Редриковы , с начала XV в. и позже, Переяславский уезд, где существовало селение Редриковы Горы [см. Самосадский] Редрик – рыжий бычок Редров Асташ Дементьевич, бывший холоп, 1495 г., Новгород Редрый – рыжий, буроватый Редька, Редькины : Редька Андреевич Семичев [см. Семичев], 1564 г.; кн. Владимир Васильевич Редька Мещерский, середина XVI в. [см. Горох] Резановы , помещики, несколько человек, 1568 г., Ярославль Резаный Александр Федорович Дмитриев, середина XVI в. Резвецов Иван, помещик, 1542 г., Московский уезд Резвый Иван Ефимов, пушкарь, 1640 г., Углич Резуев Иван Степанович, 1608 г., Нижний Новгород Ремезов Семен, крестьянин, 1495 г., Новгород; Армении [см. Армении] Иванович, 1578 г., Москва Ремез – мелкая птичка юрок, дубровка или синичка Ременников Суббота [см. Суббота] Яковлевич, 1568 г., Ярославль; Кирилл Ременников, крестьянин, 1564 г., Олонец Ренев Степан Михайлович, дворянин, 1636 г. Репа Федор Семенович, крестьянин, 1524 г., Кострома Репей, Репьев : Дмитрий Иванович Репей Плещеев [см. Плещей], 1644 г.; Третьяк [см. Третьяк] Григорьевич Репьев, 1594 г.; Константин Васильевич Репьев, 1539 г., Ростов; Репьевы, XVI в., Муром и Новгород Репех, Репеховы : Иван Репех, землевладелец, 1425 г., Углич; Алексей Матвеевич Репехов, подьячий, 1562 г. Репников Иван, 1608 г., Нижний Новгород Репня, Репнины : кн. Иван Михайлович Репня Оболенский, боярин, 1513–1523 гг.; от него – князья Репнины Репня – похлебка из репы, тюря Репуй, Репуевы : крестьяне, 1498 г., Новгород Репчук Карпович Клементьев, 1556 г., Кашира [Ср. Чепчуг] Репьяк Семен Яковлевич, крестьянин, 1564 г., Олонец Репьяк – репей, репейник Ресины см. Ряса Ресница ( Рясница ): Иван Игнатьевич Плещеев [см. Плещей], середина XV в.; Иван Игнатьевич Бяконтов [см. Бяконт] Феофанов, середина XVI в. [см. Дорога] Реткин Семен Иванович, 1550 г., Медынь Ретюнский Филипп Астафьевич, 1584 г., Москва Реут, Реутов : Юрий Реут, крестьянин, 1495 г., Новгород; Авксентий Реутов, дворцовый дьяк, 1550 г. [см. Теприцкий] Реут – большой колокол

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

83 . Стихиры с нотами Богородичных и Святительских некоторых праздников, с февраля по сентябрь. Греческая. 84 . Стихиры с нотами Господских и Святительских некоторых праздников, с декабря по февраль. Греческая. 85 . Феофила Коридалеа схоластика толкование на Метафизику Аристотелеву. Греческая. 2 книги. 86 . Его же Филозофия греческая. 4 книги. 87 . Логического и филозофского учения. Греческая. 88 . Архитектура гражданская. 89 . Краткая гражданская архитектура. 90 . Краткое обучение о пяти колоннах. 91 . История на арабском языке о Имаме Шафе. (Кера рук. 1).. 92 . Homeri Hias. Graece. Incompl. 93 . Перевод с указу короля француского Лудвика XIV из устава адмиралтейского. В осмуху листа 94 . Extrait de la bibliotheque de dames. Francois et allemand. 1735. (Остермана 18). 95 . Collegium metaphysicum Strahleri. German. Halae, 1724. 96 . Книга о Фортификации. Три части. 97 . Краткое описание о морской науке. 3 части. 98 . Краткое описание о гидрографии. 99 . Краткое описание о сфере армилиярной. 100 . О употреблении глобуса земного и небесного. 101 . О употреблении компаса пропорционалного. 102 . Персицкие пословицы. (Кера рук. 7). 103 . Часть Алкорана. На арабском языке. (Кера рук. 12). Сверх сего имеетца на азиацких языках 59 книг, которых, за неимением описи, каждую порознь означить неможно. Реестр 8-ой (Н) проданным в силу Коллежского от 8 июня 1777 года указа архивским излишним печатным разноязычным книгам по оценке г. статского советника Миллера А. ПОД ПРИСМОТРОМ ПЕРЕВОДЧИКА СТЕПАНА АДВИНОВСКОГО Libri theologici In folio Руб. коп. 1. Biblia sacra Sebastiani Castellionis, 1556. . . 2. La St. Bible. A Amsterd., 1669. C. fig. Vol. 2 . 3. Biblia Polonica lingua interpretata. Cracov., 1599 4. Novum Testamentum. Graece et latine 5. Consilia generalia ecclesiae Catholicae. Graece et latine. Romae, 1608 sequent. Vol. 4. 6. Summa conciliorum omnium. Antverpiae, 7. Dionysii Areopagitae opera. Graece et lat. Lutetiae Parisiorum, 1644. Tom. I et II. Vol. 2. 8. Athanasii Magni opera. Basileae, 1556. Lat.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

3 . Constitucie, Statuta у Privilegie, na walnych sieymich Koronnych od roku 1550 do 1603. W Krakowie. Duo exempt (F, 230). 4 . Leges seu Statuta ac Privilegia Regni Poloniae. (W Krakowie, 1551. – F, 231). 5 . Promptuarium Statutorum omnium et constitutionum Regni Poloniae per Pavlum Sczerbic conscriptum. Brunsbergae, 1604. (F, 232). 6 . Statuta regni Poloniae, in ordinem alphabeti digesta à Joanne Herburto. Dantisci, 1693. (F, 233). 7 . Inwentarz constituciy Koronnych od roku Panskiego 1550 az do roku 1650. W Warszawie, 1644. sequ. Duo exempt (F, 244). 8 . Krotkie zebranie wszytkich praw, statutow у constituciy Koronnych. W Krakowie, 1614. (Остермана 114. – F, 234). 9 . The first part of the Institutes of the laws of England. Authore Edwardo Coke. London 1703. 10 . Volkmanns Notariats-Kunst. Leipzig, 1631. (F, 383). 11 . Handtuesten, of te privilegien, handelingen, coostumen, ende Willekeuren der Stadt Aemstelredam, de rechteu ende coostumen van Antverpen. T’ Amstelredam, 1689. (Остермана 108. – F, 303). 12 . Земской устав или уложение Швецкого королевства, умноженное королем Карлом Девятым. На шведском языке. В Стокголме, 1608. (F, 257). 13 . Placaten ende ordonnancien van de Wildernissen, in ordre ghestell deur Pavllum Merulam Dordracenum. In s’Graven-Hage, 1605. (Остермана 109. – F, 302). 14 . Breviarium equestre, seu tractatus, de illustrissimo et inclytissimo, equestri ordine Elephantino ejusque origine, progressu, ac splendore hodierno, collectus à Jano Bircherodio. Havniae, 1704. 15 . Churfürstlich Brandenburgisches edictum wieder die duella. 1688. 16 . Regis Friderici IV. aucta et confirmata statuta a Rege Christiano V fundata, danice, latine, et germanice. 1701. Duo exempl. 17 . Livre cinquieme des testamens fideicommis et successions; le titre manque. (F, 385). 18 . Nicol. Boerii decisionum avrearum, in Sacro Burdegalens. Senatu olim discussarum. Pars secunda. Lugduni, 1551. (F, 386. «Книга Бориса Ивановича Морозова»). 19 . Инструкция межевым губернским канцеляриям и провинциальным конторам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

И не только поэтому, но и потому, что на открытую голову хиротонисаемый принимает рукоположение и должен таким образом молиться и священнодействовать, как он был рукоположен. Иерарх же в особенности, так как хиротонисаемый имеет на главе богопреданные словеса, т.е. святое Евангелие, а другого покрова в ту пору, когда священнодействуешь божественнейшие (тайны), не должен иметь на главе. Но, быть может, кто-нибудь скажет: александрийский патриарх, имеющий на главе священное покрывало, и весьма многие другие, по древнему преданию, не поступают ли не благочестно?» Сам Симеон предпочитал более распространенный обычай архиереям служить с непокрытой головой, согласно апостолу: «Важнее, конечно, молиться и совершать священнодействие с открытой головой и не должно этим пренебрегать, в особенности в важнейшие времена». Митра восточных патриархов была, как пишет очевидец, описывая служение в Москве в 1619 г. Иерусалимского патриарха Феофана III (1608–1644), «без опушки (...) как коруна позлащена, да камения сажены, и святых нет, лише наверху вбит крест, да по странам четыре херувима и серафима». И на Руси митра (проникшая сюда позже, в вв.), дабы подчеркнуть ее «властоносный» характер, часто напоминала по форме великокняжеские «шапки», так что церковными археологами был поставлен вопрос: «Не произошло ли и в самом деле с нашей древней митрой-шапкой то же самое, что случилось у греков с митрой-короной? Если последняя была копией венца византийского императора позднейшего времени, то не получили ли это головное украшение наши епископы с головы наших набожных князей, глубоко чтивших епископский сан? Наша митра-шапка не имела ли своим образцом великокняжескую шапку, с которой сходство в форме отрицать едва ли можно?» В новейшее время крест, ранее венчавший лишь патриаршую митру, становится принадлежностью митр всех православных архиереев 129 . С начала XIV в. и до 1965 г. 130 голову папы Римского в торжественных случаях украшала тиара (τιρα – древний персидский головной убор, корона персидского царя) – высокая шапка в форме пчелиного гнезда с тремя коронами и двумя ниспадающими лентами сзади, верх которой увенчан небольшим крестом. Тиара, или triregnum (троецарствие, троевластие), – видимый знак папской власти, использовавшийся во внебогослужебное время; для литургических целей папа облачается в епископскую митру. Тиара заменила камилавку (или белый фригийский колпак, введенный в обиход, как полагают, папами – греками по происхождению): папы носили ее в VII-VIII вв., а еще до начала XII в. к ней была добавлена царская диадема, которая к концу XIII в. превратилась в зубчатую корону. Вторая корона была добавлена папой Бонифацием VIII (1294–1303), возможно, как символ его взглядов на двойственность папской власти: духовной и светской, а три короны на папской тиаре впервые упомянуты в 1316 г. (по какой причине явился третий венец – неизвестно).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1611), но уже в 1613 г. тот был вынужден вернуться на родину. В янв. 1608 г. в Рим прибыл посол короля Конго Алвару II Антониу Мануэл Не Вунда (Нфута), скончавшийся спустя 2 дня после приезда (похоронен в базилике Санта-Мария-Маджоре). С 1613 по 1622 г. постоянным представителем короля Конго в Риме был испан. свящ. Хуан Баптиста Вивес († 1632). Благодаря этому в Конго начали действовать миссии капуцинов (с 1618, фактически смогли приступить к работе с 1648) и иезуитов (с 1619). В нояб. 1615 г. П. принял в Риме япон. посольство во главе с самураем Хасэкурой Рокуэмоном Цунэнагой, приближенным Датэ Масамунэ, князя (даймё) Сендая (прибыло в Европу через испан. колонии в Сев. Америке). Послы просили папу Римского выступить посредником в заключении торгового соглашения с Испанией и прислать миссионеров. П. радушно принял послов, Хасэкура получил почетное звание рим. гражданина, но практических результатов переговоры не принесли. Еще до возвращения послов в Японию сёгун Токугава Хидэтада начал гонения на христиан и прекратил отношения с европейцами. Через действовавшего в Эфиопии иезуита Педро Паэса (1564-1622) П. поддерживал контакты с негусом Сусныйосом (Сисинаем) I (1607-1632), в нояб. 1621 г. тайно перешедшим в католичество. П. возвел в кардинальское достоинство 60 чел. В их числе были ставленники европ. монархов, иногда их родственники (напр., Фердинандо Гонзага, сын герцога Мантуи; Мельхиор Клесль , еп. Венский и главный советник имп. Маттиаса Габсбурга; Луи II Лотарингский, архиеп. Реймсский; дон Фернандо Австрийский, сын испан. кор. Филиппа III; Фридрих фон Гогенцоллерн-Зигмаринген, пробст Кёльнского собора), представители итал. знати (как старых рим. аристократических родов, так и сравнительно недавно переехавших в Рим, в числе последних - Маффео Барберини (папа Римский Урбан VIII в 1623-1644) и Алессандро Лудовизи (папа Римский Григорий XV в 1621-1623)). Важное место в политике П. занимало управление Римом и Папской областью. Он принял меры против процветавшей там преступности (постановления от 25 апр.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Софроний, как и Герман, тоже указал своего наследника при жизни. Это был его родственник Феофан, занимавший патриарший престол в 1608–1644 гг. Греки не очень уверенно чувствовали себя во главе Иерусалимской церкви и старались организовать передачу власти очередному соплеменнику при здравствующем патриархе, дабы избежать возможных осложнений. Однако положение Феофана было прочнее, чем у его предшественников, и он сумел оттеснить арабов от управления церковным хозяйством («ограничил... прежнюю гордость туземцев», как выразился Досифей). 612 Может быть, один из последних арабских чиновников Феофана фигурирует в документах московского Посольского приказа среди просителей милостыни, приехавших в Россию с Востока в 1636 г. Этот человек – Авраам – обозначен в грамоте Феофана, как «сын от добрых людей и патриаршества... сын боярской», 613 то есть он был уподоблен «патриаршим детям боярским» Московского царства – чиновникам-мирянам, ведавшим административным аппаратом архиереев. После смерти Феофана греки провели 23 марта 1645 г. выборы нового патриарха, Паисия, уже без всякого участия арабов и даже за пределами Палестины – в Молдавии, где находились обширные имения Иерусалимской церкви и пребывала значительная часть палестинского духовенства. Недовольство арабов прорвалось наружу, когда Паисий въезжал в Иерусалим в конце зимы 1646 года. 614 Патриарх был встречен своеобразной демонстрацией протеста: арабские священники набросали перед воротами города кучу камней в знак непокорности. 615 Однако Паисий привлек на свою сторону местные османские власти, 616 которые силой заставили «мятежников» подчиниться законному первоиерарху. Как написал полтора века спустя греческий хронист Максим Симский, Паисий «устранил интриги христиан и вразумил их настолько, что они обратились к величайшему послушанию, порядку и постоянному миру, который они и теперь проявляют по отношению к патриархам». 617 Со временем арабы были почти целиком вытеснены и из среды палестинского монашества, так называемого Святогробского братства – своеобразного монашеского ордена, объединявшего черное духовенство Иерусалимской церкви. Авторы конца XIX в. подчеркивали, что уставами Братства было запрещено постригать арабов в монахи и даже нанимать их для каких-либо услуг. Арабам остались лишь низшие ступени духовной иерархии – места приходских священников в городах и деревнях Палестины. Правда, в XVIII века двое арабов поднялись до иерусалимского патриаршего престола, но оба они – и Софроний (1771–1774 гг.), и Анфим (1788–1808 гг.) – были выходцами из Сирии, не связанными с местным палестинским населением. Устав Святогробского братства 1765 г. возбранял даже какие-либо финансовые отношения греческих монахов с арабами и тем более сотрудничество с ними в ущерб любому из святогробцев. 618

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 1610 г. в К. действовали 5 миссий, в к-рых 16 иезуитов (из них 8 коадъюторов) окормляли не более 2,5 тыс. христиан. Успехи христ. проповеди среди китайцев казались незначительными по сравнению с миссией в Японии (в нач. XVII в.- ок. 300 тыс. христиан), поэтому иезуиты нередко завышали численность паствы. Так, в кон. 20-х гг. XVII в. визитатор Андре Палмейру насчитывал в К. 6 тыс. христиан, а миссионер Мартино Мартини (1614-1661) писал о 13 тыс. ( Martini M. Brevis relatio de numero et qualitate Christianorum apud Sinas. Coloniae, 1655). Первоначально кит. миссии иезуитов входили в состав Японской вице-провинции (с 1608 провинция) ордена и подчинялись ректору коллегии в Макао. После смерти Валиньяно отношения миссионеров с руководством провинции ухудшились, в т. ч. из-за того, что коллегию в Макао заняли иезуиты и христиане, бежавшие из Японии (в 1614 сёгун Токугава Хидэтада изгнал миссионеров и начал притеснять христиан). Иезуиты в К. во главе с Лонгобардо добились создания самостоятельной Китайской вице-провинции (1619). К 1631 г. в ее составе было 11 резиденций, расположенных гл. обр. в крупных городах вост. части К. (Пекин, Цзянчжоу (пров. Шаньси), Сиань (пров. Шэньси), Кайфын (пров. Хэнань), Шанхай, Нанкин и Цзядин (пров. Цзяннань), Ханчжоу (пров. Чжэцзян), Наньчан и Цзяньчан (пров. Цзянси), Фучжоу (пров. Фуцзянь)). К 30-м гг. XVII в. относится быстрый рост христ. общин, а к 1644 г. христиане были во всех регионах страны, кроме отдаленных провинций Гуйчжоу и Юньнань, в 1650 г. их насчитывалось уже от 100 до 150 тыс. чел. Однако иезуиты оставались немногочисленными (в 1655 - 17 пресвитеров и 3 коадъютора-китайца, почти все преклонного возраста). Глава Китайской вице-провинции Франсишку Фуртаду (1635-1647) запретил иезуитам проповедовать в отдаленных городах и выступал против отправки миссионеров из К. в Тибет, Монголию и Корею. В 1658 г. из-за недостатка священников юго-вост. области К. (провинции Гуандун и Гуанси) были включены в состав Японской пров. Конфуций. Гравюра из кн.: Confucius Sinarum Philosophus. P., 1687

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЛМЫКИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Калмыкия Калмыкия , республика в России . Входит в состав Южного федерального округа, является частью Поволжского экономического района. Столица - Элиста . Расположена на на крайнем юго-востоке европейской части России, на юго-востоке омывается Каспийским морем. Граничит: на юге - с Республикой Дагестан , на юго-западе - со Ставропольским краем, на западе - с Ростовской областью, на северо-западе - с Волгоградской областью, на востоке - с Астраханской областью. Площадь территории 74,7 тыс. кв. км, население 275,4 тыс. чел. (2018). Государственные языки: калмыцкий и русский Предки калмыков - ойраты (западные монголы), жившие в Центральной Азии (Джунгария и соседние регионы), в конце XVI - начале XVII века разделились, часть ойратов переместилась через Южную и Западную Сибирь на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий, где поселилась в первой трети XVII века, вытеснив оттуда ногайцев . В процессе переселения западные монголы сформировались в отдельный этнос - калмыков. В середине XVII века калмыки окончательно утвердились на западе Великой степи, частью подчинив себе, частью вытеснив кочевья Больших и Малых ногаев в Крым и на Кавказ. Кочевья калмыцких племен на Нижней Волге и в Северном Прикаспии занимали территорию на юге до Терека, на севере до г. Самары, на западе до р. Дон и на востоке до р. Яик (Урал); позже ареал проживания уменьшился и примерно стал соответствовать границам современной Калмыкии. Первым правителем образовавшегося на Нижней Волге Калмыцкого (Торгоутского) ханства (существовало в 1633-1771) был тайша Хо-Урлюк (1633-1644). Ханство делилось на улусы, управляемые нойонами, улусы состояли из аймаков и хотонов, подчинявшихся зайсангам. Расцвета ханство достигло в период правления Аюки (1672-1724). Калмыки оказались на территории Российского государства в начале XVII века. В 1608 году царь Василий Шуйский принял одно из первых калмыцких посольств и ответил согласием на просьбу о принятии калмыками русского подданства. В 1655 году калмыки дали первую шертную запись (присяга на верность) русскому царю (впоследствии калмыки неоднократно давали шерти и нарушали их).

http://drevo-info.ru/articles/13678813.h...

С конца – начала XVII вв. начали возникать новые протестантские общины. В начале XVII в. часть английских конгрегационалистов, преследуемая англиканской церковью, переселилась в Нидерланды (Голландию), где завершалась буржуазная революция. Здесь они расселились несколькими группами. Одна из них, обосновавшаяся в Лейдене, в 1620 г. отплыла к берегам Северной Америки. Вторая группа конгрегационалистов, бежавшая из Англии в 1606 (или в 1608) г., поселилась в Амстердаме. Она испытала влияние кальвинистов-арминиан, отрицавших безусловное предопределение, и меннонитов, возможно, от них восприняв обряд крещения взрослых. В Амстердаме среди английских эмигрантов-конгрегационалистов и возникла первая баптистская община 133 . Ее основателем считается Джон Смит, который в 1609 г. крестился вторично сам и окрестил второй раз своих последователей. В 1611 г. амстердамская община баптистов изложила своё учение в «Исповедании веры англичан, проживающих в Амстердаме в Голландии». В этом же году группа амстердамских баптистов, в том числе и Томас Хэлвис (Хельвейс; 15501616), вернулась в Англию и в 1612 г. учредила в Лондоне первую баптистскую общину. Через некоторое время баптисты разделились на две части «общих» баптистов и «частных» или «партикулярных» баптистов 134 . «Общие баптисты» последователи учения Якова Арминия (15601609), профессора Лейденского университета и пастора реформатской церкви. Они признавали участие воли человека в деле спасении и придерживались тезиса о том, что Христос умер за всех верующих. Поэтому они и называются «общими» баптистами. Их исповедальная книга «Ортодоксальное вероучение общих баптистов» (1678). «Частные» («партикулярные») баптисты следовали строгому кальвинистскому учению о предопределении, веря, что Христос умер только за избранных. Поэтому они «частные» баптисты. Их вероучение изложено в «Лондонском исповедании» (1644), в «Исповедании веры частных баптистов» (1677) и «Савойской декларации веры» (1678). Кроме названных стран кальвинизм распространился в Венгрии, Моравии, на некоторое время в Польше.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

290 Бедный римский первосвященник! Несчастные его миссионеры! .    Из вышеописанных обстоятельств, рисующих отношения Порты к папе, римско-католическим миссионерам и униатам, принадлежащим к греческой райе, само собой открывается, что турецкое правительство не станет относиться индифферентно к положению греческого Православия в Оттоманской империи. И действительно, турецкое правительство во многих случаях брало под свою защиту греков, именно когда интересы последних прямо сталкивались с интересами римо-католиков.     Для православных греков, живших в Турецкой империи, весьма большое значение имел, например, многовековой вопрос относительно обладания св. местами в Палестине. Небогатые в материальном отношении, порабощенные иноверным народом, греки, сталкиваясь в вопросе о св. местах с иностранными римо-католиками, богатыми, влиятельными, дипломатически хитрыми, желавшими иметь в своей власти указанные места, по-видимому, должны были бы потерпеть фиаско. Но этого не случилось. Турки не допустили совершиться такому факту, потому что блюли интересы греков. Конечно, мы не можем рассказывать здесь истории борьбы греков с могущественными римо-католиками изза св. мест. Напомним лишь несколько эпизодов из этой борьбы, имевшей место в XVII в., так как в это время таковая достигает особенного оживления и силы. О том, к каким результатам приводила эта борьба, интересные сведения сообщают нам замечательнейшие Иерусалимские патриархи XVII в. Феофан и Досифей. От первого из них, Феофана (1608—1644), сохранились до нас, между прочим, две грамоты, написанные им и посланные к русскому правительству. Так, в грамоте к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету 25 января 1634 г. патриарх Феофан в следующих чертах описывал положение дел в Вифлееме: «Буде ведомо державный царь и о Христе возлюбленный сын нашего смирения, что нам случилось пребывать в Константинополе ради неких причин, какие учинились во святых местах от немцев, роду латынского (вероятно, австрийцев, а также и поляков. — А.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010