27) Максим Тотемский священник (18 янв.) † 1650 г. 70 . 28) Андрей Тотемский (10 окт.) род. 1638 г. † 1673 г. в вологодских пределах в селении Усть-Тотемском. Проф. Голубинский говорит, что он умер в 1674 г. 71 . 29) Иона монах Пешношского монастыря Московск. губ., Дмитровск. уезда подвизался во второй половине XVII в. † 1737 г. в лесу и найден охотниками чрез несколько месяцев после смерти совершенно нетленным. О его подвигах было писано в светской литературе, напр. в «Маяке» за 1845 г. т. VI и в Московских губернских ведомостях за тот же год. Последний из юродивых не канонизован. У Преосв. Сергия, архим. Леонида, у Савваитова, Барсукова, Толстого, Поселянина, Кайдалова и др. упоминается еще до 26 юродивых, сведения о которых находятся в рукописных святцах местных монастырей и церквей, но они не канонизованы. Все исторические сведения из жизни поименованных св. юродивых, строго проверенные критикой, вошли в состав нашего сочинения в качестве фактических данных, подтверждающих известное нравственное положение. Чтобы определить значение и смысл самого названия, какое св. церковь прилагает к поименованным угодникам Божиим, необходимо название «юродивый» рассмотреть в связи с другими наименованиями, составляющими принадлежность каждого юродивого и помещающимися в их житиях. В самых повествованиях св. юродивые – монахи именуются преподобными, мирские именуются праведными и блаженными. Конечно, св. церковь , усвояя св. юродивым различные наименования, выражающие их свойства и добродетели, кроме прославления их, имеет целью еще и то, чтобы возбудить в сердцах всех членов церкви благочестивую ревность к достижению той славы, какую заслужили пред Богом св. юродивые. «Мужества святых, говорит св. Димитрий Ростовский , ими же, Богу помогающу, крепце противу плотских вожделений ратоваша, памятствовати потребно быти разумеем, яко образ добродетельного их жития разумеюще, себе самих возбуждаем к тех подражанию» 72 . Сообразно этому св. намерению не бесполезно вникнуть в смысл и значение тех наименований, какие св. церковь усвояет св. юродивым. Все юродивые именуются святыми. Если производить слово святой – γιος от греческих же слов: отрицательной частицы а и γ – земля, то оно будет означать такого человека, который живет жизнью не земною, а небесною, т. е. который не прилепляется ни к чему земному, порочному, а всем существом своим постоянно стремится от земли горе – к Богу, и для которого земля есть не более, как место изгнания, истинное же отечество его на небе (Филип. Ill, 20). Русское слово святой можно производить от славянских слов: свыше и ятый, т. е. такой человек, который жизнью своею показывает, что он стоит выше всего земного, принадлежит к горнему миру, и который делами своими возвышается над прочими земнородными. Еврейское слово кадош означает отделенного, избранного из всех и назначенного на служение истинному Богу 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алатырский Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь основан в 1639 г. игуменией Ладинского Прилуцкого монастыря Елисаветой вместе с 52 монахинями. Новодевичьим назван по причине существования в Алатыре другого Николаевского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. В 1638 г. были построены две деревянные церкви - Никольская и Покровская. В 1671 г., во время восстания Степана Разина, Алатырский Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь сгорел, восстановлен в 1673 г. В 1690 г. вновь сгорел до основания. К началу XIX в. в Алатырском Киево-Николаевском Новодевичьем женском монастыре находились три каменных храма - трехпрестольный Вознесенский, построенный в 1753 г., двухпрестольный Покровский, 1767 г. постройки, надвратный однопрестольный Никольский, построенный в 1737 г. Монастырь пользовался благоволением царственных особ. В 1767 г., при игуменье Александре, обитель посетила императрица Екатерина II, подарившая напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе. В 1799 г. император Павел I пожертвовал 30 десятин пахотной земли, император Александр I - лесную дачу в 150 десятин. В ризнице хранились серебряный позолоченный напрестольный крест - подарок императрицы Марии Феодоровны. В 40-х г.г. XIX в. была составлена опись монастырского архива, содержавшая документы начиная c XVII в. В конце XIX в. в распоряжении Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего женского монастыря имелось 226 десятин земли, мельница, в монастыре проживали игумения, 31 монахиня, 237 послушниц. Алатырский Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь закрыт в 1919 г. 11 июля 1993 г. передан Чебоксарской и Чувашской епархии Русской православной церкви. К началу 2000 г. восстановлены Вознесенский, Покровский храмы, отстроена Никольская надвратная церковь. Возвращен исторический облик всем трем монастырским храмам - надвратному храму Николая Чудотворца, Вознесенскому храму, церкви Покрова Пресвятой Богородицы с пристроенным приделом. Осенью 2012 г. была воссоздана колокольня. В результате масштабных ремонтно-реставрационных работ восстановлено здание богадельни.

http://sobory.ru/article/?object=06996

На Кунцевском кладбище, возле которого расположен храм, похоронены видные музыканты, актёры, писатели и других знаменитые люди. Мне хочется отметить могилу видного архитектора-реставратора Александра Викторовича Ополовникова, всю свою жизнь отдавший спасению памятников русского деревянного зодчества. В его послужном списке 62 спасённых и реставрированных объекта, находящихся от Карелии до Якутии. Среди них 18 храмов, 12 часовен и 3 отдельно стоящие колокольни. Благодаря его обмерам, уже после смерти зодчего, была воссоздана близ Санкт-Петербурга, в посёлке Невский Парклесхоз, Покровская церковь Вытегорского погоста, сгоревшая в 1963 году. Могила А. В. Ополовникова находится у юго-западной стены Кунцевского кладбища, в 450 м к юго-западу от церкви Спаса Нерукотворного Образа. На его могиле по проекту В. С. Рахманова построено деревянное надгробие по образцу древнерусских надмогильных памятников. Но лучший памятник он воздвиг себе сам - это спасённые и отреставрированные шедевры деревянного зодчества Русского Севера. Думается, что на его родине, в селе Подноволоки Милославского района Рязанской области, на месте разрушенной в 1950-х гг. деревянной Никольской церкви, необходимо построить деревянный храм Александра Невского (в честь его небесного покровителя) по одному из проектов прославленного зодчего. Найти могилу и поклониться А. В. Ополовникову довольно просто: по центральной аллеи кладбища идти до конца, у противоположной ограды кладбища свернуть налево и через 60 м - могила зодчего. Манухино, Оксеново тож, в начале XVII ст. деревня Московского уезда, Сетунского стана, принадлежало Лариону Сумину. По писцовым книгам 1627 г. значится: «за Воином и Петром Тимофеевыми детьми Пушкиными в поместье деревня Манухина, а в ней двор помещиков, а в нем живут деловые люди 3 человека». После Воина Пушкина это поместье в 1638 г. досталось его сыну Никите, которому оно было продано потом из Поместного приказа в вотчину; в 1673 г. по смерти Никиты Пушкина перешло к его племянникам Петру и Федору Пушкиным, которые в том же году продали деревню Манухину Артемону Сергеевичу Матвееву.

http://sobory.ru/article/?object=03278

27. Митрофан хирот. 1586; в мае 1589 возведён в архиепископа; † 1598. 106 28. Варлаам хирот. в июле 1598; † 17 февр. 1601. 29. Игнатий , Грек, приехал в Москву 1595, архиепископ Кипрский, с 1602, а 30 июня 1605 возведён в патриарха Всероссийского. 30. Феодорит в авг. 1605 хирот. из архим. Рязанского Спасского монастыря; † 10 сент. 1617. 31. Иосиф хирот. 10 янв. 1619, из иеромонахов Свияжского Богородицкого монастыря; конечно сменён патриархом Филаретом. (Упом. в Москве в окт. 1622). 32. Антоний [на соборе в сент. и дек. 1620 не был Рязанским владыкой] 5 мая 107 1621 хирот. из игум. Псково-Печерских; † 15 февр. 1637. 33. Моисей хирот. 10 янв. 1638, из иноков Троицкой Сергиевой Лавры (был протопоп Московского Благовещенского собора); † 15 февр. 1651. 34. Мисаил хирот. 13 апр. 1651 (из иеромонахов Деревяницкого монастыря, ризничих митрополита Новгородского); 19 апр. 1655 (в четверг святой недели) убит в Шацком уезде мордвой. IV. Митрополиты Рязанские и Муромские 35. Иларион в 1657 (упом. в июле) хирот. из архим. Нижегородского Печерского монастыря; с 13 июня 1669 митрополит; † 6 июня 1673. 36. Иосиф хирот. 9 авг. 1674 из архим. Новоспасских; † 21 сент. 1681. 37. Павол Моравский в нояб. 1681 перев. из Суздаля; † 4 сент. 1686. 38. Авраамий хирот. 9 янв. 1687 из архим. Спасо-Андрониевских; в мар. 1700, за старостью, уволен; † 27 февр. 1708, в Москве. 39. Стефан Яворский хирот. 7 апр. 1700, из игум. Киево-Николаевского монастыря; с 16 дек. 1701 блюститель патриаршего «престола», а с 1721 Св. Синода президент; † 27 нояб. 1722. V. Епископы Рязанские и Муромские 40. Сильверст Холмский , митрополит Тверской, 3 февр. 1723 перев. епископом, а в авг. 1725 – в Казань архиепископом. 41. Гавриил Бужинский 14 июля определён, хирот. 30 окт. 1726 из архим. Троицкой Сергиевой Лавры; † 27 апр. 1731. Погребён в Заиконоспасском мнтре. 42. Лаврентий Горка в июле 1731 перев. из Устюга, а 26 сент. 1733 – в Вятку. 43. Алексий Титов , архиепископ, 26 сент. 1733 перев. из Вятки; † 17 сент. 1750. 44. Димитрий Сеченов (епископ Нижегородский, живший с 1748 на покое) определён 21 июня 1752, а 22 окт. 1757 перев. в Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероятно, почитание Л. С. в связи с распятием Христа и Страстными реликвиями повлияло на распространение его имени среди монашества. О достаточно ранней традиции использования его имени свидетельствует изображение «игумена Лонгина» как ктитора в мозаиках триумфальной арки собора в честь Преображения Господня в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (30-е гг. VI в.); известен серб. писатель, иконописец, мон. Лонгин (2-я пол. XVI в.). В средневековом искусстве Зап. Европы также были известны образы Л. С. в сцене «Распятия Господня» и его мученичества, особенно часто на миниатюрах. Уникальная мраморная статуя Л. С. с копьем в руке помещена в сев.-вост. нише средокрестья собора св. Петра в Ватикане (1629-1638, Дж. Л. Бернини). Посвящение храмов Л. С. могло быть связано с почитанием иерусалимских святынь или частей Гроба Господня, напр., ротонда X-XII вв., возведенная в Рибничке (ныне в черте Праги). В древнерус. произведениях изобразительного искусства образ Л. С. встречается в композиции «Распятие Господне» в различных техниках и формах. Изображения на фресках и иконах как из праздничного чина, так и из местного ряда иконостаса восходят в деталях к визант. образцам палеологовского времени. Возможно появление дополнительных фигур, как на иконе-пяднице «Распятие» годуновской школы (кон. XVI в., ГТГ), где за спиной Л. С. изображен воин с тростью и губкой ( Лихачев Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания. СПб., 1906. Ч. 1. Табл. 137. 244; ИРИ. Т. 6. С. 321; Там же. Т. 3. С. 579; Антонова, Мнёва. Т. 2. С. 156. 550). При Распятии Л. С. представлен на отдельных пластинах рядом с ап. Иоанном Богословом на Киликиевском кресте из Спасо-Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ, резьба по кости, пластины 1-й пол. XVI в.); в составе композиции «Не рыдай Мене, Мати» на иконах XVII-XVIII вв. С развитием в XVIII-XIX вв. круглой пластики и рельефной резьбы для оформления иконостасов образ Л. С. мог быть исполнен в виде отдельно стоящей статуи или рельефа в антикизирующих барочных доспехах и шлеме, с копьем. Алый плащ, белый плат, открывающий курчавые волосы Л. С., поднятая вверх указующая правая рука узнаваемы на иконах «Распятия Господня» работы изографов Оружейной палаты (1673, мастер Г. Т. Зиновьев, Покровская ц. в Братцеве, ныне в ГТГ) и их подражателей на периферии - икона Распятия со сценами Рождества Христова и Богоявления (1-я треть XVIII в., ГМИР).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Ист.: Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. Приб. С. 18; Описание о российских святых. С. 155; Летописец о граде Сольвычегодске//Проблемы изучения традиц. культуры Севера: (К 500-летию г. Сольвычегодска). Сыктывкар, 1992. С. 31; Соскин А. И. История города Соли Вычегодской/Подгот. текста и коммент.: А. Н. Власов. Сыктывкар, 1997. С. 169; Житие бывшаго в городе Соли Вычегодской юродиваго Иоанна Самсоновича// Власов А. Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI-XVIII вв: Тексты и исслед. СПб., 2011. С. 358. Лит.: Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова. М., 1874. С. 61; Верюжский И. П., свящ. Ист. сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 693; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 370; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 92-93; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 567, 577; Голубинский. Канонизация святых. С. 362; Попов В. Сольвычегодская старина/Подгот.: А. Н. Власов, Ю. В. Савельев//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исслед. к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 105. А. В. Пигин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак

http://pravenc.ru/text/2563618.html

Антония, и проч. АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж. 3 класса, в губернском городе Архангельске, на берегу реки Двины; состоит под управлением архимандрита. Он основан в XII веке св. Иоанном, первым архиепископом Новгородским, сначала против нынешнего Кафедрального городского собора; начальство в нем было игуменское. На этом месте обитель сия существовала более 450 лет и имела церкви: 1) Соб. Архистратига Михаила, с приделом великомученика Мины; 2) Илии Пророка, теплую, и 3) Покрова Богородицы, теплую же. Тут она претерпела в XV веке нападение Норвежцев, которые приплыв в лодках, разграбили монастырь, сожгли церкви и умертвили иноков. В 1637 году случился в городе Архангельске пожар, от которого и эта обитель сгорела, и в 1638 вновь основана на урочище Нячеры, в 2 1/2 верст. от прежнего места, где и теперь находится. – Ныне здесь две каменные церкви: 1) Соб. двухэтажная, построенная в 1685 г.; в ней престолы: вверху Архангела Михаила, освященный Архиепископом Афанасиев 17 сентября 1700, а внизу два престола: Покрова Богородицы и Великомученика Мины, освященные первый в 1744, а второй в 1713 году. 2) Грузинской Богородицы, над вратами; освящена 1 ноября 1705 Архиепископом Сильвестром. Колокольня сооружена каменная, вместо прежней деревянной, в 1744 году. – Архимандрия в сей обители учреждена в начале XVIII века. Название сего монастыря перешло и на самый город Архангельск, основанный вокруг обители в 1584 году, сперва под именем Новохолмогорска. НИКОЛАЕВСКИЙ-КОРЕЛЬСКИЙ, муж. 3 класса, в 34 верстах от Архангельска, близ Белого моря, на устье Двины; состоит под управлением игумена. Основан около 1418 года знаменитой посадницей Новгородской, Марфой Борецкой, на том месте, где утонули дети ее, Антон и Феликс, ездившие для осмотра своих вотчин. Марфа, грамотой своей, утвердила за обителью разные недвижимые имения, луга, тони, соловарницы. В XV же веке монастырь сей был разорен Норвежцами, причем сожжены церкви и иноки побиты. – Ныне здесь три церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, построена сначала Марфою над гробами сыновей ее, а потом, по обветшании, заложена новая 1670, и освящена в 1673 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Федор Васильевич Волынский, князь, московский дворянин в 1618–1635 гг., окольничий с 1635 г. Григорий Агеевич Кафтырев, выборный дворянин по Костроме в 1611/12–1632 гг., московский дворянин в 1632–1644/45 гг. Протасий Тимофеевич Лачинов, московский дворянин в 1624/25–1639 гг. Никита Тимофеевич Кудрин, в иночестве Никандр († 1633 г.), московский дворянин в 1618–1632/33 гг. Михаил Дементьевич Кафтырев († 1689 г.), стольник. Кормовое поминовение по нему совершалось 24 мая (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 37). Константин Дементьевич Кафтырев, стольник в 1686–1692 гг. Дементий (Диомид) Васильевич Кафтырев († 1647 г.), московский дворянин в 1627/28–1645 гг. Кормовое поминовение по нему совершалось 7 февраля и 17 августа (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 25, 47). Матвей Васильевич Кафтырев († 1660/61 или 1651 гг.), московский дворянин. Кормовое поминовение по нему («корм большой») совершалось 22 июня (Там же. С. 41). Иван Матвеевич Кафтырев, стольник в 1682–1687/88 гг. Никита Васильевич Кафтырев, в иночестве Антоний († около 1674 г.), московский дворянин. Кормовое поминовение («корм большой») совершалось 12 сентября и 17 марта, а по его жене Агафье 18 декабря и 5 февраля, по жене Евдокии 1 марта (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 2, 17, 24, 28, 30). Андрей Васильевич Кафтырев, московский дворянин в 1631–1645 гг., отставлен от службы в 1652/53 г. Яков Васильевич Кафтырев († 1673 г.), московский дворянин. Кормовое поминовение («корм большой») по нему совершался 23 октября и 19 июня, по его жене Стефаниде 11 ноября, 6 и 30 апреля, по жене Анастасии 24 апреля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 8, 12, 31, 33, 41). Иван (Иосиф) Васильевич Кафтырев, московский дворянин в 1637–1645 гг. Кормовое поминовение по нему («корм большой») совершалось 26 декабря и 24 апреля (Там же. С. 18). Доска, цка – часть оклада на икону, книгу. Харитон Агеевич Курдюк Кафтырев, московский дворянин в 1618–1637/38 гг., принял монашеский постриг в 1638 г. Мирон Васильевич Волынский, в иночестве Мисаил († 1643 г.). Кормовое поминовение («корм большой») по нему совершалось 10 декабря и 17 августа (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 15).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Жировицкий Ирмологион. 1649 г. (НБУВ ИР. Ф. 1. 3367. Fol. 14) Жировицкий Ирмологион. 1649 г. (НБУВ ИР. Ф. 1. 3367. Fol. 14) Начиная с 20-40-х гг. XVII в. широкое распространение получили новые песенные напевы херувимской, исполнявшиеся наряду с традиц. репертуаром (известны по укр. Ирмологионам XVII - нач. XIX в. из правосл. мон-рей). В этих кратких мелодиях заметны отсутствие связей с интонационным строем знаменного распева, влияние европ. песенности, четко выраженная мажорная или минорная ладовая основа, симметрия в расположении попевок. В связи с краткостью напева текст херувимской распевался в куплетной форме, по строкам. Новые напевы херувимской, подтекстованные только 1-й строкой, часто выписаны циклами по 8, 15 или более образцов, из к-рых многие сходны между собой. Рядом с таким циклом выписывался также канонический, мелодически развернутый напев херувимской, к-рый мог помещаться в сборнике с названиями «супрасльский», «киевский», «старожитный» и др. или без наименования. Можно предположить, что этот многораспевный комплекс был необходим в монастырском богослужении, где краткие «новые» напевы предназначались для вседневных будничных литургий, а торжественный традиц. напев - для воскресных и праздничных. Песенные напевы близки по стилю мелодизму ранних партесных концертов и считаются одним из его истоков. Партесная обработка песенной херувимской содержится в Супрасльском Ирмологионе 1638-1639 гг. (4 голоса выписаны последовательно), она напоминает песни из протестант. канционалов. В Ирмологионе иером. Тарасия (базилианские мон-ри, до 1643) мелодичность напева подчеркнута названием «  ». Общность певч. материала говорит о том, что укр. и белорус. Ирмологионы составляли единую традицию муз. книжности Юго-Зап. Руси. Правосл. переписчики, покидавшие белорус. земли вслед. сложного конфессионального положения, составляли в Москве и С.-Петербурге Ирмологионы юго-зап. образца, репертуар к-рых дополнен российскими напевами. Так, в Ирмологионе иером. Гавриила Аранесовича, «полочанина, постриженца Черниговского», есть напевы «белорусский», «кутеинский», «простый», «московский», «болгарский» (Саввин Сторожевский мон-рь, 1673 - РГБ. Ф. 205. 248). В анонимном Ирмологионе сер. 50-х гг. XVIII в. содержатся «киевский», «острожский», «московский», «смоленский», «печерский», «симоновский», «польский», «кутеинский», «болгарский», «греческий» напевы; в др. сборниках - «невский», «жуковский». С первых лет книжной справы сер. XVII в. по приказу Патриарха Никона в Московскую Русь привозили белорус. и укр. книги, приезжали знатоки церковного пения. Первый из датированных нотолинейных Ирмологионов, известных в Москве, был переписан свящ. Тимофеем Куликовичем в Белом Ковеле при братской ц. Рождества св. Иоанна Предтечи (Оршанское воеводство - ГИМ. Син. певч. 1368, 1652 г.); наряду с др. сборниками Юго-Зап. Руси он использовался в Воскресенском Новоиерусалимском истринском мон-ре .

http://pravenc.ru/text/77856.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). В. С. упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В нек-рых списках «Описания» его имя названо в ряду др. сольвычегодских юродивых - Фомы , Михаила , Иоанна , Иродиона , в разные годы погребенных вне церкви в сольвычегодском Введенском мон-ре (основан в 1565 братьями Строгановыми). Вероятно, В. С. умер позже всех названных святых, поскольку в «Летописце о граде Сольвычегодске» под 1669 г. он еще не упоминается. В иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) память В. С. отмечена под 3 июля, здесь он назван «новым чудотворцем». Имя В. С. включено в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Вологодским еп. (впосл. митрополит) Евгением (Болховитиновым) . Местная канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Ист.: Описание о российских святых. С. 155; Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 18. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; Верюжский. Вологодские святые. С. 693; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 95; Прил. Стб. V; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 92-93; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553, 577; Голубинский. Канонизация святых. С. 349; Летописец о граде Сольвычегодске//Проблемы изучения традиционной культуры Севера (к 500-летию г. Сольвычегодска). Сыктывкар, 1992. С. 31; Попов В. Сольвычегодская старина//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исслед. к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 105; Соскин А. История города Соли Вычегодской/Подгот. текста и коммент. А. Н. Власова. Сыктывкар, 1997. С. 169. А. В. Пигин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/149773.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010