Нек-рые сочинения не обнаружены, но упоминаются в различных источниках. Напр., в издании сочинения З. «С нами Бог!» (Ярославль, 1912) указаны следующие песнопения, приписываемые З.: Херувимская песнь G-dur, «Хвалите имя Господне» 3 G-dur, тропарь свт. Димитрию Ростовскому, стихира свт. Димитрию Ростовскому, «О, дивное чудо» (глас 1, знаменный распев), кондак Иисусу Сладчайшему, «Ангел вопияше», «Душе моя» (трио; квартет). З. писал также стихи духовного содержания и сочинял к ним музыку. В наст. время песнопения З. звучат в храмах и концертных залах. По благословению архиеп. Ярославского и Ростовского Кирилла (Наконечного) в Ярославле с 2006 г. ежегодно проводится хоровой фестиваль им. Зиновьева, на к-рый съезжаются церковные и светские хоровые коллективы России. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-4773. Л. 72; Ф. 230. Оп. 11. Д. 14. Л. 133 об.- 134 [Метрическая книга]; Оп. 2. Д. 3008. Л. 15 об. [Формулярные клировые вед. о церквах и причтах сел Ростовского у. за 1875 г.]; Д. 5394, 5522 [Клировые вед. о Троицкой ц.]; Ф. 236. Оп. 1. Д. 337 [Кн. записи баллов]; Ф. Р-178. Оп. 1. Д. 195 [Анкеты шк. работников]; Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-4773 [Уголовное дело]; Ф. Р-1269. Оп. 1. Д. 10. Л. 99 об. [Протоколы собраний]. Соч.: О церк. пении//Приходская жизнь. Ярославль, 1901. Авг. С. 365-372; Об улучшении церк. пения//Ярославские ЕВ. 1902. Ч. неофиц. С. 253-258; Исторические сведения о церк. пении/Сост.: Л. Зуммер. Ярославль, 2001. Муз. соч.: 6 тропарей покаянного канона. М.[: П. Юргенсон], 1897; Песнопения из Божественной литургии номеров]. М.[: П. Юргенсон], 1903; «Милость мира», «Тебе поем» 1) (для баритона соло и смеш. хора). М.[: П. Юргенсон], «В Чермнем мори». М.[: П. Юргенсон], «Вошел еси во церковь». М.[: П. Юргенсон], «С нами Бог!». М.[: П. Юргенсон], «В Чермнем мори», «Искупил ны еси» (тропарь Великого поста), кондак святым Константину и Елене, «Милость мира» 1, 2), «Верую, Господи» (молитва перед причащением), «Объятия Отча» (стихира на Вход Господень), стихира на литии Пресв. Троице, «С нами Бог!», тропарь Введению во храм Пресв. Богородицы, тропарь Рождеству Пресв. Богородицы, тропарь Святому Духу и Троице, «Хвалите имя Господне» 2)//[Сб. духовно-муз. песнопений]. М.[: П. Юргенсон], 1917; Избр. песнопения/Сост., авт. вступ. ст.: Л. А. Зуммер. Ярославль, 2001. Ч. 1: «С нами Бог!»; 2005. Ч. 2.

http://pravenc.ru/text/199833.html

1 Булгаков А.И. Предположение о принятии еще одного догмата в р.-католическую догматику. Труды Киевской духовной академии,1903, X, 155. 2 Канон 2, песнь 4, тропарь 2. 3 Несправедливо А.И. Булгаков (в указанной статье) усматривал в некоторых православных песнопениях на Успение веру в непричастность Богоматери телесной смерти. Приводимые им в доказательство этого места (последняя стихира на Господи воззвах, 1-я на литии, припев: «Ангели успение Пречистыя зряще увидишася, како Дева восходит от земли на небо» и 9 ирмос канона: «Побеждаются естества уставы») говорят о воскрешении Богоматери, а не о совершенном изъятии Ее от смерти. 4 Булгаков, 154. 5 Сергий, архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир, 1901, стр. 325. О достоверности предания см. полемику: прот. С. Остроумова «Еще о мнениях в области богословия», «Отдых христианина» 1915, 1, 844—862; архиеп. Никона «Церковные предания и митрополит Филарет об Успении Богоматери», Церковные ведомости, 1916, 6 Год кончины Богоматери другими источниками указывается иначе. Ипполит Римский — 43 г. по Р.Х.; Епифаний Кипрский относит ее к 25 году по вознесении Спасителя (т.е. 58 г. по Р.Х.); слово на Успение, приписываемое Мелитону Сардийскому — к 22 г. по вознесении, т.е. 55 г. по Р.Х.; Никифор Каллист — 44 г. по Р.Х. (Сергий, архиеп., Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901 г. Примеч. под 15 авг. и др.). 7 Неосновательно хотели видеть такую мысль у Оригена в его гомилии на это место у ев. Луки. Под мечем, пронзившим душу Пресв. Марии, Ориген разумеет сомнения, обуревавшие Ее при кресте. Объяснение Симеонова предсказания в смысле мученичества Богоматери из церковных писателей встречаем только в слове, приписываемом Тимофею, пресвитеру Иерусалимскому, V в. (Florentinii Martyrol. Hieron. 266. — Сергий, архиеп., цит.соч., там же). 8 В соч. De Gloria martyrum, I, 4. 9 Издано Тишендорфом. Sheeben. Handbuch der katholischen Dogmatic, 313, S. 573. Булгаков А.И. Предположение о принятии еще одного догмата в р.-католическую догматику. Труды Киевск. дух. акад. 1903, Х,156.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3679...

и 1 июля; стихиры на стиховне вечерни и на хвалитех); 17 свт. Павлу К-польскому (6 нояб.; славник на «Господи, воззвах»); 18 свт. Иоанну Златоусту (13 нояб.; славник на литии); 19 ап. Андрею (30 нояб.; славник на стиховне вечерни); 20 на зачатие Богородицы прав. Анной (9 дек.; славник на «Господи, воззвах»); 21-22 в неделю св. праотцов (славники на стиховне вечерни и на хвалитех); 23 свт. Спиридону, еп. Тримифунтскому (12 дек.; славник на стиховне вечерни); 24-25 мч. Евстратию и др. (13 дек.; 2 стихиры на хвалитех); 26-30 на Рождество Христово (25 дек.; стихиры на «Господи, воззвах», на     на литии, на стиховне, славник на хвалитех); 31-32 свт. Василию Великому (1 янв.; 2 стихиры на литии); 33 на Богоявление (6 янв.; стихира на хвалитех); 34-35 святителям Афанасию Великому и Кириллу Александрийским (18 янв.; стихира на литии и славник стиховны утрени); 36 прп. Евфимию Великому (20 янв.; стихира на литии); 37 свт. Иоанну Златоусту (27 янв.; славник на хвалитех); 38 3 святителям (30 янв.; богородичен на стиховне вечерни); 39-44 на Сретение (2 февр.; 3 стихиры на «Господи, воззвах»; 2 стихиры на литии; славник на хвалитех); 45-47 свт. Афанасию Великому (2 мая; славник на «Господи, воззвах»; славник на литии; славник вечерних стиховных); 48 прп. Симеону Дивногорцу (24 мая; славник на «Господи, воззвах»); 49 апостолам Петру и Павлу (29 июня; славник на «Господи, воззвах»); 50 вмч. Прокопию (8 июля; стихира на хвалитех); 51 мученикам Кирику и Иулитте, матери его (15 июля; стихира на хвалитех); 52-53 прор. Илии (20 июля; 2 стихиры на литии); 54 вмч. Пантелеимону (27 июля; стихира на литии); 55 на Успение Богородицы (15 авг.; стихира на литии); 56 на Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 авг.; стихира на литии); 57 на Преполовение Пятидесятницы (славник на стиховне вечерни; повторяется на отдание Преполовения). Еще для 3 самогласнов атрибуция Г. ненадежна: это стихира ап. Иоанну Богослову (2-го гласа, нач.: Τν υν τς βροντς (    ), атрибутируется Г. или Византию) и 2 стихиры на Сретение Господне (2-го гласа, нач.: Τν Ιερν ερ Παρθνος (      ), атрибутируется Г.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Л. 113. – ч. 15. стго и равноапл самодръжца земли велика вламира. нареннаго въ стмъ Служба та же в печ. Минее и 316, 317; но в описываемой ркп. как против сих номеров, так и против печ., седальны по кафизмах и полиелее частью переставлены, частью совсем иные, кондак и икос также свои; прибавлены по светильне слава и одна стихира хвалитная. В 1 стихире и славе на Господи воззвах Владимир, как и в прочих списках производится «от Эллин». Л. 131 белый. Л. 132. – ч. 24. (@Сты нововленны мчнкь. борисл и глба@). Служба написана только до кан., и та же в печ. Минее и 677, л. 823. Ины стихиры на Господи воззвах великой вечерни опущены, славник – по 677-му. Четыре стихиры на литии особенные; из них первые три по 677-му слава на хвалите и две за тем следующие самогласны, а последняя – по печ. славник иных стихир на Господи воззвах. Седальны на кафизмах те же, что и в 677, а первая стихира по полиелее – в печ. седален по 2-й кафизме, прочие две и одна стихира по 50 псалме – свои. Л. 145. (@Мца. авг. л дн . памть прпбнаго ца нашего александра сверска нового чю о творца@). Служба та же самая в печ. Минее; канн. два. Л. 173. – ч. 31. честнаго поса. пртыа бца@). Служба полнее положенной в печ. Минее и в списках 522 и 492. Стихир на Господи воззвах шесть – те же, что в сих списках (по печ. три на Господи воззвах и три на стиховне); за тем прибавлены стихиры на литии и на стиховне, (те же, что положены по сей ркп. 2 Июля); седальны, тогда как в печ. те же, что и 2 Июля, в ркп. иные. Канн. два: первый и в печ. занимает первое место, второй – иной; в печ. это первый кан. 2 Июля, нач. (@Риз твою чтню@). На хвалите четыре стихиры (первые три те же, что по сей ркп. л. 110 положены были 2 Июля, а последняя там же, л. 94, на литии). Паремии пишутся на 7-е Сентября, 31-е Января, 2-е, 15-е и 24 Июля и 31-е Августа. Паремии 7 Сент. (из кн. Прем., гл. 3. 5 и 4) и 31 Января (Притч, глл. 3 и 8, гл. 10 и 11 и Прем. гл. 4) совершенно сходны с положенными в 885 – первая на 25 Сент., а вторая – на 12 Февраля. Такое же тождество паремий Июля 2 и 31 Ав. положению ризы и пояса Богородицы с паремиями в 885 на 27-е Сент., знамению Новгор. иконы. Паремии 15 Июля совершенно соответствуют положенным в 311 на 19-е Сент. На 24 Июля пишутся известные исторические чтения о Св. Борисе и Глебе, с теми же точно вариантами против печ. в Соб. Лет., какие замечены в списке Майской Минеи на 2-е число и в Трефологии 492 на 24 Июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Л. В. Литвинова В православной гимнографии понятие «Д.» упоминается достаточно часто и в различных смысловых контекстах - в основном применительно к Пресв. Богородице. Она именуется сосудом, цветом и жезлом Д.:          (славник Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.) на стиховне),      (стихира Успения Пресв. Богородицы (15 авг.) на малой вечерне),        (тропарь 3-й песни канона предпразднства Рождества Богородицы (7 сент.)); местом обитания Д.:         (богородичен 6-й песни канона Воздвижения Честного Креста Господня (14 сент.)). Икона Божией Матери «Печать Девства». Фрагмент складня. 1-я четв. XVIII в. (МИХМ) Икона Божией Матери «Печать Девства». Фрагмент складня. 1-я четв. XVIII в. (МИХМ) Особо подчеркиваются величие события рождения Пресв. Богородицы - Плода целомудренной и чистой жизни Ее родителей:                     (тропарь 3-й песни 2-го канона Рождества Пресв. Богородицы) - и, главное, непорочный и девственный образ рождения Ею Христа, Который родился       (ирмос 5-й песни 1-го канона Успения Пресв. Богородицы),         (тропарь 6-й песни 2-го канона Успения Пресв. Богородицы), и сохранил чистоту и Д. Своей Матери и после рождения:                   (стихира Рождества Пресв. Богородицы на «Господи, воззвах»). Девственное рождение Христа - одна из центральных тем как для множества богородичнов , так и для песнопений рождественской (ср., напр., кондак Рождества Христова:        ) и воскресных служб Октоиха (ср., напр., тропарь 9-й песни воскресного канона 5-го гласа:                      ). Иногда в песнопениях прославляется и Д. нек-рых святых - напр., Д. ап. и евангелиста Иоанна, выделявшее его среди апостолов. В последовании 26 сент. ап. Иоанн именуется не только Богословом, но и Девственником (см. стихиру по 50-м псалме:                    ; славник хвалитных стихир:           - и др.), девственным и душой и телом (светилен:                      ), земным хранителем Божией Матери (стихира на литии:                                            ), просвещающим своим Д. весь мир (тропарь 8-й песни канона авторства Феофана:                        ).

http://pravenc.ru/text/171553.html

1 Все цитаты в предисловии приводятся по «Личному делу Г.И. Шиманского», хранящемуся в архиве МДА. 2 Скорее всего, это был митрополит Гурий (Гросу), управлявший Кишиневской епархией в 1920—1936 гг. 3 Богословский институт был переименован в 1946 году в Московскую Духовную Академию (МДА). 4 Г. И. Шиманский Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Православной Церкви. М., 1997. 5 Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах». 6 Утреня, 2 канон, 1 песнь, 1 тропарь (далее — п. 1, 1). 7 Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 2-й канон, п. 4, 2. 8 Великая вечерня, 1 стихира на литии. 9 Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах» и 4-я стихира на стиховне великой вечерни. 10 Утреня, 1-й канон п. 6, 1; великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах» и 2-й канон, п. 9, 3. Икос праздника. 11 Утреня, светилен на «Слава, и ныне». 12 Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах». 13 Великая вечерня, 1 стихира на литии. 14 Утреня, 2-й канон, п. 5, 1: «Пречистое Гвое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Гвое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (ибо Бог всего меня воспринял). 15 Утреня, 1-й канон, п. 8,1 — русский перевод проф. М. Скабаллановича. (Здесь и далее цит. по книге: Скабалланович М. Христианские праздники. Киев, 1916). 16 Великая вечерня, 1 стихира на стиховне. 17 Малая вечерня, стихира на «Господи, воззвах» на «Слава, и ныне». 18 Великая вечерня, 4 стихира на литии. 19 Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах». 20 Малая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах». (Ср.: кондак праздника). 21 Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне. 22 Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах». 23 Слово в день Рождества Богородицы. 24 Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 1 канон, п. 1,3. 25 Малая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах». 26 Малая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах» 27 Малая вечерня, 1 стихира на стиховне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

302 Навечерие Богоявления, великие часы, 1-й тропарь на 3-м часе. 303 Навечерие Богоявления, великие часы, стихира на 9-м часе. 304 Минея, 3 января, утреня, 1-я стихира на стиховне. 305 2 января, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 306 Минея, 2 января, 1-я и 3-я стихира на стиховне. 307 Требник Петра Могилы. Молитва на водоосвящение Святого Богоявления. 308 Краткое содержание и смысл паремий, читаемых на вечерне Богоявления, — см. Протоиерей Григорий Дебольский. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. СПб., 1837. 309 Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 310 Там же. 1-я стихира на «Господи, воззвах». 311 Преображение, великая вечерня, стихира на «И ныне» на литии. 312 Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии. 313 Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на литии. 314 Преображение, великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне. 315 Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на литии. 316 Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии. 317 Преображение, утреня, стих по 50-м псалме. 318 Преображение, утреня, «Слава, и ныне» на седален по полиелеи. 319 Преображение, утреня, 2-й канон, п. 5, 2, русский перевод. 320 Преображение, утреня, 2-я стихира на хвалитех. 321 Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на стиховне. 322 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 3, 1. 323 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 8, 2. 324 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 5, ирмос. 325 Преображение, великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах». 326 По Требнику Петра Могилы вначале чина освящения плодов читается псалом 66-й, после прочтения молитв начатки «овощей» (плодов) благословляются и освящаются святейшим Именем Бога, в Троице поклоняемого, и кроплением святой воды. При этом священник говорит: «Благословляется и освящается овощие сие кроплением воды сея священныя во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». 327 Скабалланович М.Н. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Т. 1—3. Киев, 1915. Т. 3. С. 32—34.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

222 Неделя о блудном сыне, утреня, канон, п. 8. 223 Неделя св. Отец, предпразднство Рождества Христова, утреня, 3-й канон, п. 6, 2. 224 Октоих. Богородичен на 5-й воскресный ексапостиларий. 225 Благовещение, великая вечерня, стихира на «Славу» на литии. Срав.: Неделя предпразднства Рождества Христова, 2-й канон, п. 5, 1; Благовещение, утреня, 2-я стихира на хвалитех и мн. др. 226 Октоих, 8 гл., утреня, 1-й канон воскресный, п. 4, 1. 227 Октоих, 7 глас. В Неделю вечера, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 228 Благовещение, великая вечерня, стихира на «Слава; и ныне» на стиховне. 229 Октоих, 7 гл. В Неделю вечера, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 230 22 декабря, предпразднство Рождества Христова, утреня, канон, п. 9, 3. 231 Четверг сыропустной седмицы, утреня, трипеснец, п. 8, 3. 232 Св. Симеон Новый Богослов. Слово 21-е//Его же. Слова. Вып.1. М., 1892. С. 186. 233 Срав.: Рождество Христово, утреня, 1-й канон, п. 5, ирмос. 234 Введение Пресвятой Богородицы во храм, утреня, 1-й канон, п. 6, 2; Октоих, 7 гл., утреня, 1-й канон воскресный, п. 8, 3. 235 Октоих, 1-й глас. Утреня. Догматик воскресный. Срав.: Октоих, 7 гл., 3-й канон, воскресный, п. 3, 1. 236 Рождество Христово, великая вечерня, 2-я стихира на литии. 237 Октоих, 5 глас, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 238 Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 5, 1 — русский перевод. 239 Рождество Христово, великая вечерня, 4-я стихира на литии. 240 Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 6, 1 — русский перевод М. Скабаллановича. 241 Октоих, 7 гл., утреня, 3-й канон воскресный, п. 1,3. 242 Суббота мясопустная, утреня, 3-я стихира на хвалитех. 243 Октоих, 2-й глас, полуношница в Неделю, канон, п. 1, 4. 244 Октоих, 1-й глас, великая вечерня, 10-я стихира на «Господи, воззвах». 245 Октоих, 1-й глас, полуношница в Неделю, канон, п. 8, 3. 246 Благовещение, великая вечерня, 3-я стихира на стиховне, 3-я стихира на «Господи, воззвах». 247 Рождество Богородицы, великая вечерня, 2-я и 5-я стихиры на «Господи, воззвах». Октоих, 6 гл., среда, утреня, канон Богородицы, п. 7, 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

хора. М., 1998; «Совет превечный», «Рече Господь», «Свете тихий»: [Op. 26. 4], «Хвалите имя Господне»//Чесноков П. Г. Переложения со смешанного на однородный хор духовно муз. произв. разных авторов. М., 1998. 41, 42, 50, 57; «Приидите вси празднолюбцы»: Литийная стихира на явление Тихвинской иконы Божией Матери (1922): Для смеш. хора. М., 1998; «Се ныне благословите Господа» (Пс 133)//Сокровищница рус. духовной музыки/Сост.: Б. Г. Тевлин; примеч.: А. В. Романычева. М., 2000. С. 111–113; «Ангел вопияше»: Задостойник Пасхи: [Нотн. сб.]/Сост.: С. Потокина, О. А. Бычков. М., 2001. С. 56–59; Op. 62. 1: «Спаси мя, Боже» (Пс 68), 3: «Боже, Боже мой» (Пс 21), 5: «Господь просвещение мое» (Пс 26) (1922)//Никольский А. В. Концерты. М., 2001; «Милость мира»: Op. 45. 3//«Милость мира»: Нотн. сб./Сост.: С. Потокина. М., 2004. Ч. 2. С. 54–59; «Да исправится»: Op. 23. 3//«Да исправится молитва моя»: Великий прокимен на литургии Преждеосвященных Даров. М., 2005. Ч. 2. С. 28–31; «Совет превечный»: [Концерт]: Ред. для 4-голосного хора//Благовещение Пресв. Богородицы: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2008. С. 177–181; «Собезначальный и соприсносущный Сын»: Стихира на литии: Глас 1 киев. расп.//Неделя Ваий: Вход Господень во Иерусалим: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2012. С. 116–117; «Егда вознеслся еси во славе»: Стихира на литии: Глас 4 киев. расп.//Вознесение Господне: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2013. С. 41–43; «Приидите, взыдем на гору Господню»: Стихира на литии: Глас 5 киев. расп.//Преображение Господне: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2013. С. 54–56; «Радуйтеся, праведнии»: Причастен//Рождество Христово: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2013. С. 25–28; «В благознаменитый день»: Стихира на литии: Глас 8 киев. расп.//Рождество Пресв. Богородицы: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2014. С. 47–49; «Приидите, вси концы земнии»: Стихира на литии: Глас 3 киев. расп.: Op. 47. 12//Успение Пресв. Богородицы: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2014. С. 78–82; «Возсия днесь радостен и праздник всечестен»: Стихира на литии: Глас 5 киев.

http://pravenc.ru/text/2566200.html

Диакон затем возглашает: Главы наша Господеви приклоним, а иерей, пока лик поет протяжно: Тебе, Господи, читает тайную молитву, так и называемую «молитвой главоприклонения». Заключительный возглас этой молитвы: Буди держава царствия твоего благословенна и препрославленна… Иерей произносит вслух. Лития После этого на всенощном бдении полагается лития, которую у нас на всенощном бдении под воскресные дни теперь, по большей части, вышло из обычая совершать, и совершают ее только на бдениях великих праздников. Начинается лития исхождением священнослужителей, в предшествии двух светильников, из алтаря в притвор, северными дверьми, святым дверям затворенным сущим (см. Типикон гл. 2). Став в притворе, диакон кадит там святые иконы, настоятеля и лики по чину. В это время поются «стихиры на литии». На литии поется, прежде всего, стихира храму, то есть стихира, положенная на литии в день храмового праздника. Исключение составляют нижеследующие дни, когда стихира храму не поется: Все двунадесятые праздники. Их попразднества и отдания в неделю. Предпразднество Рождества Христова (20—23 дек.), случившееся в неделю. Недели Ваий, Ап. Фомы, Жeh–Mvpohocuц, Св. Отец (7–ая по Пасхе) и Пятидесятницы. Свв. Ап. Петра и Павла 29 июня и Усекновение главы Св. Иоанна Крестителя 29 августа. Во все эти дни поются только стихиры данного праздника или святых. В остальных случаях на первом месте поется стихира храму, затем стихира святому, и на: «Слава, и Ныне» или предпразднества, или праздника, или богородичен. Стихиры на литии всегда указываются на ряду в Минеи или Триоди. Если же в неделю, то после стихир литии, на «И ныне» поется богородичен, а не стихира праздника, то поется «богородичен стиховен, поемых в неделю» (Тип. гл. 3), или богородичен первый, по гласу святого (Тип. гл. 4). Когда закончится пение этих стихир, диакон произносит особую литийную ектению с весьма обширными по содержанию пятью прошениями, на каждое из которых лик многократно поет «Господи, помилуй»: сначала 40 раз, потом 30 раз, затем 50 раз и на два последних прошения по три раза. Начинается эта ектения словами: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое… Заключается литийная ектения возгласом иерея: Услыши ны, Боже, Спасителю наш… Затем иерей, благословляя молящихся рукой, преподает Мир всем, диакон приглашает их приклонить главы, и иерей читает вслух молитву: Владыко Многомилостиве.., составляющую отпуст литии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010