Здесь предлагается список Начальствовавших в сей Академии от заведения оной до последних времен. По основании Братских школ при новой Богоявленской церкви, устроенной на дворе, данном для оных Анною Гугулевичевною, с 1615 года начальствовавшими в оных были: 1 . Иеромонах Исаия-Копинский, в 1620 году посвященный во Епископа Перемышльского. 2. Иеромонах Кассиан Сакович с 1622 г., но он отступил в Унию, и в оной был Архимандритом Дубенским, а противу православия писал много ругательных книг. 3. Иеромонах Тарасий Земка, в 16З1 г; потом взят в Проповедники и Типографы Киево-Печерской Лавры и там 16З2 г. Сентября 13 скончался. РЕКТОРЫ КИЕВСКОГО БОГОЯВЛЕНСКОГО УЧИЛИЩА. 4 . Исаия Трофимович–Козловский Иеромонах и с 16З2 г. первый Ректор и Богословии учитель в сих школах, названных с того времени Училищною Коллегиею. В 1633 г. он посвящен во Игумена Киево-николаевского Пустынного монастыря с оставлением в Ректорском звании до 1638 г; скончался 1651 г. Марта 15 и погребен в Николаевском монастыре. 5 . Софроний Початский с 1638 г., а в 1640 г. переведен в Молдавский Ясский монастырь и там скончался. 6 . Игнатий Оксенович-Старушич с 1642 г. 13 Мая и в том же году переведен в Выдубицкий монастырь, а в 1650 г. Июля 12 посвящен во Епископа Белорусского и в сем же году там скончался. 7 . Иосиф Кононович-Горбацкий с 1643 по 1648 г., потом переведен в Златоверхомихайловский монастырь, а в 1650 г. посвящен во Епископа Белорусского, и там скончался неизвестно когда. 8 . Иннокентий Гизель с 1648 г; с 1650 г. Марта был Кириловским, а с 1652 г. Николаевским Игуменом; с 1656 г. Архимандритом Киево-Печерской Лавры и там скончался 1684 г. февраля 24. Он по завещанию Митрополита Петра Могилы именовался Благодетелем и Попечителем Киевских училищ. 9 . Лазарь Баранович с 1650 г. до 1657 г. был вместе и Ректором, и Кириловским Игуменом, а сего года произведен во Епископа Черниговского: но и по произведении в сем году именовался еще Ректором Киевским; скончался Архиепископом в Чернигове 1694 г. на покое. |
Москва. Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь была поставлена в XVI в. как приходская в слободе бронников, мастеров - оружейников, делавших брони и холодное оружие для войск. В XVII в. церковь обозначалась уже просто " на Бронной " (имелась в виду улица). Существующее здание датируется 1652 и 1665 г. Архитектурный ее облик больше соотвествует 1665 г. Двусветный четверик храма венчало пятиглавие, поставленное на ряды кокошников. С востока к нему примыкал алтарь, с запада - одноэтажная трапезная и шатровая колокольня. Храм построен по древним традициям: монументальный четверик; килевидные кокошники читающиеся как закомары; пятиглавие с укрупненным световым барабаном и шлемовидными главами; перспективные порталы с килевидным завершением. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, дополненным в нижней части цилиндрическими сводиками, на которые опираются глухие главы. Внутри храм соединен со сводчатой трапезной тремя арочными проемами. Северная стена трапезной прорезана широким проходом в Никольский придел. Никольский придел состоит из двусветного четверика, увенчанного одной главой на двухъярусном восьмигранном барабане, пониженной трехчастной апсиды и трапезной. Смотрится как самостоятельный храм. Закончен в 1694 г., снаружи обработан в традициях московского барокко (особенно характерны наличники). Предположительно его основание - ранний храм 1620 г. В 1740-х гг. была воздвигнута новая колокольня - трехъярусная, грузноватая. Нижний ярус вместе с палатками составил своего рода притвор. В 1837 г. в трапезной размещен придел Митрофана Воронежского. В 1867 г., согласно работе Н.П.Розанова, в храме хранилась икона св. Иоанна Богослова, вклад царя Михаила Романова. В 1932 г. церковь была закрыта и отдана под склад соседнему Камерному театру. В храме был устроен склад декораций и столярный цех. При зксплуатации были утрачены главы, апсиды основного храма и декор. В стене сделали большой пролом, окна заложили. В 1950-х церковь была признана архитектурным памятником и поставлена на реставрацию, которая продолжается до настоящего времени. |
воевода князь Иван Леонтьев Шеховской; в 1620 г. осадный голова Юрий Савин; в 1624 г. осадной голова Богдан Внуков; – боярин Михаил Александрович Ногово производил «денежные роздачи помесново и денежного верстанья; – в 1636 г. Тверитянин Давид Кудрявцев; в 1633 г. он же, в 1624 г. на место Кудрявцева отпущен в Рузу ржевитянин Иван Федоров Рябинин; в 1635 г. ржевитянин Григорий Васильев Замыцкой; в 1639 г. воевода князь Дмитрий Данилович Шеховской; в 1641 г. губной староста Григорий Савин; в 1647 г. Ярославца Малого князь Димитрий Борисович Шеховской; в 1650 г. Богдан Иванов Бельский; в 1659 г. губной староста Спиридон Второво; в 1661 г. Игнатий Заграниц, а «в 1670 г. На место Загрянина велено быть кашницу Богдану Максимову Толкачеву»; в 1674 г. воевода Максим Иванов Завалишин «отпущена, за службы и за полонное терпенье сына его Кирилла в мае 20 ч. 1179 г. в наказе написан Сыном», в 1673 г. ноября в 16 день отпущен за службу жилец Матвей Афонасьев сын Кучин, в наказе написан воеводою»; в 1677 г. руженин Гавриил Стефанов Казанцев; в 1679 г. Иван Фомин Дубасов; в 1682 году руженин Микифор Васильев сын Белой; в 1684 г. «жилец» Федор Григорьев Пестряков, «отпущен за службу и за рану отца его»... А «июля в 16 день 7192 г. велено отпустить на место Пестрикова жильца Ивана Иванова сына Усова за его службу и за побитых под Чигириным людей его трех человек и отбитых телег с рухледью, а переменить прежнего как два года минет»; «и 7193 года декабря в 7 день по заручной челобитной русских помещиков и вотчинников и ружан городских людей Федору Пестрякову в Рузе велено быть три года»; в 1688 г. жилец Иван Иванов сын Усов, а в 194 году велено отпустить клиненина Семена Семенова Зорина «за службу и за смерть сродников его»; в 1688 году воевода Семен Зорин, «а на его месте был воеводой Дементьян Владимирович Власьев»; в 1694 году стряпчей Анисим Григорьев Ступишин. 375 IV. Число церквей В г. Рузе до литовского разоренья находились следующие церкви: внутри города: 1) соборная церковь Воскресения Христова; 2) Св. |
Обстоятельства присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату являются для нас важным историческим уроком. Они еще раз напоминают, что в любых обстоятельствах, при любой политической конъюнктуре Церковь Христова, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим 3, 15), должна стремиться к соблюдению незыблемых канонических устоев. Ведь никакое отступление от церковных правил, какими бы благими целями оно не оправдывалось, не проходит бесследно. Прегрешения политиков и иерархов, совершенные в XVII веке, бумерангом возвращаются к нам, их потомкам, ставя и нас перед серьезным выбором. Сумеем ли мы достойно ответить на этот вызов? Все даты приводятся по старому стилю. I. I. церква: Нариси з церкви: У 2 т.: Т. 1-2. 1993. С. 198. Власовський Нарис Церкви. Т 2: (XVII ст). Нью-Йорк, 1956. С. 302. Цит. по: Шевченко О. М. Про niдnopядkybahhя Московському nampiapxamy hanpukihцi XVII icmopuчhuй журнал. N 1(394). Ciчehь - лютий, 1994. С. 54. Власовський Op. cit. С. 109-110. Цит. по: Полонська-Василенко Н. Icmopiя У 2 т. Т. 2. Biд середини XVII cmoлimmя до 1923 року. 1992. С. 194. Грушевський М. С. Переяславська умова з Москвою 1654 року. Cmammi й тексти/Грушевський М. С. Хто maki i чого вони хочуть. 1991. С. 60-69. Полонська-Василенко Н. Op. cit. Т. 2. С. 39-40. I. I. Op. cit. С. 174-175. Полонська-Василенко Н. Op. cit. Т. 2. С. 196. I. I. Op. cit. С. 179. Терновский С. Исследование о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату. Киев, 1872. С. 89. Там же. С. 91-92. См.: I. I. Op. cit. С. 182. Полонська-Василенко Н. Op. cit. Т. 2. С. 196. Яковенко С. Г. Западнорусская Церковь в последней трети XVII в. В кн.: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга седьмая. М., 1996. С. 536. Архив Юго-Западной России, издаваемый временною комиссиею для разбора древних актов, высочайше учрежденною при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе (далее - АЮЗР). Часть первая. Том V. Акты, относящиеся к делу о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату (1620-1694). Киев, 1872. С. 42. |
Антоний IV 1389-1390, 1391-1397 Каллист II Ксанфопул 1397 Матфей I 1397-1410 Евфимий II 1410-1416 Иосиф II 1416-1439 Митрофан II 1440-1443 Григорий III Мамма 1443-1450 Афанасий II 1450-1453 Геннадий II Схоларий 1453-1456, 1458, 1462-1463 Исидор II Ксанфопул 1456-1457 Софроний I Сиропул 1463-1464 Гehhaдuй II Схоларий 1464 Иоасаф 1464, 1464-1466 Марк II 1466 Симеон I 1466, 1471-1474, 1481-1486 Дионисий I 1466-1471, 1489-1491 Рафаил I 1475-1476 Максим III 1476-1481 Нифон II 1486-1488, 1497-1498, 1502 Максим IV 1491-1497 Иоаким I 1498-1502, 1504 Пахомий I 1503-1504, 1504-1513 Феолипт I 1513-1522 Иеремия I 1522-1545 Иоанникий I 1546 Дионисий II 1546-1555 Иоасаф II 1555-1565 Митрофан III 1565-1572, 1579-1580 Иеремия II 1572-1579, 1580-1584, 1587-1595 Пахомий II 1584-1585 Феолипт II 1585-1586 Матфей II 1596, 1598-1602, 1603 Гавриил I 1596 Феофан I 1597 Неофит II 1602-1603, 1607-1612 Рафаил II 1603-1607 Тимофей 1612-1620 Кирилл I Лукарис 1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638 Григорий IV 1623 Анфим 1623 Кирилл II Контар 1633, 1635-1636, 1638-1639 Афанасий III Пателар 1634 Неофит III 1636-1637 Парфений I 1639-1644 Парфений II 1644-1646, 1648-1651 Иоанникий II 1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656 Кирилл III 1652, 1654 Паисий I 1652-1653, 1654-1655 Парфений III 1656-1657 Гавриил II 1657 Парфений IV 1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685 Дионисий III 1662-1665 Климент 1667 Мефодий III 1668-1671 Дионисий IV Муселим 1671-1673, 1676-1679, 1682-1684, 1686-1687, 1693-1694 Герасим II 1673-1674 Афанасий IV 1679 Иаков 1679-1682, 1685-1686, 1687-1688 Каллиник II 1688, 1689-1693, 1694-1702 Неофит IV 1688 Гавриил III |
1. Игумены Преподобный Мефодий, основатель монастыря, скончался 1392 года июня 14 дня. Иоаким, начальствовал на Пешноше около 1468 года. Паисий упоминается около 1511 года. Гурий Заболотский, строитель, упоминается в 1539 году; потом произведен в архимандрита Симонову монастырю; в 1543 хиротонисан во Епископа Смоленского и Брянского; в 1555 году оставил Епископию. Тело его покоится в Пешношском монастыре. Варсонофий Святый, постриженник Московского Андроньева монастыря. откуда произведен на Пешношу в игумена в 1547 году, а в 1556 году поставлен архимандритом Спасопреобраежнского монастыря, что в городе Казани. В 1563 хиротонисан во Епископа Тверского, а в 1576, быв в помянутом монастыре на покое, скончался. Мартирий упоминается в 1566 и 1567 годах. Герман, в 1585 и 1586 годах. Левкий начальствовал около 1598 до 1607 года. Иона упоминается 1613 года. Нектарий Вязмитин 74 с 1620 строителем, а с 1621 игуменом; в 1633 году июня 29 дня произведен в архимандрита Троицкому Сергиеву монастырю. Авраамий известен от 1641 до 1647 года. Тихон, от 1648 по 1653 год. Мисаил упоминается в 1663. Варлаам в 1664 и 1665 годах. Гурий с 1667 года. Тихон в 1681 и 1682 годах. Корнилий, поступивший из архимандритов Дмитровского Борисоглебского монастыря, начальствовал на Пешноше с 1683 по 1691 год. Иоасаф, скончался в 1693 году. Иосиф, архимандрит, начальствовал в 1694 и 1695 годах. Феодосий, архимандрит, с титулом духовного настоятеля, в 1696 и 1697 годах. В братском синодике значатся еще игумены Марк, Онисим, Евфимий, Даниил, Иосиф и Иаков; но без означения, в каком монастыре они начальствовали. 2. Строители Исаия Даниловский, Троицкого Сергиева монастыря иеромонах, в 1700 году. Викентий Ченцов, иеромонах, упоминается 1710 года. Сергий Свечин, соборный старец Троицкого Сергиева монастыря, около 1715 года. Феоктист Второв, иеромонах, 1716 года. Иларион Ремезов, иеромонах и соборный старец того же года. Варлаам Москвитин, иеромонах и соборный старец, 1717 года. Иринарх Щербак, иеромонах, упоминается в следующих годах по Варлааме. |
Ильинский Троицкий , в 1 в. от Чернигова. Основан в 1069 г.; в 1239 г. был разрушен Батыем; в 1694 г. восстановлен; в 1790 г. обращен в архиерейский дом. Здесь находится чудотворная Ильинская – Черниговская икона Божией Матери. Она была написана иноком Геннадием (Дубенским) в 1658 г. Богоматерь изображена на иконе в полурост; лик Ее написан в греческом стиле; на левой руке Ее покоится Богомладенец, благословляющий правой рукой, левая же Его рука лежит на Его левом колене; на главах Богоматери и Богомладенца находятся царские короны. На трех финифтовых дощечках, укрепленных внизу иконы, находятся следующие надписи: на первой – „Сей святый образ Божией Матери, именуемый Илиинскою – Черниговскою, написан 1658 года“; на второй – „Чудодейственное течение слез на оном образе видимо было 1662 года с 15 по 24 число месяца апреля“; на третьей – „В 1662 г. было нашествие татар на град Чернигов, но к сему чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин“. Ильинская икона Богоматери источала и источает множество чудес и доселе 100 . Великое усердие народа особенно проявляется к сей иконе в следующие дни: в день Пресвятой Троицы (храмовой день), 16 апреля (день прославления ее) и в день пророка Илии. Климовский Покровский , единоверческий, 1 кл., в 20 в. от г. Новозыбкова. Обращен в единоверие в 1847 г. Петропавловский , 2 кл., общ., в 24 в. от г. Глухова, при р. Клевени. Он известен с пол. XVII в., но, по преданию, был основан в 1230 г. Мон. каменный собор во имя свв. апп. Петра и Павла построен св. Димитрием Ростовским , бывшим здесь игуменом, и освящен им в 1697 г. К мон. приписана Николаевская пуст., находящаяся в 3 в. от мон.; сюда св. Димитрий Ростовский уединялся для своих трудов – составления Четиих-Миней, окончив (в 1695 г.) печатание 2-й четверти их и положив начало приготовления 3-й книги (мар., апр. и май); здесь же существует колодезь, ископанный самим св. Димитрием. Рыхловский Пустынно-Николаевский , зашт., в 40 в. от уез. г. Кролевца. Известен с пол. XVII в. Здесь находится чудотворная икона св. Николая чудотворца, явившаяся в 1620 г. По преданию, один священник, сделавшись больным, крикнул по-польски „рыхло! рыхло! (что значит – скоро, скоро) везите меня к иконе“, где и получил исцеление. Посему чудотворная икона и обитель и стали называться „Рыхловской“. Мон. величественный трехпрестольный собор во имя св. Николая чудотворца освящен в 1760 г. В алтаре находится замечательная по замыслу и художественному исполнению литая дарохранительница, представляющая в фигурах Христово воскресение; сооружена она в 1749 г. Близ мон. сохранились древние пещеры. Ежегодно 2 окт. совершается торжественное перенесение чудотворной иконы св. Николая чудотворца в г. Кролевец на 20 дней. При мон. школа для мальчиков-сирот с общежитием и полным содержанием от монастыря. |
Варлаам Маевский , 1761–63, перев. в Калужский Лаврентиев. Паисий , наместн. Чудова монастыря, в янв. 1764. После в Московской Давидовой пустыне. 8 Спасский, под городом Севском, основан в 1619 г.; по штатам 1764 г. положен в 3-м классе, но вскоре обращён в архиерейский дом Севских епископов. [VI, 257.] Архимандриты Корнилий , основатель, в 1690 перешёл из упразднённого Новгород-Северского Спасского монастыря, вместе с монахами; до 1626. Зосима , в апр. 1626. Маркелл , 1646–51. Аркадий , в февр. 1652. Ефрем , в мае 1654. Моисей , 1657. Иоасаф , 1674–82. Авраамий , 1684–88. Пафнутий , 1689. Иоасаф , 1691–1705. Игнатий , 1706–18. Пафнутий , 1719–22, отрешён. Варлаам , 1722–25. Иларион 20 авг. 1725 перев. из Столбовского; до 1727. Варлаам , 1727–39. Платон Петрункевич , 1740–42, в мае перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Иларион , 1744–49. Нектарий ... Феодосий Сморжевский определён 1757 из Китайских миссионеров; † 1758 ... Иннокентий Григорович , бывший строит. Песношский, определён 29 июля 1758, а в 1760 перев. в Серпуховский Высоцкий мнтрь. Пахомий в 1760 прислан из Москвы (sic); был очень стар и вскоре † … Иакинф Карпинский в начале 1761 перев. из Переяславль-Залесского Даниилова монастыря, а в 1767 – в Рыльский Николаевский. 9 Оптин Троицкий, под городом Волховом, возобновлён в 1620 г.; архимандрия с 1705. Ныне заштатный. [V, 367.] Игумены Филарет , 1653. Никодим , 1661. Константин , 22 нояб. 1678, в янв. 1680. ?( Варлаам , 1680). Моисей , 30 сент. 1681. Константин , 14 апр. 1684. Пафнутий , 1685–88. Герман , 1694–1703. Симеон , 1703 и 4. Архимандриты Сергий , 1705–9. Лаврентий , 1725–27. Никодим , 1729, 1737–65. С 27 июня 1779 строители. Строители Трифиллий , 1781. Авраамий , 1796, 99. Ириней , игум., в июне 1799. Христофор Еммауский определён 29 сент. 1834, из вдовых священ., а 21 мар. 1836 перев. в Чолнский Спасский. Венедикт в апр. 1839 перев. из Свенского, а в 1842 – в Тобольский Знаменский. Макарий Глухарев , из Алтайской миссии, в 1843–49; † 1850. Иеремия , 1849–67. |
волынский депутат Лаврентий Древинский, – монахов, непреклонных на унию, ловят и бьют, хватают на дорогах и бросают в темницы». Униаты стремились завладеть православными кафедрами, церквами и монастырями с их именьями и доходами. После брестского собора они удержали за собой митрополичью (с кафедрой в Вильне) и пять епископских кафедр: полоцкую, пинскую, владимиро – брестскую, луцкую и холмскую; по смерти православного епископа Михаила они завладели и перемышльской епархией, так что у православных оставался лишь один львовский епископ. Поставленные для них в 1620 г. вновь митрополит и епископы (шесть) не были признаны законными и (кроме митрополита и львовского епископа) не могли водвориться в своих епархиях. С 1625 г. смоленская епархия, взятая в 1611 г. поляками, отдана была униатам и православные не имели здесь епископа до 1657 г., когда Смоленск был опять в руках русских. При Владиславе IV высшая православная иерархия получила законное право на существование; но без притеснений дело не обошлось и тогда: перемышльская, луцкая и Львовская епархии были уступлены православным (1632), но униаты не оставляли попыток завладеть ими (Ааанасий Крупецкий перемышльский, Рафаил Корсак галицкий). По Зборовскому договору 1649 г. холмская епархия была передана православным (1650), но чрез год снова отдана униатам (1651). В конце XVII в. от православных отошли епархии Львовская, перемышльская и луцкая с переходом их владык в унию (львовского Иосифа Шумлянского 1677 – 1708, перемышльского Иннокентия Винницкого в 1680 – х годах, луцкого Афанасия Шумлянского 1688 – 1694 тайного униата и Дионисия Жабокрицкого, нареченного епископа с 1695 г., явно перешедшего в унию). В руках православных в пределах Польши тогда была одна белорусская епархия (могилевская или Мстиславская), учрежденная в 1632 г.; но с 1678 г. она оставалась без епископа: в 1680 г., православные избрали было на нее кандидата, но король не утвердил его; в 1692 г., когда они просили короля дать им епископа, получили ответ, что, если хотят униата, то он прикажет поставить, а православного не дозволит; в 1697 г. |
Старые Кузьмёнки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. «По дороге на Серпухов, немного в стороне от Симферопольского шоссе, справа, - небольшой скромный сельский храм села Старые Кузьмёнки, Успенская церковь (1694). Она лишь на пять лет «моложе» Зачатьевской церкви в Знаменском на Лопасне и относится к тому же типу приходских храмов, который был особенно распространен в московском зодчестве середины XVII века. Здесь такие же чисто декоративные (несветовые) барабаны пятиглавия, те же полукруглые кокошники, отсеченные карнизом, только вместо поребрика Успенская церковь украшена пояском небольших квадратных филенок. На южном фасаде храма два простейших фигурных наличника с килевидным очельем, с северной стороны церковь украшена одним наличником, но более нарядным по рисунку. Оригинально его треугольное завершение из балясинок. И еще одна оригинальная черта: на южном портале – балясинки вместо обычных «дынек». В сельской Успенской церкви нет той четкости и правильности линий, которые характерны для усадебной Зачатьевской. Там как будто по линейке и циркулю работали, здесь же больше «на глазок». Некоторые окружности далеки от правильной формы, линии неровны, отдельные детали декора в иных местах кажутся вылепленными неуверенной рукой непрофессионала. Но тут не небрежность, а какая-то почти детская наивность украшения. Все это вовсе не портит церковь, а придает ей особое обаяние. Перед нами именно сельский храм, со всеми присущими ему чертами, вплоть до отмеченных особенностей обработки фасадов. Трапезная и колокольня церкви в Кузьмёнках сооружены во второй половине XIX века в формах, близких архитектуре XVII столетия». М.М. Дунаев «К югу от Москвы», М., 1978 г. Село Кузьминское на речке Городенке, с храмом во имя Успения Богородицы — вотчина серпуховского Высоцкого монастыря — впервые упоминается в 1555 г. Тогда село было местным центром и существовало, как видно, уже немалое время, так как при нем значатся деревни и починки (сохранившиеся поныне Тверетиново и Окулово). В 1554-1555 гг. они были выменяны царём у монастыря на другие селения и пошли в поместную раздачу. Успенский храм, видимо и тогда был «древяной клетцки», как он описан в документе 1627 года. В 1620 г. в приходе села Кузьминского состояли деревни Рыжикова, Петровская и Глубокая. |
| |