В бытность Макария митрополитом продолжала развиваться миссионерская деятельность у лопарей пр. Трифона Печенгского и пр. Феодорита. При нем же началась просветительная деятельность в Казани св. Гурия и послан был в Астрахань игумен Кирилл. При митр. Макарии получил свободу пр. Максим Грек . В 1551 г. игумен Троицкий Артемий, почитатель его, выпросил его к себе к Троице. Там и закончил он в 1556 г. свою жизнь. В правление митр. Макария было обнаружено существование рационалистической ереси и еретического вольномыслия, близкого к протестантизму. Об еретиках боярском сыне Матвее Башкине и монахе Феодосии Косом речь будет ниже. После венчания на царство Иоанн IV, по сговору с митр. Макарием, послал в 1557 г. в Константинополь б. архимандрита Спасо-Евфимиева мон. Феодорита, просить патриарха дать утвердительную грамоту государю в сане царя. Грамота эта пришла в 1562 г., будучи подписана в 1561 г. патриархом Иоасафом II, 32 митрополитами константинопольской патриархии, одним архиепископом и тремя епископами. Митр. Макарий был иосифлянином, но очень разнился от м. Даниила и людей его уклада. Он был человеком мира и стремился к умиротворению. Но он насаждал этот мир чистыми средствами и чужд был угодничеству. Горячий сторонник вотчиновладения, он питал великое уважение к пр. Максиму Греку , горячему противнику такового. «О Боже!» писал 5 апр. 1557 г. царь Иоанн IV Грозный св. Гурию Казанскому, «коль бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвященный Макарий». Приводя эти слова государя, Голубинский пишет: «Вот настоящий и справедливейший эпиграф к жизнеописанию митр. Макария». По кончине митр. Макария в Москве собраны были епископы. Исполняя желание государево, собор постановил, что митрополиты российские должны впредь носить клобуки белые с рясами и с херувимом. Митр. Макарий носил белый клобук, но как избранный из новгородских владык. Митрополитом был избран инок Чудова мон. Афанасий, ранее благовещенский протоиерей и духовник государев. В середине 1564 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Еп. Феодосий (упом. под 1326 и 1328), еп. Трифон (упом. под 1331 и 1335), еп. Иоанн (упом. под 1393 и 1398), еп. Феодор (упом. под 1397), еп. Савва (время занятия кафедры неизвестно, смещен в 1401), еп. Дионисий (упом. под 1415 и 1416), еп. Евфимий (упом. под 1429), еп. Алексий (упом. под 1429), еп. Феодосий (упом. под 1445), еп. Кирилл (упом. под 1449), еп. Мартиниан (упом. под 1458), еп. Иона (1491-1495), еп. Ефрем (упом. под 1495 и 1498), еп. Кирилл (1503-1526), еп. Пафнутий (1526-1528), еп. Макарий (24 апр. 1528 - не позднее 1535; впосл. митр. Киевский Макарий II ), еп. Арсений (упом. под 1536 и 1540), еп. Феодосий (Гулевич; 1541-1548), еп. Георгий (Фальчевский; 1549-1556), еп. Иосиф (упом. под 1558), еп. Никифор (упом. под 1564), еп. Марк (Жаровницкий; 1565 - дек. 1568), еп. Иона (Борзобогатый-Красенский; 1569-1585 (в 1569-1571 управлял епархией, будучи мирянином)), еп. Кирилл (Терлецкий; назначен на кафедру 17 сент. 1585; 8 окт. 1596 объявил о переходе в унию), еп. Исаакий (Борискович; 11 янв. 1621 - после нояб. 1632), еп. Афанасий (Пузына; кон. 1632 - 15 дек. 1650), еп. Иосиф (Чаплиц-Шпаковский; ок. 1651-1654), еп. Дионисий (Балабан-Тукальский; 1654 - нач. янв. 1658), еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский; 1659-1684; 8 нояб. 1685 избран митрополитом Киевским, сохранял титул епископа Луцкого и Острожского до июня 1687), Львовский еп. Иосиф (Шумлянский; 1684 - 29 февр. 1687; 1694-1695, в. у.), еп. Афанасий (Шумлянский; 16 мая 1687 - 12 июля 1694), еп. Дионисий (Жабокрицкий; управлял епархией, не являясь епископом с 1696, архиерейская хиротония в 1702 не была признана ни в Москве, ни в Киеве; в 1702 уклонился в унию), еп. Кирилл (Шумлянский; 1710 - февр. 1712, на кафедру не допущен властями), архиеп. Николай (Ярушевич; 28 окт. 1940 - 15 июля 1941; с 9 марта 1941 в сане митрополита), еп. Максим (Бачинский; 13-23 мая 1944), еп. Николай (Чуфаровский; 23 мая 1944 - 3 янв. 1946), еп. Варлаам (Борисевич; 1946-1948), архиеп. Панкратий (Кашперук; 3 июня 1948 - 15 нояб. 1952 в сане епископа; 23 июля 1956 - 19 июля 1962 в сане архиепископа), еп. Палладий (Каминский; 15 нояб. 1952 - 23 июля 1956), еп. Мефодий (Мензак; 29 авг. 1962 - 22 дек. 1964), еп. Леонтий (Гудимов; 22 дек. 1964 - 8 окт. 1965), еп. Дамиан (Марчук; 8 окт. 1965 - 30 дек. 1986), еп. Варлаам (Ильющенко; 30 дек. 1986 - 19 февр. 1990), еп. Варфоломей (Ващук; 24 февр. 1990 - 25 авг. 1992; с 24 февр. 1990 епископ Волынско-Ровенский, с 10 апр. 1990 епископ Волынско-Луцкий), митр. Нифонт (Солодуха; с 25 авг. 1992; до 28 июля 1993 в сане епископа, до 11 апр. 2001 в сане архиепископа, с 18 окт. 2016 на покое), еп. Нафанаил (Крикота; с 18 окт. 2016, с 17 авг. 2019 в сане архиепископа). Монастыри

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Были созданы Лицевой летописный свод (на 9 тысяч листов – 16 тысяч миниатюр) и Степенная книга. Вместе с макарьевскими Великими Четьями-Минеями и «Домостроем» протопопа Сильвестра они навсегда вошли в историю мировой письменной культуры. При правлении Грозного в нашей стране началось книгопечатание. 1 марта 1564 года Иван Федоров, диакон одного из кремлевских соборов в Москве, и его помощник Петр Мстиславец выпустили в свет первую датированную русскую печатную книгу «Апостол». Издание было осуществлено в царской типографии. Специалисты утверждают, что все издания Федорова представляют собой первоклассные памятники типографского искусства XVI века. Известны Евангелия, отпечатанные на Руси и до «Апостола». Из-за того, что эти книги не имели «выходных данных», историки называют их «анонимными». Согласно принятой гипотезе, «анонимные» Евангелия издавали новгородцы М. Нефедьев и В. Никифоров. Имена этих новгородцев были названы в письмах, направленных в Великий Новгород Грозным еще в 1556 году. Нефедьев упоминается там как «мастер печатных книг» . Главным же результатом почти 40-летнего пребывания на престоле Иоанна Васильевича Грозного явилось оформление централизованного Российского государства – царства, равного великим империям прошлого. Хотелось бы закончить эти краткие заметки словами Карамзина: «Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских; доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя, чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования… и… доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну» . См.: Платонов С.Ф. Иван Грозный в русской историографии//Платонов С.Ф. Иван Грозный; Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М.,1998. Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе как исторический источник// См.: Веселовский С.Б. Очерки по истории опричнины. М., 1963; http://www.historichka.ru/materials/veselovskii/ См.: Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л., 1988. Кобрин В.Б. Иван Грозный// Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе как исторический источник. Там же. См.: Иловайский Д.И. История России. Примечания. Там же. См.: Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. См.: Иловайский Д.И. История России. Примечания. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 6// Окончанием этого периода мы склонны считать смерть святителя Макария (31 декабря 1563 г.), когда смолк его столь значимый для царя голос в защиту гонимых, а не к дате смерти первой супруги Иоанна Анастасии († 1560 ), как это сейчас принято в исторической науке.

http://pravoslavie.ru/32874.html

Скоро увидели, что это мало могло помочь горю. Когда в Москве стали покупать па площадях и пересматривать книги для новых церквей между ними «мали обретошася потребнии, прочий же растлени от преписующих, не наученых сущих и не искусных в разуме, ово же и неисправлением пишущих», т. е., порча до того возросла, что оставалось большую часть книг бросить в огонь. Тогда-то решились воспользоваться тем средством против заразы книжной, которым так давно пользовались в Европе и даже в южной нашей митрополии (§ 8), – решились печатать книги. Нужду в том чувствовали и прежде Собора 1551 г. Царь Иоанн Грозный в 1550 г. просил Датского короля прислать в Москву книгопечатников и в 1552 г. прислан был королем типограф Ганс (Иоанн Миссингейм, Бокбиндер, т. е. переплетчик книг). Впрочем, в Москве нашлись русские, знающие типографское дело. Диакон Иоанн Федоров и Петр Тимофеев приняли на себя (с 1553 г.) приготовить все нужное для типографии. В Новгороде сыскался (1556 г.) резчик букв Василий Никифоров. Первые опыты печати, как и во всем, были неудачны: «малыми некими и неискусными начертаньми печатоваху». Потому не прежде, как уже в 1564 г. при митрополите Афанасие напечатана была первая книга – Апостол. На первый раз много значило и то, что напечатанным Апостолом положили границу ошибкам и своеволию писцов в отношении к этой книге. И при издании Апостола – ничего более и не имели в виду: так говорит само послесловие его. Греческим же текстом не поверяли славянского: в этом каждый может удостовериться при самом беглом сличении последнего с первым. Да и едва ли кто из участвовавших в издании знал греческий язык: издатели называют текст нового завета текстом 70 толковников; это явная улика в невежестве! Буквы и бумага Апостола прекрасные; но правописание – худое. Нельзя сказать и того, чтобы славянский список, с которого печатали, был лучший из современных, хотя они и все тогда были более или менее испорчены. Люди темные скоро восстали против благонамеренного дела, – печатания книг, и не потому, что будто видели действительные недостатки его, нет, – они восстали по своим страстям; – в числе таких людей из первых были те, которые кормились списыванием книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

34 . Итак, получив во сне царя предупреждение для себя, главный виночерпий говорит: Грех мой я вспоминаю (Быт. 41. 9). Хотя и позднее это признание, но если бы оно было искренним! После того как согрешил, ты сознаешь, что ранее должен был остерегаться греха. Как скоро ты забыл слова «вспомни меня»! Ты знаешь, что именно тогда были произнесены эти слова; но у тебя был притуплен слух напыщенностью власти, и, опьяненный вином, ты не слышал трезвых слов 1556 . Хотя бы теперь вспомни Меня, ты, кто поздно признаешь грех. Ты, который спрашиваешь простого раба, почему отвергаешь Господа? Опьяняйся уже не вином, а Святым Духом 1557 . Вспомни, что претерпел тот, кто, как и ты, уснул и увидел сон 1558 . И он был распорядителем, и распорядителем царских трапез, которые касались дела пекарей. Он считал себя великим, так как имел во власти царский хлеб, но не знал, что его власть подвержена многим изменениям. Угрожал другим тот, кого самого надлежало скоро предать смертной казни; и не услышал Иосифа — того, кто хотя и был простым рабом Господним, но произносил предсказание: что по приказанию самого царя, из–за которого он больше всего льстил себе, голова его будет отсечена и станет пищей, которую бросят птицам 1559 . Хотя бы этот пример должен был обратить тебя, чтобы ты не доверялся лицемерному обману. 35 . Есть и другие примеры напыщенности и слабости царских прислужников, которые встречаются в истории позднейшего времени. И Доик 1560 был начальником, и начальником над царскими животными — обучал мулов, то есть скопцов среди животных 1561 . Он тоже донес на священника Господня и обманом подвиг царя к испытанию священника, и он был сириец 1562 . Неужели я ошибаюсь, когда и родина и поступки совпадают? Также и Аман, царский постельничий, когда силился в упорном безрассудстве захватить церкви Господни и ограбить и преследовать верный народ, заплатил за святотатство суровыми пытками 1563 . 36 . Но вернемся к тому распорядителю вина, который, словно опьяненный вином 1564 , надолго забыл своего благодетеля, пока однажды — чтобы найти истолкователя для царя, не в знак благодарности, а из лукавства, он рассказал свою историю. Узнав о ней, царь повелел вызвать Иосифа и, когда его привели из темницы, спросил, может ли тот истолковать ему сновидение. Фараону понравилось объяснение, и он избавил Иосифа от несправедливости и воздал ему честь. Итак, смотрите, не совпадает ли с настоящими событиями и это. Была допущена несправедливость, прежде чем царь узнал о ней, а когда царь узнал о нем, вернулась милость. Таким образом, царь невиновен, потому что ту обиду, которую принял святой муж, была нанесена другими, и ту милость, которую он принял, была от царя.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Ссылка на остров считалась у Римлян тяжелым наказанием, которому подвергались презрители святыни 1556 , возмутители общественного спокойствия 1557 , и равнялось смертной казни. По свидетельству Викторина и Примазия, Ап. Иоанн был сослан сюда в рудники 1558 . „Слово Божие не вяжется“, некогда говорил великий Апостол языков. Никакие пытки, мучения и гонения никогда не могли заставить молчать благовестников учения Христова. И в темницах, и на свободе они одинаково благовествовали глаголы живота вечного. И Ап. Иоанн, сосланный в заточение на острове Патмос, не оставлял своего благовестнического служения. Шел он к жителям Патмоса и со словом научения, и со словом утешения; он целил всякий недуг, и всякую болезнь их. Многое было совершено им здесь. Предание следующее рассказывает о благовестническом служении св. Апостола на острове Патмосе. В городе Вофоре жил один очень богатый человек, имевший большое имение, и множество слуг, по имени Мирон. Его жену звали Фония 1559 . У них было три сына. Все они получили образование 1560 . Старший Аполлониад был одержим „духом пытливым“ 1561 . И во время земной жизни Спасителя, и во время служения Апостолов было много подобных несчастных людей 1562 . Когда Ап. Иоанн вместе со своим учеником вошел в дом Мирона, то старший сын его бежал из боязни, что он изгнан будет из него Иоанном. Опечаленные этим событием, родители приняли благовестников за чародеев. Мирон решил их заключить в темницу, пока они не возвратят ему сына; а потом подвергнуть великим мучениям. Он был близким родственником 1563 начальника 1564 острова. Иоанн провидел духом, что злоумышлял Мирон 1565 . Скоро пришло послание бежавшего сына к отцу. Аполлониад писал: „Иоанн волхв, которого ты ввел в наш дом, сделал мне „злодеяние“ 1566 ; он послал на меня „дух палящий“ 1567 , который преследовал меня даже до этого города. Но я обрел помощника пречистого ( καθαρτατος, candidus) Кинопса, которому рассказал все, что перенес. Он мне ответил: если Иоанн волхв, учитель христианский, не будет предан зверям и не умрет, то ты не можешь более жить в городе своем 1568 , ни видеть дома своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Так, например, Герасимов и Власий, вместо «седе одесную Отца» (об И. Христе), переводили – «седел еси»; вместо «бесстрастно Божество» – «нестрашно Божество». Так как Максим своим правдивым и резким обличением суеверия русских людей, распущенности их нравов, разлада их жизни с обрядовым благочестием, своими сочинениями и речами против владения монастырей, вотчинами, нажил себе много врагов и даже вооружил против себя великого князя, высказавшись против развода его с Соломонией, то недовольным его исправлением богослужебных книг нетрудно было на соборе (1525 г.) обвинить его в порче их. Максима приговорили к заточению в Волоколамский монастырь и отлучили от церкви и св. причастия. В волоколамском монастыре много пришлось потерпеть ему от ожесточенных монахов, но через шесть лет другой собор перевел его в Тверской Отроч монастырь. Тверской епископ был очень к нему благосклонен и дозволил ему заниматься учеными и литературными трудами. В 1551 году Иоанн Грозный перевел его в Троицкую лавру, где он и скончался в 1556 году. В 1551 же году Иоанн Грозный предложил Стоглавому Собору вопрос об исправлении церковных книг. Собор живо сознавал неисправность их и вменил в обязанность протопопам и благочинным исправлять церковные книги по хорошим спискам, а книг, не пересмотренных, не пускать в употребление. Но как Собор не указал, где эти хорошие списки, то его определение ни к чему не привело. Спустя несколько времени, когда в Москве стали покупать на площадях и пересматривать книги для новых церквей, то оказалось, что большую часть их следовало бросить в огонь. Чтобы положить предел дальнейшим ошибкам и своеволию переписчиков, в 1553 г. заведена была типография, и в 1564 г. отпечатан был Апостол. Невежды восстали и против печатания книг; огласили первых наших типографщиков (дьякона Иоанна Федорова и Петра Тимофеева) еретиками, взволновали слухами о ереси народ и сожгли типографский дом. Типографщики, успев в 1565 г. отпечатать еще Часослов, бежали за границу. Царь велел, однако, возобновить типографию и ученики Федорова и Тимофеева в 1568 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Между 1445 и 1446 годами Троицкий монастырь, власти которого имели неудовольствие на местного Радонежского князя, каковым был Боровский князь Василий Ярославич, взят был великим князем у последнего в свое непосредственное владение 128 . В 1479 году (4 апреля) крещен был в монастыре у Троицы сын великого князя Ивана Васильевича, Василий, будущий его преемник, чудесно дарованный родителям преподобным Сергием 129 . В 1510 году великий князь Василий Иванович, возвратившись в Москву после взятия Пскова, что было 20 января сего года, 16 июня приходил к Троице «да поставил свещу негасимую у Сергиева гроба» 130 . Выше мы сказали о поставлении у Троицы в 1512 году каменных ворот и на воротах церкви преподобного Сергия. Это поставление ворот и над ними церкви со всею вероятностию должно быть также относимо к числу событий в истории монастыря. Здание заложено было совсем в необычное для каменных работ время, 3 октября, и со всею вероятностию дело должно быть понимаемо так, что ворота с церковию на них преподобного Сергия были обетным делом со стороны великого князя Василия Ивановича, которому предстояла война с Литовцами и который отправился в поход на эту войну 19 декабря (и который в следующем году присутствовал при освящении надворотной церкви). В 1530 году (4 сентября) крещен был в Троицком монастыре сын великого князя Василия Ивановича, Иван, будущий царь Иван Васильевич Грозный 131 . В 1551 году по ходатайству игумена Артемия переведен был к Троице из Тверского Отрочего монастыря преподобный Максим Грек , который и скончался здесь в 1556 году. В 1552 году царь Иван Васильевич держал свой обратный путь в Москву из-под взятой Казани на Троицкий монастырь, в котором после усердной благодарственной молитвы святой Троице и преподобному Сергию, «игумену и братье великия слова с челобитьем говорил за их труды и подвиги, (что) их молитвами (он) государь благая получил». В 1564 году, в ночь с чудотворцовой памяти, то есть с 25 сентября на 26, случился в монастыре большой пожар, причем до такой степени погорели всякие запасы на обиход монастырский, что не осталось братиям ни на один день запаса снедного 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«О Боже, как бы счастлива была русская земля, если бы владыки были таковы, как преосвященный Макарий, да ты» 278 , писал в 1556 г. царь Иоанн к Казанскому архиепископу Гурию. Максим Грек , основываясь на свидетельстве многих достоверных мужей и особенно Тверского епископа Акакия, «велегласного проповедника добродетелей Макария», восхвалил его, как ревнителя православных догматов, прилежного исполнителя божественных заповедей, ходатая и предстателя за обидимых, и как пастыря мудрого, христианскою тихостью и кротостью укрощавшего восстававших на св. церковь и противящихся его учению и ревности 279 . Митрополит Макарий скончался в 1564 г. в глубокой старости 280 . Кончина его была оплакиваема самим царем и всем народом 281 . Современники, восхваляя его за благонравие и благочестие, в то же время, обвиняли его в честолюбии и в робости духа; отзывались о нем, как о несмелом обличителе царских пороков, но и не называли грубым льстецом их 282 . Некоторые даже подозревали его в искательстве митрополичьего престола. Карамзин пишет, что Шуйский и другие, по низложении Иоасафа, не хотели вторично ошибиться в выборе митрополита и призвали Макария – мужа славного умом, деятельностью и благочестием, но тут же прибавляет, что, любя и мирскую честь, он, может быть, оказал им услуги в Новгороде и склонил жителей на их сторону, в надежде заступить место Иоасафа 283 . Но подозревать сего святителя в честолюбии и слабости пред Иоанном, нет никаких оснований. За несколько дней до своей кончины, митр. Макарий, открывая свою душу пред людьми и Богом, в прощальной грамоте пишет, что он усильно отказывался от предлагаемого сана, но не смог прислушаться и был понужден не только всем собором святителей, но и самим благочестивым царем Иваном Васильевичем, и что, изнуряемый многими печалями, он несколько раз хотел удалиться от дел, и посвятить себя житию молчальному, или пустынному, но царь и святители всегда неотступно упрашивали его остаться 284 ; а такая предсмертная исповедь старца-святителя вполне свидетельствует, что он чужд был искательства первосвятительской кафедры и, быв возведен на оную, не был равнодушным зрителем пороков двора и предпочитал тишину пустыни блестящему сану иерарха. Известно также, что когда Иоанн велел заочно судить Сильвестра и Адашева (в 1561 г.), вследствие сделанного на них ложного доноса, и когда некоторые из судей, по выслушании доклада, объявили уже, что подсудимые подлежат смертной казни, а другие безмолвствовали, один владыка Макарий возвысил свой старческий голос и безбоязненно сказал государю, что следует призвать и выслушать самих обвиняемых, с чем согласны были и некоторые из вельмож, хотя потом царские сторонники взяли верх в совете и достигли того, что Сильвестр и Адашев были осуждены и сосланы в заточение 285 . Вообще, личность митрополита Макария есть одна из самых светлых личностей нашей церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Апокалипсис. Небесное воинство. Фрагмент росписи свода паперти Успенского собора. 1650 г. Апокалипсис. Небесное воинство. Фрагмент росписи свода паперти Успенского собора. 1650 г. Во 2-й пол. XVI в. (ок. 1564?), видимо, под влиянием столичных образцов и новгородских художественных традиций местный ряд пополнился большой иконой «Похвала Богоматери, с Акафистом» (ныне ГРМ; см.: Петрова. 1989; «Пречистому образу Твоему поклоняемся»: Образ Богоматери в произведениях из собр. ГРМ: Кат. СПб., 1995. Кат. 32, 67. С. 58-59, 120-121), иконой Божией Матери «Неопалимая Купина» (сер. XVI в., КБМЗ, согласно описи 1601 г., была в приделе прп. Кирилла у царских врат; см.: Варлаам (Денисов). 1859. С. 15-16; Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 73; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина. 2004. Кат. 36). В мон-ре появлялись не только иконы новопрославленных рус. чудотворцев (иконографический репертуар пядничных икон в соборе можно оценить благодаря описи 1601 г.; см.: Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 58-59, 60-68), но и списки новых чудотворных икон, почитание к-рых возросло во время правления царя Иоанна IV. Напр., список иконы свт. Николая Великорецкого (оригинал был привезен из Вятской земли в Москву в 1555-1556) в богатом окладе с венцами, гривнами, камнями и раковиной, с 2 пеленами, согласно описи 1601 г., находился в юж. части собора «над дверми, что ходят к чудотворцу Кирилу» (Там же. С. 48); вероятнее всего, это икона хранится в собрании КБМЗ ( Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина. 2004. Кат. 63) и имеет много аналогий среди икон вологодского происхождения. Были в соборном храме мон-ря повторения икон Казанской Божией Матери, Николы Гостунского, Николы Можайского ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 62, 65, 67, 89, 115). Вкладные иконы помещали в иконостас собора и позднее: икона Богоматери с Младенцем в «золотном окладе», данная старцем Боголепом Палецким († 1608) была помещена над чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрия», принесенной прп. Кириллом из Симонова мон-ря. Вкладом царя Бориса Годунова следует считать местную икону, замыкавшую юж. часть иконостаса, с образами патрональных святых царя и членов его семьи (не сохр., см.: Там же. С. 44, 47).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010