Спасаясь от религ. преследований Альбы, многие кальвинисты бежали на пограничные герм. территории. В 1568 г. в г. Везель состоялся синод кальвинист. лидеров Н., к-рый принял Бельгийское вероисповедание и Гейдельбергский катехизис как основы вероучения постепенно складывавшейся реформатской Церкви. В окт. 1571 г. за пределами Н., в г. Эмден (Вост. Фрисландия), состоялся синод, на заседаниях к-рого, как традиционно считают, произошло основание Нидерландской реформатской церкви (НРЦ). Были подтверждены положения, принятые на Везельском синоде, и утвержден пресвитерианский принцип управления Церковью: низшая ступень - приходские церковные советы, затем консистории, потом территориальные объединения («классис») и, наконец, областные и национальные синоды. В 1571 г. в ответ на требование выплаты алькабалы и др. налогов население Н. взялось за оружие. Вооруженные отряды восставших свергали испан. органы власти, громили католич. церкви и мон-ри. Борьбу с испанцами в Н. вели партизаны, по аналогии с аристократами называвшие себя гёзами. При поддержке местного населения «лесные гёзы» действовали на суше (в лесах Фландрии и Геннегау), «морские» - на море в Северных Н., где под командованием дворян-кальвинистов захватывали и топили испан. суда, нападали на порты, доставляли провиант в осажденные испанцами города. Попытки оказать помощь восставшим предпринимал Вильгельм Оранский, неск. раз (в 1568, 1570 и 1572) направлявший наемную армию в Н. Однако она потерпела ряд поражений и в сент. 1572 г. была распущена. Известие о захвате гёзами 1 апр. 1572 г. зеландского г. Брилле послужило сигналом к началу всеобщего восстания против испанцев в сев. провинциях Н. 14 апр. Вильгельм Оранский призвал население повсеместно оказывать сопротивление испан. властям, злоупотреблявшим доверием короля, и отстаивать свои исконные вольности. Вскоре Зеландия и Голландия, кроме Амстердама, оказались во власти гёзов. Созванные в авг. 1572 г. штаты Голландии признали Вильгельма Оранского законным статхаудером Филиппа II в Голландии и Зеландии и передали ему верховное военное командование и высшую исполнительную власть в провинциях.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

349 ...при Магнуше князе, который приходилъ к Оршку... – Король Магнус Эриксон, занимавший в 1333 г. шведский престол, ходил на новгородский Орешек; поход был отбит новгородцами под предводительством московского князя Семена Ивановича Гордого. 350 ...опасная грамота послана з бискупомъ Павломъ... – О переговорах с епископом Павлом Абовским и военных действиях в 1572 г. (см. коммент. к письму Ивана Грозного Юхану III 1572 г.). 351 ...пословъ нашихъ... Ивана Михайловича Воронцова, да... Василья Ивановича Наумова... веллъ ecu ограбити и безчествовати... – И. М. Воронцов и другие русские послы к королю Эрику XIV находились в Швеции с июля 1567 г.; во время их пребывания шведский король сошел с ума (стал «не сам у собя своею персоною», как объясняли послам шведы). Арестованный Эриком Юхан был освобожден в сентябре 1568 г. и, низложив Эрика, вступил в Стокгольм; тем самым договор с Иваном Грозным потерял силу; послы были лишены дипломатических прав и ограблены. Только в мае 1569 г. их освободили и отправили на Русь. 352 ...гонца своего Третьяка Ондревича Пушечникова... – Третьяк Пушечников был отправлен в Швецию еще в апреле 1565 г., при Эрике XIV; умер в феврале 1566 г.; в то время обвинения шведам в его отравлении не высказывались (считалось, что он умер «поветреем» – заразной болезнью). 353 ...посланника своего Ивана Лаврентьева... – Шведский гонец Ганс Ларсон приехал в Россию в апреле 1566 г. после смерти Т. Пушечникова. 354 ...князя Нилша с товарыщи... – Посол Нильс Гюлленшерн подписал в 1567 г. союзный договор с Эриком XIV, для окончательного заключения которого и приезжал в 1567–1569 гг. И. М. Воронцов с товарищами. 355 ...о брате своемъ Ирике корол... – После сентября 1567 г. плененный Эрик XIV из Або (Турку) пытался вести переговоры с Иваном IV (через толмача Анса), и Иван IV в 1571 г. послал ему тайную грамоту, перехваченную Юханом III. 356 ...послы твои... в поиманье были... – О задержке в 1570–1572 гг. послов Юхана III Павла Абовского и других см. коммент. к письму Ивана Грозного Юхану III 1572 г. В конце 1569 г. во время известной карательной экспедиции на Новгород царь велел «пограбити» шведских послов в отместку за такое же обращение с И. М. Воронцовым и товарищами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не всегда свидетельства верности своему государю столь выразительны, как в случае с князем Пронским, но, очевидно, они имели место — в противном случае царь не проявил бы к этим боярам своего расположения и не принял их в ряды своего опричного двора. Складывался тип новой служилой знати, готовой верно служить своему государю и заходить достаточно далеко в проявлениях своей верности. В этих условиях уже не было необходимости в целенаправленном подавлении знати. К началу 1572 года у царя были налицо все основания для серьезных размышлений о судьбе опричного режима. Его отрицательные стороны (с точки зрения интересов самой власти) обрисовались со всей определенностью, а цель, ради которой этот режим был установлен, оказывалась в известной мере достигнутой. В 1572 году страна жила в ожидании нового вражеского нашествия. Вызывающее поведение хана после пожара Москвы не оставляло сомнений в его намерениях. В ответ на мирные предложения царя он ответил, что уступка Астрахани его не удовлетворит, и требовал Казани. Впрочем, и в Москве уже решили не покупать мира уступками и готовились к войне. В грамоте, отправленной в Крым русскому послу Афанасию Нагому в начале весны 1572 года, царь сообщал о своих намерениях как можно скорее «поуправитца... с свейским и рати к лету прибавити» и всю ее направить на Оку. По берегу реки на большом протяжении устанавливали бревенчатый частокол, засыпанный землей: он должен был помешать татарской коннице прорваться во внутренние районы страны. На Оку направлялись все войска, которые удалось собрать. В апреле при участии царя в Коломне был проведен смотр войск. Впервые опричные и земские войска были объединены в одну армию: опричные и земские воеводы должны были служить вместе в одних полках. Во главе этой армии царь поставил князя Михаила Ивановича Воротынского. Михаил Иванович Воротынский принадлежал к числу тех представителей русской знати, на которых неоднократно отражались перемены политики опричных лет. Правда, после того как в 1566 году царь вернул Воротынского из ссылки и отдал ему часть родовых вотчин, боярин больше не подвергался опале, но отношения его с царем продолжали оставаться сложными. Попавшие в руки царя письма Сигизмунда II и гетмана Ходкевича, в которых Воротынскому вместе с его пограничным княжеством предлагалось перейти на литовскую сторону, не привели к опале князя, но возбудили подозрительность царя. В 1568 году в главном городе Воротынского княжества — Одоеве — стояли по приказу царя воеводы «из опришнины», затем воеводы появились и в другом городе его княжества — Новосили, а в 1569 году царь снова отобрал у Михаила Ивановича его родовые владения, дав ему взамен земли в Стародубе Ряполовском, принадлежавшие ранее князю Владимиру Андреевичу. Положение князя казалось столь шатким, что, когда в связи со сменой владений Михаил Иванович Воротынский составил новое завещание, князь Иван Федорович Мстиславский и царский шурин Никита Романович, к которым он обратился, отказались быть душеприказчиками.

http://sedmitza.ru/lib/text/438968/

В 1581 г. город был осаждён шведской армией, но выдержал осаду до заключения «Ям-Запольского мира», по которому отошёл к Речи Посполитой и в 1582 г. был занят польско-литовским гарнизоном. с. 471] В связи с литовско-польским участием в Ливонской войне 1558 – 1583 гг. обращает также на себя внимание следующий нумизматический памятник той эпохи: Монета имеет механические повреждения в виде небольшого «скола». Размер – 12 х 12 мм, вес – 0,23 грамма. Найдена предположительно в Рыбно-Слободском районе Татарстана. Лицевая сторона (аверс): в середине – изображение герба Королевства Польского (обращённого влево одноглавого орла с расправленными крыльями и раскрытым клювом). Обратная сторона (реверс): в середине – изображение герба Великого княжества Литовского (т.н. «Погони») (скачущего на коне влево всадника в доспехах/латах/, с мечом в правой руке, воздетым на уровне головы, и щитом в левой руке, на котором изображён «шестиконечный» крест), под гербом – дата «1559», посередине над датой – «звёздочка» с шестью неровными тонкими «лучами». Описание данной монеты (типа монет) и соответствующая прорисовка содержатся, в частности, в вышеозначенном исследовании Э. Копицкого – под 3217 (раздел «2.4. MONETY LITEWSKIE XIV v. – 1707, 1925 – 1938/2.41 MONETY WIELKIEGO KSISTWA LITEWSKIEGO XIV v. – 1707/Zygmunt II August 1544 – 1572/m. Wilno, Tykocin/»). s. 147; 13, s. 171] « IOHANNES 3 DIE GRATIA REX SVECIAE » Обострившиеся после прихода к власти в Королевстве Швеция Иоанна III Васы (1568/1569 – 1592) (расторгнувшего в 1568 г. союзный договор с царём Иваном IV Васильевичем) отношения с Русским царством переросли в многолетнее ожесточённое вооружённое противостояние, в центре которого оказался ключевой пункт шведских владений в Ливонии – г. Ревель (Колывань). В 1570 – 1571 гг. Ревель подвергся длительной осаде силами армий короля Ливонии Магнуса (1570 – 1578), поставленного царём Иваном IV Васильевичем во главе вассального Ливонского королевства, и русскими отрядами под командованием воевод И.П. («Хирона») Яковлева, В.И. Умного-Колычёва и князя Ю.И. Токмакова (Токмакова-Звенигородского). Однако осадная кампания, продолжавшаяся «30 недель без трёх дней», оказалась неудачной.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/10/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТРОЖСКАЯ АКАДЕМИЯ Правосл. научный и образовательный центр в г. Остроге (ныне Ровненской обл., Украина). Включал школу (коллегиум, 3-язычный лицей), госпиталь и типографию, в которой помимо других изданий была подготовлена и напечатана Острожская Библия (1581); центр существовал в период ок. 1576-1636 гг. О. а. создана киевским воеводой, маршалком Волынской земли кн. Константином Константиновичем Острожским, покровителем православных в Речи Посполитой, с целью сохранения правосл. Церкви в католич. гос-ве, противостояния полонизации и латинизации православных. 70-80-е годы XVI в. были временем активной борьбы кн. Острожского за утверждение позиций православной Церкви. Наиболее значительные инициативы были связаны с Острогом, ставшим в сер. 70-х гг. XVI в. собственностью магната (королевский привилей на наследственное владение Острогом князь получил в нояб. 1576). Ко времени создания О. а. в Речи Посполитой существовали центры правосл. просвещения. Прежде всего это кружок кн. А. М. Курбского в Миляновичах (ныне Турийского р-на Волынской обл., Украина), где делали переводы с греч. языка трудов визант. авторов, были составлены антикатолич. сочинения. Связи кружка кн. Курбского с кн. Острожским были тесными. В наст. время нет сомнения в том, что «Маргарит», изданный в Острожской типографии в 1595 г., был переведен с греч. языка в Миляновичах. Очевидно, что и опыт переводов с латыни был заимствован в Остроге из Миляновичей. По мнению К. Ю. Ерусалимского, в планы кн. Курбского входило создание правосл. академии, но реализован этот проект был не в Миляновичах, а в Остроге ( Ерусалимский К. Православная академия на Волыни XVI в.: Нереализованный проект кн. Андрея Курбского//Острозька давнина: Наук. зб. Ocmpir, 2014. Вип. 3. С. 113-147). Др. центром было владение гетмана Г. А. Ходкевича Заблудово. Там имелась типография, куда гетман пригласил Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца (1568-1570), и была создана одна из первых православных академий ( Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Православная Академия Ходкевичей и ее издания. Мн., 1996). Крупнейшим центром правосл. книгопечатания и обучения был Вильно, где впервые после Ф. Скорины было начато кириллическое (православное) книгоиздание. В 1568-1572 гг. в Вильно за счет братьев Зарецких был опубликован на церковнослав. языке Часовник с послесловием на простой мове, в дальнейшем развернули деятельность типографии братьев Мамоничей и В. М. Гарабурды. Важным центром православного просвещения являлся Львов, где книгопечатание в 70-х гг. XVI в. начал Иван Фёдоров, оно продолжилось в 90-х гг. XVI в. благодаря Львовскому Успенскому братству . Можно предположить, что между Вильно, Львовом и Острогом существовали контакты.

http://pravenc.ru/text/2581675.html

333 Ягану, королю Свйскому и Готцкому и Вендийскому... – В титул шведских королей входит прежде всего наименование двух основных племен, из которых составился шведский народ, – свеев (свионов) и готов (гаутов, ётов), а также имя славянского племени вендов (венетов), вставленное в XVI в. (при Густаве Вазе) в результате ошибочного смешения вендов с вандалами – германским народом, побежденным, согласно легенде, готами во времена Великого переселения народов. Король Юхан III вступил на шведский престол в конце 1568 г. после свержения его брата Эрика XIV. 334 ...заповедъ в генвар месяц. – После вступления Юхана на престол отношения их с Иваном IV были резко враждебными: в ответ на задержку Юханом III русских послов был задержан шведский посол епископ Павел Абовский, происходили пограничные столкновения, и шла подготовка к военным действиям более крупного масштаба. В январе 1572 г. шведские послы, принятые в Новгороде, согласились на ряд политических уступок, требуемых царем, после чего Иван Грозный отпустил их в Швецию. 335 ...царевичю Михаилу Кайбуловичю Азтороханскому. – Речь идет о Михаиле Араслановиче Кайбуличе (Кайбуловиче), сыне астраханского царевича Кайбулы, перешедшего на русскую службу в 1552 г. Михаил Кайбулич был связан с опричниной, в 1571–1572 гг. Иван Грозный поставил его во главе боярской думы с титулом «царевича Азтороханского». 337 ...передние люди оторвався... что твоей земл учинили... – Речь идет о военных столкновениях в конце 1571 г. 338 ...выборской твой приказщикъ Андрусъ Нилишевъ писалъ к орбховскому намснику ко князю Григорью к Путятину... – А. Нильсен, наместник шведского короля в Выборге, чья «непригожая грамота» наместнику царя в Орешке, в которой он утверждал, что Иван IV просил мира у шведского короля, была непосредственным поводом к написанию данного послания. 340 ...отецъ твой Гаставъ через перемирье Оршекъ воевалъ? – Война между отцом Юхана III Густавом I Вазой и Иваном IV происходила в 1555–1557 гг.; война эта означала нарушение перемирия, заключенного в 1537 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ VIII Климент VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (24.02.1536, Фано, пров. Пезаро-э-Урбино - 3.03.1605, Рим; до избрания папой - Ипполито Альдобрандини), папа Римский (с 30 янв. 1592). Род. в патрицианской семье из Флоренции; его отец Сильвестро Альдобрандини был известным юристом. В 1531 г. семью Альдобрандини изгнали из Флоренции по политическим причинам. В 1548 г. благодаря покровительству могущественного кард. Алессандро Фарнезе С. Альдобрандини получил должность консисториального адвоката в Римской курии. И. Альдобрандини, вероятно при поддержке кард. А. Фарнезе, изучал право в ун-тах Падуи и Болоньи, возможно также в Перудже и Ферраре; в 1556 г. он получил степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque jure). Как и отец, Альдобрандини исполнял сначала должность консисториального адвоката в Римской курии, в 1568 г. был назначен аудитором кардинала-камерленго, в 1569 г.- аудитором Римской Роты (см. Rota Romana ). В 1571-1572 гг. сопровождал кардинала-непота Микеле Бонелли, назначенного легатом a latere в Испании, в Португалии и во Франции. При папе Римском Григории XIII (1572-1585) Альдобрандини оставался на должности аудитора Римской Роты. В этот период он находился под влиянием католич. св. Филиппа Нери , основателя конгрегации ораториан (позднее, уже став папой Римским, К. выбирал духовников из священников, принадлежавших к этой конгрегации,- Джованни Франческо Бордини и Цезаря Барония ). 31 дек. 1580 г. Алессандро Оттавиано Медичи, архиеп. Флоренции (впосл. папа Римский Лев XI ), рукоположил Альдобрандини в сан пресвитера. В мае 1585 г. папа Сикст V (1585-1590) назначил Альдобрандини датарием. 18 дек. папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Панкрацио, а 12 июня 1586 г. назначил великим пенитенциарием (в этой должности Альдобрандини с 1589 участвовал в работе комиссии, занимавшейся подготовкой нового издания папских декреталий ). В мае 1588 г. назначен легатом a latere в Польшу. Кард. И. Альдобрандини, пользовавшийся доверием папы и не вовлеченный в противостояние различных группировок, казался подходящим кандидатом для установления мира (после смерти польского кор. Стефана Батория в Польше началась борьба за трон между Сигизмундом III Вазой и Максимилианом Габсбургом). 9 марта 1589 г. соперники подписали мирное соглашение. Деятельность кард. И. Альдобрандини, проявившего себя талантливым дипломатом, получила одобрение папы Сикста V.

http://pravenc.ru/text/1841395.html

В 50-60-х гг. XVI в. К. сумел подготовить неск. исправленных и дополненных изданий различных версий составленного им катехизиса, написал ряд небольших полемических и аскетических сочинений (см.: Streicher. 1933. P. В 1562 г. он издал на лат. языке избранные письма блж. Иеронима Стридонского (это издание должно было стать католич. альтернативой изданию Эразма Роттердамского , где письма блж. Иеронима сопровождались схолиями, нередко критическими по отношению к католич. Церкви; подробнее см.: L ö ssl. 2000; Pabel. 2005). К. участвовал в подготовке нем. издания предназначавшегося для клириков «Римского Катехизиса» (Catechismus Romanus; известен также как «Катехизис Тридентского Собора» и «Катехизис папы Пия V»; заглавие 1-го изд.: Catechismus, Ex Decreto Concilii Tridentini, Ad Parochos, Pii Quinti Pont. Max. Iussu Editus. R., 1566); перевод «Римского Катехизиса» был поручен Гофеусу, К. занимался сверкой перевода и редактурой (1-е нем. изд.: Römischer Catechismus. Dilingen, 1568). Обеспокоенный популярностью в Германии протестантских «Магдебургских центурий» , папа Римский Пий V (1566-1572) в мае 1567 г. возложил на К. обязанность составить католич. ответ на это многотомное историко-полемическое сочинение (PCEA. Vol. 5. P. 480-481). Исполняя поручение папы в течение последующих 10 лет, К. создал 2 догматико-полемических трактата. В нач. 70-х гг. XVI в. работа К. над ответом на «Магдебургские центурии» стала одной из причин ухудшения его отношений с провинциалом Гофеусом, к-рый в письмах в Рим жаловался, что К. чрезмерно загружает своими поручениями др. членов ордена, не имеет четкого плана сочинения, по неск. раз переписывает одни и те же места и слишком путано излагает сложные богословские вопросы, что делает его книги бесполезными (см., напр.: PCEA. Vol. 6. P. 785-786). В 1578 г. по настоянию Гофеуса папа Григорий XIII (1572-1585) предписал К. прекратить работу над трактатами. Признавая заслуги К. в расширении деятельности иезуитов в Германии и доверяя ему многие ответственные поручения, Гофеус считал, что К. не обладает достаточной дипломатичностью и тактом для ведения сложных переговоров со светскими властями. Еще одним пунктом разногласий стал широко обсуждавшийся богословами в это время вопрос о том, позволительно ли получать проценты от данных взаймы денег: К. считал это грехом, Гофеус и близкие к нему молодые иезуитские теологи не видели в этом ничего предосудительного ( Schneider. 1957. S. 319-321; подробнее см.: Brodrick. 1935. P. 735-739). Конфликт обострился, когда К. стал упрекать некоторых иезуитов в том, что, сделавшись духовниками светских правителей, они забыли о своих монашеских обетах и стали вести образ жизни, далекий от духовных идеалов Лойолы и первых иезуитов. Гофеус потребовал от руководства ордена переместить К. в другую провинцию (PCEA. Vol. 7. P. 576-577). В итоге К. был направлен в швейцарский г. Фрибур для основания там иезуитской коллегии. Последние годы жизни в Фрибуре (1580-1597)

http://pravenc.ru/text/1470217.html

341 ...братъ твой Ирикъ оманкою намъ хотлъ дати жену твою Катерину, да и с королевства его сослали... – Старший брат Юхана III Эрик XIV в 1567 г. заключил договор с Иваном IV о разделе Ливонии (основная часть ее должна была отойти к России) и взаимной помощи; по условиям этого договора Эрик обязался отослать к Ивану IV Катерину Ягеллон, сестру польского короля и жену Юхана, в то время арестованного. Договор этот не вступил в силу из-за переворота 1568 г. и вступления на престол Юхана III. 342 ...братъ твой Карло да зять твой арцог Маамусъ. – Герцог Карл Зюдерманландский, третий сын Густава Вазы, будущий король Карл IX, и Магнус, сын германского герцога Саксен-Люнебургского, женатый на дочери Густава Вазы и живший в Швеции. 343 ...крымскому без насъ от нашихъ воеводъ учинилосъ... – В июле 1572 г. русские войска под командованием М. И. Воротынского одержали победу над крымским ханом у села Молоди на р. Лопасне. 344 ...грамоту с полоняникомъ... – Грамота Юхана III была получена через пленника во время похода на северную Ливонию (Пайда) в конце 1572 – начале 1573 г. 345 ...твоя лая... – Текст ответа Юхана III на Первое послание царя не был включен в «Посольские дела», ибо было указано, что он написан «не по пригожею». 346 ...сказываешь отца своего вотчину Свйскую землю, и ты б намъ известилъ, чей сынъ отецъ твой Густавъ и как дда твоего имянемъ звали... – Отец Юхана III Густав Ваза вступил на престол в 1523 г. в результате свержения власти датских королей над Швецией; он происходил из старинного шведского дворянского, но не королевского рода. Грозный поэтому считал шведских королей не равными себе – «прирожденному государю». 347 ...миръ с намсники ноугородцкими... – Поскольку Швеция с конца XIV в. находилась под властью датских королей, русские государи со времени присоединения Новгорода сносились с нею не непосредственно, а через своих новгородских наместников. 348 ...при князе Юръе... – Речь идет о московском князе Юрии Даниловиче, занимавшем в начале XIV в. новгородский престол и ходившем в 1323 г. в поход на шведов (на Неве).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Без сомнения, антиохийская христология, представителем которой был Несторий, не утверждала, что Логос действительно стал человеком. Она говорила о двойственности природы Христа и проводила между ними разграничение; она отрицала, что Бог, как таковой, может родиться или страдать и умереть, но доводила это разграничение природ до раздвоения личности. Она подменила идею воплощения идеей усвоения, принятия человеческой природы или, скорее, целого человека в общение с Логосом 1564 и пребывания Бога во Христе 1565 . Вместо идеи Богочеловека 1566 мы получаем здесь идею человека, ставшего носителем Бога 1567 ; личность Иисуса из Назарета – всего лишь орудие или храм 1568 , в котором пребывает божественный Логос. Две природы не образуют личностного единства 1569 , но только единство моральное, близкую дружбу или союз 1570 . Их отношения друг с другом – механические и внешние 1571 , в них каждый сохраняет присущие ему качества 1572 , не допуская никакого обобществления, communicatio idiomatum любого рода. Этот союз есть в первую очередь милостивое снисхождение со стороны Бога 1573 , в ходе которого Логос делает человека объектом исполнения Божьей воли, а во вторую очередь это возвышение человека до высшего достоинства и сыновства по отношению к Богу 1574 . Вследствие такого снисхождения возникает, в третью очередь, практическое, действенное общение 1575 , в ходе которого человеческая природа становится орудием и храмом божества и приходит к кульминации в " νωσς σχετοκη. Феодор Мопсвестийский, талантливый основатель антиохийской христологии, представляет возвышение человека до положения сына Бога (исходя из Лк. 2:53 ) как постепенный моральный процесс, зависящий от добродетели и заслуг Иисуса, которые достигли полноты развития в воскресении и позволили Ему достичь неизменности божественной жизни в награду за целенаправленную победу Его добродетели. Антиохийская и несторианская теория, таким образом, делает природу Христа двойственной, хотя ясно об этом не говорит. Она не может воспринять реальное существование двух личностей без личной независимости каждой из них.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010