В тяжелые " смутные " времена самозванцев поляки и шведы с огнем и мечом прошли по нашей округе, сожгли Антониеву пустынь, перебили почти всех жителей. Уцелевшие наши предки шли ополчением на помощь Минину и Пожарскому выбивать врагов из Москвы. А в 1613 году, как и на всей Руси, в Антониевой пустыни служили благодарственный молебен с колокольным звоном на избрание на царствование Романова Михаила Федоровича. Короткое время " успокоения " государства, и снова Стенька Разин, жестокий церковный раскол при патриархе Никоне… Все эти события так или иначе отзывались на жизни предков. У меня нет данных о том, какой была пустынь в XVI веке. Некоторые данные есть по XVII веку: 1627-1628 годы - 34 двора в пустыни. 1639 год - 51 двор, дани взято 15 алтын. 1640 год - дани взято 25 алтын и 2 деньги. 1653 год - дани взято 2рубля, 27 алтын, 5 денег и гривна (дань явно увеличивается, видно растет количество дворов). 1654 год - моровое поветрие, многие умерли. 1672 год - произошел большой пожар. 677-1678 годы - 36 дворов и 1 двор пустой. 1679 год - 37 дворов, 3 двора церковного притча, 5 лавок, 3 " амбара " . Интересно, что по другим данным в 1678 году до 132 дворов в пустыни. Показания священников всегда были занижены по сравнению с показанием переписных книг, составленных государственными чиновниками, которые ревизовали состояние монастырей. Это объясняется очень простой причиной: таким образом можно было занизить подати ( " Переславская десятина жилых данных церквей и пустовых оброчных земель " , " Труды Владимирского губернского научного общества по изучению местного края " ). Любопытны для нас и такие данные о Покрове: " В нем изстари была таможенная изба: сюда ежегодно присылались из Переславля - Залесского бурмистры и целовальники (сборщики податей, для присяги целовавшие крест), из посадских людей. Вследствие недобросовестности последних, в начале XVII столетия возникло любопытное дело. Присланные из Переславля сборщики питейного дохода самовольно перевели в г. Покров из соседней вотчины кн.

http://sobory.ru/article/?object=01907

10 Ирина имя мир быти сказует… – очевидно, обыгрывается имя (Ирина – от греч. мир, спокойствие) царевны Ирины Михайловны (1627–1679), старшей из семи дочерей царя Михаила Федоровича от второго брака с Е. Л. Стрешневой. 11 Анна утеху, благодать явствует… – обыгрывается имя (Анна – от древнеевр. милостивая, благодатная, благосклонная) царевны Анны Михайловны (1630–1692) – дочери царя Михаила Федоровича от брака с Е. Л. Стрешневой. 12 Велителница значится Татьяна… – обыгрывается имя (Татьяна– от древнеевр. повелительница) царевны Татьяны Михайловны (1636–1706), дочери царя Михаила Федоровича от брака с Е. Л. Стрешневой. Перед нами в развернутом виде излюбленный прием Симеона Полоцкого – этимологическая игра имен. 13 Девора сама с Бараком на рати, древле изволи на Сисару стати… – Дебора (от древнеевр. пчела)– в ветхозаветном историческом предании – (Книга Судей, 4) – пророчица, одна из двенадцати «судей израилевых», поэтесса и служительница культа Яхве, пользовалась большим авторитетом у израильского народа. Она призвала его подняться на борьбу с поработителями ханаанеянами, возглавить которую предложила отважному Бараку. Однако он поставил условие, что встанет во главе израильтян только вместе с Деборой. Под их совместным командованием израильтяне разбили наголову ханаанские войска, которыми руководил Сисара. 14 Где Нинивия, где славная Троя? – древнейший крупный город Ниневия, расположенный на левом берегу реки Тигр (совр. Иран), столица Ассирийского царства в VIII–VII вв. до н. э. Разрушен войсками мидян и вавилонян в 612 г. до н. э. Троя (или Илион) – малоазийский город, разрушенный греками около 1207–1209 гг. до н. э., согласно легенде, на десятом году войны. У Симеона Полоцкого Ниневия и Т роя– символы тщеты и непрочности земного величия. 15 Енох – согласно ветхозаветному преданию, пророк Енох живым вознесся на небо. В иудейском апокрифе «Книга Еноха» дается изображение космоса, во многом близкое картине, которую описывает Симеон Полоцкий в теологическом трактате «Венец веры кафолическия». По этому описанию небо состоит из семи ступеней, на третьем небе расположен рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Николая «с чудесы» – в сребровызолоченных венцах. Деисусы – и праздники – 10 икон были неокладные. За престолом находилось писанное Распятие большого размера. Крест напрестольный – серебряный – чеканный – с финифтью и с мощами, осыпанный драгоценными камнями и жемчугом, с надписью на рукояти, свидетельствовавшей о том, что он был сделан в 1622 г., по повелению царя Михаила Феодоровича и отца его святейшего патриарха Филарета. Плащаница была сделана на атласе в 1680 г. (г. 188 ст. 223), над нею в великую пятницу ставилась золоченая резная сень оп. 998, л. 455). В отношении к царским выходам Сретенский собор занимал очень невидное место среди придворных церквей. Михаил Феодорович и Алексей Михайлович ходили сюда молиться лишь 2 февраля 215 , когда литургию здесь обыкновенно служил патриарх. Так, в 1657 г. в день храмового праздника литургию здесь совершал патриарх Никон (А. И. Усненский. Придворный дневник 1657 г. С.-Петерб. 1901 г.), а в 1668 г. – Антиохийский патриарх Макарий, в присутствии царя, причем евангелие чел соборный диакон Михаил 216 . В теплом приделе св. Николая за всеми службами был лишь царь Михаил Феодорович 6 декабря 1636 г. 217 Царь Феодор Алексеевич быд за обедней в Сретенском соборе лишь в 1679 г. 218 , а его преемники, как видно из книги дворцовых разрядов, вовсе не ходили туда 219 . Екатерининская церковь Церковь во имя св. великомученицы Екатерины, что у государыни царицы на сенях, была первоначально деревянная и построена в 1586 г., а освящена 8 января 1587 г. 220 . Вероятно, тогда же к ней был перенесен от Рождественской церкви придел во имя пр. Онуфрия 221 . После пожара 3 мая 1627 г., не пощадившего и Екатерининской церкви, известный иностранный архитектор Джон Толер в сем же году построил на месте сгоревшей церкви новую каменную, которая и была освящена 1 ноября 1628 г., в присутствии царя и царицы 222 . Церковь эта находилась с одной стороны подле меньшей царициной золотой палаты, а с другой – в смежности с Ризположенскою патриаршею церковью, с которой соединялась лестницей и темным переходом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Между тем как в Киеве и Новгороде издавна существовали произведения мозаики, кои украшали соборы Софийские, собор Золотоверхомихайловского монастыря, Ростовский и Суздальский соборы вымощены были красным разноличным мрамором 229 , в Москве почти неизвестно было употребление оной; других памятников сего искусства нет, кроме наборного пола (1ithostroton) из агатовидных яшм, весьма разнообразных по цветорасписанию. Этот пол, по преданию, перенесен Патриархом Филаретом из Ростовского собора в Московский Благовещенский, где ныне находится. В замен мозаики и в XVII веке Москвичи употребляли ценину, или цветные кафели, каких, по замечанию Академика Солнцева, не встречается ни в Новгороде, ни в Пскове; но какие составляют одно из главных украшений зодчества в Мавританском стиле. Из таких-то ценин составлялись не только архитектурные украшения, но и рельефно целые образа Святых, кои доныне видны на шеях глав и на стенах и некоторых церквей в Москве. При недостатке металлов Цари Михаил и Алексей обращали особенное внимание на отечественное рудокопство. В делах их царствования упоминаются вызванные из чужих краев рудознатцы, золотознатцы, лозоходцы и рудокопцы. В 1618–22 годах Англичанин Джон Ватер, а 1626 г. Фричь и Геролд, Англичане, отправлены были в Пермь с дворянином Загряжским для отыскивания руд. В 1634 г. когда уже учреждены были некоторые фабрики, устроены мельницы и стеклянные заводы в Москве и ее окрестностях: тогда открыты в Сибири медные рудники, для разработки коих Царь выписал из Саксонии рудопромышлеников. В 1636 году гость Надей Светсшников отыскал на Каме медную руду. Такие открытия доставили материалы для литья колоколов и пушек, для чекана монеты и для других произведений оборонного искусства 230 . Литейные мастера были тогда уже более Русские, чем иностранные, как видно из следующего их исчисления: 1606 года, Проня Федоров; 1621 г. Игнатий Максимов; 1622 г. Андрей Данилов и Алексей Якимов; 1626 г. Кондратий Михайлов; 1627 г. Богдан Васильев; 1628 г. Григорий Наумов мастер и Фальк, 1648 г. Петр и Тимофей ученики; 1650 г. Евсей Данилов, Тимофей Воин, Федор Аникшин мастер; 1652 г. Емельян Данилов; 1661 г. Андрей Нейгарт; 1665 г. Александр Григорьев; 1668 г. Харитон Иванов мастер, Мартьян Осипов мастер и Яков Дубина, или Дубинин ученик; 1672 г. Яким Никифоров; 1673 г. Андрей Якимов и Яким Гаврилов; 1674 г. Пантелей Яковлев; 1679 г. Осии Иванов, Василий и Яков Леонтьевы, Феодор Маторин; 1680 г. Евсевий Данилов и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В XV в. в Бретани, как и в др. местах, практиковалось получение епископских кафедр и мон-рей в качестве бенефициев. Еп. Гильом де Монфор (1429-1432) проживал в Италии, добиваясь сана кардинала. Еп. Ален Коэтиви (1456-1460) одновременно имел в качестве бенефициев еще 5 епископских кафедр во Франции и Италии, а также неск. мон-рей и приходов. В 20-х гг. XVI в. право назначать епископа Д. стало предметом спора между папой Климентом VII и франц. кор. Франциском I. Во время религиозных войн во Франции Д. находился на стороне Католической лиги, гугеноты дважды пытались захватить город (1590-1591). На территории еп-ства при участии знатного рода Монтгомери были основаны протестант. общины (Комбур, Понторсон и др.). Еп-ство Д. утратило все преимущества перед др. бретон. еп-ствами. Исключением было право епископа занимать в штатах (законодательный представительный орган) Бретани место впереди прочих церковных иерархов. С 1624 г. епископ Д. был председателем штатов, однако в 1664 г. его права были оспорены епископом Ренна. В 1-й пол. XVII в. в Бретани предпринимались попытки усилить пастырскую деятельность, повысить образовательный уровень приходского духовенства, возродить монашескую жизнь. В 1627 г. в Д. был основан мон-рь визитандинок, в 1634 г.- жен. бенедиктинский мон-рь. Пришедший в упадок мон-рь Нотр-Дам-дю-Тронше был восстановлен мавристами (1642-1679). В XVII в. во всех бретон. еп-ствах были учреждены семинарии, в Д. семинария появилась в 1697 г. (с 1701 находилась в руках монашеской конгрегации эдистов). К 1789 г. в еп-ство входило 47 приходов, расположенных вокруг кафедрального города, а также 48 приходов на территории др. еп-ств в Сев. Бретани и Нормандии (всего 95 приходов и 7 «тревов» (подприходов)). Приходы были объединены в архидиаконство и 7 деканатов. Численность прихожан - ок. 90 тыс. чел. Согласно Гражданской конституции духовенства (1790), 4 бретон. еп-ства, в т. ч. Д., были упразднены. Большинство духовенства не поддержало конституцию. В 1792 г. еп. Юрбен Рене де Эрсе бежал в Англию. Во время Вандейского восстания он вернулся в Бретань, папа Пий VI назначил его главным капелланом Королевской и католической армии с правами папского викария (1794). После поражения восстания епископ попал в плен и был расстрелян революционными властями (1795). Церкви и мон-ри были закрыты, церковное имущество секуляризовано, в кафедральном соборе устроен храм Разума.

http://pravenc.ru/text/178787.html

Иерархическая степень обители и управление . Пертоминская обитель со времени своего основания всегда состояла на своем содержании, и теперь – в числе заштатных. Настоятели ее были первоначально строители, иногда игумены, а иногда и простые вдовые священники, по малолюдству братии, и даже иеродиаконы и простые монахи. Прежде всякого настоятельства, жили при мощах Вассиана и Ионы Мамант, потом Дионисий Сорока и наконец черный поп Ефрем, поставивший Преображенскую церковь , освященную игуменом Иаковом. 1) Впрочем, первым строителем и основателем Пертоминской обители, по местным записям, был некто инок Иоасаф, прибывший 1617 года из пределов Великого Новгорода, постриженик пустыни Александра Свирского , родом Свирянин. Скончался он 1649 года марта в 7-й день. А по списку Строева, первым игуменом в Пертоминском монастыре был Иаков с 1617 до 1621 года. В этом последнем году 11 июня, действительно, пожалована была царская грамота на имя игумена Иакова с братею. , в 1627, 1630 и 1633 годах, при царе Михаиле Феодоровиче упоминается иеромонах Антоний с братию. 2) Преемником Иоасафа был инок Иосиф, постриженик сея пустыни, избран по приговору братии, еще при жизни Иоасафа, отказавшегося от начальствования за престарелостью; муж искусный и трудолюбивый, родом Серпуховин. Он скончался в 1657 года марта в 25 день. Впрочем, в 1637 году упоминается в Пертоминской пустыни Спасский черный поп Корнилий, на имя коего дана в Новгороде 5 марта Новгородским митрополитом Афонием грамота на построение Успенской церкви с приделом Алексея человека Божия на старом церковном месте. В 1639 году упоминается строитель иеромонах Вассиан. 3) После Иосифа восхитил строительство схимонах Тихон в 1657 г. и строительствовал девять лет. За ним настоятельствовали: 4) Строитель Феодосий, священник (1666 г.), принявший сию должность по выбору братии. 5) Строитель священноинок Ефрем 1668 года. 6) Строитель иеромонах Михаил Харзеев из иеродиаконов домовой церкви Корнилия митрополита Новгородского (1675 г.). По его ходатайству монастырь сей, приписанный патриархом Никоном к Крестному монастырю, отошел от него со всеми бывшими за ним владениями и сделался опять самостоятельным. При нем же в 1679 году, по грамоте Новгородского митрополита Корнилия, построена церковь Преображения Господня, с приделом Федора Стратилата, которая и ныне существует; а в 1683 году, по царской грамоте, строена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезною, хлебною и погребами, с отпуском жалованного из казны материала на постройку оной. Им же исходатайствованы монастырю и царские многие милости. Управление игумена Михаила продолжалось с 1675 до 1690 года и вообще ознаменовано жалованными грамотами и вкладами монастырскими от царей и цариц. Но по долговременном начальствовании он, за разные преступления, патриархом Иоакимом в декабре 1690 года отрешен от должности и сослан в Сибирь. После Михаила заведовали монастырем несколько времени келарь старец Вавила и казначей старец Серапион.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

30) Пятница-Берендеево, на р. Истре, в 22 вер. от Воскресенска, с двумя каменными церквами: 1) во имя Св. Троицы, построенная в 1771 г., 2) во имя Похвалы Пресвятыя Богородицы, построенная в 1807 году. Берендеева слобода, бывшая близ нынешнего села на горе Верзневе, упоминается с XIV века, Берендеев же Пятницкий монастырь, бывший (до 1764 г.) на месте, где стоят нынешние церкви, основан во второй половине XV столетия Рябчиковыми; разорен в литовское нашествие в 1610 г., восстановлен в 1629 г. В Писц. книге Дмитровского уезда Берендеева стана 1627 г. монастырь сей описан следующим образом: «Монастырь великого Чудотворца Николы и святые великомученицы Парасковеи нареченные Пятницы, что в Берендееве, на реке Истре; а на монастыре церковь Николы Чудотворца древяна на каменное дело, да вверху придел Похвалы Пречистые Богородицы; а в церкви Николы Чудотворца Божие милосердие, деисус и двери царские, образы местные и ризы и книги и колокола и всякое церковное строение мирское, а придел Похвалы Пречистые Богородицы стоит без пения, да церковь святые великомученицы Парасковеи нареченные Пятницы древяна клетцки, стоит без пения, ветха, обалялась, а на монастыре келлия игумена Ионы с братиею»... В 1679 году, при царе Феодоре Алексеевиче, Берендеев Пятницкий монастырь приписан к Воскресенскому монастырю. В 1711 г. вотчины Берендеевского монастыря отписаны в дворцовое ведомство и доходы с них определены на содержание двора вдовствующей царицы Параскевы Феодоровны, супруги царя Иоанна Алексеевич а, при чем мужеский монастырь в Берендееве закрыт, а вместо его открыт женский – в селе Ильинском на Котыше (ныне село Клинского уезда). В 1732 г., по указу императрицы Анны Иоанновны, Берендеев монастырь восстановлен и с вотчинами снова приписан к Воскресенскому монастырю, за коим и оставался до 1764 года. Ныне при церквах села Берендеева два причта, в селе еженедельно по пятницам бывают торжки, ибо село это продолжает служить торговым центром для окрестного населения, которое тянет к нему по старине, как к центру древней Дмитровской Берендеевой волости.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить XVII Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Хронология Столетия: XVI - XVII - XVIII 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 Важные события Редакция текста от: 11.05.2020 14:15:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " XVII " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/74.html

Отсюда видно, почему надменные своей мнимой правдой не требуют и не приемлют Евангелия, – ибо не познают и не признают своей немощи и греховности. Напротив, явные грешники ближе бывают к тому, ибо видят свою бедность и недостоинство. Поэтому и написано: «Приближались к Нему (Христу) все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали: «Он принимает грешников и ест с ними» ( Лк. 15, 1–2 ), надменные мнимой своей святостью, ибо кто не видит своей немощи и не признает ее, тот и врача не ищет, только больные, страдающие сердцем, уязвленным стрелою греха и печали. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные»,говорит Христос ( Мф. 9, 12 ) ( 104, 1626 ). Душа, больная самомнением, не может видеть Бога ( 104, 1626 ). Беден и грешен человек, но тем беднее и грешней, что не видит своей бедности и недостоинства. Думает, что он бел, но он, как ворон, черен. Думает, что он видит и знает все, но он слеп и ничего не знает. Думает, что он богат, но он подлинно низок и убог. Думает, что он честен, но он бесчестен, уподобился скотам. Думает, что он добр, но на самом деле он зол. Думает, что он здоров, но он расслаблен. Думает, что он счастлив, но он беднее и несчастнее всякого создания. Грех сделал его таким ( 104, 1627 ). Надежда на себя самого, на свое благочестие, на честь, богатство, силу свою, на князей и прочее создание доказывает сердечное неверие, ибо надежда на Бога неотлучна от веры; и истинная вера старается быть свободной от всякой надежды, кроме надежды на Бога, и в едином Боге утверждается. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1627–1628 ). С каким воодушевлением святой Петр уверял, что не отречется от Господа, а когда дошло до дела, отрекся от Него, и еще трижды. Такова наша немощь! Не будь же самонадеян и, вступая вереду врагов, возложи на Господа все упование преодолеть их. Затем и попущено было такое падение и столь высокому лицу, чтобы после никто уже не дерзал сам собой исправить что доброе и преодолеть какого-нибудь врага, внутреннего или внешнего. Однако на Господа уповай, но и рук не опускай. Помощь от Господа приходит нашим усилиям и, сочетаясь с ними, делает их мощными. Не будь этих усилий, не на что снизойти помощи Божией, она и не снизойдет. Но если ты самонадеян и, следовательно, не имеешь потребности в помощи и не ищешь ее, – она опять же не снизойдет. Как ей снизойти туда, где она считается излишней?! И принять ее в таком случае нечем. Приемлется она сердцем. Сердце же отверзается для принятия чувством необходимости. Так то и другое нужно. Боже, помози! но и сам ты не лежи. Святитель Феофан Затворник ( 107, 38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

     Это православное торжество свершилось в 1625 году при первом государе из рода Романовых – Михаиле Фёдоровиче и его отце – Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Филарете. Тогда же был учрежден и праздник, посвящённый великому событию. Митрополит Крутицкий Киприан, современник и очевидец этого события, составил специальную торжественную службу, которая до сих пор звучит в храмах и монастырях Русской православной церкви. Около 1627 года была написана икона «Положение Ризы Христовой». На иконе изображена Риза Господня в Успенском соборе Московского Кремля. В центре стоит Патриарх Филарет, напротив его сын – государь Михаил Фёдорович. Патриарх собственноручно полагает Ризу Господню в ковчег. Патриарх и государь окружены святителями и другими духовными лицами, православным народом. И все они узнаваемы, написаны портретно, хотя на иконе около полусотни государственных мужей, духовных лиц и мирян.      …Риза Господня прошла поистине тернистый путь из Иерусалима – через Грузию и Персию! – в Россию. И ныне, слава Богу, эта святыня доступна для поклонения верующим – её частицы хранятся в нескольких храмах и монастырях нашего Отечества. 23 июля 2020 года (10 июля по ст. стилю) Русская православная церковь, продолжая традиции наших благочестивых предков, во всех храмах и монастырях вновь праздновала Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Святыни, связанные с распятием Спасителя, известны как «Страсти Христовы». Те, что сохранились в храмах и монастырях разных стран, почитаются всем христианским миром. Особое место в их ряду занимает Риза Господня – льняной хитон, в который был облачён Христос на Голгофе. Евангелие повествует: «Воины же, когда распяли Христа, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

http://pravoslavie.ru/132998.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010