См., напр., предпразднство Рождества Богородицы. Типик., л. 47 на обор., и попразднство Воздвижения креста Господня, Типик., л. 60 на обор. Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, при этом будет еще какой-нибудь праздник (только не святого, а) напр. Обновления храма (предпраздн. Воздвиж. креста) – 13 сент. Типик., л. 55 Нерукотворен, образа (попраздн. Успения пр. Богородицы) – 16 авг. Типик., л. 287. Глава 7 Глава 8 Накануне после малой вечерни отправляется всенощное бдение. На всенощном бдении. По предначинательном псалме и великой ектении стихословится вся первая кафизма. Стихиры на Господи, воззвах: Воскресны 3. При шестеричном и полиелейном святом Воскресны 3. Воскресны 3. Восточна 1. Восточна 1. Праздника 3. Предпразднства или попразднства Воскресны 3. Обновления 3. Образа 4. (праздничные того дня рядовые) 3. Праздника 3. Бреста (писанные на стиховне) 3 Слава – Образа. Святого из Минеи 3. Святого 4. Слава – Обновления. И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. Слава – святого. Слава – святого. И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. И ныне, богородичен 1-й, или воскресный, настоящего гласа. И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. Если Славы святого нет, то Слава – предпразднства или попразднства. Примеч. В предпразднство Рождества пр. Богородицы при шестеричном святом указано так, как в предыдущей графе И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. Прокимен дня. После прокимна при полиелейном святом чтения, т. е. паремии святого, с обыкновенными возглашениями. После прокимна чтения, т. е. паремии, Обновления 3, с обыкновенными возглашениями Паремии Образа. Ектения: Рцем вся... Сподоби. Господи... Ектения: Исполним вечернюю молитву... Иерей: Мир всем и т. д. На литии: Напр., в предпразднство Рожд. Богородицы. Β попразднство Рожд. Богородицы. Β попразднство Воздвижения креста Господня. Стихира храма. Рядовые вечерние стихиры на стиховне Праздника. Литийные стихиры святого, если он полиелейный. Слава – святого, если есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Эти седальны в Типиконе (гл. 3 и 4) называются «полиелейными»; 2) стихира святому, поемая после чтения Евангелия. Она, по большей части, из числа стихир, петых в тот же день на литии: д) канон бывает не на 6-ть, а на 8-мь. Указанные молитвословия поются при богослужении тогда и тем святым, когда «имже бдение не совершается». Но если служба будет совершаться с бдением, то в сем случае присоединяются еще особого рода молитвословия. Выражение Типикона (в 47-й главе): «имже бдение не совершается» употреблено, между прочим, потому, что под знаком в Типиконе и в Минее Месячной есть много последований с теми молитвословиями, какие поются, если совершается бдение 823 . Эти молитвословия поются тогда, егда «совершается бдение, аще хощет настоятель». В некоторых случаях, не смотря на то, что разные знаки крест и крест в полукруге и неодинаковую службу обозначают (то с полиелеем, то с бдением), совершение службы при них бывает одинаково. Так, 21 мая в Типиконе читаем: Аще случится память св. царя Константина в четверток Вознесения или в Неделю 7-ю святых Отец, службу его пети, якоже Иоанну Богослову, по тем же главам. Но службы св. царю Константину (21 мая) и св. Иоанну Богослову (8 мая) не одинаковы. Первая имеет знак крест. На ней положен полиелей. Вторая со знаком крест в полукруге назначена с всенощным бдением. В те числа, в которые служба бывает совершаема празднику, имеющему знак крест, полагается в Минее Месячной и Типиконе одно последование для пения во всех церквах, кроме тех, в которых в эти числа бывают местные праздники (т. е. храма). Исключением из того, что для всех церквей, в указанные дни, полагается одно последование, служит богослужение в 1-й день сентября, когда в Месяцеслове стоит знак крест, а служба назначена Индикту и Симеону Столпнику и святым женам сорока мученицам. В другие же числа года, когда вместе случаются – праздник, имеющий знак крест и память святому, имеющему особое последование в Минее Месячной, последование святого не поется, но поется оно уже в другой день 824 . К средним праздникам, с знаком крест, относятся: Служба каждого из 12 апостолов. Указом Св. Синода 1722 г., сентября 20, службу им приказано совершать с полиелеем (Описан. документ. Св. Синода, τ. I, 547 / 5 ). Девяти апостолам указана в Типиконе служба с полиелеем, именно: ап. Андрею (30 ноября), ап. Иакову, брату Иоанна Богослова (30 апр.), ап. Филиппу (14 ноября), ап. Варфоломею (11 июля), ан. Фоме (6 окт.), ап. Иакову Алфееву (9 окт.), ап. Симону Зилоту (10 мая), ап. Иуде Иаковлеву (19 июня), ап. Матфею (9 авг.). Но ап. Иоанну Богослову – служба с бдением (26 сент. и 8 мая). На утрени с каноном апостолу поется или канон Богородицы (26 сент.), или праздника (из Триоди) и преподобн. Арсения (8 мая). Апостолам Петру и Павлу (29 июня) служба вся лишь апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Это же странно, что Церковь не молится о своих миссионерах. Часть 12 — Отсутствие молитвы важнее отсутствия финансирования? — Конечно. Отец Сергий Булгаков совершенно справедливо сказал, что в религии живо только то, что есть в культе [ 1 ]. Те истины нашей веры, которые постоянно поются и проговариваются в храме, — поддерживаются и остро переживаются людьми; а то, что отсутствует в богослужении, остается уделом досужего любопытства каких-нибудь книжников. Никакой другой завет Христа не игнорируется нашей Церковью столь откровенно и постоянно, как этот: Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9 , 36–38). Христос просит нас, чтобы мы молились Ему о ниспослании миссионеров, а мы уже сколько веков эту просьбу Христа не исполняем. Это евангельское слово не расслышано нашей церковной историей. Мы привыкли, что человек молит о чем-то Бога. А тут Бог умоляет человека! Прямая мольба, прямая заповедь Христа, которую наше богослужение презирает! Где у нас молитва Господину жатвы, чтобы Он миссионеров послал, делателей? О шоп-туристах мы молимся каждый день — о " плавающих и путешествующих " . Но привычки молиться о миссионерах у нас нет. В нашем годичном богослужебном круге нет ни одной молитвы о миссионерах. Вслушаемся в службу праздника апостолов Петра и Павла. Прихожане воспитываются не призывами Синода, а строем богослужения и теми мыслями, которыми пропитаны богослужебные книги. Реальное отношение Церкви второго тысячелетия к миссионерству ярче всего видно из службы апостолам Петру и Павлу: ибо это тот день, когда Церковь уж, казалось бы, должна ощущать себя именно Апостольской и должна была бы молиться о том, чтобы ее члены подражали апостольскому служению. Но о чем же просят молитвы этого дня? — " Разреши от уз греховных вся возхваляющия Тя " (2-я стихира на стиховне); " молися разрешение бед низпослати скорбящим нам " (3-я стихира на стиховне); " мир мирови даровати " (стихира на литии), " спастися душам нашим " (2-я стихира на литии), " утвердите стадо " ( " Слава " на литии), " молите грехов оставление даровати " (седален по 1-й кафизме)...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1037...

Преображение Господне Значение праздника по церковным песнопениям Событие Преображения Господа на Фаворе описывается в Святом Евангелии ( Мф.17, 1–13 ; Лк.9,27–36 ). Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: «Вы за Кого почитаете Меня?» – Апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16,15–16 ). После этого Господь сразу же начал открывать ученикам Своим тайну, что Его ожидает в Иерусалиме, то есть страдания и смерть. Прошло после этого несколько дней. Господь берет с Собой на гору Фавор помолиться «верховных учеников» Петра, Иакова и Иоанна, именно тех апостолов, которые – по выражению церковной стихиры – «хотели быть с Ним и во время предания Его» (Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах»), берет их, чтобы они, увидев чудо Его преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий. И когда Господь молился, лик Его просиял как солнце, ризы и одежда Его стали белы, как снег. С Преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, об ожидающем Его там Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр, в порыве восторга от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». Не успел еще апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, а из облака раздался чудный Божественный глас: «Сей есть Сын Мой Возлю­бленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» ( Мф.17,5 ). Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника, при этом изъясняется и глубокий его догматический и нравственный смысл. Явившиеся Преобразившемуся Господу и с ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» (этим своим явлением) свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческого Су­щества Сияние, господствуяй живыми и мертвыми», они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков» (Преображение, великая вечерня, стихира на литии на «И ныне»). И был к апостолам «глас свыше Отечь, из облак шумно предсвидетельствующ и глаголющ: «Сей есть, Его же из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой ... Его же послах спасти» людей, в Троицу крещаемых и исповедающих «нераздельную державу Божества» (Там же, 3-я стихира на литии).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Седмица 6-я по Пасхе о слепом, вторник, утреня. Стихира 1-я на хвалитех: «Господи… от гроба воскресл еси, оставль Твоя погребальная, во свидетельство истиннаго тридневнаго Твоего погребения» . В самом деле, если бы Христос был украден из гроба, то воры не оставили бы в таком порядке погребальные пелены. Вот почему это обстоятельство привело к вере в Его воскресение одного из учеников Христовых ( Ин. 20:6–9 : Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых). Четверг седмицы 6-й по Пасхе, Вознесения Господня. Великая вечерня. Стихира 1-я на «Господи, воззвах» : «Ангели дивятся, человека зряще превыше себе» . Какой урок смирения им, и они могли его вынести, лишь приучившись к послушанию Богу в весьма долгий промежуток времени. «Дух же Святый велит всем Ангелам Его» . Значит, Ангелы добрые, а значит, и святые на небе движутся в своей жизни и действиях Святым Духом. Стихира 5-я: «Господи, мене ради обнищавый по мне» . Став одною ипостасью с тварным, хотя и разумным, существом, Сын Божий обнищал по Божеству в нем, то есть этом тварном существе, по Божественному же существу оставшись ничем не ограниченным и не стесненным, и сие не удивительно, ибо тварь, как бы совершенна она ни была, не может никогда выразить всей полноты Божества. Удивительно уже и то, что ее полнота стала одно с человеком во Христе. Чудно дело любви и мудрости Божией и непостижимо никаким умом. Стихира на «Слава и ныне» на литии: «Господи, таинство еже от веков сокровенное и от родов, исполнив яко Благ, пришел еси со ученики Твоими на гору Елеонскую, имея Рождшую Тя Творца и всех Содетеля: Той бо в страсти Твоей матерски паче всех болезновавшей, подобаше и славою плоти Твоея, премногия насладитися радости. Еяже и мы причащающеся, еже на небеса восходом Твоим, Владыко, великую Твою милость на нас бывшую славим» .

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Праведники вовеки живут, и в Господе – награда их, и попечение о них – у Вышнего. Потому они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо десницею Своею Он покроет их и мышцею Своею защитит их. Возьмет Он всеоружие – ревность Свою, и все творение сделает орудием к отмщению врагам; облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; возьмет щит непобедимый – святость; а строгий гнев изострит, как меч, и весь мip ополчится с Ним против безумцев. Понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель. И, как из каменометного орудия, полный ярости посыплется град; вознегодует на них вода морская, и реки свирепо потопят их; восстанет против них дух силы и, как вихрь, развеет их. Так опустошит всю землю беззаконие, и злодеяние ниспровергнет престолы властителей. Итак, услышьте, цари, и уразумейте; научитесь, судьи концов земли! Внемлите, обладатели множества и гордящиеся пред толпами народов: ибо от Господа дана вам власть, и сила – от Вышнего.    Прем 5:15–24; 6:1–3 На литии стихира храма. Таже самогласны святых всех. Глас 1: На литии стихира храма, и всем святым самогласны, глас 1 Веры согласием мирское торжество,/от века Богу благоугодивших,/патриархов честное и пророков сословие,/апостолов удобрение, мучеников собрание, постников похвалу,/всех святых память духовне празднуим:/молят бо ся непрестанно,/дароватися миру мирови,/и душам нашим велией милости. Веры согласием всемирное торжество/от века Богу благоугодивших:/патриархов почесть, пророков собрание,/Апостолов украшение, мучеников сонм,/подвижников похвалу, всех святых память/духовно отпразднуем,/ибо они ходатайствуют непрестанно,/да будет миру дарован мир/и душам нашим великая милость. Приидите вси вернии,/святых всех всеславную память,/во псалмех, пениих и песнех духовных восхвалим:/Крестителя Спасителева,/апостолы, пророки и мученики,/священноначальники, учители же и преподобныя,/постники и праведныя, и святых жен боголюбное состояние,/честно ублажающе, согласно возопиим:/Преблагий Христе Боже наш,/тех молитвами подаждь мир Церквам Твоим,/победы на враги христолюбивым людем,/и душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

В-третьих, есть мысль о том, что вся природа сопереживает, скорбит о падении человека : «Солнце лучи скры, луна со звездами в кровь преложися, горы ужасошася, холми вострепеташа, егда рай заключися» (стихира «Славы» на литии). В-четвертых, в некоторых песнопениях используется интересный художественный прием – персонификация рая , человек обращается к раю с просьбой молиться за него ко Господу (3-я стихира на «Господи, воззвах…», стихира «Славы» на стиховне, заключительная часть икоса). Особенный интерес в этом контексте представляет фрагмент из 3-й стихиры на «Господи, воззвах…»: «Раю всечестн!ый… шумом листвий твоих Содетеля всех моли». Действительно, какой замечательный образ: шум райской листвы воспринимается как образ молитвы за человека! 2) Вступление в Великий пост – вторая тема богослужения, которая кратко обозначена в последней стихире на «Господи, воззвах…», но в полной мере звучит в конце всенощного бдения в стихирах на «Хвалите…» (2–4-я стихиры Триоди), а также в апостольском и евангельском чтении на литургии. В 3-й хвалитной стихире отражена связь между воспоминанием изгнания Адама и началом поста: «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник: Моисей Боговидец бысть, постом очи душевныя очистив. Темже рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти, легцы к горнему шествию прейдем…». В заключительной стихире указана конечная цель поста – «Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и святому Воскресению». В апостольском чтении (Рим. 13 :11б – 14 :4) особенное внимание привлекают слова о необходимости смиренно нести подвиг поста, не осуждая тех, кто не может поститься или же допускает различные послабления: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его». В евангельском чтении с темой наступления поста тесно связаны следующие слова: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:16–18 ). Этими словами Господь Иисус Христос изображает идеал поста: во-первых, истинный пост должен быть сокровенным подвигом, известным только Богу, во-вторых, пост следует воспринимать с радостью (вспомним подлинно христианское восприятие поста как весны духовной).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: се Господа Бога твоего небо и небо небесе, земля и вся, елика суть на ней. Обаче отцы ваша произволи Господь любити их и избра семя их по них, вас, паче всех язык, в день сей. И обрежите жестокосердие ваше, и выя ваша не ожесточите ктому. Ибо Господь Бог ваш, Сей Бог богов и Господь господей, Бог великий, и крепкий, и страшный, Иже не дивится лицу, ниже вземлет дар. Творяй суд пришельцу, и сиру, и вдовице и любит пришельца, дати ему хлеб и ризу. И возлюбите пришельца, пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и Именем Его кленешися. Той хвала твоя, и Той Бог твой, иже сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои. В те дни сказал Моисей сынам Израилевым: “Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и всё, что на ней. Однако отцов твоих предпочел Господь, возлюбив их, и избрал вас, семя их, после них из всех народов, по сей день. И вы обрежьте жестокое сердце ваше и шеи вашей не ожесточайте более; ибо Господь, Бог ваш – он Бог богов и Господь господствующих, Бог великий, и сильный и страшный, Который не почитает лица и не возьмет дара, совершая суд пришельцу, и сироте, и вдове; и любит пришельца, давая ему хлеб и одежду. И вы любите пришельца, ибо были пришельцами в земле Египетской. Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и именем Его клянись: Он – хвала твоя, и Он – Бог твой, Который сделал с тобою те великие и славные дела, какие видели глаза твои.    Втор 10:14–18, 20–21 На литии стихира праздника, глас 1: На литии стихиры храма Возшед на небеса, отонудуже и сошел еси,/не остави нас сирых Господи:/да приидет Твой Дух, нося мир мирови,/покажи сыном человеческим дела силы Твоея,/Господи Человеколюбче. Взойдя на небеса,/с которых и сошел,/не оставь нас сиротами, Господи./Да придет Твой Дух, принося мipy мир./Покажи сынам человеческим дела силы Твоей,/Господи, Человеколюбец! Слава, отцем, глас 3:  Апостольских преданий/известнии хранителие бысте святии отцы:/Святыя бо Троицы единосущное православно научивше,/Ариево хуление соборне низложисте,/с ним же и Македониа духоборца обличивше,/осудисте Несториа, Евтихиа и Диоскора,/Савеллиа же и Севира безглавнаго:/ихже прелести испросите избавитися нам,/нескверну нашему житию в вере сохранитися, молимся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-7...

4) Практика Церкви.   Под практикой Церкви можно понимать всё ее устройство: богослужение, обряды, песнопения, молитвы, установления и т. д. В них изложены все истины христианской веры, раскрыты многие места Священного Писания и показано множество сторон в событиях, упоминаемых в Писании. Например, в книге Бытия рассказывается, что Иаков благословил сынов Иосифа: «простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии» ( Быт. 48:14 ), и он сделал это с особенным намерением ( Быт. 48:17–19 ). Таинственное значение этого действия объясняет Церковь , когда воспевает: «рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное креста Твоего предъявляше знамение» (Стихира на литии на праздник Воздвижения Креста Господня). Св. ев. Матфей говорит, что Иосиф, приняв свою жену, «и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца» ( Мф. 1:25 ). Частица «наконец» (ως [еос]) в Священном Писании может означать не только предел времени, после которого оканчивается предшествовавшее ему действие (см. Лк. 24:49 ), но и показывать непрерывность действия до определенного предела, не исключая возможность продолжения того же действия и после этого предела (см. Втор. 24:6 , Мф. 22:44 , 1Тим. 4:13 ). Выбор из двух значений в этом месте можно сделать на основании учения Церкви, которая в своих песнопениях называет Матерь Бога-Слова «девство и рождество сочетавшею» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос VIII), «в рождестве сохранившею девство» (Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы), «столпом девства» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос X), «неискусобрачною» (Стихира на стиховне праздника Благовещения), которая пребыла Девою не только до рождества, но и в рождестве и по рождестве. Прп.  Иоанн Дамаскин пишет: «О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаём вас, как негде сказал Господь: от плодов их познаете их. Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную» (Слово на Рождество Пресвятой Богородицы) 147 . Такое толкование не вступает в противоречие со словом «первенец», потому что первородного сына всегда можно так назвать, несмотря на то, были ли после него другие сыны, или нет ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

4. Когда единоначальствовал на земле Август, прекратилось среди людей многовластие, и когда Ты, Христе, вочеловечился от Пречистой Девы, уничтожилось поклонение идолам; под одним царством мирским были города вселенной, и в одно владычество Божества стали веровать народы; люди записывались в данники по повелению кесаря; записались и верующие в число граждан Царства Божия именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе. Всеночное бдение начинается великим повечерием с пением: С нами Бог… После великого славословия стихира на литии, гл. 1: Ныне по пророчеству небо и земля да веселятся; ангелы и люди духовно да торжествуют, ибо Бог явился во плоти для находящихся во тьме заблуждений и пороков и пребывающих во мраке грехов; Его, родившегося от Девы, пещера и ясли приняли; пастухи возвещают об этом чуде; волхвы с востока приносят в Вифлеем дары; мы же, подобно Ангелам, недостойными устами принесем Ему хвалу: «Слава в вышних Богу и на земле мир, ибо пришел в мир Ожидаемый всеми народами; пришедши, Он спас нас от рабства диавола». Стихира на стиховне, гл. 2: Ныне совершилось великое и славное чудо: Дева рождает и чрево Ее не подвергается тлению; Слово воплощается и от Отца не отлучается. Ангелы с пастухами прославляют; и мы с ними воскликнем: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Тропарь, гл. 4: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом истины, ибо чрез него служившие звездам звездою научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе. Величание: Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, ради нас ныне по плоти родившегося от не познавшей мужа и Пречистой Девы Марии. Стихи псалмов Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих ( Пс. 65, 1–3 ). Да веселятся небеса и да торжествует земля. Пойте Господу, благословляйте имя Его ( Пс. 95, 11. 1 ). Дело Его – слава и красота. Избавление послал Он народу Своему. Свято и страшно имя Его ( Пс. 110, 3. 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010