Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАПИД КОРНЕЛИЙ Лапид Корнелий. Гравюра из кн.: Hamy A. Galerie illustrée e de la Compagnie de Jésus. P., 1893 Лапид Корнелий. Гравюра из кн.: Hamy A. Galerie illustrée e de la Compagnie de Jésus. P., 1893 [Лат. Cornelius a Lapide] (18.12.1567, Бохолт (совр. пров. Лимбург, Бельгия) - 12.03.1637, Рим), ученый-иезуит, экзегет. Полное имя Л. К.- Корнелис Корнелиссен ван ден Стен. Лат. форма его фамилии представляет собой перевод оригинальной голл. фамилии Van den Steen (букв.- «от камня»). Первоначальное образование Л. К. получил в иезуитском коллегиуме в Маастрихте (совр. Нидерланды), потом обучался в коллегиуме «Трех увенчанных» в Кёльне, где 15 марта 1584 г. получил степень магистра свободных искусств. После этого продолжил образование в ун-те в Лувене (Лёвене), где занимался теологией. В 1592 г. вступил в орден иезуитов. Новициат проходил в Турне, однако на следующий год был вновь направлен в Лувен для завершения образования. В 1595 г. был рукоположен во пресвитера, в 1596 г. возглавил кафедру Свящ. Писания в Лувенском ун-те, с 1616 г.- в Римском коллегиуме. Современник и друг Л. К., Иоганн Берхманс отмечал его природную скромность, простоту и склонность к уединению. Все произведения Л. К. представляют собой комментарии к Библии, за исключением Книги Иова и Псалтири, и основаны на его лекциях, прочитанных в Риме. Издавались по частям с 1614 до 1645 г. Наиболее значительным среди них является комментарий «На все послания божественного Павла» (In omnes Divi Pauli epistolas), изданный в Антверпене в 1614 г. Работу над ним Л. К. начал еще в Лувене. Второе значительное произведение - комментарий на «Пятикнижие Моисея» (In Pentateuchum Moysis) - издано в Антверпене в 1616 г. Л. К. сохранял тесные связи со своей родиной - Испанскими Нидерландами, поэтому все его произведения издавались в Антверпене. Комментарии Л. К. изобилуют цитатами из произведений св. отцов, позднейших средневек.

http://pravenc.ru/text/2463123.html

Р. Беллармин. Гравюра. XVII в. [Беллармино; лат. Bellarminus, итал. Bellarmino] Роберт (4.10.1542, Монтепульчано, Тоскана - 17.09.1621, Рим), католич. св. (пам. 17 сент.), учитель католич. Церкви, кардинал, богослов. Род. в семье знатных, но обедневших дворян, племянник Марчелло Червини (папы Маркелла II ). Вопреки желанию родителей, предназначивших его к изучению медицины в Падуанском ун-те, Б. в 1559 г. изъявил желание вступить в орден иезуитов . После годичного пребывания в мон-ре камальдулов близ г. Монтепульчано (1559-1560) и изучения древних авторов и Свящ. Писания он вопреки воле отца вступил в Общество Иисуса. Годы новициата Б. (1560-1563) прошли в Риме, где он учился в Римской иезуитской коллегии. После окончания курса преподавал риторику и дисциплины цикла свободных искусств (1563-1567). В 1567-1569 гг. изучал теологию в Падуе и Лёвене. В 1569 г. был рукоположен во священника и стал преподавать богословие в иезуитской коллегии Лёвена, а также прославился проповедями и полемическими сочинениями, направленными против протестантов и ряда католич. богословов, в частности М. Баюса . В 1576 г. из-за слабого здоровья Б. был вынужден вернуться на родину и в 1576-1588 гг. преподавал полемическое богословие в Римской иезуитской коллегии. В 1588-1591 гг. исповедник коллегии, в 1592-1593 гг. ее ректор, а в 1595-1599 гг. провинциал ордена иезуитов в Неаполе. По распоряжению папы Григория XIV Б. участвовал в пересмотре издания Вульгаты (1590). При Клименте VIII стал консультантом по богословским вопросам Конгрегации инквизиции (1597), ректором Апостольской пенитенциарии (1599). 3 марта 1599 г. был возведен в сан кардинала и возглавил следствие по делу Дж. Бруно , также принимал участие в инквизиционных процессах Г. Галилея (1616) и Т. Кампанеллы (1600, 1614, 1621). В 1602-1605 гг. Б. был архиепископом Капуи и вернулся в Рим только после смерти Климента VIII; кандидатура Б. дважды выдвигалась на конклавах при выборах папы в 1605 г. При новом папе Павле V Б. получил разрешение оставить свою епископию и посвятил себя работе в различных конгрегациях Римской курии (инквизиции, индекса запрещенных книг, обрядов, пропаганды веры).

http://pravenc.ru/text/77912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев мон-рь. Литография. Нач. ХХ в. (ГИМ) Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев мон-рь. Литография. Нач. ХХ в. (ГИМ) в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995). Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского . В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV - сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2). Впервые В. м. упоминается в тарханной грамоте мон-рю 1614 г. царя Михаила Феодоровича , в к-рой говорится о существовании обители при вел. кн. Василии III Иоанновиче (1505-1533) (ИРИ. Т. 3. С. 500). В 1609 г. мон-рь был разорен польск. и литов. отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) , в дозорной кн. 1619 г. упомянут «Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким», участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 г. мон-рь назван Троицким Сергиевым, в писцовой книге 1685 г. перечислены постройки В. м.: деревянные Троицкий храм, шатровая ц. прп. Сергия Радонежского, 2 надвратные церкви - свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили 4 монаха. В кон. XVI в. в обители подвизался блж. Стефан Ростовский († после 1592), в нач. XVIII в.- блж. Стефан († после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова) , предсказавший последнему архиерейское служение и казнь.

http://pravenc.ru/text/154305.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VII. Основные направления монастырской колонизации в XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 3. Монастырская колонизация в Московском центре Что касается московского центра, то здесь в XVI–XVII вв. было основано 54 новых монастыря, из них 32 в городах и 22 в сельской местности, но вблизи городов. 16 городских монастырей было основано в XVI в. и столько же в XVII в., а из загородных монастырей лишь 9 приходятся на XVI в., 13 — на XVII в. Столица, Москва, разумеется, стоит на первом месте. Из основанных здесь новых монастырей заслуживают упоминания следующие: столь знаменитый в позднейшее время, сохранившийся и доныне Донской монастырь (1592), Знаменский (1613), Страстной женский монастырь (1614), Заиконоспасский (1660), а также Воскресенский Новоиерусалимский монастырь — любимое детище патриарха Никона . Из монастырей, появившихся во Владимирской земле, следует упомянуть Успенскую пустынь, в 35 км от города Суздаля, основанную по собственному почину монахом Ионой (1624), Успенскую Флорищеву пустынь (1654) и Введенскую Островскую пустынь (около 1695 г.); две последние позже, в конце XVIII и начале XIX в., стали очагами русского старчества. Монах по имени Лукиан в 1594 г. основал Богородицкую пустынь, примерно в 25 км от города Переславля-Залесского. В Костромской земле основано было 6 монастырей, которые ничем особенным не знамениты . В Ярославской земле суровым подвижником прп. Геннадием († 1565) в 1529 г. был основан Спасский монастырь, а в 1543 г. прп. Адрианом († 1550) — Успенский монастырь, в 6 км от города Пошехонье. 11 новых обителей было основано в Тверской земле. Среди них: Нило-Столобенская пустынь на острове на озере Селигер, где в течение 27 лет столпничал подвижник и пустынножитель Нил († 1554); его очень почитало окрестное население, а позже и вся Русь; через 40 лет после преставления Нила на месте его подвигов инок Герман основал пустынь. Множество чудес было явлено от мощей Нила, и в 1667 г. Русская Церковь причислила его к лику святых . Из обителей Калужской земли мы упомянем Введенскую Оптину пустынь — собственно говоря, старый монастырь, появившийся еще в середине XV в., но пришедший в запустение и возобновленный в 1625 г. В XIX в. эта пустынь прославилась своими старцами . Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436510/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КАНТУЛ Иоанн (Кантул), патриарх Печский. Роспись ц. св. Апостолов Печской Патриархии. 1619-1620 гг. Иоанн (Кантул), патриарх Печский. Роспись ц. св. Апостолов Печской Патриархии. 1619-1620 гг. Иоанн Кантул [серб. Jobah Кантул] († 14.10.1614, К-поль), патриарх Печский в 1592-1614 гг. Фамилия И. К., вероятно, указывает на его валашское происхождение, но, несмотря на это, он был активным приверженцем сербской государственности и хранителем традиций Сербской Церкви ( С. Српско-румунски односи XIV-XVII вв.//ГФФНС. 1956. 1. С. 24). После обновления Печской Патриархии он был 1-м патриархом, отказавшимся от лояльности к тур. властям и сделавшим ставку на сотрудничество с христ. зап. державами. Поэтому И. К. активно поддерживал направленную против Порты политику Австрии и др. европ. стран, полагая, что они способны освободить сербов от тур. владычества. При этом И. К. всегда оставался защитником сербов и не шел на к.-л. уступки, если они затрагивали интересы Патриархии. Так, он категорически отверг предложения папы Римского Климента VIII, пытавшегося в 1599 г. склонить его к унии. Надежда на помощь католич. держав, однако, не принесла желаемого результата. Вспыхнувшие в 1594 г. в Банате и Пече и в 1597 г. в Герцеговине серб. восстания против турок не увенчались успехом и спровоцировали карательные меры тур. властей, в числе к-рых в апр. 1594 г. по приказу Синан-паши были сожжены мощи свт. Саввы I , архиеп. Сербского. Через нек-рое время турки вызвали И. К. в К-поль, обвинили в нелояльности и участии в подготовке восстаний и повесили. Благодаря руководству И. К. Печская Патриархия не прекратила своего существования, несмотря на агрессивные действия тур. властей и настойчивые попытки Рима утвердить свое влияние на Балканах. Но при этом ее положение оставалось непростым: мон-ри и храмы ветшали, священнослужители подвергались гонениям. При И. К. проводились церковные Соборы, на к-рых замещались вдовствующие кафедры. Его трудами был обновлен собор в Печской Патриархии и расписаны храмы в мон-рях Св. Троицы в Плевле и Хопове. И. К., до последнего дня жизни боровшийся против турок и унии, считается в Сербии мучеником веры. Лит.: J. nampujapx Jobah и покрет на Балканском полуострву, 1592-1614. Земун, 1903; J. Римска Kypuja и jyжhocлobehcke од XVI до XIX в. Београд, 1950. С. 9-10, 23-24; Ucmopuja. 1. С. 322-327; Б. Б. Сви српски архиепископи и nampujapcu. Београд, 2008. С. 118-120. И. О. Олейникова Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/471278.html

Сербские Архиепископы и Патриархи HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Сербские Архиепископы и Патриархи АРХИЕПИСКОПЫ Савва I………………..…………………………………….1219-1233 (+ 1236) Арсений I…………………………………………………..1233-1263 (+ 1266) Савва II…………………………………………………….1263-1271 Даниил I…………………………………………………….1271-1272 Иоанникий I……………………………………………….1272-1276 ( +1279) Евстафий I…………………………………………………1279-1286. Иаков………………………………………………………..1286-1292. Евстафий II……………………………………………… .1292-1309. Савва III…………………………………………………… 1309-1316. Никодим…………………………………………………….1317-1324. Даниил II……………………………………………………1324-1337. ПАТРИАРХИ Иоанникий II……………………………………………..1338-1346-1354 Савва IV…………………………………………………..1354-1375 Ефрем…………………………………………………….1375-1380 и 1389 -1390 Спиридон……………………………………………….. 1380-1389 Даниил III…………………………………………………1391-1396 Савва V………………………………………………….. 1396-1409 Кирилл……………………………………………………1409-1418 Никодим……………………………………………….….1418 - после 1435 Никодим II…………………………………………………1445-1455 (?) Арсений II…………………………………………………1457-1463. Иоанн, архиепископ……………………………………..1508... Марк, митрополит………………………………………..1524... Павел, митрополит Смедеревский…………………….. 1527-1535 (?) Макарий……………………………………………………1557-1571 (+1574) Антоний……………………………………………………1571-1575. Герасим…………………………………………………….1575-1586. Савватий………………………………………………….. 1587. Иерофей……………………………………………………1589-1590. Филипп……………………………………………………..1591-1592. Иоанн……………………………………………………….1592-1613. Паисий………………………………………………………1614-1648. Гавриил……………………………………………………..1648-1655 (+1659) Максим………………………………………………………1655-1674 (+1680) Арсений III………………………………………………….1674-1690 (+1706) Каллиник I…………………………………………………..1691-1710. Афанасий I………………………………………………….1711-1712. Моисей………………………………………………………1712-1726 Арсений IV………………………………………………….1726-1737 (+1748) Иоанникий III……………………………………………….1739-1746. Афанасий II…………………………………………………1746-1752. Гавриил II……………………………………………………1752. Гавриил III………………………………………………… 1755. Викентий Стефанович Паисий II Гавриил IV…………………………………………………….1758. Кирилл………………………………………………………….1758-1763. Василий………………………………………………………..1763-1765 (+1772) Каллиник II…………………………………………………….1765-1766. Димитрий ……………………………………………………..1920-1930 Варнава ……………………………………………………….1930-1937 Гавриил ……………………………………………………….1938-1950 Викентий………………………………………………………1950-1958 Герман………………………………………………………….1958-1990; +1991 Павел……………………………………………………………1990- 2009 2010 - По книге прот.Радомира В. Поповича " Кратак преглед Српске Цркве кроз ucmopujy " , Белград, 2000 11 июля 2001 года Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Сербские Архиепископы и Патриархи АРХИЕПИСКОПЫ Савва I………………..…………………………………….1219-1233 (+ 1236) Арсений I…………………………………………………..1233-1263 (+ 1266) Савва II…………………………………………………….1263-1271 Даниил I…………………………………………………….1271-1272 Иоанникий I……………………………………………….1272-1276 ( +1279) Евстафий I…………………………………………………1279-1286. Иаков………………………………………………………..1286-1292. Евстафий II……………………………………………… .1292-1309. Савва III…………………………………………………… 1309-1316. Никодим…………………………………………………….1317-1324. Даниил II……………………………………………………1324-1337. ПАТРИАРХИ Иоанникий II……………………………………………..1338-1346-1354 Савва IV…………………………………………………..1354-1375 Ефрем…………………………………………………….1375-1380 и 1389 -1390 Спиридон……………………………………………….. 1380-1389 Даниил III…………………………………………………1391-1396 Савва V………………………………………………….. 1396-1409 Кирилл……………………………………………………1409-1418 Никодим……………………………………………….….1418 - после 1435 Никодим II…………………………………………………1445-1455 (?) Арсений II…………………………………………………1457-1463. Иоанн, архиепископ……………………………………..1508... Марк, митрополит………………………………………..1524... Павел, митрополит Смедеревский…………………….. 1527-1535 (?) Макарий……………………………………………………1557-1571 (+1574) Антоний……………………………………………………1571-1575. Герасим…………………………………………………….1575-1586. Савватий………………………………………………….. 1587. Иерофей……………………………………………………1589-1590. Филипп……………………………………………………..1591-1592. Иоанн……………………………………………………….1592-1613. Паисий………………………………………………………1614-1648. Гавриил……………………………………………………..1648-1655 (+1659) Максим………………………………………………………1655-1674 (+1680) Арсений III………………………………………………….1674-1690 (+1706) Каллиник I…………………………………………………..1691-1710. Афанасий I………………………………………………….1711-1712. Моисей………………………………………………………1712-1726 Арсений IV………………………………………………….1726-1737 (+1748) Иоанникий III……………………………………………….1739-1746. Афанасий II…………………………………………………1746-1752. Гавриил II……………………………………………………1752. Гавриил III………………………………………………… 1755. Викентий Стефанович Паисий II Гавриил IV…………………………………………………….1758. Кирилл………………………………………………………….1758-1763. Василий………………………………………………………..1763-1765 (+1772) Каллиник II…………………………………………………….1765-1766. Димитрий ……………………………………………………..1920-1930 Варнава ……………………………………………………….1930-1937 Гавриил ……………………………………………………….1938-1950 Викентий………………………………………………………1950-1958 Герман………………………………………………………….1958-1990; +1991 Павел……………………………………………………………1990- 2009 2010 - По книге прот.Радомира В. Поповича " Кратак преглед Српске Цркве кроз ucmopujy " , Белград, 2000 11 июля 2001 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/39579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕМАННОС [лат. Alemannus, греч. Αλεμννος] Николай, греч. ученый и издатель (12.01.1583, Анкона, Италия - 24/25.07.1626, Рим). Род. в семье выходцев с о-ва Андрос. В 1592 г. поступил в греч. Афанасия св. коллегию в Риме. Рукоположен во иподиакона по правосл. чину, затем перешел в католичество и стал священником. Преподавал риторику и греч. лит-ру в коллегии св. Афанасия, где его учениками были Лев Алляций и Франческо Аркуди. Позже служил секретарем у кард. Сципиона Боргезе. В 1614 г. назначен хранителем Ватиканской библиотеки . Подготовил 1-е изд. «Тайной истории» Прокопия Кесарийского (Procopii Caesariensis Ανκδοτα, Arcana historia. Lugduni, 1623). Похоронен в рим. храме Четырех святых. Соч.: De Lateranensibus parietinis. R., 1625 [описание и история Латеранского храма в Риме]; Rogerii comitis Calabriae donatio Ecclesiae Melitensi...// Ughelli F. Italia sacra. R., 1644. T. 1. P. 1022; Carmina in columnam Pauli V e templo pacis in Exquilinum translatam [упом. у Mandosio. P. 186]; Dissertatio de dextrae laevae manus praerogativa ex antiquis pontificum nummis [соч. об изобр. святых Петра и Павла на монетах римских пап; упом. у Mazzuchelli. P. 265]; De principis Apostolorum sepulcro [там же]; De Ecclesiasticis antiquitatibus [упом. в «De Lateranensibus parietinis». P. 36, 40]; De ecclesiastica praelatione [упом. там же. P. 45, 50]; Instruzione a Leone Allacci per il transporto della bibliotheca Palatina di Heidelberg// Theiner A. Schenkung der Heidelberger Bibliothek durch Maximilian I. an Papst Gregor XV. und ihre Versendung nach Rom. Münch., 1844. S. 55-56. Лит.: Mandosio P. Bibliotheca Romana. R., 1692. T. 2. P. 186; Mazzuchelli G. Gli Scrittori d " Italia. Brescia, 1753. T. 1. P. 265; Σθας Κ. Νεοελληνικ Θιλολογα. Αθναι, 1868. Σ. 295-296; Legrand. Bibl. hell. XVIIe s. T. 3; DHGE. T. 1. Col. 1330-1331; Παπαδπουλος Στ. Γ. Αλεμννος Νικλαος//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 42-43. И. В. Т. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114586.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь во имя вмч. Георгия мон-ря Добриловина [серб.], жен. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ Мойковаца (Черногория). По преданию, основан при Неманичах . По местоположению и архитектуре напоминает мон-рь Морача , поэтому иногда называется «Вторая Морача». Первые письменные известия о Д. относятся к 1592 г., когда тур. власти разрешили сделать в обители ремонт. В 1609 г., при игум. Иоакиме, за 6 месяцев воеводой Радичем Милошевичем и местными жителями была поставлена новая церковь и в 1613 г. расписана. После 1699 г. в Д. нек-рое время прятали от угрозы уничтожения турками мощи св. Арсения I , архиеп. Сербского. Д. неск. раз подвергалась нападениям турок и затем восстанавливалась в 1749, в 1827-1833 (была ограблена в 1799), в 1880 и 1905 гг. (после разорения в 1877). Во время второй мировой войны был опустошен и возобновлен лишь в 1989 г., когда был построен новый жилой корпус. Храм крестообразной основы. Наос пересечен поперечным нефом, по краям к-рого расположены низкие, видные снаружи хоры. Над наосом возвышается круглый купол, покрытый деревянной конусообразной крышей. Прямоугольную припрату перекрывает 2-скатная крыша. К припрате с западной стороны примыкает 3-ярусная деревянная звонница. Частично сохранившаяся роспись храма была выполнена в 1613 г. неизвестным мастером среднего уровня. Росписи на внешней зап. стене припраты были уничтожены при ремонте в 1880 г. Иконография фресок следует сложившейся практике: в наосе представлены циклы Великих праздников и Страстей Христовых, в куполе - Христос Пантократор, под ним - «Небесная литургия» и избранные пророки, в припрате - 8 святителей, цикл мучений покровителя храма вмч. Георгия, в верхних зонах припраты - цикл Цветной Триоди. В 2006 г. в обители проживали 2 насельницы. Лит.: А. Манастир Добриловина//Npocbjema. 1894. Св. 11; Архитектонски споменици на Тари и под Осоговом//ГСНД. 1933. 12. С. 148-149; Манастир Н. Београд, 1934. 43. С. 164-177; В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 100-101; С. Зидно сликарство на noдpyчjy nampujapшuje: 1557-1614. Нови Сад, 1965. С. 146-147, 209-210; Шекуларац Б. Добриловина и добриловински Катастик. Mojkobaц, 1988. С. Петкович Рубрики: Ключевые слова: ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/178644.html

Западные районы от Новгорода и Пскова до Смоленска образуют четвертую область. К востоку от Суры и к юго-востоку от Мокши расположено Среднее Поволжье – в прошлом татарское Казанское ханство, – где с середины XVI в. развернулась бурная колонизация; Русская Церковь соприкасалась здесь с пестрым нехристианским населением, и именно здесь имелись широкие возможности для христианской миссии. Это пятая область – Понизовье. Наконец, шестую область образуют Урал и Сибирь, где русская колонизация шла медленно, но непрерывно, при этом русификация и христианизация сливались в единую государственно-и церковно-политическую задачу. 3. Монастырская колонизация в Московском центре Что касается московского центра, то здесь в XVI-XVII вв. было основано 54 новых монастыря, из них 32 в городах и 22 в сельской местности, но вблизи городов. 16 городских монастырей было основано в XVI в. и столько же в XVII в., а из загородных монастырей лишь 9 приходятся на XVI в., 13 – на XVII в. Столица, Москва, разумеется, стоит на первом месте. Из основанных здесь новых монастырей заслуживают упоминания следующие: столь знаменитый в позднейшее время, сохранившийся и доныне Донской монастырь (1592), Знаменский (1613), Страстной женский монастырь (1614), Заиконоспасский (1660), а также Воскресенский Новоиерусалимский монастырь – любимое детище патриарха Никона 352 . Из монастырей, появившихся во Владимирской земле, следует упомянуть Успенскую пустынь, в 35 км от города Суздаля, основанную по собственному почину монахом Ионой (1624), Успенскую Флорищеву пустынь (1654) и Введенскую Островскую пустынь (около 1695 г.); две последние позже, в конце XVIII и начале XIX в., стали очагами русского старчества. Монах по имени Лукиан в 1594 г. основал Богородицкую пустынь, примерно в 25 км от города Переславля-Залесского. В Костромской земле основано было 6 монастырей, которые ничем особенным не знамениты 353 . В Ярославской земле суровым подвижником прп. Геннадием († 1565) в 1529 г. был основан Спасский монастырь, а в 1543 г. прп. Адрианом († 1550) – Успенский монастырь, в 6 км от города Пошехонье.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010