Содержание Предисловие I. Сношения Российской Церкви с Восточною в княжение Иоанна III и Василия IV II. Сношения с Востоком при царе Иоанне Васильевиче III. О признании царского достоинства Иоанна Васильевича Патриаршим собором в Царьграде IV. Сношения с Востоком при царе Феодоре Иоанновиче Учреждение Патриаршества в России. Пришествие Патриарха Иеремии Пришествие Митрополита Тырновского Дионисия Милостыня царская Востоку V. Сношения с Востоком при царе Борисе Годунове VI. Пришествие Патриарха Феофана Иерусалимского Сношения России с Востоком Часть II. Сношения Российской Церкви с Восточною в царствие Михаила Феодоровича Сношения с Патриархами, Вселенским Кириллом и Иерусалимским Феофаном 1627 1628 1629 1630 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 Смятения после Патриарха Кирилла. Сношения с его преемниками 1640 1641 1642 1643 1644 1645 Воцарение Алексея Михайловича     Предисловие Если извлечь из церковных и гражданских актов Государственного Архива в Москве все то, что относится до наших духовных и политических сношений с Востоком, со времени падения Царяграда, то здесь откроется обширное поле для любознательности православных. Сыны Церкви Российской, которая заимствовала духовное просвещение из лона Греческой, с утешением увидят, что они уже отчасти заплатили сыновний долг страждущей своей матери на Востоке. По неисповедимым путям Божиим, мы освободились от двухвекового ига неверных в ту самую эпоху, когда Греки подпали столь же тяжкому игу, и конечно не без тайного Промысла произошло такое событие, по видимому как бы случайное: в свое время суждено было Греческой Церкви утешать и подкреплять Российскую в годину ее бедствий, и в свою очередь священная сия обязанность перешла к отечественной нашей Церкви, дабы таким образом, по слову Апостольскому, нося взаимно тяготы одна другой, исполнить тем закон Христов ( Гал. 6:2 ), и засвидетельствовать пред лицом вселенной взаимную, неразрывную связь. Чтобы изложить, хотя в кратком очерке, все наши сношения с Востоком в течение четырех веков, надобно написать целые книги, потому что, начиная от Uoahha III (собирателя Руси, как его называли в летописях) и до новейших времен, представляется множество таковых актов; в особенности обильно ими царствование первых двух Государей дома Романовых, и наипаче благочестивого Царя Алексия Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Предлогом споров у нас, говорит Григорий Богослов 1630 , Св. Троица, а истинной причиной – невероятная вражда. Любопрительность и любоначалие (епископов) выше всякого описания» 1631 . Одни из нас (епископов) состязаются за св. престолы, восстают друг против друга, поражаются и поражают бесчисленными бедствиями. Это неукротимые воители, они возглашают мне: мир, и хвалятся кровью. О если бы Божие правосудие Поразило их геоской болезнью и за седалища терпели казнь на своих седалищах. (1цар. 5, 9) 1632 . Председательство – говорит он в надробном слове Василию 1633 приобретается не добродетелью, но происками. Престолы занимаются не достойнейшими, но сильнейшими. Председатель церкви удобно выискивается, не трудившись, не готовившись к сану, едва посеян, как уже и вырос, подобно исполинам в басне. В первый день производим мы во святые и велим быть мудрыми тем, которые ничему не учились и кроме одного произволения ничего у себя не имеют, восходя в степень... Надменный председательствует, поднимает брань против лучших себя, без трепета восходит на престол, не ужасается, видя воздержанного внизу. Напротив того думает, что, получив могущество, стал он и премудрее» 1634 . Здесь имеется в виду предшественник Василия Великого Евсевий, епископ Кесарии каппадокийской. «Он, читаем дальше, был в подозрении у города за смятение, происшедшее при возведении его на кафедру, так как и сан предстоятеля им был получен не столько законно и согласно с правилами, сколько насильственно» 1635 . Евсевий кесарийский , впрочем, не составлял исключения. Напротив, скорее можно думать, что честолюбие было общим пороком епископов того времени. Решив отказаться от константинопольской кафедры, вот что Григорий пишет Филагрию 1636 . «Утомился я в борьбе с завистью и священными епископами, которые нарушают общее единомыслие и дело веры ставят ниже частных распрей: поэтому решился, по пословице, не давать больше хода корме». А вот какими словами характеризует он почтенных отцов II вселенского собора. «Эти предстоятели и учители народов, податели Духа, с высоты престолов осиявающие спасительным учением и непрестанно среди церквей широко вещательным гласом проповедающие всем мир, с таким ожесточением восставали друг на друга, что с грозными восклицаниями собирая себе споборников, обвиняя других, сами подвергаясь обвинениям, предаваясь сильным движениям, перебегая с места на место, расхищая, что только удалось захватить прежде других, в страсти к любоначалию и единоначалию (как и какими словами опишу это), расторгли уже целую вселенную» 1637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Эти светлые шары встречаются и в других местах храма. Вот как это описывает журналист Николай Кокухин: «– В прошлом году я была на Голгофе, – говорит моя собеседница, – и видела, как по стене катился Благодатный огонь. – Что значит «катился»? – Ну, такой светлый огненный шар медленно сползал по стене, и не было сил оторвать от него глаз». Звуковые явления Изредка встречаются упоминания о звуковых явлениях, предваряющих схождение Благодатного огня, при этом они встречаются как в исторических, так и в современных свидетельствах. Свидетели в большинстве случаев специально отмечают, что гром появляется при ясной погоде. В «Житии и хождении в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637)» рассказывается: «А митрополит у той часовни у дверей и зрит на Деисус, прямо к востоку, и вверх на небо смотрит, где проломана маковица, и хвалу Богу воздающе со умилением и со слезами, ожидая милости Божией; а молился 2 часа. И как пробило 11 часов, и над маковицею тоя великия церкви с небес возгреме гром трикраты, и греки и арапы начата велегласно глаголати: агиос, агиос, агиос, а по нашему есть: свят, свят, свят Господь Саваоф, и они начата креститися...» Упоминание о громе есть и в свидетельстве о событиях XVI века в «Сказании о странствии пострижника Святыя Горы Афонския инока Парфения»: «...День был чистый и красный. Патриарх сидел к правой стране. Вдруг ударил гром, и на левой стране средняя колонна мраморная треснула, и из трещины вышел Огнь пламенем». Случается подобное и в наше время. Настоятель Спасо-Преображенской церкви села Бронница и духовник Новгородской епархии архимандрит Иларион пишет: «Вместе со священнослужителями из России (в количестве 16 человек) я находился всю оставшуюся часть ночи... в алтаре храма Воскресения Христова... И вот утром Великой субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем как на улице было ясно и солнечно. Продолжались они в течение трёх часов (до двенадцати)».

http://pravoslavie.ru/30102.html

Восточнослав. буквари отличаются от предшествовавших им южнослав. большой и сложно организованной учебной частью. Обязательные составные части восточнослав. старопечатного букваря определились уже в первом букваре Ивана Фёдорова (1574): 1) алфавит (в прямом и обратном порядке в строку, иногда - вертикальными столбцами сверху вниз); 2) расположенные в алфавитном порядке слоги, вначале обычно двухбуквенные, затем трехбуквенные; 3) грамматический и орфографический материал: образцы спряжений или склонений, сведения об ударении и надстрочных знаках, иногда о знаках препинания; перечни слов, к-рые должны писаться под титлом; 4) азбучный акростих («Азбука толковая о Христе», или «Христова азбука», нач.: «Аз есмь всему миру свет»); 5) текстовая часть, включающая молитвы, Символ веры, отрывки из Свящ. Писания, катехизические тексты. В нек-рых Б. ц. я. (М., 1634, 1637, 1657, 1664, 1679, 1694) есть раздел («Число церковное», «Числа»), раскрывающий числовое значение церковнослав. букв. Материалы в Б. ц. я.- буквы, слоги, грамматические примеры, богословские сентенции - располагаются в алфавитном порядке. Эволюция восточнослав. букваря предстает как его структурно-тематическое усложнение. Расширялась грамматическая часть. Напр., в букваре 1657 г. в разделах «Просодия верхняя, или ударение гласа» и «Строчная препинания» кратко излагаются соответствующие разделы грамматики Мелетия (Смотрицкого) 1619 г. В ряде букварей в разделы о «просодии» включаются терминологические словарики, объясняющие названия ударений и знаков препинания. Ф. П. Поликарпов-Орлов ввел в свой букварь 1701 г. начальную фонетическую классификацию - «О разделении писмен славенских въкратце по грамматице». Симеон Полоцкий. Букварь языка славенска. М., 1679. Титульный лист Симеон Полоцкий. Букварь языка славенска. М., 1679. Титульный лист Усложнялась и текстовая часть Б. ц. я. В 3-й букварь Ивана Фёдорова (1578-1580), в анонимный букварь «Сиа книжка словенская, рекомая Грамматика» (Острог, 1598), в печатные буквари В.

http://pravenc.ru/text/153609.html

Каменный собор, просуществовавший с 1634 по 1837 г.,- заметный памятник архитектуры 1-й пол. XVII в. В кн. «Продолжение хронографа 1617 года» он упоминается среди наиболее значимых построек времени царствования Михаила Феодоровича наряду с Казанским собором на Красной пл., Филаретовой колокольней, надстройкой Спасской башни, Теремным дворцом, оградами Новоспасского и Симонова мон-рей. В XX в. одни исследователи считали собор 3-шатровым, подобно Богородице-Рождественской ц. в Путинках, другие - 2-шатровым; были версии, согласно которым внутреннее пространство храма цельное, поперечно ориентированное; нек-рые считали его составленным из 2 отдельных шатровых церквей, соединенных общей стеной. Выдвигалась даже версия о том, что 3-й центральный шатер был разобран. Ясность внесло открытие О. Г. Ким, обнаружившей чертежи А. И. Строганова, содержащие план и юж. фасад соборного комплекса, выполненные ок. 1836 г. при подготовке к строительству храма Христа Спасителя (РГАДА. Ф. 1239. Оп. 57. Д. 125; Ким, Рябов. 2008. С. 463-466). Храмовый комплекс состоял из 2 равновеликих церквей с четвериками, слегка вытянутыми по оси «запад-восток». Преображенский собор располагался севернее, равновеликая ему придельная Алексиевская ц.- южнее. Оба храма имели по одной полукруглой апсиде и были увенчаны шатрами на восьмериковых основаниях. Окна граней восьмериков были круглыми, основания шатров украшали 2 ряда декоративных полукруглых кокошников, грани были прорезаны одним ярусом люкарн - «слуховых окон». Уточнить, было ли внутреннее пространство храмов отсечено сомкнутым сводом, как в близких по времени строительства храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637) в Троице-Сергиевом мон-ре и Успенской ц. (кон. 1630-х) в угличском во имя святителя Алексия, митрополита Московского, монастыре , не представляется возможным, однако наличие люкарн в гранях шатра свидетельствует о наличии внутреннего свода, отсекавшего шатер. Согласно монастырской описи 1824 г., в Преображенском соборе иконостас был высоким, 5-ярусным, а в Алексиевской ц.- одноярусным, однако высота четвериков (ок. 7 м) допускает размещение 5-ярусного иконостаса даже при наличии сомкнутого свода, отсекающего шатер.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Ф. Бурцова (М., 1634, 1637) была включена апология слав. письма - трактат Храбра Черноризца «О писменех» под заглавием «Сказание, како состави святыи Кирил Философ азбуку по языку словенску и книги преведе от греческих на словенскии язык» (кон. IX в.). Увеличивается число катехизических текстов: в хрестоматийной части Б. ц. я. приводятся 10 заповедей ВЗ, 6 совершенств и 9 блаженств НЗ, 4 добродетели евангельские и проч. Начиная с виленского издания 1621 г. мн. Б. ц. я. включают отрывки из ветхозаветных книг (Притчи Соломоновы, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Кн. Товит и др.), из посланий ап. Павла, расширяется состав молитв. В московском букваре 1657 г. и в ряде последующих публикуется Катехизис Стефана Зизания («Изложение о православной вере, кратким вопрошением и отвещанием, удобнейшаго ради познания детям христианским») из «Науки по чтению и разумению писма словесного» (Вильно, 1596). В связи с реформами Патриарха Никона в букваре 1657 г. появляется статья о перстосложении при крестном знамении и архиерейском благословении «Како достоит архиерею или священнику благословляти христиан», состоящая из ответов Никону К-польского Патриарха Паисия , к-рые были помещены в Скрижали (М., 1656). Симеон Полоцкий включил в свой букварь 1679 г. молебен перед началом учения «Чин благословения отроков во училище учитися священным писаниям идущим» и «Стословец» К-польского Патриарха Геннадия («Святого Геннадия, Патриарха Константинопольского, о вере»). «Стословец» вошел также в «Большой букварь» 1696 г. Кариона Истомина. Симеон Полоцкий. Букварь языка славенска. М., 1679. Оборот титульного листа. и предисловие (РГБ) Симеон Полоцкий. Букварь языка славенска. М., 1679. Оборот титульного листа. и предисловие (РГБ) Начиная с издания 1664 г. в московских букварях печатаются восходящие к польск. и юго-западнорус. источникам образцы торжественных речей, посвященных праздникам либо адресованных родителям учеников и благодетелям (напр., «приветства» в букваре Симеона Полоцкого 1679 г.: «К родителю», «К благодетелю», «На Богоявление», «На новое лето» и т.

http://pravenc.ru/text/153609.html

Сохранившиеся источники свидетельствуют об энергичных усилиях Предстоятеля Церкви к врачеванию различных недугов среди духовенства. В 1639 году по его благословению в Иосифо-Во­лоц­кий монастырь “под начал” за недостойное поведение был направлен из Брянского Свенского монастыря “строитель Варлаам” 51 . Он же повелел закрыть два скита, основанные старцем Капитоном, за его особое ригористическое направление 52 . В 1547 году в Русской Церкви появились указания о старшинстве некоторых монастырей 53 . Более полно и детальней данный вопрос был разработан при Патриархе Иоасафе, когда в 1635–1637 годах была обнародована “Лествица властем”. Вначале в ней указываются согласно старшинства епархии, а затем монастыри: митрополичьи кафедры – Новгородская, Казанская, Ростовская, Сарская; архиепископские – Вологодская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Астраханская, Сибирская, Псковская; епископская Коломенская; настоятели монастырей архимандриты – Троице-Сергиев, Рождественский во Владимире, Чудовский; игумен Кирилло-Белозерского монастыря и т. д. Всего названо 46 обителей, настоятели которых бывали в Москве на Соборах. Некоторые игумены, согласно составленной “Лествице”, поставлены выше архимандритов 54 . Святейший Патриарх заботился о сибирской пастве, направляя туда “черное” и “белое” духовенство, которого там не хватало. В 1635 году он прислал в Софийский собор в Тобольск “по Новгородцком митрополите Киприяне четырнатцать книг”. Среди них была печатная Библия “острошская”, Толкование на Апостол “печать литовская”, Книга Стоглавник... Книга Просветитель” преподобного Иосифа Волоцкого 55 . Владыка Киприан был первым иерархом на Сибирской земле, Тобольским архиепископом (1620–1624), затем два года занимал Сарскую и Подонскую кафедру и скончался на Новгородской кафедре (1626-†1635). В 1611–1620 годах он был Спасо-Хутынским настоятелем и, несомненно, был знаком с будущим Патриархом Иоасафом I, который был при дворе Новгородского митрополита Исидора. Он же возглавил интронизацию Патриарха Uoacaфa I в 1634 году. Это был духовный писатель, гимнограф, миссионер, администратор 56 . Теперь после его кончины Первосвятитель прислал книжный вклад в Сибирскую епархию, начало которой полагал владыка Киприан. После кончины митрополита Киприана “поставлен бысть Патриархом Иоасафом Новуграду митрополит Авфоний” 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

At the same time there is some evidence that after the fall of Jerusalem in 70 the Jewish Christian apostolate gained considerable influence among the Jews and thus became a greater threat to Pharisaic leaders; this was especially the case because Christians saw the destruction of Jerusalem as a judgment Jesus had foretold ( Mark 13 ; Matt 24; Luke 21). 1631 This makes sense as a setting for the Fourth Gospe1. The Judeans, who are much less positive toward Jesus in this Gospel than are the Galileans, 1632 may represent the heirs of the Jerusalem leaders in Yavneh, which was in Judea. The impression one gets from the Fourth Gospel is that the Johannine community or its allies in Galilee felt repressed by the Judean Pharisees or their allies in Asia (7:13; 9:22; 20:19). After all, the Pharisees represent only part of the opposition in Mark, much more in Matthew, but have become identical with the opposition in John. The Sadducees do not appear in John (the «scribes» appear only in the interpolation of 7:53–8:11, in 8:3). Such a situation of conflict fits what we know of the churches» struggles in at least Smyrna and Philadelphia in Asia Minor (Rev 2:9–10; 3:7–9). 1633 Hostility between Jewish Christians and other Jews apparently had early roots in Ephesus (Acts 19:8–9, 33–34; 21:27–29; for the many Jewish Christians there, 19:9–10, 17), but events in Smyrna and Philadelphia were more recent. Rabbinic sources on the minim, «schismatics,» are not the ideal source for reconstructing the intra-Jewish conflict in this period, but they do resemble the picture we have from some of the Christian sources, and it is important to make use of all the relevant data. 1634 It is extremely doubtful that official dialogue occurred between Jewish Christians and the rabbis at Yavneh. 1635 Although it is not clear that any rabbis became Christians, 1636 rabbinic fear of contamination from heretical ideas intensified. 1637 Nevertheless, both Tannaim and Amoraim appear to have engaged in some serious discussions with the minim, or «heretics.» 1638 Although minuth, «heresy,» was dangerous, some may have suspected value in dialogue, as R.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

В его глазах действия Амвросия были " греховны» и поэтому церковь »обязана обратиться против этого случая, чтобы... зло не распространилось, осудить... присечь новый соблазн« 1630 . Он советовал связаться с вселенским патриархом, который мог запретить в служении и осудить Амвросия 1631 . Когда правительство последовало его совету и обратилось к константинопольскому патриарху, то Филарет же и составил текст обращения. В нем Синод просил патриарха «употребить силу самых священных правил данной от Бога власти... чтобы присечь сей новый соблазн» и»побудить непокорного епископа принести покаяние ...отвергнуть и осудить общение с раскольниками " 1632 . Ничего не подозревая об активности Синода и III отделения, Геронтий и его спутники пробыли в России около трех месяцев, до конца мая. Правда, в последние недели Геронтий заметил, что за ним следят, но счел это обычной, как за всеми видными старообрядцами, слежкой, не придал ей большого значения. 28 мая Геронтий со своими спутниками покинул Москву, но не отъехали они и ста верст, как были арестованы агентами МВД и жандармами 1633 . Вместе с белокриницким настоятелем были задержаны еще семь человек: все время сопровождавший архимандрита австрийский купец И. Миллер, белокриницкий инок Ушаков, киевские купцы Конон и Тимофей Бульшикины, бывшие главными агентами связи Белой Криницы с Россией, две старообрядки-крестьянки, связанные с Рогожским кладбищем, и десятилетний сын одной из них 1634 . Всех немедленно доставили в Петербург, где к их допросу немедленно приступил давний и опытный чиновник МВД действительный статский советник И.П. Липранди. Геронтий и Ушаков заявили, что они буковинские купцы-старообрядцы, а не монахи, и два месяца, до середины августа, с честью выдерживали допрос Липранди 1635 . Липранди сам проникся уважением к своим " клиентам» и отзывался об архимандрите с симпатией: " Физиономия чрезвычайно привлекательная... Голос плавный, рассчитанный... память большая... он мне казался человеком умным, хитрым и, вместе с тем, твердым» 1636 . Липранди устроил своих арестантов с известным комфортом, доставлял им книги. Однажды он даже устроил между Геронтием и своим сослуживцем, выпускником духовной академии Н.И. Надеждиным, богословское состязание, из которого Геронтий вышел победителем " по крайней мере, изобилием приводимых им текстов» 1637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Род Василия Годунова. Помяни Господи Иосифа (Годунов), (жену его) Анну, Василия, (дочь Василия Годунова) Евгению, Ивана (Зубастаго) жену его Анну. Род Сахаровых. Помяни Господи Иоакима, Анну, Тита, Дементия, Матфея, Агафии, Ульяну, млад. Лукиана, млад. Ивана, Василису, Марию, Ивана, Логина, Алисаду, Марфу, Василису, Марью, Дарью, Евдокию, Мавру, Василису, Логина, Марью, Василия, Ивана, Федосию (Иванова). Кончается синодик сей указанием кого и как поминать за всеми службами. Причем опять поименно называются великие князья и цари, начиная с В. кн. Владимира и оканчивая царем Иоанном (IV) и Велик. князьями: Димитрием, Андреем и Михаилом, потом кратко называются митрополиты киевские, московские, начиная с Михаила и оканчивая митр. Филиппом и Кириллом († 1577 г.) а также новгор., начиная с Иоанна и Луки и оканчивая Пименом и Леонидом. На листе пятом от конца обратно письму на поле означено: «Старца Исаии Кириллова монастыря», чем указывается, что синодик сей имеет случайное бытие в Сийском монастыре. Но так как в числе пришедших с препод. Чудотворцем Антонием был один старец по имени Исаия, то можно думать, что сей синодик был составленным в Сийском монастыре и тут послужил образом для многим других. Наконец, можно думать, что по нему молился о усопших и сам Преподобный Антоний. 2 . Вторым из числа Сийских синодиков можно считать синодик, значащийся под 185. Он писан прекрасным уставным письмом XVII века и начинается помянником Великих князей, начиная с Владимира Ярославича и оканчивая царем Михаилом, над которым сделана надпись киноварью: «представися рнг года июля в ї в день». Этим годом приблизительно определяется и время составления синодика, в котором патриарх Иоасаф значится в тексте, а Иосиф на поле. После игумена Антония и рода его (Филиппа, Агрипины, Елевферия и Никифора) значатся игумены обители, начиная с Феогноста и Геласия и оканчивая Ионою и Титом. Об Ионе на поле киноварью замечено: «представися года (1634) Марта в день», а Тит скончался около 1637 года. Иным почерком вписаны потом имена игуменов Игнатия и Киприяна, без соблюдения последовательности. Все это ясно показывает, что синодик сей составлен несомненно в начале XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010