(18) Варсонофий II, святый. До сего сана сначала был игуменом в Песношском, а с 1555 года, времени учреждения Казанской епархии, архимандритом в Казанском Спасопреображенском монастыре. Как в 1-м издании Ист. Рос. Иерар., так и во 2-м, хиротония Варсонофия показана 1563; но этот год означен совершенно несправедливо. Еще в половине 1566 года Акакий правил Тверской епархией; в Александро-Невской летописи, из коей о поставлении в июле того 1566 года митрополита Филиппа извлечение напечатано в Истор. Рос. Госуд. Карамз. IX, прим. 177) сказано: Тверского тогда епископа Акакия при сем собрании иерархов не было потому, что он бяше в болезни и старости. Следовательно, тогда Варсонофий еще не был тверским епископом, а он в сей сан хиротонисан верно после того, и заметно правил Тверской епархией менее, нежели сколько означено его святительство в обеих этих изданиях, как это увидим из святительства Саввы, преемника Варсонофиева. При том как сообразить это противоречие? В обоих изданиях оставление Тверской епархии Варсонофием означено 1576 года; но преемника его Саввы хиротония во 2-м издании показана 1572 г. Выходит, что преемник на его место был посвящен еще в его святительство в Твери, что допустить также нельзя. Ниже увидим, что преемник Варсонофия упоминается раньше и 1572 года. Варсонофий, будучи Тверским епископом, 1568 года, ноября 2, святил Воскресенскую церковь в Оршине монастыре (Журн. Минист. Народ. Просвещ. февраль 1847 г. статья: Новости, стр. 35:36). На покое в Казани принял великий образ. Мощи его обретены не 1596 года, a no Прологу 7104, октября 4; следовательно, 1595 года. Этот 1595 г. вернее, как это видно из известия об обретении мощей, помещенного на рукописном сборнике, принадлежащем новогородскому Деревяницкому монастырю, где означен тот год и то число октября. (См. журн. Минист. Народн. Просв., июнь 1853, II, 92). В 1-м издании Ист. Росс. Иер. сказано несправедливо, что Варсонофий скончался 1576 года; кончина его последовала 7085 (1577) года, марта 26, в великую среду, как это видно из доношения казанского митрополита Гермогена и обретения его мощей (Журн. Мин. Нар. Просв., июнь 1853, II, 92:93). Если справедливо, что кончина последовала в великую среду, то эта среда 26 марта была в 7086 году, следовательно 1578 года. Тогда ключевая буква шла 3 и Пасху праздновали 30 марта; в 1577 году Пасха была апреля 7, и великая среда быша 3 числа того месяца. К доказательству, что хиротония Варсонофия последовала после 1563 года, присовокупил, что когда Гурий, архиепископ Казанский, скончался 5 декабря того года, то Варсонофий был тогда еще архимандритом в Казани (Журн. Мин. Народн. Просв. 1853, июнь II, 93:94).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

кармелитский монастырь. Об этом монастыре упоминается в акте от 1 февраля 1704 года в жалобе от имени Луцкого епископа Дионисия Жабокрицкого на принадлежащих к Дорогостайскому кармелитскому монастырю рудников из местечка Искорости о том, что рудники эти, вместе с Палиевыми казкаами, наехали на село Жабокрицкаго Межирички и ограбили дом крестьянина Ивана – подданного Жабокрицкого (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 611). 390 При церкви в селе Малых-Дорогостаях священнослужителями состояли: 1) свящ. Стефан Лучинский (1790–1811 гг.); 2) свящ. Иоанн Стефан. Лучинский (в 1811–1840 г.); 3) свящ. Александр Яковлевич Остальский (с 1841 г. по октябрь 1886 г.) и 4) свящ. Пётр Александр. Квасницкий – с 1 декабря 1886 года ныне (1888 г.) служит. 391 Село Ужинец – под именем села Ужинцов – упоминается в акте от 13 июля 1568 года в жалобе пана Яна Монтолта-Кобленского о нанесении побоев его крестьянам в селе Ужинцах и об угрозах убить его войта крестьянами Дорогостайского урядника Яна Муховецкого (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 18, п. 215). Ещё оно – под именем Уженца, как имение подкомория Владимирского Александра Семашки, – упоминается в акте от 16 апреля 1572 года в жалобе войтеха Рыжицкого от имени стольника вел. княжества Литовского Николая Дорогостайского на подкомория Владимирского Александра Семашка и жену его Варвару Александровну о том, что они на великдень ночью с недели на понедельник (6 апреля 1572 года) злодейским образом выкотили (переселили) в своё имение Коблино из имения Дорогостай два принадлежавших жалобщику крестьянских семейства: одно – Олишки Андреевича с женою и тремя сыновьями, а другое – Барната с женою и детьми, причём здесь замечено, что наместник жалобщика Рыжицкий нашёл след покражи в селе Уженце, и что этот след был уничтожен войтом Уженским (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 90). 392 Село Жорнища упоминается в акте от 8 августа 1766 года в акте передачи сёл Жорнищ и Селибер по приговору Люблинского трибунала во владение дворянам: Александру и Станиславу Ело-Малинским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

После расправы с Филиппом высшие иерархи почувствовали непреодолимый страх перед царем. Впрочем, Грозный не забывал и о другой стороне дела: жестоко расправляясь с непокорными иерархами, он одновременно давал богатые вклады в крупные монастыри, избегал прямых посягательств на земельные владения церкви. Политика «кнута и пряника», которую проводил царь по отношению к высшему духовенству, стала приносить свои плоды. По свидетельству исследователя внутренней политики Ивана IV П. А. Садикова, «митрополиты: Кирилл (1568—1572 гг.), Антоний (1572—1581 гг.), бывший архиепископ полоцкий, и Дионисий (1581—1586 гг.),— из новгородского Хутынского монастыря, — ничем не проявили себя в отношении опричнины и всего «домового обихода» Ивана, покорно исполняя его волю и не протестуя против эксцессов, которым подвергалось духовенство в некоторых случаях; они милостиво разрешали Грозному в его личной жизни самые грубые нарушения церковных догм в вопросе о браке. Пассивен был в массе и митрополичий совет, «Освященный собор», состоявший из высших представителей черного духовенства» . Во времена Грозного уже не слышно было о просветленных молчанием и «умной молитвой» лесных отшельниках— бесстрашных обличителях несправедливости и жестокостей мира. Царь превращает монастыри в своего рода тюрьмы, где постригаются опальные бояре. Это ускорило внутреннее разложение иноческого «братства», проникновение в монастырь мирских пороков и «соблазнов». Невольные иноки — вчерашние бояре — устраивались в монастырях с привычными удобствами, держали собственный стол и прислугу, кормили и поили у себя в кельях монастырских «соборных старцев». Иван IV писал инокам Кирилло-Белозерского монастыря: «Ныне бояре разрушили порядок во всех монастырях своими пороками... Иссякло в Троице-Сергиевом монастыре благочестие — и монастырь оскудел: никто у них не постригается и никто им ничего не дает. А в Сторожевском монастыре до чего допились? Некому и затворить монастырь, на трапезе трава растет» . Раздраженный теми почестями и льготами, которыми пользовались в Кирилловом монастыре опальные бояре Шереметев, Хабаров, Собакин и другие, царь гневно вопрошал иноков: «Хорошо ли, чтобы в Кирилловом монастыре завелись такие порядки, которые заводил митрополит Иоасаф, пировавший в Троицком монастыре с клирошанами, или Мисаил Сукин, живший в Никитском и других монастырях, как вельможа?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

(Там же стр. 262). «В лето 7080, сентября 30, в заутренее время, а инде пели заутренюю, было на небеси знамение: по всему небеси лучи были, аки вода на море ветром колебалась, да ти лучи по всему небеси ходили всякими цветы, и до света; и паки Господь милосердый свет нам дарова» (Там же стр. 169). «1 ноября приехал на Тихвину Пречистыя в монастырь новой игумен Герман, Стареченин родом, на Кирилово место» (Там же, стр. 169). «Да тогоже лета, за святою Софиею за олтарем Акима и Анны, колокол новой на брусу повисили, повещать сторожам Софийским как звонить в другыи колоколы в болшие, да того же лета на колоколнице на Софийской поставили семь колоколов менших» (Там же, стр. 172). «Да того же лета царь православный многих своих детей боярских метал в Волхов реку с камением» (Там же стр. 173). В заключение скажем здесь, что, со смертью архиепископа Леонида, кончились и тяжелые времена для новгородской святительской кафедры, которые тяготели над Новгородом почти целое столетие и которые изображены у летописцев мрачными красками, дающими весьма ощутительный намек, что Новгород достойно и праведно понес кару, как должное воздаяние за непостоянство его обитателей, горделивое превозношение и за «извечныя крамолы». 379 П. С. Р. Л т. III, стр. 186, 262; в той же летописи на стр. 167 посвящение Леонида показано под 4 декабря 1572 г.; но тут очевидная несообразность. Если Леонид хиротонисан в архиепископа в Новгород в 1572 г., то очевидно, он не мог по-архиерейски действовать и распоряжаться в 1571 г., ранее посвящения, как показано на стр. 165 той же летописи. Карамзин посвящение Леонида относит к 1571 г. и затем излагает события применительно к порядку того времени, которого держимся и мы в своем описании, как правильного и устраняющего всякие недоразумения. Примеч. 398 к IX т. Р. И. Карамз. Есть некоторое основание предполагать, что архиеп. Леонид был первоначально архимандритом Юрьева монастыря. Отсюда он взят на службу в Москву Иоанном в 1568 г. (П. С. Р. Л. т. III, стр. 102).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

богослужения, епископ строго следил за введением в литургическую практику унифицированных Римом миссала и бревиария. К. регулярно издавал пастырские послания (1568, 1569, 1570, 1577), проводил визитации (1574, 1575, 1577, 1578). В 1569 г. он основал во Влоцлавеке духовную семинарию для 24 учеников, выделил на ее содержание деньги из епископской казны и предоставил новому учебному заведению земельные владения и привилегии. Епископ помогал и др. епархиальным школам, за свой счет посылал подающих надежды студентов учиться в Краковскую академию. На средства епископа велись строительство и ремонт католич. храмов в тех городах, где было много протестантов, особенно в Поморье. Противостоял распространению протестантизма в Польше, участвовал в диспутах с польск. протестант. теологами Якубом Немоевским, Анджеем Пражмовским и др., активно боролся с социнианами , добился изгнания из Вольбужа польск. гуманиста и политического мыслителя Анджея Фрыч-Моджевского. Поддерживал деятельность иезуитов в Польше. В 1569 г. К. принял участие в Люблинском сейме, где была подписана Люблинская уния о создании Речи Посполитой . С 1568 г. участвовал в работе «Морской комиссии», рассматривавшей права и привилегии г. Гданьска (Данцига), где широко распространилось лютеранство; 18 сент. 1572 г. возглавил комиссию. По результатам ее деятельности были подготовлены т. н. статуты Карнковского (67 статей), согласно к-рым флот и порт Гданьска были подчинены польскому королю, права городского совета сокращены. В 1569 г. К. руководил комиссией, принявшей решение о наказании гданьских мещан за сопротивление представителям королевской администрации, в т. ч. за преследование местных католиков. Недовольство т. н. статутами Карнковского стало одной из причин городского восстания в Гданьске против Стефана Батория , избрание к-рого на польский престол горожане не признали. В ходе восстания жители разорили и сожгли монастырь в Оливе, к-рым К. владел как бенефицием . По условиям мирного договора, заключенного 12 дек.

http://pravenc.ru/text/1681113.html

При передаче этого монастыря Михаилу Рагозе, уже архимандриту (17 ноября), оказалось, до какого жалкого состояния монастырь был доведен. В нем церковь Вознесения Господня, деревянная, была опалая и гнилая; икон в ней находилось одиннадцать старых и слинялых; в алтаре престол, покрытый выбойкою, Евангелие старое, немного обитое медью, потир и дискос оловянные, кадило старое медное; книг — двенадцать месячных Миней, Евангелие учительное, Устав, три Октоиха, Пролог, две Триоди, Требник, Апостол и Псалтирь; две ризы, один епитрахиль; в приделе Благовещения престол ободранный; на колокольне три колокола; все избы и прочие строения в монастыре деревянные, старые, иные без кровли; ограда вокруг монастыря и монастырского сада вся разобрана . Рядом с раздачею монастырей светским людям, ведшею почти всегда к разорению обителей, совершались иногда и благотворения монастырям, проявлялась и заботливость об устроении их, но только гораздо реже, чем прежде. Княгиня Анна Нелединская записала (10 октября 1568 г.) на трокский Рождественский монастырь два поля в пустоши Янкишки с находившимся там двором, постройками и домашним скотом. Король Сигизмунд Август дал киевским монастырям несколько жалованных грамот, хотя лишь подтвердительных, на прежние их имения и привилегии. Такие грамоты выданы: Киево-Выдубицкому монастырю на владение землею Зверинцем, вновь обмежеванною киевским воеводою Константином Константиновичем Острожским (1568); КиевоМихайловскому на все прежние его имения (1570); Киево-Николаевскому также на все прежние имения (1570) и на право избрания себе архимандрита с благословения и утверждения не киево-печерского архимандрита, как было доселе, а Киевского митрополита (1572); Киево-Печерскому на право держать общину в монастыре и избирать себе архимандрита (1570), на право посылать старцев своих и слуг в московские северские города для сбора дани (1571) и на владение селом Вишенки в Киевском повете (1571) . К сожалению, в Печерском монастыре вновь появлялись искатели настоятельского места, и между ними происходила борьба, конечно, не к благу обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/436056/

Важнейшими результатами церковных реформ в Трансильвании стали независимость евангелических общин от католич. Церкви, право самостоятельно выбирать епископа, замена лат. мессы ее упрощенным богослужением на родном языке, введение причащения под 2 видами. Мон-ри были распущены, их имущество перешло в собственность городов и церковных общин. Во мн. местах церкви и общины непосредственно управляли школами и воспитанием детей. В 1553-1554 гг. 1-м епископом (суперинтендантом) стал Пауль Винер. В 1556 г. от преимущественно нем. церкви лютеран. толка отделились трансильванские венгры, принявшие под влиянием кальвинист. идей Гельветическое исповедание . На заседании национального собрания Венгрии в 1568 г. с одобрения венг. кор. Яноша Запойяи был принят специальный закон «О полной свободе возвещения Евангелия», в к-ром были оговорены легальные формы существования на территории Венгерского королевства 4 вероисповеданий: католицизма, Православия и 2 разновидностей протестантизма - лютеранства и кальвинизма. В 1572 г. церковь лютеран Трансильвании приняла Аугсбургское исповедание и т. о. произошло ее сближение с лютеран. церковью в Германии. Проведение Реформации в Кронштадте и Германштадте контролировалось муниципалитетами этих городов. До 1572 г. резиденцией епископа церкви был Германштадт, затем Биртэльм (ныне Бьертан). Становление евангелической церкви в Трансильвании как национальной церкви саксонцев и ее деятельность имели важное значение в политическом отношении. В период существования самостоятельного Трансильванского княжества протестант. конфессии были на этой территории доминирующими и беспрепятственно исповедовали свою веру. Несмотря на постоянные столкновения в борьбе за власть в Трансильвании, лютеране имели возможность поддерживать отношения с ун-тами стран Зап. Европы, прежде всего Германии. Была разработана система всеобщего образования, начиная со школьного и гимназического. В 1685 г. Трансильвания вошла в состав Австрийской монархии, что крайне отрицательно сказалось на положении всех некатоликов. Церковь немцев оказывала сопротивление попыткам австр. центральной власти провести Контрреформацию, проникшую и в вост. часть империи. Несмотря на то что, согласно т. н. Диплому Леопольда 1691 г., гарантировалось равноправие 4 конфессий, высшие гос. чины Австрийской империи оказывали явное содействие реставрационному движению и инициировали открытые гонения на протестантов, в т. ч. и на немцев-лютеран, вплоть до репрессий и конфискации церквей. Особенно сильными были гонения в правление имп. Карла VI и Марии-Терезии.

http://pravenc.ru/text/180948.html

Последние митрополиты в Царствование Грозного, Кирилл и Антоний, устрашенные трагической судьбой своего предшественника, не выступали с обличениями неистовств царя и его зверств. Первый из них управлял церковью в течение 3-х с лишком лет (1568–1572), последний – 9 лет (1572–1581). Влияние церковной власти в такой мере упало, что царь, получив разрешение на четвертый брак, не исполнил наложенной на него епитимьи, а затем женился еще три раза, уже не спрашивая на то разрешения. Преемником Антония был Дионисий, игумен Хутынского монастыря (1581). Митр. Дионисий считался в свое время человеком очень умным и образованным, почему и назван в летописи «премудрым грамматиком». Но ему не удалось поднять ослабевшее значение духовной власти. Вместе с Шуйским, врагами Годунова, он стал ходатайствовать перед царем Феодором Иоанновичем о разводе его с неплодной царицей Ириной, сестрой Годунова. Годунов успел вовремя остановить ходатайство и обвинить перед царем митрополита. Дионисий был низложен (1587) и на его место был возведен Ростовский архиепископ Иов. Он был последним митрополитом и первым патриархом в нашей истории. Вместе с ним опять началось возвышение духовной власти, и иерархия снова приобрела то влияние, церковное и гражданское, каким сильна была прежде. Церковная власть и права митрополитов. Органы митрополичьей власти. Государственное значение митрополитов Целостность русской жизни держалась в средние века не мирским правительством, не князьями и полководцами, а святителями стольного града. Более 300 лет России не было, как единой державы, но была Россия как единая митрополия, да и впоследствии, до времени Петра Первого, единство России, как религиозного общества, было гораздо действительнее, надежнее и крепче, нежели ее единство, колебавшееся то самозванцами, то междуцарствиями. Еще более замечательно то явление, что выразители, или, точнее, виновники духовного и бытового единства русской жизни, святители-митрополиты, сложившее затем и ее политическую цельность, не были расчетливыми политиками XVII века; нет, это были, прежде всего и по-преимуществу, подвижники личного спасения, заботившиеся не об отдаленном будущем, (хотя иногда и прозиравшие в него через озарение свыше), но о том, чтобы «в день сей без греха сохранитися нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

И повеле митрополит отец наш Филипп новый исповедник, двери затворити: в церковь не повеле пустити. И посла ко дверем клирика своего, и повеле государя царя пред народом обличати: «Не подобает благочестивым царем неверных обычаев перенимати. Поверг[ни] бесерменскую веру наземь, да внидеши в церковь». И слыша то государь царь, и напол[нися] яростию, и поверг тафью драгую с кам[ением и жем]чюгом на землю . И не приим от такова Светильника благословения, и с ярости мало глаголаху з бояры, мочно б ему, государю, было. И ту повеле святому отдати. Тутоже взяти занеже невозможно: хотяше ему божественую Литоргию служити, и оболчен во всем святительском сане. И по окончании божественней Литоргии взыде на степе[нь] святительскую и нача разоблачатися. И повеле государь царь слугам своим его яти, и повеле в Богоявленском монастыре посадити под железную шапку. И святый Филипп, новый исповедник, молитвою сведе с себя такую тягость, и ничим не вредим бысть. И повеле государь царь сослати в ссылку во Тверь, и тамо мученеческий конец прият, и к Богу добре отиде. Видите, братия и отцы, како за такая обличения пострада, та отец наречеся новый исповедник [чюдесы] многия сотвори, и нам образ показа что нам отнюдь не под[обает] 636 . Всероссийский митрополит Кирилл III (1568–1572) Последние три митрополита XVI в. – святители Кирилл III, Антоний (1572–1581) и Дионисий (1581–1586) – стояли во главе Церкви в не менее сложную эпоху, чем оба их предшественника: Афанасий (1564–1566) и святой Филипп (1566–1568; † 1569). Это была вторая половина правления Иоанна Грозного, отличавшаяся суровостью исторических событий, в отличие от первоначального времени его царствования. Но одновременно это были годы, приведшие Русскую Церковь к патриаршему возглавлению. Названным трем митрополитам церковная историография уделяет мало внимания, незаслуженно принижая их достоинство и значение, оценивая их совокупно. О них говорят обычно о всех вместе и традиционно очень кратко. А.Н. Муравьев († 1874) писал, что они «скользнули, как тени, во мраке последних, ужасных лет Иоанна» 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

На дровнях он был отвезен в Богоявленский мон. Народ бежал за святителем, который благословлял его со словами «молитесь». На другой день св. Филиппа привели в судную палату и, в присутствии царя, объявили, как виновному в тяжких проступках и волшебстве, о низложении и ссылке. Святитель умолял царя престать от убийств. Закованный в цепи, он 8 дней был томим голодом в темнице, а затем переведен в обитель св. Николая Старого. Иоанн, истребив род Колычевых, прислал святителю отсеченную главу племянника. Св. Филипп взял голову, благословил и возвратил принесшему. Опасаясь любви москвичей к митрополиту, царь отослал его в тверской Отрочь мон. (Карамзин). Соловьев пишет о дальнейшей судьбе святителя: «В 1569 г., проезжая Тверь на походе в Новгород, Иоанн заслал к Филиппу одного из самых приближенных опричников, Малюту Скуратова, взять благословение; но Филипп не дал его, говоря, что благословляют только добрых и на доброе; – опричник задушил его. Так пал непобежденным великий пастырь Русской Церкви, мученик за священный обычай печалования». Произошло убиение 23 декабря. В 1591 г. мощи святителя перенесены были в Соловецкий монастырь, в 1652 г. – в московский Успенский собор. Память свят. Филиппа празднуется с 1661 г. 9 января, вместо 23 дек., когда торжество совпадало бы со службой наступающего Сочельника. Через три дня после низвержения св. Филиппа, поставлен был митрополитом игумен троицкий Кирилл, к досаде архиепископа Пимена, надеявшегося быть таковым. Он правил с 1568 по 1572 год, ничем себя не ознаменовав. Казни продолжались. Подвергся в 1570 г. разгрому Иоанном Новгород, при чем главным изменником был объявлен архиеп. Пимен. Он, с другими, был обвинен в сношениях с польско-литовским королем, воевавшим с Россией. Пимена посадили на белую кобылу, в худой одежде, с волынкой, с бубном в руках как шута, возили по Новгороду и отправили в Александровскую слободу. Лишенный сана, Пимен был сослан в Николаевский Веневский монастырь, где вскоре умер. По кончине митр. Кирилла IV, его заместителем в том же 1572 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010