Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Вологодских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ (Василий; † 12.09.1623 или 1624), прп. (пам. 12 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВИКТОР Семенович Усов (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 8 янв. в Соборе Вологодских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128849.html

Церковь Аствацацин. 1612-1613 гг В 1604-1605 гг. иран. шах Аббас I, стремясь создать «мертвую зону» на пути следования тур. войск, предпринял депортацию населения Вост. Армении, в т. ч. Д., во внутренние провинции Ирана. Жителям Д. были созданы условия для обустройства в пригороде Исфахана, столицы Сефевидов, получившем название Нор-Джуга (Нов. Джульфа, ныне в черте Исфахана). Намереваясь при помощи арм. купечества расширить торговые и политические связи Ирана с др. странами, шах Аббас даровал Нор-Джуге привилегии, равные правам «хассов двора»; в 1617 г. шах аннулировал торговый договор с Англией и передал купцам Нор-Джуги монополию на экспорт иранского шелка-сырца. В 20-х гг. XVII в. население Нор-Джуги превышало 30 тыс. чел., город стал центром торгового капитала Ирана. Жители возвели храм Всеспасителя, отстроили 17 др. церквей, поставили хачкары, открыли школы. Успешно развивались искусства и ремесла (зодчество, живопись, в т. ч. фрески и миниатюры, поэзия ашугов, переписка и художественное украшение книг, огранка драгоценных камней, ковроделие, шелкоткачество, набивка тканей). В 30-х гг. Хачатур Кесараци открыл учебное заведение, к-рое современники называли университетом и где обучали музыке, поэтике, грамматике, философии, естественным наукам. В школе мон-ря Всеспасителя изучали иностранные языки и «коммерческое искусство». При мон-ре была создана б-ка арм. рукописей. В 1638 г. была основана арм. типография, к-рая в 1641 г. напечатала «Жития св. отцов» с цветными маргиналиями. Нор-Джуга стала церковно-адм. центром армян Ирана (кроме Атрпатакана), а затем и Индии. Обладая широким самоуправлением (собственный суд, глава города), арм. колония быстро окрепла, в XVII-XVIII вв. ее представители сосредоточили в своих руках почти всю внешнюю торговлю Ирана от Скандинавии до Японии. В сер. XVII в. была основана «Армянская торговая компания Нор-Джуги», которая заключала договоры с иностранными гос-вами и торговыми компаниями; на арм. купцов зачастую возлагались дипломатические миссии. В 1667 и 1673 гг. они заключили торговые договоры с Россией, давшие им существенные привилегии; за благосклонное отношение к армянам купцы подарили рус. царю Алексею Михайловичу трон, украшенный алмазами, изумрудами и рубинами (хранится в Оружейной палате Московского Кремля). В кон. XVII в. колония пришла в упадок, вызванный экономическим кризисом в Иране, усилившимися религиозными преследованиями. В 1722 г. в результате набегов афганцев Нор-Джуга подверглась разрушениям, значительная часть арм. населения эмигрировала в Индию, Францию, Австрию, Нидерланды, Россию и др. страны. В XIX-XX вв. Нор-Джуга оставалась центром епархии Армянской Церкви (ныне Исфаханская епархия), а также культурным центром армян.

http://pravenc.ru/text/171873.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Алатырской Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви), в г. Алатырь, основан в 1639 г. игум. Ладинского Прилуцкого мон-ря Елисаветой (Летинской) вместе с 52 монахинями, часть к-рых пришла из Киева, и их духовником игум. Мефодием, «изгнанными ляхами». Новодевичьим назван по причине существования в Алатыре др. Николаевского жен. мон-ря, упраздненного в 1764 г. В 1638 г. указом царя Михаила Феодоровича А. К.-Н. м. предоставлено место. В 1639 г. были построены 2 деревянные церкви - Никольская и Покровская. В 1671 г., во время восстания Степана Разина, А. К.-Н. м. сгорел; восстановлен в 1673 г. В 1690 г. вновь сгорел до основания. Из Алатырского во имя Святой Троицы монастыря обители была пожертвована деревянная Троицкая ц. К нач. XIX в. в А. К.-Н. м. находилось 3 каменных храма: трехпрестольный Вознесенский (построен в 1753, в 1872-1874 пристроены приделы: левый во имя вмч. Пантелеимона, правый - свт. Тихона Задонского), двухпрестольный Покровский (1767), надвратный однопрестольный Никольский (1737). Среди почитаемых святынь - икона свт. Николая Чудотворца и Казанская икона Божией Матери, пожертвованные в 1639 и 1640 гг. царем Михаилом Феодоровичем, а также икона Нерукотворного Образа Спасителя, принесенная игум. Елисаветой из Ладинского мон-ря. По штатам 1764 г. обители дан статус необщежительного мон-ря 3-го класса. Мон-рь пользовался благоволением царственных особ. В 1767 г., при игум. Александре, обитель посетила императрица Екатерина II , подарившая напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе (за поднесенные ей проживавшей в мон-ре дворянской девицей Анной Алфимовой, ставшей впосл. игум. Анатолией, переводы на рус. язык «Бесед» Ж. Б. Массийона), в 1799 г. имп. Павел I пожертвовал 30 дес. пахотной земли, имп. Александр I - лесную дачу в 150 дес. В ризнице хранились серебряный позолоченный напрестольный крест - подарок императрицы Марии Феодоровны . В 40-х гг. XIX в., при игум. Иларии, К. И. Невоструев составил опись монастырского архива, содержавшего документы начиная c XVII в. В кон. XIX в. в распоряжении А. К.-Н. м. имелось 226 дес. земли, мельница; в мон-ре проживали игумения, 31 монахиня, 237 послушниц.

http://pravenc.ru/text/64016.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (июнь 1638, с. Усть-Толшемское тотемского у. (ныне с. Красное) - 10 окт. 1673, Тотьма), Христа ради юрод. (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). Житие А. Т. было составлено, видимо, в 1-й трети XVIII в. (самый ранний из известных списков - РНБ. Колоб. 189. Л. 1-8об., 40-е гг. XVIII в.). (Указание Н. П. Барсукова и А. Н. Власова на то, что житие А. Т. написано в 1745 г. ивановским игум. Иосифом, основано на неверном истолковании слов П. М. Строева о том, что один из списков жития написан (т. е. переписан) этим игуменом.) Известно неск. списков жития нач. XIX в.: Вологодский областной краеведческий музей. 4364; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 1225,- эти списки содержат также чудеса, тропарь, кондак и молитву святому. А. Т. родился в крестьянской семье. После смерти родителей, вдохновленный евангельской проповедью, ушел из дома и отправился в солигаличский в честь Воскресения Господня мон-рь , где вскоре получил благословение от игум. Стефана на подвиг безмолствования и юродства. Нек-рое время А. Т. странствовал по святым местам, затем вернулся в Солигалич. После смерти своего наставника игум. Стефана А. Т. ушел в Тотьму и жил при ц. Воскресения Христова, избегая славы от людей. Однажды зимой А. Т. пошел в родное село на праздник св. архидиак. Стефана (27 дек.). По дороге ему встретились сибир. инородцы, кочевавшие по р. Сухоне. Увидев человека, в сильный мороз одетого в рубище и босого, они поняли, что встретились с юродивым, о чудесах к-рого слышали. Предводитель кочевников Ажбакай (в крещении Авраамий) попросил А. Т. исцелить его от болезни глаз, обещая хорошо заплатить. Святой убежал, Ажбакай потер глаза снегом, на к-ром стоял А. Т., и почувствовал, что болезнь прошла. Др. чудо связано с исцелением воеводы М. Г. Ртищева, страдавшего сильной головной болью. Воевода призвал А. Т. в свой дом, приложился по повелению святого к иконе Спасителя и исцелился. В благодарность Ртищев заказал икону Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость», к-рая впосл. находилась в местном ряду иконостаса Воскресенской ц., о чем повествуется в церковной летописи, составленной, по-видимому, в XIX в. А. Т. умер в возрасте 35 лет, пребыв в юродстве 10 лет, и был погребен под колокольней Воскресенской ц. В повествовании об основании Троицкой Дедовской пуст., приводимом еп. Амвросием (Орнатским) , говорится о том, что перед смертью А. Т. предсказал создание Дедовской пуст. пономарю Воскресенской ц. Иоанну Яковлеву.

http://pravenc.ru/text/115330.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). В. С. упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В нек-рых списках «Описания» его имя названо в ряду др. сольвычегодских юродивых - Фомы , Михаила , Иоанна , Иродиона , в разные годы погребенных вне церкви в сольвычегодском Введенском мон-ре (основан в 1565 братьями Строгановыми). Вероятно, В. С. умер позже всех названных святых, поскольку в «Летописце о граде Сольвычегодске» под 1669 г. он еще не упоминается. В иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) память В. С. отмечена под 3 июля, здесь он назван «новым чудотворцем». Имя В. С. включено в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Вологодским еп. (впосл. митрополит) Евгением (Болховитиновым) . Местная канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Ист.: Описание о российских святых. С. 155; Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 18. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; Верюжский. Вологодские святые. С. 693; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 95; Прил. Стб. V; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 92-93; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553, 577; Голубинский. Канонизация святых. С. 349; Летописец о граде Сольвычегодске//Проблемы изучения традиционной культуры Севера (к 500-летию г. Сольвычегодска). Сыктывкар, 1992. С. 31; Попов В. Сольвычегодская старина//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исслед. к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 105; Соскин А. История города Соли Вычегодской/Подгот. текста и коммент. А. Н. Власова. Сыктывкар, 1997. С. 169. А. В. Пигин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/149773.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. АНДРЕЙ Иосифович Дальников († 1920 или 1921), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Николаевич Добрынин (1874-1938), свящ., сщмч. (пам. 8 февр. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Косовский (1878-1920), прот., сщмч. (пам. 3 дек. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ Иванович Гневышев (1872-1941), мч. (пам. 22 февр. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Никитич Мищенко (1893-1938), регент в одном из храмов Харькова, мч. (пам. 12 мая и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_8.html

Яковлевская (Заостровье). Ансамбль церквей Рождества Пресвятой Богородицы и Михаила Архангела. /// Объект утрачен Деревянный архитектурный ансамбль.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно 1623 - 1673. Год утраты:1989 (сгорел) Адрес: Архангельская обл., Виноградовский р-н, с. Заостровье, д. Яковлевская Координаты: 62.52487, 43.66486 Проезд:С а/д Архангельск - Урень свернуть по указателю Заостровье, проехать по селу примерно 1 км, церкви стояли там, где сейчас футбольное поле, слева от дороги. Колокольня стояла посередине. Места алтарей обозначены крестами. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ансамбль представлял собой классический северный тройник, два храма и отдельно стоящая колокольня. Ниже остальных построек по течению Северной Двины стояла шатровая церковь Рождества Богородицы. Она представляла собой высокий восьмерик " от пошвы " с увенчанными бочками сложно-составными прирубами, отчего западная часть выглядела как " восьмерик на четверике " , ей по сути и являясь. С запада имела сложный притвор с галереей и входом под двускатными покрытиями. Современники именовали такую планировку " круглой о двадцати стенах " . Возможно, это позволило Грабарю сравнивать заостровский ансамбль с ансамблем Кижского погоста. Входной портал Богородицкой церкви был украшен традиционной пучужской орнаментальной резьбой. Построена была в 1726-28 гг. на месте первой деревянной церкви 1614 года, скорее всего с использованием ее планировочных форм и строительных элементов. В советский период использовалась для хранения зерна. Далее к югу стояла шатровая колокольня-шестерик(?) постройки 1786 года, она была разобрана в 1930-х годах. Ее колокол, отлитый еще в 1638 году, висел на совхозном хоздворе в качестве рынды. Еще южней стояла шатровая церковь Михаила Архангела 1778 года постройки, типа " восьмерик на четверике " . Алтарный прируб ее был также увенчан бочкой. Ранее на этом месте стояла одноименная церковь 1617 года, сгоревшая в 1772 году. В советское время в церкви был склад сельпо.

http://sobory.ru/article/?object=24300

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТАШКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Располагался в г. Осташкове (Тверская обл.). Предыстория возникновения обители. Осташковский Знаменский мон-рь. Фотография. 2016 г. Фото: М. и В. Архиповы Осташковский Знаменский мон-рь. Фотография. 2016 г. Фото: М. и В. Архиповы В 1-й пол. XVII в. в Осташковских слободах сложился небольшой кружок женщин, желавших посвятить себя иноческой жизни ( Успенский. 1890. С. 4). Поскольку в округе не было жен. мон-ря, то они жили поблизости от приходских храмов слобод, просили подаяния, зарабатывали на жизнь рукоделием. Они носили монашескую одежду, давали обет безбрачия и не употребляли в пищу мяса. Три старицы: Евпраксия Волговская, Фотиния из Трестина и Марина Безногая - упоминаются в синодике Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни 1638 г. как сделавшие вклад на поминовение (Там же. С. 4-5). К 1656 г. таких инокинь было уже 23; при проезде через Осташковские слободы патриарх Никон (Минов) пожаловал каждой из них по «гривне». К 70-м гг. XVII в. численность «монахинь» достигла 30, и они приняли решение организовать в Осташковских слободах жен. мон-рь. 1673-1928 гг. Для основания обители по согласованию с жителями Осташковских слобод была выбрана территория т. н. Старого Струговища, где в XVII в. находились кладбище для погребения «странных» и «убогих» и часовня (именовалась Дальней, Убогий Дом). У осташковских стариц была почитаемая икона Божией Матери «Знамение», к-рой они и решили посвятить обитель. Испросив благословение патриарха Питирима , 4 мая 1673 г. старицы обратились с прошением об устроении мон-ря к царю Алексею Михайловичу (Ист. записка. 1852. С. 4-6). Грамотой от 12 июня 1673 г. осташковскому воеводе И. И. Еврееву царь предписал объявить о своем согласии на устроение обители (Там же. С. 6-8), одновременно благословение дал митр. Сарский и Подонский Павел (Там же. С. 8-10). 25 сент. Евреев отвел старицам под строительство мон-ря землю.

http://pravenc.ru/text/2581651.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА ПЕТЕРБУРГСКАЯ (Лашкина (Лукашёва), Анна Ивановна; г. р. неизв., С.-Петербург - 1.07.1853, там же), юрод. Окончив один из петербургских ин-тов, А. П. готовилась к замужеству, однако ее жених предпочел др. девушку. А. П. разочаровалась в возможности земного счастья, покинула родной город и приняла подвиг юродства; после долгих скитаний вернулась в С.-Петербург. Стараниями некоего архимандрита, к-рому она предрекла епископство, А. П. под вымышленными именем и званием дочери умершего работника медицинского ведомства Ивана Лашкина была определена в богадельню при Большеохтинском кладбище, но вскоре ушла оттуда, будучи не в состоянии вести праздную жизнь богаделки. Одетая в жалкое рубище, с палкой и огромным мешком для подаяний за спиной, А. П. бродила по улицам города, не имея постоянного места жительства. Почти каждый день приходила в Спасо-Сенновский храм на Сенной пл. к утрене или ранней обедне. Обитатели Сенной пл.- торговцы, приказчики, чернорабочие, извозчики - хорошо знали А. П., охотно подавали ей милостыню, знали ее и многие духовные лица. Все полученное подаяние А. П. раздавала бедным, ее подарки считались добрым предзнаменованием. Многие люди видели в блаженной лишь оборванную, ворчливую нищую и относились к ней недоброжелательно. А. П. не гневалась на обидчиков, призывала их впредь не грешить, в противном случае пророчила различные беды, и, если грешник не исправлялся, ее предсказания сбывались. А. П. похоронена на выбранном ею месте Смоленского кладбища при огромном стечении народа. Почитавшие А. П. люди брали землю с ее могилы для исцеления от болезней. В нач. XX в. над могилой блаженной была установлена часовня. Лит.: ЖПодв. Июль. С. 5-16; Раба Божия Анна Ивановна Лашкина, или Лукашёва, почивающая на Смоленском православном кладбище в С.-Петербурге. СПб., 1903; Рахманин Е. Раба Божия Анна, почивающая на православном Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. СПб., 19142. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/115610.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БОСОЙ (Расторгуев Иван Иванович; 1799, г. Зарайск Рязанской губ.- 12.12.1849, Киев), юродивый, подвижник благочестия. Имел жену и дочь. Уже в зрелом возрасте он покинул Зарайск, странствовал по св. местам. В нач. 40-х гг. XIX в. пришел в Киев. На территории одной из усадеб Верхнего города ископал пещерку и затворился в ней, чем привлек внимание не только почитателей, но и полиции. Вскоре переселился в Нов. Строение, проживал в доме капитана Протасова. Носил вериги, зимой и летом ходил босиком, в одном халате из нанки (хлопчатобумажной ткани, как правило буровато-желтого цвета). Обладая даром предвидения, рассказывал посещавшим его паломникам о предстоящих событиях. Собирал милостыню, к-рую затем отдавал для оказания помощи странникам и нищим. В сборе пожертвований от богатых горожан ему содействовали киевский губернатор И. И. Фундуклей и ректор КДА архим. Димитрий (Муретов) . При помощи благотворителей в 1848 г. снял у причта Андреевской ц. находившийся в ее основании 2-этажный дом, где принимал и кормил до 500 чел. в день, выдавал бедным и странникам одежду и обувь, содержал небольшую больницу и оплачивал работу лекаря. Сам жил здесь же, в большом зале, в к-ром впосл. А. Н. Муравьёв устроил ц. во имя прп. Сергия Радонежского. Был похоронен на Щекавицком кладбище, могила не сохранилась. В июне 1850 г. по указу имп. Николая I богадельня И. Расторгуева была закрыта в связи с доносом о том, что в ней укрываются беглые крепостные (см.: Макаров А. Н. Малая энциклопедия киевской старины. К., 2002. С. 100-101; О н же. Киевская старина в лицах. XIX в. К., 2005. С. 790-791). Воспоминания о подвижнике в 60-х гг. XIX в. напечатал В. И. Аскоченский в ж. «Домашняя беседа». В 1873 г. иером. Евстратий (Голованский) издал в Киеве кн. «Игум. Вонифатий, основатель и строитель скита Феофании, принадлежащего к Киево-Златоверхо-Михайловскому монастырю, и наставник его Иван Босой, удивительный человек, юродивый». К. К. Крайний Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/469836.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010