Митрополита Петра, назначившего себе на этом месте могилу. В 1470 году, эта придельная церковь , обгоревшая от пожара, распалась 329 . При сооружении соборного храма Зодчим Фиоравенти, место мощей Святителя Петра пришлось уже пред дверьми жертвенника. В Филаретовской описи собора 1627 г. и в делах Патриаршего приказа, так как и ныне, этот придел именуется Петропавловским. Кроме св. икон, ниже упомянутых нами, сей придел особенно замечателен св. мощами Митрополитов Петра и Феогноста. Св. Петр, первый Митрополит в Москве, в 1325 г. перенес свою Митрополию из Владимира Кляземского в Москву, где и окончил жизнь свою, и, как мы сказали, погребен в храме, им сооруженном, 1326 г. Декабря 21. Тохтамыш раскрыл гроб его, «чающе нечто сокровенно» 330 . При новом построении Успенского собора 1471 года, св. мощи Петра были положены в новую раку. Церковь наша празднует 24 Августа вторичное перенесение мощей его при третьем сооружении собора 1479 года. В Святцах, напечатанных в Москве 1648 г., под 4 числом Августа показано: «Проявление мощей иже во святых отца нашего Петра Митрополита Московского»; при чем замечено следующее: «Святитель Петр Митрополит явися благочестивой Царице Анастасии, не повелевая никому же гроб свой раскрывати никогда, и повел ей своею печатью раку свою запечатлети, и того дня уставаши праздник сей праздновати». Но в новейших Святцах не включено сего праздника. Св. мощи Петра, лишенные Поляко-Литовцами драгоценной раки, положены были под спудом, в новую деревянную, окованную серебром; из Патриаршего устава видно, что на праздник Святителя Петра 1679–84 г. приносили в Успенский собор мощи его, т.е. часть оных, сверху от Патриарха и клали их то на налой, то на гробницу Святителя 331 . До 1812 году они лежали под спудом запечатанные и запертые; Наполеон расторгнул гробницу св. храмоздателя, вероятно, с таким же святотатственным умыслом, как и Тохтамыш. С дозволения Св. Синода, Преосвященный Августин торжественно открыл св. мощи Петра Митрополита при освящении первой придельной церкви Успенского собора, где они опочивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Некоторые данные есть по XVII веку: 1627-28 годы - 34 двора в пустыни. 1639 год - 51 двор, дани взято 15 алтын. 1640 год - дани взято 25 алтын и 2 деньги. 1653 год - дани взято 2руб., 27 алтын, 5 денег и гривна (дань явно увеличивается, видно растет количество дворов). 1654 год - моровое поветрие, многие умерли. 1672 год - произошел большой пожар. 1677-78 годы - 36 дворов и 1 двор пустой. 1679 год - 37 дворов, 3 двора церковного притча, 5 лавок, 3 " анбара " . Интересно, что по другим данным в 1678 году до 132 дворов в пустыни. Показания священников всегда были занижены по сравнению с показанием переписных книг, составленных государственными чиновниками, которые ревизовали состояние монастырей. Это объясняется очень простой причиной: таким образом можно было занизить подати ( " Переславская десятина жилых данных церквей и пустовых оброчных земель " , " Труды Владимирского губернского научного общества по изучению местного края " ). Любопытны для нас и такие данные о Покрове: " В нем изстари была таможенная изба: сюда ежегодно присылались из Переславля - Залесского бурмистры и целовальники (сборщики податей, для присяги целовавшие крест), из посадских людей. Вследствие недобросовестности последних в начале XVII столетия возникло любопытное дело. Присланные из Переславля сборщики питейного дохода самовольно перевели в г. Покров из соседней вотчины кн. Прозоровских Малой Покровской Слободки кружечной двор и поместили его под таможенной избой, находившейся вблизи церкви. Это вызвало жалобу в Синод обитателей Покрова: " В церковных воротах - писали они, - бывает завсегда у пьяных людей драка, безчинства и скаредства, которые и описать невозможно, и женскому полу к службе Божией ходить нельзя " . После этого Кружечный двор увели снова в Малую Слободку, где был также винокурный завод " . (М. Н. Смирнов. " Переславль - Залесский. Его прошлое и настоящее " . - Москва, 1911 г.). Интересен для нас и другой вопрос: а почему Антониева пустынь носила именно такое название? Пустыни, монастыри часто носили имя их основателей (Антониев Сийский по имени Святого Антония, основавшего монастырь на северной речке Сие, Антонов монастырь в Великом Новгороде, который основал Святой Антоний Римлянин, по преданию приплывший сюда по морю на камне).

http://sobory.ru/article/?object=01907

2 . Великая старица инокиня Марфа Иоанновна, мать царя Михаила Феодоровича, дала вкладу 30 рублев. 3 . Царь Алексей Михайлович «пожаловал книгу, глаголемую Евангелие напрестольное. Дана книга из приказу большого дворца лета 7162 (1654) г. декабря в 21 день, при игумене Феодосие с братиею». 4 . Царица Марфа Матвеевна, супруга царя Феодора Алексеевича, изволила дать в 1704 году 100 руб. 32 . 5 . Касимовского царевича Никифора Васильевича жена, княгиня Анна Григорьевна 33 , дала вкладу (1679) по муже своем ризы золотой парчи по красной земле. На опречье четвероконечный крест и над крестом корона низаны жемчугом. 6 . Апраксины Конон, Петр, Адриан и Никита Никитичи, на построение трапезной церкви с двумя приделами, пожертвовали (1630) – 700 руб., Феодор Никитич «приложил (1632) Евангелие напрестольное (в плисовом переплете, без выходного листа) в новую придельную церковь святого священно-мученика Корнилия сотника, по сыне своем Корнилии и по своих родителях «в вечной поминок». Другое Евангелие, печатанное в 1627 году и обложенное красным бархатом, дано им в придел св. мученика Конона градаря и преподобно-мученика Конона, иже во Ассирии. Бояре Петр, Феодор и Андрей Матвеевичи внесли в разные годы (1698 и 1704) – 250 руб.; кроме того Петр Матвеевич дал ризы золотого штофа с травами серебряными из разных шелков. На ризах множество дорогих каменьев, оплечье по черному бархату низано жемчугом. 7 . Князья Пронские. Петр Иванович пожертвовал (1649) в Покровскую церковь , построенную вероятно при его же благотворительном участии, Евангелие повседневное с толком (толковое), письменное, да на постройку задних каменных ворот 100 руб. Сын его, князь Иван Петрович, в Покровскую же церковь пожаловал (1678) серебряный позолоченный потир со всеми к нему принадлежностями, а в следующем году Евангелие напрестольное печатаное, обложенное красным рытым бархатом, по отце своем «иноке скимнике Павле», и по брате своем боярине князе Михаиле Петровиче, в иночестве схимнике Михаиле, по себе и жене своей. На монастыре сооружена им «келлия двойня с сеньми, цена 20 рублев».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Далее следовали одна за другой комнаты, составлявшие представительскую часть дворца: Парадные сени, в которых обычно ожидали царского выхода, Думная, или Соборная, комната, где царь держал совет с боярами, и, наконец, Престольная, позднее названная Кабинетом,- в этой комнате стоял царский трон. Два следующих помещения были оформлены при реставрации в XIX в. как Опочивальня и Молельня. Церковь Рождества Пресв. Богородицы на Сенях. 1681–1684 гг. Придел Воскрешения прав. Лазаря. 1393–1394 гг. Дворцовые церкви представляют неотъемлемую часть Большого Кремлевского дворца. Нижний ярус ц. Рождества Пресв. Богородицы на Сенях с приделом Воскрешения прав. Лазаря, построенный в 1393-1394 гг., наряду с подклетом Благовещенского собора является древнейшим сохранившимся на территории Кремля каменным сооружением. Рождественская ц., последний раз кардинально перестроенная в 1681-1684 гг., располагается к западу от Теремного дворца на уровне его 2-го этажа. К востоку от него за Верхоспасской площадкой находится комплекс т. н. Теремных церквей. Главным в комплексе является возведенный одновременно с дворцом теми же мастерами в 1635-1636 гг. над Золотой Царицыной палатой Верхоспасский собор с приделом св. Иоанна Предтечи. Над приделом размещается небольшая ц. Воздвижения Креста Господня. На одном уровне с собором находится ц. Воскресения словущего, поставленная в 1654 г. над созданной в 1627 г. рядом с Золотой Царицыной палатой ц. вмц. Екатерины. В 1679-1682 гг. зодчий Старцев объединил верхние храмы под единой кровлей, над к-рой возвел 11 нарядных главок, составляющих 3 совмещенных пятиглавия. Значительная часть древнего декоративного убранства дворцовых храмов утрачена в XVIII-XX вв., но то, что сохранилось, свидетельствует о высоком искусстве царских изографов и др. мастеров. Здесь работали прославленные иконописцы Симон Ушаков, Федор Зубов, Михаил Милютин, Григорий Зиновьев, Иван (Богдан) Салтанов, Сергей Рожков и др. Роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы была выполнена мастерами-иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Чёрным с учениками (не сохр.); сохранилось убранство верхнего объема храма, относящегося к XVII в., которое обновлялось в период строительства Большого Кремлевского дворца.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Упоминания о единоличных образах М. М. встречаются неоднократно в документах, отражающих работы иконописцев Оружейной палаты, а также в составе икон, в разное время и из разных мест поступивших в Образную палату при Московском дворце. В ряде случаев известны даты создания и места пребывания таких икон. Напр., в окт. 1627 г. по приказанию патриарха Филарета Назарий Истомин писал «в церковь Пречистыя Богородицы Ризположения» местные иконы и «два образа малые - пядницы, по одному святому на цке - преподобный отец Михайло Малеин, а на другой цке - преподобная Евдокия - на золоте» (Дела Патриаршего Казенного приказа - МАМЮ. Кн. 1. Л. 95 об., 114 об.; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 571); 10 авг. 1631 г. Назарий Истомин получил из Патриаршего Казенного приказа жалованье за написание 6 пядниц, среди к-рых образы соименного святого патриарха Филарета - «страстотерпца Христова Федора, иж в Пергии» и М. М., «а быти теми образом в церкви благовернаго князя Олександра Невскаго над царскими дверьми по тяблу» (Там же. Кн. 3. Л. 727 об.; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 572). Всего патриарх Филарет пожертвовал в придел св. Александра Невского Благовещенского собора 25 икон, среди к-рых 2 были с изображением М. М. (РИБ. (31); Извеков. 1911. С. 93; Клевцова. 2006. С. 79). В описи Образной палаты 1669 г. указаны 2 иконы с единоличным изображением М. М., обе в окладах, еще одна, без оклада, приведена в числе «подносных» икон, происходящих из монастырей ( Успенский. 1902. С. 13, 18, 36). По упоминаниям известен и ряд икон в Знаменском мон-ре (до основания обители - наследственный двор бояр Романовых с ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение»). По описи 1631 г., в «древней» Знаменской ц. в ряду местных икон (все в «богатоукрашенных серебряных окладах») справа от царских врат находился «образ Вседержителя и Михаила Малеина в одном киоте», а на киоте стоявшей там же родовой святыни, иконе Божией Матери «Знамение», были «в приписи» образы свт. Алексия, митр. Московского, и преподобных М. М., Сергия и Никона Радонежских ( Мартынов. 1866. С. 55). В построенной ок. 1632 г. в Знаменском мон-ре ц. во имя прп. Афанасия Афонского в местный ряд слева за образом «Знамение» были поставлены иконы мч. Феодора Пергийского и М. М. «в одном киоте… на золоте» (Там же. С. 57; Сергий (Спасский). 1896. Примеч. 7 на с. 4). В Знаменском же соборе (1679-1684) в левой части иконостаса находилась икона «Преподобнаго Михаила Малеина со ангелы» (с изображениями святых покровителей царской семьи?) ( Сергий (Спасский). 1866. С. 60). По сведениям кон. XIX в., образ святого, созданный в XVII в., был в алтаре Ризоположенской соборной ц. (в ней имелся придел во имя М. М.) Анастасиина монастыря в Костроме ( Покровский. 1909. C. 53).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

XIV в. исследователь Востока, миссионер-францисканец прп. Одорик из Порденоне, остановившийся в Королевстве Тьямпа. В XVI в. иезуит-миссионер прп. Франциск Ксавьер высадился в Центр. В., ища прибежища от бури по пути в Кантон. В последующие 50 лет прибыли много католич. миссионеров из Франции, Испании и Португалии. Испан. миссионеру Педро Ордонесу де Кавальосу в 1591 г. удалось обратить сестру имп. Леа Тхеа Тоан и неск. др. членов королевской семьи. В 1615 г. группа иезуитов, включавшая 5 японцев, основала первую постоянную католич. миссию в Центр. В. В 1627 г. в Сев. В., в Тонкине, обосновалась др. миссия, достигшая большого успеха усилиями иезуитов Франческо Бузоми и Александра де Рода, к-рого часто называют «апостолом вьетнамцев». Именно он с помощью верующих создал вьетнам. письменность на основе лат. алфавита, а также составил вьетнамско-латинско-португ. словарь объемом 15 тыс. слов. К 1639 г. количество христиан достигло на севере 80 тыс., а на юге - 50 тыс. чел. В 1645 г. были предприняты гонения на христиан, мн. священники и верующие погибли из-за преследований. По просьбе де Рода в 1659 г. папа Александр VII разделил миссию на 2 апостольских викариата и назначил на управление ими новых епископов: Франсуа Паллю, основателя Парижских миссий за рубежом (NMЗ-Missions Étrangères de Paris), и Ламбера Деламота; первый поехал в сев. часть страны, второй - в юж. В 1666 г. была открыта католич. семинария. В 1668 г. в Аютии (Сиам) кард. Деламотом специально для южновьетнам. кафедр были рукоположены 4 священника-вьетнамца, в следующем году кард. Паллю рукоположил еще 7 для сев. кафедр. В 1678 г. кард. Паллю обратился в Ватикан с просьбой разрешить рукоположение 6 епископов-вьетнамцев, но эта инициатива была отклонена. В 1679 г. управление сев. областями страны было возложено на испан. монахов-доминиканцев из митрополии Манила, в то время как юж. областями по-прежнему управляли епископы, представлявшие ПМЗ. Общее число христиан к 1680 г. достигло 800 тыс. В 1750 г. правитель Воо Воонг выслал одновременно 26 иностранных миссионеров и в стране осталось только 3 местных священника, продолжавших миссионерскую работу.

http://pravenc.ru/text/161139.html

Покровский храм (Орудьево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский храм деревянного строения, упоминается в документах XVII века. После нескольких пожаров был построен новый каменный храм (1845—1857 гг.). В 1910 г. - создан пятиярусный иконостас и настенная роспись при участии В.М. Васнецова. Содержание История [ править править код ] Село Орудьево впервые упоминается в писцовых книгах с середины XVI века. В документах 1627 годов говориться о деревянной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, впоследствии сгоревшей в 1679 г. В 1720 году построена новая церковь, тоже деревянная. Она простояла в Орудьево до середины XIX века. Сохранившаяся до наших дней каменная церковь была построена в 1857 году. По преданию, раствор для кладки замешивали на молоке и яичных желтках. Церковь была освящена в 1860 году настоятелем Дмитровского Борисоглебского монастыря архимандритом Германом. Внешний объем храма напоминает тип древнерусской постройки. Некоторые элементы декора церкви сближают ее с «нарышкинскими» храмами конца XVII века. Двухпрестольная трапезная связывает храм с шатровой колокольней в четыре яруса. Церковная утварь, паникадила и малые придельные иконостасы с накладной золоченой резьбой по белому фону современны постройке здания церкви. В главном престоле сохранился красивый пятиярусный позолоченный иконостас 1910 года. Настенная масляная живопись в церкви выполнена при участии В.М. Васнецова в 1910 году. Дмитровский купец Петр Иосифович Иванов неоднократно делал крупные пожертвования на благоустройство храма и был награжден золотой медалью на Александровской ленте. В советские годы церковь несколько раз пытались закрыть, но она благополучно избежала этой участи. Трижды власти требовали внести большую сумму денег либо сдать ключи от церкви. Но верующие села отдавали последние средства, и требуемая сумма каждый раз набиралась. Благодаря этому храм не подвергся разрушению и осквернению. Из книги: Святыни земли Дмитровской, М., 2005 Жизнь прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Орудьево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Орудьево впервые упоминается в писцовых книгах с середины XVI века. В документах 1627 годов впервые говориться о деревянной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, впоследствии сгоревшей в 1679 г. В 1720 году построена новая церковь, тоже деревянная. Она простояла в Орудьево до середины XIX века. Сохранившаяся до наших дней каменная церковь была построена в 1857 году. По преданию, раствор для кладки замешивали на молоке и яичных желтках. Церковь была освящена в 1860 году настоятелем Дмитровского Борисоглебского монастыря архимандритом Германом. Внешний объем храма напоминает тип древнерусской постройки. Некоторые элементы декора церкви сближают ее с «нарышкинскими» храмами конца XVII века. Двухпрестольная трапезная связывает храм с шатровой колокольней в четыре яруса. Церковная утварь, паникадила и малые придельные иконостасы с накладной золоченой резьбой по белому фону современны постройке здания церкви. В главном престоле сохранился красивый патиярусный позолоченный иконостас 1910 года. Настенная масляная живопись в церкви выполнена при участии В.М.Васнецова в 1910 году. Дмитровский купец Петр Иосифович Иванов неоднократно делал крупные пожертвования на благоустройство храма и был награжден золотой медалью на Александровской ленте. В советские годы церковь несколько раз пытались закрыть, но она благополучно избежала этой участи. Трижды власти требовали внести большую сумму денег либо сдать ключи от церкви. Но верующие села отдавали последние средства, и требуемая сумма каждый раз набиралась. Благодаря этому храм не подвергся разрушению и осквернению. Из книги: Святыни земли Дмитровской, М., 2005 Покровская церковь кирпичная, оштукатурена, строилась на средства прихожан между 1845 и 1857 г.г. Архитектура здания противоречива по своей художественной концепции. План и решение внутреннего пространства храма, перекрытого куполом на пристенных подпружных арках, определяются схемой, ставшей классической в архитектуре ампира. При этом внешний объем в виде двусветного одноглавого четверика под четырехскатной кровлей воспроизводит тип древнерусской постройки. Ориентация на конец XVII в. конкретизирована " нарышкинским " характером граненого светового барабана с развитым крепованным карнизом и луковичной главой.

http://sobory.ru/article/?object=01054

В 1930-е годы храм был закрыт. В здании храма размещалась сельская библиотека, затем общежитие, его пытались взорвать, кирпичная кладка разбиралась для собственных нужд, так что к концу 1980-х годов от боковых приделов оставались лишь руины, алтарь и колокольня были полностью разрушены. Но не смотря ни на что, храм Святой Троицы села Троицкого остался домом молитвы для многих прихожан и с 1995 года начались реставрационные работы. В 1996 году отреставрированы своды и стены четверика и восьмерика, вновь возведены полностью утраченные стены и своды алтаря. В 1997 году воссоздана луковица и установлен новый позолоченный крест. В 1999–2000 гг. изготовлен и установлен белокаменный престол с мозаикой по 4-м сторонам, позолоченные резные царские врата, построены деревянные хоры. В 2000 г. в главном приделе была отслужена первая литургия. В 2006 году была восстановлена колокольня. В 2010 году на собранные прихожанами деньги были отлиты колокола. В первую очередь необходимо восстановить трапезную, придельный храм в честь Печерской иконы Божьей Матери, а также придел во имя святого пророка Илии. Троицкая церковь издревле находилась «на погосте в Замытье, у Углешны, Московского уезда, в Замыцкой волости. По упразднении Троицкой церкви этот погост в начале XVII ст. был пустошью, на которой находилось по писцовым книгам 1627 – 28 гг. церковной земли 15 четвертей в поле, сена 10 копен, лесу 5 десятин. Эта земля отдавалась в оброк и в 1638 г. числилась на оброке за Захарием Шишкиным, оброку 10 алтын. Близ Троицкого погоста в XVII ст. состояло сельцо Ордынцы, которое, по построении в нем деревянной церкви во имя Живоначальной Троицы, стало селом. В переписных книгах 1646 г. написано: «вотчина Захара Григорьевича Шишкина село Ордынцы, а в селе церковь Троицы Живоначальной, у церкви во дворе поп Кирилл Семенов, во дворе дьячок Василий Лазарев». В приходной книге Патриаршего казенного приказа 1678 г. написано: «прибыла вновь церковь Пресвятой Троицы в Московском уезде, в Пехрянской десятине, в вотчине Данила Шишкина, что построена на прежнем церковном месте, из давних лет, а данью была не обложена, а ныне… по указной статье, дани 24 алтына 4 деньги, заезда гривна и в июле 1678 года платил поп Софроний, принял Ивашко Неустроев». В тех же приходных книгах за 1679 – 93 гг. Троицкая церковь писалась под Пехрянскою десятиною, а в 1694 г. в книге отмечено: «впредь сей церкви здесь не писать, переписана в Перемышльскую десятину, по близости».

http://sobory.ru/article/?object=04917

Первый храм Архангела Михаила был деревянный, о чём упомянуто в Писцовой книге за 1627 г. В 1679 г. деревянная церковь сгорела, но в следующем году на ее месте построили новую, тоже деревянную. В 1687 г. была заложена новая кирпичная церковь. Через два года, в 1689 г., она была построена. Церковь была пятиглавой, с шатровой колокольней. 4 июля 1817 г. по указу архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) церковь стала единоверческой. 18 июня 1819 г. митрополит Серафим (Глаголевский) удовлетворил прошение священнослужителей и прихожан Михаило-Архангельской церкви о переделке храма. Древний храм был перестроен в стиле классицизма, верхняя часть храма и апсида были разобраны, многоглавие заменили большим круглым световым барабаном перекрытым куполом. К храму была пристроена одна новая апсида. От первоначального храма сохранились только наружные стены четверика, с которых срубили декоративные наличники и оштукатурили. В храме были заложены старые окна и сделаны новые. 18 мая 1822 г. перестроенный храм освятил протоиерей московской Единоверческой церкви Иоанн. В 1833 г. к церкви пристраивается тёплая трапезная с двумя приделами, южным во имя Николая Чудотворца и северным во имя Георгия Победоносца. В 1837 г. бронницким купцом Василием Ильичом Кузнецовым вместо шатровой колокольни была построена новая четырехъярусная колокольня в классическом стиле. В 1930-е годы церковь закрыли, колокола сбросили. До 1941 года храм не использовался и стоял закрытый. В 1941 году службы в храме возобновились. Окончательно храм был закрыт в 1961 году и передан архиву Всесоюзной книжной палаты. Внутри храма сделали второй этаж. В 1989 г. храм был возвращён верующим. Началось активное строительство. В 1991 г. построен двухэтажный трапезный корпус, в 1993 г. построена Богоявленская надкладезная часовня, в 1995 г. часовня преподобной Анны Кашинской, в 1998 г. дом причта с воскресной школой. Разобраны сохранившиеся святые врата и вместо них построена новая ограда и тройные святые врата. В 2003 г. построен храм-часовня Паисия Великого. В 2005 г. закончена реставрация колокольни храма. К 2008 г. существующий классический храм Архангела Михаила был разобран до четверика и фактически заменён новоделом, стилизованным под московскую архитектуру XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=01687

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010