После Пасхи начнется строительство храма в Колтушах апреля 2019 По благословению епископа Выборгского и Приозерского Игнатия после Пасхи начнется строительство каменного храма в Колтушском приходе. Он завершит формирование храмового комплекса, уже сегодня включающего Духовно-просветительский центр им.сщмч. Игнатия Богоносца, храм и хозяйственные приходские постройки. Владыка Игнатий утвердил эскиз проекта внешнего вида храма. Храм станет двухэтажным. Верхний храм будет освящен в четь святого пророка Божия Илии, нижний - в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это обусловлено исторически. Площадь верхнего храма составит 333 кв.м. (алтарь 76 кв м), нижнего - 800 кв.м. Работы будут проводиться Колтушской строительной компанией. Первое документальное свидетельства о церкви Ильи пророка Колтушского погоста относится к 1500 г. В 1500 г. в " Новгородских окладных книгах " упоминается Ильинский Келтушский погост Ореховского уезда Водской пятины (Вестник..., 1851). В 1539 г. в другом документе говорится: " На погосте церковь Ильи пророка. Да на погосте же: двор поп Офанасий, двор дьяк церковный, двор проскурница, двор сторож церковный " (Писцовая книга..., 1917). В 1576-1577 годах в Ильинском храме Колтушского погоста служил поп Семен (Книга записей..., 1576-1577). В 1578 г. " На погосте было два храма: Илья пророк да Никола Чюдотворец, сожгли немецкие люди в 7086 (1578-79) " (Самоквасов, 1908). Это событие произошло во время Ливонской войны 1558-1583 гг., когда на короткое время эти земли отоходили к Швеции. Во времена царствования Бориса Годунова с 1598 по 1605 гг. наступает период возрождения церковного строительства. Вновь в документах 1599/1600 и 1600/1601 годов говорится об Ильинском приходе Колтушского погоста, в котором служил в это время " священник Никита Иванов сын " (Отдельные книги...). Церковь Ильи пророка находилась, вероятно, в деревне называвшейся Русской Кирхой. В настоящее время эта деревня слилась с деревней Тавры. Как мог выглядеть храм Ильи Пророка в XVI веке? Предположительно он находился в деревне Русская Кирха, которая позднее слилась с деревней Тавры.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Еф. 2:7. 1553 Пс. 33:9. 1554 Деян. 4:17–18. 1555 Лк. 6:22. 1556 2 Кор. 4:13; Пс. 115:1. 1557 Пс. 83:6. 1558 Пс. 37:4. 1559 2 Петр. 1:19. 1560 Пс. 103:23. 1561 Буквально: «как знает дорога» (ς οδεν δς). 1562 Общий тропарь преподобному, глас 8; Ср.: Быт. 1:26. 1563 Буквально: «цвету». 1564 Варианты перевода: «за которой следует» или «которой приходит на смену». 1565 Евагрий Понтийский, Главы деятельные к Анатолию (приписываются Нилу Синайскому), 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах 18 — PG 79, 1221В. 1566 Еф. 5:27. 1567 Ср.: Пс. 33:9. 1568 Тропари по непорочных из чина погребения; Ср.: Быт. 1:26. 1569 Быт. 1:26. 1570 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrötiennes, v. 5, p. 149. 1571 Сол. 1:5; Евр. 10:22. 1572 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chremiennes, v. 5, p. 149–150. 1573 Исх. 24:10. 1574 Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρης, σ. 140. 1575 Там же. 1576 Максим Исповедник, Схолия на «О божественных именах», 2, 11 — PG 4, 232С. 1577 Авв. 3:11. 1578 Мал. 4:2. 1579 Это прилагательное в собственном смысле употребляется исключительно по отношению к луне. 1580 Мф. 13:43. 1581 Пс. 35:10. 1582 Ин 1,16. 1583 Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 14, 1 — PG 59, 92. 1584 В издании Меретакиса слова «Λγου Πατρ» даны с заглавной буквы, но совершенно невероятно, чтобы они относились к Самому Отцу Слова — Богу Отцу. А в новогреческом переводе — строчными буквами «сам отец слова», но и тогда смысл остается темным. Мы перевели « του λγου» как «о котором речь», предполагая, что речь может идти о Златоусте, на которого св. Григорий ссылается в предыдущем параграфе. 1585 Амелет («Не знающий забот» или «Избавляющий от забот»), по Платону — одна из рек Аида. Плутарх говорит, что вода ее не может удержаться в сосуде, но выливается произвольно. 1586 Ин. 15:25; Пс. 34:19; 69:5. 1587 2 Тим. 2:15. 1588 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149. 1589 Быт. 1:26. 1590 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149–150. 1591

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Участниками Конференции был подчеркнут тот факт, что Первый Русский Царь Иоанн Грозный стоит в ряду великих русских государственников, которые в наилучшей форме реализовали главный принцип русской цивилизации – государствоцентричность. Было обращено внимание на кардинальное отличие отношения к государству русского народа и западного общества, заключающееся в том, что на Западе государство противопоставлялось обществу, в русском же мировоззрении государство является самой формой бытия русского народа. По итогам заседания участниками конференции была принята следующая резолюция. Резолюция конференции 1. С целью очищения от клеветы имени Царя Иоанна Васильевича (Грозного) в причастности Царя к убийству Преподобного Корнилия, Святителя Митрополита Филиппа, как и к «многочисленным репрессиям», обратиться с прошением к Святейшему Патриарху Кириллу и Священному Синоду Русской Православной Церкви инициировать дело по разбору присутствующей в современных богослужебных текстах клеветы на первого русского Царя Ивана Васильевича Грозного. 2. Обратиться в Администрации городов, которые были основаны Иваном Грозным, с предложением установить в них монументальные знаки (памятники , бюсты или памятные доски), посвященные вышеупомянутому основателю города и возможно предварительно проведя в городе соответствующие научно-практические конференции: Алатырь (1552), Арзамас (1552), Архангельск (Новые Холмогоры) (1584), Астрахань (1558), Артемовск (Бахмут) (1571), Камызяк (1560), Кудымкар (1579), Козьмодемьянск (1583), Любим (1538), C вияжск (1551), Сунжа (Сунжский городок) (1567), Тетюши (1578), Тобольск (1587), Тюмень (1586), Уфа (1574), Волгоград (Царицын - Сталинград) (1579), Йошкар-Ола (Царевококшайск) (1584), Шуя (1539) и другие. 3. Предложить Министерству просвещения РФ рассмотреть возможность внесения в учебник по истории России поправок о личности Первого Русского царя Ивана (Грозного) и его соратников с учетом развенчания многовековой клеветы, сформированной европейцами и бежавшими предателями.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/03/oc...

355 Известное издание трудов отцов Церкви и известных богословов, осуществлявшееся в двух сериях – греческой (161 том) и латинской (220 томов); издатель – французский аббат Жак Поль Минь (Migne) (1800–1875). 356 Арий (ум. в 336) – пресвитер в Александрии, положивший начало арианским спорам в христианском богословии. Утверждал, что Иисус Христос – 2-е лицо Троицы – не единосущен Богу Отцу, но сотворен им. Учение Ария – арианство – было осуждено как еретическое вселенскими Никейским (325) и Константинопольским (381) соборами. Несторий – Константинопольский патриарх в 428–431 гг., родоначальник ереси несторианства. Несторий утверждал, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу; это учение осуждено как ересь на Эфесском соборе 431 г. Повторно осуждено в Халкидонском постановлении – знаменитом вероопределении Никейского вселенского собора, открывшегося 8 октября 451 г. в Халкидоне (отсюда это название), в котором был сформулирован догмат о двух природах Христа. Несторианство пользовалось значительным влиянием вплоть до XIII в. в Иране и от Средней Азии до Китая. Несториане ныне имеются в Иране, Ираке, Сирии. 358 На Лионском соборе 1274 г. был официально закреплен обычай, по которому Папа единолично распоряжался кафедрами епископов, умерших в Риме, при папском дворе. Это стало первым шагом к официальному утверждению приоритета Папы Римского в католической Церкви. 359 Иван IV Грозный (1530–1584) – великий князь «всея Руси» (с 1533 г.), первый русский царь (с 1547 г.), сын Василия III. С конца 40-х годов правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 г., проведены реформы управления и суда (Губная, Земская и другие реформы). В 1565 г. была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве. Покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558–1583 гг. велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Как указывал Д.Я. Фёдоров: «В 1572 и 1573 годах в правление наместника края, Яна Ходкевича, старосты Самогида, вблизи г. Риги, в Даленском замке, были отчеканены Валентином Иберсфельдом и Яковым Гинце деньги в марку, полмарки, фердинги и шиллинги, первые три достоинства встречаются очень редко, шиллинги же наоборот очень часто. Предназначались они для уплаты жалованья Пярнусскому гарнизону». с. 238] Примечательно, что т.н. «даленскими деньгами» литовско-польские власти расплачивались с немецкими наёмниками гарнизона г. Пернау (Pernau) или Пернова, Перникова (ныне – Пярну в Эстонии), который на протяжении Ливонской войны не раз становился ареной боевых действий. Ещё осенью 1560 г. Пернау (Пернов) выдержал непродолжительную осаду русского отряда боярина И.П. Яковлева и князя Г.Ф. Мещерского. В 1562 г. город был захвачен шведскими войсками под командованием К.Х. Горна, а в 1565 г. – занят ливонцами и передан под власть польской короны. В 1566 г. Пернау (Пернов) безуспешно осаждался шведской армией. с. 470 – 471] В 1575 г. окрестности города были опустошены в ходе рейда отряда под предводительством служилого татарина Афанасия Шейдякова – «Офонасея Шейдяковича» (Шейдяка), а в июле того же года Пернау (Пернов) был взят армией под командованием «царя» («Великого князя всея Руси») Симеона Бекбулатовича (Саин-Булат хана), «царевича» Михаила Кайбуловича (Муртазы-Али) – сына астраханского царевича Абдуллы Ак-Кубекова, боярина Н.Р. Захарьина-Юрьева (деда будущего первого русского царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича) и др. Как сообщалось, в частности, в «Разрядной книге» 1475 – 1598 гг.: «Того же лета посылал государь царь и великий князь под Пернов царя Семиона Бекбулатовича да царевича Михайла Кайбуловича и бояр и воевод;//и Пернов взяли […]». с. 258] После этого Пернау (Пернов) стал центром Перновского уезда, в котором в 1577 г. были поселены русские помещики. с. 471] При этом, известно, что управлением завоёванных до 1577 г. в ходе Ливонской войны городов ведали несколько приказов, в том числе – Приказ Казанского дворца. с. 213, 214] При этом, как указывает современный историк Н.В. Смирнов со ссылкой на мнение советского историка В.И. Буганова, именно Приказу Казанского дворца и был подчинён Пернау (Пернов). с. 466]

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/10/...

Об успехах христианизации края можно говорить в связи с возникновением в XIV в. Спасо-Преображенского Валаамского и Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастырей на Ладожском оз. Памятник имп. Петру I в Петрозаводске. Скульптор И. Н. Шредер. 1873 г. Фотография. Кон. ХХ в. (РГБИ) Памятник имп. Петру I в Петрозаводске. Скульптор И. Н. Шредер. 1873 г. Фотография. Кон. ХХ в. (РГБИ) В 1478 г. Корельская земля и Обонежская тысяча вместе с др. землями Новгородской республики присоединились к Великому княжеству Московскому. В 1495-1596 гг. существовали Обонежская (занимала территорию Обонежской тысячи, охватывала большую часть К., кроме сев. и юго-зап. районов) и Водская пятины (включала помимо Карельского перешейка с г. Корела совр. Лахденпохский, Сортавальский и Питкярантский районы К.). Сев.-Зап. Приладожье и Карельский перешеек в 1500 г. вошли в Корельский у., Заонежье с р. Свирь (Заонежские погосты) и территория от бассейна р. Кемь на севере до Сямозера на юге (Лопские погосты, включали 7 материковых и 2 беломорских погоста) - в Новгородский у. В 1582 г. север совр. К. вошел в состав новоучрежденного Кольского у. с центром в г. Кола. Оставаясь в составе Новгородского у., Заонежские погосты в 1585 г. обрели статус отдельного округа с центром в Оште, Лопские погосты в XVI в. также получили определенные атрибуты самостоятельности (собственные судебные органы). После конфискации в кон. XV в. вотчин новгородских бояр карельские крестьяне стали черносошными (с XVIII в. государственные), небольшая часть крестьян до 1764 г. принадлежала мон-рям, в т. ч. Соловецкому в честь Преображения Господня муж. мон-рю , владения к-рого в К. составляли особый округ. Валаамский мон-рь. Гравюра. 1864 г. (РГБ) Валаамский мон-рь. Гравюра. 1864 г. (РГБ) Территория К., занимавшая пограничное положение, неоднократно страдала в ходе русско-шведских войн. На заключительном этапе Ливонской войны 1558-1583 гг. Корельский у. был захвачен швед. войсками, возвращен в состав Русского государства в результате русско-швед.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

1069 ...великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии. – Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584), великий князь (с 1533 г.), царь (с 1547 г.), провел реформы управления и суда; при нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 г., для укрепления самодержавия в 1565 г. введена опричнина. Покорил Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, вел Ливонскую войну (1558–1583), начал присоединение Сибири (1581). Был одним из талантливых публицистов XVI в. (см. наст, изд., т. 11: Переписка с князем Андреем Курбским, послания и гимнографическое творчество Ивана Грозного). Покровительствовал Иосифо-Волоколамскому монастырю, один из монахов которого – Кассиан Босой, был его крестным отцом (см. Житие Кассиана Босого в наст, томе, стр. 418–427). О частых визитах Ивана IV в монастырь и богатых вкладах свидетельствуют данные летописей, приходно-расходных книг Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Обиходник Евфи-мия Туркова, где описан распорядок пребывания царя в монастыре. 1070 ...старца, Тихона глаголема... – Тихон Хворостинин, в миру князь Тимофей Иванович Хворостинин, в 1559 г. был соборным старцем Иосифо-Волоколамского монастыря. Около 1572 г. был переведен на игуменство в Угрешский монастырь, однако вскоре вернулся обратно и с весны 1572 г. по начало 1574 г. игуменствовал в Иосифо-Волоколамском монастыре. Тихон Хворостинин присутствовал на соборе 1572 г., созванном в Москве по поводу желания Ивана IV вступить в четвертый брак, и подписался под разрешительной грамотой, данной царю. С июля 1575 г. был архиепископом Казанским и Свияжским. Скончался 11 июня 1576 г. 1071 Царю же и государю самому въ обитель пришедшу... – Касаясь поездок Ивана IV в Иосифо-Волоколамский монастырь, М. Н. Тихомиров писал: «Грозный посещал Волоцкую обитель по два раза в год, тем более что монастырь лежал на дороге из Москвы в Старицу, где царь пытался основать свое постоянное местопребывание» (Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962. С. 122). В данном случае, видимо, речь идет о посещении монастыря Иваном IV в 1574– 1575 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЗЕРНОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1898–1980) – историк русской религиозной мысли, богослов. Эмигрант с 1921 г. Окончил богословский факультет Белградского университета (1925). Секретарь РСХД (1925–1932). Первый редактор «Вестника РСХД» (1925–1929). Доктор философии Оксфордского университета (1932), преподавал там историю православной культуры (1947–1956). Ректор колледжа в Южной Индии, профессор экуменического богословия в Дрю. Директор Дома св. Григория Нисского и св. Макария в Оксфорде. Автор книг и статей по истории восточного богословия. В России известна его книга «Русское религиозное возрождение XX в.». ЗЛАТОУСТ – см. Иоанн Златоуст, св. ЗОСИМА МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ – возведен в этот сан в 1490 г.; высказывался против казни «жидовствующих» и потому был заподозрен в еретичестве. В 1494 г. был отстранен от кафедры. ИАКОВ СЕРУГСКИЙ (ок. 450–521) – сирийский церковный писатель, названный по имени епископской кафедры (Серуг – главный город Осроены), которую занимал с 519 г. Его многочисленные произведения состоят из бесед, гимнов, проповедей и литургических текстов. В Сирийской Православной церкви причислен к лику святых. ИВАН III, ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ (1440–1505) – великий князь Московский с 1462 г., сын Василия II. В правление Ивана III было свергнуто монголо-татарское иго («стояние на Угре», 1480), составлен Судебник 1497 г., развернулось большое строительство в Москве, произошло оформление титула – великий князь «всея Руси». ИВАН IV, ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ (1530–1584) – великий князь «всея Руси» с 1533 г., первый русский царь с 1547 г., сын Василия III. При нем начался созыв Земских соборов, был составлен Судебник 1550 г.. В 1565 г. была введена опричнина. При Иване IV создана первая типография в Москве. Покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558–1583 гг. велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян. ИВАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ (1866–1949) – поэт, философ, теоретик символизма, переводчик, один из самых ярких и творчески одарен­ных представителей русского религиозного возрождения. Значительное место в размышлениях В.И. занимает тема культуры, и особенно национальной культуры. В статье «О русской идее» («По звездам») он говорил о национальной идее как о самоопределении народной души, о «связи с вселенским процессом», утверждал, что черты национального характера, как и гения народа, провиденциально влияют на судьбу страны, вносят в жизнь религиозное начало, в противовес «люциферианской» культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Новгороде наступил в 90-х гг. XX в. В 1993 г. была создана обл. общественная орг-ция «Нижегородская армянская община», к-рая объявила одной из своих главных задач строительство храма. В мае 1996 г. армянская община направила письмо главе администрации Н. Новгорода И. П. Склярову с просьбой выделить земельный участок под проектирование и строительство церкви. В июне 1996 г. городской администрацией было принято решение о выделении участка рядом с прежним историческим местом, в районе Нижегородской ярмарки, на территории, прилегающей к бывш. Армянской ул., однако этот проект не был реализован. В авг. 1999 г. арм. общине был предоставлен участок в районе строящегося метромоста, а в 2002 г. за ней был закреплен др. участок в том же районе. Здание церкви было спроектировано в 2003 г. нижегородскими и арм. архитекторами с учетом рекомендаций и замечаний, поступивших из Вагаршапата. Приход «Церковь Сурб Аменапркич» («Церковь Христа Спасителя») ААЦ был образован 5 дек. 2007 г. в составе Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ. 24 дек. 2008 г. еп. Ново-Нахичеванский и Российский Езрас (Нерсисян; с 2013 архиепископ Российский и Ново-Нахичеванский) освятил фундамент и заложил 1-й камень в фундамент буд. храма. Первое богослужение состоялось 6 янв. 2012 г., на праздник Рождества Христова; его совершил назначенный в Н. Новгород свящ. Себеос Галачян. 26 окт. 2013 г. глава Арагацотнской епархии ААЦ еп. Мкртич (Прошян) совершил чин освящения крестов и купели. Чин великого освящения нового храма 25 мая 2014 г. совершил архиеп. Езрас (Нерсисян), тогда же свящ. Себеос Галачян был утвержден настоятелем и духовным пастырем армян Н. Новгорода. Значительную роль в приходской жизни играет армянский молодежный центр «Гехард», целью к-рого является воспитание у арм. молодежи национальных и духовных ценностей. А. А. Корнилов Протестантские церкви, деноминации и секты Первая община лютеран сформировалась в Н. Новгороде в 1580 г. из пленных немцев - участников Ливонской войны 1558-1583 гг. В правление царей Феодора Иоанновича (1584-1598) и Бориса Феодоровича Годунова (1598-1605) к членам общины ежегодно приезжал для религ.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Иисус Навин, XVI в. до P. X., святой, праотец, преемник Моисея- Боговидца, после смерти которого стал вождем израильского народа. По преданию через него Господь явил множество чудес: при нем были разрушены стены Иерихона, он с израильским народом посуху перешел Иордан, Иисус Навин видел Архистратига Михаила и др. Заповедав хранить Закон Моисеев, мирно отошел ко Господу в возрасте 110 лет. Все эти события изложены в Библии в Книге Иисуса Навина 160 Иисус Христос (Иисус из Назарета), Мессия, предсказанный в Ветхом Завете, Сын Божий, который взял на себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мертвых. О Его жизни рассказывают четыре канонических текста из Нового Завета Библии – Евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, которые были Его ближайшими учениками 38–40, 46, 50, 51, 55, 56, 59–61, 63–67, 75, 77, 84, 90, 93, 94, 98,111,126,150,186 Илия, святой пророк. Его жизнь описана в Ветхом Завете в книгах: 3-й и 4-й Царств, Премудрости Иисуса, сына Сирахова (48:1–15), 1-й Маккавейской (2: 58). За свою пламенную ревность о Славе Божией был взят на Небо живым в огненной колеснице. По преданию Святой Церкви святой пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор, будет Предтечею Второго Пришествия Иисуса Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть 162 Илия Муромец, + ок. 1188, преподобный угодник Божий, до пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами, что и легло в основу былинного эпоса. После успешной воинской карьеры постригается в иноки Федосиева монастыря (ныне Киево-Печерская Лавра), где и окончил свой земной путь 178 Иоанн III Васильевич Великий (в крещении Тимофей), 1440–1505, великий князь Московский с 1462 г. В его правление Москва превратилась в центр формирующегося Российского государства, которое освободилось из-под ига Золотой Орды. Он объединил под своей властью значительную часть русских земель и ввел свод законов – Судебник, который унифицировал порядки на всей территории нового государства. Великий князь провел реформы, заложившие основы поместной системы землевладения 166 Иоанн IV Васильевич (прозвание Иван Грозный), 1530–1584, великий князь Московский в 1533–1547 гг., первый российский царь с 1547 г. При нем продолжилось завоевание новых земель и присоединение их к России (Казанское и Астраханское ханства, Сибирь), велась Ливонская война (1558–1583 гг.) за выход к Балтийскому морю. В 1565 г. ввел опричнину, что привело к массовым казням и убийствам, к разорению и социально-политическому кризису в государстве, утверждению крепостного права и усилению налогового бремени 147,153

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010