали от Церкви его приверженцев (дек. 1646, янв. 1648), в число к-рых входил и Н., выступавший как доверенное лицо Синайского епископа в контактах с иерархами.

http://pravenc.ru/text/2564876.html

(114) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 268. (115) Там же. - С. 273. (116) См., например: Бунин А. О значении слова пожар, в смысле названия местности, в старину. (К вопросу о месте сражения под Суздалем в 1097 г.)//Археологические известия и заметки, издаваемые Императорским Московским Археологическим Обществом. - 1898. - 5 - 6. - С. 166 - 168.; Рачинский Я. Сколько лет Красной площади? [Электронный ресурс]//Информационно-политический канал «Полит.ру»: сайт. - URL: http://polit.ru/article/2010/09/03/redsquare/ (дата обращения: 22.03.2018) (117) См.: Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Русии самодержцев: (с 1632 по 1682 г.). - С. 316. (118) См.: Там же. - С. 381. (119) В документе значится: «По Красной площади стряпчих да жилецкие сотни, по списку; подле жилцов второй сотни дворовых людей; по другую сторону, подле рядов, дворянские да жилецкие ж сотни, по списку; а подле жилецких сотен трем сотням конюшеннаго чину». (Дворцовые Разряды, Высочайшему повелению изданные II-м Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. - Том третий./С 1645 по 1676 г./. - Санкт-Петербург/«Санктпетербург»/: «В Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии», 1852. - Стб. 532 - 533.). (120) Рачинский Я. Сколько лет Красной площади? [Электронный ресурс]//Информационно-политический канал «Полит.ру»: сайт. - URL: http://polit.ru/article/2010/09/03/redsquare/ (дата обращения: 22.03.2018) (121) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1904. - Часть вторая. - С. 272. (122) Там же. - С. 271 - 272. (123) См.: 40. - 1649 Сентября 29. Окружная царская грамота Маркеллу, Архиепископу Вологодскому и Велико-Пермскому, о праздновании явлению чудотворной иконы Казанской Богородицы в 22 день Октября//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. Дополнены и изданы Высочайше учреждённою Комиссиею. - Том четвёртый. 1645 - 1700. - С. 61.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

На Пушкинской площади в центре Москвы на месте памятника Пушкину предложено возвести храм Москва, 29 апреля 2013 г. Памятник поэту Александру Пушкину на одноименной площади в центре столицы могут перенести с нынешнего места, сообщил «Интерфаксу» источник в Мосгордуме. «Памятник Пушкину предложено перенести, а на его месте возвести памятную часовню Страстному монастырю и первым царям Дома Романовых Михаилу Федоровичу (царствовал в 1613-1645 годах) и Алексею Михайловичу (1645-1676)», — сказал собеседник «Интерфакса». Он напомнил, что памятник А.Пушкину в 1880 году был установлен на площади в начале Тверского бульвара, однако в 1950 году его перенесли на другую сторону улицы Горького (ныне Тверской), поставив на место снесенной колокольни монастыря. Источник также сообщил, что в комиссию при Мосгордуме поступило предложение об установке памятного знака адвокату Станиславу Маркелову и журналистке Анастасии Бабуровой на месте их убийства - у дома по улице Пречистенка. «Вероятнее всего, эти предложения комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме рассмотрит после майских праздников. Пока сложно утверждать, какое решение будет принято по этим двум предложениям, однако члены комиссии категоричны в отношении переноса памятников», — сказал собеседник агентства. Уже не первый год православные проводят на Пушкинской площади молитвенные стояния и крестные ходы, призывая восстановить Страстной монастырь. По их данным, под землей в этом месте покоятся останки подвижниц обители и фундаменты разрушенных строений. Летом 2012 года на Пушкинской площади был установлен памятный знак, посвященный Страстному монастырю. Обитель была основана в XVII веке на том историческом месте, где с почестями встречали чудотворную Страстную икону Божьей Матери, перевезенную в столицу из Нижегородской области. Икона, которая прославилась исцелениями больных, называется так потому, что на ней рядом с Богородицей изображены два ангела с орудиями страданий (страстей) Христовых - копьями и крестом. Когда армия Наполеона спешно покинула Москву, именно в стенах этого монастыря был отслужен первый в городе благодарственный молебен Спасителю о чудесном избавлении от нашествия захватчиков. Также, согласно преданию, именно с колокольни Страстного монастыря раздался первый звон после ухода неприятеля. В 1929 году в стенах бывшего монастыря открылся Центральный антирелигиозный музей. В 1937 году строения обители снесли. 29 мая 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/61140.html

В богословии Уитгифт придерживался кальвинистской идеи о двойном предопределении, нашедшей отражение в его Ламбетских статьях (1595). В конце его епископства конвокация духовенства провинции К. приняла новый Кодекс канонов Церкви Англии (действовал до 1964). Ворота во внутренний двор кафедрального собора в Кентербери. Ок. 1517 г. Ворота во внутренний двор кафедрального собора в Кентербери. Ок. 1517 г. В правление кор. Елизаветы I К. стал важным центром торговли шерстяными тканями, производство которых занимало одно из первых мест в региональной экономике. Во 2-й пол. XVII в. в К. появилась большая община гугенотов , бежавших от религиозных преследований из Франции и Юж. (Испанских) Нидерландов (о переселенцах упом. с 1567). Среди них было много ремесленников-ткачей - вскоре К. стал крупнейшим английским центром производства изделий из шелка. Королева предоставила им для отправления богослужений крипту под собором. В 1676 г. в соответствии с грамотой кор. Карла II Стюарта корпорация ткачей получила офиц. статус. Новая волна эмиграции из Франции последовала 100 лет спустя, после отмены Нантского эдикта (1685). Антипуританскую политику Уитгифта продолжили его преемники на Кентерберийской архиепископской кафедре Р. Бэнкрофт (1604-1610), Дж. Эббот (1611-1633) и У. Лод (1633-1645), видный богослов-арминианин и сторонник восстановления дореформационных церковных обрядов. Политические идеи (представление о «божественном праве короля») и богослужебные реформы архиеп. Лода вызвали оппозицию в Англии и особенно в Шотландии. В 1640 г. т. н. Долгий парламент подверг архиепископа процедуре импичмента; Лод был арестован и после неск. лет заключения казнен (1645). В ходе гражданской войны К. был оккупирован войсками парламента (1642), которые разграбили собор, уничтожили и расхитили витражи, сакральные изображения и др. элементы церковного убранства, восстановленные при Лоде. Однако в городе и в окрестностях мн. жители оставались сторонниками короля и епископальной церкви. В дек. 1647 г. попытка мэра К., рьяного пуританина, запретить празднование Рождества вызвала массовые беспорядки. Весной следующего года в графстве Кент началось восстание роялистов, подавленное после победы парламентской армии в битве при Мейдстоне (1 июня 1648). В результате победы парламентской партии и реформ в Церкви Англии в пресвитерианском духе был принят ордонанс о ликвидации архиеп-ств и еп-ств (1646), кафедра К. оставалась вакантной.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010