Поэтому и Сам Он говорит: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» ( Мф. 16, 24 ) ( 104, 1628 ). Известно, что плоть и кровь ужасается нищеты, бесчестия, поругания, поношения и прочих скорбей, которые случаются с христианами в этом мире. И оттого многие удаляются от истинного христианства. Такие, как видно, хотят и здесь с миром, и в будущем веке со Христом царствовать, чему быть невозможно, как они себе ни льстят. Нужно непременно отречься от плоти, то есть плотских похотей, если хотят быть Христовыми, и не бояться ненависти злого мира, который христиан, как не своих чад, ненавидит и гонит. Крест и различные скорби – это знамя христианское, под которым христиане за своего Царя, распятого на Кресте, воюют. Крест предлагается всем ученикам Христовым – христианам ( 104, 1629 ). Нам нужно отречься и следовать за Христом: отречься от нашей воли и следовать воле Христовой; отречься злонравия нашего и следовать благонравию Христову; отречься от гордости, злобы, зависти, ненависти, нетерпения, сребролюбия, самолюбия, славолюбия и прочего злонравия ветхого Адама и следовать Христову смирению, кротости, любви, терпению, нищете и прочим божественным свойствам. Никто не может одновременно быть гордым и смиренным, злобным и кротким, склонным к ропоту и терпеливым, сребролюбцем и нестяжательным, завистливым и любящим, похотливым и целомудренным, скупым и щедрым. Ибо порок и противоположная ему добродетель в одном сердце поместиться не могут, но одно другое изгоняет. Когда какой порок из сердца исходит, тогда входит противоположная ему добродетель; когда исходит гордость, приходит смирение; когда отступает злоба в нас падением, и умерщвлять его отвержением поведения по своим разумениям, по своей воле... ( 109, 358 ). «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» ( Лк. 18, 22 ). Известно, что это изречение богословы обыкновенно толкуют в смысле так называемых евангельских советов или предписаний для отдельных лиц, способных к высшим подвигам самоотвержения и милосердия («Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет»: 1628 Феофилакт Болгарский на Лк. 18:1—8. 1629 Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22. 1630 Феофилакт Болгарский на Мк. 5:30—34. 1631 Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22. 1632 Мф. 26:6—7: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову»: 1633 Читая эти слова, написанные Христовым архиереем, вспомним и молитву, читаемую при облачении в епитрахиль: Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священницы Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его, — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс. 132:2). 1634 Феофилакт Болгарский на Ин.1:29. 1635 Феофилакт Болгарский на Ин.1:29. 1636 Феофилакт Болгарский на Ин.1:35—37. 1637 Вопрошание и ответ на него в последовании Таинства Крещения. 1638 « Воскресение Христово видевше » на бдении воскресном. 1639 Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29. 1640 По Вейсману, ποκωρω — отступать, уходить (приставка πο — означает некоторую отдаленность); по-латыни приставка dis — означает движение вниз. Речь, таким образом, идет о том, что беззаконники должны сойти далеко вниз с тех высот, на коих пребывает Христос. 1641 По Вейсману, первое значение глагола — «подводить (под ярмо)», второе — «подчинять, приводить (под власть)», третье — «вести в суд, привлекать к суду, обвинять». Речь по-гречески идет, таким образом, в том числе и об установлении власти над сатаною и суде над ним. По-латыни всё проще: vadeo означает «идти в каком-то направлении». 1642 Νμος — закон; (отрицательная частица) νμος ­ отсутствие закона, отрицание закона. 1643 В молитвах на сон грядущим молитва 8-я. 1644 Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29. 1645 Пс. 118:176: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл»: 1646 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 452 (на Пс. 118:176, с отсылкой на Златоуста и Афанасия). 1647 Величание святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

со времени крещения, а некоторые присовокупляли, что в Ветхом Завете он давался одним Иудеям, веровавшим в грядущего Мессию. Мысль эту излагают, например: Ориген: “к каждому из нас, даже самым малым, кто только находится в Церкви Божией, приставлен ангел добрый, ангел Господень, который наставляет, убеждает и руководить нас, который, для исправления наших дел и испрошения нам милостей, всегда видит лице Отца небесного, как сказал Гос­подь во Евангелии”. 1629 Святой Василий Великий : “к каждому из верных приставлен ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного;” 1630 и в другом месте: “что с каждым из верных есть ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Матф. 18:10 ). И Псалмопевец говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его ( Пс. 33:8 )”. 1631 Святой Иоанн Златоуст : “прежде ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда это известно? Слушай, что говорить Христос: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Матф. 18:10 ). Знай же, что каждый из верных имеет ангела, да и каждый из древних праведников имел ангела, как говорит Иаков: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих ( Быт. 48:16 )”. 1632 Святой Амвросий: “Бог посылает своих ангелов для охранения и для вспомоществования тем, которым усвоено право на наследие обетованных благ в жизни будущей”. 1633 Святой Анастасий Синаит : “тем, которые сподобились крещения и возлетают на высоту добродетелей, даны от Бога ан­гелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении... В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть анге­лы-хранители у всякого, кто верует в Него”. 1634 Подобные же мысли об ангелах-хранителях встречаются и в писаниях многих других учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Таким образом, идея, внушаемая гипнотизером больному, не может ни в каком случае быть не только отождествляема, но даже сближаема с евангельской верой 1623 , творящей чудеса. Медицинское понимание 1624 этого евангельского фактора – веры – страдает полным смешением всяких понятий в области христианской терминологии. Вера для евангельского чуда – не причина, а нравственное условие чуда 1625 . Признаками евангельской веры является смиренное сознание греховности, виновности перед Богом, соединенное с кроткой, покорной молитвой к Нему при ясной уверенности, что все, невозможное для человека, для его самых энергичных усилий, – возможно только для Одного Всемогущего Бога, по одной Своей благости дарующего истинную жизнь человеку. Глава шестая. Значение молитвы, проникнутой верой, при испрашивании человеком от Господа Бога чуда Добытые результаты предшествующей главы дают нам возможность выяснить: может ли и, если может, то в какой мере и каким путем человек влиять на явление чудес в мире? При этом укажем и на тех людей, которые, как избранники и орудие Творца, имели необходимость и способность к совершению чудес, каковы, например, св.пророки. В заключение рассмотрим те причины, по коим чудо иногда не может совершиться, несмотря на видимую наличность вызывающих его условий. Короче говоря: рассмотрим в этой главе взаимоотношение особой промыслительной деятельности Творца и религиозной деятельности свободно совершенствующегося человека. Чудеса, как мы видели, творятся Господом Богом, иногда без всякой о том просьбы со стороны человека. Но в Библии указываются и такие чудеса, которые совершались Господом Богом по просьбе того или другого лица. Когда человек имеет веру, по словам Христа Спасителя, хотя бы в горчичное зерно 1626 , и в молитве будет просить, чтобы гора с одного места перешла на другое, то Бог совершит 1627 это. Если человек будет проникнут твердой верой в Него, то все его просьбы будут исполнены: »именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей и, если что смертное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы« 1628 . »Много может, – говорит св.апостол Иаков, – усиленная молитва . Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И опять помолился, и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой " 1629 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию» 1628 . И еще: «Если кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло» 1629 . Одним речением о новой твари он явственно выразил апостольское правило. Выражение же новая тварь – не что иное, как сказанное сим же апостолом в другом месте: «Чтобы представить ее Себе Церковью славною, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» 1630 . Совершенная чистота от срама, то есть совершенное освобождение от страстей, исполненное божественной силы Духа, неизреченное и таинственное во святыне общение, производимое в сердцах святых, сподобившихся нового, преестественного и духовного наслаждения добродетелями, – вот что есть новая тварь о Христе, как научил апостол. Но и слова: «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом» 1631 , – и: «Празднуем 1632 не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» 1633 , – представляют ту же цель. 4,2 И поскольку мы не имеем достаточных [сил] устоять в борьбе с началами и властями и духами злобы 1634 апостол увещевает нас взять всеоружие Божие, говоря: «Облекитесь в броню правды, обуйте ноги в готовность благовествовать мир, препояшьте чресла истиною, а ко всему 1635 этому взяв щит веры, которым, – говорит он, – возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого», то есть действия нечистых страстей, «и шлем спасения взять, и святой меч духовный, который есть Слово Божие» 1636 , чтобы с исчисленными до того духовными оружиями, высшими нашего естества, возмогли мы «противостать жестоким козням диавольским» 1637 . 4,3 Самый же способ, каким можем приобрести сие, в точности обозначил апостол, сказав: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением» 1638 . Посему и желает всем, говоря: «Благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами» 1639 ; и еще: «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в день Господа нашего Иисуса Христа» 1640 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

То, что «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло» ( 1Кор. 13:12 ) – часть общехристианского учения 1629 . Только наше созерцание – это жизненно важное соединение, личностное и плодотворное, как соединение ветви и лозы в винограднике ( Ин. 15:4–7 ). И действительно, в беседе после Тайной Вечери богословие места Божия обретает свою истинную значимость. Отцы с особой любовью развивали эту тему взаимопребывания Божественных Лиц: «Отец является, так сказать, естественным местом Сына», – говорит Кирилл Александрийский 1630 . И блаж. Иероним пишет: «Сын есть место Отца, а Отец – место Сына, что вытекает из слов Спасителя: Я – в Отце, и Отец– во Мне ( Ин. 14:10 )» 1631 . Чтобы понять смысл того, что Евагрий говорит о видении места Божия, следует обратиться к обещанию Иисуса: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» ( Ин. 14:3–4 ). Исходя из этого, Евагрий, практически, обнаруживает тождество между видением Пресвятой Троицы и видением своего собственного состояния: «Знай, что Троица не выражает Себя ни в созерцании телесного естества, ни в созерцании бестелесного, Она не относится к тому, что может познаваться душой» 1632 . Образ Божий, еще говорит Евагрий, существует лишь в существах, способных к познанию Троицы и стремящихся к этому познанию 1633 . Отсюда и настойчивость в утверждении видения «собственного состояния» (νο κατστασις). Если оно происходит, тогда для ума будет достаточно видеть себя самого, чтобы увидеть Бога, не с помощью онтологического тождества, но с помощью того, что Максим Исповедник смело называет «тождеством по благодати» ( κτα χριν αττης) 1634 . Среди условий, необходимых для этого видения, Евагрий особенно выделяет два следующих: нравственная чистота и чистота понятий, частичных и множественных. «Местом Божиим называют мир... Тот, кто стремится к тому, чтобы его Бог пребывал в нем, должен тщательно очистить свою душу от всех страстей» 1635 . Кроме того, его ум должен быть «нагим», «истощающим себя в видении себя самого и достойным приобщения к созерцанию Пресвятой Троицы» 1636 , видящим «собственное сияние», «чистый свет» 1637 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Фелтоном, что задержало отправку эскадры еще на месяц. В окт. англичанам вновь не удалось подойти к городу; жители Ла-Рошели (к тому моменту их число сократилось до 6 тыс.) были вынуждены вступить в переговоры с королем. Л. даровал прощение всем, кроме руководившего обороной города мэра Ж. Гитона (он отправился в изгнание в Лондон), упразднил все привилегии города, в частности право выбора мэра и эшевенов, и приказал срыть в Ла-Рошели крепостные сооружения (с этим не был согласен Ришелье, считавший, что укрепления необходимы Франции в противостоянии внешнему врагу). 1 нояб. 1628 г., в день Всех святых, состоялся торжественный въезд короля в Ла-Рошель. Л. распорядился как можно быстрее восстановить католич. богослужение в городе. В янв. 1629 г. Л. командовал «молниеносной кампанией» в Пьемонте, благодаря к-рой Шарль де Невер, представитель франц. ветви рода Гонзага, наследовавший бездетному герц. Винченцо II Гонзаге, стал герцогом Мантуи (этому пытались помешать Габсбурги). Затем король направился в Лангедок, чтобы уничтожить последний очаг сопротивления протестантов (апр.-июнь 1629). Герц. де Роган, желая помочь осажденной Ла-Рошели (в городе остались его мать и сестра), вновь собрал войска в Лангедоке. Чтобы воспрепятствовать соединению 2 протестант. армий, король, находясь под Ла-Рошелью, выслал против герцога-мятежника армию во главе с Конде, а также поручил парламенту Тулузы начать судебный процесс против де Рогана, обвиненного в гос. измене. Одержав победу под Ла-Рошелью, Л. сам возглавил кампанию по подавлению мятежа на юге Франции. 28 июня 1629 г. в Але был заключен мир (подтвержден и дополнен Нимским эдиктом в июле 1629): подтверждалась свобода совести и вероисповедания, но гугенотов лишали предусмотренных Нантским эдиктом крепостей, они не могли созывать генеральные ассамблеи политического характера (национальные церковные синоды собирались до 1659). С политической и военной организацией гугенотов во Франции было покончено. В представлении современников и в исторических трудах укоренился миф о всесильном Ришелье, к-рый 18 лет правил Францией, и слабохарактерном короле, подчиненном его воле; такая т.

http://pravenc.ru/text/2561070.html

В 1623 г. иезуит Эндрю Скотт издал 569 новых писем ( S. Isidori Pelusiotae epistolae hactenus ineditae de locis sanctae scripturae moribusque formandis ex Vaticana Pontifias bibliotheca…/Ed. A. Schott. Antw., 1623), которые он обнаружил в рукописи Vat. gr. 650, XVI в. В 1629 г. им же был издан латинский перевод этих писем ( S. Isidori Pelusiotae epistolae, latine nunc primum editae.../Ed. A. Schott. R., 1629). В том же 1629 г. вышло двуязычное издание Скотта, оставляющее неисправленной нумерацию Риттерсхёйса ( S. Isidori Pelusiotae presbyteri epistolarum quae in Billii et Rittershusii editionibus desiderantur volumen reliquum…/Ed. A. Schott. Francofordiae, 1629). Первое полное издание 2012 писем И. П. осуществил Э. Морель ( S. Isidori Pelusiotae de interpretation divinae Scripturae epistolarum libri V…/Ed. A. Morel. P., 1638), объединив издания 3 своих предшественников, так и не исправив нарушенной нумерации, что привело к образованию дублей. В 1670 г. франц. иезуит Пьер Пуссин вновь издал 2012 писем, следуя нумерации Мореля и дополнив варианты чтений по рукописям Vat. gr. 649 и 650, Vat. Ottob. gr. 341 и 383 (XVI в.), Angel. gr. 13, XI в., Vat. Barber. 593, XIII-XIV вв. (Isidorianae collationes, quibus s. Isidori Pelusiotae epistolae omnes hactenus editae cum multis antiquis optimae notae manuscriptis codicibus comparantur…/Ed. P. Poussines. R., 1670). В 1745 г. вышел лат. перевод с примечаниями Пуссина ( S. Isidori Pelusiotae de interpretatione divinae Scripturae epistolarum editio prima Veneta latina…/Ed. P. Poussines. Venetiis, 1745). Издание Миня (PG. 78. Col. 177-1645) 1860 г. (затем 1864) воспроизводит предшествующие издания, сохраняя их нумерацию, примечания и индексы, добавляя лишь диссертацию Г. Нимайера о жизни и трудах И. П. ( Niemeyer. 1825). В «Патрологии» Миня письма И. П. не имеют единой нумерации, корпус разделен на 5 книг со своей нумерацией в каждой. В серии «Христианские источники» Эвьё опубликованы 2 из 4 томов полного критического издания писем.

http://pravenc.ru/text/674914.html

После провала переговоров с Испанией реальным союзником в борьбе за восстановление в правах курфюрста Пфальцского оставалась Франция. Обещание Франции оказать давление на Испанию было подкреплено брачным договором, по к-рому невестой принца К. стала сестра франц. кор. Людовика XIII католичка Генриетта Мария. В апр. 1624 г. кор. Яков I и К. поклялись в парламенте, что, если принц женится на франц. принцессе, та получит право только на личного духовника. Эпоха парламентского правления (1625-1629) 27 марта 1625 г. умер кор. Яков I, и К. вступил на англ. престол. Он не спешил с коронацией - доктрина «божественного права королей», обоснованная в трудах покойного короля, предполагала безусловное, заранее предопределенное право монарха на престол, к-рое не нуждается в дополнительных легитимирующих процедурах и церемониях. Коронация К. состоялась 2 февр. 1626 г.; 1 мая в парижском соборе Нотр-Дам Генриетта Мария заочно стала женой англ. короля и 16 июня воссоединилась с супругом в Лондоне. Кор. Карл I. 1636 г. Худож. А. ван Дейк (Королевское собрание, Виндзор) Кор. Карл I. 1636 г. Худож. А. ван Дейк (Королевское собрание, Виндзор) Политика первых лет правления К. была связана с ситуацией на континенте, где продолжалась Тридцатилетняя война , в которой К. занимал жесткую антигабсбургскую позицию. Практически каждый год снаряжался новый флот, и по инициативе герц. Бакингема постоянно предпринимались попытки создания коалиции протестант. гос-в. Восстание гугенотов в крепости Ла-Рошель в сент. 1627 г. привело к конфликту с Францией. Попытки Англии поддержать протестантов оказались крайне неудачными: англ. флотилии под предводительством герц. Бакингема и позже Уильяма Филдинга, гр. Денби, отправленные в Ла-Рошель и на о-в Ре, потерпели поражение. В условиях, когда постоянно были нужны деньги на продолжение военных действий на континенте, начались конфликты короля и парламента: отказ палаты общин вотировать налоги привел к тому, что в 1626 г. К. воспользовался правом принудительного займа, это вызвало резко отрицательное отношение членов парламента. По приказу короля некоторые противники его политики были арестованы. В 1627 г. лидеры палаты общин подвергли жесткой критике деятельность пользовавшегося полным доверием короля герц. Бакингема, не сумевшего должным образом организовать ни военные экспедиции, ни дипломатические переговоры (была предпринята неудачная попытка импичмента). В июне 1628 г., после многочисленных дебатов и сопротивления короны, парламент принял «Петицию о праве», запрещавшую утверждение налогов вне парламента, насильственную рекрутчину, а также аресты людей без предъявления достаточных доказательств их вины. 23 авг. 1628 г. был убит герц. Бакингем. В 1629 г. был подписан мирный договор с Францией, а в 1630 г.- с Испанией, что означало отказ Англии от активной политики на континенте. Единоличное правление (1629-1640)

http://pravenc.ru/text/1681061.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРОМВЕЛЬ [англ. Cromwell] Оливер (25.04.1599, г. Хантингдон, Англия - 3.09.1658, Лондон), политический деятель и военачальник, лидер индепендентов в период Английской революции XVII в., лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии (с 1653). В семье Роберта Кромвеля и Элизабет Стюард К. был 5-м ребенком из 10. Прадед К., Ричард Уильямс, был мужем племянницы Томаса Кромвеля (1485-1540), одного из крупнейших политических деятелей XVI в., канцлера и советника Генриха VIII Тюдора. Отец К. занимал должности мирового судьи и бейлифа г. Хантингдона; мать - ревностная пуританка, оказавшая влияние на формирование мировоззрения К. Начальным образованием К. в Хантингдоне занимался Т. Бирд, последовательный пуританин, автор кн. «Театр божественных воздаяний» (1597). В 1616 г. К. поступил в Сидни-Сассекс-колледж (основан в 1596, отличался пуританской направленностью) Кембриджского университета. Учителем К. был доктор теологии пуританин С. Уорд (участвовал в переводе Библии на английский язык, был делегатом кальвинистского собора в Дордрехте). Через год К. был вынужден оставить учебу в связи со смертью отца (1617) и необходимостью помогать матери. В 1619 г. в Лондоне изучал право. В 1620 г. женился на Элизабет Буршье (1598-1665), дочери лондонского торговца мехами Дж. Буршье, в 1603 г. посвященного в рыцари. Политическую деятельность К. начал в 1628 г. как депутат от Хантингдона в палате общин англ. парламента. Он поддержал парламентскую оппозицию Карлу I Стюарту (1625-1649), но только однажды (11 февр. 1629) принял участие в дебатах, выступив в защиту свободы проповеди пуританских доктрин. Выступление К. легло в основу парламентского протеста против «чрезвычайного роста папизма» в Англии, Шотландии и Ирландии. 2 марта 1629 г. король распорядился прервать заседания парламента. В годы «беспарламентского» правления Карла I (1629-1640) К. удалился в деревню к семье (у К. и Элизабет родилось 9 детей). В мае 1630 г. К. переехал с семьей в Сент-Айвс (графство Кембриджшир). Продав наследственный надел в Хантингдоне, он лишился статуса землевладельца и был вынужден арендовать землю. В 1636 г. финансовое положение К. улучшилось, он получил наследство после смерти дяди Т. Стюарда и переехал с семьей в Или (графство Кембриджшир). В 1635-1638 гг. К. поддержал Дж. Хампдена, своего двоюродного брата и друга, в борьбе против корабельной подати, введенной королем. Некоторые исследователи полагают, что К. с семьей и его единомышленники-пуритане (Р. Уильямс , Т. Хукер) планировали покинуть страну.

http://pravenc.ru/text/2462029.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010