Ярослав II Всеволодович 1238—1246.    Святослав III Всеволодавич 1246—1248.    Михаил II Ярославич во Владимире 1248 (полгода).    Андрей II Ярославич 1249—1252.    Св. Александр I Ярославич Невский 1252—1263.    Ярослав Ярославич 1263—1272.    Василий I Ярославич и в Костроме 1272—1276.    Димитрий I Александрович в Переяславле Залесском 1276—1294.    Андрей III Александрович и в Городце 1294—1304.    Св. Михаил III Ярославич в Твери 1305—1318.    Георгий III Даниилович и в Москве 1319—1322.    Димитрий II Михайлович в Твери 1326.    Александр II Михайлович в Твери 1326—1328.     В Москве    Иоанн I Даниилович Калита 1328—1340.    Симеон Иоаннович Гордый 1340—1353.    Иоанн II Иоаннович 1353—1359, (Димитрий Константинович Суздальский, 1359—1363, † 1384 в Нижнем Новгороде).    Димитрий IV Иоаннович Донской 1363—1389.    Василий II Димитриевич 1389—1425.    Василий Васильевго Темный 1425—1462.    Иоанн III Васильевич 1462—1505.    Василий IV Иоаннович 1505—1533. Цари    Иоанн IV Васильевич Грозной 1533—1584.    Феодор I Иоаннович 1584—1598.    Борис Феодорович Годунов 1598—1605.    Феодор Борисович 1605.    Лжедимитрий 1605—1606.    Василий Иоаннович Шуйский 1606—1610.    Междуцарствие 1610—1613.    Михаил Феодорович Романов 1613—1645.    Алексий Михайлович 1645—1676.    Феодор III Алексеевич 1676—1682.    Иоанн V и Петр I Алексеевичи 1682—1689.    Петр I царь 1689—1721. Митрополиты     В Киеве:    Св. Михаил 988—992.    Леонтий 992—1008.    Иоанн I 1008—1035.    Феопемпт 1035—1049.    Св. Иларион 1051—1054.    Ефрем 1055.    Георгий 1062, † после 1072.    Св. Иоанн II 1077—1088.    Иоанн III 1089—1090.    Св. Ефрем 1091—1096.    Николай 1097—1104.    Никифор 11104—1121.    Никита 1122—1126.    Вдовство 1126—1130.    Михаил 1130—1145.    Климент 1147—1155.    Константин I 1156—1159.     В Киеве же:    Феодор 1161—1163.    Иоанн IV 1164—1066.    Константин II 1167, † после 1172.    Никифор II упомин. с 1182—1197.    Матфей упоминается в 1201, † 1220 г.    Кирилл I 1224—1233.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКТЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ («Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссиею» - АИ), издание документов, полученных гл. обр. из архивов Вильно, Могилёва, Витебска, а также хранилищ Москвы и С.-Петербурга (СПб., 1841-1842. 5 т. Т. 1: 1334-1598/Гл. ред. прот. И. И. Григорович; Т. 2: 1598-1613/Подгот. к изд. прот. И. Григорович; Т. 3: 1613-1645/Подгот. к печати С. М. Строев и М. А. Коркунов; Т. 4: 1645-1676/Гл. ред. прот. И. Григорович; Т. 5: 1676-1700/Подгот. к изд. М. А. Коркунов). В АИ наряду с широким кругом законодательных, актовых и делопроизводственных источников по истории России XIV-XVII вв. опубликованы многочисленные материалы по истории РПЦ и ее взаимоотношений со светской властью и Вост. Патриархами: грамота свт. Феогноста , митр. Киевского, на Червленый Яр 1354/55 г.; жалованные несудимые и тарханные грамоты мон-рям и церквам, в т. ч. 3 грамоты вел. кн. Олега Рязанского 1356-1402 гг.; послания Вост. Патриархов российским государям и митрополитам, а также новгородцам и псковичам XIV-XVI вв.; грамота польск. кор. Казимира IV свт. митр. Ионе о правосл. Церкви в Великом княжестве Литовском; образцы епископских грамот присяжной, настольной, отреченной; материалы, связанные с ересью жидовствующих (кон. XV в.), с ересью М. Башкина (сер. XV в.); уставные грамоты о монастырском общежитии, статьи из Стоглава 1551 г.; послание царя Иоанна IV Васильевича в Кириллов Белозерский мон-рь ; материалы по истории осады Троице-Сергиева мон-ря в 1609 г.; грамоты Патриарха Никона властям Валдайского Иверского мон-ря 1653-1656 гг.; розыск о мученической кончине сщмч. Иосифа , митр. Астраханского († 1671), во время бунта Степана Разина; документы Соловецкого мон-ря от 1674 г.; соборные постановления и грамоты о духовном суде, распорядках и пошлинах, памяти о вотчинном монастырском управлении и др. К АИ существует именной и географический «Указатель» (СПб., 1843). Изданные Археографической комиссией «Дополнения к Актам историческим» (СПб., 1846-1872. 12 т.), охватывающие документы X-XVII вв., представляют собой самостоятельную серию. Лит.: Софинов П. Г. Из истории русской дореволюционной археографии. М., 1957; Эпштейн Д. М. История археографии в дореволюционной России: Учеб. пособие/Моск. ист.-арх. ин-т. М., 1977. [Вып. 1]: Период феодализма; 1979. [Вып. 2]: (Период капитализма). Б. Н. Морозов Рубрики: Ключевые слова: ДОПОЛНЕНИЯ К «АКТАМ ИСТОРИЧЕСКИМ» издания, публиковавшие документы по истории России, Литовского великого княжества, Русской Церкви, католич. и униат. Церквей на рус., укр. и белорус. землях и в Прибалтике в XIII - сер. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/63962.html

Ильник. Церковь Духа Святого. Духовская церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:не ранее 1645. в 1928 г. реконструирована по проекту Е. Нагорного. Адрес: Украина, Львовская область, Самборский район, Турковская городская община, село Ильник Координаты: 49.1032, 23.09064 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Построена на приселке Заприще в 1645 p., как гласит инвентарь 1834 г. Хотя, судя по обмерам М.Драгана, построена древнее, в XVI веке, a в 1645 году достроили бабинец. Это было каменное трехдольное сооружение, верхом которого, выведенные из дерева, укрывали пирамидальные палатки, крытые гонтами. В 1676 году получила привилегию от польского короля Яна III Собеского. В 1928 году церковь реконструирована по проекту Евгения Нагорного, с частичной разборкой памятного сооружения (своды, стены и др.). Строительные работы вел Казимир Жеребецкий из Турки. Теперь это каменная, крещатая в плане трехверхая церковь. Наву на цилиндрическом барабане венчает сферическая баня с фонарем и макушкой. Над алтарем и бабинцем на четверике с одним заломом возвышаются пирамидальные палаточные верхом. С 1958 по 1989 год стояла закрытой, теперь принадлежит к общине УПЦ (Московский патриархат). Государственный архив Львовской области, фонд 1, опись 25, дело 1647.  Центральный Государственный исторический архив Украины во Львове, фонд 146. Галицкое наместничество, описание 20, дело 1537.  Центральный Государственный исторический архив Украины во Львове, фонд 159. Галицкая финансовая прокуратура, описание 9, дело 2020.  Шематизм греко-католического духовенства случившихся епархий Перемышльной, Самборской и Сяницкой на р. Б. 1934. - Перемышль, 1934.  Слободян В. " Церкви Украины: Перемышльская епархия " . - Львов: 1998, стр. 676 – 677.  Источник: " Прадедовская слава " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59935

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИФАНИЙ (ранее 1624 - 14.04. 1682, Пустозерск), Соловецкий, деятель раннего периода старообрядчества , духовный отец протопопа Аввакума , писатель. Источниками основных сведений о Е. являются его автобиографические Записка (составлена в 1665-1666) и Житие (написано между 1667 и 1676), а также основанные на предании сочинения писателей Выголексинского общежительства , созданные в 1-й трети XVIII в. Е. происходил из крестьянской семьи (писал о себе в Житии: «Родился я в деревне»). Его мирское имя, время и место рождения неизвестны. В 1638 г., после смерти родителей, переселился «во град некий зело велик и многолюден» (по предположению Я. Л. Барскова и А. Н. Робинсона, в Москву). В 1645 г. пришел в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , где 7 лет пробыл в трудниках и в 1652 г. принял монашеский постриг от архим. Илии. Нек-рое время Е. был келейником старца Мартирия, у к-рого в 1649-1651 гг. находился «под началом» Арсений Грек , впосл. активный помощник патриарха Никона (Минова) в деле богослужебных реформ. Е. был кандидатом на рукоположение во иерея, однако он, видимо, не счел себя достойным (в Житии он воспроизводил слова, обращенные им к себе самому: «На обещании в Соловецком монастыре в попы ставили - и ты не стал» - Житие протопопа Аввакума. 1994. С. 100) (учитывая церковные каноны, согласно к-рым ставленник в священники не должен быть моложе 33 лет, можно предположить, что Е. род. до 1624, по-видимому, он был сверстником Аввакума). Голгофский крест. Рис. Епифания из «Жития Протопопа Аввакума». Ок. 1676 г. (ИРЛИ. Оп. 24. 43. Л. 164 об.) Голгофский крест. Рис. Епифания из «Жития Протопопа Аввакума». Ок. 1676 г. (ИРЛИ. Оп. 24. 43. Л. 164 об.) В окт. 1657 г. в Соловецкий мон-рь были присланы новопечатные книги (12 экз. Служебника издания 1655, 1656 и 1657 гг. и Скрижали издания 1656 г.), однако по распоряжению архим. Илии они не были переданы в храмы для богослужения, но стали предметом рассмотрения монастырских соборных и книжных старцев.

http://pravenc.ru/text/190079.html

Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 по декабрь 1581 гг. В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Феодорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович. Царь Феодор Алексеевич (1676-1682), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-81 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г., 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе. К 1682 г. приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы, а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини. В сентябре 1687 г., к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI в. Перед ним в 1696 г. затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны. В сентябре 1700 г. в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 г.). К началу XVIII в. окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, где помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг. В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 г. был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 г. в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Возникновение церкви Тихвинской иконы Божией Матери относится к концу XVII века. Село переходило к разным знатным владельцам, а в 1621 году было пожаловано князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому за заслуги в спасении Отечества в годы «смуты». Его казаки оказали решающую помощь ополчению Минина и Пожарского — и Москва была освобождена от поляков. До 1655 года селом владела вдова Трубецкого, Анна Васильевна. Трубецкие любезно предоставили свое подмосковное владение царю Алексею Михайловичу (1645–1676 гг.), когда он пожелал поселиться в этих живописных краях. Царь очень любил охотиться в соседних Сокольниках, и, по легенде, однажды остановился в Копытове на отдых — в те времена здесь шумел густой лес. Место так понравилось царю, что он захотел иметь тут свой путевой дворец. Трубецкие любезно предоставили свое подмосковное владение царю Алексею Михайловичу (1645—1676 гг.), когда он пожелал поселиться в этих живописных краях. Дворец был сооружен раньше храма, с восточной его стороны, обращенной к Сокольникам. А в 1646—1648 г.г последняя владелица села, Анна Васильевна, построила храм в честь Алексия, Человека Божия, — небесного покровителя царя. С 1647 года все село стало называться Алексеевским. После ее кончины Алексеевское перешло во владение государя. После посещения святынь Троице-Сергиевой лавры, Алексей Михайлович и его сын Феодор в Алексеевском дворце готовились к торжественному въезду в Москву — она встречала царя колокольным звоном, приветливыми нарядными горожанами. К сожалению, дворец просуществовал недолго. В 1803 году известный историк Н. М. Карамзин нашел дворец настолько ветхим, что туда небезопасно было входить. А уже в 1817 году дворца не существовало: вероятно, его разрушили и сожгли французы. С 1670 года село официально стало дворцовым. В 1673 году царь Алексей Михайлович повелел заложить в селе новую церковь во имя чтимой на Руси чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Дожить до ее возведения царю не удалось — работы были завершены в 1680 году уже после его смерти. Тихвинская церковь была выстроена рядом с Алексеевской на том же месте: обе церкви поначалу были соединены папертью.

http://sobory.ru/article/?object=03623

Нектарий I, 90-е годы XVI в.; около 1604 г. очутился в России, с 25.VI. 1613 г. Вологодский Архиепископ, с 1616 по 1621 г. в заточении в Кирилло-Белозерском монастыре, снова на Вологодской кафедре с 1625 по †3.VI.1626 г. Пройдоха. Митрофан, ок. 1614 г. Нектарий II, ок. 1616–20-е годы XVII в. Порфирий, 20-е годы XVII в. Георгий, ок. 1617 г. Иоасаф, ок. 1628 г. Аврамий, 30-е годы XVII в. Мелетий, ок. 1637–ок. 1645 г. Харитон, ок. 1643 г., вторично ок. 1651 г. Даниил, ок. 1650 г. Дионисий 1652 г. Афанасий II, ок. 1653–ок. 1657/8 гг. Игнатий, 60-е годы XVII в. Пафнутий, ок. 80–90-е годы XVII в. Арсений I, 60-е годы XVII в. Зосима, ок. 1663 – после 1670 г. Панарет, 70-е годы XVII в. Нектарий II, ок. 1673 г. Игнатий II, ок. 1676 г. Феофан, похититель Охридского престола в 1676 г. Григорий III, ранее 1679 г., вторично в 1683–88 гг. Мелетий II, 1676–7 г. Парфений II, 1677–1683 гг. Герман, 1688–91 гг., вторично в 1699–1702/3 гг. Григорий, 1691–95 гг. Игнатий III, 1693–95 гг., вторично в 1703–6 гг. Зосима II, 1695–99 гг., вторично в 1707–8 гг. Рафаил, 1699–1702 гг. Мефодий, 1708 г. Дионисий II, 1706–7 гг., вторично в 1709–14 гг. Филофей, 1714–18 гг. Церковный проходимец, «подвизался» в России. Иоасаф II, 1719–1745 гг., †1746 г. Иосиф, 1746–1751/2 гг. Дионисий III, 1752–1756 гг. Мефодий II, 1757–8 гг. Кирилл, 1759–1762 гг. Иеремия, †1763 г. Ананий, 1763 г. Арсений II, по происхождению болгарин, по фамилии Баласчев из охридского рода Баласчевых, 1763–1767 гг. (Список составлен по Ив. Снегаров, История на Охридската Архиепископия, т. т., C., 1924, 1932 г.) ВЕЛИКО ТЕРНОВСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ Архиепископ: Василий I, 1186, с 7.XI.1204 г. примас, †30-е годы XIII в. ВЕЛИКО ТЕРНОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ Великотерновские патриархи : Иоаким I, 18/31.I.1235–1237 или 1246 г. Василий II, XIII в. Виссарион, XIII в. Иоаким II, XIII в. Игнатий, 1272–77 гг. Свщмученик Макарий, 80-е годы XIII в. Иоаким ок. 1283-†l 301 г. Дорофей, XIV в. Роман, XIV в. Феодосий I, †ок. 1337 г. Иоанникий I, после 1337 г. – после 1346 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

At the height of the confusion and turmoil, Tsar Basil, deserted by his army and his allies after his forces were defeated by the Poles, was forced to abdicate, and the boyars formed a seven-man provisional government. Then, when the Poles captured Smolensk, the fortress city that guarded the road to Moscow, the terrified and self-serving boyars decided to capitulate to the Poles, in the hope of gaining privileges for themselves in return. In negotiations with Polish King Sigismund III, they selected a young son of King Sigismund, named Wladyslaw, as the new tsar, and opened the gates of the Kremlin to the Polish army. Saint Patriarch Germogen (r. 1606–1612) was put under house arrest in the Kremlin by the Poles, but he was still able to send letters all across the nation urging the people to reclaim their homeland. For his efforts, the Poles starved him to death. Energized by a vision of Saint Sergius of Radonezh, who urged him to take the lead in saving the nation, a wealthy butcher from Nizhni-Novgorod named Kuzma Minin organized a citizens’ army that drove the Poles out of Russia by the end of 1612. This brought to an end the stormy Time of Troubles. Tsar Michael Romanov and Patriarch Philaret (Romanov) Early in 1613 in Moscow, sixteen-year-old Michael Romanov, a grandnephew of Tsar IV’s first wife, Anastasia Romanova, was elected to be the new tsar by the largest and most representative National Assembly ever held in Russia. This marked the beginning of the Romanov Dynasty, which ruled Russia until Tsar Nicholas II abdicated early in 1917. In 1619, Michael Romanov’s father, Philaret, who had been Metropolitan of Rostov, was made Patriarch of Moscow. Father and son ruled the tightening alliance of Church and State together. The Nikonian Reforms When Tsar Michael Romanov died in 1645, he was succeeded by his son, Alexis (r. 1645–1676), who was 16 when he took the throne. By now a new generation of reform-minded young priests had risen up who believed that spiritual revival would come through liturgical reform-including standardizing the various liturgical books, correcting various copying and translation errors, and celebrating the services whole and entire. In 1652, Tsar Alexis selected one of these energetic priests, the popular and talented-but forceful and rigorous-Nikon, Metropolitan of Novgorod, to be the new patriarch of Russia.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

О пожертвованиях Грозного на восточные монастыри и говорить нечего – старцы многих монастырей постоянно приходили в Москву, получали подарки от царя, производили сборы по России и возвращались со значительным запасом средств. Особенным расположением царя, как и в прежние времена, пользовались афонцы. Грозный, кроме того что подтвердил за ними право во всякое время приезжать в Россию за сбором милостыни, хлопотал за них пред султаном Солиманом I. В 1551 году он посылал к нему грамоту, в которой просил его об облегчении дани с афонских монастырей. Особенно замечательна последняя милостыня Грозного Востоку, – на помин души царевича Иоанна роздано было царскими посланными на Афоне и в Константинополе и его окрестностях до 6000 рублей. Феодор Иоаннович (1584–1598 гг.) так же был щедр на милостыню Востоку, как и его отец. Не говоря уже о множестве восточных монахов, приходивших в Россию за милостыней и всегда получавших ее, заметим только, что при нем лично посетили Россию патриархи Антиохийский – Иоаким (в 1586 г.) и Константинопольский – Иеремия II (в 1588 г.). Оба они приняты были в России с величайшим вниманием и получили щедрые подарки, особенно Константинопольский. С последним Феодор Иоаннович послал дружелюбную грамоту к султану Мураду III, в которой просил о благосклонном отношении к подателю ее – Иеремии. Кроме того, царь и сам часто посылал всем восточным патриархам и архиереям дары или чрез приходивших монахов, или чрез своих чиновников и купцов, например чрез известного Коробейникова. Константинопольская патриархия после ограбления ее Мурадом III устроилась единственно благодаря щедрости Феодора Ио­анновича. Борис Годунов (1598–1605 гг.) также много благотворил Востоку. Милостыни его простирались до сотней и тысяч золотых в один раз, например, патриарху Иерусалимскому однажды послано было более двух тысяч зо­лотых, кроме церковных одежд и сосудов. Царствование первых государей из Дома Романовых – Михаила Феодоровича (1613–1645 гг.) и особенно Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) было по преимуществу временем благотворительности всему Востоку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Того великому государю нашему учинити невозможно, что ставити церкви римские и люторские веры, потому, чаю, вам и самим то в ведоме, что к великому государю нашему, к его царскому величеству, многие всякие государи хрестьянские многижда о том присылали с прошением: которые их послы, и посланники, и гости, и торговые люди ходят в великого государя нашего государства, и для бы их посолского приезду, и рыцарских служилых людей, и для гостей, и торговых людей позволити поставити им церкви римской и люторской веры, – и великий государь наш царь и великий князь Борис Федорович, всеа Русии самодержец, и его царского величества сын, великий государь цесаревич князь Федор Борисович, всеа Русии, на то не произволили тем всем великим государем братье своей отказали, в своих то государствах римские и люторские веры церкви ставити им не позволили. А ныне толко великому государю нашему поволити любским, и стролзунским, и иных поморских волных городов гостем и торговым людем ставити церкви римские или люторские веры, и тем всем великим государем хрестьянским, которые в том к царскому величеству присылали, на великого государя нашего нелюбье будет, что мимо их прошения Любчаном и иных поморских городов купетцким людем поволено церкви ставити. А в вере Любским, и стролзунским, и иных поморских городов торговым людем никоторые неволи не будет, волно им будет по своему закону в римской или люторской вере быти и пенье в домех своих исправляти по своей вере». (Приложение V. С. 41.) Цветаев Дм. Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII веках. Приложение: Из Московского Главного архива Министерства иностранных дел. М., 1885. С. 41–42. Царствование Михаила Фёдоровича (1613–1645) 1613 г., февраля 21. – Утвержденная грамота Великого Московского Земско-Поместного собора Послал Господь Бог Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея Руси Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010