Тексты о митрополите Филиппе, обличителя Грозного царя. Тексты эти важны и интересны тем, что написаны в ту же историческую эпоху. Группа Вконтакте Facebook группа Житие митрополита Филиппа. Песнопения службы митрополиту Филиппу Житие митрополита Филиппа Вступление Личность митрополита Филиппа оставила яркий след в истории России. Уже его строительная деятельность в Соловецком монастыре свидетельствует о блестящих организаторских способностях и широте технических взглядов Филиппа и должна была сохранить его имя потомкам. Но едва ли не более значительна роль Филиппа в утверждении нравственных законов, нарушение которых не может быть оправдано ни обстоятельствами, ни страхом смерти, ни политической целесообразностью. Справедливо считая эпоху Ивана Грозного одной из самых кровавых, жестоких и безнравственных, мы не можем не видеть, что и тогда были люди, которые привносили в жизнь смысл, красоту и незыблемость нравственных начал: это и Ермолай-Еразм с его убеждением, что «все чюдотворения меньше есть любви», и архиепископ Герман Казанский, и епископ Иосиф Коломенский, открыто выступавшие против опричнины, пыток и казней. Наиболее яркой личностью в этом ряду является, бесспорно, митрополит Филипп. Филипп (в миру — Федор Степанович Колычев) принадлежал к родовитому боярству: он вел свой род от Андрея Кобылы, к которому возводили свои родословные Романовы, Шереметевы, Епанчины, Боборыкины, Сухово-Кобылины, Неплюевы, Коновницыны. Мать Федора (по предположению М. Л. Боде-Колычева, издавшего в 1886 г. исследование «Боярский род Колычевых» под литерами Б. М. Л. Б. К.) была новгородкой: когда новгородцы молили Филиппа, направлявшегося в Москву, покровительствовать Новгороду, то просили его заступиться за «свое отечество». Хотя имя Филиппа упоминается во многих исторических источниках (Новгородские летописи, Соловецкий летописец, грамоты), литературно-публицистических сочинениях авторов самой различной ориентации — от Андрея Курбского до опричников-иноземцев Таубе, Крузе и Штадена, но достоверных и точных данных не так уж много. Филипп родился 11 февраля 1507 г., в 1537-м — ушел из Москвы, в 1539-м принял постриг, в 1545-м стал игуменом Соловецкого монастыря, 20 июля 1566 г., подписав грамоту с условием «в опришнину и в царский домовный обиход не вступаться», стал митрополитом Московским и всея Руси; не в силах оставаться безмолвным свидетелем беспредельной жестокости царя в течение двух лет борется с ней, 4 ноября 1568 г. был свержен с митрополичьего престола по наветам царского духовника и целым «книгам» оговоров, которые были будто бы привезены из Соловецкой обители (однако конкретных обвинений против Филиппа не содержится ни в одном из известных современных Филиппу источников), сослан в Тверской Отроч монастырь в заточение и 23 декабря 1569 г. был там задушен Малютой Скуратовым. Известно, что в 1591 г. его мощи были перенесены в Соловецкий монастырь, где он почитался как святой с момента гибели.

http://predanie.ru/book/220955-zhitie-mi...

Житие митрополита Филиппа Подготовка текста, перевод и комментарии И. А. Лобаковой Личность митрополита Филиппа оставила яркий след в истории России. Уже его строительная деятельность в Соловецком монастыре свидетельствует о блестящих организаторских способностях и широте технических взглядов Филиппа и должна была сохранить его имя потомкам. Но едва ли не более значительна роль Филиппа в утверждении нравственных законов, нарушение которых не может быть оправдано ни обстоятельствами, ни страхом смерти, ни политической целесообразностью. Справедливо считая эпоху Ивана Грозного одной из самых кровавых, жестоких и безнравственных, мы не можем не видеть, что и тогда были люди, которые привносили в жизнь смысл, красоту и незыблемость нравственных начал: это и Ермолай-Еразм с его убеждением, что «все чюдотворения меньше есть любви», и архиепископ Герман Казанский, и епископ Иосиф Коломенский, открыто выступавшие против опричнины, пыток и казней. Наиболее яркой личностью в этом ряду является, бесспорно, митрополит Филипп. Филипп (в миру – Федор Степанович Колычев) принадлежал к родовитому боярству: он вел свой род от Андрея Кобылы, к которому возводили свои родословные Романовы, Шереметевы, Епанчины, Боборыкины, Сухово-Кобылины, Неплюевы, Коновницыны. Мать Федора (по предположению М. Л. Боде-Колычева, издавшего в 1886 г. исследование «Боярский род Колычевых» под литерами Б. М. Л. Б. К.) была новгородкой: когда новгородцы молили Филиппа, направлявшегося в Москву, покровительствовать Новгороду, то просили его заступиться за «свое отечество». Хотя имя Филиппа упоминается во многих исторических источниках (Новгородские летописи, Соловецкий летописец, грамоты), литературно-публицистических сочинениях авторов самой различной ориентации – от Андрея Курбского до опричников-иноземцев Таубе, Крузе и Штадена, но достоверных и точных данных не так уж много. Филипп родился 11 февраля 1507 г., в 1537-м – ушел из Москвы, в 1539-м принял постриг, в 1545-м стал игуменом Соловецкого монастыря, 20 июля 1566 г., подписав грамоту с условием «в опришнину и в царский домовный обиход не вступаться», стал митрополитом Московским и всея Руси; не в силах оставаться безмолвным свидетелем беспредельной жестокости царя в течение двух лет борется с ней, 4 ноября 1568 г. был свержен с митрополичьего престола по наветам царского духовника и целым «книгам» оговоров, которые были будто бы привезены из Соловецкой обители (однако конкретных обвинений против Филиппа не содержится ни в одном из известных современных Филиппу источников), сослан в Тверской Отроч монастырь в заточение и 23 декабря 1569 г. был там задушен Малютой Скуратовым. Известно, что в 1591 г. его мощи были перенесены в Соловецкий монастырь, где он почитался как святой с момента гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; янв. 1550, сел. Калориана (совр. Калогриана) близ г. Трикала (Фессалия, Греция) - 29.04. 1625, Суздаль), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), архиеп. Суздальский и Тарусский. Основные сведения об А. Э. содержатся в его сочинениях и греч. житии святителя, написанном человеком, хорошо знавшим А. Э. (житие было найдено А. А. Дмитриевским в мон-ре Сумела под Трапезундом). А. Э. род. в семье священника Феодора, мать Хрисанфи была сестрой Ларисского митр. Неофита и племянницей св. Виссариона Ларисского, ктитора св. Виссариона мон-ря (Дусику), после смерти мужа она приняла постриг с именем Христодула. Старшими братьями А. Э. были Иоасаф, еп. Стагонский, Марк, еп. Димитриады, иеромонахи Афанасий (посетил Москву в 1591 вместе с Тырновским митр. Дионисием, доставившим в Россию акт К-польского Собора 1590 г. об учреждении Московского Патриархата) и Пахомий (в миру Панайотис) - «слава иеромонахов», по выражению А. Э. После смерти отца (ок. 1560) А. Э. воспитывался в доме брата еп. Иоасафа, под рук. к-рого получил первоначальное образование. В 1568-1572 гг. А. Э. учился в Трикале в школе известного дидаскала мон. Матфея, основанной Ларисским митр. Иеремией (см. Иеремия II , Патриарх К-польский), а также у выдающегося церковного деятеля Дамаскина Студита . В 1572 г. Арсением, митр. Патр, А. Э. был пострижен в монашество, через неск. дней митр. Иеремия рукоположил его во иеродиакона. В 1572-1575 гг. А. Э. вновь жил у еп. Иоасафа, после смерти последнего поселился в мон-ре Дусику, где в 1579 г. Фанарским еп. Митрофаном был рукоположен во иеромонаха. В кон. 1579 г. Иеремия, ставший к тому времени Патриархом, вызвал А. Э. в К-поль и поставил чередным священником Патриаршего храма Паммакаристос. Живя в 1579 - нач. 1584 г. в К-поле, А. Э. посещал лекции дидаскалов. 21 февр. 1584 г. он был избран архиепископом Димоника и Элассона, в XVI в. входивших в Ларисскую митрополию, и с февр. 1584 г. до марта - апр. 1585 г. жил в Элассоне. В мае 1585 г. Патриарх Феолипт II вызвал А. Э. в К-поль. Здесь в это время находился посол царя Феодора Иоанновича Б. Благово, к-рый привез Патриарху богатую милостыню на помин души почившего царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В благодарность Патриарх Феолипт отправил посольство в Москву, в состав к-рого был включен А. Э. В Москве участники посольства были приняты царем и, получив значительную милостыню, покинули рус. столицу.

http://pravenc.ru/text/76326.html

721 Чистович И. Новгородский митрополит Иов, в: Странник. 1861. 2; работы: Постников. Афанасий, первый архиепископ Холмогорский (1866); Верюжский. Афанасий, архиепископ Холмогорский (1914) – к сожалению, тоже нам недоступны. Ср. также: ПБЭ. 1. С. 1087; 2. С. 181, 182. 729 Голубинский. Ук. соч. С. 117; Макарий, еп. Историч. сведения об Антониевом Сийском мон., в: Чтения. 1878. 3. 730 Голубинский. Ук. соч. С. 155, 314; Нилова пустынь, в: Чтения. 1875. 3; Успенский В. Историческое описание Ниловой Столобенской пустыни (1867. 3-е изд. 1886). 731 Голубинский. Ук. соч. С. 132; Ключевский. Ук. соч. С. 392; Серебрянский. Ук. соч. С. 317–326, 538–545, 568 и след. (житие Никандра). 732 Назовем лишь некоторых особенно знаменитых подвижников: Геннадий Вологодский († 1565), Иродион Илоезерский († 1564), Иосиф Заоникиевский († 1612); Адриан Андрусовский († 1549), Адриан Пошехонский († 1550), Симон Сойгинский († 1561), Зосима Ворбозомский († 2-я половина XVI в.), Леонтий Лехновский († 1611), Арсений Новгородский († 1570), Мартирий Зеленецкий († 1603), Агапит Маркушевский († 1584), Игнатий Вологодский († 1592), Сергий Шухтовский († 1609), Христофор Коряжемский († ок. 1572), Феодосий Тотемский († 1568), Ферапонт Монзенский († 1591). Ср.: Словарь исторический о святых (1836. 2-е изд. 1862); Голубинский. Ук. соч; Барсуков. Ук. соч. 734 Ключевский. Ук. соч. С. 323; Словарь (1862). С. 105–107; Голубинский. Ук. соч. С. 158; Платонов. Древнерусские сказания о Смутном времени. С. 293. 737 Яхонтов. Жития северорусских подвижников. С. 197 и след.; Книга глаголемая о святых, в: Чтения. 1887. 4. 324. Житие Елеазара в: Прав. соб. 1860. 1. 738 См., например, послание Ивана IV Казанскому архиепископу Гурию, в: АИ. 1. 241; а также Уложение 1649 г. Гл. 20, 21, 26; ДАИ. 5. 241–244; Макарий. 10. С. 72; АИ. 5. 69, 75; послание архиепископу Сибири, в: Иванов. Описание государственного архива старых дел. 1 (1850). С. 263. 740 Макарий. 2-е изд. 6. С. 357; Голубинский. История канонизации. С. 148; Серебрянский. Ук. соч. С. 342–344; Ключевский. Жития. С. 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Место издания Издатель или кем издано 1.      Venetiis per Ioan. Antonium et fr. De Nicolini de Sabio 2.      νετησι Παρ κυρ νδρ τ Σπινλλ 3.      1568–69 ν οκ κυρου ακβου Λεογγνου 4.      1587–88 ν οκ κυρου ακβου Λεογγνου 5.      1591–93 παρ Πτρου Υο το Ποτα Χριστορου το Γζαντου 6.      1595–96 παρ Φραγγσκ τν ουλιανν 7.      παρ ωνν Βκτωρι τ Σαβινι 8.      9.      παρ Νικολ Γλυκε παρ Νικολ τ Σρ παρ Δημητρ Θεοδοσ τ ξ ωανννων 1802–03–04, 06 παρ Νικολ Γλυκε τ ξ ωανννων 1815, 17, 18, 19 и 20 παρ Βαρθολομα Κουτλουμουσιαν 1861–63 παρ Βαρθολομα Κουτλουμουσιαν 1888–1901 ν μ Кроме того, нами просмотрен еще целый ряд печатных богослужебных Греческих книг, разных изданий, тоже Венецианских: Октоихов, Триодей Постных, Пентикостариев, Типиков и др. Считаем необходимым отметить особенно интересный «Πεντηκοστριον» 1738 г., место издания и  издатели не указаны. При издании этой книги были привлечены разные рукописи – Ватиканской и Крипто-Ферратской библиотек, причем в приложении напечатаны с указанных рукописей вторые песни многих канонов на великие христианские праздники – Пасху, Пасхальную Седмицу и последующие праздники из круга Пятидесятницы. Конечно, обычный научный путь – это знакомство с произведениями известного писателя по первоисточникам, и в данном случае по рукописям на Греческом языке. Но для произведений отдаленнейшей эпохи, при недостатке сохранившихся оригиналов и копий на родном языке представляется возможным привлекать те или другие переводы этих произведений, особенно переводы ближайшие по времени к той эпохе. И нередко бывало, что потерянный оригинал какого-либо произведения находится сохранившимся в переводе соседнего народа. Пора христианизации наших предков Славян совпала с тем временем, когда Греческие богослужебные книги стали приобретать некоторую определенность, будучи составляемы из песнопений прежних и современных составлению книг церковных песнописцев – преподобных Иоанна Дамаскина , Космы Маюмского, Феодора Студита , Феофана и главным образом Иосифа Песнописца и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И. принял участие в Соборе об установлении Патриаршества в России. В мае 1589 г. по приговору участвовавших в Соборе иерархов была учреждена архиепископия Суздальская и Тарусская. В нач. июля 1591 г., во время похода крымского хана Казы-Гирея на Москву, Суздальский архиепископ, находившийся тогда в столице, был направлен патриархом св. Иовом к русским войскам с Донской иконой Божией Матери . И. присутствовал при избрании и хиротонии в Москве в марте 1592 г. Новгородского митр. Варлаама . По сообщению П. М. Строева , в том же году И. был уволен на покой ( Строев. Списки иерархов. Стб. 655). Архиерей был погребен в построенном незадолго до его кончины Преображенском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря, в юж. приделе во имя прп. Евфимия Суздальского. Сохранилась надгробная плита с надписью: «Лета 7102 месяца июня в 24 день, на память Рождества святаго славнаго пророка, предтечи, крестителя Иоанна, преставился раб Божий преосвященный архиепископ Иов Суждальский и Тарусский» ( Курганова Н. М. Страницы истории некрополя г. Суздаля. М., 2007. С. 70). В сер. XVII в. в Спасо-Евфимиевом мон-ре хранился покров с гробницы И.- «камка таусинная, на ней в кресте дробницы серебряны, золочены, по краям слова шиты золотом» ( Тихонравов. 1878. С. 38). Известна духовная грамота И., содержащая перечень многочисленных поминальных вкладов архиерея. Ист.: СГГД. Ч. 1. С. 584; Ч. 2. С. 95, 102; ДАИ. Т. 1. С. 229; ПСРЛ. Т. 14. С. 12; Т. 34. С. 233; Тихонравов К. Н. Описная книга суждальского Спасо-Евфимьева мон-ря 1660 г. Владимир, 1878. С. 25, 26, 38, 42; Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, 1506-1608 гг. М., 1998; Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты/Подгот. текстов: Р. Б. Мюллер; ред.: Н. Е. Носов. Л., 1986. С. 58, 59. 40; Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в док-тах XVI - нач. XVII в.//РД. 1999. Вып. 5. С. 88-92; он же. Явочные челобитные 1568-1612 гг. из архива суздальского Покровского мон-ря//Там же. 2003. Вып. 9. С. 304. 34. Лит.: Федоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Т. 22. Отд. мат-лы. С. 6, 31, 48, 51; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С. 26; Диев М. Я. Суздальская иерархия/Публ., предисл.: А. А. Титов. М., 1892. С. 61-62; Косаткин В. В., свящ. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 44.

http://pravenc.ru/text/578170.html

Митрополиты Северина: Анфим (Критопул; авг./окт. 1370 - ок. июня 1380), Афанасий (до июля 1389 - после 1403); епископы (архиепископы) Рымника - Нового Северина: Максим (Бранкович; 1503-1505 (?)), Иларион (после 1517 - ок. 1523), Леонтий (ок. 1523 - кон. 1534/нач. 1535), Паисий (до 1 апр. 1535 - после 1540), безымянный архиерей (убит 3 марта 1559), Евфимий (ок. 1559 - июль/авг. 1568), Михаил (2-я пол. 1568 - нач. 1586), Ефрем I (нач. 1586 - ок. 1591), Феофил I (окт. 1591 - до 8 нояб. 1601), Ефрем II (до 8 нояб. 1601 - до 1614), Дионисий I (1614-1618), Феофил II (до 9 янв. 1619 - до 20 июля 1636), Игнатий Серб (осень 1636 - июль/авг. 1653), Дионисий II (до 13 сент. 1653 - до 2 июня 1657), Игнатий Грек (2 июня 1657 - до 21 марта 1668), Серафим (21 марта 1668 - 2-я пол. 1670), Варлаам (кон. 1670 - до 24 дек. 1672), Стефан (15 янв. 1673 - 1-я пол. 1693), Иларион (18 июня 1693 - март 1705), сщмч. Антим Ивиряну (16 марта 1705 - до 28 янв. 1708), Дамаскин (Даскэлул; между 22 февр. и 14 апр. 1708 - 5 дек. 1725), Стефан (март - 20 авг. 1727), Иннокентий (11 мая 1728 - 1 февр. 1735), Климент (Модоран; 1 окт. 1735 - 8 мая 1748), Григорий (Сокотяну; 8 мая 1748 - 21 мая 1764), Парфений (21 мая 1764 - кон. 1771), Кесарий (кон. 1771 - 26 дек. 1773; в. у.; правящий до 9 янв. 1780), Филарет (3 марта 1780 - 6 сент. 1792), Нектарий (26 сент. 1792 - 16 дек. 1812), Галактион (26 янв. 1813 - 12 апр. 1824), Неофит (20 апр. 1824 - 29 июня 1840, в. у. до янв. 1848), Тимофей (Евдоксиадос; 1840 - 17 июня 1848; в. у.), Нифонт Севастийский (1848 - 14 сент. 1850; в. у.), свт. Каллиник Черникский (15 сент. 1850 - май 1867), архим. Григорий (май 1867 - 11 апр. 1868; в. у.), архим. Иннокентий (Кицулеску; 19 июля 1868 - 18 янв. 1873; в. у.; с 1872 епископ), Афанасий (Стоенеску; 18 янв. 1873 - 9 февр. 1880), Феодорит (февр.- нояб. 1880; в. у.), Иосиф (Бобулеску; 13 дек. 1880 - нояб. 1886), Геннадий (Енэчяну; 10 нояб. 1886 - 14 янв. 1898), Афанасий (Миронеску; 12 марта 1898 - 5 февр. 1909), Геннадий (Джорджеску; 26 марта 1909 - 23 нояб. 1912), Софроний (Вулпеску; нояб. 1912 - 5 мая 1913; в. у.; правящий до 19 мая 1917), Мелетий (Добреску; 3 марта 1918 - осень 1918; в. у.), Анфим (Петреску; 3 июля 1918 - 6 сент. 1919), Алексий (Шербан; сент. 1919 - 1 апр. 1920; в. у.), Варфоломей (Стэнеску; 1 апр. 1920 - 24 апр. 1921; в. у.; правящий до 1 нояб. 1938), Ириней (Михэлческу; 1 нояб. 1938 - 1 нояб. 1939; в. у.); митрополиты Олтении: Ириней (Михэлческу; 1 нояб.- 29 нояб. 1939; в. у.), Нифонт (Кривяну; 21 дек. 1939 - 20 апр. 1945); митрополиты Олтении и архиепископы Крайовы: Фирмилиан (Марин; 25 марта 1949 - 29 окт. 1972), Нестор (Ворническу; нояб. 1972 - янв. 1973; в. у. в сане епископа; правящий митрополит с 23 апр. 1978 по 17 мая 2000), Феоктист (Арэпашу; 25 февр. 1973 - 25 сент. 1977), митр. Банатский Николай (Корняну; окт. 1977 - апр. 1978; в. у.), Феофан (Саву; 22 окт. 2000 - 8 июня 2008), Ириней (Попа; с 27 июля 2008). Епархии в составе О. м.

http://pravenc.ru/text/2578355.html

5 . Иоанн I Бассараба – 1324–1340 6 . Влад (Владислав) I, брат предшествующего – 1340–1342. 7 . Александр I, брат предшествующего – 1342–1352. 8 . Николай, сын предшествующего – 1352–1366 185 . 9 . Раду II, брат Uoahha I и двух за ним следующих......... 1366–1376 186 . 10 . Дah II , сын предшествующего – 1376–1382. 11 . Мирча I, сын Раду II, – 1383–1418. 12 . Мирча II, сын предшествующего – 1418–1419. (И соперник его Михаил упомин – 1418.) 13 . Влад II, брат предшествующего – 1419–1422. 14 . Влад III Дракул, сын Мирчи I – 1422–1446 (и его соперники: Дah III , сын Влада II, 1423–1437, Влад 1432, Александр 1435 , Раду 1444 и 1446). 15 . Дah IV , сын Дана III – 1446–1448. 16 . Влад IV, племянник Мирчи I. – 1448–1455. 17 . Раду III, сын Влада III – 1455–1456. 18 . Влад V Дракул (тот самый, о котором известная повесть), брат предшествующего, сын того же Влада III, – 1456–62. 19 . Раду III во второй раз – 1462–1473. 20 . Влад VI, по прозванию Монах, недолго в конце 1473 – в начале 1474. 21 . Раду III в третий раз – 1474–1476. 22 . Влад V во второй раз – 1477–1479. 23 . Влад VII, сын Раду III – 1479–1493. 24 . Раду IV, великий, сын Влада – по одним V по другим VI – 1493–1568. 25 . Михна (Михаил) I, по прозванию Злой – 1508–1510. 26 . Раду V Владуца – 1510–1513. 27 . Негу I Бассараба – 1513–1518. 28 . Раду VI,            29 . Раду VII,           30 . Влад VIII cмehялu друг друга в продолж. – 1519–24.) 187 31 . Раду VII во второй раз – 1524–1529. 32 . Моисей, сын Влада VII – 1529–1530. 33 . Влад IX – 1530–1533. 34 . Винтила – 1533–1534. 35 . Раду VIII (Петр Паисий) – 1534–1541. 36 . Раду IX, сын Раду VII – 1541–1545. 37 . Мирча III, сын Михны I, – 1545–1554. 38 . Петрашко (Петр) I, сын Раду VIII – 1554–1557. 39 . Мирча III во второй раз – 1558–1563. 40 . Петр II Хромой, сын Мирчи III – 1563–1567. 41 . Александр II, другой сын Мирчи III – 1568–1577. 42 . Михна II, сын предыдущего – 1578–1583. 43 . Петр Черчел III, сын Петра I (Петрашки) – 1583–1585. 44 . Михна II во второй раз – 1585–1591.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛОИЗИЙ ГОНЗАГА [Луиджи Гонзага; лат. Aloisius Gonzaga] (9.03. 1568, Флоренция - 21.06.1591, Рим), св. католич. Церкви (пам. 21 июня), иезуит. Старший сын и наследник маркиза Кастильоне. Служил при дворе вел. герц. Тосканского Франческо де Медичи, в 1581 г. был отправлен в Испанию в свите эрцгерцогини Марии Австрийской, новой королевы Испании. Разочаровавшись в придворной жизни, по возвращении в Италию в 1584 г. вступил в орден иезуитов . Годы его новициата (1584-1587) проходили в Риме. Здесь же после принесения обетов (1587) А. Г. продолжал работать в госпитале. Во время чумной эпидемии 1591 г. ухаживал за больными. Постоянное перенапряжение сил вызвало лихорадку, от к-рой А. Г. умер. Канонизирован в 1726 г. Культ А. Г. как святого послереформационной эпохи, покровителя молодежи, весьма распространен в католич. Церкви. Изображается, как правило, с крестом, мертвой головой или лилией. Его имя носят 3 сестричества: «Сестры любви», основанное в Ване (Бретань, Зап. Франция) в 1803 г. Марией Луизой де Ламуаньон (существует ответвление в Канаде); в Монахане (Ирландия); в Италии (диоцез Альба). Соч.: Lettere e Scritti Spirituali. Firenze, 1926. Ист.: ActaSS. Iun. Т. 4. Р. 847-1169. Лит.: Cepari V. Vita di Luigi Gonzaga. R., 1606; Menge G. Innerlichkeit und Weltverachtung des heiligen Aloysio. Paderborn, 1934; Aluffi A. Giovinezza perenne in Luigi Gonzaga. R., 1968; Mostra Iconografica aloisiana, settembre-ottobre 1968/Catalogo a cura di Mgr. Luigi Bosio. [S. l.], 19683; Blanc P. Saint Louis de Gonzague: Un saint de 23 ans. P., 1977; Aloysius/ed. by C. Stevens and W. H. McNichols. Huntington, 1993. А. Ю. Серёгина Рубрики: Ключевые слова: ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса

http://pravenc.ru/text/115012.html

10 .   Свв. мчч. Александра и Антонины. По Софийской рукописи 206 канон не надписан и без начального акростиха. По рукописной Минее εροσολ. Βιβλ. канон с акростихом: μνοι παιν τν καλν ξυνωρδα, ωσ· χο α. Ирмос: Σο τροπαιοχο δεξι. Начало: μνοι παινσαι τν μν. 512 Этот же канон находится в Греческой Рукописной Минее 857 Афонского Иверского монастыря и в Славянских Московских – Типографских 114 и 116 и Синодальной 167. Его же отмечает и Афонский Пролог 769. Он же находится в целом ряде Греческих Печатных Миней Венецианского издания 1568, 1591, 1645, 1689, 1804, 1820, 1862, 1880 и Римского изд. 1899. 10 .   Св. мч. Мелетия и с ним Стефана, Иоанна, Сергия, Фотина, Фиста (Стиста, в рукописи 528 написано в начале памяти – Στστου, а в тексте Φστου), Фавста, Маркелла и др. По Греческой рукописи Собр. Публ. Библиот. Сараф. 528 канон с акростихом: σστημα σεπτν μαρτρων παινσθω, ωσ· χο πλ. δ. Ирмос: ρματηλτην Φαρα βθισε. Начало: Στρατ μνεσθω θλητν. У И. Мараччи те же самые Богородичны, что находятся в каноне. 513 Вероятно, этот же канон отмечает Афонский Пролог 769 под 5 июля после памяти сщмч. Стефана и с ним – глас и ирмос канона один и тот же. 11 .   Свв. апп. Варфоломея и Варнавы. По Афонскому Прологу 769 τερο κανν ωσ· χο δ. Ирмос: Τ δηγσαντι πλαι. Первый же канон указывается Θεονου, χο β. Ирмос: ν βυθ κατστρωσ ποτε, канон тот же самый, что в Греческой Печатной Минее. A. Rocchi указывает два канона: 1, Феофана – νρ πρχων, и 2, Barptolomaei – δξη του. 514 12 .   Прп. Петра Афонского (по Афонскому Прологу 769 память 23 июня). В Славянской Печатной Минее канон без акростиха с надписанием: «творение Иосифово». В примечании Греческой Печатной Минеи Венецианского издания 1880 г. указывается акростих: λλον σε Πτρον εκτω σβω, μκαρ, ωσ. Глас 2-й. Ирмос: «Грядите людие». Начало: «Другого тя нам Петра предлагает церковь днесь». В IX песни ясно усматривается имя – ωσ. Этот же канон в εροσολ. Βιβλ. под 22 июня, 515 как и по Афонскому Прологу 769. По-гречески мы нашли этот канон в рукописной минее 80 Афонского Пантелеимоновского монастыря с тем же акростихом, гласом и ирмосом. Начало: λλον μν, на поле: С Ф Й.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010