Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА Война, к-рую вело Русское гос-во в 1558-1583 гг. за выход к Балтийскому м. сначала с Ливонским орденом , после его распада - с Литовским великим княжеством (после 1569 - с Польско-Литовским гос-вом) и со Швецией. Главной причиной войны было стремление рус. власти установить контроль над торговыми путями, соединявшими по Балтийскому м. западную и вост. части Европы, роль к-рых резко возросла в XVI в. с расширением экономических связей между разными европ. регионами. Сложившееся положение использовали власти Ливонского ордена и нем. купечество ливонских городов, не пропуская рус. купцов на запад и запрещая им заключать сделки с западноевроп. купцами, навязывая свое посредничество. В этих условиях рус. купцы были вынуждены длительное время находиться в ливонских городах, для них в этих городах (Риге, Ревеле (Таллине), Дерпте (ныне Тарту)) были построены правосл. церкви. С распространением в Прибалтике Реформации и развитием иконоборческого движения начались нападения на эти храмы, сопровождавшиеся их разорением и осквернением икон. В кон. 40-х гг. XVI в. правосл. храмы в Риге и Дерпте были закрыты, церковь в Ревеле разорена. Русско-ливонский договор 1554 г. (как и нек-рые более ранние соглашения) предусматривал возвращение рус. людям храмов в Риге, Ревеле и Дерпте и беспрепятственное совершение в них правосл. богослужения. Однако это постановление, как и ряд других, не выполнялось. В 1558 г. царь Иоанн IV Васильевич начал войну с Ливонским орденом, чтобы силой устранить установленные барьеры на пути в Зап. Европу. Первым городом, к-рый в 1558 г. перешел под рус. власть, стала Нарва. Взятию города способствовал начавшийся в нем пожар, вызванный тем, что местные немцы бросили в огонь православную икону свт. Николая. Рассказ об этом читается не только в официальной летописи и в «Книге Степенной» , но и в летописи псково-печерского игум. прмч. Корнилия и в «Истории о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского . По приказу царя архимандрит Юрьева во имя вмч. Георгия монастыря и протопоп Софийского собора освятили город, где были поставлены правосл. храмы: Воскресения Христова в крепости - Вышгороде и «соборный» храм Богоматери Одигитрии. Царь велел «и иные храмы ставити». Всего в 1558 г. в Нарве было построено 5 храмов. При занятии рус. войсками пограничного города Нейшлосса (Сыренска) царь приказал поставить в нем храм Св. Троицы с приделами свт. Николая и св. Илариона. В итоговой записи офиц. летописи о действиях рус. войск в 1558 г. отмечено, что они заняли 20 городов и во всех этих городах «церкви крестианские воздвигнули» (ПСРЛ. Т. 13. 2-я пол. С. 306).

http://pravenc.ru/text/2110471.html

Древняя фамилия Таубе (Taube) происхождением из Вестфалии, из княжества Падерборнского, откуда два брата Таубе, Дитрих и Иоанн, переселились в Лифляндию в 1221 году. Из потомков их: Иоанн Таубе приезжал в Москву, в 1558 году, в качестве ливонского посланника; вступил в русскую службу, и оказал свою преданность России. Конрад Таубе был шведским рейхсратом в 1602 году. Генрих Таубе, из Лифляндии переселившийся в Саксонию, был обер-гофмаршалом курфиршеского саксонского двора, и скончался в глубокой старости, в 1658 году, оставив сына Ганса-Генриха, саксонского тайного советника, умершего бездетным, и дочь Марию-Луитгарду, бывшую за своим дальним родственником бароном Николаем Таубе. Ганс Таубе, живший в конце XVI века, оставил четырёх сыновей, которые переселились из Лифляндии в Саксонию, и возведены были Императором Фердинандом III, в 1638 году, в Баронское Римской Империи достоинство: 1) Барон Николай († 1654), саксонский полковник и комендант в Дрездене, не имел детей от брака с Мариею-Луитгардою Таубе (см. выше); 2) барон Рейнгольд (рождение 1591 † 1666), саксонский обер-шталмейстер, имел дочь баронессу Магдалину, бывшую за саксонским первым министром бароном Иоанном-Георгом Рехенбергом, и сына барона Рейнгольда-Дитриха († 1681), саксонского действительного тайного советника и канцлера, возведённого Императором Леопольдом I, в 1676 году, в Графское Римской Империи достоинство; единственный сын его граф Дитрих-Эрнест (рождение 1661 † 1694), умер холостым; 3) барон Дитрих, саксонский обер-гофмаршал и генерал-майор, умер в 1659 году, пережив своего единственного сына. Иоанна-Дитриха, умершего в юности; 4) барон Ганс, саксонсий великий стольник (truchsess), был родоначальником ветви баронов Таубе, находящейся в Саксонии (или по крайней мере существовавшей там ещё в конце XVIII века). Иоанн Таубе († 1583) возведён был Королём Польским Сигизмундом-Августом, 30 апреля 1572 года, в Баронское достоинство. Он имел сына барона Вильгельма и внука барона Георга-Иоанна, ротмистра лейб-гвардии вдовствующей Королевы Шведской Гедвиги-Элеоноры, сопричисленного Королём Шведским Карлом XI, 6 ноября 1680 года, к баронам Шведского Королевства. Яков-Иоанн Таубе, сын Иоста Таубе, был шведским генерал-лейтенантом и губернатором Ингерманнландии, и возведён был Королём Карлом XI, 17 июля 1675 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Он женат был на баронессе Марие Горн. Сын его, барон Густав-Адам, был при Карле XII генералом от кавалерии в стокгольмским генерал-губернатором; в день восшествия на престол Королевы Ульрики-Элеоноры пожалован рейхсратом; несколько месяцев спустя возведён, 17 апреля 1719 года, в Графское Шведского Королевства достоинство, и ещё два месяца спустя пожалован фельдмаршалом. От него происходят шведские графы Таубе; женат был на баронессе Анне-Доротее Ферзен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ [Церковь Ингрии], одна из действующих на территории России лютеран. церквей. История Е.-л. ц. И. связана прежде всего с ингерманландскими финнами. Ингрия, или Ингерманландия,- историческая область на месте существовавшей в 1618-1703 гг. провинции Шведского королевства с тем же названием. Евангелическо-лютеранская церковь в Молосковицах. 1632 г. Евангелическо-лютеранская церковь в Молосковицах. 1632 г. В наст. время на этой территории находятся: С.-Петербург с пригородными районами (но без Зеленогорска и поселков Ушково, Комарово, Репино и Солнечное), полностью Всеволожский, Ломоносовский и Волосовский р-ны Ленинградской обл., частично Гатчинский, Тосненский, Кировский, Кингисеппский и Лужский р-ны, а также г. Нарва (Эстония). Эта территория приблизительно совпадает с древней Ижорской землей, входившей в состав Киевской Руси, Вел. Новгорода, а с 1478 г.- Великого княжества Московского. Фин. народ ижора (ижорцы), с к-рым связано название этой территории, придерживался Православия и в наст. время почти полностью ассимилировался с русскими, а не с финнами. В ходе Ливонской войны (1558-1583) и после нее (1589-1595) швед. войска неоднократно вторгались в пределы Ижорской земли. Завоевав Копорье, шведы создали там 1-й лютеран. приход (1585), к-рый прекратил существование после изгнания шведов (1590). В 1609 г. Василий Шуйский заключил союз со Швецией, к-рый предусматривал предоставление Швецией России войска наемников в обмен на крепость Корелу с уездом и отказ России от Ливонии. Весной 1610 г. рус. и швед. войска потерпели поражение от польск. кор. Сигизмунда при с. Клушине. В 1611 г. шведы заняли Новгород, а затем новгородские земли и Карельский перешеек. После Смуты 1604-1613 гг., серьезно ослабившей Россию, правительство царя Михаила Романова вынуждено было заключить 27 февр. 1617 г. Столбовский мирный договор со швед. кор. Густавом II Адольфом.

http://pravenc.ru/text/186847.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР СВЩМ. И 72 (73) МУЧЕНИКА († 3-я четв. XV в., 8.01, г. Юрьев (Дерпт, ныне Тарту, Эстония)) (пам. 8 янв., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Юрьевские, Ливонские. Источники Сведения о Юрьевских мучениках содержатся в Житии И., известном в 2 редакциях в списках XVI-XIX вв. анонимная краткая редакция сохранилась в 3 списках, древнейший список - в сборнике 60-х - нач. 70-х гг. XVI в.: Архив СПб ИИ РАН. Собр. Н. П. Лихачёва. 689. Л. 317-320 об. (др. рукописи - ГИМ. Муз. 813, кон. XVI - нач. XVII в.; РГБ. Ф. 304/I. 626, нач. XVII в.). По мнению И. И. Фетисова, краткая редакция была написана вскоре после гибели мучеников, но не ранее 1474 г., «так как автор ее, упомянувший о «разратии латыном со псковичи», очевидно, имел в виду те обиды и брани псковичей «с немцы», о которых рассказывается во 2-й Псковской и 4-й Новгородской летописях под этим годом» ( Фетисов. 1928. С. 219). Др. возможная датировка краткой редакции Жития И.- 1-я пол. XVI в.; в пользу этой гипотезы косвенно свидетельствуют отсутствие следов бытования памятника ранее данного времени и противоречивость сообщения Жития И. о гибели мучеников в 1472 г. Автор краткой редакции достоверно описал суд католич. Дерптского епископа над Юрьевскими мучениками, что заставляет видеть в нем человека, знакомого с укладом жизни в Ливонии. Распространенную (пространную) редакцию Жития И. по благословению Московского митр. св. Макария написал Василий (в монашестве Варлаам) между 1559 и 1563 гг., будучи монахом Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова мон-ря . Варлаам составил свою версию Жития И. на основе краткой редакции. По наблюдениям Фетисова, др. источниками автору послужили Летописная повесть о Восьмом Соборе и «Мучение Кирика и Улиты» ( Фетисов. 1928. С. 219-221). Варлаам усилил антикатолическую направленность текста. Написанная в начале Ливонской войны (1558-1583), распространенная редакция Жития И. была актуальна, поскольку содержала свидетельства сопротивления православных агрессии со стороны католиков.

http://pravenc.ru/text/674906.html

П.В. Долгоруков Князья Голицыны отцовский ОТ ГЕДИМИНА КОЛЕНО VIII: Князь Михайло Иванович Голица (см. предъидущую статью о князьях Хованских), боярин, в последствии инок Иона † 1558 КОЛЕНО IX: Князь Юрий Михайлович Голицын, боярин † 1561 КОЛЕНО X: Князь Иван Юрьевич, боярин † 1583 Князь Василий Юрьевич, боярин † 1584; женат на вдове Петра Фёдоровича Басманова-Плещеева КОЛЕНО XI: Князь Иван Иванович Шпах, боярин † 1607 Князь Андрей Иванович, боярин † 1607 Княжна Евдокия Ивановна † 1 августа 1597, за боярином Александром Никитичем Романовым-Юрьевым Князь Василий Васильевич, боярин † в мае 1619 Князь Иван Васильевич, боярин † 1627 Князь Андрей Васильевич † 19 марта 1611 КОЛЕНО XII: Князь Андрей Андреевич, боярин † 22 сентября Князь Фёдор Андреевич † 27 августа 1591 КОЛЕНО XIII: Княжна Иулиания Ивановна, за князем Алексеем Никитичем Одоевским Князь Василий Андреевич, † 1652; женат на Татияне Ивановне Стрешневой Князь Алексей Андреевич, боярин, рождение 1622 † 9 марта 1694; женат на княжне Ирине Фёдоровне Хилковой Князь Михаил Андреевич, боярин, рождение 1630 † 25 сентября 1687; женат на Прасковье Никитишне Кафтыревой, рождение 28 октября 1645 † 1 ноября 1715 КОЛЕНО XIV: Князь Иван Васильевичу, женат на Ульяне Ивановне NN Князь Василий Васильевич, боярин, рождение 1633 † 13 марта 1713; женат: 1. на княжне Федосье Васильевне Долгоруковой; 2. на Евдокие Ивановне Стрешневой Княжна Ирина Васильевна, за боярином князем Юрием Петровичем Трубецким Княжна Прасковья Васильевна, за боярином князем Михаилом Юрьевичем Долгоруковым Князь Андрей Иванович, боярин † 1701; женат: 1) на Василисе Ивановне Хитровой; 2) на Пелагее Борисовне Строгоновой (от 1-го брака сын и дочь) Князь Иван Иванович больший, боярин † 1686 Князь Иван Иванович меньший † 1688 Княжна Мария Ивановна, за действительным тайным советником князем Григорием Фёдоровичем Долгоруковым Князь Дмитрий Алексеевич; женат на княгине Анне Ивановне Великогагиной, рождённой княжне Пожарской Князь Яков Алексеевич; рождение 1649 † 1сентября 1672; женат на Ефимие Васильевне Шереметевой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Русские цари и императоры (годы правления, государственная и церковная политика) Нравственный облик   1 Иван IV Васильевич (Грозный) 1533–1547 – Государь, Великий князь Московский и всея Руси 1547–1575, 1576–1584 – Царь и Великий князь всея Руси Государственное управление – Начат созыв Земских соборов (1549) – сословно-представительных учреждений Российского государства в XVI–XVII веков. – Составлен «Судебник» (1550). – Проведены широкие реформы, в том числе способствовавшие становлению местного самоуправления. – Произошло значительное расширение территории государства. – Освоение Сибири, неудачные войны с соседями, из которых Ливонская война (1558–1583) продолжалась 25 лет. – Во второй половине царствования развязан кровавый террор против родовой знати и всего российского общества, жертвами которого стали незаурядные государственные деятели и тысячи простых людей. – Разорение городов и хозяйств, имущественное оскудение населения в результате обременительных войн, попрание общественной и личной безопасности. Методы управления, основанные на жестокости. – Постепенное создание социально-политических, хозяйственно-экономических и духовных предпосылок для «Смутного времени» начала XVII beka. – Апология самодержавия как бесконтрольной и неограниченной власти, освященной Божественным произволением. Церковное управление – Стоглавый собор 1551 года, где была предпринята попытка урегулирования различных сторон церковной жизни. – Канонизация русских святых: 12 – общецерковное почитание, 9 – местное почитание. – Опала протопопа Сильвестра. – Попытки принудить архиереев к безоговорочному подчинению, смещение их с кафедр. – Принудительное смещение с кафедры и арест Митрополита Московского Филиппа II (Колычева) за обличение опричнины и злодеяний царя (1568 год). – Собор на еретиков 1553–1554 годов. Дело Бакшина. – Противостояние иезуиту Антонио Поссевино, пытавшегося склонить Русь к унии. – Устроение Московского печатного двора (1553 год).

http://azbyka.ru/shemy/russkie-tsari-i-i...

Во второй половине XVI в. Русское государство вело напряженную войну с Литвой, Польшей, Ливонским орденом, Швецией за выход к Балтийскому морю. В начале Ливонской войны (1558–1583 гг.) русские войска завоевали многие литовские и ливонские города, перелом в ходе войны наступил после того, как объединенное польско-литовское государство возглавил Стефан Баторий. В походах 1579–1581 гг. он отвоевал ливонские земли, занятые ранее войсками Ивана Грозного, и взял многие русские города. Неизвестно, каким был бы исход Ливонской войны, если бы на пути Стефана Батория не встал Псков. В августе 1581 г. польско-литовская армия осадила город, надеясь на скорую победу. В течение пяти месяцев воины Батория безуспешно пытались взять Псков. Мужество и стойкость псковичей, остановивших под стенами своего города противника, разрушили планы Батория и позволили России достойно, без ощутимых потерь выйти из войны. О героической обороне Пскова, во многом определившей исход Ливонской войны, и рассказывает «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков». «Повесть» была написана по горячим следам событий, в 80-е гг. XVI в., жителем города Пскова иконописцем Василием. Непосредственность впечатлений, точность и полнота знаний обо всем, что происходило в Пскове, свидетельствуют, что Василий был очевидцем и участником обороны (хотя и не пишет об этом прямо), возможно, был близок к И. П. Шуйскому, главному герою обороны, и имел доступ к документам из его канцелярии. Почти все подробности и детали в рассказе Василия об осаде и обороне города находят подтверждение в других источниках этого времени, русских и польских. «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» интересна и ценна не только точностью описания исторических событий. Это художественное произведение, и по своим идеям и эстетическим достоинствам «Повесть» относится к числу лучших памятников древнерусской литературы на воинскую тему. Высокие чувства переполняли автора: горячая, непритворная любовь к родине, родному городу Пскову, прекрасному, величественному, удивление и преклонение перед героизмом псковичей, бояр и воевод, их умом и мастерством. Искренность и глубина патриотизма роднит «Повесть» прежде всего с такими воинскими и историческими произведениями, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о Темир-Аксаке», «Казанская история» и другие, эти памятники связаны друг с другом и литературными традициями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обособление «Вольного города Риги» было обусловлено поражением Ливонской конфедерации от Русского царства, в результате чего в 1561 г. конфедерация распалась и прекратили своё существование католические (германские) Ливонский орден и Рижское архиепископство, перешедшие под вассалитет Великого княжества Литовского, а г. Рига остался без сеньора. В этих условиях управление г. Ригой (получившим в историографии наименование «Вольный город Рига») осуществлял германизированный Рижский рат (городской совет, магистрат, ратуша), который пытался укрепить самостоятельность города-государства в противостоянии с Королевством Польским (в дальнейшем – Речью Посполитой – федерацией Королевства Польского и Великого княжества Литовского) и добивался статуса вольного имперского города Священной Римской империи. В 1577 г. – в результате знаменитого «Ливонского похода» царя Ивана IV Васильевича (годы правления: 1533 – 1584) – была захвачена вся Ливония, за исключением гг. Риги и Ревеля (Колывани), присягнувшего в 1571 г. на верность королю Швеции Эрику XIV Васа (1560 – 1568) и вошедшего в состав Королевства Швеция, а также Задвинской части Курляндии. с. 177] В 1582 г. «Вольный город Рига» вынужден был признать вассалитет Речи Посполитой. «Вольный город Рига» имел свой герб, знамя и печать, а также чеканил собственную монету разных номиналов. Отличительной чертой монет, выпущенных на монетном дворе г. Риги, являются размещённые на них изображения гербов «Вольного города Риги» – большого (открывающиеся каменные ворота с двумя боковыми башнями и центральным «куполом», под приподнятой решёткой которых помещена коронованная львиная голова, а посередине над воротами – два скрещенных «папских» ключа с крестом над ними) и малого (два скрещенных ключа с крестом над ними), а также латинской надписи («легенды») «CIVITATIS RIGENSIS» («ГОРОД РИГА»). В числе монет «Вольного города Риги» из частных коллекций, найденных на территории Татарстана в 2000-х – 2010-х гг., выявлены: Монета имеет механическое повреждение в виде круглого отверстия. Размер – 22 х 22 мм, вес – 2,4 грамма. Найдена предположительно в Рыбно-Слободском районе Татарстана.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/10/...

П.В. Долгоруков Князья и дворяне Любомирские Полагают, что знаменитый в истории род Любомирских (Lubomirski) происходит от известного польского полководца Мирослава Сренявы, жившего в тринадцатом веке, и получившего имя это в память победы, им одержанной на берегу реки Сренявы, (впадающей в Вислу). Имя Любомирских появляется в истории около 1500 года. Пётр Любомирский, мать коего была из знаменитого рода Оссолинских, находился послом Короля Сигизмунда I в Венгрии, в 1541 году. – Около того же времени Яков Любомирский, земский судья краковский, имел двух сыновей: Иоахима и Себастиана († 1558); сей последний оставил двух дочерей: Анну, за Николаем Верусским, и NN, за маршалом литовским Николаем Весиоловским. Родной племянник Якова, Николай, женат был на Хоцимовской; имел трёх дочерей и трёх сыновей; дочери были: старшая за Мстовским; вторая за Самборжевским; младшая, сперва за Пальчевским, потом за Неверовским; а сыновья: Николай, Прокопий и Сикст; сей последний, от брака с Пальчевскою, имел шесть человек детей: 1) Николай, был каноником капитула краковского; 2) Иоахим, женат был на Екатерине Олесницкой, рождённой Домеховской; 3) Сикст, женат был на Софие Сташковской; 4) София, монахиня; 5) Екатерина, за Петром Иорданом; 5) Ядвига, за Войцехом Неверовским. – Мы имеем родословие князей Любомирских только с Себастиана, первого графа Любомирского, бывшего отцом первого князя Любомирского. отцовский КОЛЕНО I: Граф Себастиан † 1613; женат 1) на Анне Пеняжкович; 2) на Анне Браницкой (все дети от 2-го брака) КОЛЕНО II: Князь Станислав, воевода краковский, рождение 1583 † 1649; женат на княжне Софие Александровне Острожской Граф Иоахим, рождение 1588 † 1610 Графиня Екатерина, за кастеляном краковским князем Янушем Острожским Графиня София † 1612; за воеводой любельским Николаем Олесницким Графиня Варвара, за коронным мечником Яном Зебржидовским Графиня Христина, за коронным великим гетманом Станиславом Конецпольским Графиня Анна, † в молодых летах Графиня Элеонора, † в молодых летах

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИНДАЛ Гриндал [англ. Grindal] Эдмунд (ок. 1519, Сент-Бис, совр. графство Камбрия, Великобритания,- 6.07.1583, Кентербери), архиеп. Кентерберийский. Г. получил образование в Кембридже (Модлин-колледж, Крайст-колледж и Пембрук-Холл). В 1538 г. Г. стал бакалавром, а в 1541 г.- магистром искусств; в 1544 г. был рукоположен во диакона. Пользовался покровительством Н. Ридли , ректора Пембрук-Холла, позднее еп. Лондонского, к-рый сделал Г. одним из своих капелланов и регентом хора собора св. Павла. Спустя нек-рое время Г. стал капелланом кор. Эдуарда VI (1547-1553) и пребендарием Вестминстерского собора; в окт. 1552 г. принял участие в теологической экспертизе «Сорока двух статей» перед утверждением их Тайным советом. В 1553 г. выступил с осуждением дворцовых нравов и предсказал, что после смерти Эдуарда VI для Англии начнутся тяжелые времена. Пророчество исполнилось после восшествия на престол католички Марии Тюдор (1553-1558), к-рая начала гонения на протестантов. Г. покинул страну и отправился в Страсбург. Там он передал рукописи своего друга и учителя протестант. теолога М. Буцера (1491-1551), преподававшего в 1549-1551 гг. в Пембрук-Холле, его секретарю К. Хуберту для дальнейшей публикации; в Базеле Г. помогал Дж. Фоксу в создании «Книги мучеников» (The Воок of Martyrs), где были собраны свидетельства о протестантах, пострадавших за веру в годы правления «Марии Кровавой». Г., имевший большую корреспондентскую сеть в Англии, постоянно сообщал Фоксу новые факты, пополнявшие книгу. Во Франкфурте Г. принял участие в литургическом диспуте между т. н. коксианцами (по имени еп. Р. Кокса), защищавшими «Книгу общих молитв» 1552 г., и ноксианцами (по имени шотл. пастора Дж. Нокса ), требовавшими еще большего упрощения богослужения. В янв. 1559 г., после того как трон перешел к Елизавете I (1558-1603), Г. вернулся в Англию; в том же году он был избран ректором Пембрук-Холла и назначен епископом Лондонским (по нек-рым данным, Г.

http://pravenc.ru/text/168141.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010