К. Ю. Ерусалимский, Е. В. Липаков Иконография Г. изображается как святитель в фелони и омофоре; борода небольшая: «Рус, брада Никиты мученика, в шапке, ризы святительския» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 46), «… власы на главе с ушей свились, ризы святительския с омофором, на главе шапка, яже есть митра архиерейская, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 38). Иконописные подлинники под 6 нояб. отмечают, что образ Г., так же как и святителей Гурия и Варсонофия, «типом русский... высокого роста, с небольшой, продолговатой, русой, с малой проседью бородой; лицом худ; в фелони, омофоре и митре, на груди крест» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 68). В миниатюрах лицевых Житий святителей Гурия и Варсонофия Г.- «первоначальник… в граде Свияжске обители», отправившийся на миссионерское служение в сане архимандрита, представлен в фелони и монашеском клобуке. Иконы Г. как местночтимого святого появились в свияжском Успенском мон-ре, по-видимому, уже в кон. XVI в. В монастырской описи 1614 г. зафиксированы 2 местные иконы в Успенском соборе у св. мощей Г., находившихся в «полатке каменной» в юж. алтарной части собора: прп. Григория Декаполита (небесного покровителя Г. по мирскому имени) с Г. и свт. Гурия Казанского с Г., на обеих - святые в молении образу Богоматери «Знамение» в небесном сегменте (Опись свияжского Богородицкого муж. мон-ря 1614 г. Каз., 1892. С. 15 (отд. отт. из: Изв. по Казанской еп. 1892. 17-18)). В кон. XVII в., когда почитание святого стало общерусским (в 1695 его нетленные останки были переложены в новую, липовую, обложенную серебром раку), иконография Г. получила дальнейшее развитие. Видимо, к XVII в. относилась пядничная икона Г. из ризницы Казанского собора в Москве, к-рая к 1771 г. была уже «ветхой» (Опись церковной утвари и ризницы моск. Казанского собора 1771 г.//Культура средневек. Москвы: XVII в./Публ., вступ. ст.: С. А. Смирнов. М., 1999. С. 405). На прориси кон. XVII в. (ГИМ) с подписью «образецъ Максимовъ» Казанские святители Гурий, Г.

http://pravenc.ru/text/164699.html

Источник: Дмитриева Т.П., Кочкуркина С.И. Остров Большой Климецкий: историко-культурный очерк.//Кижский вестник Возникновение монастыря традиционно относят к началу XVI в. Е.В.Барсов, основываясь на обнаруженном им в архиве Климецкого монастыря сказании о житии Ионы Климецкого, называет более точную дату – 1520 г. Вслед за ним данная датировка принимается и в более поздних трудах. В литературе конца XVIII – начала XIX в. годом основания монастыря называют 1490 г. и 1532 г. В единственно известном нам позднем списке жития Ионы Климецкого, хранящимся в собрании Е.В.Барсова Отдела рукописей ГИМ, упоминается 1534 г. год кончины основателя монастыря. Каких-либо прямых или косвенных указаний на время возникновения монастыря в рукописи не содержится. Нет сведений и в более позднем актовом материале архива монастыря, хранящегося в ЛОИИ и частично в собрании Е.В. Барсова. Однако известно, что в писцовой книге 1563–1566 гг. монастырь упомянут в разделе «прибыло». Ни в книге 1496 г., ни в более позднем «приправочном письме» И. Берсень-Беклемишева (казнен в 1525 г.) монастырь не упоминается. О нем заговорили в связи с пожалованием монастырю царем Иваном Васильевичем в 1547 г. окрестных земель. Следовательно, его возникновение, в соответствии с письменными источниками, точнее было бы датировать первой половиной XVI в. Территория монастыря (около 53 тыс. м²) делится как бы на две части: восточную с церквами, кельями и кладбищем (около 22 тыс. м²) и западную (около 31 тыс. м²), за оградой обители располагалась хозяйственные постройки, гостиница, а в более позднее время (ХХ в.) поселение Клименицы. Климецкий монастырь, как и большинство монастырей Карелии, долгое время имел деревянную застройку. Первое каменное сооружение - церковь Захария и Елизаветы построено лишь в 1757 г. Условно в строительной истории монастыря можно выделить четыре периода, границы которых определяются большими пожарами 1614, 1709 и 1906 гг. Первый период охватывает время от основания монастыря, возведения первых церквей и хозяйственных построек до разорения во время набега в 1614 г. В это время функционировали Троицкая и Никольская церкви, около 30 жилых построек. Усадьба монастыря была обнесена деревянной оградой, за которой располагалась гостиница.

http://sobory.ru/article/?object=25610

В 1611 году Ляпунов восстал на избавление Москвы от власти иноземной, но смерть его рушила состав народного ополчения Россия стала беззащитною; наступило для нее, по выражению летописей, лютое время гнева Божия, – когда люди не чаяли уже себе спасения. В это злополучное время казаки и Поляки совершенно завладели монастырем и его вотчинами, избив оставшихся в монастыре монахов: 48 села и деревин запылали, жители – иные разбежались, иные перебиты. В сохранившемся отрывке из описи вотчин после литовского разорения читаем: «деревня Бабино пуста; в ней два двора да 7 мест дворовых вызжены от казаков. Деревня Голоднево вызжена от казаков, крестьяне побиты от литовских людей. Сельцо бывало Саидово, храм и двор монастырской вызжены; да сельцо бывало Лаптево, храм и двор монастырской и поповской вызжены....» Наконец, Господь сжалился над страданиями России. В начале апреля 1612 года Минин и Пожарский пришли с ополчением, в Ярославль и здесь остановились для устроения дел. В это время в Антониеве монастыре сидели Черкасы и Литовские люди. Пожарский и Минин, получивши весть об этом, послали на них князя Димитрия Мамстрюковича Черкасского да князя Ивана Федоровича Троекурова и с ними значительное число стольников, стряпчих и дворян. Дело, впрочем, обошлось без битвы: с дороги отъехал из отряда Смольянин Юшка (Юрий) Потемкин и сказал Черкасам, что идет на них князь Димитрий Мамстрюкович Черкасский со множеством ратных людей. Черкасы, услышав это, побежали наскоро из монастыря за рубеж и монастырь был освобожден. 49 21. Иона II-й (1614 – 1627) Тяжелое бремя выпало на долю Игумена Ионы – уврачевать раны монастыря и его вотчин. А между тем смуты в России продолжались и после избрания Михаила Федоровича на царство. В апреле 1614 года с севера из-за Онегии, из-за Белоозера стали стягиваться и подвигаться к югу шайки Черкас и с ними разных ворот. В городецком уезде при селе Белых угличане разбили на голову их отряд. 50 Для отражения и истребления вольницы в монастыре поместились стрельцы, под начальством сотника Федора Афанасьева Тимашева, и станица казаков, под начальством Максима Чепушинкова. Погребая своих убитых или умерших товарищей в монастыре, они делали за это вклады лошадьми. Игумен с братиею нашли неудобным оставаться вместе с ратными людьми и принуждены были выехать на Городецко в свой монастырский двор и в Веденский монастырь, и оттуда задобривали охранителей монастыря чем могли: «5 сентября послано в монастырь на казачий пир овца да туша баранья», а 10 числа «куплено на казаков колачеЙ да вина». 51

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С сентября 1608 года по август 1611 года ярославцы Владимир и Евстафий написали здесь 535 образов Пречистой Богородицы и чудотворца Кирилла. Под руководством Евстафия не менее успешно работал в его «ученик» Иван (также ярославец) 362 , который продолжал свои занятия в 1614 и 1615 годах и назывался тогда «монастырским» иконником (см. приходорасходные книги Кириллова монастыря). Почти одновременно в Кириллове писали образа Григорий ростовец и Григорий ярославец (не одно ли это лицо?), и по заказу монастыря в Ярославле изготовлял иконы (в 161 3 / 4 году) некто Владимир («иконник»), а в августе 1619 года – Владимир священник (не одно ли это лице?). В общей совокупности ярославцами было написано для монастыря с сентября 1608 года по августе 1619 года – около 1029 образов 363 . Иконники других местностей (из Углича – Влас, из Белаозера – Никита Ермолов, из Вологды – Иустин, из Москвы – Иван) за те же годы написали для монастыря всего 170 образов. Из числа иконописцев наибольшею плодовитостью заявил себя Кирилл Сидоров, сын попов, проживавший в монастыре в феврале 1614 года и остававшиеся здесь иконником еще в июле 1620 года. За это время он успел выполнить не мене 297 священных изображений 364 . Так как иконы, предназначавшиеся для раздачи богомольцам, предварительно передавались в монастырское казнохранилище, то часть этих образов отсюда поступала и в кирилловские церкви, внутреннее убранство которых нередко «строилось», но выражении актов, из «монастырской казны» 365 . Путем подобного обогащения кирилловских церквей в течение двух сот с лишним лет храмовая живопись, естественно, должна была лишаться единства пошибов, постоянства и симметрии в распределении ее. В начале XVII-ro века, наряду с корсунскими образами 366 и с византийско-московскими произведениями кисти Андрея Рублева 367 , св. Дионисия Глушицкого 368 и иных «зографов» – в Успенском соборе имелись и образцы русского более позднего письма (по начало XVII-ro века включительно), которые нередко привносились в собор из уважения монастырских властей во вкладчику, а не вследствие более целесообразных соображений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Теребовля. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1614. По другим данным 1646. Перестроена в 1734. Адрес: Тернопольская область, Теребовлянский район, г. Теребовля. Перекресток улицы Т.Г.Шевченко и улицы Князя Василько. Координаты: 49.3, 25.690566 Проезд:на левом берегу реки Гнезны, из г. Тернополя до Теребовли 35км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Николаевская церковь, конец XVI-haчaлo XVII вв. Первоначально была трехмастной, оборонной. В 1734 г. перестроена: разобран притвор и вместо него пристроен крупный объем, образовавший три нефа нового сооружения. Древнее сооружение представлено в настоящее время квадратным в плане нефом и пятигранной апсидой. Неф перекрыт полуциркульным сводом с остроконечными распалубками, апсида - полуциркульным с распалубками и четвертьсферическим с тремя распалубками, ребра распалубок профилированы. Снаружи неф и апсида одинаковой высоты, однако апсида перекрыта значительно ниже, что было вызвано устройством над ней боевого яруса с бойницами. Памятник является уникальным образцом оборонного культового сооружения Подолья, имеющим закрытый боевой ярус над апсидой. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 84, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 гг. Это - одно из самых давних сооружений города. Имела оборонительный характер. В 1734 г. церковь была перестроена, но начальный объем остался: над апсидой размещен специальный боевой ярус с бойницами. Для Подолья это характерное соединение - храм, становившийся при необходимости крепостью. В наше время принадлежит Украинской греко-католической церкви (Львовская архиепархия). Источник: сайт serg-klymenko.narod.ru Первое упоминания о Николаевской церкви относится к 1614 г. Она была больших размеров, имела три бани (главка с куполом). Это был уникальнейший образец архитектурного сооружения оборонного типа. До сих пор по всему периметру и сверху здания сохранились бойницы. Боковой ярус церкви был закрытый. Однако в 1735 г. церковь перестроили, оставив в первозданном виде лишь восточную часть - пресбитерий. Пресбитерий был с огромным алтарем резной работы, на дереве в золотом и серебряном обрамлении бала изображена Богоматерь. Церковь была освящена Петром Белянским, Львовским епископом 18 августа 1784 г. Позднее вокруг храма выстроили стену с колокольней и двойными воротами.

http://sobory.ru/article/?object=28684

133 Русские епархии, т. I, стр. 86–87. Тут назван только один Корельский епископ Сильвестр. Амвросий (История Российск. иерархии, т. I, стр. 85) вторым викарием Корельским называет Павла по 1613 г.; его же называет Н. Д. (Иерархия всероссийской церкви... Москва. 1892 г. I, стр. 40), относя смерть епископа Павла к 1616 г; проф. И. А. Чистович (Истор. православ. церкви в Финляндии и Эстляндии) управление епископа Сильвестра относит к периоду с 1595 по 1614 г., между тем у Амвросия перевод Сильвестра в Псков (1, 125) относится к 1610 г. Последняя хронология неверна, Сильвестр с именем Корельского подписывается под актом избрания на царство Михаила Феодоровича (Древн. Рос. Вивлиофика, т. III, стр. 219) и на второй год после поставления Михаила Феодоровича на царство (1613 г. июля 11). Таким образом Сильвестр Корельский отправился в Псков уже в 1614 г. (Пол. Собр. Р. Лет. IV, 330). Время управления Корельской епархией епископа Павла проф. Чистович не указывает, но он, (очевидно на основании Ист. Рос. иер. I, 85), возобновление Корельского викариатства относит к 1685 г. и первым епископом возобновленной епархии считает первого Тамбовского епископа Леонтия, который, будто бы, в продолжении 5-ти лет помогал Новгородскому митрополиту Корнилию управлять обширной Новгородской епархией и в 1690 г. переведен викарием к Суздальскому митр. Илариону (Ист. Прав. Ц. в Финляндии и Эстляндии стр. 73). П. Строев считает Леонтия Тамбовского отрешенным в 1684 г. и сосланным в Суздальский Спасо – Евфимиевь монастырь, где он жил еще к 1707 г. (Списки иерархов... стр. 891). Мнение Строева разделям и мы, а поэтому мнение о восстановлении Корельского викариатства в 1685 г. считаем неосновательным. 136 Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Син. II, ч. 2, 882; Пол. Собр. Пост. и Распор. по Ведомству Правосл. Исповедания, т. VII, 2641, стр. 619. 137 Арх. Новгор. Дух. Консист. Рукоп. 1732 г., 69, л.л. 23–24 (Новг. епарх. Вед. 1896 г., 16, стр. 397–398). 139 Неопределенное положение Новгородских викариев вызвало недоумение у проф. И. А. Чистовича в отношении их к Корелии. Он пишет: «неизвестно, имели ли они (епископы Иоиль и Аарон) в своем особенном заведывании церковные дела Финляндии (т. е. в Корелии); по крайней мере они не жили в этой стране, а оставались при митрополите, будучи помощниками его в управлении новгородской митрополией, и жили в Новгородских монастырях – Иоиль в Антониевском, а Аарон – в Юрьевском. Но на это предположение проф. Чистовича нужно заметить, что новгородские викарии были только «сослужителями» новгородским владыкам, не разделяя с ними власти по епархиальному управлению, если не иметь в виду местоблюстительство викария Аарона, по смерти Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

(138) См.: Там же. - С. 631 - 632. (139) Там же. - С. 632 - 633. (140) См.: 17. - 1614 Июня 1. Отписка стрелецкого головы Хохлова воеводам князю Одоевскому и Головину, о распоряжениях, сделанных им для встречи их и приёма в Астрахани//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. - Том третий. - Санкт-Петербург («Санктпетербург»): «В Типографии II-ro Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии», 1841. - С. 16 - 17.; 280. - 1614 Мая 29. Отписка воевод князя Ивана Одоевского и Семёна Головина стрелецкому голове Василью Хохлову, о порядке встречи и приготовлении им для постоя домов в Астрахани, и проч.//Там же. - С. 446. (141) Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Декабрь. - С. 634. (142) Там же. - С. 635. (143) См.: Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани//Известия по Казанской Епархии. - 1867. - 17. - С. (449) - 465. (144) Подробнее см.: Алексеев И. « Приложившись к чудотворному образу казанской Богоматери, он заложил соборную церковь... » (Посещение Императором Павлом I Казанского Богородицкого монастыря и строительство второго Казанского собора...) [Электронный ресурс]//Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия»: сайт. - (дата обращения: 28.03.2018) (145) Так в оригинале. - И.А. (146) Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани//Известия по Казанской Епархии. - 1867. - 17. - С. 463. (147) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1904. - Часть вторая. - С. 283. (148) См.: Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Ноябрь. - С. 486 - 489.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Начало пригородка (Елабуги) считают с того времени, продолжает Рычков, и есть тут церковь , построенная им (царем) во дни его в нем пребывания. Сей монастырь таким образом Рычков считает первым, который царь Иван Васильевич воздвигнул в знак благодарности к Богу за множество побед, одержанных в сей стране 153 . Здесь, во 1-х весьма сомнительно, чтобы не сказать более, самое предание о путешествии Uoahha IV в Соликамск. По Царственной книге (Спб. 1769, стр. 315–317) и Истории Карамзина (т. 8 стр. 114–117) все пребывание Иоанна в Казани ограничивалось десятью днями 2–11 Октября, после чего по Волге он отправился прямо в Москву. Во 2-х, основание села Тресвятского (как первоначально называлась Елабуга) и Покровской в нем церкви точно относилось ко времени Иоанна и более или менее ко взятию Казани, но нельзя этого сказать о Троицком монастыре на Чертовом городище. По прямым документам он построен уже при Михаиле Феодоровиче около 1614 года. В грамоте, данной этому монастырю на закамскую землю и угодья 1638 г. говорится: в прошлом 145 (1637) году били челом Государю живоначальной Троицы Каменного городища, что на Елабуге, келарь старец Моисей с братьею, а сказал: в прошлом де во 124 (1616) году поставили они в том Каменном городище монастырь, и в том де монастыре устроили две церкви во имя живоначальные Троицы да Сшествия Святаго Духа, и у тое де пустыни земли мало, питаться им в той пустыне не чем 154 . Из сличения с другими актами видно, что здесь говорится только об окончательной постройке монастыря и церквей его в 1616 г. Самое же начало ему положено года за два пред сим или немного более строителем Ионою, бывшим до того казначеем Костромского Богоявленского монастыря. Этому строителю Елабужского монастыря иеромонаху Ионе в 122 (1614) году на содержание монастыря дана была пустошь на речке Анзирке в 30 верстах от Елабуги, а в 124 (1616) году, когда отстроен был монастырь с церквами, по челобитью того же строителя Ионы пожалованы были ему на церковные потребы (на темьян и на вино церковное) безоброчно смежные с монастырем рыбные ловли по реке Каме повыше Каменных гор в Кривой волошке до Чертовых гор (на коих стояло городище) с прибрежными озерками и заводками.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Чакольский священник выезжал для отправления необходимых треб в Пиринемскую часовню св. Георгия. Время построения часовни неизвестно, однако из текста «Тетради о чудесех Параскевы Пиринемской» мы узнаем, что в 1610 г. эта часовня была уже ветхой (см. рукопись: БАН, Арх. Д 351, л. 305–305 об.). 353 ...у правила был ко святей дор. – Дора (антидор) – часть просфоры, оставшаяся после того, как из просфоры вынимается часть, непосредственно употребляемая во время служения Литургии – «Агнец». Дора предназначается для раздачи молящимся в храме по завершении Литургии. Неверным (некрещеным), присутствующим в храме, давать антидор запрещено. 354 ...у крыласа стоял у праваго... – Клирос – место, устроенное в передней части храма для чтецов и певцов (клира); обычно в храме имеется два клироса: правый – против Южной алтарной двери, и левый – против Северной. 355 ...даи дла ему до книг нтъ. – Данный оборот является традиционным для владельческих записей на рукописях. 356 ...чтобы крестьян казенные свчи имали да къ церкви Божии приносили... яз выходил из церкви в трапезу, свчниковъ бранил. – См. текст к сноске 16. 357 ...в самоедском платъе... – Самоедь, самоеды – общее название финно-угорских языческих племен, проживающих в Мезенской тундре. В Чакольский стан, где в начале XVII в. было две крупные торговые лавки, люди из этих племен приезжали в основном для продажи оленьего мяса и изделий из оленьих шкур. Кроме того, известно, что самоеды часто направлялись кеврольскими воеводами на тяжелые хозяйственные работы. Так, например, сохранился документ от 19 октября 1614 г., «память» Кеврольского воеводы Михаила Иванова Спешнева лучшим людям на Чаколе, в Перемьском, Пильих горах, Немьюшке, Мезени и Олеме о сборе ратных людей, о высылке их на засеки и о присылке с Мезени «самоеди Тиунские и Канинские человек пяти или шести легких на резвых оленях» (см.: СПб. ФИРИ, колл. 248, д. 3). 358 ...Юръе Семеновъ сынъ Щепеткин... – Юрий Семенович Щепоткин – брат одного из первых пинежских именитых людей, купца гостиной сотни, дьяка приказа Печатного дела Богдана Семеновича Щепоткина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(21) См.: 273. - 1614 Мая 23. Память стрелецким головам, отправленным из Самары под Астрахань, с выговором за медленность их от пути и с приказанием поспешить походом, для, скорейшего соединения с стрелецким головою Васильем Хохловым и наблюдения за действиями Заруцкого//Там же. - С. 441 - 442. (22) 279. - 1614 Мая 27. Отписка стрелецких голов воеводам князю Ивану Одоевскому и Семёну Головину, о приходе их с ратными людьми в Астрахань, о побеге оттуда Заруцкого и Марины, и о разбитии стрелецким головою Хохловым казацких шаек под Астраханью//Там же. - С. 445. (23) См.: 17. - 1614 Июня 1. Отписка стрелецкого головы Хохлова воеводам князю Одоевскому и Головину, о распоряжениях, сделанных им для встречи их и приёма в Астрахани//Там же. - С. 16 - 17.; 280. - 1614 Мая 29. Отписка воевод князя Ивана Одоевского и Семёна Головина стрелецкому голове Василью Хохлову, о порядке встречи и приготовлении им для постоя домов в Астрахани, и проч.//Там же. - С. 446. (24) 280. - 1614 Мая 29. Отписка воевод князя Ивана Одоевского и Семёна Головина стрелецкому голове Василью Хохлову, о порядке встречи и приготовлении им для постоя домов в Астрахани, и проч.//Там же. - С. 446. (25) См.: Там же. - С. 446. (26) Там же. - С. 447. (27) 17. - 1614 Июня 1. Отписка стрелецкого головы Хохлова воеводам князю Одоевскому и Головину, о распоряжениях, сделанных им для встречи их и приёма в Астрахани//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. - Том третий. - С. 16. (28) И.М. Покровский ошибочно писал, что В.Д. Хохлов ответил 4 июня 1614 г. (См.: Покровский И. Указ. соч. - С. 634.) (29) См.: 17. - 1614 Июня 1. Отписка стрелецкого головы Хохлова воеводам князю Одоевскому и Головину, о распоряжениях, сделанных им для встречи их и приёма в Астрахани//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. - Том третий. - С. 17. (30) См.: 29. - 1614 Июня. Отписка Астраханских воевод князя Одоевского и Головина Терскому воеводе Головину, о отступлении их в Астрахань и о приведении к присяге на Терке служилых и жилецких людей//Там же. - С. 27.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/20/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010