При папе Сиксте V, стремившемся превратить Рим в столицу католич. мира, был завершен купол базилики св. Петра, на новых площадях воздвигнуты егип. обелиски - символы победы христианства над язычеством. Работы по возведению базилики св. Петра и созданию убранства храма продолжались при папах Павле V и Урбане VIII (храм был освящен в 1626). Др. важным художественным центром Италии благодаря деятельности архиеп. Ф. Борромео стал Милан. Борромео основал Амброзианскую б-ку (1607; открыта для публики в 1609), в состав к-рой входили музей христ. искусства и художественная школа. Мн. мастера, выполняя заказы религ. орденов, разрабатывали основные принципы барокко. Римские церкви Иль-Джезу (храм Римской коллегии иезуитов; 1568-1575) и Сант-Иньяцио (храм иезуитской casa professa; 1626-1650), а также ораторианская ц. Санта-Мария-ин-Валличелла (Кьеза-Нуова; 1575-1599), театинская ц. Сант-Андреа-делла-Валле (1591-1623), кармелитская ц. Санта-Мария-делла-Виттория (1605-1620) оказали существенное влияние на европ. архитектуру. Изменение архитектурных форм во многом определялось принципами К.: задачей архитекторов было создать идеальное здание для совершения мессы и чтения проповедей. Образцом такого подхода стала ц. Иль-Джезу с одним, но очень широким нефом, коротким трансептом и неглубокой алтарной частью. Массивный купол с широкими окнами в барабане, подчеркивавший значимость центрального пространства с алтарем и кафедрой проповедника, позволял сфокусировать внимание присутствующих на богослужении и проповеди. Пресв. Богородица с Младенцем и святыми. Роспись плафона ц. Монте-верджинелла. 1-я пол. XVIII в. Худож. Д. А. Ваккадо (Национальная галерея Каподимонте, Неполь) Пресв. Богородица с Младенцем и святыми. Роспись плафона ц. Монте-верджинелла. 1-я пол. XVIII в. Худож. Д. А. Ваккадо (Национальная галерея Каподимонте, Неполь) За пределами Италии покровительство орденов, особенно иезуитов, было наиболее заметно в Испан. Нидерландах, где главным центром католического искусства стал Антверпен (иезуитская ц.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

   Назовем лишь некоторых особенно знаменитых подвижников: Геннадий Вологодский († 1565), Иродион Илоезерский († 1564), Иосиф Заоникиевский († 1612); Адриан Андрусовский († 1549), Адриан Пошехонский († 1550), Симон Сойгинский († 1561), Зосима Ворбозомский († 2-я половина XVI в.), Леонтий Лехновский († 1611), Арсений Новгородский († 1570), Мартирий Зеленецкий († 1603), Агапит Маркушевский († 1584), Игнатий Вологодский († 1592), Сергий Шухтовский († 1609), Христофор Коряжемский († ок. 1572), Феодосий Тотемский († 1568), Ферапонт Монзенский († 1591). Ср.: Словарь исторический о святых (1836. 2-е изд. 1862); Голубинский. Ук. соч; Барсуков. Ук. соч.    ИРИ. 4. С. 64; известие о его происхождении из семьи Бельских легендарно.    Ключевский. Ук. соч. С. 323; Словарь (1862). С. 105—107; Голубинский. Ук. соч. С. 158; Платонов. Древнерусские сказания о Смутном времени. С. 293.    ИРИ. 6. С. 366; Ключевский. Ук. соч. С. 334; Словарь (1862). С. 181.    Ключевский. Ук. соч. С. 346; ИРИ. 3. С. 607; Голубинский. Ук. соч. С. 129, 136.    Яхонтов. Жития северорусских подвижников. С. 197 и след.; Книга глаголемая о святых, в: Чтения. 1887. 4. 324. Житие Елеазара в: Прав. соб. 1860. 1.    См., например, послание Ивана IV Казанскому архиепископу Гурию, в: АИ. 1. 241; а также Уложение 1649 г. Гл. 20, 21, 26; ДАИ. 5. 241—244; Макарий. 10. С. 72; АИ. 5. 69, 75; послание архиепископу Сибири, в: Иванов. Описание государственного архива старых дел. 1 (1850). С. 263.    Доброклонский. Руководство по истории Русской Церкви. 12 (1889). С. 131, 132.    Макарий. 2-е изд. 6. С. 357; Голубинский. История канонизации. С. 148; Серебрянский. Ук. соч. С. 342—344; Ключевский. Жития. С. 236.    Русская Церковь в северном Поморье в XV-XVII вв., в: Прав. соб. 1860. 2. С. 3 и след.    Шестаков П. Просветитель лопарей архимандрит Феодорит и святой Трифон Печенгский, в: ЖМНП. 1868. 7. С. 242 и след.; Макарий. 2-е изд. 6. С. 330—332.    Житие Трифона в: Прав. соб. 1859. 2. С. 89—120; ИРИ. 4. С. 582; Голубинский. Ук. соч. С. 156; Шестаков. Ук. соч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

Впервые на список с «кратким патериком Волоколамским» указал в 1851 г. А.В. Горский, публикуя текст Письма о нелюбках. В.О. Ключевский в своем исследовании о древнерусских житиях святых отметил, что сборник Вассиана Кошки был создан до 1568 г., привел владельческую запись, указал на листы, где размещается Патерик, не имеющий особого заглавия 693 . А.П. Кадлубовский, характеризуя состав сборника, пришел к выводу, что он «представляет нечто цельное, как собрание различных материалов для истории Иосифова монастыря» 694 . Действительно, в состав описываемого сборника, кроме Волоколамского патерика, который следует без заглавия и занимает л. 2–42, входят жития Иосифа Волоцкого в редакции Саввы Крутицкого (л. 43), Кассиана Босого (л. 104) и Фотия Волоцкого (л. 172); Надгробное слово Иосифу Досифея Топоркова (л. 119), тропарь и канон Иосифу Волоцкому (л. 161 об.), копии с грамот великого князя Василия III в Иосифо-Волоколамский монастырь (л. 113); послания Иосифа Волоцкого к вельможам о посте, о чернеце расстригшемся, к княгине Голениной (л. 139), поучение Фотия Волоцкого (л. 178), Письмо о нелюбках (л. 187) и др. тексты, непосредственно связанные с Иосифом Волоцким , основанным им монастырем и иосифлянами. В Описях книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1591 годов это третий по счету сборник Вассиана Кошки 695 . 2 . РГБ. Музейное собр. 1257. Сборник сер. XVI в. 696 (водяные знаки: Лихачев 1773 – 1556 г., 1860 – 1563 г., 3173 – 1560 г.; Брике 5030 – 1536 г., типа 10786–10787 – 1544–1548 гг., типа 11333 – 1548–1550 гг., типа 12660–12661 – 1534–1537 гг., 12779 – 1546 г.). Формат ркп. – 4 (19,0 х 14,5), писана на I 432 л. Полууставом. В заглавиях и заглавных буквах – киноварь, инициалы тонкие с орнаментальными отростками. На л. 425 – цветной рисунок – чертеж Знамения. Переплет – доски в коже с тиснением, застежки утрачены, на нижней крышке 4 металлических жука. На л. 1 полууставом XVI в. написано: «Сборник старца Васьана Кошки», на л. 432 запись рукою писца: «Соборник, писмо нищего Васиянишка, ученика старца Фатея, Касиянова ученика Босово.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слава, глас 6: Человече Божий: (зри выше) И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота,/Тебе молимся:/молися, Владычице, со святыми апостолы/помиловати души наша. На Литургии служба вся святителю. МОЛИТВА О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, телпый наш заступниче, святителю Филиппе! Предстоя у Престола всех Царя, и наслаждаяся Света Единосущныя Троицы, и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти люди, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигам добраго течения укрепи, град Москву и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли. Мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя накажи, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе и усердно припадающих и молящихся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит ны и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь. Священномученик Филипп II, Митрополит Московский Священномученик Филипп II, Митрополит Московский, был осужден по произволу Иоанна Грозного и приговорен к пожизненному заключению осенью 1568 года. 23 декабря 1569 года он принял мученическую кончину в Тверском Отроче монастыре: был задушен опричником Малютой Скуратовым. За три дня до этого, предвидя окончание своей земной жизни, святитель Филипп причастился Святых Христовых Тайн. В 1591 году по ходатайству игумена Соловецкого Преображенского монастыря Иакова гроб с нетленным телом святителя Филиппа был перенесен из Твери в Соловецкий монастырь, на место иноческих его подвигов и поставлен сначала в приготовленной святителем Филиппом для себя могиле под папертью созданного им Преображенского храма, а 30 мая 1646 года – торжественно перенесен в Преображенский собор. Чествованию этого события посвящена служба на сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9 . Каллистрат, упом. в 1547 и 1548 годах. 10 .  Арсений I , с 1551 по 1568 год. 11.    И оаким I, с 1571 по 1582 год. 12.    Сергий II , упом. в 1584 году. 13.    Галактион, упом. в 1586–1589 годах. 14.   Нифонт, с 1591 по 1593 г. 15.   Гурий, с 1596 по 1603 г. Он в 1598 г. был в Москве на соборе, и 1 августа этого года подписался под соборной грамотой об избрании на царство Бориса Годунова. 16.   И аков , упом. с 1604 по 1607 г. При нем, в 1606 году, царь Василий Иванович Шуйский пожаловал этому монастырю грамоту, которой подтверждены права, данные ему царями Иоанном Васильевичем, Феодором Ивановичем и Борисом Федоровичем на беспошлинный проезд от Вологды через Тотьму, Панду и Устюг до Холмогор двух монастырских пасадов с хлебом и разными припасами, также на беспошлинную покупку и продажу 14.000 пудов соли в пользу монастыря. 17.   Тихон,с 1607 по 1613 г. В 1610 году он посылал из монастыря деньги на подмогу Государевым ратным людям; а в 1612 г. писал боярам Московского государства челобитную об освобождении монастырской вотчины от податей. Уволен за «бесчинство» мая 4 дня 1613 г. по указу царскому по челобитной монастырских старцев. 18 . Ки рилл II, из Бежецкого верху, от Николы чудотворца, из игуменов Антониева монастыря. С 1613 по 1623 г. При нем «Польские и Литовские и Русские воры, пришед в монастырь, братью и служек и крестьянец многих посекли, и в церкви Божье милосердие образы ободрали, и казну монастырскую без остатков поимали. И после того Литовского разоренья, по Рождестве Христове, пришедший на Вологду для обереганья Сибирской Царевич Араслан Алеевич, да в Феврале по Царевичеву письму, будто для обереганья пришедший к Вологде же с Романова Барай Мурза Кутумов с Татары и с казаки», снова разорили монастырь. Поэтому игумен Кирилл в 1614 году послал царю Михаилу Феодоровичу челобитную об освобождении монастырских вотчин от взыскания столовых в пользу Дворца запасов, и в том же году просил царя о недозволении Троицкому Сергиеву монастырю строить мельницу на реке Вологде; а в 1619 году, по случаю «монастырского разорения и оскудения» он просил также царя о беспошлинной покупке и продаже 14.000 пудов соли и других запасов для монастыря 30 ; на что и дана ему Царская жалованная грамота 21 августа того же года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Хозяйственный кризис 2-й половины царствования Иоанна IV затронул и монастырские вотчины. Уже в 1563 г. власти И. В. м. жаловались, что более 300 вытей в вотчинах запустело по причине повинностей, вызванных Ливонской войной, и в связи с отсутствием промыслов (АФЗХ. Ч. 2. 302). В 1568-1571 гг. мон-рь пострадал от эпидемии чумы и во время набега крымских татар (за 3 года умерло 300 монахов). В вотчинах монастыря произошли убыль населения и сокращение посевных площадей. Власти И. В. м. стали проводить более гибкую экономическую политику: предоставляли льготы, заменяли платежи повинностями, унифицировали денежные оклады. В 1574-1580 гг. хозяйство И. В. м. восстановилось: на 40% выросло количество вытей, на 66% - объем денежной ренты. После отмены тарханов в 80-х гг. XVI в. на монастырь были возложены обязательства уплаты регулярных и разовых сборов (данных, полоняничных, ямских денег). Это повлекло за собой разорение крестьян, которые не смогли выдержать двойные платежи. В 1591 г., по данным казначейских записей, необработанными оставались 56% земель ( Щепетов. 1946. С. 97). Хозяйство И. В. м. было перестроено: организовано кредитование крестьян деньгами, осуществлен переход с оброка на барщину, расширена практика предоставления земель в аренду, упорядочены платежи. Эти мероприятия привели к росту доходности монастырского хозяйства в 3-5 раз, но вызвали крестьянские волнения в 1594-1595 гг., спровоцированные не бедняками, но «прожиточными» крестьянами. Приобретенное по инициативе Мисаила Безнина с. Вейна стало предметом ряда конфликтов. В 1594-1595 гг. И. В. м. выиграл тяжбу с боярином И. В. Годуновым, в 1595-1596 г.- с помещиками Киреевскими, в 1595-1605 гг. тянулся спор с помещиком Ф. З. Богдановым. В процентном отношении среди источников доходов И. В. м. поборы с крестьян составляли: 11% - в 1573/74 г., 13% - в 1575/76 г., 19% - в 1579/80 г., 16% - в 1588/89 г. Доходы от торговли были менее стабильны: в 1573/74 г.- 6%, в 1575/76 г.- 11, в 1579/80 г.- 5, в 1588/89 г.- 3% ( Колычева. 2002. С. 107). Вклады

http://pravenc.ru/text/673721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАФА Кард. Антонио Карафа. Портрет. Кон. XVI в. Неизвестный художник (частное собрание) Кард. Антонио Карафа. Портрет. Кон. XVI в. Неизвестный художник (частное собрание) [итал. Carafa] Антонио (25.03.1538, Неаполь - 13.01.1591, Рим), маркиз ди Монтенеро, кард., издатель Вульгаты. 3-й сын неаполитанского патриция Ринальдо Карафы (Карафелло); приходился дальним родственником папе Римскому Павлу IV (1555-1559). После избрания на Папский престол Павел IV призвал 17-летнего К. в Рим и назначил его тайным камергером. В сент. 1557 г. К. стал личным виночерпием папы. Одновременно со служением при папском дворе он продолжил обучение под рук. хранителя Ватиканской б-ки Гульельмо Сирлето . В 1558 г. К. в дополнение к уже имевшимся должностям был назначен каноником собора св. Петра. В 1559 г. папа Павел IV объявил о намерении пожаловать К. титул протонотария и возвести его и Сирлето в достоинство кардинала, однако из-за смерти папы эти назначения не состоялись. Преемник Павла IV папа Римский Пий IV (1559-1565) начал масштабные репрессии против обвиненных в злоупотреблениях представителей семьи Карафа. К. лишился всех должностей в Риме и был вынужден покинуть Папское гос-во. Сначала он изучал право в Падуанском ун-те, затем переехал в Неаполитанское королевство, где изучал греч. язык, Свящ. Писание и труды отцов Церкви в школе Сирлето, к-рый, став при Пии IV кардиналом, сохранил дружеские отношения с К. В период изгнания К. начал научную деятельность, перевел с греческого на латынь и издал комментарии блж. Феодорита Кирского на Псалмы ( Theodoretus Cyrrhensis. Interpretatio in omnes Davidis psalmos ab A. Carafa e Graeco in Latinum sermonem conversa. Patavii, 1565), а также избранные произведения свт. Григория Богослова . Тогда же К. приступил к составлению апологетических заметок о жизни папы Павла IV («Vita Pauli IV» была издана уже после смерти К., в 1612 в Кёльне). Вступивший на Папский престол Пий V (1566-1572) вернул К. в Рим. 30 янв. 1566 г. К. был назначен референдарием Апостольских сигнатур милости и справедливости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). В февр. 1566 г. стал действительным тайным камергером (partecipante), 1 июня 1566 г. восстановлен в достоинстве каноника собора св. Петра. В 1568 г. возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Евсевия (S. Eusebii). Папа Римский Григорий XIII (1572-1585) перевел К. на диаконию св. Марии (S. Mariae in Cosmedin) (8 апр. 1573), а затем на диаконию кардинала-перводиакона (S. Maria in Via Lata) (8 нояб. 1577). 12 дек. 1583 г. К. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера, вновь получив храм св. Евсевия в качестве титулярного. 28 марта 1584 г. переведен в титулярный храм святых Иоанна и Павла (S. Ioannis et S. Pauli). В понтификат папы Сикста V (1585-1590) К. на свои средства провел реставрацию этой церкви.

http://pravenc.ru/text/1680999.html

Еф. 2:7. 1553 Пс. 33:9. 1554 Деян. 4:17–18. 1555 Лк. 6:22. 1556 2 Кор. 4:13; Пс. 115:1. 1557 Пс. 83:6. 1558 Пс. 37:4. 1559 2 Петр. 1:19. 1560 Пс. 103:23. 1561 Буквально: «как знает дорога» (ς οδεν δς). 1562 Общий тропарь преподобному, глас 8; Ср.: Быт. 1:26. 1563 Буквально: «цвету». 1564 Варианты перевода: «за которой следует» или «которой приходит на смену». 1565 Евагрий Понтийский, Главы деятельные к Анатолию (приписываются Нилу Синайскому), 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах 18 — PG 79, 1221В. 1566 Еф. 5:27. 1567 Ср.: Пс. 33:9. 1568 Тропари по непорочных из чина погребения; Ср.: Быт. 1:26. 1569 Быт. 1:26. 1570 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrötiennes, v. 5, p. 149. 1571 Сол. 1:5; Евр. 10:22. 1572 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chremiennes, v. 5, p. 149–150. 1573 Исх. 24:10. 1574 Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρης, σ. 140. 1575 Там же. 1576 Максим Исповедник, Схолия на «О божественных именах», 2, 11 — PG 4, 232С. 1577 Авв. 3:11. 1578 Мал. 4:2. 1579 Это прилагательное в собственном смысле употребляется исключительно по отношению к луне. 1580 Мф. 13:43. 1581 Пс. 35:10. 1582 Ин 1,16. 1583 Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 14, 1 — PG 59, 92. 1584 В издании Меретакиса слова «Λγου Πατρ» даны с заглавной буквы, но совершенно невероятно, чтобы они относились к Самому Отцу Слова — Богу Отцу. А в новогреческом переводе — строчными буквами «сам отец слова», но и тогда смысл остается темным. Мы перевели « του λγου» как «о котором речь», предполагая, что речь может идти о Златоусте, на которого св. Григорий ссылается в предыдущем параграфе. 1585 Амелет («Не знающий забот» или «Избавляющий от забот»), по Платону — одна из рек Аида. Плутарх говорит, что вода ее не может удержаться в сосуде, но выливается произвольно. 1586 Ин. 15:25; Пс. 34:19; 69:5. 1587 2 Тим. 2:15. 1588 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149. 1589 Быт. 1:26. 1590 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149–150. 1591

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Явились враги, которые пустили в народ молву, что в типографии работают еретики, и вскоре печатный двор был сожжён, а печатники должны были бежать из Москвы. По возобновлении, типография работала вяло. Впрочем, и при благоприятных условиях, печатание книг не могло служить ручательством за их правильность: оно могло предотвращать ошибки, происходившие от переписчиков; но в неисправности книг виноваты были не одни переписчики. Необходимо было пересматривать и исправлять самый оригинал; но на первых порах было обращено исключительное внимание на одно печатание книг. Книги печатались с разрешения высшей духовной власти, но не всегда с благословения собора и под личным надзором митрополита или патриарха. Во главе книжной печатной справы на первых порах стояли печатники, которые распоряжались этим делом сообразно со своими личными взглядами. А так как они были, большею частью, люди неучёные, то внесли в печатные издания множество новых, не бывших в рукописных книгах, ошибок. Особенно известна с этой стороны фамилия Невежиных, давшая трёх печатников и заправлявшая печатанием богослужебных книг в течение 40 лет (1568–1609). Во всех богослужебных книгах, изданных ими, в молитвах сделаны изменения конечных славословий, противные содержанию молитв и православию; чрез неправильную расстановку знаков препинания изменён и затемнён смысл речи; допущены опечатки в словах и целые выражения, проводящие еретическую мысль. В Цветной Триоди 1591 г. 8 член символа веры напечатан со словом истиннаго: «и в Духа Св. Господа истиннаго и животворящаго»; в Требнике 1602 г., в чине освящения воды, в водосвятной молитве прибавлены слова «и огнем»; в тот же Требник, в чине венчания, и в Устав 1610 г., в наставлении, как осенять крестом» в праздник Воздвижения Креста Господня, внесено требование ходить по солнцу, в Уставе, кроме того, в первый раз напечатана сугубая аллилуиа, в Служебниках 1602 и 1616 г.г. повелевалось больных младенцев крестить чрез обливание 19 . Первый опыт тщательного исправления первопечатных книг был произвёден архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

б) По рукописной Минее εροσολ. Βιβλ. другой канон этому святому το ωσ с акростихом: Δαυδ γεραρω τν βον τν ωσρον· χ. δ. Начало: Δυνμει το Πνεματο. 537 27 .   Прп. Сампсона Странноприимца; канон с акростихом: μν σε Σαμψν πστεω θεοι λγοι, ωσ· χο β. Ирмос: Δετε λαο. Начало: μνοι τν σν αεινοττην πανγυριν. IX Богородичен Славянской Печатной Минеи не таков, как в Греческой Печатной Минее, а у Порф. 227 еще особый. Евергетидский Типик отмечает κανν χο β. ωσ. 538 28 .   Перенесение мощей свв. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна. По Греческой Печатной Минее канон с акростихом: καλν δοτρε τν κακν σασθε με, ωσ· χο β. Ирмос: Δετε λαο. Начало: Κρτο χθρο τ κρατει διαλσαντε. В Афонском Прологе 769 отмечается: κανν ωσ· χο πλ. δ. Ирмос: Τρισττα κραταιο; но потом поправлено χο β, а наверху зачеркнутого ирмоса надписано: Δετε λαο, т. е. тот же ирмос, что и в Печатной. 28 .   Прпмч. Иосифа и с ним. По рукописи εροσολ. Βιβλ. отмечается канон το ωσ с акростихом: πληθν γεραρω καλλινκων μαρτρων· χο δ. Начало: Πληθ ωτοειδν. 539 ИЮЛЬ 1 .     Свв. бессребреников Космы и Дамиана, Римских. По Греческой Печатной Минее канон с акростихом: κλεου ατρυ τν βροτν μλπειν θμι Ιωσ· χο πλ. β. Ирмос: ν περ. Начало: Καταστραπτμενοι δξ τ θεκ. В Славянской Печатной Минее этот канон находится под 1 ноября; здесь он полнее, чем в Греческой Печатной Минее; в последней нет четырех тропарей I, III, IV, V, VI песен, отчего начальный акростих получается неполный: κλε(ι)νο() ατρ(υ) τν (β)ροτ(ν) μλπειν θμι, ωσ. Ипполит Мараччи в своих Mariale под 1 июля приводит Богородичны другого канона этим святым, тоже св. Иосифа Песнописца. 540 Богородичны действительно напоминают Иосифа. Возможно, что это есть из того самого канона, на который указывает издатель Греческой Печатной Минеи Варфоломей Кутлумушец. Он под 1 июля в примечании говорит, что изданные прежде Минеи имеют другой канон на нынешний день το ωσ, но в ирмосах не столь обычных. «Поэтому, – замечает Варфоломей, – и издается настоящий как более изящный и более приспособленный к праздничному дню, сохранившийся в рукописи и ныне впервые появляющийся на свет». Если так, то мы имеем три канона прп. Песнописца св. бессребреникам Косме и Дамиану: один 1 ноября – Асийским и два 1 июля – Римским. Вероятно, второй из июльских канонов есть тот самый, что отмечает Евергетидский Типик 541 и Афонский Пролог 769 под 1 ноября на ирмос: Τ δηγσαντι πλαι. В старых печатных Минеях Венецианских изданий 1568, 1591, 1648, 1820 и др. под 1 июля находится этот канон, не надписан на 4-й глас; Ирмос: Τ δηγσαντι Θε. Начало: Το κ Θεο δεδομνου. В IX песни получается ωση.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010