Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ ФЕОДОРОВИЧ (12.07.1596, Москва - 13.07.1645, там же), первый рус. царь из династии Романовых (1613-1645). Сын боярина Федора Никитича Романова (буд. Московского патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой. Двоюродный племянник царя Феодора Иоанновича (правил в 1584-1598). В 1600/01 г. разлучен с родителями после их пострига в монашество в результате опалы на род Романовых. В июне 1601 г. сослан на Белоозеро; в сент. 1602 г. переведен в с. Клины Юрьев-Польского у. (ныне Кольчугинского р-на Владимирской обл.). В царствование Василия Иоанновича Шуйского получил чин стольника (1606/07). В 1610-1612 гг. жил с матерью в Москве; покинул столицу вместе с др. боярами и членами их семей, удерживаемыми в городе во время присутствия там польско-литов. гарнизона. После освобождения Москвы войсками Второго ополчения 1611-1612 гг. в кон. 1612 - нач. 1613 г. находился в с. Домнине Костромского у. или в самой Костроме. С этим временем связана история подвига местного крестьянина Ивана Сусанина, к-рый, согласно грамоте, врученной его родственникам в 1619 г., не выдал местопребывание буд. царя. Согласно нек-рым преданиям, М. Ф. разыскивал польско-литов. отряд, заведенный Сусаниным в находящееся поблизости от с. Домнина огромное «Чистое болото». Возможно, это были «черкасы» - запорожские казаки, пришедшие вместе с кор. Сигизмундом III Вазой под Волок (ныне Волоколамск) и направившиеся оттуда в поход на сев. уезды Русского гос-ва в кон. 1612 г. На Земском соборе, созванном руководителями объединенных ополчений 1611-1612 гг., планировалось рассмотреть ряд кандидатур на рус. престол, в частности швед. принца Карла Филиппа, договор о призвании к-рого на Русское царство был заключен с Новгородом во время стояния ополчения в Ярославле в 1612 г. Однако затем на соборе постановили выбрать царя «из русских родов». Рассматривались кандидатуры главных воевод ополчения кн. Д. Т. Трубецкого и кн. Д. М. Пожарского, представителей родов князей Шуйских, Голицыных, Черкасских и Пронских. Кандидатура М. Ф. была выдвинута на Земском соборе служившими в подмосковных «таборах» вольными казаками, ее поддержали влиятельные родственники и приближенные самих бояр Романовых. После избрания 21 февр. 1613 г. М. Ф. царем к нему и его матери в Кострому из Москвы от Земского собора было направлено посольство во главе с архиеп. Рязанским Феодоритом и боярином Ф. И. Шереметевым с просьбой дать согласие на свое избрание на рус. престол. 14 марта того же года М. Ф. согласился занять рус. трон. 11 июля 1613 г. его венчал на царство в Успенском соборе Московского Кремля Казанский и Свияжский митр. Ефрем .

http://pravenc.ru/text/2563774.html

Игум. Евникию на посту настоятельницы Н. м. м. сменила игум. Стефанида (не позднее 1574 - не ранее 1586). В этот период в обители приняла постриг 3-я жена скончавшегося 19 нояб. 1581 г. после конфликта с отцом царевича Иоанна Иоанновича, Елена Иоанновна (урожд. Шереметева): «...пострижена в Новом монастыре, во иноцех Леонида, и государь дал ей в вотчину город Лух да волость Ставрову» (ПСРЛ. Т. 34. С. 228). После перерыва в источниках упоминается игум. Евдокия (Чулкова; не позднее 1597-1599), после к-рой мон-рем до 1602 г. управляла келарь Евдокия (Мещерская). В Смутное время настоятельницами Н. м. м. были Домника (Домникея (Близнецова); не позднее окт. 1603-1612) и Мария (Чирикова; 1613-1615). Из приходной книги Н. м. м. 1603-1604 (7112) гг. известно, что в обители в то время проживали 122 монахини, которым полагалась «годовая милостыня» (Приходная книга 1603-1604 (7112) г. 1985. С. 91). В приходной книге зафиксирован «приход деньгам… годовые милостыни игуменье и старицам...» за 7110, 7111, 7112 (1601/02, 1602/03 и 1603/04) гг. Составлялись списки с именами игумении, келаря, княгинь и боярынь, больших и меньших «крылошанок», рядовых стариц. За «111-м дьяк Василий Нелюбов привез в монастырь государевых милостынных денег и роздал игуменьи, келарю и старицам по рукам 228 рублев и 15 алтын. Игуменье четыре рубли и восемь алтын четыре денги, келарю да 20-ти боярыням да 24-м крылошанкам большим по 2 рубля и по 8 алтын по 4 деньге старице, да 10-ти крылошанкам по рублю старице. Да рядовым 75-ти старицам по пол-2 рубли старице. А не додал в прежний оклад против прошлого 110-го году 37-ми рублев и 21 алтына» (Там же). По некоторым данным, с 1610 г. в Н. м. м. жили инокиня Марфа (в миру кнж. Мария Владимировна, дочь удельного князя старицкого (с 1566 дмитровского) Владимира Андреевича, вдовствующая королева Ливонии) и инокиня Ольга (Годунова), к-рые в 1611 г. вместе с др. насельницами подверглись ограблению со стороны захвативших обитель казаков И. М. Заруцкого: «...а когда Ивашка Зарудный с товарищами Девичий монастырь взяли, то они церковь божию разорили донага, а других бедных черниц - королеву, дочь князя Владимира Андреевича, Ольгу, дочь царя Бориса, на которых прежде взглянуть не смели. Ограбили донага» ( Соловьёв. История. Т. 8. С. 645). В 1615-1620 гг. в обители была насельницей инокиня Елена (в миру царица Мария Петровна (урожд. кнж. Буйносова-Ростовская Екатерина), вдова царя Василия Иоанновича Шуйского), которой царь Михаил Феодорович отправил 40 соболей на новоселье в Н. м. м.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНЬ Осада Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609–1611 гг. Гравюра. XVII в. Осада Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609–1611 гг. Гравюра. XVII в. Федор Савельевич (посл. четв. XVI - нач. XVII в.), рус. строитель и архитектор («государев» и «городовой мастер»). Сведения о нем сохранились в приходо-расходных книгах Герасимова Болдинского во имя Св. Троицы муж. мон-ря, летописях, царских наказах и грамотах; к числу бесспорных его работ относятся крепости: Белый город («Царев Белой каменой город») в Москве (1585-1593, не сохр.), в Смоленске (1596-1602), укрепление оборонительных сооружений Пафнутиева Боровского мон-ря. Крепости, построенные К., отразили рост обороноспособности государства и его столицы. Белый город был поставлен на месте прежнего Земляного города, его полукольцо охватывало увеличившуюся территорию посадов, прежде всего в Занеглименье. Масштаб новых укреплений помогают оценить археологические изыскания, а также напечатанные в Зап. Европе карты Москвы нач. XVII в., прежде всего «Сигизмундов чертеж» (1610). Стена длиной более 9,5 км состояла из 28 прясел и 27 башен, квадратных или прямоугольных в плане, высотою от 13 до 19 м (самая низкая - башня Покровских ворот, самая высокая - башня Яузских ворот). По размерам Белый город значительно превосходил рус. крепости 1-й пол. XVI в. и не уступал самым крупным крепостям работы итал. зодчих в Московской Руси (кремли в Москве и Коломне). Согласно архидиак. Павлу Алеппскому, стена Белого города превосходила раннесредневек. стену сирийского г. Алеппо (Халеб, см.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 413). Устройство коленчатых проездов внутри башен, неск. рядов металлических дверей и решеток служили усилению обороны. В кладке были использованы кирпич и тесаные прямоугольные блоки белого камня. Шатровые кровли башен придали линии города остроту и живописность. Особую роль играли многогранные башни на угловых точках цитадели, к-рые служили для наблюдения за руслом Москва-реки. Отличаясь местом расположения, планом и размерами, по высоте они соотносились с колокольней церкви во имя прп. Иоанна Лествичника в Московском Кремле (Иван Великий), надстроенной в 1600 г. Опыт К. в градостроительстве подтверждается тем, что в 1591 г. ему было поручено освидетельствовать известь из разобранных построек Ст. Сарая (ныне городище у с. Селитренного Харабалинского р-на Астраханской обл.) для строительства кремля в Астрахани.

http://pravenc.ru/text/2057182.html

Главное же практическое значение определений Московского собора 1667г. об умножении епархий заключалось в том, что этим собором был остановлен дальнейший рост патриаршей области и положено начало к выделению из неё новых епархий. В Московской митрополии пред самым учреждением русского патриаршества считалось всего одиннадцать епархий: Московская, составлявшая обширную область под ведением самого митрополита, три архиепископии – Новгородская, Казанская и Ростовская и семь епископий – Вологодская или Великопермская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Смоленская, Сарская или Подонская и Коломенская. В 1589 году по уложенной грамоте об учреждении патриаршества в России определено „на утверждение православные веры и в почесть превеликого престола патриаршего царствующего града Москвы“ увеличить число епархий еще на восемь; кафедры новых епархий определено открыть в Нижнем Новгороде, Пскове, Ржеве, Великом Устюге, Белозерске, Брянске, Дмитрове и еще в одном городе, имя которого в грамоте не означено 26 . Но это определение уставной грамоты о русском патриаршестве осталось без исполнения; сряду по учреждении патриаршества открыта только одна епархия Псковская и то вероятно потому, что еще в половине XIV века псковичи просили себе особого епископа, независимого от Новгородского архиепископа; большая же часть других епархий, назначенных к открытию, должна была выделяться из патриаршей области, а патриарх Иов не желал видеть умаления своих владений и сопряженных с тем доходов. В 1593 году вслед за присоединением Корелии от Швеции открыта была епархия Корельская, но она существовала не долго до 1611 года, когда Корелия опять была завоевана шведами. В 1602 г. открыта епархия Астраханская, отделенная от Казанской. В 1620 г. открыта обширная епархия Сибирская или Тобольская, хотя первому её архиепископу Киприану пришлось здесь встретить крайний недостаток в церквах, монастырях, средствах содержания, и в религиозной настроенности поселившихся здесь русских 27 . До половины XVII в. новых епархий более не открывалось; между тем патриарх лишился на время и одной епархии Смоленской, когда в 1611 г. Смоленск был взят поляками и возвращен Москве в последующее время. Всех епархий в Московском государстве к половине XVII в. было 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Благодаря дружбе с иезуитами патриархи Рафаил II (1603–1607) и Неофит II (1602–1603, 1607–1612) проявляли интерес к унии и даже начали переписку с римским престолом. Рафаил держал переписку втайне, но Неофит, став патриархом во второй раз, в 1611 г. решил спросить общественное мнение – через проповедь одного из близких к нему священников, в Великий пост . Разъяренные члены синода просили Кирилла Лукариса ответить; дело дошло до того, что сам Неофит был вынужден изгнать своего священника. Но синод стал подозрительным, и только скорая смерть спасла Неофита от извержения. Его преемник Тимофей II (1612–1620) приватно писал папе Павлу V, признавая его своим главой, но до открытых заявлений дело не дошло. Судьба Кирилла Лукариса (1612 – управляющий; 1620–1623, 1623–1633, 1633–1634, 1634–1635, 1637–1638) показала, что внутри иерархии было довольно сильное крыло, готовое принять главенство Рима. Противники Кирилла патриархи Григорий IV (1623), Кирилл II Контарис (1633, 1635–1636, 1638–1639) и Афанасий III (1634 и 1652) заявили себя сторонниками Рима. Их преемник Парфений II (1644–1646, 1648–1651), будучи еще митрополитом Хиоса, писал папе Урбану VIII, что хранит ему послушание, хотя, как представляется, не продолжал своей корреспонденции после патриаршей интронизации. Иоанникий II (1646–1648, 1651–1652, 1653–1654, 1655–1656) также поддерживал переписку с Римом, хотя избегал заявлений о подчинении. Имеется информация, что проримски настроенные греки поддержали проект, разработанный французским посольством и иезуитами, сместить патриарха – возможно, Мефодия III (1668–1671), и заменить его проримским митрополитом Патмоса; проект, по всей видимости, не реализовался. В сочувствии Риму подозревали Афанасия V (1709–1711) и двух его преемников. Однако по большей части отношение православных патриархов к латинянам в период турецкого владычества оставалось преимущественно негативным. Во многих официальных документах патриархии Римско-католическая церковь характеризовалась как «зломудрствующая», «вводящая новые догматы», «еретическая» и «раскольническая».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яркую картину раздробленности Руси в 1246 – 1247 гг. рисует посол папы Иннокентия IV к монголам францисканец Джованни Пьяно дель Карпини (Иоанн де Плано-Карпини). Свою «Историю монголов» он написал вскоре после возвращения в Лион (начало ноября 1247 г.), откуда он начал путешествие 16 апреля 1245 г. 1595 Не останавливаясь на церковно-политических целях миссии Карпини, раскрытых работами советских исследователей 1596 , опровергнувших миф католической историографии о благожелательности курии по отношению к Руси и в данном случае 1597 , посмотрим, какой застал страну папский посол. В его время живы воспоминания о том, что еще недавно «Киев был столицей Руссии» 1598 . Карпини прекрасно знал об отсутствии единого главы Русской земли. Правителей отдельных земель: Чернигова – Андрея Мстиславича 1599 , Волыни – Василько Романовича 1600 , Галицко-Волынского княжества – Даниила Романовича 1601 , Суздаля – Ярослава Всеволодовича 1602 и какого-то Романа 1603  – папский посол определяет термином «князь» (dux). Лишь в одном случае Даниил поименован «русским королем» 1604 , Ярослав Всеволодович дважды – «великим князем (dux magnus) в некоей части Руссии, которая называется Суздаль» 1605 , а Михаил Всеволодович черниговский – «одним из великих князей русских» 1606 . Мы уже отмечали, что автор первой части Великопольской хроники Богухвал называет древнюю Русь до начала XII b. королевством. Посмотрим теперь, как представлял он соседние с Польшей восточнославянские земли XII – первой половины XIII b. Характерно, что этот современник отмечает в 1182 г. существование не «королевства Русов», известного в древности, а «Галичского королевства» (regnum Haliciense) 1607 . Уже применительно к первой половине XII b. Богухвал говорит о «князьях русов» (Ruthenorum principes) 1608 . Некоторых из них он знает по именам – Володаря Ростиславича, князя перемышльского 1609 (Богухвал называет его «владимирским») 1610 , Всеволода Мстиславича, князя белзского 1611 , Романа Мстиславича, князя галицко-волынского 1612 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, число русских епархий слишком мало увеличивалось сравнительно с проектом. Чрез три – четыре года прибавилось епископство Корельское и Орешецкое, учрежденное не территории Корелии, приобретенной 1591–1594 г., но оно подобно епархиям Полоцкой и Юрьевской прекратило свое существование с уступкой Корелии шведам (1611–1617 гг., никак не позже 1617 г.). Астраханская епархия, открытая на территории Казанской в 1602 г., заменила собою отошедшую к Литве Смоленскую. В 1620 году открыли епархию в Сибири, но эта не из числа проектированных. Очередь до открытия епархий, проектированных при учреждении патриаршества, наступила не ранее второй половины XVII в. Раньше было не до открытия епархий. Внутренние политические неурядицы, возникшие с прекращением династии Рюрика и Владимира Св., тяжелые смутные времена самозванщины, искательство русского престола, постоянные войны, пагубное разбойничье опустошение всей России, задержали правильный ход развития русской государственной и церковной жизни. К этому не случайно прибавилось еще два зла – голод и мор, втегдашние внутренние враги, всегда помогавшие внешним врагам опустошать страну. Русское государство, ослабленное со всех сторон, вместе со Смоленской областью и епархией вынуждено было потерять почти всю юго-западную окраину, приобретенную Иваном III и Иваном IV. В эти тяжелые времена северо-восточная Русь едва не разделила печальной участи современной ей юго-западной половины. Церковь и подъем народного духа чуть не на развалинах России спасли и веру, и национальность, и русское представительство в доме Романовых. Словом, новый период жизни русской церкви, период её полной самостоятельности с учреждением патриаршества, начался среди самых неблагоприятных обстоятельств. То было время страшного повсюдного разорения и опустошения русской земли, а вместе и русской церкви. Тогда страдали все жители России. С мирянами страдало и духовенство – пастыри и архипастыри. Гибли села, города и целые области, с ними разорялись и разрушались приходские церкви, монастыри, архиерейские дома и церковные имения. При таком состоянии России подавлялись и расстраивались все отправления тогдашней государственной жизни. Безначалие открыло простор грабительству с разоренного крестьянства. Народ покидал насиженные места и бежал, куда глаза глядели, дополняя собою разбойничьи шайки. Таково было внешнее положение и внутреннее состояние России, когда явился первый проект увеличения числа архиерейских кафедр. Даже в половине XVII в. Россия не освободилась от разорений и опустошений 86 . Однако после долгого молчания послышались, хотя не сразу, уже настойчивые голоса, что малочисленность и обширность епархий по-прежнему дурно отзывается на русской церковной жизни и что необходимо прибавление епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

190 Очевидно, имеется в виду рассказ Ивана Наседки о благотворительной деятельности монастыря, помещенный в Житии прп. Дионисия. 193 Боярин Иван Никитич Романов, дядя Царя Михаила Феодоровича, вместе со своими братьями подвергся гонениям во времена Бориса Годунова, который подозревал Романовых в роспуске слухов о чудесном спасении Царевича Димитрия. Был сослан в Пелым летом 1601 г., возвращен из ссылки в конце 1602 г. 194 Князь Федор Иванович Мстиславский, глава боярской думы, пришедшей к власти после свержения с престола Василия Шуйского. 195 Князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой († 1625), один из трех основателей (наряду с Прокопием Ляпуновым и казачьим атаманом Иваном Заруцким) первого ополчения, сформированного осенью-зимой 1610 г. После распада первого ополчения, убийства П. Ляпунова и бегства И. Заруцкого с Мариной Мнишек и ее сыном Иваном на Дон Д. Т. Трубецкой принимает на себя командование казачьими отрядами первого ополчения. Во время решающего сражения за освобождение Москвы (началось 24.08.1612) Трубецкой уклонился от помощи войскам князя Пожарского, несмотря на перевес поляков на этом этапе битвы. В период после изгнания поляков и до избрания Царем Михаила Феодоровича Д. Т. Трубецкой был фактическим правителем государства. За свои заслуги в борьбе против поляков получил звание «Спаситель Отечества». 196 Иван Мартынович Заруцкий, донской атаман, возглавлявший отряд из беглых крестьян, стрельцов и казаков, первоначально примкнувших к Лжедмитрию II (так называемому Тушинскому вору). Возглавил казацкие отряды в первом ополчении. После гибели Ляпунова Заруцкий пытался посадить на русский трон Марину Мнишек и ее сына Ивана «Дмитриевича» (Воренка), после провала этого плана бежал на Дон. 197 Прокопий Петрович Ляпунов, глава рязанского дворянского ополчения, организатор заговора против Василия Шуйского, осенью-зимой 1610 г. наряду с князем Д. Т. Трубецким и И. Заруцким входил в «избранную троицу» совета первого ополчения. Осенью 1611 г. в результате разногласий с Заруцким и Трубецким Прокопий Ляпунов был убит казаками, которым он пытался запретить грабить местное население.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Звяга, Звягин : кн. Семен Васильевич Звяга Ростовский, боярин, 1550 г.; Охлопко [слг. Охлопко] и Будиха [см. Будиха] Микулиничи Звягины, 1568 г., Ярославль [см. Бобай] Звяга – собачий или лисий лай; звягливый – бестолковый крикун; звяга – нелепые речи (зап. рус.) Звягинцев Третьяк [см. Третьяк], царский певчий, 1573 г. Згабнев ( Згибнев ) Семен, 1586 г., Арзамас Згнетнев Василий, крестьянин, 1624–1660 гг., Курмыш Здешний , помещик, конец XVI в., Мещерский уезд Здышков Федор, земский староста, 1640 г., Белоозеро Зевака , крестьянин, 1545 г., Новгород Зевалов Поспел [см. Поспел] Юрьевич, 1585 г., Тверь Зевень , крестьянин, 1545 г., Новгород Зегзюлин ( Зекзюлин ) Василий Давидович, 1559 г., Звенигород Зекзюля, зегзица, зозуля – кукушка Зезевитов Семен, пристав у цесарского посла, 1493 г.; Иван Тимофеевич , писец, 1510 г., Псков Зекеев Никита, посадский человек, 1626 г., Ржева Владимирова Зекзюлин см. Зегзюлин Зеленин Маркел, казнен в опричнине; Дмитрий Иванович, 1602 г., Новгород Зеленка , крестьянин, 1545 г., Новгород Зеленый Иван Андреевич , конец XVI в.; Зеленые, помещики, 1532 г., Торопец Зеленя, Зеленин : Зеленя Бирилев [см. Бириль], помещик, конец XV в., Новгород; Дмитрий Иванович Зеленин, 1600 г., там же Ср. зелень – чад, угар, смрад (Даль) Земцов Якуш, пушкарь, 1660 г., Луки Великие Зенбулатовы , 1588 г., Калуга 42 Зендиков Коверя [см. Коверя], крестьянин, 1535 г., Московский уезд Зенкин Михаил, крестьянин, 1585 г., Владимир Зеремский Кузьма Пашлыков, 1613 г., Мещера Зерзень Захарий Иванович Палицын [см. Палица], вторая половина XV в. Зеркаловы-Пановы [см. Пановы] Алексей и Сурка [см. Сурка] Евстафьевичи, 1568 г., Ярославль Зерно Александр Захарьевич, костромской боярин, убит в 1304 г. в Костроме; от него – Сабуровы [см. Сабур], Годуновы [см. Годун] и Вельяминовы-Зерновы [см. Брех, Глаз, Жигач, Одолба, Семейка, Синец, Токмак, Шестопер, Шея] Зех, Зехач, Зехло – распространенные в XVI в. в Новгороде у крестьян прозвища; Терентий Зехов, 1611 г., Важская область Зеха – зевака, простофиля, разиня

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1596 В недели Adventus и в Четыредесятницу говорит священник: «Benedicamus Domino«(блarocлobuм Господа). Отвечают: Благодарение Богу. На литургиях заупокойных священник говорит: Да почиют в мире (requiescant in pase ). Отвечают: Аминь. В пасхальное время к словам: ite, missa est, прибавляется аллилуиа; и то и другое произносится нараспев, как и в некоторые другие праздники. См. миссал. 1597 На литургиях заупокойных благословение не преподается, а при служении папском преподается трижды. 1598 В некоторые большие праздники, падающие на простые дни Четыредесятницы и других постов, на литургии читаются праздничные Евангелия, а после литургии Евангелия дневные. На третьей литургии в день Рождества Христова в конце читается Евангелие праздника Богоявления (см. Мф. 2: 1–12 ). Daniel, р. 112. 1602 Spic. Rom., ed. ab Ang. Maio. T. IV, p. 32. Слова его повторяет Феодор или Николай, епископ Андидский (VIII в.) в изложении литургии к епископу Фитии Василию. L. Allat. De missa praes., p. 1580. 1607 Bas. Mag. Ep. 93. Gr. Naz. Orat de sor. sua Cyr. Al. Kp. ad Caios Proem, lib. contr. Antromorph Tertul. ad uxor, lib. 2. C. 5. Cypr. lib. de lapsis Hieron. Ep. 50 ad Pammach. Вообще этот обычай мог продолжаться до запрещения Трулльским собором (пр. 58): «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе «Божественные Таины». См.: Опыт курса церковных законов архимандрита Иоанна. Вып. 2. С. 448. 1609 Lit. Mozar. Edit. Migne. Patr. Curs. Comp. T. LXXXV, p. 421–434. Notae. В самом Риме во времена Иннокентия I († 417) еще не совершалась преждеосвященная литургия в Великий пяток, как видно из его слов (Ер. ad Decent, С. 7): traditio ecclesiae habet, isto biduo (т.е. в Великий пяток и Великую субботу) sacramenta penitus non celebrari. 1611 Опыт курса церковных законов архимандрита Иоанна. Вып. 2. С. 430; Const. Apost. VIII: 35, 36. 1613 L. Allat. Op. cit., р. 1583. В правиле Трулльского собора нет постановления о совершении преждеосвященной литургии в девятый час (по греческому церковному счислению, т.е. в три часа пополудни) и соединении ее с вечерним служением, но это разумелось само собою и для последующего времени осталось в предании, которое сохранилось в древних церковных уставах, например, монастыря Казулийского в Калабрии (Allat, ук. соч., р. 1559; и в древнейших списках литургии, например Барбериновом и Криптоферратском (Goar. Euchol. ed. 1647, p. 201). Goar замечает об этом (р. 209, 37): vesperarum hora tantum celebratur; nunc autem, relaxato etiam in oriente jejunii rigore, circa meridiem.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010