Вероятно, тогда же казаки отказались поддерживать И., и от него удалось добиться признания status quo. И. вернулся в Киев в 1634 г. и получил Михайловский Златоверхий мон-рь, к-рым управлял до 19 авг. 1635 г., когда он был изгнан оттуда сторонниками Филофея (Кизаревича) - ставленника Петра (Могилы). В 1637 г. И. жаловался, что был вынужден покинуть мон-рь, опасаясь за свою безопасность, чтобы просить защиты у короля. В дек. 1635 г. И. добился от кор. Владислава IV Вазы издания указов, предписывавших митр. Петру примириться с И., а кн. И. Вишневецкому - не отбирать у И. окормляемых им заднепровских мон-рей. В указе кн. Вишневецкому Владислав IV называет И. законным «архиепископом Заднепровским и Северским, от короля поданным» и требует, чтобы в подчинении И. как епископа оставались все мон-ри, духовенство и миряне в заднепровских владениях князя. Однако Петр (Могила), по всей вероятности, не допустил образования Северской епархии. И. управлял заднепровскими монастырями до 1636 г. В марте 1636 г. король направил митрополиту «напоминальный лист», в к-ром требовал вернуть И. Златоверхий мон-рь с имениями, но напоминание не имело последствий. По преданию, И. безуспешно ездил к королю жаловаться на своего противника. В 1637 г. жалобы И. разбирала комиссия во главе с волынским воеводой кн. А. Сангушко-Коширским, но монастырь не был возвращен. В кон. янв. 1637 г. при посредничестве Луцкого и Острожского еп. Афанасия (Пузыны) в его резиденции при луцком Рождество-Богородицком мон-ре в присутствии мн. иноков состоялась встреча И. и Петра (Могилы) с целью примирения. 1 февр. 1637 г. И. подал в Луцкий гродский суд заявление об отказе от к.-л. претензий к митр. Петру. Впосл. И. жаловался, что митрополит угрозами вынудил его пойти на примирение. 24 апр. 1637 г. доверенное лицо И.- православный шляхтич С. Кучмовский внес во Владимирский гродский суд требование И. аннулировать его предыдущее заявление. Позднее И. оставался в оппозиции к Петру (Могиле). После того как племянник митр.

http://pravenc.ru/text/674836.html

Собора 1620 г., 42-я — статья о святительском суде и 46-я — чин на новолетие 1 сентября. Но что важнее, иногда в новых изданиях книг изменялись или совсем отменялись статьи, напечатанные в прежних изданиях. Например, в филаретовском Требнике 1623 г. было сказано: «Аще случится младенца два или три крестити, то коемуждо младенцу особо молитвы глаголати и все последование св. крещения и крестити» (л. 102), а в иоасафовском Требнике 1639 г. напротив, положено: «Аще случится два или три крестити и множае, то глаголем молитвы обще всем, а не особо всякому и все последование св. крещения, точию имя глаголем коемуждо свое» (л. 103). В том же филаретовском Требнике положен особый «чин погребению священническому» (гл. 29), а в Требнике 1639 г. иоасафовском, этот чин отменен как составленный будто бы «от еретика Еремея, попа болгарскаго» (л. 301 об.). Кроме книг, печатавшихся и прежде, при патриархе Иоасафе напечатаны были еще семь книг в первый раз, именно: Азбука (1634, 1637) 142], Анфологион (1637) , Трефолой в четырех книгах по три месяца в каждой (1637–1638) Трефологий с службами собственно русским святым (1637) Потребник иноческий (1639) Святцы (1639) и Житие святителя Николая Чудотворца с службою ему (1640) К числу книг, изданных при этом патриархе, можно отнести и те, которые напечатаны, вероятно, по его же указанию, хотя и после его смерти, до избрания его преемника, именно: Житие святителя Николая с службою ему (1641) , Псалтирь (1641) Часослов (1641) Служебник (1641) Потребник (1642) — и напечатанные в первый раз: Пролог за первую половину церковного года с сентября по март (1641) и книга Маргарит, собрание нескольких Слов святого Иоанна Златоуста с прибавлениями (1641) . Вообще можно сказать, что при патриархе Иоасафе издано книг, судя по числу названий их, не только не меньше, но даже больше, нежели при патриархе Филарете, и это тем замечательнее, что первый патриаршествовал только шесть лет, а последний — четырнадцать. Зависеть это могло частию от того, что некоторые книги при Иоасафе печатались уже с готовых изданий, а не пересматривались, не поверялись предварительно, частию же и от умножения числа книгопечатных станов в Московской типографии, которых при Филарете, например в 1620 г., было семь, а при Иоасафе, в 1640 г., уже двенадцать . Для сличения и исправления книг, приготовлявшихся к печати, требовались старинные рукописи из монастырей, как потребованы были, например, в 1640 г. из Кириллова монастыря Харатейные Прологи и Чети-Минеи. Для выбора новых справщиков потребованы были в 1641 г. из всех русских монастырей в Москву «старцы добрые, и черные попы, и дьяконы житием воздержательны, и крепкожительны, и грамоте горазди», которые должны были явиться в Приказ Большого дворца государеву боярину князю Алексею Михайловичу Львову, заведовавшему и Печатным двором . Из числа трудившихся над изданием книг во дни

http://sedmitza.ru/lib/text/436128/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЦОВ (Бурцев-Протопопов) Василий Федорович († после 1647/48), московский подьячий, типограф, издатель. Судя по прозвищу, происходил из семьи священнослужителей. Первые упоминания о Б. в документах относятся к 1626/27 г., когда он с кн. Р. Волховским описывал Епифанский, Венёвский и Тульский уезды, в 1631/32 г. с И. Загряжским - Соловский у., в 1638 г. имел двор в Москве. С 1632 г. Б. работал на Печатном дворе , руководил постройкой нового печатного отд-ния, а затем и его работой. Задачей этого отд-ния, созданного на средства Патриаршего разрядного приказа, по-видимому, должно было стать обеспечение книгами школы, основанной Патриархом Филаретом . Подтверждением тому являются первые книги, изданные Б.,- Буквари, Псалтири, Часовники (в документах Б. нередко именуется «подьячим азбучного дела», по-видимому он руководил издательским процессом на всех этапах - от составления книги до выпуска ее в свет). После смерти Патриарха Филарета († 1 окт. 1633) Б. отделился от Печатного двора, компенсировав казне расходы по созданию отд-ния. (По поводу статуса его типографии в лит-ре существуют различные мнения - ее считают либо частной (И. В. Починская), либо 2-й гос. (И. В. Поздеева).) Типография Б. успешно функционировала в 1633-1642 гг. и была закрыта с восшествием на Патриарший престол Иосифа . За это время было напечатано не менее 20 изданий: 4 издания Псалтири, 1 - Псалтири с восследованием, 3 издания Часовника, 4 - Букваря, Служебная Минея на сентябрь, Служебник, Апостол, Евангелие учительное, Святцы, Шестоднев, Канонник, Требник,- к-рые характеризуются мн. новаторскими для великорус. книгопечатания чертами. Б. первым в Московском государстве издал буквари церковнослав. языка - в 1634 и 1637 гг.,- в основном следовавшие традиции букварей Ивана Фёдорова . Букварь 1637 г. имеет стихотворное вступление и является 1-м иллюстрированным букварем - на фронтисписе издания помещена гравюра с изображением сцены из школьной жизни, восходящая к польск. первопечатным букварям нач. XVII в. (возможно, через западнорус. посредство). Букварю 1634 г. предшествовало издание 2 азбук, выполненное, вероятно, также Б. (одно форматом в четвертку («полдесть»), др.- в осьмушку («четверть»)). Они упоминаются как распроданные к сент. 1634 г. в деле о продаже изданий Печатного двора ( Поздеева и др. Московский Печатный двор. С. 407). Стоимость этих азбук (соответственно 2 деньги и деньга) указывает на то, что это были малообъемные издания типа позднейших «восьмилисток», содержавшие, очевидно, лишь алфавиты (с разным порядком букв) и слоги. Печатник ввел в московские издания концовки. Канонник 1642 г. стал первой московской книгой, имеющей титульный лист.

http://pravenc.ru/text/153685.html

Например, храм Святого Брендана в Брансепете, где в те годы служил будущий епископ Даремский Джон Козин, приобрел экземпляр Библии короля Иакова лишь в 1634 году . В Лестерском архидиаконском округе новые Библии были не во всех храмах даже в 1632-1633 годах. В Чичестерском архидиаконском округе в 1634 году новой Библии не имели 14% приходов, и церковные власти приказали им исправить это . Храм Святого Стефана в Норидже, несмотря на распоряжения церковных властей, долго отказывался приобретать новый перевод и обзавелся им лишь 1638-1639 годах . Все это наводит на мысль, что введение новой английской Библии (а также отдельные примеры сопротивления этому процессу) следует рассматривать как часть широкой программы преобразований в английской Церкви, предпринятой в 1630-х годах архиепископом Кентерберийским Уильямом Лодом. Однако замыслы Лода охватывали не только Англию, но все Британские острова. При Иакове I Церковь Шотландии (и, вероятно, Церковь Ирландии) продолжали пользоваться Женевской Библией. Однако более поздние сборники канонов Церкви Ирландии (1635) и Церкви Шотландии (1636) прямо требуют от каждого прихода иметь экземпляр Библии короля Иакова. В Эдинбурге новый перевод был впервые напечатан в 1633 году, в честь коронации Карла I, и затем переиздан в 1634 и 1637-1638 годах. По новому переводу приведены апостольские и евангельские чтения, а также Псалтирь в Шотландской Книге общественного богослужения 1637 года. Удивительно, но Библия короля Иакова распространилась в Шотландии лишь после того, как восстание сторонников шотландского Ковенанта уничтожило в стране все следы реформ Лода (включая каноны 1636 года и шотландскую Книгу общественного богослужения) . Медленный процесс закупки новой Библии приходами помогает по-новому взглянуть на историю ее издания до 1640 года. Между 1611 и 1617 годами вышло пять изданий Библии короля Иакова в формате ин-фолио. Затем следует двенадцатилетний перерыв, после которого в период между 1629 и 1640 годами в Лондоне и Кембридже было отпечатано еще восемь изданий .

http://bogoslov.ru/article/6027082

Известен архиерейский состав, который, нужно думать, избрал затем нового Патриарха на Москве. Это были Новгородский митрополит Киприан (1626–1634), Ростовский митрополит Варлаам (1619–1652), Крутицкий митрополит Павел (1626–1636), Вологодский архиепископ Варлаам (1626–1645), Рязанский архиепископ Антоний (1621–1637), Суздальский архиепископ Иосиф (1626–1634), Тверской архиепископ Евфимий (1628–1642), Псковский архиепископ Иоасаф (1627–1634), Коломенский епископ Рафаил (1618–1652) 359 . Патриарх Никон , говоря об особенностях патриаршей интронизации, отмечает, что «Иоасаф Патриарх прежде бывый Псковский архиепископ, второе на Патриаршество от своих митрополит рукоположен» 360 . Интронизация нового Патриарха была совершена в Успенском соборе 6 февраля 1634 года и завершилась традиционным Чином шествия на осляти. В описи архива Посольского приказа хранилась «докладная выписка» о государевом жалованье «на поставленье Иоасафу Патриарху и что он, Патриарх, поднес даров Великому государю и государыне царице и государем царевичем и царевнам» 361 , а также «Столпик, а в нем писан чин поставления Патриарха Иоасафа» 362 . Царь известил восточных Патриархов о кончине своего отца и об избрании ему преемника, называя новоизбранного Патриарха «мужем благоразумным, правдивым, благоговейным и наученным всякой добродетели» 363 . Таким образом, вторым Предстоятелем Русской Церкви после Смутного времени в XVII веке был Святейший Патриарх Иоасаф I. Астраханский архиепископ Пахомий (1641–1656) отмечает, что новый Первосвятитель был поставлен «по изволению царя Михаила Федоровича всея Русии и по благословению Филарета Патриарха, понеже был дворовой сын боярской, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновенен» 364 . Новый Предстоятель Русской Церкви действительно не обладал таким авторитетом, как Патриарх Филарет, и был менее значим в государственных делах. Он уже более не назывался «Великим государем», а только «Великим господином», царь не ставил больше имени Патриарха наряду со своим даже в грамотах по делам церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В нач. 30-х гг. XVII в. в протестант. гос-вах Европы при содействии шведов был осуществлен первый набор полков «нового строя», не имевших еще большого значения для армии, формировавшейся на прежних принципах и состоявшей преимущественно из поместной конницы. В 20-е гг. XVII в. были установлены связи с Киевской митрополичьей кафедрой. Имели место и контакты с запорожским казачеством. В Москве рассчитывали, что казачество выступит на русской стороне во время Смоленской войны, но осуществить эти планы не удалось. После поражения в Смоленской войне 1632-1634 гг. был заключен Поляновский мир 1634 г., по к-рому кор. Владислав IV окончательно отказался от своих претензий на рус. престол. Автограф царя Михаила Феодоровича. 1621 г. (РГАДА. Ф. 135. I отд. Рубр. IV. 32. Л. 2) Автограф царя Михаила Феодоровича. 1621 г. (РГАДА. Ф. 135. I отд. Рубр. IV. 32. Л. 2) Одной из причин неудачи Смоленской войны стали происшедшие в эти годы набеги крымских татар, оказавшиеся успешными в условиях слабой обороны юж. границ. Были приняты серьезные меры для строительства городов на юж. границах, для чего устанавливались новые денежные сборы. В течение 30-х гг. XVII в. были построены 10 новых городов (Козлов (ныне Мичуринск), Тамбов и др.), заново отстроен Орёл, были начаты работы по восстановлению старой засечной черты. Позднее заселение юж. окраин усилилось с уходом на рус. территорию большого количества «черкас» после поражения казацкого восстания 1637-1638 гг. Переселенцам была оказана серьезная помощь для обустройства на новом месте. Несмотря на имевшие место конфликты (подчас достаточно серьезные), значительная часть переселенцев освоилась на новом месте. «Черкасы» вместе с донскими казаками участвовали в захвате и обороне Азова. В нач. 40-х гг. XVII в. был основан еще ряд новых городов, эти действия подготавливали строительство Белгородской засечной черты. Поражение в Смоленской войне привело к ухудшению положения дворянства и посадских людей. В коллективных дворянских челобитных к М. Ф. содержались требования устранить влияние «сильных людей» из числа бояр, приказных судей и думных дьяков, искоренить взятки, сделать суд более справедливым и увеличить срок урочных лет для сыска беглых крестьян. Посады вели борьбу с «беломестцами» - выходцами из других чинов, жившими и торговавшими на посаде, но не платившими посадских податей. Во главе Боярской думы, своеобразного правительства той эпохи, стоял близкий родственник М. Ф., его двоюродный брат кн. И. Б. Черкасский. Ему были поручены Приказ Большой казны, Аптекарский, Стрелецкий и Иноземский приказы. Возобновилась практика созыва Земских соборов, гл. обр. рассматривавших вопросы обороны и взимания чрезвычайных налогов («пятины»). Собор 1642 г. решал вопрос о возможности включения крепости Азов в состав Русского гос-ва в связи с «Азовским сидением» донских казаков в 1637-1642 гг.

http://pravenc.ru/text/МИХАИЛ ...

Уже в 1634 г. привилегированное московское купечество стало добиваться перевода богатых крестьян из патриарших слобод в гостиную и суконную сотни, и правительство пошло навстречу этому предложению. В 1636 г. последовал царский указ о переводе в тяглые слободы ремесленных и торговых людей с подворий духовных учреждений в Кремле и Китай-городе. В нач. 1637 г. дворяне и дети боярские разных городов обратились к царю с челобитной, что из-за судебных привилегий духовных учреждений, имеющих право отвечать на судебные иски лишь 3 раза в году, светские землевладельцы не могут добиться возврата крестьян, бежавших в церковные владения. После этого срок сыска беглых был увеличен с 5 до 9 лет. Весной 1637 г. посадские люди Москвы ходатайствовали о возвращении в посады ушедших в городские владения церковных и светских землевладельцев, посадские старосты подали списки таких людей. В мае 1637 г. последовал царский указ о возвращении в тягло всех людей, вышедших с посада после 1613 г. Во время сыска таких людей понесли существенный ущерб Патриарший дом, Коломенская и Крутицкая митрополия, ряд мон-рей. В 1635 г. И. встречал крестным ходом в Москве останки царя Василия Иоанновича Шуйского, перенесенные из Польши и затем погребенные в кремлевском Архангельском соборе. В 1636 г. патриарх совершил богомольную поездку в Звенигород. 15 окт. того же года И. освятил Казанский собор на Красной пл., воздвигнутый на средства кн. Д. М. Пожарского в память окончания Смутного времени и прославления чудотворной Казанской иконы Божией Матери . Ок. 1636 г. И. составил «Лествицу властем», утвердив порядок старшинства епархий, а также крупнейших мон-рей Русской Церкви, настоятели к-рых бывали в Москве на Соборах (названо 46 мон-рей). Игумены нек-рых обителей в «Лествице...» поставлены выше архимандритов. 10 янв. 1638 г. И. возглавил хиротонию соборного троицкого старца Моисея во архиепископа Рязанского, 31 мая 1640 г.- хиротонию игум. Тихвинского монастыря Герасима во архиепископа Сибирского и Тобольского.

http://pravenc.ru/text/578112.html

В 1630-1632 гг. в Кутеинском Богоявленском монастыре располагалась типография Соболя, перенесенная из Киева. После отъезда Соболя с частью типографского оборудования в Буйничский мон-рь И. в 1632 г. возглавил Кутеинскую типографию, значительно расширенную при поддержке Стеткевича-Заверского (в лит-ре высказывалось мнение, что после отъезда Соболя иноки Богоявленского мон-ря организовали новую типографию, с новым шрифтом и орнаментами; см.: 400 лет русского книгопечатания, 1564-1964. М., 1964. С. 109). В 1634-1654 гг. в кутеинской типографии было напечатано 15 книг. Нек-рые издания снабжены написанными И. предисловиями: «Брашно духовное, сиречь Псалмы» (1639), «Трифологион, или Цветослов» (1647), «Диоптра, албо Зерцало и изображение живота в мире сем человеческаго» (1651), «Лексикон славеноросский, альбо Имен толкование» Памвы (Берынды) (1653; в предисловии И. пишет о необходимости словарей). Также в Кутеино были опубликованы: Новый Завет (1652), «Гистория, альбо Правдивое выписание святого Иоанна Дамаскина о житии святых преподобных отец Варлаама и Иоасафа и наверненю индиян» (1637, в предисловии указано, что книга переведена кутеинскими иноками «заново с греческаго и словенскаго на русский язык»), «Букварь языка славенъска» (1637), «Дидаскалия, альбо Наука… о седми сакраментах» еп. Мстиславского, Оршанского и Могилёвского Сильвестра (Косова) (1637), Псалтирь (1646, с посвящением Стеткевичу-Заверскому) и др. В мон-ре при И. велось и книгописание, ряд рукописей сохранился в собрании Е. Е. Егорова в РГБ. В обители действовало училище, сложились певческо-музыкальная, иконописная, граверная школы, развивались ремесла. По сообщению прмч. Афанасия (Филипповича), с 30-х гг. XVII в. И. (к-рого прмч. Афанасий называет «мужем святолюбивым») поддерживал контакты с русскими властями, регулярно давал рекомендательные письма западнорусским православным священнослужителям и представителям монастырей, ехавшим в Россию для сбора пожертвований. Прмч. Афанасий, направляясь в Москву в февр. 1638 г., в условиях, когда еще сохранялась напряженность на западнорусских землях после недавнего казацкого восстания, вез рекомендательное письмо от И. к кн. П. Трубецкому. Дать Афанасию письмо непосредственно в Москву И. после совещания с братией отказался, вероятно опасаясь преследований от польских властей. В 1648 г. с рекомендательным письмом от И. Москву посетил игум. Бизюкова в честь Воздвижения Креста Господня монастыря Гедеон, предложивший царю Алексею Михайловичу издать подготовленные им книги. Благодаря И. кутеинские мон-ри в 50-х гг. XVII в. получили охранные грамоты от царя. В эти годы некоторые мастера и ремесленники начали покидать Кутеинский Богоявленский мон-рь и переезжать в Москву. В Посольском приказе получал жалованье иконописец «старец Григорьица», вышедший «на вечное житие» в 7159 (1651) г.; его учеником стал вяземский посадский человек Давид, к-рый «писал государево иконное письмо».

http://pravenc.ru/text/578242.html

Болехове, при церкви благообразного Иосифа Ibid. стр. 584. Эта грамота напечатана в Вест. ю.-з. и з. Рос., 1862 г., сент.; в ней епископ выразил мысль, что «братия в бедах благопотребни да бывают, сего бо ради и братия суть и нарекутся». В уставе этого братства постановлено об устройстве обедов для убогих в дни общих братских литургий, и в нем особенно строго проводятся правила, касающиеся братского суда, с наложением разного рода штрафов на провинившихся. Кроме того, братство обязано было давать отчет в расходах епископу, или его посланному. 76 Еп. Львовский Иосиф Шумлянский издал в Куликове, 2 янв. 1670 г., братскую учредительную грамоту для тамошней Богородичной церкви, а также для местного юношеского братства. Ibid, 608. – Обе эти грамоты напечатаны в Вест. ю.-з. и з. Рос., 1862 г., сент.; устав братства содержит в себе правило, чтобы «службы, акафисты часто мевати братские о умирении церкви святой, за пастыра православного и всех труждающихся»; это братство тоже должно было давать отчет о расходах епископу. 77 Еп. Львовский Афанасий Желиборский издал 25 августа 1665 года уставную грамоту для братства св. Параскевы, на Жолковском предградии, Свод. летоп., т. I, стр. 306, 508. 80 Летоп. Львов. брат. под 1637 годом, в грамоте от 11 марта 1637 г. король освобождал братский госпиталь от налогов и повинностей, а также от постоя и подати дом при городской церкви, где Кандида Лягишева, как монахиня, жила вместе с сестрами. См. грамоту короля относительно братской типографии от 30 ноября 1639, в летоп. под 1639 г. – Петрушевич, Свод. галиц. рус. лет., ч. I, стр. 486; Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 540; Летоп. брат. под 1634 годом. 82 Павел Тетеря пожертвовал в братскую церковь мощи св. Меркурия. Адам Кисель был известен своей ревностью к православию; он имел случай заявить гетману Богдану Хмельницкому, что он ненарушимо сохранил веру православную до седых волос и, даст Бог, сохранит её до самой смерти. Летоп. брат. под 1634 годом, и 1646. Памят. Киев. Ком., т. III, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

На рубеже XVI и XVII вв. в К. м. подвизались преподобные Лонгин , Герман и Боголеп , а также прп. Корнилий Кожеезерский. С 1601/02 г. в К. м. полтора года прожил прп. Никодим Кожеезерский, Хозьюгский († 3 июля 1639). Затем в течение 36 лет он пустынножительствовал на р. Хозьюге, но за полтора месяца до кончины вернулся в мон-рь и был погребен в Никольском приделе Богоявленского собора. В 1625 г., при игум. Авраамии, послушником К. м. стал Иоанн Дятлев (впосл. иеромон. Иаков), один из составителей Жития прп. Никодима. Ок. 1602 г. в К. м. поступил прп. Леонид († 1654; впосл. основатель Леонидовой Усть-Недумской пустыни ). В К. м. он подвизался под рук. старца Серапиона и проживал в одной келье с прп. Никодимом, еще не ушедшим на пустынножительство. Св. Леонид в должности келаря неоднократно упоминается в недатированных статьях вкладной книги К. м. вместе с игум. Авраамием (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 111, 198). При настоятеле (1634-1642) игум. Ионе (Ляпунове) 8 июня 1634 г., во время пожара, сгорели оба храма и хозяйственные постройки. Игумен собирал пожертвования на их восстановление. Значительные средства поступали в К. м. из Москвы: от денежных дел мастера старца Герасима, старца Даниила (казначея патриарха Иоасафа), Григория Васильева, давшего «складни, серебром обложены, позолочены со сканию» (1636/37), старца Александра Булатникова, келаря Троице-Сергиева мон-ря, сделавшего кроме книжных вклады «на келью», на церковные сосуды и колокол (1640/41). В годы настоятельства игум. Ионы во вкладной книге записаны пожертвования от соловецких пострижеников старцев Флавиана, Тихона, Даниила (ок. 1639/40), Кирика (1636/37), Ефрема Квашнина (1637/38), Пафнутия, подарившего складни Соловецких чудотворцев, старца Игоря, священноинока Венедикта, анзерского старца Зосимы (1636/37) и др. В 1634 г., при игум. Ионе, в число братии был принят иером. Никон ( Минов; впосл. патриарх Московский и всея Руси). По благословению настоятеля он поселился на пустынном острове Кожозера; помимо молитвенного делания занимался ловлей рыбы для братии. В 1643 г. по просьбе насельников Никон стал игуменом К. м. Его трудами остров был соединен с берегом насыпью - дамбой; в монастыре было 100 насельников.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010