До сер. XVI в. все постройки К. м. были деревянными. 23 апр. 1559 г. по инициативе игум. Исаии (Шапошникова) над местом погребения прп. Никиты был заложен, а в 1565 г. освящен каменный 5-главый 4-столпный 3-абсидный Богоявленский собор. Вероятно, его возводили ростовские мастера. Одним из главных жертвователей на строительство был кн. Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Иоанна IV Васильевича . В 1569 г. кн. Владимир Андреевич, проезжая через Кострому, посетил К. м. В том же году князя убили в Александровой слободе по приказу царя Иоанна Грозного. Царский гнев обрушился и на иноков монастыря: значительная часть братии во главе с игум. Исаией была казнена в 1570 г. Игум. Исаия погребен в подклете собора. В Смутное время, в кон. 1608 г., отряды Лжедмитрия II во главе с А. Ю. Лисовским во время захвата Костромы осадили мон-рь. 30 дек. захватчики ворвались в К. м., разграбили и разгромили обитель, погибли 13 иноков, 5 монастырских служебников и 38 монастырских крестьян. Впоследствии насельники вплоть до революции 1917 г. ежегодно 30 дек. поминали погибших защитников обители. В 2004 г. преподобномученики иеромонахи Трифиллий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, монахи Варлаам, Дионисий, Иов, Иродион, Симеон, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий были включены в Собор Костромских святых. По окончании Смутного времени значение К. м. стало быстро расти. В сент. и окт. 1619 г. обитель дважды посетили царь Михаил Феодорович Романов и царица-инокиня Марфа , совершавшие по случаю освобождения из польского плена патриарха Филарета (Романова) благодарственное паломничество в Макариев Унженский монастырь . Царь Михаил Феодорович пожаловал к чтимому образу Богоявления 2 «золотых угорских» (венг. монеты), а инокиня Марфа - ведро церковного вина «да [наперсный] крест золотой, а на нем распятие, а во главе Спас Нерукотворенный, да на пробою два жемчуга бурминских» (Там же. С. 295). С нач. XVII в. монастырю покровительствовали владевшие в Костромском крае многочисленными вотчинами бояре Салтыковы, основавшие в обители родовое кладбище. Первым из Салтыковых в подклете Богоявленского собора был похоронен окольничий Михаил Михайлович (в иноках Мисаил; † 1608), затем его сыновья - бояре Борис Михайлович († 1644) и Михаил Михайлович († 1671), пользовавшиеся из-за родства с царем большим влиянием при дворе Михаила Феодоровича, его внук - Петр Михайлович († 1690), и правнук - стольник Федор Петрович († 1662), убитый в Москве во время стрелецкого бунта, и др.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Ярославль. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Христорождественская церковь построена в 1635-1644 годах. Каменная Христорождественская церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала, т.к. в этой церкви ярославцы прятали икону Казанской Богоматери во время осады города польскими отрядами пана Лисовского. Церковь Рождества Христова была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия перковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина». Имя Назарьевых было хорошо известно в Ярославле. Основателем богатства и финансовой мощи семьи был Гурий Назарьев. Его брат, Дружина, в 1608 году, когда над городом нависла угроза разорения польскими отрядами, «стоял против них крепко и непоколебимо в твердости ума своего безо всякого сомнения и ни к каким воровским советам не приставал и Московскому государству во всем помогал, и малодушных людей от всякого дурна отговаривал». Тотчас по воцарении Михаила Романова Гурьевы получили жалованную грамоту «против гостей» и заняли видное положение среди русского купечества. В первой половине XVII века гостей, этой высшей категории русского купечества, было в русском государстве немного - в разные годы от 15 до 35 человек. Гости имели особые привилегии: право судиться у самого царя, право свободного выезда за границу для торговых дел, свободы от постоя и т. д. Гости несли также государеву службу: ведали денежными сборами, руководили царской торговлей, устраивали государевы промысловые предприятия. Богатство Гурьевых было создано, как и капитал других ярославских торговых людей, широкими торговыми операциями: они ездили и посылали своих агентов «в сибирские города и в Казань, и в Астрахань, и за море с своими товары». Постройка каменного городка обошлась Гурьевым в колоссальную сумму, причем строили они без чьей-либо «помочи, одною своею надсадною немочью». В 1667 году отряды Степана Разина захватили Яицкий городок. Строительство каменного городка, разорение крепости привели Гурьевых к полному финансовому краху. В 1670-х годах город со всем промыслом был взят в ведение приказа Большого дворца.

http://sobory.ru/article/?object=00578

В 70-80-х гг. XVI в. один из 2 архиерейских престолов, Вифлеемскую кафедру, занимал араб. митр. Иоаким . Попытка патриарха Германа II при жизни передать патриаршую власть своему племяннику Софронию вызвала конфликт в ИПЦ. Против патриарха выступил митр. Иоаким Вифлеемский, а также серб. монахи лавры св. Саввы, добивавшиеся автономии от Патриархии. Для разрешения конфликта в нач. 1579 г. в Иерусалим приезжали экзархи К-польского и Антиохийского патриархов, которые приняли сторону савваитов и подтвердили их независимый статус. Возможно, в качестве ответной уступки была достигнута договоренность о передаче Иерусалимского престола Софронию. В мае 1579 г. к иерусалимскому кади поступило прошение об утверждении Софрония на Патриаршестве. Документ был подписан патриархом Сильвестром Александрийским, епископом Синая, митрополитом Газы, главами серб. и груз. колоний и 8 представителями арабо-христ. общин. Арабы брали на себя обязательство не оспаривать власть Софрония под угрозой значительного штрафа. Патриархия гарантировала выдачу иерусалимским христианам ежегодной субсидии на уплату подушной подати ( Панченко. 2006. С. 30-37). В 1608 г. патриарх Софроний также при жизни передал власть своему родственнику Феофану. Позиции патриарха Феофана IV (1608-1644) были прочнее, и он сумел отстранить арабов от участия в адм. и хозяйственной жизни Церкви. Его преемник Паисий (1645-1660) был избран на Патриаршество в Молдавии, где ИПЦ к тому времени приобрела значительную собственность, множество мон-рей и имений, и там проживала часть клира Церкви. По прибытии в Иерусалим (февр. 1646) патриарх Паисий был встречен демонстрацией протеста араб. священников, набросавших перед воротами города кучу камней в знак неповиновения. Однако Паисию удалось привлечь на свою сторону османские власти и силой заставить арабов повиноваться. Последующие патриархи до сер. XIX в., как правило, избирались в К-поле при участии фанариотов, Свящ. Синода К-польской Церкви и господарей Молдавии и Валахии. С кон. XVII в.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Святой Николай, будучи новорожденный младенцем, еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице, – Преподобный Сергий трижды провозгласил во чреве матери. Святой Николай принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз после вечерних молитв родителей – Преподобный Сергий в младенчестве по средам и пятницам совсем не принимал молока (30, лл. 10, 13; 17, т. 2, с. 366). И святой Николай, и Преподобный Сергий с детских лет возрастали как призванные служители Божии. Оба они были Промыслом Божиим поставлены на общественное служение, хотя стремились к пустынножительству. Оба отличались милосердием и заступничеством. Духовная связь Преподобного Сергия со Святителем Николаем становится еще более явной из последующей истории Троицкой обители и посмертных чудес Преподобного Сергия. 8 ноября 1608 года во время польско-литовской осады одно из ядер пробило южные железные двери Троицкого собора и попало в местный образ Святителя Николая, который находился тогда на северной стене собора у иконостаса. Но Святитель Николай сохранил собор и людей от погибели, и даже ядра не обнаружили за его иконой (1, с. 150). Ныне эта икона Святителя Николая помещается на столпе напротив раки Преподобного Сергия и молчаливо свидетельствует о духовной близости двух святых. Во время осады Лавры 9 мая 1609 года во имя Святителя Николая был освящен северный придел Успенского собора, как обетная церковь для прекращения свирепствовавшей с 17 ноября 1608 года цинги. После освящения придела цинга прекратилась (7, с. 206:377). Из посмертных чудес Преподобного Сергия необходимо обратить внимание на то, что многие из них очень близки чудесам Святителя Николая: сохранение чистоты Православия, освобождение пленных и неправедно оклеветанных, спасение утопающих на море 34 . Внешнее сходство Преподобного Сергия со Святителей Николаем 35 и общая им благодать спасать от потопления особенно ярко проявились в чуде 1644 года. Вверх по Волге от Астрахани плыло судно купца Надеи Светешникова. Когда судно плыло против Казанского устья, с него внезапно упал в воду приказчик Одинец. Так как он был болен трясавицей и слаб, то вскоре пошел ко дну. Поиски спасателей оказались тщетны, и судно, воспользовавшись попутным ветром, спешно продолжило путь. «Человек же тот скорбный, быв на дне реки, в мысли своей призывал Бога на помощь, и внезапно видит инока светообразна, сединами украшена; он взял утопшего за руку, вывел вон из воды и поставил его на берегу реки на суше. Человек же тот, думая, что это Никола Чудотворец, так и называл его. Святой же сказал ему: «Нет, но я от Троицкого монастыря, Сергий имя мне». Он же, слышав, припал к его преподобным ногам, проливая слезы на землю. Святой же Сергий стал невидим» (29, с. 59–60).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

опись 2). 2) Грамота Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича 1579 года на право плавания ссудном в Астрахань и класть в то судно соли или рыбы и плыть до Казани и Нижняго Новгорода, где продав соль и рыбу, покупать про монастырский обиход рухлять безпошлинно. Грамота за красною печатью и подписью: „Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси». Ниже этой подписи подтверждение грамоты Государем Царем и Великим Князем Феодором Иоановичем в 7096 (1588) году, за подписью дьяка Дружины Петелина 6). 3) Таковая же грамота была и от Самозванца за подписью дьяка Богдана Ивановича Сутукова. Этою грамотою определялось брать соли или рыбы 10 тысяч пудов и за взятыя слободы назначалось 50 рублей. 4) Грамотою же Государя и Великого Князя Василия Ивановича, данною архимандриту Иосифу с братиею в 7116 (1608) году, назначено вместо руги 192 50 рублев и за взятыя слободы 50 руб. и предоставлялось право ходить одинова в год судном в Астрахань и класть по 20 тысяч пуд соли или рыбы 26). 5) Грамотою Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича вышеуказанное право было подтверждено в 1620 и 1621 годах, когда, кроме того, дана прибавка к прежним 12 связкам 8 связок для ловли рыбы в реке Волге. Грамота эта за красною печатью и подписью: „Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея России Самодержец». Ниже этой подписи сделано подтверждение грамоты от Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, за справою дьяка Максима Чиркова 26). Грамотою Царя Бориса Феодоровича велено было право на рыбныя ловли в Воложке и Чертыке передавать сторонним лицам из 3-й рыбы. Грамота эта была дана на имя архимандрита Арсения в 1599 году, за скрепою самого Царя. В следующем году велено было не брать с этой рыбы на Государя 20 и 21). 6) Тем же Царем предоставлено было право монастырю посылать в Москву безпошлинно 10 возов рыбы. Грамота эта дана за скрепою дьяка Петра Никулина 34). Другою его грамотою (1644 г.) не велено брать на государев обиход живой монастырской рыбы и полотковой соленой. 7) Грамотами же 1644 года мая 2 и июля 11 сначала повелевалось с вывозимой из Астрахани соли или рыбы пошлин не брать, а потомбрать, но в Казани взятое возвращать 53 и 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В 1606 г. патриарх Иосиф IIIbbeл григорианский календарь, который был воспринят только среди сирийских и ливанских приходов, на Кипре же и в других колониях маронитов встречал огромное сопротивление практически до конца XIXb. 160 . Сиро-яковиты и несториане перешли на новый стиль только в 1836 г., греко-католики Мелхитского патриархата в 1857 г., а армяно-католики — в 1911 г. Другие Церкви Вос­тока, включая Антиохийскую Православную Церковь, сделали этот шаг совсем недавно. В начале XVII в. марониты перешли на новый принцип летосчисления — от Рождества Христова. Введение григорианского календаря в маронитских общинах вызвало протест со стороны православного патриарха Антиохийского, который обратился к Дамасскому эмиру со специальным письмом, указывая на то, что тем самым марониты создали проблемы для других конфессий. Ряд маронитских священников был арестован по обвинению в нарушении общественного спокойствия. При патриархах Иоанне Макхлуфе (1608–1633), и особенно Георгии Амира (1633–1644) 161 , выпускнике Маронитского колледжа в Риме, процесс латинизации продолжался. В 1625 г. папа Урбан VIII направ­ляет в Сирию и Ливан из Франции кармелитов, капуцинов и иезуитов. В 1625 г. иезуиты организовали представительство в Алеппо (существу­ет поныне), и местная община увеличилась с 40 чел. до 4000. Вместе с книгами и церковной утварью миссионеры привозили с собой и значительные денежные суммы, чтобы легче договариваться с местными властями 162 . Патриарх Георгий Амира передал кармелитам в 1643 г. монастырь святого Елисея; такая политика подогревала движение протеста среди консервативно настроенного духовенства. В 1644 г. патриархом был избран Иосиф IV Хабиб (Акури), автор работы в защиту григорианского календаря, нескольких церковных песнопений и, возможно, трактата о первенствующей роли в Церкви римского понтифика 163 . Вместе с тем он был противником агрессивной латинизации и сторонником древних традиций. После своего избрания он собрал поместный собор, который ограничил деятельность западных миссионеров и монашеских орденов в маронитских приходах 164 . Собор попытался восстановить ряд старых традиций не столько тем, что принимал по этому поводу определенные решения, сколько отказом в подтверждении уже принятых правил. Вместе с тем существенного отхода от политики окатоличивания Маронитской Церкви не произошло. Связи с Римом, в основном политического и бытового характера, оказались уже достаточно прочными, и епископат не был готов к отказу от сложившихся отношений с Западом.

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

Братство принимало на себя опеку православных сирот, заботилось об их воспитании и имуществе, принимало и объявляло духовные завещания, мирило ссорившихся членов, наказывало виновных или заключением на колокольне, или же взысканием воска для церкви. Для ограждения от предательства, которое к сожалению наблюдалось за прежнее время, братство стало с 1633 г. требовать от новых членов произнесении присяги в хранении тайны совещаний, в верности и послушании. Опираясь на специальные королевские предписания, братство с 1636 года ежегодно стало посылать, в качестве своих представителей, двух братчиков в заседания городского магистрата для охранения прав русского народа. 83 Не смотря на разорительные тяжбы и подарки польским чиновникам, касса братства находилась в блестящем состоянии. Братство пользовалось всеобщим доверием, так что окрестная шляхта и мещане доверяли для хранения в братской казне свои драгоценности. В кассу братства делались по-прежнему крупные пожертвования и на нужды братских учреждений; так, например, в 1645 году старший братчик Михаил Алуизий завещал на церковь 1000 злотых. Еще прежде введено было, чтобы каждый член братства ежемесячно вносил в общую кассу небольшую сумму; в 1608 году люди достаточные вносили по злотому, a прочие по 24 гроша в год. Обычай этот на несколько лет был прерван, и с 1633 года возобновлен, причем было постановлено: имеющиеся в кассе наличные деньги отдавать тому из членов братства, кто по торговым делам отправлялся в Турцию; там он должен был купить товаров, по возвращении продать, и капиталь с барышом представить братству. А в 1644 году для предотвращения всяких беспорядков было постановлено хранить братскую кассу при церкви, а также – штрафовать членов братства, не являвшихся на заседания. При годовой ревизии кассы, 12 мая 1648 года, оказалось в наличности: 8.215 злот. и 17 грош., под разными залогами: 12.180 злот. и 8 грош., а по заемным письмам 15.036 злот. Это составляло тогда огромный капитал. Какое широкое назначение давало братство своим материальным средствам, видно из того примера, что для ведения тяжбы в судах против врагов православия, оно, в 1644 году, выдало значительные пособия церковным братствам в г. Соколе и Любачеве. 84 Не малый доход приносила братству его типография, которая находилась в цветущем состоянии, и в изобилии выпускала в свет богослужебные, религиозные и учебные книги. 85

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОТЦЫ-ПИЛИГРИМЫ [Англ. Pilgrim Fathers], основатели 1-го поселения англосакс. протестантов в Нов. Англии - колонии Нов. Плимут (ныне г. Плимут, шт. Массачусетс, США), прибывшие в Сев. Америку на корабле «Мэйфлауэр» 16 дек. 1620 г. Ядро группы переселенцев составляли 35 членов английской общины конгрегационалистов-сепаратистов из г. Лейдена (Нидерланды) и примкнувшие к ним по пути англичане других исповеданий; всего 101, по др. источникам - 102 чел. История О.-п. началась с «конгрегации Скруби» - номинально англиканского прихода дер. Скруби (графство Ноттингемшир, Англия) в маноре архиепископа Йоркского, ставшей общиной конгрегационалистов-сепаратистов. В данном случае сепаратизм означал требование отделения от Церкви Англии. В отличие от большинства др. конгрегационалистов члены «конгрегации Скруби» видели в Церкви Англии «церковь антихриста», поэтому англикан. священники служить у них не могли. Исключение составляли случаи, когда англикан. священноначалие запрещало пасторов или диаконов в служении. Члены конгрегации (ок. 100 чел.) отвергли не только епископальный, но и пресвитерианский церковный порядок. С их т. зр., согласно НЗ, Церковь должна состоять из независимых конгрегаций, самостоятельно избирать клир и в духовных вопросах подчиняться только Иисусу Христу, а не представителям земной власти. Они отказались от креста как от символа христианства, т. к. видели в нем исключительно орудие мучений Христа, и не праздновали Рождество Христово. Однако практика крещения во младенчестве была сохранена. Старейшиной конгрегации был Уильям Брюстер (1567-1644) - бейлиф архиепископа Йоркского (управляющий его манором, в который входила дер. Скруби). В нояб. 1607 г. уполномоченные архиепископа Йоркского посетили дер. Скруби с проверкой. Опасаясь репрессий, прихожане решили переселиться в Нидерланды. К авг. 1608 г. практически все члены «конгрегации Скруби» переехали в Амстердам. В 1609 г.

http://pravenc.ru/text/2581753.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР ИРБАХ [Груз. ] (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), католикос-патриарх Абхазский (Зап. Грузии) (1657-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат. Потомок знатного груз. феодального рода Чолокашвили и арагвских эриставов. Его отец Оман Ирубакидзе-Чолокашвили был сардали (командующим армией) царства Кахети и моуравом (управляющим поместьем) окр. Марткопи; мать Варвара, дочь арагвского эристава, впосл. приняла постриг. В 8-летнем возрасте Николоза отправили в Италию для получения образования: его определили в греч. правосл. духовное уч-ще в Риме, где он проучился 12 лет. Итал. миссионер Джузеппе Мария Дзампи, префект ордена театинцев, проповедовавших в западногруз. княжестве Самегрело (Мегрелия), к-рый был лично знаком с Н. И. и встречался с ним в Грузии в последний период его жизни (в 50-х гг. XVII в.), писал, что Н. И. знал греч., тур., араб., рус., франц., испан. и итал. языки. Дзампи называл его «мудрым философом и ритором» ( Жан Шарден. 1975. С. 141). В Риме Николоз принял постриг с именем Никифор. В 1608 г. он вместе с миссионером патером Гильельмо через К-поль вернулся на родину. Нек-рое время он пробыл в Гурии, затем переехал в Кахети, где занял должность придворного священника при царе Теймуразе I (1606-1616, 1634-1648, царь Картли и Кахети в 1623-1632). В 1613 г., во время опустошительных нашествий на Грузию персид. шаха Аббаса I, побудивших Теймураза I укрыться в Имерети, Н. И. отправился в Иерусалим с целью ознакомиться с жизнью груз. обителей на Св. земле, пробыл там 13 лет и стал настоятелем груз. иерусалимского Крестового мон-ря. В 1626 г. Теймураз I, желая пресечь участившиеся набеги персид. кызылбашей, решил обратиться за помощью к правителям стран Зап. Европы и назначил послом Н. И., поручив ему возглавить секретную дипломатическую миссию в Испании и Италии, целью к-рой было создание антиперсид. коалиции. С помощью Испании Теймураз I также намеревался «прорезать окно» в Европу. Н. И. должен был передать письмо Теймураза I кор. Испании Филиппу IV, в нем груз. царь предлагал королю дружбу и просил о помощи в борьбе против общего врага христианства - шаха Аббаса I; также Н. И. имел письмо-ходатайство Иерусалимского патриарха Феофана III (1606-1644), составленное 1 сент. 1626 г., в к-ром патриарх просил короля помочь «притесненному персами» царю Теймуразу I «или угрозами, или силой» ( Ватеишвили. 1991. С. 83).

http://pravenc.ru/text/2565534.html

По смерти Феофана совершилась новая и очень существен­ная перемена в избрании и поставлении иерусалимских патриархов, именно: Софроний (1579–1607 г.) и Феофан (1608–1644 г.) избирались и поставлялись в патриархи в самом Иерусалиме, где все-таки еще туземный клир и паства представляли из себя влиятелыиую силу, с которой по необходимости приходилось считаться патриархам грекам. Теперь же решено было окончательно устранить иерусалимских туземцев от какого бы то ни было участия в выборе и поставлении своего патриарха, вследствие чего, со времени Паисия, (1656–1661 г.) выборы и поставление иерусалимских патриархов происходят уже не в Иерусалиме, а в Константинополе или Молдовлахии, при участии константинопольского патриарха, разных греческих иерархов, молдовлахийских воевод и знатных констан­тинопольских греков, – в Иерусалим же только сообща­лось о совершившемся факте избрания и поставлении такого-то в патриархи. Так именно произошло избрание Паисия, который был избран и поставлен в патриархи в Яссах, при участии константинопольского патриарха и синода и, главным образом, по настоянию воеводы Василия. Туземное православное арабское население Иерусалима не осталось простым спокойным зрителем совершавшихся перемен в патриархии, но пыталось выразить свой протест против нового порядка дел еще с самого начала его возникновения. Когда патриарх Герман отказался от патриаршества и ранее предназначенный им Софроний был избран на его место, то, по рассказу Досифея, христиане иерусалимские и большие и меньшие торжественно заявили при этом, что они согласны на состоявшийся выбор нового патриарха, а к старому не имеют никаких претензий, «не имеют на патриарха никакой жалобы, никакого доноса, ни просьбы, ни дел относящихся до св. Гроба или до священного служения, ни касательно золота, ни серебра и ничего дру­гого подобного сему». Далее, в определении об оставлении кафедры Германом говорится, «если же по собственной воле (иерусалимские христиане) воспротивятся ему (патриарху Герману), обвинят или оскорбят его, и, если священник Назарлас, сын Кандиланта, и брат его Халил, и Иакуп сын Зарувов, и Михаил сын Самбанов, и брат Рискалы, и Иса Аврамит, сын Солимана, Иоанн сын Лутаифов и прочие если воспротивятся ему, обвинят или оскорбят его, по определению суда должны будут внести в храм 50 венецианских флоринов» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010