—381— I. РАФАТКА В ДОРЕФОРМЕННЫХ РУКОПИСЯХ Первой важной особенностью рафатки, учитывавшейся при справе, как и двух попевок её семейства – ометки и рожка, которыми часто заменялась рафатка, является наличие в составе этих попевок двух речитативных участков, состоящих из стопиц. Эта особенность отличает данные три формулы от большинства других осмогласных попевок. Ниже приведены схемы попевок «рафатка», «ометка», «рожок» наиболее распространённого графического вида, в каждой из которых обозначены участки стопиц. В зависимости от слогового размера текста, рафатка, ометка, рожок могли расширяться или, напротив, уменьшаться за счёт вставки или изъятия стопиц речитативных участков 1156 . Схема I. Рафатка: Пример 1. а) Стихира на литии «В рожество Твое Святая Богородице», б) Стихира воскресна на стиховне «Жены мироносица», в) Стихира на литии «Девическое торжество», г) Стихира на Господи воззвах «Живодавному Ти гробу»: Схема II. Ометка, рожок: —382— Пример 2. а) Догматик «Всемирную славу», б) стихира на литии «Девическое торжество»: Второй момент, учитывавшийся при справе, – это количество знаков, содержащихся в рафатке. Рафатка минимального размера состоит из семи знаков, поэтому для сохранения её полноценной структуры необходим текстовый колон, содержащий не менее семи слогов. Рафатка, состоящая из семи и более знаков, далее будет называться стандартной. (Образцы стандартной рафатки см. в примере 1 а, б, в, г.) Случаи распева рафатки над шестислоговыми колонами в рукописях XVI века крайне редки; совсем отсутствуют пятислоговые колоны, распетые рафаткой. Рафатка, содержащая менее семи знаков, далее будет называться нестандартной 1157 : целостность её структуры утрачивается из-за отсутствия одного или двух знаков. Чаще всего рафаткой распевались восьми-, девяти- и десятислоговые колоны. Здесь важно обратить внимание на общий для формул дореформенного знаменного роспева принцип соответствия одного знака одному слогу, который нарушался только в редчайших и исключительных случаях. В рукописях встречаются три основных графических вида нестандартной шестизнаковой рафатки – с отсутствием стопицы в первом 1158 или втором речитативных участках и с отсутствием крюка с подчашием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разница в том, что стих, как правило, берется из Св. Писания, чяаще всего из Псалтири. Стихира представляет собой творение христианского песнопения, т.е. стих по своему происхождению богодухновенен, а стихира – это уже человеческое творчество в самом высоком смысле этого слова, творчество Церкви. Ну а само слово «стихира» как раз и означает: «припев к стиху», «поемое со стихами», поэтому выражение «стихира на стиховне» содержит в себе тавтологию: то, что поется со стихами, поемое со стихами. Но и здесь тавтология не случайна. Вспомните выражение «Минея месячная». Тоже, казалось бы, «масло масляное». Но все становится понятным, когда мы узнаем, чито кроме Минея месячной есть еще и Минеи другие (общая и праздничная). Стихиры на стиховне называются так потому, что они могут петься с разными стихами. Стихира на «Господи, воззвах» всегда поется с одними и теми же стихами, взятыми из псалмов; стихира на «Хвалитех» тоже поется с одними и теми же стихами; стихиры на литии поются вообще без стихов. А вот стихиры на стиховне могут петься с разными стихами. Эти стихи определяются характером праздника. Однако будничная вечерня имеет определенные, всегда одинаковые запевы стихир на стиховне. В основе стиховенного корпуса будничной вечерни лежит 122 псалом. Псалом этот достаточно краткий и весь прочитывается в качестве запева. Запевов два. Первый: «К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси...», а второй: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...». Сколько стихир на стиховне бывает? В самом простом случае – три (три стихиры Октоиха – на будничной вечерне). Первая – без стиха, в этом характерная особенность стиховенных стихир. Вторая и третья – со стихами из 122 псалма. По своему содержанию первая и вторая стихиры связаны с литургической темой данного дня седмицы: понедельник – бесплотные, чаще всего они покаянные или умилительные, в среду – Кресту, и т. д. Если в понедельник по Октоиху первый канон утрени покаян- ный, то и первые две стихиры на стиховне в воскресенье вечером будут покаянными. Третья стихира всегда мучениче, т.е. прос- лавляет святых мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На стиховне стихира воскресная, глас 7-й: «Воскресл еси из гроба, Спасе мира...», и стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й, со своими припевами (стихиры святителя и припевы к ним см. на стиховне великой вечерни). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать...» (см. на литии великой вечерни), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Не устыдеся Всеблагий Бог...» (см. на стиховне великой вечерни). По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 7-й. «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (четыре прошения). Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст («Христос, Истинный Бог наш...»), после чего хор поет многолетны. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 3, праздника, глас 8-й – 3 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Премудрости рачитель быв...», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо...». Вход с кадилом. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю). Паримии Минеи – 3. Сугубая ектения . «Сподоби, Господи». Просительная ектения и молитва главопреклонения . На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 3-й (см. на литии). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас...». На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благодать чудес...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Не устыдеся Всеблагий Бог...» . По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды). Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея . Окончание великой вечерни на бдении по обычаю . На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-14/

Не вынесла человеческая душа! Пали на землю! Евреи даже боялись произносить слово «Иегова» (или «Ягве») – Сущий. А здесь Он явился во славе, неприкровенно. И тварь, человек сотворенный, не вынесла своего Творца… Без благодати сие невыносимо! И нам (до днесь) это чрезмерно важно: это укрепляет и проясняет нашу веру! А в ней – всё. И мы должны не только исполняться ныне трепетом, но и радоваться, причащаться веселию апостольскому, ибо слава Божия открылась не им лишь одним, а через них и всему миру. Крещение, преображение, воскресение и вознесение – это четыре свидетельства Божества Господа Иисуса Христа. Слава Ему за сие откровение! Подтвердим это словами церковных песней. «На горе высоце преобразился еси, Блаже, показав учеником Твоим Силу Твою» (1-я стихира на литии), «славу Твоего Божества» (2-я стихира там же). «И глас свыше Отечь из облака шумно предсвидетельствующ и глаголющ: Сей есть, егоже нетленно из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой, егоже послах спасти во (имя) Отца и Сына и Духа Святаго крещаемыя и исповедающия (Троицу) верно, яко нераздельна есть едина держава Божества: Того послушайте!» (3-я стихира там же). Неодержимое, то есть невыдержимое, непереносимое, нестерпимое, Твоего светолития и неприступное Божества зряще, апостолов лучшии… Божественныя изменишася изменением (стихира на стиховне). «Днесь показал еси на горе Фаворстей славу Божественнаго Твоего зрака» (стихира на стиховне). «Сокровенную молнию под плотию существа Твоего, Христе, и Божественнаго благолепия, на святей показал еси горе, Благодетелю, просияв сущим с Тобою учеником. И разумевше нестерпиму сущу славу Твою, Свят еси, возопиша: яко неприступен Сый, виден был еси плотию мирови» (седален по полиелее). – Божества Твоего Спасе, малу зарю обнажив… премирныя Твоея славы сотворил еси (учеников) рачители (желатели, искатели) (стихира по Евангелии). Как видим, множество песнопений отведено сему откровению Божества, и то еще не в полноте Его, а в виде «зари». Но и сие было выше сил человеческих!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Разделы портала «Азбука веры» Стихира (от греч. στιχηρν – многостишие) – богослужебное песнопение, состоящее из нескольких стихов, написанное, в оригинале, одним стихотворным размером, поющееся за богослужением после стихов из Священного Писания . Самая известная стихира — “ Царю Небесный, Утешителю… ”; она изначально является стихирой Пятидесятницы, но с XIV века стала частью обычного начала и теперь фактически воспринимается нами как молитва. Число стихир на Всенощном бдении зависит от праздника, чем важнее праздник, тем больше стихир. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи воззвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне). Современный церковный Устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения . Это: 1. Стихиры на «Господи воззвах» Это те церковные песнопения, что припеваются к отдельным стихам вечернего псалма «Господи воззвах» (точнее псалмы 140, 141, 129 и 116). В описании синайской утрени, то есть повествовании о посещении патр. Иерусалимским Софронием и Иоанном Моском преподобного Нила Синайского , уже упоминаются припевы на «Господи воззвах» (VI–VII вв.). Они называются в данном случае «тропарями». Название «стихира» еще долго не было твердо установившимся. В XV в., например, св. Симеон Солунский называет еще стихиры «тропарями». Полные списки Савваитского и Студийского уставов уже пользуются термином «стихира». Древние стихиры были короче. Это видно особенно по первым стихирам на «Господи воззвах» в Октоихе. Вообще со временем размер отдельных стихир непомерно возрастает, что особенно заметно в наших славянских, в частности русских, произведениях. Современный устав знает ежедневное употребление стихир на «Господи воззвах». Количество их варьирует в зависимости от степени важности празднуемого события: 6, 8 или 10. В день собора арх. Гавриила (26 марта) поется и одиннадцатая стихира с припевом «Творяй ангелы своя духи…» и только на день Великого Канона, то есть в среду 5 седмицы Великого Поста, к обычным 6 стихирам добавляются еще и особые 24, поемые особым же напевом, так что в этот день на «Господи воззвах» поются всего 30 стихир, и так было издавна. Студийский и Евергетидский Типиконы имели на воскресение только 8 стихир; Студийско-Алексеевский устав – 9.

http://azbyka.ru/stixira

Последняя молитва литии, произнесенная иереем («Владыко Многомислостиве, Господи Иисусе Христе, Боже наш») читается лицом на запад, согласно уставу. Получается, что священник находится в западной части храма да еще поворачивается лицом на запад, т.е. к входным дверям, к паперти (для кого она и читается – для побирающихся в паперти). А историческое происхождение тоже вполне понятно: для тех кающихся, которые назывались припадочными и не имели права даже войти в притвор. Даже они на определенном этапе всенощной включаются в общецерковную молитву. По окончании этой молитвы священнослужители снова входят в храм из притвора, и поются стихиры на стиховне (по уставу – двумя ликами на сход). Это стихиры Октоиха. Одна воскресная уже звучала на малой вечерне: помните, там была одна воскресная, а дальше Богородичная стихира? И три стихиры по алфавиту. Почему они так называются? По очень простой причине. Сколько всего таких стихир существует в природе, а следовательно, и в Октоихе? Три на каждой службе, а служб воскресных восемь – по числу гласов. Получаем число букв греческого алфавита. Первая стихира первого гласа начинается в греческом тексте с альфы, вторая стихира первого гласа – с беты, третья – с гаммы; первая стихира второго гласа – с дельты и т.д. В восьмом гласе третья стихира – с омеги. То есть если выписать все 24 стихиры и прочитать первые их буквы, то в качестве акростиха получим просто греческий алфавит. – «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (а если будет вставной славник и придется менять глас, то этот Богородичен надо искать в первом приложении; там на каждый глас дается два Богородична – один догматик, завершающий воззвахи, а второй – стиховне, завершающий стихиры на стиховне). Рассматривая воскресное всенощное бдение, мы остановились на стиховенных стихирах. По окончании стиховенных стихир идет та часть вечерни, которая является непреложной для любой вечерни: читаются молитва св. праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши», Трисвятое и прочие обычные молитвословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

а) Восточен «Живодавному Ти гробу»: б) Стихира в неделю вечером «Яко помышлении злыми»: в) Стихира в среду на утрени «Крест водрузися»: г) Стихира на литии «Девическое торжество»: Пример 7. Стихира на стиховне «Царе сый небу». В нижеприведённом восьмислоговом колоне область постановки крюка светлого – два слога, однако среди этих слогов нет ударных, так как ударными являются первый, пятый и последний —386— от конца слоги колона. В подобных колонах крюк светлый обычно ставился над вторым от начала слогом: Пример 8. В семислоговых колонах крюк светлый имел стабильную позицию в колоне – второй от начала слог независимо от его ударности. а) Восточен «Веселитеся небеса»: б) Стихира на стиховне «Радуется тварь»: Таковы были основные тенденции соотношения попевки «рафатка» с раздельно-речными текстами XVI–XVII веков. II. РАФАТКА В ПОРЕФОРМЕННЫХ РУКОПИСЯХ (СПРАВА 1669–1670 ГОДОВ) Справа богослужебных текстов, как было сказано, имела две цели: во-первых, устранение «хомонии» и приведение текстов в соответствие с современными нормами речевого произношения; во-вторых, редакцию переводов, включающую лексические и грамматические корректуры. Первой, неизбежной проблемой для справщиков стала проблема текста. Трудность при приспособлении формул к правленым текстам заключалась в том, что из-за устранения полногласных слогов количество слогов в текстовых колонах в большинстве —387— (90%) случаев не увеличивалось, а сокращалось. Перераспределение знаков рафатки в сокращённых колонах облегчалось наличием в ней участков речитативных стопиц, за счёт изъятия которых происходило основное сокращение формулы. Однако из-за устранения слогов стали часты случаи шести- и пятислоговых колонов. Вставал вопрос, как сохраненить рафатку, для которой был необходим не менее, чем семислоговой текст, в колонах, имеющих меньшее количество слогов. Однако основной проблемой приспособления рафатки к новым текстам явился нововведённый в период редакции знаменного роспева принцип акцентуации 1161 , состоявший в том, что помимо одного знака в начале формулы – крюка светлого, – совмещаемого традиционно с ударным слогом текста, справщиками был выявлен второй знак в заключительной части рафатки, который также старались совместить с одним из ударных слогов текста 1162 . Этим знаком стало подчашие светлое, либо – запятая, занимающая соседнюю позицию по отношению к подчашию светлому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Господь в виде обычного человека ходит среди нас, ища того, кто Его напоит, накормит, оденет и приютит (см.: Мф. 25: 34–36), подаст Ему хоть чашку холодной воды. Взамен же Он приготовил океаны Живой воды. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей, – говорил Он, – Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из сердца 6 потекут реки воды живой» (Ин. 7: 37–38). Велико прощение у Господа, обширны у Него обители. Отирает Он слезу плачущих, дарует кротким землю, милует милующих и усыновляет миротворцев. Но всем нам, с каким бы кто ни пришел к Нему грехом, надо твердо запомнить следующие слова: « иди и больше не греши » (Ин. 8: 11). Аминь. 1 На литии стихира на «Слава и ныне». 2 На «Господи, воззвах» вечерни стихира на «Славу». 3 На «Господи, воззвах» вечерни стихира первая о самаряныне. 4 На «Господи, воззвах» вечерни стихира на «Славу». 5 На «Господи, воззвах» вечерни стихира первая о самаряныне. 6 Греческое слово κοιλα – «чрево» – в данном контексте лучше переводить на русский как «сердце». См.: A Greek-English Lexicon Of The New Testament And Other Early Christian Literature (BDAG). П. 4295. скрыть способы оплаты Комментарии М 26 мая 2019, 14:21 Спасибо за проповедь Надежда 30 мая 2016, 00:50 Спасибо за хорошую статью. Надежда виктор 29 мая 2016, 02:50 Спаси и помоги Господи! Статья хорошая,странно женщины не отреагировали...,Алексею спасибо ,вода для художника просто необходима в любом понимании,это материал для творчества-жизни Алексей Бронников 18 мая 2014, 22:48 Христос воскресе! При наличии проповеди открывается возможность глубочайшего покаяния.Вера последует за покаянием и будет иметь место полное доверие промыслу Божию.Все просто! Услышал в проповеди и узнал себя самого...остается покаяться.Дай нам всем таких проповедников! Алексей. Вадим 18 мая 2014, 15:23 Это очень примечательно, что самарянка нашла в себе силы поверить словам Спасителя. И как порой трудно современному человеку обрести такую веру. Ему нужны всё новые и новые уверения и доказательства извне для этого.

http://pravoslavie.ru/70776.html

Посему рцем Ему: на страсть пришедый, благословен еси, Спасе (там же 3-й тропарь 9-й песни). В первой же стихире на малой вечерне праздника указывается на эту прямую и ближайшую цель: – Приял еси победную песнь… грядый ко страсти, Трисвятым пением от ангел воспеваемый. – Ваиа добродетелей принесем Христу Богу, грядущему нас ради человечески пострадати волею, Божества (же) крепостию всем бесстрастие даровати (4-я стихира на «Господи, воззвах» на малой вечерне праздника). – Нас ради на заклание грядый… восседает на жребя (стихира и ныне на «Господи, воззвах» на малой вечерне праздника). – Паки грядет к тебе, убийце Иудее, Христос, спасительную страсть желая исполнити яко Бог; егоже искала еси камением убити, се к Тебе самозван хотя приходит ко убийству твоему, во еже спасти нас (2-й тропарь 9-й песни канона в среду Ваий). Поэтому и в паримиях говорится о кровавом пути к победе над врагами. – Исперет (Иуда, сын Иакова – Христос), то есть моет, вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое ( Быт. 49:11 ), – прообразовательно этим указывается на кровь Искупителя. – И в крови завета Твоего испустил еси узники Твоя (по-русски: «ради крови завета») ( Зах. 9:11 ). – Входя, Господи, во святый град… потщался еси приити на страсть (стихира на литии). – Слава Тебе, Христе, в вышних седящему на престоле и ныне чаемому с честныя Твоим Крестом (5-я стихира на литии). – Восхвалите согласно, людие и языцы (народы): Царь бо ангельский взыде ныне на жребя и грядет, хотяй на кресте поразити враги, яко Силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе, пришедшему Победителю! Слава Тебе, Спасу Христу (седален по 2-й кафизме и ныне). В молитве при освящении верб читаем: да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Господь ныне пришел в Иерусалим на вольную страсть. Шестая песнь канона вся посвящена мысли, что слава Нового завета, основание Божьего Царства, освобождение пленников – все это плод «Крове». Возопиша с веселием праведных дуси: ныне миру Завет Новый завещается, и да обновятся людие кроплением Божия Крове (ирмос 6-й песни канона).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ектенья: Исполним вечернюю молитву. Возгл.: Яко благ и человеколюбец. Мир всем. И духови твоему. Главы ваша Господеви приклоним. Возгл.: Буди держава царствия Твоего. Ектенья: Исполним вечернюю молитву. Возгл.: Яко благ и человеколюбец. Мир всем. И духови твоему. Главы ваша Господеви приклоним. Возгл.: Буди держава царствия Твоего. Стихиры литии, выход из храма в притвор. Спаси, Боже, люди Твоя. Возгл.: Услыши ны, Боже. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Иерей: Владыко многомилостиве. Стихиры на стиховне. Слава и ныне. Стихиры на стиховне. Слава и ныне. Стихиры на стиховне. Слава и ныне. Стихиры на стиховне. Слава и ныне. Стихиры стиховны и вход в храм. Слава и ныне. Богородичен или стихира праздника Богородичен или стихира предпразднства или попразднства. Стихира Триоди. Богородичен или стихира праздника Вогородичен или стихира. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче наш. Яко Твое есть царство. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче наш. Яко Твое есть царство. Тропарь. Тропарь. Тропарь: Богородице Дево, радуйся. Тропарь. Тропарь. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава – Крестителю Христов. И ныне – Молите о вас святии. Слава и ныне. Слава и ныне. Богородичен. Богородичен. Богородичен: Под Твое благоутробие. (На 24 февраля, 9 и 25 марта тропарь и Богородичен праздника). Богородичен. Богородичен. Благословение хлебов с молитвою: Господи Иисусе Христе. Аминь. Ектенья малая: Помилуй нас, Боже. Ектенья малая: Помилуй нас, Боже. Господи помилуй, 40 раз. (На 24 февраля, 9 и 25 марта ектенья: Помилуй нас, Боже). Возгл.: Яко милостив и человеколюбец. Возгл.: Яко милостив и человеколюбец. Слава и ныне . Премудрость. Благослови. Честнейшую Херувим. Премудрость. Благослови. Сый благословен Христос, Бог наш. Утверди Боже. Пресвятая Богородице спаси нас. Сый благословен Христос, Бог наш. Утверди Боже. Пресвятая Богородице спаси нас. Честнейшую Херувим. Честнейшую Херувим. Слава Тебе, Христе Боже. Слава и ныне. Господи помилуй, трижды. Слава Тебе, Христе Боже. Слава и ныне. Господи помилуй, трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010