Вероятно после св. Филиппа, при выборе кандидатов на митрополичью кафедру, Иван Васильевич руководился специально тем соображением, чтобы не пускать на этот пост людей родовитых, которые могли бы смотреть на его политику под углом зрения старых аристократических традиций. Так или иначе, но три следовавшие один за другим митрополита конца царствования Грозного уже наложили печать на уста свои и предоставили царю «творить елика хощет». Через два дня по низвержении Филиппа, 11-го ноября 1568 г. был поставлен на его место Троицкий архимандрит Кирилл. Кирилл IV (1568—1572 гг.)    При нем ужасы опричнины достигли страшных размеров почти междоусобной войны: разорялись и опустошались по подозрению в измене целые города. Особенно пострадал в 1570 году Новгород, где подвергся специальному поруганию известный нам архиепископ Пимен. Сбылось пророчество св. Филиппа. Митр. Кирилл скончался 8-го февраля 1572 г.    Пред собором явившихся для поставления нового митрополита епископов, царь держал лицемерно-смиренную речь, прося дать ему прощение и разрешение на четвертый брак. Эту щекотливую задачу собор не нашел возможным решить иначе, как только в положительном смысле и успокоил свою совесть лишь наложением на царя трехлетней епитимии. Из случайных летописных заметок узнаем, что Иван Васильевич действительно начал исполнять епитимию, но потом нарушил ее и, уже не обременяя совести церковных иерархов, развелся с четвертой женой, женился на пятой, затем на шестой и седьмой, как бы радуясь тому, что, раз переступив запретную черту, он, наконец, эмансипировался от стеснительных уз канонической совестливости...    Вероятно, сообразуясь с обстоятельствами времени, на митрополию после Кирилла избран был в мае 1572 г. кандидат тишайший и смиреннейший, каковым оказался полоцкий архиепископ Антоний. Антоний (1572—1581 гг.)    При нем по приказу царя собирались два собора (в 1573 и 1580 гг.), на которых, согласно с желанием светской власти, были решительно ограничены имущественно владельческие права церкви. Не заявив себя ничем другим, митр. Антоний скончался в начале 1581 г. В феврале этого года митрополитом поставлен был Хутынский архимандрит Дионисий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Совершая молебствие при заложении церкви, он был свидетелем чудесного исцеления крестьянина Акакия» 1006 . Авнежская обитель, возрожденная Махрищским настоятелем, была приписана к Махрищскому монастырю. В 1570 году Митрополит Кирилл (1568–1572) поставил Махрищского игумена на Суздальскую кафедру 1007 . Более полно об этом говорится в дипломатических документах. Когда в 1570 году 4 июня в Москве были послы из Литовской Руси, то царь им сказал: «И мы ныне идем в Пречистую Богородицу, что отец наш и богомолец Кирилл, Митрополит всеа Русии, з богомолцы нашими архиепископы и епископы и со всем освященным Собором в епископью Суздалскую и Торускую ставит епископа, и нам у того поставлениа быти» 1008 Митрополит Кирилл, посвятивший в епископы Махрищского игумена Варлаама, несомненно, хорошо знал его, будучи до своего Первосвятительства архимандритом Троице-Сергиева монастыря (1566–1568). Известны вклады, данные на молитвенную память кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале вскоре после архиерейской хиротонии епископа Варлаама 1009 . 29-м апреля 1572 года датируется Соборный приговор, разрешивший царю Иоанну Грозному вступление в четвертый брак, в котором принимал участие епископ Суздальский и Тарусский Варлаам 1010 . Вскоре последовала интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви, Митрополита Антония (1572–1581), в которой таким образом принимал участие епископ Варлаам. Новый Митрополит Антоний дал 20 декабря 1575 года жалованную грамоту епископу Варлааму 1011 . Епископ Варлаам явился очевидцем и списателем чудес, которые совершались молитвенным предстательством преподобной Евфросинии Суздальской. «Из этой повести, написанной епископом Варлаамом, узнаем, что житие долго оставалось неизвестным в Суздале и в 1577–1580 г. случайно найдено Варлаамом в Махришском монастыре, куда увез его из Евфимьева монастыря монах Савватий «для преписания чудес " » 1012 . В связи с этим он направился в Москву и возвестил царю Иоанну Грозному и Митрополиту Антонию «божественная и преславная чюдеса, иже содеяшася у гроба преподобный Еоуфросинии» 1013 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Кроме того, митрополит ходатайствовал о решении ряда частных проблем, напр., о компенсации новогрудским храмам за земельные владения, к-рые были отняты в результате межевания при строительстве королевского замка. Король потребовал подготовить прошение с описанием истории каждого участка. И. жаловался на «панов виленских» (светских патронов Церкви), которые хранили у себя документы, относившиеся к имуществу Митрополичьей области. Король отказался вмешиваться в этот спор, посоветовав митрополиту решить его через суд. И. хотел, чтобы все имения правосл. архиереев и др. духовных лиц были описаны и обмерены королевскими эмиссарами и ограждены королевскими грамотами; кроме того, Львовская епархия должна быть возвращена в состав Митрополичьей области. Решение 2 последних вопросов Сигизмунд II отложил до общего польско-литовского сейма (Гродненский был сеймом Великого княжества Литовского). В грамоте к королю на Гродненский сейм И. писал о своем намерении совершить объезд митрополии: митрополит или его представители должны были посетить все мон-ри и соборные церкви, навести в них порядок, опираясь на правосл. каноны и обычаи, проверить соответствие всех священно- и церковнослужителей их должности и сану и удалить негодных, решить все судебные дела. Кор. Сигизмунд II оказал И. поддержку и разослал соответствующие грамоты представителям королевской администрации. Известна грамота от 23 дек. 1568 г. луцкому и брацлавскому старосте кн. Богушу Корецкому о неприкосновенности святительских и духовных судов и о содействии митрополиту при проведении визитации на территории староства. Неизвестно, был ли этот план осуществлен. В сент. 1568 г. И. еще титуловался нареченным митрополитом, к дек. этого года был возведен на митрополичью кафедру. Во исполнение своих обещаний митрополиту 15 февр. 1569 г. Сигизмунд II отнял виленский во имя Святой Троицы мужской монастырь у нежелавшего принимать духовный сан пана Ф. Белькевича и передал обитель И. Однако еще в 1568 г. король выдал номинационную грамоту на Пинскую епархию И. Борзобогатому-Красенскому (см. Иона (Борзобогатый-Красенский) ), к-рый не принимал сан и, оставаясь мирянином, вскоре занял Луцкую кафедру. И. неоднократно обращался к последнему с посланиями, в окт. 1570 г. издал окружное послание с «неблагословением», что вынудило Борзобогатого-Красенского в 1571 г. принять хиротонию. Митрополиту не удалось заставить принять сан шляхтича Андрея Русина-Берестецкого, которому король передал Пинскую кафедру в 1568 г. и к-рый неск. лет считался нареченным епископом Пинским, но так и умер в 1572 г. мирянином.

http://pravenc.ru/text/578334.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД († 20.10.1575), архиеп. Новгородский (1571-1575). В кон. 1568 или в 1569 г. он стал архимандритом Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря в Москве (впервые упом. в данной грамоте 1569/70 г.). Исследователи полагают, что Л. принадлежал к числу сподвижников близкого к Иоанну IV Васильевичу Грозному Левкия (который еще в авг. 1568 был настоятелем Чудова мон-ря) и поэтому пользовался доверием царя. Однако среди соборных старцев, управлявших мон-рем при Левкии, имени Л. нет, а с его приходом к власти состав соборных старцев сильно изменился. За время пребывания Л. на посту не сохранилось ни новых царских грамот, ни подтверждений старых, выданных при Левкии и ранее. Вместе с тем в годы его настоятельства владения мон-ря в разных уездах увеличились за счет земельных вкладов (всего зафиксировано 10 вкладов за 1569-1571). 4 дек. 1571 г. по свидетельству т. н. Новгородской II летописи митр. Кирилл III поставил Л. Новгородским архиепископом; это назначение говорит о доверии к нему царя. 23 дек. Л. прибыл в Новгород. Связи, установившиеся во время его пребывания в Чудовом мон-ре, он использовал при формировании своего аппарата власти. Его введенный дьяк Ф. Фатьянов неоднократно упоминается как послух в чудовских актах 60-х гг. XVI в. В тех же актах упоминается Иван Кузьмин сын Нефнев,- близкий родственник др. введенного дьяка - Меньшего Кузьмина сына Нефнева (или одно и то же лицо). Первоначально архиепископ пробыл в Новгороде сравнительно недолго: в марте 1572 г. он выехал в Москву, получив известия о смерти митр. Кирилла. 29 апр. в Москве церковный Собор под председательством Л. дал царю разрешение в нарушение канонических правил вступить в 4-й брак. После избрания в мае 1572 г. новым митрополитом Полоцкого еп. Антония Л. получил от него настольную грамоту и вернулся в Новгород, но и на этот раз пробыл там недолго. Уже 23 авг. 1572 г. Л. снова направился в Москву вместе с настоятелями др. новгородских мон-рей. Вероятно, с этими поездками было связано получение Софийским домом двора казненного казначея Хозяина Тютина на Ильинке, где было начато строительство архиепископской резиденции.

http://pravenc.ru/text/2463433.html

“Совершая молебствие при заложении церкви, он был свидетелем чудесного исцеления крестьянина Акакия” 60 . Авнежская обитель, возрожденная Махрищским настоятелем, была приписана к Махрищскому монастырю. В 1570 году Митрополит Кирилл (1568–1572) поставил Мах­рищского игумена на Суздальскую кафедру 61 . Более полно об этом говорится в дипломатических документах. Когда в 1570 году 4 июня в Москве были послы из Литовской Руси, то царь им сказал: “И мы ныне идем в Пречистую Богородицу, что отец наш и богомолец Кирилл, Митрополит всеа Русии, з богомолцы нашими архиепископы и епископы и со всем освященным Собором в епископью Суздалскую и Торускую ставит епископа, и нам у того поставлениа быти” 62 . Митрополит Кирилл, посвятивший в епископы Махрищского игумена Вар­лаама, несомненно, хорошо знал его, будучи до своего Первосвятительства архимандритом Троице-Сергиева монастыря (1566–1568). Известны вклады, данные на молитвенную память кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале вскоре после архиерейской хиротонии епископа Варлаама 63 . 29-м апреля 1572 года датируется Соборный приговор, разрешивший царю Иоанну Грозному вступление в четвертый брак, в котором принимал участие епископ Суздальский и Тарусский Варлаам 64 . Вскоре последовала интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви, Митрополита Антония (1572–1581), в которой таким образом принимал участие епископ Варлаам. Новый Митрополит Антоний дал 20 декабря 1575 года жалованную грамоту епископу Варлааму 65 . Епископ Варлаам явился очевидцем и списателем чудес, которые совершались молитвенным предстательством преподобной Евфросинии Суздальской. «Из этой повести, написанной епископом Варлаамом, узнаем, что житие долго оставалось неизвестным в Суздале и в 1577–1580 г. случайно найдено Варлаамом в Махрищском монастыре, куда увез его из Евфимьева монастыря монах Савватий “для преписания чудес”» 66 . В связи с этим он направился в Москву и возвестил царю Иоанну Грозному и Митрополиту Антонию “божественная и преславная чюдеса, иже содеяшася у гроба преподобныя Еоуфросинии” 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

После кончины святителя Макария митрополитами Московскими последовательно были Высокопреосвященный Афанасий (1564–1566) и святитель Филипп (1566–1568; †1569). Их сменил настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Кирилл (1566– 1568). В 1570 году митрополит Кирилл (1568–1572) 16 поставил Махрищского игумена на Суздальскую кафедру. Более полно об этом говорится в дипломатических документах. Когда в 1570 году, 4 июня, в Москве были послы из Литовской Руси, то царь им сказал: «И мы ныне идем в Пречистую Богородицу, что отец наш и богомолец Кирилл, Митрополит всеа Русии, з богомолцы нашими архиепископы и епископы и со всем освященным Собором в епископью Суздалскую и Торускую ставит епископа, и нам у того поставлениа быти» 17 . Митрополит Кирилл, посвятивший в епископы Махрищского игумена Варлаама, несомненно хорошо знал его, будучи до своего первосвятительства архимандритом Троице-Сергиева монастыря. Начало святительства епископа Варлаама приходится на последние годы опричнины (1565–1572), введенной царем Иоанном Грозным. Несколько ранее, в январе 1570 года, опричному разорению подвергся Великий Новгород и был сведен с престола Новгородский архиепископ Пимен 18 . 25 июля 1570 года в Москве «на Поганой луже» царь подверг казни дьяка И. Выродкова, И. Висковатого и других 19 . В те же годы продолжалась Ливонская война. 23 мая 1571 года, в праздник Вознесения Господня, Москва, подожженная крымским ханом Девлет-Гиреем, полыхала пожаром. 1575–1576 годами датируется правление Симеона Бекбулатовича в качестве Великого князя, когда Иоанн Грозный выделил себе удел. Иностранец-очевидец об этом говорит, что государь, «как бы слагая с себя власть, управление передал Симеону, сыну царя Казанского, возложив на него чрез митрополита также диадему» 20 . Это вызвало неудовольствие, были такие, которые царю «супротив сташа... И на тех возъярися, казнил Ноугородцкого архиепископа Леонида» 21 . В 1579 году Стефан Баторий взял Полоцк, покоренный ранее, в 1563 году, Иоанном Грозным, и в Русской Церкви одной епархией стало меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Преемник Варлаама – Вассиан увеличил монастырскую недвижимость на две вотчины. В 156 / 1 (7069) году от Ивана Семейки Дмитриева, сына Лихорева, он получил вотчинную деревню Лукину гору в Белозерском уезде в Надпорожском стану в Федорове слободке 1093 . Другую вотчину игумен купил в 7069 (156 / 1 ) году у князя Даниила Данииловича Ухтомского: именно: в Романовском уезде, в Пошехонье на Ухтоме деревни – Горку, Дыланово, Оберучево (или Беручево), починок Вакорино «с угодьями за 100 рублей московских» «да пополнка вол» 1094 . Таким образом, в течение 25 лет, начиная со времени игуменства Афанасия, и кончая игуменством Вассиана, Кирилловская братия приобрела 14 сел, а на покупку истратила до 3,683 рублей московских. Но количество приобретенных земель каждым из перечисленных игуменов далеко уступаю тем результатам которых достигла деятельность игумена Кирилла II (1564–1572) и его преемника Космы. Время управления их монастырем было наиболее кипучею эпохою в истории развитая кирилловских владений. Монастырь скупал тогда земли и на крайнем севере, и в пределах центральной Руси, спешил закреплять за собою не только вотчины, но и черные участки, прибегая иногда даже к фиктивным сделкам. Можно полагать поэтому, что не без генетической связи с историей кирилловской вотчины, было самое появление запретительных указов 1572 и 1580 годов. При игумене Кирилле, 15 февраля 1566 (7074) года, у князя Петра Александровича Ухтомского было куплено (с разрешения царя) село Семеновское (в Пошехонье) с церковью, 10 деревнями, 1 починком и 1 пустошью за 500 рублей денег, «пополнка мерин и однорядка». На деле монастырь владел этим селом с 1564 года, пользуясь его доходами вместо процентов 1095 , но теперь закрепил его за собою посредством купчей 1096 . В том-же году (1567) 26 июня старица Евпраксия, Яковлевская жена Микифорова, дала по муже своем пол деревни в Карголоме Часовнинские 1097 . Кроме того в 156 6 / 7 (7075) году Кириллов монастырь получил данную от Ивана Петрова Федорова на старинную его Белозерскую вотчину село Воскресенское на Белоозере («а в селе церковь Воскресение Христово, да теплая церковь Никола Чюдотворец») и на ту половину всех деревень в его вотчине 1098 , которая примыкала к Романовой Слободке 1099 . По условию во владение вкладом монастырь мог вступить лишь по смерти вкладчика 1100 , который умер вероятно в конце 1568 года 20 ноября этого года, по приказу Ивана IV, велено было отделить Кириллову монастырю половину деревень Федоровой вотчины 1101 , который с 19 декабря 1568 года (7077) 1102 и стал фактическим владельцем села Воскресенского 1103 , 38 деревень и 9 починков, на которых было 144 двора, 8 дворов пустых, 144 человека, пашни 628 четвертей, сена 568 копен и 15 возов, вытей («с поповскою деревнею») – 55 1104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В Новгородской летописи так сообщается о происшедшей смене митрополитов в те годы: «Лета 7076 (1568), месяца марта 22 день, на самое середокрестное недели, учал митрополит Филип с государем на Москве враждовати о опришнины . Да той же осени, на Москве, месяца ноября в 4 день, Филипа митрополита из святительского сану свергоша . Да того же месяца, ноября 11 день, в четверток, на его место поставиша митрополита Кирила, Сергиевского архимандрита» 645 . О поставлении нового предстоятеля Русской Церкви говорит очевидец, немец-опричник Генрих Штаден. Сказав о митрополите Филиппе, он продолжает: «А Великий князь вновь избрал митрополита по своему желанию» 646 . А. Курбский в своей «Истории о Великом князе Московском» пишет: «Потом поставлена другаго архиепископа в того места мужа, яко слышахом, нарочита и кротка. Но аки по дву летех и того повелел убити со двема опаты, сиречь игумены великими, або архимандриты» 647 . Таким образом, это поставление в митрополиты было совершено 11 ноября 1568 г., причем новый глава Церкви был избран из архимандритов обители преподобного Сергия Радонежского, которая дала в XV–XVI вв. трех предстоятелей Русской Церкви: митрополитов Симона (1495–1511), Иоасафа (1539–1542; († 1555)) и, наконец, Кирилла III (1568–1572). Известны некоторые сведения о первосвятительском служении митрополита Кирилла. В апреле 1569 г., т. е. вскоре после первосвятительской интронизации, царь Иоанн IV подтвердил митрополиту Кириллу жалованные грамоты, выданные ранее в 1564 г. митрополиту Афанасию, что позволяет говорить о его почтительном отношении к Церкви 648 . В 1569 г. скончалась вторая супруга царя, черкасская княжна Мария Темрюковна, которую, по-видимому, отпевал митрополит Кирилл. После этого царь Иоанн Грозный «того ради благословение приемлет у митрополита Кирила к совокуплению третиему браку» 649 , как говорится об этом в Соборном определении о четвертом браке. Жестокость царя после смерти второй жены усилилась. Грозный уверял, что она, как и первая жена Анастасия Романова, «вражиим злокозньством» была отравлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Успенка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Скит Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1849 и 1864. Архитектор:Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Адрес: Россия, Пермский край, Чусовской район, деревня Успенка Координаты: 58.212533, 57.069943 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Успенский Трифонов скит был образован в 1997 году в селе Успенка Чусовского района, расположенном на высоком берегу реки Чусовой, примерно в 80 км от Перми. Здесь под горой в 1568 году был основан Строгановыми Нижний Чусовской Городок. Отсюда после молебна в 1581 году атаман Ермак Тимофеевич отправился покорять Сибирь. Существующий в настоящее время Успенский храм освящен в 1864 году. Построен он на месте храма Трифона Вятского. В 20-е годы XX века церковь была закрыта. Официальный сайт Пермской епархии: http://www.permeparhia.ru/ 25 марта 1568 г. Царь Иоанн IV жалует во владение Якову Аникиевичу Строганову реку Чусовую. 1572 г. - Яков Аникиевич Строганов представляет монаху Трифону возможность свободного выбора места на реке Чусовой для устройства кельи. 1579 г. После устроенного Трифоном пожара, в результате которого сгорели дрова, заготовленные для соляных промыслов Строгановых, Григорий Строганов изгоняет его из своих владений. 8 октября 1612 г. Архимандрит Трифон мирно предает Богу свою душу в сооруженной им в городе Хлынове (Вятке) обители. 2 августа 1690 г. состоялась канонизация преподобного и богоносного Трифона, архимандрита Вятского, Чудотворца. 11 сентября 1864 г. Освящена во имя Успения Божией Матери построенная в том же году на средства прихожан каменная, на каменном фундаменте и с каменной колокольней в одной связи, крытая железом церковь на правом берегу р. Чусовой в селе Успенское Пермского уезда (в настоящее время с. Успенка входит в состав Чусовского района.). 28 ноября 1916 г. Преосвященный Андроник, Епископ Пермский и Кунгурский в последний раз посещает Успенскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=16247

Борьба за Ливонию привела в дальнейшем, после падения Ливонского ордена, к войне с Великим княжеством Литовским, и в 1563 г. Иоанн IV предпринял поход на Полоцк. В офиц. летописи одной из главных целей похода провозглашалась защита правосл. храмов и икон от «поругания» со стороны еретиков-лютеран, к-рым принадлежит власть в Великом княжестве Литовском. В походе царя сопровождали Донская икона Божией Матери «и иные многие чудотворные образы», а также Евфросинии Полоцкой, прп., крест и делегация духовенства во главе с Коломенским епископом. После взятия Полоцка находившийся в нем нареченный архиеп. Арсений (Шишка) был взят «за сторожи» и отправлен в Россию. Эти меры не коснулись клира Софийского собора, встречавшего царя в храме. В наказе полоцким воеводам предписывалось выселить жителей из городской цитадели, там могли остаться только «попы у церквей с своими семьями» (Книга полоцкого похода. 2004. С. 71). В Степенной книге отмечено, что после сдачи города царь «богоубийственных жидов конечнои пагубе предаде и богомерзских же латын и злейших иконоборец расплени и расточи» (Степенная книга. 2008. С. 388). В летописи игум. Корнилия также отмечено, что членов евр. общины Полоцка Иоанн IV «велел... и с семьями в воду в речноую въметати» после их отказа креститься (Псковские летописи. 1955. С. 244). Позднее в Польско-Литовском гос-ве царя обвиняли в казни насельников бернардинского мон-ря. По-видимому, царем было запрещено протестант. богослужение. Иное положение сложилось на эст. землях: царские грамоты 1558 г. населению Нарвы и Дерпта обеспечивали их право иметь свои храмы, где совершалось протестантское богослужение. Известны имена ряда проповедников в этих общинах в 60-70-х гг. XVI в. Сохранялось протестант. богослужение и во владениях вассала царя - «ливонского короля» Магнуса. В апр. 1563 г., по возвращении царя из похода, был подтвержден статус Полоцкой кафедры как архиепископии, во главе епархии был поставлен Трифон (Ступишин) , живший на покое бывш. еп. Суздальский, постриженик прп. Иосифа Волоцкого. Он умер в 1566 г. в Полоцке во время «поветрия». В авг. 1566 г. его преемником стал также живший на покое бывш. Суздальский еп. Афанасий (Палецкий) . Он в 1568 г. оставил кафедру и удалился в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь. Полоцкий архиеп. Антоний прилагал усилия для улучшения епархиальной жизни. По свидетельству Новгородской II летописи, в 1568 г. в Полоцк были отправлены 33 священника и диакона из Новгорода. В 1572 г. Антоний стал митрополитом - главой Русской Церкви. Полоцкий архиеп. Киприан упоминается в записи 1578 г. об установлении местного почитания прп. Иосифа Волоцкого.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010