5), Творца и Промыслителя вселенной, Освободителя плененных, всегдашнего Защитника и Покровителя несчастных, угнетенных (ст. 6–9), который один лишь вечно неизменен в Своих обетованиях (ст. 6б) и «будет царствовать в Сионе в род и род» (ст. 10). Отсюда естественное заключение, что Господу единому принадлежит хвала и благодарность за торжествуемое восстановление Иерусалима, равно как и за все те блага, какие получили Иудеи от благоволения царей Персидских в возвращении из плена и благоустроении в своем отечестве. С этой именно мысли и начинает псалмопевец следующий 146-й псалом и развивает ее в прочих четырех псалмах, призывая освобожденного Израиля, новосозданный Иерусалим, а вместе с тем духовный мир и всю неразумную природу к благодарному прославлению Господа: «хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, – хвала подобающая. Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля» 1636 . «Хвали Иерусалим Господа; хвали, Сион, Бога твоего, ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя; утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя» 1637 . «Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих» (148:14). «Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем» 1638 ! Сопоставление создания Иерусалима с собранием изгнанников Израиля в приведенном месте 146-го псалма, особенно в связи его с нераздельным с ним по содержанию псалмом 147-м 1639 , где говорится об укреплении ворот Сиона, не оставляет сомнения в том, что псалмы эти относятся к тому именно созданию Иерусалима, которое происходило вслед за возвращением из плена и состояло в восстановлении стен святого города с их воротами и запорами, т.е. которое совершенно было при Неемии 1640 . С этим временем и событием вполне согласуются и все другие, исчисляемые псалмопевцем благодеяния Господа к боящимся Его, – уврачевание скорбей 1641 , избавления от унижения 1642 , утверждение мира в их пределах и благословение обилием плодов земных 1643 , потому что совершившееся тогда восстановление стен Иерусалима устраняло всего более опечаливавшее возвратившихся из плена, беззащитное, бедственное положение святого города 1644 , возвышало их в глазах соседних языческих народов и тем подавало надежду на упрочение мира в их стране 1645 , и в то же время, сопровождаясь обильным урожаем их полей 1646 , после не раз испытанных в предшествующее время бедствий засухи и бесплодия 1647 , естественно давало псалмопевцу, повод поставлять в непосредственной связи с ним и это благодеяние Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

75 . И Он посылает Павла, когда заимствует слова у Иосифа: Христос дает ему триста золотых монет и пять одежд различного цвета 1634 . Триста золотых монет имеет тот, кто проповедует Крест Христов 1635 , поэтому он говорит: Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Христа Иисуса, и притом распятого (1 Кор. 2. 2). И по заслугам принимает он золото, так как он проповедовал не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа (1 Кор. 2. 4). Павел получает пять одежд, что означает либо наставления в разнообразной мудрости, либо то, что он, не будучи захвачен никакими прельщениями телесных чувств, одерживал победу там, где для других — опасность; ведь он преодолевал все удовольствия плоти исключительным воздержанием и мужеством, ведь его дарования и усердие не притупила никакая телесная немощь, ведь, находясь в теле, он не знал, что у него есть тело. И вот он, будучи восхищен в рай, не зная, в теле или вне тела, слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя было бы пересказать 1636 . Ведь он и на земле не имел земного запаха, как сам он учит, говоря: Ибо мы – Христово благоухание Богу в спасаемых (2 Кор. 2. 15). 76 . Итак, выделяется Павел, и часть его преизобилует; но все же и у прочих проповедников есть своя благодать. Они получают по паре одежды. Какие? Ты не должен особенно недоумевать о них, так как прочитал то, что сказано о Премудрости: Двойные одежды сделала она мужу своему (Притч. 31. 22). Одна таинственная, другая — нравственная 1637 . Но не все апостолы, не все пророки, не все учители, не все чудотворцы, не все имеют дар исцелений, не все говорят языками 1638 . Где различны заслуги, там различны и награды. 77 . И дары заранее посылает он отцу 1639 . Сын почитает Отца, Христос призывает Свой народ обещаниями, призывает дарами. Эти дары переносят те ослы, прежде бесполезные и годные лишь для тяжких трудов, теперь же полезные — они переносят, в соответствии с прообразом, дары Христа, намереваясь переносить в Евангелии щедрого Подателя даров 1640 .

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Suicerus 1638 , Hassius 1639 , Buddeus 1640 , Olearius 1641 , Wolf, Starke 1642  и др., хотят видеть в 5-м стихе не замечание самого Дееписателя от своего лица, а продолжение речи Апостола Павла, так что 4 и 5 стихи по этому объяснению будут иметь такой смысл: св. Павел так говорил Иоанновым ученикам: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, т.е. во Христа Иисуса; услышав это, они (т.е. слушатели Иоанна Крестителя) крестились во имя Господа Иисуса. А дальше: и когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый – это уже речь Дееписателя. Единственным основанием, которое защитники такого понимания 5-го стиха находят в самом тексте, для них служат противительные частицы μν и δ, употребленные в 4 и 5 стихах οννης μν, βπτασεν .. κοσαντες δ, которые будто бы непререкаемо говорят за то, что в этих стихах речь одного лица и об одном и том же предмете. Но прежде всего, одни частицы μν и δ сами по себе еще ничуть не обязывают к такому именно пониманию этих стихов. С одной стороны μν очень часто встречается без последующего δ, с другой стороны, и δ употребляется иногда без предшествующего μν. В Деян.2:37  есть совершенно такой же оборот, что и в рассматриваемом месте, и в нем δ употреблено без предшествующего μν. 36-м стихом во II гл. св. Лука заканчивает речь св. Петра: и так твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли; непосредственно за этим св. Лука делает замечание от своего лица: слышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и пр. После слышав (κοσαντες) здесь стоит частица δ. Но и помимо этого самый контекст речи не допускает такого понимания. Прежде всего, при таком понимании в 4 и 5 стихах получается странная, бесполезная и несогласная с замечаемой в этом отделе (1–7 стт.) сжатостью речи св. Дееписателя, тавтология. В 4-м стихе говорится, что Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, т.е. во Христа Иисуса; то же самое почти читается и в 5 стихе: услышав это, они крестились во Христа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

В ответе на первый из этих вопросов не может быть никаких колебаний, потому что Сам Христос Спаситель истолковал это место в применении к Предтече Своему Иоанну Крестителю «Он – тот, сказал Христос об Иоанне, о котором написано: вот Я посылаю Ангела моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мф.11:10 ; ср. Лк.7:27 ). Это же толкование повторил уже от своего лица и Евангелист Марк, связавши, при том, приводимое место из пророка Малахии с действительно параллельным ему местом из пророка Исаии: «Как написано у пророков: вот Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему 1638 . Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Мк.1:2–4 ). Наконец, и сам Иоанн Креститель, по свидетельству Евангелиста Иоанна, относил к себе параллельное с Мал.3:1 пророчество Исаии 40:3: «я – глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» ( Ин.1:23 ). Новый Завет представляет много и других мест, не оставляющих ни малейшего сомнения в том, что под «вестником Иеговы» у пророка Малахии надо разуметь именно предтечу Мессии. Но все это ясно для нас, которым уже известна тайна воплощения Сына Божия, и которые имеем в Евангелии достовернейшее свидетельство об исполнении всех ветхозаветных пророчеств о Мессии, Его времени и царстве. Несколько ниже мы подробнее остановимся на этом ретроспективном истолковании и применении Малахиина пророчества. Теперь же для нас важно остановиться на вопрос: как должны были понять слова пророка тогдашние его слушатели и читатели, не знавшие еще и не исповедовавшие нашего догмата о боговоплощении? Другими словами, мы должны попытаться изъяснить Мал.3:1 не выходя из рамок чисто ветхозаветного экзегезиса. Это необходимо в тех видах, чтобы никто не имел права упрекнуть нас, что мы отступили от общего правила истолкования всякого историко-литературного памятника из него самого и его условий. Само собою разумеется, что такое толкование отнюдь не исключает христианско-мессианского, а напротив, легко может быть с последним соединено и им пополнено.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в Доме Господнем! 265 Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских. И почил Езекия (54-х лет от роду) с отцами своими 266 , и похоронен был иудеями с великим почетом на лучшем месте между царскими гробницами. Святой мученицы Шушаники (Сусанны), бывшей царевны Грузинской Дочь Грузинского царя, Шушаника жестоко пострадала за веру в Иисуса Христа от нечестивого мужа своего – вероотступника Васкена, владетельного князя Ранского или Карабахского, вассального князя Грузинского царя, – и после нескольких лет разнообразного томления скончалась в 458 году, 17-го октября. Мощи ее были перенесены в Тифлис 28-го августа 586 года и положены в приделе Метехской церкви, что ныне в замке Метехском, с южной стороны алтаря 267 . Память Печерских угодников, почивающих в Феодосиевой пещере В 28 день августа Киевская Лавра совершает память о всех нетленно почивающих в пещере Феодосиевой. Ныне здесь открыто покоятся 46 нетленных мощей угодников Божиих. У Кальнофойского (1638 г.) показано в Феодосиевой пещере 33 святых; а у Гербиния (1674 г.) – 37. Малорусское известие «о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих», говорит о 40 святых. Таким образом время от времени открывались мощи угодников Божиих 268 . Малорусское описание святых, как видно по содержанию его, писано после Гербиниева описания, около 1678 года 269 . Но и после того открыта была пещера с доскою, где покоились мощи священномученика Лукиана. По рукописным святцам Московским указываются в Киевских пещерах и такие угодники, о которых не говорит ни Малорусское известие, ни нынешнее описание пещер. Это означает, что мощи их были когда-то известны, но потом сокрыты переменами времени, как подобное открывается при обзоре мощей, указываемых Кальнофойским и Гербинием 270 . По указанным нами памятникам видим в Феодосиевой пещере: а) Святителей: Илариона Киевского , Амфилохия Владимирского, Феофила Новгородского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наш страх перед Господом – это страх Его огорчить, сделать что-то противное Ему, но не потому, что мы Его ненавидим; а Он, типа, как злодей – ищет повода нас наказать. Мы боимся огорчить Его – Того, Кого мы искренне любим, ибо сказано: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:18-19). Следовательно, слова «а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33) однозначно следует понимать как «а жена да держит сама себя в благоговении и уважении с любовью по отношению в своему мужу, боясь его огорчить», а мужу сказано в этом же стихе: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя». Приведу еще одно место из Священного Писания на эту тему: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы». (Кол. 3:18-19). Фото: tatarstan-mitropolia.ru Духовник благословил… – А почему, на ваш взгляд, вообще становится необходимым давление одного супруга на другого? Ведь в брак вступают любящие друг друга люди, вступают добровольно. Притом это люди, знакомые с христианством, которые знают, что надо уступать, любить, терпеть, смиряться друг перед другом. Зачем давить тогда? – Одна из причин, с которой я столкнулся не так давно – на выезде по программе «Семейный диалог» Православного объединения «Супружеские встречи», который был в ноябре этого года в Алма-Ате – это вступление в брак не по своей воле, а по благословению духовника. Причем, как я понял, там это часто практикуется, или практиковалось раньше… Я был этим шокирован, но боюсь, что с этим явлением можно встретиться не только там. – То есть сам брак – не добровольное решение супругов?! – Да. Духовник говорит: «Ты – выходи за вон того, а ты – женись вот на этой, благословляю!» – и всё. Например, у нас среди участников была пара, где девушка открыто говорила о том, что она всю жизнь любила другого человека и хотела за него замуж, а духовник велел ей выйти за какого-то парня из прихода. Но чуда не произошло, отношения не выстроились.

http://pravmir.ru/ya-ot-tebya-uhozhu/

Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет»: 1628 Феофилакт Болгарский на Лк. 18:1—8. 1629 Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22. 1630 Феофилакт Болгарский на Мк. 5:30—34. 1631 Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22. 1632 Мф. 26:6—7: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову»: 1633 Читая эти слова, написанные Христовым архиереем, вспомним и молитву, читаемую при облачении в епитрахиль: Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священницы Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его, — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс. 132:2). 1634 Феофилакт Болгарский на Ин.1:29. 1635 Феофилакт Болгарский на Ин.1:29. 1636 Феофилакт Болгарский на Ин.1:35—37. 1637 Вопрошание и ответ на него в последовании Таинства Крещения. 1638 « Воскресение Христово видевше » на бдении воскресном. 1639 Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29. 1640 По Вейсману, ποκωρω — отступать, уходить (приставка πο — означает некоторую отдаленность); по-латыни приставка dis — означает движение вниз. Речь, таким образом, идет о том, что беззаконники должны сойти далеко вниз с тех высот, на коих пребывает Христос. 1641 По Вейсману, первое значение глагола — «подводить (под ярмо)», второе — «подчинять, приводить (под власть)», третье — «вести в суд, привлекать к суду, обвинять». Речь по-гречески идет, таким образом, в том числе и об установлении власти над сатаною и суде над ним. По-латыни всё проще: vadeo означает «идти в каком-то направлении». 1642 Νμος — закон; (отрицательная частица) νμος ­ отсутствие закона, отрицание закона. 1643 В молитвах на сон грядущим молитва 8-я. 1644 Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29. 1645 Пс. 118:176: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл»: 1646 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 452 (на Пс. 118:176, с отсылкой на Златоуста и Афанасия). 1647 Величание святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию» 1628 . И еще: «Если кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло» 1629 . Одним речением о новой твари он явственно выразил апостольское правило. Выражение же новая тварь – не что иное, как сказанное сим же апостолом в другом месте: «Чтобы представить ее Себе Церковью славною, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» 1630 . Совершенная чистота от срама, то есть совершенное освобождение от страстей, исполненное божественной силы Духа, неизреченное и таинственное во святыне общение, производимое в сердцах святых, сподобившихся нового, преестественного и духовного наслаждения добродетелями, – вот что есть новая тварь о Христе, как научил апостол. Но и слова: «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом» 1631 , – и: «Празднуем 1632 не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» 1633 , – представляют ту же цель. 4,2 И поскольку мы не имеем достаточных [сил] устоять в борьбе с началами и властями и духами злобы 1634 апостол увещевает нас взять всеоружие Божие, говоря: «Облекитесь в броню правды, обуйте ноги в готовность благовествовать мир, препояшьте чресла истиною, а ко всему 1635 этому взяв щит веры, которым, – говорит он, – возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого», то есть действия нечистых страстей, «и шлем спасения взять, и святой меч духовный, который есть Слово Божие» 1636 , чтобы с исчисленными до того духовными оружиями, высшими нашего естества, возмогли мы «противостать жестоким козням диавольским» 1637 . 4,3 Самый же способ, каким можем приобрести сие, в точности обозначил апостол, сказав: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением» 1638 . Посему и желает всем, говоря: «Благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами» 1639 ; и еще: «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в день Господа нашего Иисуса Христа» 1640 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

У тебя будет это получаться и в дальнейшем, но ни к чему хорошему это не приведет ни для тебя, ни для мужа. Счастливой от этого ты точно не станешь. А поэтому теперь, после грехопадения, когда вы стали смертными – просто даже ради выживания, а также для нормальных отношений между вами и для спасения ваших душ, ты сама должна держать себя ЗА мужем, а не ПЕРЕД мужем. А Адам отныне будет нести ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за тебя». Адаму же Бог сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей…» (Быт. 3:17). Бог поставил перед Адамом вопрос ответственности, как бы говоря: «Даже если согрешила твоя жена, в первую очередь, Я буду спрашивать с тебя. Я даю тебе власть над женой, но это власть с ответственностью. Ты должен ее беречь, если с ней что-то случилось – отвечаешь ты. Именно поэтому ты не обязан всегда руководствоваться волей твоей жены – взвешивай ситуацию, и последнее слово всегда за тобой. Более того, ты отвечаешь не только за жену, но и за весь материальный мир, который был когда-то тебе дан в обладание. Из-за твоего грехопадения проклятие пало на всю землю, теперь будешь питаться от нее со скорбью». Однако, и это важно, в Библии нет заповеди о необходимости силового принуждения жены к страху и подчинению своему мужу. Это должен быть выбор самой женщины, ищущей возможности спасти душу и угодить Богу. Если же брать текст Еф. 5:20-33, который читается в таинстве Венчания – там отношения мужа и жены берутся апостолом Павлом за образец, чтобы проиллюстрировать отношения Христа и Церкви. Поэтому «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:24). Перед этим, в начале 4-й главы, он рассуждает о Церкви как о теле Христовом, состоящем из людей. Давайте задумаемся, как мы с вами – Церковь Христова – боимся Иисуса Христа? Мы что – забираемся под стол при виде Его иконы, и хотим быть от Него как можно дальше? Нет, конечно! А Он – разве нас бьет и заставляет Себя бояться? Нет! Напротив – мы любим Иисуса Христа: Его иконы у нас на почетном месте, мы зажигаем перед ними лампады, свечи и молимся Ему, доверяемся Ему, исповедуемся Ему, любим Его. А Он – «возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).

http://pravmir.ru/ya-ot-tebya-uhozhu/

С. В февр. 1638 г. Павлюк был казнен. В мае 1638 г. восставшие под рук. гетмана Я. Острянина разгромили реестровых казаков под Голтвой и коронные войска под Лубнами. После поражения восстания Острянин вместе с запорожцами ушел на службу в Россию, на Дон. Многие из казаков, оставшихся для переговоров с поляками, были убиты. Карательные меры против казаков были утверждены на сейме; в частности, была принята «Ординация войска Запорожского реестрового», ограничивавшая права реестровых казаков: «Ординацией...» упразднялась должность гетмана, отменялась выборность есаулов и полковников. В авг. 1638 г. З. С. на Базавлуке была разрушена войском польного гетмана М. Потоцкого. З. С. на Микитином Роге находилась в неудобном месте и была легкодоступной со степной стороны, что стало причиной поражения запорожцев здесь в 1638 г. Хотя с этого времени польские власти получили контроль над З. С., с Микитина Рога в 1648 г. началось восстание под предводительством гетмана Б. Хмельницкого , когда гетман и казачья старшина объявили о разрыве отношений с Речью Посполитой и о переходе под власть царя Алексея Михайловича . Непосредственными причинами выступления стали навязанная казачеству в 1638 г. «Ординация...», крайняя степень недовольства правосл. населения Украины внутренней политикой магнатов-католиков и смерть популярного среди реестровых казаков и запорожцев кор. Владислава IV ( Флоря. 2002. 2. С. 50-51). В 1652 г. кошевой атаман Ф. Лютый (Лютай) перенес З. С. на новое место. На р. Чертомлык З. С. приобрела черты гос. формирования. Высшим адм., законодательным и судебным органом Сечи являлась рада. На войсковых радах обсуждались вопросы о заключении мира, о походах, о наказании преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войсковой старшины. Войсковые рады обычно проходили в янв., 1 окт. (на праздник Покрова Пресв. Богородицы - храмовый праздник З. С.) и на 2-й или 3-й день Пасхи. Во главе З. С. стоял кошевой атаман, соединявший военную, адм., судебную, дипломатическую и отчасти церковно-адм.

http://pravenc.ru/text/182605.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010