(Л. 185) 205-го марта в день пожаловал в дом Богоявления Господня с Москвы церкви Распятия Христова, что у великого государя вверху , священник Иоанн Иванов, вклад служащиецерковные сосуды серебряные, позлащены местами, весом серебра полтора фунта четыре золотника.     ОР РНБ. ОЛДП. О. 125. Макарий, игумен Костромского Богоявленского монастыря в 1618—1624 гг. Борис Михайлович Салтыков († 1646 г.), боярин в 1613—1625/26 и 1633—1646 гг., в 1624—1633 гг. в опале. Кормовое поминовение («корм большой») совершалось по нему 1 октября и 24 июля, по его жене Евфимии — 18 декабря, а по жене Домнике — 8 января(Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 5, 16—17, 19). Михаил Михайлович Салтыков († 2 октября 1671 г.), окольничий в 1623—1625/26 гг., в опале в 1624—1633 гг., боярин в 1641—1671 гг. Имел второе крестильное имя Исаакий. Кормовое поминовение по нему совершалось 3 октября и 30 мая (Там же. С. 5, 38). Михаил Михайлович Салтыков Кривой, в иночестве Мисаил († 1608 г.), окольничий в 1598—1608 гг. Кормовое поминовение («корм большой») по нему совершалось в монастыре 1 сентября и 25 апреля (Там же. С. 1, 33). Кадило – металлический сосуд на цепочках, используемый для воскурения благовонного состава – ладана. Алтын – денежная единица, с 1654 по 1704 г. монета в три копейки. Описание кадила см.: Баженов И. Костромской Богоявленский Анастасьинский девичий монастырь. С. 37. Екатерина Андреевна Салтыкова, в иночестве Евникея († 1631 г.), дочь А. Т. Михалкова, жена окольничего М. М. Салтыкова. Кормовое поминовение («корм большой») по ней совершалось 24 ноября и 28 декабря (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 13, 18). Потир –священный сосуд (чаша) для вина/Крови Христовой. Деисус – [греч. δησις– моление], образ, в котором разные святые предстательствуют перед Христом за род человеческий. Обычно имеет фризовую композицию, центральное ядро которой– стоящие в молитвенных позах по сторонам от Христа Богоматерь (по правую руку) и св. Иоанн Предтеча (по левую руку). Подписи – надписи на шитой иконе.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Духа (с 20-х гг. XVI в.), Львовским братством (в XVI в.), Луцким братством; частными типографиями иером. Павла (Домжива-Лютковича), Т. А. Вербицкого, С. Соболя. К сер. XVII в. крупнейшей сделалась типография Киево-Печерского мон-ря, основанная в 1616 г. архим. Елисеем (Плетенецким). Ее первым руководителем стал иером. Памва (Берында), а первыми изданиями были Часослов (1617), Служебник (1620), Постная Триодь (1627), переведенная с греческого и отредактированная архим. Елисеем. С 1627 г. в типографии печатались издания, подготовленные Петром (Могилой) , сначала архим. Киево-Печерского мон-ря, затем митр. Киевским. Литургическая деятельность свт. Петра (Могилы) . Книги, издававшиеся при Киевском митр. Петре (Могиле) (1633–1646), сверялись с греческими венецианскими изданиями. Сам митрополит принимал деятельное участие в преобразовании богослужения по греческому (а отчасти и по латинскому) образцу, в его богословских взглядах заметно сильное латинское влияние, проявившееся и в изданных им Служебниках (1629 и 1639) и Требнике (1646), которые пользовались в Юго-Зап. России вплоть до XX в. огромным влиянием. Требник, изданный типографией Киево-Печерского мон-ря в 1646 г., состоит из трех частей: в первой находятся чинопоследования таинств с дополнениями, во второй – чины различных освящений, в третьей – чины молебнов и молитв на разные случаи. Требник содержит 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах православной Церкви не встречавшихся. Хотя сам митрополит утверждал, что они найдены им в различных греческих и славянских источниках, многие из них (чинопоследования освящения богослужебных облачений, колоколов и пр.) являются переработанными переводами латинского Rituale Romanum (Romae, 1615). Ок. 20 последований, не имевших аналогов ни в православных, ни в католических Требниках, вероятно, составлены самим митр. Петром. Помимо новых чинопоследований Требник 1646 г. содержит ряд статей, комментирующих таинства в категориях схоластического богословия: у каждого таинства выделены материя, форма, намерение (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

1320-1321     Исаия   1323-1334     Иоанн XIV Калекас   1334-1347     Исидор   1347-1350     Каллист I   1350-1354, 1355-1363     Филофей Коккин   1354-1355, 1364-1376     Макарий   1376-1379, 1390-1391     Нил Керамевс   1379-1388     Антоний IV   1389-1390, 1391-1397     Каллист II Ксанфопул   1397     Матфей I   1397-1410     Евфимий II   1410-1416     Иосиф II   1416-1439     Митрофан II   1440-1443     Григорий III Мамма   1443-1450     Афанасий II   1450-1453     Геннадий II Схоларий   1453-1456, 1458, 1462-1463     Исидор II Ксанфопул   1456-1457     Софроний I Сиропул   1463-1464     Гehhaдuй  II Схоларий 1464     Иоасаф   1464, 1464-1466     Марк II   1466     Симеон I   1466, 1471-1474, 1481-1486     Дионисий I   1466-1471, 1489-1491     Рафаил I   1475-1476     Максим III   1476-1481     Нифон II   1486-1488, 1497-1498, 1502     Максим IV   1491-1497     Иоаким I   1498-1502, 1504     Пахомий I   1503-1504, 1504-1513     Феолипт I   1513-1522     Иеремия I   1522-1545     Иоанникий I   1546     Дионисий II   1546-1555     Иоасаф II   1555-1565     Митрофан III   1565-1572, 1579-1580     Иеремия II   1572-1579, 1580-1584, 1587-1595     Пахомий II   1584-1585     Феолипт II   1585-1586     Матфей II   1596, 1598-1602, 1603     Гавриил I   1596     Феофан I   1597     Неофит II   1602-1603, 1607-1612     Рафаил II   1603-1607     Тимофей   1612-1620     Кирилл I Лукарис   1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638     Григорий IV   1623     Анфим   1623     Кирилл II Контар   1633, 1635-1636, 1638-1639     Афанасий III Пателар   1634     Неофит III   1636-1637     Парфений I   1639-1644     Парфений II   1644-1646, 1648-1651     Иоанникий II   1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656     Кирилл III   1652, 1654     Паисий I   1652-1653, 1654-1655     Парфений III   1656-1657     Гавриил II   1657     Парфений IV   1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685     Дионисий III   1662-1665     Климент   1667     Мефодий III   1668-1671     Дионисий IV Муселим  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   Каллист II 1396.    Матфей I 1397—1410.    Евфимий II 1410—1416.    Иосиф II 1416—1439.    Митрофан II 1440—1443.    Григорий III Мелиссин 1445—1450.    Афанасий II 1450—1453.    Геннадий II Схоларий 1453—1460.    Исидор II 1460—1465.    Софроний 1 1465 1466.    Иоасаф I 1466—1469.    Марк II 1469-1470.    Симеон I 1470—1473    Дионисий I 1473—1478.    Симеон вторично 1478—1481.    Рафаил I один год.    Максим II 6 лет, 1482—1488.    Нифонт II 1488—1490.    Дионисий I вторично 1490—1493.    Максим 1493—1499.    Нифонт II вторично 1499—1500.    Иоаким I 1500—1504.    Пахомий I 1504—1505.    Иоаким I втор. 1505—1506.    Пахомий I втор. 1506—1511.    Феолепт I 1511—1520.    Иеремия I 1520—1523.    Иоанникий 1, незаконно избранный и скоро низложенный.    Иеремия I втор. 1523—1543.    Дионисий II 1543—1551.    Иоасаф II 1551—1565.    Митрофан III 1565—1572.    Иеремия II 1572—1579.    Митрофан III втор. 1579—1580.    Иеремия II втор. 1580—1584.    Пахомий II 1584—1585.    Феолепт II 1585—1586.    Иеремия II третично 1586—1594.    Матфей II 17—19 дней.    Гавриил I, 5—6 месяцев, † 1595.    Феофан 6—7 месяцев.    Мелетий Александрийский около года.    Матфей II вторично 1596—1600.    Неофит II 1600—1601.    Матфей II третично 15 дней.    Рафаил II 5 12 лет, изгнан 1608 г.    Неофит II вторично 1608—1613.    Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613—1614.    Тимофей II 1614—1621.    Кирилл I Луварис 1621—1623.    Григорий IV 73 дня.    Анфим II 60—70 дней.    Кирилл I втор. 1624—1632.    Кирилл II Контарь 6—7 дней.    Кирилл I третично 1632—1633.    Афанасий III Пателярий 30—40 дней.    Кирилл I в 4 раз 1633—1634.    Афанасий III вторично 1634—1635.    Кирилл II вторично 1635—1636.    Неофит III 1636—1637.    Кирилл I в 5 раз 1637—1638.    Кирилл II в 3 раз 1638—1639.    Парфений I 1639—1644.    Парфений II 1644—1646.    Иоанникий II 1646—1647.    Парфений II вторично 1647—1650.    Иоанникий II втор. 1650—1651.    Кирилл III 20 дней.    Афанасий III в 3 раз 15 дней, († 1654 г. в России, мощи в Лубнах).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Старое Дубовое. Церковь Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты Село Старое-Дубовое было образовано не ранее 1633 года, и называлось вначале - с.Ильинское, затем стало именоваться - с.Дубовое (позже Старое-Дубовое). Основателями села являлись служилые люди (дети боярские) из Ельца, которым были даны поместья в Дубовом в 1633 году. По данным из переписной книги за 1646 год, в 1641 году поселились ещё служилые люди (дети боярские, дети боярские-однодворцы). По сведениям из окладной книги Рязанской митрополии за 1676 год в Дубовом насчитывалось 25 дворов детей боярских, крестьянских - 5 дворов, 7 дворов бобыльских. Всего 38 дворов. Первая церковь деревянная, названная в честь Илии Пророка, была построена,примерно, после 1633 года.При церкви был священник Изот Афанасьев, дьячок Кондратий Васильев, просфорница Евдокия Иванова. Об этом известно из писцовой книги за 1691-93гг. Вторая церковь,также деревянная,была построена между 1701-1705гг. В 1732 году при церкви служил священник Иоанн. В конце 17 века село могло уже выслать значительное количество семейств для поселения на Битюг. В 1746 году в селе насчитывалось 90 дворов однодворцев; в 1800 году - 47 дворов, мужчин - 198, женщин - 215 душ. К селу принадлежали деревня Елецкая-Маланьина, в 1800 году однодворцев - 40 дворов, мужчин - 160, женщин - 120 душ. Деревня Трещевка, 13 дворов однодворцев, мужчин - 42, женщин - 54 души. Обе деревни населены не позднее начала 18 века. Третья церковь построена в 1856 году тщанием прихожан, деревянная на каменном фундаменте с колокольней в одной связи, покрыта железом крыша. Земли 33 десятины. Количество дворов при приходе - 343, мужчин - 1267, женщин - 1207. При церкви имелся общественный,или церковный дом для причта. В 1876 году сделана самостоятельною. Земли пахотной 29 десятин. Прихожан - 1004 двора. Четвёртая, деревянная Ильинская церковь вновь была построена в 1880 году. Строили её всем миром местные мастера-умельцы. Духовенство церкви за 1899г., благочинный, священник - Иоанн Оболенский; священник - Сергей Иванович Соколов; дьякон - Василий Васильевич Некрасов; псаломщик-дьякон Алексей Алексеевич Карманов.

http://sobory.ru/article/?object=17460

25) ГИМ, Синодальное собр., 797 (л. 822—1026 об.) — 1646 г. (Милютинская Минея, сентябрьский том). Милютинские Минеи писались с 18 января 1646 г. по 1654 г., следует предполагать, что работа началась с сентябрьского тома. 26) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 146 (л. 444—636 об.) — вторая четверть XVII в. Филигрань: Гербовый щит под короной, под щитом литеры IB — типа: Дианова и Костюхина, 216 (1633 г.), 218 (1643 г). 27) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 412 (л. 186—224) — сер. XVII в. Текст передан в сокращении, доведен до главы «О проявлении мощеи святаго» и кончается словами: «въ память свою остави–ша, яко же всми зрится». Филигрань: Гербовый щит с лилией, под короной — Дианова и Костюхина, 931 (1646—1654 гг). 28) Научная библиотека Московского университета, 1306 (л. 174—204 об.) — первая половина XVII в. Предисловие отсутствует, далее следуют выписки, доведенные до известия о строительстве Троицкого собора и кончине Даниила и Андрея Рублева. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под розеткой — типа: Дианова («Кувшин»), 87 (1602—1604 гг.). 29) РНБ, Q.I.346 (л. 1—76) — третья четверть XVII в. Отдельные выписки из Пространной редакции. Филиграни: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка PM — Дианова и Костюхина, 329 (1658 г.); Голова шута с 7 бубенцами — Дианова и Костюхина, 457 (1670 г.). 30) БАН, 34.3.4 Лицевая рукопись на 444 листах — кон. XVII в. (копия лицевого списка Троиц./III, 21). Филиграни: Герб Амстердама — Дианова и Костюхина, 135 (1694 г.); Герб Амстердама — Дианова и Костюхина, 139 (1679—1695 гг.). Волоколамский вид Добавлена глава об Исакии Молчальнике (из Пятой Пахомиевской редакции), произведена перестановка глав; в некоторых списках глава об основании Киржачского монастыря заменена текстом Пятой Пахо–миевской редакции. 1) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо–Волоколамского монастыря), 644 (л. 260—407) — вторая половина 20–х годов XVI в. Выделяюются почерки старца Фотия (л. 260—274 об.), Ферапонта Обухова (л. 1—169) и других писцов Иосифо–Волоколамского монастыря.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Василий Семёнович 23) находился осадным воеводою в Новосиле в 1563 году; брат его Матвей Семёнович был воеводою в Торопце в 1580 году, и в Себеже в 1581 году. Ефим Васильевич баим 60), более известный под именем Баима Васильевича, находился при Иоанне Грозном и при Феодоре I думным дворянином и был послом в Польше. Из братьев его, Иван Васильевич старший, по прозвищу губа, находился воеводою в Великих Луках в 1580 году; при осаде этого города польским Королём Стефаном Баторием, взятый в плен на вылазке, изрублен в неприятельском стане; Григорий Васильевич был воеводою в Тетюшах в 1600 году, а Иван Васильевич младший строил в Сибири, в 1598 году, город Верхотурье, и был там первым воеводою; в последствии, в мае 1606 года, он и Григорий Леонтьевич Валуев убили Лже-Дмитрия; Андрей 65) находился воеводою в Таре в 1597 году; в Новгороде- Северском в 1602 году; ясельничим в 1605 году; через несколько месяцев назначен думным дворянином; в 1607 году, в сражении под Путивлем он взят был в плен и умерщвлён по приказанию самозванца Петрушки. Тут же взят в плен и умерщвлён Иван Петрович 80). Сергий Матвеевич 67) принял иноческий образ в Троицко-Сергиевской лавре под именем Серапиона, и прославился мужеством во время знаменитой, шестнадцати-месячной осады лавры поляками (16081610). Прохор-Богдан Борисович 68) дважды ездил послом в Польшу, в 1583 и 1587 годах; был воеводою: в Ельце в 1602 году; на Двине в 1617 году и в Ярославле в 1642 году. Трое Воейковых: Дмитрий, Семён и Александр участвовали в избрании Царя Михаила Феодоровича. Дмитрий Ефимович 142) был воеводою во Пскове с 1633 по 1635 год, а Семён Иванович 150) был воеводою в Томске с 1633 по 1635 год, и в Вязьме с 1644 по 1646 год. Илья Иванович 161) убит при осаде Смоленска в 1634 году. Владимир Иванович 167) был воеводою в Новосиле в 1649 и 1650 годах; Семён Иванович 176) был воеводою в Вязьме в 1664 году; Никита Григорьевич 183) воеводою в Можайске в 1664 году. Семьдесят шесть Воейковых владели населёнными имениями в 1699 году; двое из них убиты под Нарвою: Дмитрий Юрьевич 371) и Дмитрий Васильевич 381), а двенадцать из них были стольниками Петра Великого 239, 261, 279, 282, 283, 311, 313, 349, 351, 374, 379 и 381).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

скошенная трава, так как корень слова „секно " » (Дьяченко. ПЦС. С. 700). Что чиновники московского Успенского собора в данном случае имеют в виду не сено в современном значении этого слова, а свежескошенную траву, это видно из дальнейших слов чиновника: «А стелют сено на царское место и на патриарше, а все сено перетрясают накрепко (на поле: зри) для того, чтобы гад нечистой не объявился» (Голубцов. Чиновники московские. С. 206). «Гад нечистой» может оказаться лишь в свеже-скошенной траве, но не в сене, которое, прежде чем оно высохнет, неоднократно ворошится. 659 Например, Служебник 1602 года. Л. 61 об.; 1627 года – л. 6 об.; 1630 года – л. 6 об.; 1640 года – л. 6 об.; 1646 года – л. 2 об. 663 В течение XVII столетия в Москве вышло семь изданий Типикона. Во всех изданиях имелось в виду установление единообразия в совершении чинопоследо-ваний суточного круга богослужения и служб периода постной и цветной Триоди, а. также установление единого для всей Русской Церкви месяцеслова. При единстве целей издания, однако, ни у высшего священноначалия, ни у справщиков, на которых, как на знатоков богослужения, возлагалась ответственность за доброкачественность издаваемого текста, не существовало единого критерия для определения уставности. Главный справщик первого издания (1610), уставщик Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра) Лонгин в своей работе исходил из богослужебной практики последнего. Многовековая практика этого виднейшего в Московском государстве монастыря, сложившаяся на основе модификации песненных последований устава Великой константинопольской церкви и монастырского Студийско-Алексиевского устава и зафиксированная в монастырских обиходниках, для Лонгина была мерилом уставности. При издании же Типикона в 1633 году патриарх Филарет полагал в основу его рукописные типиконы Иерусалимского устава. В результате предпочтения различных источников справы Типиконы 1610 и 1633 годов оказались во многом противоречащими один другому. 684 Дмитриевский. Богослужение за первые пять веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Основным и наиболее влиятельным документом, отражающим точку зрения Лукариса, является его «Исповедание» (Confessio; греч. версия – 1633), где он признает только два таинства (Крещение и Евхаристию, как и Кальвин) и отвергает пресуществление. Для него реальное присутствие Тела и Крови Христовых существует только в духовном переживании верующих. Он требует причащения мирян от Святой Чаши. Одним из первых противников «Исповедания» Лукариса был униат Иоанн Матфей Кариофил (ок. 1566–1633) с его памфлетом «Осуждение «Исповедания»...» (Censura Confessionis, seu potius perfi ditae calviniense quae nomine Cyrilli patriarchae Constantinopolitani edita circumfertur; Рим, 1631). За ним идет православный автор Георгий Коресий (ок. 1566/1570 – после 1659/1660), который в различных (неизданных) сочинениях выступал против отрицания пресуществления и реального присутствия. Он полемизировал с протестантским проповедником А. Леже и приверженцем Кирилла Лукариса Феофилом Коридалевсом. Коресию вторил его друг Григорий Мирмегузианос (XVII в.). Феофил Коридалевс (ок. 1574–1646), преподаватель аристотелевской философии в патриаршей академии в Константинополе, выступил против «Исповедания» Кирилла Лукариса в проповеди по случаю интронизации патриарха Парфения I (1639) и осудил положительное отношение к «пресуществлению» митр. Петра Могилы , выраженное им в его «Православном исповедании». Трактат Феофила «О пресуществлении» (Πραγματεα περ μετουσισεως) утрачен. В целом Коридалевс отрицательно относился к использованию философских методов в богословии (то есть к схоластике). Многие богословы засвидетельствовали, что Коридалевс отрицал термин «пресуществление», и стали его оппонентами. Среди них: Георгий Коресий, Андрей Ставринос (Περ μετουσισεως κατ Κορυδαλο το καλβινολτρου λγοι δο; Рим, 1640), Мелетий Сириг, патриарх Иерусалимский Досифей II, Паисий Лигарид, Николай Комнин Пападопулос, Константинопольский патриарх Мефодий III. На позиции принятия пресуществления стоял также Неофит Родинос (ок. 1576/1577–1659), автор трактата «Свод божественных и священных догматов Церкви» (Σνοψις τν θεων κα ερν τς κκλησας δογμτων; Рим, 1628). Он отвергал чисто символическое и типологическое понимание Евхаристии и употреблял термины «пресуществление» (μετουσωσις) и «акциденции» (συμβεβηκτα). С его точки зрения, реальное присутствие воскресшего, то есть живого Сына Божия, следует изъяснять богословски и духовно. Особое внимание он уделял форме Евхаристии, то есть установительным словам Христа, со ссылками на свт. Иоанна Златоуста , свт. Василия Великого , свт. Кирилла Иерусалимского и свт. Григория Нисского . Эпиклеза, по его мнению, относится только к освященным Дарам и к их воздействию на причастника.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010