Василий Гогара, родом из Казани, путешествовал в Иерусалим в 1634 году. Он начал свой путь с Астрахани, прошел Тифлис оттуда на Ардаган, Карс, Ерзерум, Севастию и Кесарию. Из Кесарии на Едес, из Едеса на Омидонию (Амиду, нынешний Диарбекир), из Омидонии на Капернаум: с этого места собственно и начинается его описание Палестины. В Иерусалиме он пробыл сперва лишь три дни, и отправился оттуда в Египет, где пробыл 14 недель и к Пасхе возвратился в Иерусалим. Возвратный путь его на родину был на Самарию, Дамаск, Едесу (нынешняя Орфа), Бренчюк, Ербикер (Arabkir), откуда он хотел пробраться, через Персидскую землю, на Вавилон в Грузию, но, услыхав, что Персидское войско идет этим путем на Турок, возвратился к Черному морю в Синяп (Синоп), намереваясь отсюда пробраться в Россию морем, но Греки отсоветовали ему и этот путь, по слухам, что, де, на Русскою землю идет Крымский Царь, «и тебе, де, пограблену быти от них». Тогда наш паломник пошел берегом Чернаго моря (шел ровно шесть дней от Синяпа до Царьграда), обошел (миновал) Царьград и пошел возле Белаго моря (по Азиатскому берегу онаго), и прибыл наконец к Галиполю. Перебравшись здесь на Европейскую сторону, из Галиполя шел на Варну, из Варны на Базарджик, то есть, через Болгарию, 10 дней до Мачина, на берегу Дуная; переправившись под Мачином в Килию, отсюда шел Мутьянскою (Молдавскою) землею 8 дней до пристаней Волошския земли. А Волошскою землею недели с две. И оттуда шел на Литовскую землю, на Каменец-Попольск (Волынь тогда принадлежала еще к Литве), а из Каменца на Бар, а из Бара на Винницу, где, по подозрению местных властей, «просидел 14 недель за Приставом, пока Государь с Москвы грамоту прислал». Когда же освободился, приехал в Киев. В Москву возвратился уже в 7145 (1637) году. Так-то продолжительны и небезопасны были странствия в Палестину еще и в XVII веке. Описание собственно Палестины начинается у Гогары, как замечено выше, с Капернаума, за который, судя по его описанию, он принимаем Сафет: «А прошед Омидонию (Амиду), не дошед Капернаума, идет река из озера Енисейскаго 189 вельми глубока, и через нее сделан мост каменный, из камени большаго. И то, де, строение Иакова, Иосифова отца, прекраснаго. А мост переехав, стоит Капернаум в правой руке, на горе вельми высоко. 190 В Капернауме же никто не ездит, по тому что живут в нем (одни) Жиды. От Капернаума же недалече есть озеро вельми велико, именуемое Тивериадское, о нем же речено бысть во Святом Евангелии. И близ того озера стоит село Петра и Андрея, верховных Апостол, а в нем палаты каменныя, а в тех палатах кладен камень дикий, с известью делано. 191 Из того озера Тивериадскаго течет Иордан река к Иерусалиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Те материальные субстанции, которые привлекаются для объяснения психических явлений и с которыми отождествляется душа, рассматриваются здесь в качестве внутренних состояний самой души, и, таким образом, устанавливается, что у нас нет средств выйти из пределов самосознания и что сводить психические явления к движению материальных сил значит объяснять непосредственно познаваемое более отдаленным и гипотетическим. Блж. Августин указывает коренную ошибку материализма именно в том, что он стремится объяснить более достоверное менее достоверным, несомненное – сомнительным. Третьим предметом самопознания служит объем наших сил. Если деятельность ума и в ней его сущность познаются непосредственно и с достоверностью, не допускающей никакого сомнения, то запас потенциальной энергии души выясняется лишь постепенно путем опыта, и вынесенное из опыта знание никогда не может претендовать на безусловную достоверность 1633 Чтобы определить, к чему он способен и какую работу он может выполнить, ум должен допросить себя не словами, а испытать себя на деле. 1634 Хотя мы непосредственно сознаем деятельность мышления, однако совершенно не знаем наперед, какую задачу мы в состоянии разрешить и какая проблема выше наших сил. Часто, рассказывает блж. Августин, мне казалось, что я отвечу на предложенный вопрос, если хорошенько подумаю, однако думал – и не мог, часто казалось, что не буду в состоянии ответить на него, и, однако, отвечал. 1635 Также мало известна нам сила памяти. Часто возникает уверенность, что мы запомним нужную подробность, но потом оказывается, что она выпала из памяти, и мы раскаиваемся, зачем своевременно не записали ее, а немного спустя она приходит на ум сама собой без всяких усилий с нашей стороны. Блж. Августин иллюстрирует свою мысль примером необычайной памяти своего друга Симплиция. Однажды он предложил Симплицию прочесть предпоследний стих из какой-то книги «Энеиды». Тот ответил на вопрос быстро и уверенно. Заинтересованный этим, блж. Августин продолжал свой опыт, читая стихи из середины различных книг и прося своего друга припомнить предшествующие. Постепенно выяснилось, что Симплиций может прочесть наизусть всю «Энеиду» как в последовательном, так и в обратном порядке. То же было установлено и относительно речей Цицерона. При этом испытуемый поклялся, что ранее произведенного опыта сам он не знал, что память его с такой отчетливостью может воспроизводить заученные литературные произведения. 1636 Не менее сокрыта от нас и сила нашей воли. Когда апостол Петр выразил готовность положить душу свою за Господа ( Ин.13:37 ), то, конечно, действительно хотел пострадать за Христа и не имел намерения обмануть Всевидящего ложным обещанием, но воля его не знала своих собственных сил. Поэтому никто не может сказать заранее, каким искушениям он может противостоять и перед какими воля его окажется бессильной. 1637

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Господь так милосерд, что не гнушается никогда нашею молитвою, но милостиво приемлет всякую и несовершенное в ней Сам исправляет, - только бы мы обращались к Нему искренно и не совсем забывали бы Его. Запись 1634 Нам, проповедникам, надо только помогать действиям Божиим над сердцами человеческими, ловить их готовые расположения к покаянию и усиливать их. Записи 1635-1644 Слово Бога все равно, что Сам Бог. Потому несомненно веруй всякому слову Господа; слово Бога - дело: и твое слово должно быть делом; потому давши слово, непременно его исполни; потому и на молитве слова наши должны быть делом и истиною, а не ложью, не притворством, не лестью. Так и во всей жизни. Запись 1636 Высокое достоинство человека как образа Божия. Почему человек, имеющий живую веру, может творить всякие чудеса и быть, некоторым образом, богом для природы? - Потому что он образ Божий, потому что чрез веру бывает один дух с Господом. Почему Бог послал Сына Своего Спасителем миру и отдал Его на смерть за грехи людей? - Потому что люди образ Божий. Почему такие неизреченные обетования людям, и таких благ, ихже око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдота Кор. 2, 9]? - Потому что они образ Божий. Каково должно быть уважение наше к людям? Какова должна быть надежда христиан? - Друзья Бога моего! - Горняя мудрствуйте [Кол. 3, 2]! Запись 1637 Иисус воззре на Петра, и изшед (Петр) плакася горько [Лк. 22, 61, 62]. И теперь Иисус, когда воззрит на нас, мы горько плачем о грехах своих. Да, слезы наши на молитве значат то, что Господь воззрел на нас всеоживляющим, испытующим сердца и утробы взором Своим. Ах! как иногда запутывается душа наша разными грехами, точно птичка сетями! Исхода не видишь иногда от грехов своих, и мучат они тебя: страшно тоскливо сердцу иногда от них бывает, но воззрит Иисус: и потекут ручьи слез, а со слезами и все сплетение зла в душе в ничто обратится: и плачешь и радуешься, что такая милость тебе вдруг неожиданно послана; а теплота-то какая на сердце, а легко-то как бывает: так бы и улетел тогда к Самому Господу Богу! Благодарю всем сердцем моим Господа, туне очищающего вся беззакония моя! Запись 1638

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ведь не языку и письменам принадлежит природное мое слово, хотя и чрез них я совершаю 1632 произношение его, – но мне, говорящему по природе и чрез то и другое (слово и письмо) произносящему его как мое, природно всегда источаемое из моей разумной души, а посредством моего телесного органа языка, как я сказал, произносимое, когда надо. Итак 1633 , как в нас, насколько позволительно сравнивать (с нами) совершенно несравнимое, посредством телесного языка нашего неизменно проявляется во вне разумная по природе сила души, так и в сверхъестественном 1634 воплощении Бога, чрез всесвятую Его плоть, открывается, без изменения, вседержительное и всетворческое действие целого божества в всем, что бы Он ни совершил божески, причем оно (действие божества) остается вне всякого по природе ограничения, хотя и воссиял чрез плоть, по природе ограниченную 1635 . Ибо по природе нетварное не может ограничиваться тварною природою, хотя бы она и соединилась с Ним 1636 по восприятию, ограничивающему (превышающему) всякий ум, – ни обратиться когда-либо в тожество с Ним природы и природного действия, пока то и другое (божество и человечество) остается в собственной природной неизменности. Ведь только однопродным существам свойственно тождедейственное 1637 движение, указующее на сущность, коей природного силою оно является, так как она (сущность) никоим образом не может быть или стать, не подвергаясь изменению, сущностью иноприродного свойства». Того же, из того же сочинения: 4 XX. «Таинство божеского воплощения познается Апостолами, Пророками и Учителями, как имеющее в себе двоякое и различное во всем созерцание (представление) природное (относительно природ во Христе), являя и совершенное божество и полное человечество. Пока не одним по сущности признается Слово одного действия, дотоле никогда нисколько не будет понятно движение (проявление) обоих (природ) 1638 . Ведь Он, – будучи всегда Богом по природе и пренеограниченным всемогуществом став, как восхотел, человеком безгрешным, – есть то чем был, со всем тем чем мыслится Бог 1639 , – и то, чем стал, есть Он, со всем тем чем мыслится и должен признаваться человек 1640 , всегда оставаясь в том и другом отношении не преставшим быть Собою Самим в тех действиях, кои совершал Он божески и вместе человечески, сохраняя в обоих случаях совершенною Свою природную неизменяемость 1641 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Очертания скругленных углов получают повторение в форме свода, чем достигается пространственное единство и одновременно усиливаются диагональные направления. Аналогичное решение Борромини использует и в одном из поздних произведений - капелле Ре-Маджи в Палаццо-ди-Пропаганда-Фиде (1660-1666). В церкви мон-ря Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (1634-1641, фасад возведен в 1665-1667) Борромини кладет в основание плана овал, усложненный 4 полукруглыми выступами, образующими модифицированный греч. крест, в результате чего обе фигуры «сплавляются» в нечто новое и неразделимое. Конфигурацию плана повторяет колоннада, а также не прерывающийся ни на одном из участков антаблемент. Помещения, расположенные по диагоналям, отмечены колоннами, несущими прямые участки антаблемента и имеющими капители, отличные от тех, что завершают др. колонны. Лежащий в основе плана овал повторяет купол, расчлененный глубокими круглыми, многоугольными и крестообразными кессонами. Пластические элементы благодаря своему расположению и конфигурации заставляют пространство сжиматься и растягиваться, постоянно пребывать в волнообразном движении. То же движение «изгибает» и поверхность фасада (1665-1667), акцентирующего расположение церкви в монастырском комплексе и в городском пространстве. В архитектуре оратория монашеской конгрегации ораториан (1637-1643) Борромини развивает тему, начатую в капелле Сантиссимо-Сакраменто: в интерьере линии, заданные пилястрами, продолжаются на поверхности почти плоского перекрытия в виде лентообразных ребер, вычерчивая почти графический каркас, заключающий пространство оратория. Пятичастный фасад с вогнутой центральной частью архитектор уподобляет человеку, чье тело с раскинутыми для объятий руками «разделено на пять частей: туловище в центре и две руки, каждая из двух частей…» ( Borromini. 1725. P. 11). Наличники окон и главных дверей, равно как и главный фронтон, представляют собой сочиненные Борромини формы сложной геометрии, к-рые получат широкое распространение в позднем барокко XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

А вот с чего начинается Копенгагенский список «Хожения Трифона Коробейникова»: «Сказание государевых послов о святем граде Иерусалиме лета 7092(1584) году. При цари и великом князи Иване Васильевиче всеа Русии и при Московском митрополите Дионисии ходил с Москвы в Царьград, и в Антиохию, и во Александрию, и во Иерусалим от царя с милостынею по царевичи Иване гости Трифон Коробейников да Федор Крестечник да Юрий Стрелец». 19 января 1592 г. царь повелел «Трифону Коробейникову да Михаилу Огаркову ехати со своею государевою заздравною милостиною во Царьгород, и во Александрею, и во Антиохею, и в Ерусолим, и в Синайскую гору»: 5534 золотых угорских, 3 золотых португальских, 8 сороков соболей, «да цки собольи, цки акуньи, сорок куниц, пяте цки бельи хребтовые, черева лисьи». Кроме того, ему поручалось взять у Ивана Кошурина в Константинополе 360 угорских золотых за проданные там «государевы В Иерусалиме, как и в других местах (в Царьграде), Трифон Коробейников и его спутник Михаил Огарков в 1593 г. раздавали щедрую царскую милостыню патриархам, митрополитам, священникам и монастырям . «Хожение Василия Гагары». Казанский торговый человек Василий Яковлевич Гагара, уроженец Плеса, переселившийся, как предположил А. А. Турилов, в относительно спокойную Казань еще в Смутное время, совершил в 1634–1637 гг. по обету паломничество в Палестину, Египет и Синай через Грузию. Тексту «Хожения» хронологически предшествует сказка русского посольства в «Кизылбашскую землю» (Персию) об анонимном паломнике, добравшимся «во святый Еросалим через Грузинское царство». Она дошла в дефектном списке, основана на рассказе «полонеников крестьянские веры крещёныя» и перекликается с «Хожением Василия Гагары». Паломником этим мог быть сам Гагара либо кто-то из его спутников Смерть жены, греховная личная жизнь и неудача в торговом деле подтолкнули его к решению отправиться в такое дальнее и рискованное путешествие. «Хожение Василия Гагары», дошедшее до нас в 19 (К.-Д. Зееман) либо даже в 22 (А. А. Решетова) списках XVII–XVIII вв., среди которых выделяются 3 редакции, носит, в отличие от описаний большинства других паломничеств, ярко выраженный личностный В нем ощущаются черты барочной литературы: «биографичность», интерес к личности автора-повествователя, его самооценке .

http://sedmitza.ru/lib/text/6251265/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТЕЙ БАСАРАБ Матей Басараб с супругой. Ктиторская композиция в ц. Непорочного зачатия в Пунте, Румыния. XVIII в. (?) Матей Басараб с супругой. Ктиторская композиция в ц. Непорочного зачатия в Пунте, Румыния. XVIII в. (?) (Брынковяну) [румын. Matei Basarab] (ок. 1580, Брынковени - 9.04.1654, Тырговиште), господарь Валахии (сент. 1632 - 9 апр. 1654), один из наиболее могущественных и влиятельных валашских правителей; крупный политический деятель, военачальник, покровитель Православной Церкви в Валахии. Происходил из боярского рода Брынковяну, сын боярина Данчу из Брынковени и Станки. В 1608-1627 гг. занимал должность постельничего и пахарника (чашника), в 1628-1630 гг.- великого аги (боярский титул 2-го ранга, обычно губернатор города). Был женат на кнг. Елене, сестре известного книжника Удриште Нэстурела. В авг. 1632 г. возглавил заговор против валашского господаря тур. ставленника Раду Ильяша, отстраненного от престола, и в сент. при военной поддержке Трансильвании и пашей Силистрии и Очакова пришел к власти. В окт. 1632 г. в битве при Обилешти разгромил тур. ставленника Раду Ильяша, в февр. 1633 г. добился офиц. признания своего господарского статуса Портой. Способствовал экономическому развитию страны, укрепил господарскую власть. Во внешней политике поддерживал дружественные отношения с Трансильванией, заключил мирные договоры с Османской империей (1636), Речью Посполитой (1637), Венецией (1639). Имел напряженные отношения с Молдавским княжеством , особенно после вступления на молдавский престол в 1634 г. Лупу Василе , неоднократно пытавшегося захватить валашский престол. Матей Басараб. Марика Брынковяну. Роспись церкви мон-ря Брынковяну. XVII в. Матей Басараб. Марика Брынковяну. Роспись церкви мон-ря Брынковяну. XVII в. В конце правления М. Б. произошло крупное восстание сейменов - военных наемников при господарском дворе, к-рым М. Б. отказывался платить жалованье и к-рых намеревался обложить налогом. Восставшим удалось захватить столицу страны Тырговиште; в сражении у с. Финта М. Б. был тяжело ранен. Был похоронен рядом со своей женой Еленой в господарской церкви в Тырговиште, но после осквернения могил останки супругов были перенесены в мон-рь Арнота , к-рый М. Б. выстроил в 1633-1636 гг. В городах Румынии и Республики Молдова в его честь воздвигнуты памятники, именем М. Б. названы улицы и лицеи.

http://pravenc.ru/text/2562566.html

Действия К. на сейме в защиту православных снискали ему широкое признание и правосл. шляхты, постоянно выбиравшей его послом, и правосл. духовенства. В 1635 г. Виленское братство посвятило К. сборник молитв («Молитвы повседневные»). В посвящении восхвалялось его благочестие и усилия по защите православных на сеймиках и сейме. Такой близкий к Петру (Могиле) человек, как глава Киево-Могилянской коллегии Сильвестр (Косов), посвятил К. изданные в 1635 г. сочинения: «Exegesis, to iest Zdanie sprawy o szkolach kiiowskich i winnickich» и «Paterikon». В посвящении в Патерике К. восхвалялся за то, что добился «удовлетворения русского народа без затруднения дел Речи Посполитой». В Патерике Сильвестр (Косов) утверждал, что предком К. является мудрый человек, спасший в X в. Белгород от захвата печенегами,- «гетман Свентольд». После этого у К. и его родичей появился герб, якобы полученный Свентольдом от киевского князя, а К. в исходивших от него бумагах стал называть себя «Свентольдичем». Власти нуждались в поддержке К. для предотвращения казацких волнений на Украине. Осенью 1634 г. К. вместе с Л. Жолкевским стал членом комиссии, отправленной на Украину, где казаки - участники Смоленской войны требовали внесения себя в реестр. В 1635 г. гетман И. Ф. Сулима разрушил крепость Кодак, поставленную на Днепре, чтобы мешать походам казаков на море. Жолкевский и К. добились того, что «верные» казаки выдали Сулиму, и он был казнен. Деньги для подкупа казакам раздавал К. Когда в следующем году Жолкевский заболел и вскоре умер, К. стал главным лицом на переговорах с казаками. В нач. авг. 1636 г., посетив казацкий лагерь под Ресавой, он прилагал усилия, чтобы не допустить волнений. Он обещал, что войску будет выплачено жалованье, а жалобы на «урядников» будут рассмотрены. По его просьбе митр. Петр (Могила) прислал к казакам 2 игуменов с посланием, в котором просил не начинать восстания, т. к. это приведет к потере казацких «вольностей» и нанесет вред Церкви. Буд. участникам восстания грозило неблагословение митрополита. В таком же духе обращался к казацкому войску К., предлагая казакам адресовать жалобы сейму. В мае 1637 г. К. вместе с Н. Потоцким выехал в казацкий лагерь, чтобы выплатить войску часть обещанных денег. Комиссары сумели, выдав жалованье, провести запись 7 тыс. казаков в реестр и принять от них присягу.

http://pravenc.ru/text/1841129.html

1634 «Некими пиршествами» он называет такие пиры, о которых говорится в Евангелии, – когда откормленный телец и прочее уготовляется для блудного сына. 1635 «Нарушить обещания» он здесь говорит, имея в виду, что некоторые пророчества на первый взгляд не кажутся сбывшимися, как, например, – представляя из многого малое, – сказанное Иакову: «Будь господином брата твоего» (ср. Быт.27:29 ), а также – что касается пребывания царствия в семени Давида, что по видимости явно не сбылось; по внимательном же рассмотрении это вовсе не так. Что касается Иакова, то это исполнилось во власти его потомков, и в восхождении ко Христу, равно как и обещанное Аврааму относительно обладания землею и благословения народов. А что говорится о Давиде – все ко Христу возводится. Подобным образом – и сказанное по видимости о Соломоне в 44 псалме. Такого рода толковательные объяснения со свойственным им разнообразием он называет «многообразными выдумками», – не как обманом уводящие от истины, но как мудро обнаруживающие искомое. 1636 Он говорит об «условных знаках», несущих в себе символический смысл, имея в виду, что понимать их надо применительно к истине, которую образ содержит и изображение непосредственно передает; говорит, что они не самостоятельная форма, но маска и приблизительное обозначение более глубоких умозрений и представлений. Говорит это потому, что образы и символы не ради них самих как тайные знаки были придуманы, но из–за недостойных, – чтобы доступное им не показалось заслуживающим презрения. 1637 Он объясняет само присутствующее в Писании неизреченное мистическое предание, называя его символическим, потому что оно выражено в пророчествах через символы, но и – совершительным, потому что в символах оно передает совершение таинств посредством священнического предания. Он говорит, что это неизреченное, или символическое, соплетено с выразимым в слове, то есть, что в том, что говорится, символу доверяется и невыразимое, или же таинственное. Ибо в символе сокрыто истинное и не предназначенное для общего пользования, как в законной пасхе – истинная, о которой говорится: «Наша пасха – за нас принесен в жертву Христос» ( 1Кор.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

417 А среди рукописей Хлудовской библиотеки есть служебник самого начала XVII века (1602–1603) скорописью; в нем слово и огнем написано уже в строку. (см. Опис. рук. и кат. печ. Хлуд. стр. 274). 418 Только в служебнике со словами: «Ты убо человеколюбче царю» указано соединять действия троекратного юлагословления воды рукою. 419 Впрочем,еще ранее в «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в Московском Успенском Соборе около 1634 г.» погружение свечей указывается также после освящения воды крестом.Там говорится: « и освятит (патриарх) воду крестом, да погружает свечи Государевы и мирские». (Рус.Истор.Библиотека, m.III, стр.47–49). 425 Рукоп. Троицк. Лавр. Биб. 700. л. 206 об.и 297. Указание на потребники с подобными приписками см. выше стр. 226–227. 433 Несмотря на такое справедливое указание наших исправителей, эти молитвы были печатаемы и потомъ во всех служебниках. (см., напр., служебники 1630, 1637, 1640 и 1652 годов). 435 Не есть-ли это молитва, помещенная, действительно, в древнем синодальном требнике 371) под названием: «молитва, внегда начати храмину здати». 436 Рукоп. Тр. Лавр. Биб. 700, л. 211–213. Тут исправители увлеклись исканием соответствия в выражениях. 438 Рук. Тр. Лавр. Биб. 700. л. 181 и об. К сожалению, мы не могли достать старопечатной Цветной Триоди, и потому не могли проверить найденную исправителями неправильность в обоих указанных ими местах. В настоящих же нзданиях Цв. Триоди въ 4-й песни канона пятидесятницы – нет ни одной точки в средине. 440 В нынешних изданиях октоиха богородичен этот читается ближе к тексту старопечатного Октоиха, исправленного Диоонисием. 444 Рук. Троиц. Лавр. Биб. 700, л. 314–315, сн. л. 202–3. Но в настоящих изданияхъ Общей Минеи зто место печатается несколько не так, как его исправили Дионисий и его помощники. А именно – так: „иже по образу соблюдъ невредимо, ум владыку на страсти пагубныя поснически поставив. Во еже по подобию яко мощно возшел еси: (вместо точки, поставленной исправителями, – двоеточие) мужески бо естество понудив, потщался еси худшее покорити лучшему: и (то «и», которое исключили исправители) плоть поработити духу». (Общая Минея, изд. 1811 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010