В XVII веке в городе Тюмени существовал женский монастырь под названием Ильинского. Но так как документы, относящиеся к истории этого монастыря, не восходят далее 1625 года, то, конечно, относительно времени его основания могут существовать только более или менее вероятные догадки. Самое первое предположение о происхождении данного монастыря принадлежит г. Миллеру. В качестве “вероятной догадки“, Миллер высказал, впрочем, не совсем решительно, что “начало онаго монастыря или, по крайней мере, совершенное учреждение“ его должно приписать архиепископу Кипрану 1 . Но если Миллер не решился считать архиепископа Киприана за несомненного основателя Ильинского монастыря, то позднейшие местные исследователи Тобольской церковной старины стали категорически заявлять, что Тюменский Ильинский монастырь обязан своим происхождением не кому другому, как именно архиеп. Киприану 2 . Но помимо этих догадок существует еще иное предположение, высказанное проф. П.Буцынским. По мнению Буцынского, основание Ильинского монастыря относится не ко времени архиеп. Киприана, а к началу XVII века. Вот какие соображения но этому предмету высказывает проф. Буцынский. В 1600 году тюменские жители подавали царю Борису Годунову челобитную о дозволении им строить в Тюмени церковь в честь Бориса и Глеба с приделом св. пророка Илии. Но испросивши разрешение построить двухпрестольную церковь , они построили только однопрестольную в честь Илии пророка. Затем в1601 году в Тюмень был прислан “черный поп“ Никон. “Он-то, вероятно, и положил начало Ильинскому монастырю при вышеупомянутой церкви“, говорит Буцынский. По мнению Буцынского, Ильинский монастырь был древнее Троицкого (или, по-прежнему, Преображенского) мужского монастыря, основанного монахом Нифонтом в 1616 году, так как, по словам Буцынского, “невозможно предположить, имея ввиду русские обычаи, чтобы в Тюмени до основания Троицкого монастыря, т. е. до 1616 года, не было никакого монастыря; вероятнее всего, что Ильинский монастырь начал свое существование с построением церкви во имя пророка Илии и с прибытием в Тюмень монаха Никона“.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Городна. Николая Чудотворца церковь. Троицкая (бывш. Николая Чудотворца с пр.Сретения и Параскевы Пятницы) церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Городна ( Городня ) в 22 верстах от уездного города Зарайска. Городна в качестве сельца упоминается в платежных книгах 1595 – 97 гг. и значится за Никитою Ивановым и Иваном Ивановым детьми Власьева. По приправочным книгам 1616 г. уже одна половина с. Городна значится за Никитой Ивановичем Власьевым, а другая половина за племянниками его Захарием и Григорием Ивановичами, детьми Власьева. У показанных вотчинников пашни паханные доброй земли 15 четвертей, пашни 27 четвертей с осьминою и перелогом 50 четвертей, лесом поросло 15 четвертей с осьминою в поле, сена на речке Осетре до устья речки Матырки пополам с племянниками, а на Никитину половину 150 копен, леса пашенного с его племянниками у сельца за полем 1,5 десятины и непашенного леса у болота в длину на полверсты и поперек тож. Находившаяся в с. Городне церковь в тех же приправочных книгах 1616 г. именуется Никольскою, в ней образы, свечи, книги, ризы, колокола и все церковное строение вотчинниково. Время построения вместо деревянной каменной церкви в с. Городне неизвестно, только в 1818 году она, за ветхостью, была запечатана, и богослужение по праздничным дням совершалось в помещичьем флигеле. Существующая ныне в с. Городне также каменная Николаевская церковь с приделами Сретенским и Пятницким построена в 1825 году помещиком Петром Михайловичем Бутурлиным. Земли церковной при ней состояло 54 десятины, кроме того, при церкви имеется капитал в 1600 руб. в пользу причта и мельница, за которую получается в год аренды 200 руб. В приход, кроме села, состоят деревни Овинищи, Телятники и Берхина, в них 780 муж. пола, 836 жен. пола. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1884 г., том 1, стр. 224. История села Городна, расположенного на горе при впадении реки Осётр в Оку, уходит в далёкое прошлое.

http://sobory.ru/article/?object=21830

С тех пор доныне монастырь по имени Акатовой пустыни начал называться Акатовским, а по храму Св. Алексия митрополита, в монастыре находящемуся, Алексеевским. Кто сперва был в Успенском монастыре настоятелем, о том доподлинно неизвестно; однако же, заключая от недавнего времени основания сего монастыря, т.е. от 1600 до 1616 года, в котором игумен сего монастыря Феодосий просил о переводе Успенского монастыря, можно положить, что сей игумен был и первый начальник в Успенском монастыре; а после сего по разным грамотам и Акатовскому синодику значатся следующие настоятели: 1) игумен Феодосий, упоминаемый в 1616 году. 2) В 1620 и даже 1032 году упоминаемся игумен Кирилл, который своим иждивением построил Акатов монастырь. 3) В 1653 упоминается игумен Иосиф. 4) В 1678 игумен Питирим. 5) С 1678 по 1690 год игумен Павел. 6) С 1690 по 1700 игумен Тит. 7) С 1700 архимандрит Никанор. 8) С 1710 архимандрит Иосиф. 9) С 1718 архимандрит Антоний. 10) С 1741 года архимандрит Пахомий. 11) С 1744 архимандрит Ефрем. 12) С 1750 по 1793 архимандрит Самсон. 13) С 1793 по 1796 архимандрит Амвросий, что ныне епископ Оренбургский. 14) С 1797 доныне архимандрит Иустин. Монастырь сей ныне имеет каменную двухэтажную церковь , которая построена в 1674 году старанием игумена Иосифа Варяинова от вотчинных доходов и мирского подаяния. Верхний храм освящен во имя явления Богородичной иконы Владимирской, а нижний во имя Св. Алексия митрополита. В нижнем находится придел во имя Св. Антония и Феодосия Печерских. Ограда каменная и башни построены от мирского подаяния и починочных сумм старанием архимандрита Самсона около 1778 года. Им также построена и каменная трапеза. Прочее строение, так как и настоятельские покои, поправленные нынешним архимандритом, все деревянные. До штатов Успенский и Акатов монастыри каждый особые имели приписные к себе имения. Успенского монастыря вотчины были некоторые подгородные деревни, к Акатовской же пустыне приписана была в вотчину Белая Леса, бывшая, как в грамотах значится, ниже Шипова леса. После же от Успенского монастыря приписана к Акатовскому еще за рекой Воронежем лежащая деревня Монастыршинка или Клементьевка. Всего за монастырем было 130 душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1515–1547 Правление французского короля Франциска I Валуа Болонский конкордат французского короля Франциска I с папой римским Начало реформации в Германии, 95 тезисов Мартина Лютера 1519–1522 Первое кругосветное путешествие Магеллана 1519–1555 Правление германского императора Карла V Габсбурга Папская булла об отлучении Мартина Лютера от Церкви Вормский рейхстаг, издание эдикта против Мартина Лютера Реформация в Цюрихе под руководством Ульриха Цвингли 1524–1525 Крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера Битва между католиками и протестантами при Каппеле, гибель Ульриха Цвингли 1533–1592 Французский философ гуманист Мишель Монтень «Акт о супрематии» короля Генриха VIII Тюдора, начало реформации в Англии Установление теократической протестантской республики в Женеве, «Наставление в христианской вере» Жана Кальвина 1536–1539 Секуляризация церковных земель в Англии Утверждение папой устава ордена иезуитов Окончательная победа кальвинизма в Женеве 1545–1563 Тридентский собор 1547–1559 Правление французского короля Генриха II Валуа 1547–1616 Испанский писатель Мигель Сервантес де Сааведра 1548–1600 Итальянский ученый астроном Джордано Бруно 1553–1558 Правление английской королевы Марии Кровавой Аугсбургский религиозный мир, отречение Карла V Габсбурга 1558–1603 Правление английской королевы Елизаветы I Тюдор Подтверждение парламентом верховенства короля над английской Церковью 1559–1660 Испанский живописец Диего Веласкес 1561–1626 Английский ученый и философ Фрэнсис Бэкон 1562–1598 Религиозные (гугенотские) войны во Франции 1564–1616 Английский драматург и поэт Вильям Шекспир 1564–1642 Итальянский ученый Галилео Галилей 1566–1579 Буржуазная революция в Нидерландах Люблинская уния Польши и Литвы, образование Речи Посполитой 1572 авг. 24 «Варфоломеевская ночь», уничтожение католиками протестантов в Париже 1589–1610 Правление французского короля Генриха IV, родоначальника династии Бурбонов Брестская уния Католической и Православной Церквей 1596–1650 Французский ученый Рене Декарт

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1494–1553 Французский гуманист Франсуа Рабле Открытие Васко да Гама морского пути в Индию 1508–1580 Итальянский скульптор Андреа Палладио 1509–1547 Правление английского короля Генриха VIII Тюдора 1509–1564 Один из основоположников реформации в Швейцарии Жан Кальвин 1510–1568 Французский скульптор Жан Гужон «Послания апостола Павла» Лефевра д " Этапля Поражение швейцарского наемного войска от французов в битве при Мариньяно 1515–1547 Правление французского короля Франциска I Валуа Болонский конкордат французского короля Франциска I с папой римским Начало реформации в Германии, 95 тезисов Мартина Лютера 1519–1522 Первое кругосветное путешествие Магеллана 1519–1555 Правление германского императора Карла V Габсбурга Папская булла об отлучении Мартина Лютера от Церкви Вормский рейхстаг, издание эдикта против Мартина Лютера Реформация в Цюрихе под руководством Ульриха Цвингли 1524–1525 Крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера Битва между католиками и протестантами при Каппеле, гибель Ульриха Цвингли 1533–1592 Французский философ гуманист Мишель Монтень «Акт о супрематии» короля Генриха VIII Тюдора, начало реформации в Англии Установление теократической протестантской республики в Женеве, «Наставление в христианской вере» Жана Кальвина 1536–1539 Секуляризация церковных земель в Англии Утверждение папой устава ордена иезуитов Окончательная победа кальвинизма в Женеве 1545–1563 Тридентский собор 1547–1559 Правление французского короля Генриха II Валуа 1547–1616 Испанский писатель Мигель Сервантес де Сааведра 1548–1600 Итальянский ученый астроном Джордано Бруно 1553–1558 Правление английской королевы Марии Кровавой Аугсбургский религиозный мир, отречение Карла V Габсбурга 1558–1603 Правление английской королевы Елизаветы I Тюдор Подтверждение парламентом верховенства короля над английской Церковью 1559–1660 Испанский живописец Диего Веласкес 1561–1626 Английский ученый и философ Фрэнсис Бэкон 1562–1598 Религиозные (гугенотские) войны во Франции 1564–1616 Английский драматург и поэт Вильям Шекспир

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Другой сотрудник князя К. К. Острожского, священник Василий, в 1588 г. издал в Остроге книгу «О единой истинной православной вере». Сочинение было написано с полемической целью. Ревностный защитник Православия, автор этой книги опровергал учение римско-католических богословов об исхождении Святого Духа «и от Сына» (лат. Filioque), о главенстве Папы, а от протестантов защищал древнюю традицию иконопочитания. К числу деятелей Острожской типографии относится иеромонах Киприан. Родом из Острога, он получил образование в Венеции и Падуе, жил на Святой Горе Афон, в Константинополе. Около 1600 г. он перевел с греческого языка на славянский беседы святого Иоанна Златоуста о посланиях апостола Павла. Известен также перевод иеромонаха Киприана — 50 бесед блаженного Макария Великого (391). В конце XVI в. на пользу Православия потрудились братья Зизании. Лаврентий Зизаний составил «Азбуку с кратким лексиконом» и первую церковнославянскую грамматику (1596), а Стефан Зизаний — первый учебный катихизис (Вильно, 1596; не сохранился) и «Изложение о правой вере» (1596). Полемические сочинения в XVII в. Успешное развитие богословской полемики и борьбы за чистоту Православия в XVII в. в большой степени было обязано широкой сети типографий, где в большом числе печатались полемические сочинения. Так, например, православные деятели Виленского братства по-прежнему печатали свои сочинения в типографии Свято-Духова монастыря . Но после того как типография была передана униатам, печатание православных книг в 1611 г. было перенесено в местечко Евье (40 км от Вильно) и продолжалось здесь вплоть до 1646 г. Кроме того, Виленское братство постоянно ходатайствовало о возвращении ему Виленской типографии и с 1615 г. опять начало печатать в ней православные богослужебные и другие духовные книги. В 1616 г. была учреждена типография в Могилеве , а в 1630 г. — в Кутеинском Богоявленском монастыре. В Могилеве печатание православных книг продолжалось с 1616 до 1798 г. В 1655 г. Кутеинская типография была переведена Патриархом Никоном в Валдайский Иверский монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436378/

3) ГИМ, Собр. Чудова монастыря, 311. Минея четья на февраль (!) – в 1 , на 706 листах, датирована 1600 г. В конце Минеи на л. 625–698 об. помещена отдельная подборка, написанная особым почерком, но писец принимал участие в создании других томов Чудовского комплекта (и на той же бумаге); поэтому данная часть Минеи также должна датироваться 1600 г. Пространная редакция Жития Евфимия находится на л. 665–698 об., заголовок (с упоминанием инока Григория в качестве автора): «Месяца апреля в 1 день. Григория смиренаго инока повесть о житии преподобнаго архимарита Еуфимия, Суждальскаго новаго чюдотворца». Титул «епископа» Иоанна в Чудовском списке переправлен в «архиепископа», но не систематически – только в четырех случаях. Особо выделяем Проложную редакцию Жития Евфимия Суздальского, представленную следующими списками: 1) Ярославский музей-заповедник, 14966 667 (л. 59–64 об.)-сборник конца 10-х – начала 20-х годов XVII в. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры O GR – Лауцявичюс, 523 (1622 г.); 2) Кувшин с двумя ручками под горкой из полумесяцев с розеткой, на тулове литеры МР – Дианова («Кувшин»), 399 (1615–1621 гг.); 3) Кувшин с двумя ручками под горкой из полумесяцев – типа: Дианова и Костюхина, 780 (1616 г.). 2) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 310 (л. 1–5) – рукопись начала 30-х годов XVII в., содержит только Житие Евфимия. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под цветком – Гераклитов, 743 (1631 г.) 668 . 3) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 194 (л. 82 об. – 86) – в составе Пролога 30-х годов XVII в. Филигрань: Гербовый щит – Гераклитов, 324 (1635 г.) 669 . Проложная редакция получена путем сокращения Краткой редакции, главным образом, за счет опущения цитат из Писания. В тексте заметны следы позднейшего редактирования: имя Суздальского епископа Иоанна переделано в «Иону», сам он назван «архиепископом», что свидетельствует о создании Проложной редакции после 1589 г. – года учреждения Суздальской архиепископии. § 2. Житие Евфросинии Суздальской

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В частности, Иоанн Вишенский пишет в 1598 году обличительное «писание к утекшим от православной веры епископам» – митрополиту Михаилу Рогозе и епископам Ипатию Потию, Кириллу Терлецкому, Леонтию Пелчицкому, Дионисию Збируйскому и Григорию Загоровскому Это послание написано как ответ на книгу Ипатия Потия «Оборона згоды...». Также перед поездкой в Украину по просьбе патриарха Мелетия он составляет на Афоне разбор книги польского римско-католического теолога-иезуита, придворного проповедника короля Сигизмунда III и ректора Виленской академии Петра Скарги (1536–1612). Портрет Петра Скарги (1536–1612) Среди прочих произведений старца наиболее известны «Обличение диявола-миродержца...», «Порада», «О еретиках», «Загадка философам латинским...», «След к постижению и изучению художества...» (все – 1599–1600), «Зачапка мудрого латынника з глупым Русином» (1608–1609), «Позорище мысленное» (1615–1616) и др. Портрет, подпись и печать еп. Ипатия Потия (1541–1613) Большая часть этих сочинений была объединена в составленный около 1599–1601 годов авторский сборник «Книжка Иоанна мниха, Вишенского, от Святыя Афонскиа горы в напоминание всех православных христиан братствам и всем благочестивым, в Малой России в Короне Полской жителствующим...». Скорее всего, сборник этот был подготовлен и передан в Украину между 1600–1602 годами через отца Исаакия Борисковича, посетившего в это время Афон. По мнению И. П. Еремина, «Книжка...» была передана старцем Иоанном для публикации Львовскому братству. 113 Однако в связи с имевшимися у святогорца разногласиями с братчиками она так и не увидела свет. Не исключено, что причиной отказа в издании было крайне оппозиционное отношение автора ко всему общественному строю Речи Посполитой. В частности, И. П. Еремин считал, что сочинения Иоанна Вишенского принадлежали к числу «pism uszczypliwych» (злоречивых сочинений), распространение которых в Речи Посполитой было запрещено и каралось законом. 114 Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И потому на земском Соборе (1616), на котором присутствовали и митрополиты, архиепископы, и епископы, и весь освященный Собор, было приговорено: на ратных людей собрать со всех городов, посадов и уездов, со всех сел и волостей, вотчин и поместий, в том числе и с патриарших, митрополичьих, архиепископских, епископских и монастырских, сошные деньги, а с гостей и торговых людей, в том числе и с монастырей, производивших торг, пятую деньгу. На земском Соборе в 1618 г., когда польский королевич Владислав угрожал осадить Москву, русские митрополиты, архиепископы, и епископы, и весь освященный Собор вместе с боярами и со всеми другими светскими лицами объявили царю Михаилу Федоровичу, что «они все дали обет Богу за православную христианскую веру и за него, государя, стоять безо всякого сумнения и с недругом его, королевичем Владиславом, битись до смерти, не щадя голов своих» . Одною из самых главных и постоянных забот церковной власти с учреждения в России патриаршества сделалась забота об исправлении и печатании богослужебных книг. К сожалению, это святое дело долго велось очень неудачно. Ясно сознавали, что книги испорчены, что порча их зависела преимущественно от переписчиков, что необходимо книги исправлять и печатать во избежание дальнейшей в них порчи. Но как исправлять — за это-то и не умели взяться надлежащим образом. Вместо того чтобы проверять книги по греческому тексту, с которого они переведены, ограничивались тем, что исправляли книги с славянских же «добрых переводов» (хороших списков), как заповедал еще Стоглавый Собор, т.е. брали список какой-либо богослужебной книги, который признавали лучшим, иногда сличали его с другими такими же списками и по этому-то списку печатали книгу, как будто и в лучших списках не могли быть ошибки, и даже очень важные. Так напечатаны были еще при царе Иване Васильевиче IV первые три книги: Апостол, Часослов и Псалтирь. Так же печатались книги и при патриархах Иове и Гермогене. При Иове изданы были восемь книг — Триодь постная (1589) Триодь цветная (1591) Октоих (1594) Апостол (1596) общая Минея (1600) архиерейский Чиновник (1600) , Служебник или, вернее, Требник (1602) и цветная Триодь вновь (1604) При Гермогене — три: Евангелие (1606) Минеи месячные за сентябрь, октябрь, ноябрь и первые двенадцать дней декабря (1607–1610) 326, 329, 332] и церковный Устав (1610) Личное участие патриархов в деле выражалось тем, что они благословляли печатать книги, хотя это известно не о всех книгах, и иногда свидетельствовали напечатанные книги, как по крайней мере свидетельствовал Гермоген Минею месячную, сколько она при нем напечатана .

http://sedmitza.ru/lib/text/436104/

Типография братства, – особенно когда во главе её стал с 1614 г. ученый иеромонах Памва Берында, – работала весьма усердно и выпускала книги, необходимые для богослужения, а также разные религиозно-нравственные и педагогические сочинения. За период времени с 1600 по 1620 г. были напечатаны: 1) в 1601 г. – Октоих, 2) в 1608 г. – Часослов и Псалтырь, 3) в 1609 г. – часослов и Беседа св. Иоанна Златоуста о воспитании чад, 82 4) в 1613 г. – Книга о священстве св. Иоанна Златоуста , 83 5) в 1614 г. – О воспитании чад, 6) в 1615 г. – Псалтирь и две книги в стихах: Плачь, альбо ламент по Григории Желиборском, и Памвы Берынды, Вирши на Рождество Господа нашего Иисуса Христа, и на некоторые другие праздники, 7) в 1617 г. – Триодь постная. Львовское братство не иначе издавало книги, как подвергнув текст поверке по подлинному и по славянским спискам. 84 Материальные средства Львовского братства пополнились щедрым даром знаменитого братчика Константина Корнякта. В 1603 году он умер и перед смертью завещал братству 4000 злотых, обеспечив их на своем имении Збоисках, при чем он указал, чтобы одна половина процентов из этой суммы употреблялась на городскую церковь , а другая на Онуфриевский монастырь. Братство по-прежнему работало на пользу интересов угнетенной русской народности. В 1605 году братство посылало своего члена Бартникевича и двух священников на сеймик в Сондовую Вишню, где собиралась русская шляхта, и дало своим послам инструкцию настоятельно домогаться, чтобы русский народ не был стесняем в отправлении своего богослужения и в гражданских правах. В 1608 году с этою целью братство пригласило к складчине восемь братств из предместий; общее собрание состоялось в присутствии духовенства, положен был общий сбор и назначены два сборщика; сумма эта предназначалась для придворных польских чиновников, которых можно было смягчить в пользу русских путем подкупа. В 1609 году послы братства домогались пред королем для русских по крайней мере тех прав, которыми пользовались армяне и евреи, а если это не угодно, то просили дозволить русинам оставить отечество и переселиться в Молдавию. 85 Наскучив беспрестанным отправлением депутатов в Варшаву, братство в 1616 году постановило, чтобы те из братчиков, которым наиболее известен ход судебных дел, по очереди жили в Варшаве, каждый восемь недель, в качестве резидентов для хождения по судам; а братство принимало на себя попечение об их семействе и хозяйстве. 86

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010