Таким образом, он выступал с позиции учения «двух царств», характерной для аверроизма и лютеранства. В 1599 году папа Павел V, не кто иной, как бывший верховный инквизитор Камилло Боргезе, занимавшийся делом Бруно, активно вмешался в процесс и потребовал ускорения расследования. В конце концов, кардинал Беллармин завершил следствие. В юбилейном 1600 году Бруно был вынесен приговор. Ответ Бруно прозвучал гордо: «Вы выносите мне приговор с бльшим страхом, чем я его слушаю». То, что за этим последовало, внушает ужас и глубочайшее чувство стыда. После жестоких пыток его доставили к месту казни и сожгли 17 февраля 1600 года. В своих последних словах он повторил сказанное умирающим Плотином: «Я пытаюсь вобрать в себя всё самое возвышенное и близкое Богу, что есть во вселенной». Бруно принял смерть с таким же самообладанием, как Сократ, и так же безмятежно, как это делали христианские мученики в полном соответствии со своими собственными словами: «Тот, кто боится телесной боли, никогда не был причастен к божественному». 3. Революция на небесах До 1543 года в сознании европейцев и в их представлениях о жизни доминировала картина мира, восходящая к Аристотелю и Птолемею. Небесные сферы вращаются вокруг неподвижной земли подобно сферическим раковинам: за сферой неподвижных звёзд находится сфера primum mobile, неподвижного движителя вселенной. В 1543 году появилась книга Коперника De revolutionibus orbium coelestium («Об обращениях небесных сфер»). Основываясь на математических расчётах движения планет, Коперник положил конец геоцентрической картине мира. Но именно Джордано Бруно был первым, кто оценил всю значимость открытия Коперника и сделал из него выводы для своего космологического учения. Именно Бруно первым произвёл «революцию на небесах». Он не стал постулировать гелиоцентрическую картину мира взамен старой геоцентрической. Он вообще отказался от идеи центра и смело выдвинул концепцию бесконечности вселенной и относительности центра и границ. «Ибо во Вселенной нет середины и нет окружности, или, если хочешь, повсюду есть середина и каждую точку можно принимать за часть окружности по отношению к какой-либо другой середине или центру» (De l’infinito 5:2).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nau...

Иконография Антониево-Дымского монастыря и его графическая реконструкция//Народное зодчество. Петрозаводск, 1992. С. 141–155. 326 Вотчинные хозяйственные книги: вытные книги, хлебные оброчники и переписная книга вотчин Кирилло-Белозерского монастыря 1559–1601 гг. М.; JL, 1983. С. 431. 328 Захаров AM. Землевладение Костромского Троице-Ипатьевского монастыря XV-XVI вв.//Проблемы истории СССР. М, 1980. Вып. 1. С. 19–30. 329 Цепкое А. И. Экономика Рязанского края конца XV – середины XVI в. по письменным источникам//Писцовые книги Рязанского края XVI в. Рязань, 1996. С. 558–563, 566. (Далее – ПКРК). 334 Каштанов С. М. Внутренняя торговля и спрос крупных землевладельцев на предметы потребления в XIV-XV вв.//История СССР. 1977. 1. С. 144– 160. 336 Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Приходные, расходные и окладные книги Спасо-Прилуцкого монастыря: 1574–1600 гг. М.; JL, 1979. 338 Вотчинно-хозяйственные книги: Ужинно-умолотные книги Иосифо-Волоко- ламского монастыря 1590–1600. М.; JL, 1976. 339 Горская HL. Товарность зернового земледелия в хозяйствах монастырских вотчин центра Русского государства к исходу XVI – началу XVII в.//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы: 1962. Минск, 1964. С. 124– 140. 341 Победимова Г. А. О некоторых формах кредитования крестьян Иосифо-Во- локоламского монастыря в первой половине XVI в.//Крестьянство и классовая борьба в феодальной России. JL, 1967. С. 91–97; Хозяйственные книги Чудова монастыря. М., 1996. С. 155. Л. 284 об. 342 Победимова ГА. К вопросу о стабильности сельского населения вотчины в XVI в. (На примере Иосифо-Волоколамского монастыря.)//Вопросы экономики и классовых отношений в Русском государстве XII-XVII вв. М.; JL, 1960. С. 172–190. 344 Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Книги денежных сборов и выплат Иосифо-Волоколамского монастыря. М.; Л., 1978. С. 238–248. 346 Колычева Е. И. Денежный бюджет монастырей по приходо-расходным книгам XVI в.//Материалы XV сессии Симпозиума по проблемам аграрной истории СССР. Вологда, 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 La reconstruction de la France en 1800. Revue des deux Mondes, t. 105, 1891 г., стр. 516: «к хрисианству во Франции снова прониклись (запылали) любовью в монастырях, но охладели в миру». 23 Вот наприм., текст такого объявления об индульгенции, усвоенной кат. церкви в Трувиле, списанный нами лично. eglise Notre-Dame de Bon-Secours de Trouville sur-Mer. Cette eglise jouit du precieux privilege de 1’indulgence pleniere de la portioncule Cette indulgerce peut etre gagnee ebaque annee depuis 2 heu- res de i’apres-midi du 1-er aout, jour de la fete des chaines de saint-Pierre, jousqu’au coucher du soleil du 2 aout, par tous les fiddles qui, contrits, confesses, comnmnies visitent cette eglise et у prient aux intentions du Souverain PontifêElle se gagne autant de f " ois qu’on renouvelle la visite. Elle est appliquable aux ames du Pourgatoire. Le cure de N.-De Bon-Secour. A. Le Tournier. 24 Парижский кат. институт есть то же, что наш университет: в нем все факультеты (филол., математ., юридическ.). 27 ibid. Викарные священники получают во Франции от 900 до 1300 фр. в год, смотря по летам; настоятели (cures) 2-го класса от 1200 до 1300 фр., – 1-го кл. от 1500 до 1600 фр.; каноники (chanoinesi и настоятели-протоиереи (cures archiphetres) от 1600 до 2400 фр.; викарные епископы от 2500 до 4000 фр. 38 Сюда относится прежде всего сам автор уже не раз цитированной нами талантливой монографии: Papautc etc. 42 Подлинный (латинский; текст и офицальный французский перевод энциклики приложены к книге Леруа-Болье на конце, стр. 280–371. 43 Вот как читается это характерное место в подлиннике: Nemo certe opitulari aliis de eo jubetur, quod ad usus pertineat cum suos tum suorum nesessarios: immo nec tradere aliis quod ipse egeat ad id servandum duod personae conveniat, quodque deceat nullus enim inconvenienter vivere debet (S. Thomas. II – u. Quaest XXXII, a. n). Sed ubi necessitate satis et decoro datum, officium est de eo quod superat gratificari indigentibus: quod superset date eleemosynam ( Лук 11: 41 ) etc. Приведенный в энциклике по переводу Вульгаты текст из Ев. от Луки по греч. читается так: πλν τ ν ντα δ τε λεημοσνην (обаче от сущих дадите милостыню, подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть). Перевод Вульгаты в данном случае не имеет оснований ни в данном, тексте ни в контексте. Вот типический образчик того, как Вульгата подтягивает букву к смыслу, к общему духу и особенностям, характеризующим католичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

Молитва Иисусова Молитвою Иисусовой называется собственно краткое молитвенное воззвание к Господу Иисусу. Она читается так: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» 20 . Иногда она читается в более обширном виде. Так в отпусте утренних и вечерних молитв положено говорить: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитв ради пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, спаси мя грешнаго». А в возгласах предстоятеля богослужения она имеет такой вид: «молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Молитва Иисусова встречается в составе служб общественного богослужения, но главным образом она назначена для употребления в домашнем богослужении, и в сем случае она служит иногда дополнением положенных для домашнего употребления молитвословий, иногда же заменою их. Так монашествующим и каждому, желающему соблюдать монашеское правило, если умеет грамоте, вменяется в обязанность 21 ежедневно прочитывать повечерие, дневные каноны и четыре кафизмы, и сверх этого произносить 600 раз молитву Иисусову. Монахам же новоначальным и немощным сделано снисхождение: по примеру древних они могут вместо четырех кафизм прочитывать три, и вместо 600 раз произносить молитву Иисусову только 500 раз. Кто же не умеет грамоте, а между тем «желает благоугождати Богу и очищати мысли сердца своего молитвою и постом», тот должен взамен повечерия и дневных канонов творить только молитву Иисусову и другие краткие молитвенные воззвания к Богородице и святым; именно за повечерие молитв Иисусовых 50, за канон седмичный – 30. Если же кто из не умеющих грамоте желает, но по каким-нибудь препятствиям не может участвовать в церковных службах, то и взамен церковных служб он должен творить молитв Иисусовых: за вечернее пение 100, а по другому более строгому правилу – 600, за полунощницу 100, а по другому правилу – 600, за утреннюю службу – 500, или, по другому правилу, 1600, за час первый, третий, шестый и девятый по 50-ти, по другому же правилу за все часы без междочасий – 1000, с междочасиями – 1600, за великое повечерие – 700.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

традиций, что послужило причиной искажения др. араб. версий и большей части рукописей, содержащих эфиоп. перевод. Ее текст лег в основу большинства печатных изданий араб. Евангелий: editio princeps (1590-1591), издания Т. Эрпения (1616), Парижской (1630) и Лондонской (1657) полиглотт, Четвероевангелия и Евангелиария (апракоса) правосл. Антиохийского патриарха Афанасия III Даббаса (Алеппо, 1706, 1708), каирских двуязычных изданий (1820, 1902), изданий Г. Таттама (1829, 1848), де Лагарда (1864) и многих позднейших. Лист из коптско-араб. Лекционария. 1575–1600 гг. (Argentor. Mg. 4. 310. Fol. 1) Лист из коптско-араб. Лекционария. 1575–1600 гг. (Argentor. Mg. 4. 310. Fol. 1) Большой вклад в формирование араб. текста Евангелия у коптов внес перевод с греческого на арабский мелькитского еп. Каира Феофила ибн Тауфиля (ок. 1040). Этот перевод впосл. использовал в своем критическом пересмотре текста НЗ (ок. 1253) знаменитый копт. ученый и переводчик аль-Асад ибн аль-Ассаль. В основе его редакции лежат рукописи, содержащие предшествующие араб. переводы мелькитской (Феофила ибн Тауфиля), сиро-яковитской (Бишра ибн ас-Сирри), несторианской (Абу-ль-Фараджа Абдаллаха ибн ат-Тайиба аль-Ираки ) и коптской традиций. Каждой рукописи Ибн аль-Ассаль дал сокращенное обозначение и привел их варианты чтений. Полного издания данной версии не существует. Издано лишь предисловие Ибн аль-Ассаля по рукописи Lond. Brit. Lib. orient. 3382. Судя по числу сохранившихся рукописей (16 ср. с ок. 150 Александрийской Вульгаты), версия Ибн аль-Ассаля имела очень ограниченное распространение в арабоязычном христ. мире. Из известных в наст. время рукописей только 3 содержат заметки на полях с вариантами чтений; их детальное изучение не проводилось. Основными источниками для реконструкции текста являются кодексы Bodl. Hunt. 118 (1259; возможно, автограф) и Lond. Brit. Lib. orient. 3382 (1264). Редакция Ибн аль-Ассаля наряду с версией несторианина Ибн ат-Тайиба была использована при составлении новой евангельской гармонии Юсуфом Хабаши в XIX в.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОР Т. Мор. Портрет. Ок. 1600 г. Неизв. художник флорентийской школы (Галерея Уффици, Флоренция) Т. Мор. Портрет. Ок. 1600 г. Неизв. художник флорентийской школы (Галерея Уффици, Флоренция) [Англ. More] Томас (7.02.1478, Лондон - 6.07.1535, там же), англ. писатель, философ, богослов, видный представитель англ. гуманизма ; юрист, церковный и политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532); в католической Церкви почитается как мученик (пам. 22 июня). Происхождение и образование М. происходил из состоятельной семьи уроженцев Лондона. Его отец, Джон Мор ( 1530), был успешным и влиятельным юристом, затем - королевским судьей; мать, Агнес Гронджер ( ок. 1499), происходила из семьи промышленника, занимавшегося производством и продажей жировых свечей, к-рый пользовался значительным уважением в торговых кругах и впосл. занимал должность шерифа Лондона. М. был 2-м ребенком и 1-м сыном в семье. Из-за неточностей в памятной записи о рождении М., сделанной его отцом, точная дата этого события неизвестна; возможными являются 3 датировки: 7 февр. 1477 г., 6 февр. 1478 г., 7 февр. 1478 г. (обзор мнений и обоснование большей вероятности последней датировки см.: Mitjans. 2010). Начальное образование М. получил в школе при госпитале св. Антония (St. Antony " s School), считавшейся одной из лучших в городе; основным предметом была латынь. В 1489 г. благодаря связям отца М. получил место пажа в Ламбетском дворце, офиц. резиденции Дж. Мортона (ок. 1420-1500), архиеп. Кентерберийского и лорд-канцлера Англии (с 1486). В доме Мортона М. помимо исполнения служебных обязанностей продолжал получать гуманитарное образование; он также с большим успехом играл в домашнем театре Мортона. Высоко оценив блестящий интеллект М. и его таланты в изучении языков и литературы, Мортон способствовал его поступлению в Оксфордский ун-т. С осени 1492 г. М. изучал в Оксфорде предметы тривиума (грамматику, логику, риторику) и классические языки (латынь и греческий); преподавателями М. были среди прочих выдающиеся англ. ученые в области лат. и греч. классики Т. Линакр и У. Гроусин. Однако уже в 1494 г., вероятно по требованию отца, М. оставил ун-т и вернулся в Лондон, где стал посещать лекции по праву в Нью-Инне, входившем в юридическую корпорацию Чансери. В 1496 г. М. продолжил обучение в Линкольнс-Инне и примерно в это же время начал преподавать право начинающим студентам. Выбор призвания, знакомство с гуманистами и начало политической карьеры (1499-1515)

http://pravenc.ru/text/2564150.html

Филигрань: Гербовый щит—Лауцявичюс, 1167 (1592—1593 гг.). 70) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 584 (л. 56 об. — 60) — конец XVI — начало XVII в. 71) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 277 (л. 29—31; со стихом) — нач. XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под розеткой, на тулове дата «1600» — Лихачев, 4103—4105 (1601 г.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове литеры PG — Дианова («Кувшины»), 60 (1600 г.). 72) РГБ, ф. 212 (Собр. Олонецкой семинарии), 8 (л. 104 об. — 109) — нач. XVII в. 73) РГАДА, ф. 181 (собр. МГАМИД), 563 (л. 247 об. — 253 об.; со стихом) — нач. XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками и датой 1596 г. — типа: Дианова и Костюхина, 774 (1602 г.). 74) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1431 (л. 84—91) — 1608 г. 75) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.217 (л. 239—243; б.с.) — нач. XVII в. Филиграни: Щит с лилией под короной — Лихачев, 1963, 1964 (1607 г.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове литеры HI — Гераклитов, 411 (1607 г.); Гроздь винограда — Лихачев, 1962 (1607 г.), 3310 (1606 г.). 76) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.468 (л. 61—63) — первая четверть XVII в. 77) Центральная научная библиотека Академии наук Украины, собр. Киевской Духовной академии, 516 (по Н. И. Петрову) (л. 137 об. — 142; со стихом) — первая четверть XVII в. Филиграни: Кувшин — типа: Гераклитов, 409 (1594 г.); Гербовый щит—типа: Дианова и Костюхина, 856 (1621 г.). 78) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 317 (л. 48 об. — 52 об.) — 20–е годы XVII в. (почерк Германа Тулупова). Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры FA и О — Дианова и Костюхина, 667 (1620—1621 гг.). 79) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 267 (л. 65 об. — 68 об.) — 20–е годы XVII в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры QQ — Дианова и Костюхина, 711 (1629 г.); Кувшин с одной ручкой под полумесяцем—типа: Дианова и Костюхина, 668 (1623 г.). 80) Санкт–Петербургское отделение Института российской истории РАН, ф. 238 (Собр. Н. П. Лихачева), оп. 1, 301 (л. 48—52) — 20–е годы XVII в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Четверг. 16-е января. Сегодня корпорация давала в моей квартире прощальный обед вышедшему в отставку профессору И.А. Татарско­му по болезни. Татарский не оставил никакого следа в Академии, хотя прослужил двадцать семь лет. Говорят, что в молодости он подавал большие надежды, но их совершенно не оправдал. Это – жуир (Человек, ищущий в жизни только удовольствий (от фр. jouir) – прим. электронной редакции) в соб­ственном смысле. В прошлом году он заболел нервным расстройством, выразившимся в мании преследования со стороны разных членов кор­порации, а главным образом меня, хотя об этом преследовании никто и не думал, а я относился к нему самым благожелательным образом. Общее мнение таково, что почва для этого создалась его бездеятельно­стью, чего он не мог [не] сознавать, что и мучило его, а затем создалась мания преследования. Перед каникулами он подал прошение об отстав­ке и о выдаче ему полной пенсии за 27-летнюю службу в 2000 рублей вместо положенных 1600 рублей. С официальной стороны сделано было все для этого: свидетельствование/трех местных докторов, нашедших в нем какие-то страшные, особенно на латинском языке, болезни, главным образом полового характера; затем это свидетель­ство утверждено было врачебною управою и послано в Синод. Но там, хотя с формальной стороны не было никаких упущений, решили дать ему только 1600 рублей, мотивируя такое решение одинокою жизнью его. По существу, поступлено очень хорошо, так как действительно и этой суммы для холостого вполне достаточно, да, кроме того, он теперь почти совершенно здоров, что, по всей вероятности, там и знали. Дей­ствительно, теперь состояние здоровья его удовлетворительно, так какон теперь свободен от сознания своей бездеятельности. В корпорации он не пользовался авторитетом; уход его из Академии никакого ущерба не принес ей. Тем не менее, по традиции, решили на прощание пред­ложить ему хлеб-соль и поднести альбом. Сегодня же меня просили сказать несколько слов при поднесении альбома. Признаюсь, задача не из легких, так как недоумевал, что сказать. Обдумав несколько, решил сказать на общую тему: прощаюсь, Ангел мой, с тобою 332 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Здесь, кажется, чётко сказано об исторической памяти и о духовной самобытности народов России… Очевидно, госпоже Наумовой невдомёк, что всё производимое и китайской, и индийской киноиндустрией сейчас, находится под контролем транснациональных корпораций, которые диктуют современную «моду» в области кино… В общем… Тяжелый случай. Михаил Юрьевич Красильников , православный журналист, Находка, Приморский край Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 7. Ответ на 6, Павел Тихомиров: Голландский живописец 16 века Михиел ван Миривент написал 10 000 портретов , в среднем брал за портрет 300 золотых гульденов . Художники российской фирмы " Монро арт " написали 162 000 портретов , при средней цене за портрет 1600 - 3000 рублей. В целом с искусство в России все в порядке , по этой теме не отстаем. Даже если предположить, что голландец пахал 50 лет без продыху, то получается 1 портрет в 2 дня. Это - совершенно нереальная скорость, если вы хоть немного в курсе темы, должны это понимать. Пишут, что в настоящее время в наличии около тысячи работ , подписанных этим автором. Но даже если предположить, что цифра в 10 тыс. верна, то нужно понимать, что у каждого крупного художника была своя мастерская, а если знать, что художник придворный, то следовательно, его подмастерья могли мастерить копии портретов сановников, нпр., принца Оранского. для украшения жилищ верноподданных. 300 гульденов стоили самые дорогие портреты, копии стоили раз в 5-10 дешевле.. П.С. А вообще, к чему Вы это? Автор пишет , что наш народ не может разобраться в этом оружии Брахмы. Это он не может , а проецирует на всех. А наш народ прекрасно во всем может разобраться. По портретам это прекрасно видно, автор ведь не сможет портрет написать , значит по его мнению в России никто не сможет . 6. Ответ на 5, учитель: Голландский живописец 16 века Михиел ван Миривент написал 10 000 портретов , в среднем брал за портрет 300 золотых гульденов . Художники российской фирмы " Монро арт " написали 162 000 портретов , при средней цене за портрет 1600 - 3000 рублей. В целом с искусство в России все в порядке , по этой теме не отстаем.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/04/ki...

Файл : Храм в Mapьuhe3.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 729 × 490 (158 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS 5D Время экспозиции 1/1600 с (0,000625) Число диафрагмы f/4 Светочувствительность ISO 1600 Оригинальные дата и время 11:35, 7 февраля 2008 Фокусное расстояние 24 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение ACD Systems Digital Imaging Дата и время изменения файла 22:58, 11 декабря 2012 Цветность белой точки Цветность основных цветов Коэффициенты преобразования цветовой модели Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Приоритет диафрагмы Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 11:35, 7 февраля 2008 Конфигурация цветовых компонентов Выдержка в APEX 10,625 Диафрагма в APEX 4 Компенсация экспозиции Режим замера экспозиции Матричный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 486 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство Некалиброванное Разрешение по X в фокальной плоскости 3086,925795053 Разрешение по Y в фокальной плоскости 3091,2951167728 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Поддерживаемая версия FlashPix 1 Ширина изображения 800 пикс. Высота изображения 533 пикс. Дата последнего изменения метаданных 18:48, 7 февраля 2008 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_в_Ма...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010