В нынешнем во 188 году крестился в православную христанскую веру полские породы Лачин Ханов, а за восприятие святого крещения дано ему великого государя жалованья во всем против персидцких купчин людей. Постановление о выдаче Пангоину за крещение государева жалованья, 31 августа 1680 г. 188 года августа в 31 день. По указу великого государя думной дияк Ларион Иванов, слушав сей выписки, приказал тому иноземцу за восприятие святые православные християнские веры греческого закона дать великого государя жалованья денег 10 рублев, сукно, и дороги, и пару соболей, во всем против прежних дачь таких же ево братьи новокрещеных, и о даче того ево государева жалованья послать памяти по приказом. Справил Максим Бурцов. Память из Посольского приказа в приказ Большия казны, 3 сентября 1680 г. 189 года сентября 3 день. В приказ Большие казны. Пожаловал великий государь (полное) иноземца Ягана Пангоина, велел ему дать своего великого государя жалованья за восприятие святые православные християнские веры 10 рублев. Память из Посольского приказа в Казенный, 3 сентября 1680 г. В Казенный приказ. Сентября в 3 день. Пожаловал великий государь (полное) иноземцу Ягану Пангоину, велел ему дать своего великого государя жалованья за восприятие святые православные християнские веры дороги, сукно добро. Память из Посольского приказа в Сибирский, 21 сентября 1680 г. В Сибирской приказ. Сентября в 21 день. Пожаловал великий государь (полное) иноземца Ягана Пангоина, велел ему дать своего великого государя жалованья за восприятие святые православные християнские веры пару соболей в пять рублев. С оборотом. Припись дьяка Василья Бобинина. Росписка в получении Пангоиным государева жалованья за обращение в православие Великого государя жалованье иноземец Яган Пангоин за восприятие святые православные веры денег 10 рублев, сукно амбурское, дороги из Посолского приказу у подьячего у Кондрата Никитина взял, а в ево место росписался Посолского приказу Площадной подьячей Васка Зарин. История протестантства в России/собрал Дм. Цветаев, действительный член Императорского Московского Общества истории и древностей российских. Ч. I. М., 1888. С. 42–46.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второе лесть, с нею же веща брату рек, изыдеве на поле. Сице и ныне благотворящих прелщают и отводят от себе. Третие убийство, прилог злобе, еже и ныне закон убийства держится, оттоле поченшися. Четвертое яко братоубийца. Господу свидетелствующу: Предаст брат брата на смерть. Пятое яко первый убийца и лукавству показатель всем живущим на земли, еже и доднесь от такова лукавства не престает человеческий род. Шестое яко родителем плач сотвори. И оттоле мнози и ныне родители плачют, чад своих лишаеми от неправедных убийц. Седмое яко Богу солга. Вопрошен бысть, где есть брат твой Авель, и рече, не вем. Тако и ныне, в них же согрешают человецы в Божественых и глаголют, не ведая, но Бог тех ведущих множае имать мучити, не ведущих же не толико, но и те без муки не будут. Сия убо седмь согрешений от Каина прозябшии и доныне в роде сем лукавнем и грешнем пребывают в человецех. А яже седмь мук Каиновых, сия суть. Первое, проклята земля от Тебе. Второе, делати землю. Третие, и не приложит дати тебе крепость свою. Четвертое, стонание. Пятое, трясновение, и будеши, рече, трясыйся на земли. Шестое, юже сам Каин открыв, рек: Аще отженеши мя ныне от Тебе, и от лица Твоего скрыюся. Тяжчайшая мука, еже от Бога разлучение. Седмое, еже не укрытися мучения, но знамение проявлено всем проповедати стонания ради и трепета. И сих ради двоих вин жертвы неправедныя и зависти вся злая вниде в мир даже и доднесь. Коея ради неправды первый мир погибе потопом и коих ради добродетелей Ное сам есмь спасеся, аще не дары и приношенми лучшими и не раскаяйными (1Моис. 7). И первый от Бога завет прият, на небеси знамение дугу поставлену, еже к тому не быти потопу, и по первом праотцы Адаме вторый всему человеческому роду отец наречеся. Такожде и Авраам, праотец наш, не дароношения ли ради угоди Богу, обетование прият и сына своего Исаака единородного возлюбленого вознесе Господеви на всеплодие. И не усумнеся и вместо единого яко звезды небесные и яко песок морский умножи сыны тому Бог. Древнему же писанию, глаголющу: Всяк обет, иже обещает человек Господу от всего, елико ему есть (5Моис.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной и полумесяцем – Хивуд, 3565 (1611 г.). 23) Санкт-Петербургское отделение Института российской истории РАН, ф. 238 (Коллекция Н. П. Лихачева), оп. 1, 301 (л. 1–47 об.) – 20-е годы XVII в. Филиграни: Гербовый щит под короной – Дианова и Костюхина, 209 (1623 г.), 210 (1626 г.); Кушин с двумя ручками под крестом, на тулове литеры IDB – Гераклитов, 878 (1626 г.), 879 (1629 г.). 24) Научная библиотека Саратовского университета, 382 (л. 42 об. – 89 об.) – 20-е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры Т и Н – типа: Дианова («Кувшин»), 256 (1625 г.). 25) РНБ, Q.I.332 (л. 262 об. – 280) – сер. XVII в. Кончается главой «О умножении потребных». Филиграни: Щит с полосой-Дианова и Костюхина, 1048 (1649 г.); Щит с полосой и литерами PI – Дианова и Костюхина , 1044 (1645 г.). 26) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 149 (4°) (л. 134–227) – 70-е годы XVII в. Филиграни: Голова шута с 7 бубенцами – Дианова и Костюхина, 455а (1673–1676 гг.); Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка PQV – Дианова и Костюхина, 388 (1671 г.); Герб Амстердама-ти-па: Дианова и Костюхина, 138 (1673–1678 гг.). В этот раздел включены списки Жития Сергия Радонежского 4-й Пахомиевской редакции, сочетающие чтения различных видов. Происхождение их объясняется разными причинами. Существуют случаи, когда часть текста переписывается с рукописи Троицкого вида, а другая часть – с Синодального вида. Более сложная ситуация возникает при сверке текстов по спискам, принадлежащим различным видам. 1) РГАДА, ф. 196 (Собр. Ф. Ф. Мазурина), оп. 1, 1071 (л. 59–174 об.) – 50-е годы XV в. Филиграни: Ключи-Брике, 3857 (1440 г.), 3868 (1427–1458 гг.); Гроздь винограда – Брике, 13009 (1453–1456 гг.. 2) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 46 (1°) (л. 148–186 об.) – нач. XVI в. Филиграни: Голова быка с перечеркнутым стержнем – Брике, 15251 (1492–1503 гг.); Тиара – Брике, 4895 (1498 г.); Литера Р под цветком – Брике, 8361 (1500–1502 гг.); Кувшин с одной ручкой под крышкой – Брике, 12493 (1510 г.); Ваза – Брике, 2110 (1483–1554 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Права Соборов были огромными. Они вырабатывали и принимали законы - например, Соборное Уложение в 1649 г.. Они решали вопросы о вступлении в войну. Так, в 1637 г. казаки захватили Азов. Принять его - значило воевать с Турцией. Но на Соборе делегаты от купечества и посадских выступили против, и Азов вернули туркам. А для любителей сопоставлять традиции западной и российской демократии приведу даты. Сословные Генеральные Штаты во Франции созывались в 1484, 1560, 1614 и 1789 г. И все... А русские Земские Соборы - в 1550, 1566, 1584, 1598, 1599, 1610, 1613, 1616, 1618, 1619, 1621, 1623, 1632, 1643, 1645, 1649, 1650, 1651, 1653, 1654, 1676, 1680, 1682... Когда надобности в созыве Собра не возникало, государь правил тоже не единолично. Текущие вопросы он обсуждал с Боярской Думой, которая являлась законосовещательным органом. Формула любого указа звучала: " Царь повелел, и бояре приговорили " . В отличие от британской палаты лордов, куда человек попадал только по происхождению, независимо от личных качеств, на Руси боярство приобреталось вовсе не автоматически. Это был чин, а не титул. Отпрыск знатного рода начинал службу в звании новика или стряпчего. Достойных производили в стольники. Потом, если человек заслужил, его жаловали в окольничие. И лишь следующей ступенью было пожалование боярства. Представители 16 самых знатных родов имели право стать боярами, минуя чин окольничего. Но только право! Производство было персональным. Флетчер писал: " Что касается общественных и правительственных должностей в государстве, то здесь нет ни одного наследственного звания " . Разумеется, кого-то жаловали не по деловым качествам, а из уважения к роду. Но за особые заслуги в бояре выдвигали и людей, не принадлежащих к аристократической верхушке. А кроме того, в состав Думы входили думные дворяне (выходцы из мелких помещиков) и думные дьяки - из простонародья. Такие чины достигались только персональными талантами. И в целом состав Думы поддерживался вполне работоспособным. В середине XVII в. в нее входили 29 бояр (5 не из знати), 24 окольничих, 6 думных дворян и 4 думных дьяка.

http://ruskline.ru/opp/2013/06/12/pravda...

По Гоббсу, обязанности по замирению общества и управлению им, по прекращению войны всех против всех вынуждают монарха быть разумным и образованным, то есть просвещенным. Таким образом, Гоббс считается родителем просвещенного абсолютизма, который властвовал политическими умами Европы, по разным мнениям, от одно до нескольких веков. В Российской империи начала абсолютизма усматривают в правление царя Алексея Михайловича (1645-1676), а ограничен абсолютизм фактически был только в 1905 году. Причины эволюции учения о государственных формах: времена, методологии и критерии Причины изложенной эволюции учения о государственных формах заключается в изменении методологии. Методология Аристотеля Она заключается в рациональном осмыслении реальной данности с помощью формальной логики. Во времена Аристотеля в политической жизни наблюдались и были актуальны те критерии, которыми Философ и оперировал: количество властвующих и благо властвующих и граждан. Понятие «блага» было легко определимо: маленькие древнегреческие полисы, не превосходившие своими размерами и числом жителей современные села, становились ареной борьбы за мелкие интересы владения материальными средствами и личной свободой , примитивно понимаемой как свобода ничего не делать и при этом жить хорошо. А количество властвующих было легко наблюдать и вычленять. В средние века элитой общества свобода понималась совсем иначе, она приобреталась на путях жизни с Богом, так что со времен Аристотеля качество жизни сильно изменилось. Власть в средние века – это в первую очередь власть, обеспечивающая условия для спасения души христианина, условия жизни с Богом, условия мистической свободы в Духе Святом. Это и есть теперь второй критерий, который приходит на смену благу имущественному, предоставляющему несовершенную эмпирическую свободу, этот критерий – духовное христианское просвещение, которое приводит каждого, а значит и все общество в целом, к состоянию, в котором управлять народом Божиим несложно, так как народ смирен и покорен, по крайней мере сознательно стремится к этому состоянию и (или) понуждается.

http://bogoslov.ru/article/6169143

Вскоре П. оставил Патриарший престол, на к-рый был избран митр. Ларисский Дионисий (см. Дионисий III Вардалис ). П. занял прежнюю кафедру, однако вскоре переехал в Валахию. Затем бывш. патриарх вернулся в К-поль, где стал преемником отрекшегося от престола Дионисия III. В 1666 г. П. низложил патриархов Паисия Александрийского и Макария III Антиохийского, которые, рассчитывая на получение богатой милостыни, согласились прибыть в Россию по приглашению царя Алексея Михайловича (1645-1676) для участия в суде над патриархом Московским Никоном (Миновым). Офиц. причиной низложения стало самовольное оставление Паисием и Макарием своих кафедр. П. назначил новым патриархом Александрийским Иоакима II ; Антиохийская кафедра оставалась вакантной, поскольку у фанариотов не было возможности навязать христианам Сирии своего ставленника. После завершения Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , на котором был осужден Никон, но одобрена инициированная им богослужебная реформа, Алексей Михайлович предпринял попытку реабилитации Александрийского и Антиохийского патриархов. Только эта мера могла придать легитимность соборным решениям в глазах иерархов христ. Востока. П. и патриарху Иерусалимскому Нектарию были направлены царские грамоты, в которых содержалась просьба утвердить постановления Собора и снять прещения с патриархов Паисия и Макария, а также с бывш. митр. Газского Паисия Лигарида . Аналогичное послание было адресовано султану Мехмеду IV (1648-1687). В июле 1667 г. из Москвы в К-поль отправилось рус. посольство. В янв. 1668 г. оно было допущено в Адрианополь, где начались переговоры с высшими сановниками Османской империи. Пересмотр дела Паисия и Макария был облегчен тем, что тур. власти повторно сместили П. с Патриаршего престола. 9 сент. 1667 г. К-польскую кафедру занял Климент , однако не позднее окт. он был изгнан султаном. 5 янв. 1668 г. патриархом стал Мефодий III Моронис. 15 апр. послам от имени Мехмеда IV объявили, что ради дружбы с рус. царем тот восстанавливает Паисия Александрийского и Макария Антиохийского на их кафедрах.

http://pravenc.ru/text/2579103.html

1562 На обороте первого столбца (л. 1об.) помета об адресате почеркам всего документа Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии. Сохранились прорези для печати и вдавленное место от круглой печати красного цвета. 1576 Подчёркнутое испр. мной по В; в А назнаменьми; в Б назнаменъми есмь испр. др. почерком из назнаменъми и. 1593 На обороте столбца запись об адресате Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати. 1615 На обороте столбца две пометы: запись об адресате К великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии и запись о курьере Отпущен февраля вь 27–й де[нь] в час 3 дня. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати; в П письмо имеет название 1654, февраля 27. Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу о бывшем в Иверском монастыре явлении и о разных делах. 1645 На обороте столбца запись об адресате Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всея Великия и Малыя Росии самодержцу. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати. В П письмо имеет название 1655. 2 февраля. Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу о проезде ночью через Можайск и о прибытии в село Кубенское. 1656 На обороте первого столбца (л. 1об.) запись об адресате Великому государю царю и великому князю Алексию Михайловичу Великия и Малыя Росии самодержцу. В П и Б письмо имеет одинаковое название 1655. Февраля 4. Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу о своём прибытии в Москву и об опустении столицы от моровой язвы. 1676 В П письмо имеет название 1656–1658. Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу с прошением об отдаче на поруки Романа Боборыкина. На обороте столбца запись об адресате Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

– 36) Иоанн де ля Гэйе (de la Haye) † 1661; Biblia magna commentariorum litteralium J. Gagnaei, G. Estii, E. Sa, J. Menochii et J. Tirini prolegomenis et chronico sacro illustrata, 5 in-f., Париж, 1643; Biblia maxima, in-f., ib., 1660; этот последний труд очень редкий и содержит до 20–30 переводов текста, но исполнен без критики и ниже Biblia magna; Commentarii litterales et conceptuales (для проповедников) in Genesim, 1651, in Exodum et in Apocalypsim, 1641. – 37) Генрих Марцеллий (Marcellius), иезуит (1593–1664), Theologia Scripturae divinae, in-4°, Брюссель, 1658 (у Миня C. C. S. S., t. I. col. 906–1184) и т. д. – 38) Фома Ле Блянк (Le Blanc), иезуит (1599–1669), Analysis Psalmorum Davidicorum cum amplissimo commentario, in quo non tantum sensus laterales, sed omnes etiam mystici exponuntur, 6 in-f., Лион, 1665–1676, много раз был печатаем; более полезен для проповедников, чем для экзегетов. – 39) Афанасий Кирхер (Kircher), иезуит (1601–1680) Агса Noe, in-f., Амстердам, 1675; Turris Babel, 2 in-f., ib., 1679. – 40) Исаак Ле Майстр (Le Maistre), называемый де Саси (de Sacy, 1613–1684), La Saints Bible, en latin et en frangais, avec des explications du sens litteral et du sens spirituel, Paris, 1672, и следующие годы, 32 in-8°; 1789–1804, 12 in-8°. 737 – 41) Иоанн Сильвейра (Sylveira), кармелит (1638–1687), Comment, in Evang. et Act. Apost., Лион, 1645 (компиляция). – 42) Юлий Бартолоччи (Bartolocci), цистертинец (1613–1687), Bibliotheca magna rabbinica de scriptoribus et scriptis hebraicis, по-еврейски и по-латыни, в алфавитном порядке, 4 in-f., Рим, 1675–1693, труд полный эрудиции, но немного многоречивый. Том IV был опубликован учеником его Имбонати, фельянтинцем, который прибавил к нему 5-й том: Bibliothecà latinohebraica, in-f., 1694, трактующий o писателях, которые занимались изучением евреев. – 43) Боссюэт (1627–1704), L’Apocalypse avec une explication, in-8°, 1689; Libri Psalmorum et cantica cum notis, in-8°, Париж, 1690; Libri Salomonis, Proverbia, Ecclesiastes, Canticum canticorum, Sapientia, Ecelesiasticus, in-8°, ib., 1693 (примечания Боссюэта, в особенности в Псалмах, кратки, ясны, основательны и достойны этого великого человека); Explication de la prophetie d’Isaie sur l’enfantement de la Saints Vierge et du Psaume XXI sur la Passion et le delaissement de N.-S., in-4°, 1704; Instruction sur la version du N.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Глава 67. Является ответом на царский вопрос 14 «О несудимых грамотах». Подтвердив ст. 59 Судебника 1497 года и ст. 91 Судебника 1550 года о подведомственности духовенства, церковного и монашеского причта и всех патронируемых Церковью людей церковному суду, Стоглав вместе с тем уточнял положения указанных статей в направлении ограничения юрисдикции кормленщиков, сосредоточения в руках государственных судебных органов наиболее важных дел и установления контроля за ведением этих дел со стороны губного управления. В обеспечение этого проведено более строгое разграничение подсудности между отдельными видами церковного суда, расширены права суда святительского. Ему стали подсудны все настоятели и настоятельницы монастырей. Епископ судит их соборне, т.е. с участием архимандритов и игуменов. Настоятели монастырей совместно с «соборными старцами» судят лиц монашеского звания. Таким образом, были узаконены предъявляемые с конца XV в. требования монастырей об освобождении их от суда десятильников. Суду святительских бояр и десятильников подлежало духовенство, а также миряне по делам о блуде и проч. Глава 75. Надежды царя на нестяжательские настроения участников Стоглавого собора, как видно из содержания этой главы, не оправдались. В ответе четко прозвучал мотив неприкосновенности монастырских владений. Обоснованием данной позиции послужили 12-е и 13-е правила седьмого (Никейского) Вселенского собора, которые под страхом церковных наказаний запрещали отчуждать церковные и монастырские владения. Запрет отчуждения церковных угодий распространялся не только на простых мирян, но и на царя и вельмож. Глава 101. Составлена по окончании работ Собора и присоединена к Стоглаву в качестве дополнительной. Изложенный в ней приговор царя с митрополитом и другими архиереями о вотчинах отразил стремление царя ограничить рост церковных земельных владений. Приговором запрещалось архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя. Земельные вклады на помин души допускались, но при этом оговаривались условие и порядок выкупа родственниками завещателя. Приговор не имел обратной силы. На будущее же устанавливалась санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и возвращение денег продавцу. Аналогичная санкция предусматривалась и в отношении вотчин, завещанных Церкви: они изымались безвозмездно из собственности монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава Х. О суде 27. А будет кто кого чем обесчестит, и за бесчестие чинити указ. Будет боярин, или околничей или думной человек обесчестит словом патриарха, и за патриарше бесчестье боярина и околничего и думного человека по сыску отослати к патриарху головою. 28. А будет боярин, или околничей или думной человек обесчестит словом митрополита или архиепископа или епископа, и за митрополиче, и за архиепископле и епископле бесчестье, боярину и околничему и думному человеку платить митрополиту за бесчестье четыре ста рублев, архиепископу триста рублев, епископу двесте рублев. А будет кому платить нечем, и его за властелинское бесчестье отослать ко власти головою, будет сыщетца допряма. 29. А будет боярин, или околничей, или думной человек обесчестит архимарита или игумена, или иной иноческой чин, и им за бесчестье по суду или по сыску платить бесчестье против государева указу. 30. А будет патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимарита, или игумена, или келаря, или казначея, или иной иноческой чин обесчестит словом столник, или стряпчей, или дворянин московской, или гость, или дьяк, или жилец, или дворянин, или сын боярской городовой, или иноземец, или дворовой человек, а по суду или по сыску сыщется про то допряма, и им за такое бесчестие чинити указ: за патриарха бити батоги, за митрополита посадить в тюрму, за архиепископа и епископа в тюрму же посадить. 31. А будет патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимарита, или игумена, или келаря, или казначея, или иной иноческий чин обесчестит словом гостиной и суконной сотни, или черных сотен и слобод тяглой человек, или стрелец, или казак, или пушкарь, или кто иной, какова чину нибудь, а по суду или по сыску про то сыщется допряма, и им за то чинити указ: за патриарха учинити торговая казнь, да посадить в тюрму на месяц, за митрополита бить батоги, да в тюрму посадить на четыре дни, за архиепископа и епископа бить батоги, да в тюрьму посадить на три дни. 83. А будет митрополит, или архиепископ, или епископ, или архимарит, или игумен, или келарь, или казначей, или рядовые старцы обесчестят словом бояр и околничих и думных людей, или столников, или стряпчих, или дворян московских, или гостей, или дьяков, или жильцов, или дворян, или детей боярских городовых или иных чинов, кого ни буди, а сыщетца про то допряма, и им по сыску тем людем, кого они обесчестят, платить за бесчестья против их окладов, что кому государева денежного жалованья, а гостем и иных чинов людем по указным статьям, как писано ниже сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010