1491 - нач. 1497); Иоаким I (осень 1498 - весна 1502, нач. - осень 1504); Пахомий I (нач. 1503 - нач. 1504, осень 1504 - нач. 1513); Феолипт I (лето 1513 - осень 1522); Иеремия I (31.12.1522 - 13.01. 1546); Иоанникий I (весна 1524 - осень 1525); Дионисий II Галатянин (17.04. 1546 - 07.1556); Иоасаф II Великолепный (08.1556 - 01.1565); Митрофан III (01.1565 - 4.05.1572, 23.11.1579 - 9.08. 1580); Иеремия II Транос (5.05.1572 - 23.11.1579, 13.08.1580 - 22.02.1584, 19.04. 1587 - 09.1595); Пахомий II (22.02.1584 - 02.1585); Феолипт II (16.02/10.03.1585 - 04.1587); Матфей II (01 - 02.1596, 04. 1598 - 12.1601, 01-02.1603); Гавриил I (03 - 08.1596); Мелетий I Пигас, местоблюститель (12.1596 - 02.1597, 27.03. 1597 - 03/04.1598); Феофан I Карикис (02 - 26.03.1597); Неофит II (02.1602 - 01.1603, 15.10.1607 - 10.1612); Рафаил II (02.1603 - 10.1607); Кирилл I Лукарис (11.1612, 4.11.1620 - 12/17.04.1623, 22.09.1623 - 4.10.1633, 12.10.1633 - 6.03.1634, 2.04. 1634 - до 15.03.1635, 10.1637 - 19.06. 1638); Тимофей II (11.1612 - 3.09.1620); Григорий IV (7/12.04.1623 - 16.03.1634); Анфим II (16.06 - 22.09.1623); Кирилл II Контарис (4-11/12.10.1633, 15.03.1635 - 16.06.1636, 20.06.1638 - 06.1639); Афанасий III Пателларий (6.03 - 2.04.1634, 06 - до 10.07.1652); Неофит III (16.06. 1636 - 10.03.1637); Парфений I (7.07. 1639 - до 8.09.1644); Парфений II (8.09. 1644 - 16.11.1646, 29.10.1648 - 16.05. 1651); Иоанникий II (16.11.1646 - 27.10. 1648, 06.1651 - 9.06.1652, 04.1653 - до 6.03.1654, 03.1655 - 31.07.1656); Кирилл III Спанос (06.1562, 03.1654); Паисий I (07.1652 - 04.1653, 03.1654 - 03.1655); Парфений III (27.06.1656 - 24.03.1657); Гавриил II (23-30.04.1657); Парфений IV (1.05.1657 - 06.1662, 21.10.1665 - 9.09. 1667, 03 - 7.09.1671, 1.01.1675 - 29.07. 1676, 10.03.1684 - 20.03.1685); Дионисий III Вардалис (12.07.1662 - 21.10.1665); Климент (9.09.1667); Мефодий III Моронис (5.01.1668 - 03.1671); Дионисий IV Серогланис (11.1671 - 14.08.1673, 29.07. 1676 - 2.08.1679, 30.07.1682 - 10.03. 1684, 03.1686 - 12.10.1687, 08.1693 - 04.1694); Герасим II (14.08.1673 - 12.1674); Афанасий IV (30.07 - 10.08.1679); Иаков (10.08.1679 - 30.07.1682, 20.03.1685 - 03.1686, 12.10.1687 - 3.03.1688); Каллиник II Акарнан (3.03 - 27.11.1688, 7.03.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

За шесть столетий своего существования Спасский собор много претерпел. Наиболее жестокому разгрому от подвергся во время нашествия европейских варваров в 1812 году. Пламя пожара, охватившего собор, было такой силы, что от жара рухнула глава храма. В стенах собора до сих пор можно видеть обгоревшие, закопчённые камни - следы пожара 1812 года. После изгнания французов собор был восстановлен, причём к нему пристроили приделы и изменили завершение. Храм был восстановлен в первоначальных формах в 1950-1960-х годах. В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная на подклете - одна из немногих сохранившихся в Москве построек 16 века. В 1691-1694 годах к ней была пристроена трёхярусная церковь в стиле московского барокко. В её нижнем ярусе располагается престол во имя Знамения Богоматери, во втором - престол во имя св. Архангела Михаила, в третьем - престол во имя св. митрополита Алексия. Эту трёхэтажную церковь называют посто церковью Михаила Архангела. Её строила царица Евдокия Фёдоровна Лопухина (Прасковья Илларионовна) (1669-1731), первая жена Петра I Алексеевича (1672-1725), а поводом для постройки стало рождения наследника престола царевича Алексея (1690-1718). Радостная мать, горя желанием возблагодарить Пресвятую Богородицу, поспешила пожертвовать средства на сооружение церкви в память об этом событии - недаром один из её престолов освящён во имя св. Алексия.  Практически завершённая к 1694 году, она после ссылки Евдокии в монастырь 45 лет простояла не освящённой, " без пения " , и была освящена только в 1739 году. Надвратная церковь Рождества Богородицы, стены и башни монастыря построены во второй половине 17 века. Тогда же были построены настоятельские покои. В подклете церкви Михаила Архангела находится фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец царицы Евдокии, боярин Илларион (Фёдор) Абрамович Лопухин (1638-1713), а также генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин (1711-1757). В 1653 году в Спасо-Андрониковом монастыре в течение четырёх недель содержался в заточении вожак старообрядчества, протопоа Аввакум (Петров) (1620-1681). При Петре I при монастыре было устроено училище для незаконнорожденных детей, а с 1810 года - духовное училище.

http://sobory.ru/article/?object=03109

Впрочем, монастырь вовсе не был захолустным. При нём имелось епархиальное женское училище и школа, здания которых частично сохранились. Ежегодно 10 июля в Деревяницком монастыре проходил широко известный в Новгороде крестный ход. В этот день совершалась память чудотворной Коневской иконы Божией Матери, точный список которой имелся в церкви Успения Пресвятой Богородицы и очень почитался жителями близлежащих селений. После революции Деревяницкий монастырь был закрыт, а его корпуса использовались как склады и для размещения наркологического диспансера. В годы Великой Отечественной войны комплекс Деревяницкого монастыря пострадал не так сильно, как многие другие. Однако на сегодняшний день результаты реставрационных работ 1965 года уже почти незаметны: купола обветшали и зияют дырами, штукатурка со стен во многих места сошла, а стёкла почти все разбиты.  Согласно описи 1583 г., приведенной архим. Амвросием (Орнатским), в Д. м. находились каменные Воскресенский и Успенский храмы, а также деревянная ц. свт. Николая Чудотворца с трапезной. В челобитной насельников 1610 г. названо 3 храма: Воскресенский, Успенский и «великого чюдотворца Николы» (см.: Кадыкин. С. 20). Во время швед. оккупации Новгорода в 1611-1617 гг. Д. м. был «разорен до основания» (Там же). Согласно описи 1617 г., храмы стояли без кровель, церковное имущество разграблено, кельи и ограда сожжены. После 1617 г. Успенская ц., вероятно, не возобновлялась. Были восстановлены Воскресенский храм (к 1620), деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной палатой, началось строительство келий. В 1663 г. Никольская ц. сгорела, но в 1672 г. была возобновлена. В 1693 г., при игум. Маркелле, по благословению митр. Новгородского Корнилия началось строительство деревянной надвратной ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К кон. XVII в. настоятельские и братские кельи, хозяйственные службы и др. постройки также были деревянными. С 1694 г. и в 1-ю треть XVIII в. в Д. м. велись каменные строительные работы, в результате к-рых монастырский ансамбль был полностью обновлен. В 1694 г. был разобран каменный Воскресенский собор, и в 1695 г. по благословению митр. Корнилия «царского Величества ближний боярин и воевода князь Борис Иванович Прозоровский на том же месте завел церковь великую и строил тое церковь три лета из монастырской казны» (ОПИ НГМОМЗ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 145. Л. 1-1 об.). В 1695 г. был заключен подрядный договор с 2 артелями каменщиков, к-рые возглавляли Фома Алексеев из Костромского у. и Никита Киприянов из Ярославского у.

http://sobory.ru/article/?object=00372

18. Иосиф, упоминается около 1558–1563 гг. 19. Иона (в мире Иоанн) Борзобогатый-Красенский 22 , был епископом в 1567–1585 гг. 20. Исаакий Борискович-Черичицкий, хиротонисан в Киеве в 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном, умер в 1630 г. на покое в Киево-Печерской Лавре. 21. Афанасий, а по другим Александр Пузына, 1630–1651 гг. 22. Иосиф Чаплиц, 1651–1657 г.; чрез него митрополит Киевский Иов Борецкий сделал предложение царю Михаилу Феодоровичу принять Украину под своё покровительство. 23. Дионисий Балабан, переведён из епископии Холмской в 1657 г; в этом же году он был избран в митрополита Киевского, но царём Алексеем Михайловичем в этом сане не был утверждён. 24. Гедеон (в мире Григорий) Святополк, князь Четвертинский, с 1657 г. В 1684 г., гонимый униатами, он удалился в Чигирин под защиту Малороссийского гетмана Ивана Самойловича, и 8 июля 1685 г, был избран на митрополию Киевскую. При нём был положен конец зависимости Киевской митрополии от Константинопольского патриарха: он принял посвящение в сан митрополита не от этого патриарха (как до сих пор было), а от Московского патриарха Иоакима в 1685 г. 8 ноября. 25. Афанасий Шумлянский, 1685–1694 гг. 26. Дионисий II (в мире Димитрий) Жабокрицкий, поминат – (только наречённый) епископ Луцкий (двоеженец) и прототроний митрополии Киевской, избран 11 марта 1694 г. В 1702 г. он принял унию; Луцкое братство пожаловалось Петру I и Жабокрицкий был схвачен и заточён 23 . 27. Кирилл Шумлянский, хиротонисан в 1711 г. в Киеве и был последним православными епископом Луцким и вообще на Волыни. Гонимый униатами, он в 1712 г. удалился в Киев; в 1715 г. определён был в Переяславль со званием коадъютора Киевского митрополита, где и умер. Вместе с ним прекратило своё существование и Луцкое православное братство 24 . Литва, завладев в 1321 году западнорусскими областями, не теснит русской народности, но сама усвояет её себе. Когда ещё не существовала Литовская письменность – русская имела уже издавна на церковном наречии библию и богослужебные книги, а на общеупотребительном – не только законодательные, дипломатические и судебные акты, но и летописцев, сохранивших от забвения историю западного русского края и достоверные известия о самой Литве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Основу материального обеспечения монастыря составляли земельные угодья. В 1620-х гг. обитель владела 1582,5 десятинами. Из них 15,75 десятин приходилось на пашню, которую обрабатывали вотчинные крестьяне, и 3,75 десятин - на пашню «наездом», которую пахали монастырские служебники и детеныши. Огромное количество монастырской земли в эти годы находилось в запустении - 1389 десятин бывшей пашни лежали в перелоге и поросли лесом. Непашенный лес занимал 22,5 десятин земельной площади. Около 55 десятин приходилось на сенокосные угодья. На протяжении XVII в. земельные владения Иннокентиева монастыря увеличились. Так, например, в 1694/95 гг. в монастырь из поместья А. М. Скорбеева перешла половина пустоши Ивашево. Часть дохода монастырь получал от сдачи в аренду своих угодий, в первую очередь сенокосных. Так, в начале XVIII в. в аренду монастырским крестьянам отдавались 10 пожен, арендная плата за них составляла от 8 алтын 2 денег до 1 рубля с полтиной. Большое место в хозяйстве Иннокентиева монастыря занимало животноводство. Уже в самой ранней сотной грамоте 1621 г. упоминается коровий двор. В начале XVIII в. на монастырской конюшне стояли 88 лошадей, а на скотном дворе - 93 головы крупного рогатого скота, 47 овец, козел и 2 козы. В монастыре в это время было развито и пчеловодство - внутри монастырских стен находились 5 пчелиных ульев. В хозяйстве Иннокентиева монастыря имелись 2 мельницы. Одна из них располагалась на реке Еде вблизи деревни Меленки, в 1620-х гг. при ней жил монастырский мельник Исачко Кузьмин. Вторая мельница находилась вблизи деревни Блазнино, также на реке Еде: «А поставили ту мелницу Никентьева монастыря старцы по дачи тутошних крестьян блазновскых. А у мелницы два колеса, а в мелничном анбаре уставлены двои жорновы, а над ними два ковши. Да у мелницы дворец. А хором на нем: изба, да две житонки, да сенонка. А мелет-де та мелница в весне да в осень, в большую воду. А средь лета и в зиме не мелет» (55). Опись 1701 г. дает подробное описание монастырских мельниц: «На речке Еде того ж монастыря мельница, а на ней мельник Бориско Макаров, родом того ж монастыря служебничей сын деревни Меленки; зажилого ему на год по десяти алтын да платье. Два анбара, а в них двои жернова да толчея. Мелет в вешнее время на манастырской обиход небольшое число... Да на речке Еде под деревней Меленкой их же монастырская мелница, два анбара, а в них двои жернова да толчея. И та мельница мелет про монастырской обиход вешнею и осеннею водою и по малое число» (Л. 49 об., 51).

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «АРХИВ ЮГО-ЗАПАДНОЙ РОССИИ» («Архив Юго-Западной России, издаваемый Временною комиссиею для разбора древних актов, Высочайше утвержденною при Киевском военном, Подольском и Волынском генерал-губернаторе» - АЮЗР), сб. документов по церковной, политической и экономической истории Украины и Белоруссии XIII-XVIII вв. (К., 1859-1914. 35 т. в 36 кн.). Главным источником для издания АЮЗР служили материалы Киевского центрального архива, а также документы, поступившие в Киевскую комиссию от мон-рей, учреждений и частных лиц. АЮЗР состоит из 8 частей. 1-я ч. (12 т.) посвящена истории Православия в Юго-Зап. России в кон. XV - XVIII в. В этой части опубликованы документы Брестских Соборов , материалы, относящиеся к деятельности архим. Мелхиседека (Значко-Яворского) (Т. 1-3), документы по истории унии и правосл. Церкви в 1648-1798 гг. (Т. 4), материалы, связанные с восстановлением правосл. иерархии в Западнорусской митрополии и подчинением ее Московскому Патриархату (1620-1694). Значительный интерес представляют документы по истории отношений между Западнорусской митрополией и вост. правосл. Патриархами в 1620-1678 гг. (Т. 5), документы 1372-1648 гг. о религ. ситуации в Юго-Зап. Руси, в т. ч. о деятельности социниан (Т. 6), памятники полемики православных с униатами и протестантами в XVI-XVII вв. (Т. 7, 8. Вып. 1), сочинение Киевского митр. свт. Петра (Могилы) «Лифос» с возражениями и замечаниями Кассиана Саковича (Т. 9), документы за 1423-1714 гг. по истории Православия в Галиции (Т. 10), материалы, относящиеся к истории Львовского братства (Т. 11, 12). 2-я ч. (3 т.) включает в себя протоколы и постановления провинциальных шляхетских сеймиков за 1569-1726 гг., в т. ч. документы, характеризующие отношения шляхетства и магнатов к религ. вопросам. 3-я ч. (6 т.) содержит материалы о казаках (Т. 1, 2), гайдамаках (Т. 3), о времени Б. Хмельницкого (Т. 4), о мнимом заговоре 1789 г. рус. правительства, западнорус. крестьянства и правосл. духовенства для «истребления» местной католич. шляхты (Т. 5), а также документы по истории Украины в 1649-1660 гг. из гос. архива Швеции (Т. 6). В 4-й ч. (1 т.) опубликованы материалы по генеалогии укр. и белорус. шляхетских родов с указанием времени их перехода в католичество или унию. В 5-й ч. (2 т. в 3 вып.) содержатся документы за 1432-1798 гг. по истории укр. и белорус. городов (Т. 1), переписка евр. населения Юго-Зап. края во 2-й пол. XVIII в. (Т. 2. 2 вып.). 6-я ч. (2 т.) посвящена экономическому и юридическому положению крестьян на западнорус. землях в XVI-XVIII вв., 7-я ч. (3 т.) - заселению Юго-Зап. России в сер. XIII - кон. XVIII в. В 8-й ч. (6 т.) опубликованы акты, относящиеся к истории местного управления и сословной организации населения (Т. 1, 2), материалы по брачному праву и семейному быту в XVI-XVII вв. (Т. 3), акты по истории землевладения в XV-XVIII вв. (Т. 4, 6), документы укр. администрации XVI-XVII вв. (Т. 5).

http://pravenc.ru/text/76480.html

Аарон определён 2 нояб. 1846; † 15 мая 1857. Серапион определён 6 июня 1857; с … игумен; до 1862 (под управлением архиепископа Гавриила Городкова) . Иннокентий , 1862–69. 12 Терехов Воскресенский, на Оке, ниже Старой Рязани, в XVII веке был приписан к Саввину Сторожевскому; когда основан, неизвестно. Упразднён. [VI, 364.] Игумены Роман , 1520, 34. Симеон , 1576–84. Вассиан , 1588. Геннадий , 1600. Сергий (строитель) 1615. Зосима , 1617–21. Тарасий , 1625 и 26. Геннадий , 1636–43. Порфирий , 1643–54. Строители Феодосий , 1654 и 55. Никон , 1655. Григорий , 1656. Иов , 1657. Иосиф , 1663 и 64. Антоний , 1664 и 65. Гурий Колемин , 1669–71. Иона , 1692–94. Филарет , 1694. Мисаил , 1696. Иаков , 1697. Иосиф , 1698 и 99. 13 Зарецкий Спасский, против Старой Рязани, в XVII веке был приписан к Саввину Сторожевскому. Упразднён. [IV, 136.] Игумены Феодосий , 1535. Никандр , 1646. Никифор , 1650. Строители Никодим определён 2 мая 1651. Тихон , 1652 и 53. Дионисий , 1665. Иона , 1665 и 66. Боголеп определён в янв. 1681. Феодосий , 1694. Пахомий , 1695. Александр , 1699. 14 Переницкий Троицкий (в Старо-Рязанском стане), в XVII веке приписан к Саввину Сторожевскому. Упразднён. 111 Игум. Дионисий , 1646. Строит. Тихон , 1652. – Никифор , 1698. – Иринарх , 1699. 15 Жерновский Никитский (в Старо-Рязанском стане) в исх. 1680 был приписан к Ново-Иерусалимскому. Упразднён. [IV, 118.] Игумены Пётр , 1636–39. Дионисий 1649. Игнатий , 1661. Илия , чёрный поп, в июле 1662. Илия , 1672. Тихон , 1677. Филагрий (строитель) в нояб. 1680. 16 Федосеева Благовещенская пустынь (Рязанского уезда, Мещерской стороны), на озере Велие, существовала 1535; в половине XVII века была приписана к Рязанскому архиерейскому дому. Упразднена. 112 Игумены Геронтий , 1553. Зосима , 1574. Серапион , 28 дек. 1586. Пётр , 1620. Авраамий , 1624. Строители Александр , 1630. Боголеп , 8 янв. 1653. Антоний , 1672–80. [Старорязанской Благовещенской пустыни строитель Манассия † 11 дек. 1763.] 17 Нищевский Покровский, в Рязанском уезде, приписан к Новоиерусалимскому; в 1764 упразднён. [V, 337.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Старые Кузьменки) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Старые Кузьменки принадлежит к типу «палатного» церковного зодчества, увенчан декоративным пятиглавием, построен в 1694 году. Трапезная с Троицким и Никольским приделами и шатровая колокольня построены в псевдорусском стиле вместо старых в 1860 году. Содержание История [ править править код ] Село Кузьминское на речке Городенке, с храмом во имя Успения Богородицы — вотчина серпуховского Высоцкого монастыря — впервые упоминается в 1555 году. Тогда село было местным центром и существовало, как видно, уже немалое время, так как при нем значатся деревни и починки (между прочими, сохранившиеся поныне Тверетиново и Окулово).Успенский храм, видимо и тогда был «древяной клетцки», как он описан в документе 1627 года. В 1620 году в приходе села Кузьминского состояли деревни Рыжикова, Петровская и Глубокая. В 1694 году, 17 сентября, выдан был антиминс во вновь построенную, существующую и сегодня каменную Успенскую церковь. Вероятно в последующие времена, к ней были приставлены колокольня и трапезная. Кирпичные стены последних, в отличие от собственно храма, не имели железных связей, что повлекло за собой крайнюю ветхость постройки к середине XIX века. С 1705 года на большой московской дороге из села выделяется деревня Кузминская — позднее Кузьмёнские выселки или Новые Кузьмёнки. Там, в 1849-1855 годах старокузьмёнские прихожане при участии крестьян деревни Верхние Велеми (соседнего прихода погоста Ивановой горы) пожелали строить часовню для сбора средств на ремонт ветхостей их церкви. Однако они не получили разрешения епархиальных властей, рассудивших, что цель данного строительства недостаточно благочестива. Указом Консистории от 25 июня 1857 года в Успенском храме было приостановлено богослужение. Месяц спустя кузьмёнские прихожане добиваются отмены этого указа и начинают ремонт своего храма. К 1862 году в селе были заново сооружены церковные трапезная и колокольня, а также построены приделы — южный во имя Живоначальной Троицы и северный — святителя Николая.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

Среди служебных монахов были конюший, подкеларщик, чашник, житейный, поваренный, хлебодар, будильник, нарядник, воротейный, хлебенной заводчик, 4 вытчика, мукосей и др. Монастырских служителей-бельцов насчитывалось 29 чел.: стряпчий, подьячий, 6 слуг, 5 конюхов, 4 повара, столяр, гвоздарь, кузнец, бочкарь, часовод, каменщик, огородный, трудник, келейник, келейник казенной кельи, 2 трапезных работника. Все монашествующие содержались на денежном окладе, а бельцы - еще и на хлебном, получаемом от оброка с монастырских дач, а также от крестьян. Архимандрит получал в год 10 р., казначей - 5 р., ризничий 5 р., уставщик 3 р., простые иеромонахи и иеродиаконы - по 3 р., псаломщики - по 1 р. 26 алтын, пономари - по 2 р. (сверх того за выпечку просфор им полагалось по 13 алтын и 3 деньги), конюшенный и хлебенный - по 3 р., проч. прислужники - по 2 р. или 1 р., больничне монахи - по 1 р. Уставщик получал 3 р. 16 алтын и 2 деньги. Из бельцов стряпчий получал 15 р., подьячие - по 5 р., др. служители - по 3, 4 или 5 р. Всего жалованья на 53 чел. полагалось 146 р. 20 алтын ( Макарий (Миролюбов). 1999. С. 411-412). В 1895 г. в Н. Б. м. проживали 32 чел., в т. ч. архимандрит, казначей, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, белый священник, диакон. Настоятель, как правило, имел сан архимандрита, о чем свидетельствуют первые монастырские акты 90-х гг. XIV в. В кон. XVI в. Н. Б. м. управлял строитель, затем в источниках вновь фигурируют архимандриты. Даже после 1764 г., когда по штатам обитель была отнесена к 3-му классу с игуменским настоятельством, возглавляли Н. Б. м. в основном архимандриты. Среди настоятелей XIV-XVII вв. известны: архимандриты Иона (1393), Малахия (1399-1446), Сергий (1478), Иосиф I (1542?), Исаия (1554), Иона (1565?), Иосиф II (1584), строитель Симон I (1584), архимандриты Левкий (1587?), Максим (1588), Иосиф III (1589 и 1593), строитель Симон II (Карпов; 1593-1606), архим. Трифон (1603-1604), строители Симеон (1607-1612), Дионисий I (1613), архимандриты Маркелл (1614), Геннадий I (1620-1624), Дионисий II (1625-1626), Ферапонт I (1626), Дионисий III (1630-1631), Иона II (1632-1635), Онуфрий (1635-1636?), Вениамин (1636-1638), Тимофей (1638 и 1640?), Ферапонт II (1640-1649), Антоний (1649-1651?), Сергий II (1651-1654), Пафнутий (1659-1680), Никифор (1680-1682?), Нил (1684), Иоасаф (1684-1686), Иринарх (1688-1694), Игнатий (1694-1698), Никифор (1698-1699), Аарон (1698-1709).

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Полемический антилат. характер имеет соч. «Κατ το σχσματος τν παπιστν» (Против схизмы папистов) иером. Максима (Мануила) Пелопоннесского († между 1621 и 1630), принадлежавшего к кругу патриарха Мелетия Пигаса. Оно было написано в 1620 г. и напечатано по инициативе патриарха Досифея II Иерусалимского в 1690 г. в Бухаресте. 3-я гл. сочинения, направленная против нек-рых решений Тридентского Собора, разделяется на 3 части, в к-рых автор выступает против употребления опресноков, протестует против лишения мирян, вопреки свидетельствам Свящ. Писания, евхаристической Чаши и касается вопроса о времени преложения Даров, утверждая, что пресуществление, или преложение (он использует оба термина), происходит во время призывания Св. Духа. Сочинение иером. Максима было прислано в Москву в 1694 г. и переведено на слав. язык (перевод содержится в ркп. ГИМ. Син. 490, кон. XVII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. C. 483-489). Христос Великий Архиерей. Икона. 1691 г. Иконописец П. Билиндин (УИХМ) Христос Великий Архиерей. Икона. 1691 г. Иконописец П. Билиндин (УИХМ) Ряд символических памятников XVII в. открывает обширное «Исповедание Восточной, Кафолической и Апостольской Церкви» Митрофана (Критопулоса) († 1639), патриарха Александрийского с 1636 г. В 1617-1630 гг. буд. патриарх Митрофан по инициативе Кирилла I Лукариса, бывшего в 1601/2-1620 гг. патриархом Александрийским, предпринял длительное путешествие по европ. странам с целью получения образования. В 1625 г., во время пребывания в Хельмштедте (Германия), по просьбе университетских профессоров Георга Каликста и Германа Конринга, Митрофан составил свое «Исповедание...», в к-ром изложил учение правосл. Церкви по отдельным спорным пунктам, дистанцируясь и от лютеранства, и от католичества. При этом он старался воздерживаться от схоластической терминологии, использовавшейся тогда в равной мере и католиками, и протестантами, и пытался говорить на языке греч. отцов. Однако в вопросе о числе таинств он все же сделал уступки протестантизму, т. к. провел различие между 3 таинствами, необходимыми для спасения - Крещением, Е. и Покаянием - и 4 остальными таинствами (гл. 5 «Исповедания...»), объясняя это тем, что 3 главных таинства суть «прообразование» (τπος) Пресв. Троицы и притязают на то, что их установил Сам Христос.

http://pravenc.ru/text/351651.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010