Уникальный шатровый храм Козьмы и Демьяна был освящён 5 декабря 1564 года. Крыша была сделана в форме кирпичного шатра, который обрушился в 1868 году. И теперь здание имеет такой вид, а раньше его высота была 24 метра. Точная дата постройки церкви не установлена (предположительно в 1556-1565 гг). Строительство её было начато после взятия Казани. В церковных записях говорится, что храм освящён 5 декабря 1564 г. С постройкой этой церкви было связано много народных преданий. Одна из легенд говорит, что Козьма и Дамиан - римляне, пришедшие на Русь, и лечившие бесплатно людей, но из зависти были отравлены врагом-язычником. За это их причислили к святым. На Руси они были покровителями кузнечного дела. В другой легенде говорится, что во время похода не " Одоление Казани " в 1552 году на месте, где построена сейчас церковь, Иван Грозный (с 10 по 20 июля 1552 года) ставил свой шатёр, обдумывал план взятия татарской твердыни, с этого прибрежного холма наблюдал за переправой войск через р. Ока. На противоположной стороне реки располагался вражеский стан. Войско Ивана Грозного имело перед собой определённые трудности, мешавшие переправе. Около места, где был шатёр царя Ивана Грозного, находился посад кузнецов, из посада к царю явились два брата-кузнеца Козьма и Демьян и вызвались помочь в переправе войск на правый берег реки Оки. Под покровом ночи они проникли в стан врагов и подожгли шатёр хана, вызвав этим переполох среди врагов. Воспользовавшись этим, войска Ивана Грозного успешно переправились через реку и разбили врагов. Эти два храбреца погибли; их, как героев, причислили к лику святых, а церковь, построенную после победы под Казанью, в честь погибших храбрецов назвали Козьмодемьянской. Ещё предание повествует, что царь вначале жил в устроенной для него палатке или шатре на месте, где теперь существует полуразрушенная церковь Козьмы и Демьяна, здесь простудился и лежал некоторое время больной, оправившись от болезни Государь повелел воздвигнуть здесь каменный храм во имя бессеребренников Козьмы и Демьяна (Титов А.А. Историческое обозрение города Мурома. Владимир, 1901. С. 36).

http://sobory.ru/article/?object=00629

Упорядочению церковной и нравственной жизни был посвящен созванный по повелению Ивана IV в 1551 г. специальный церковный собор, получивший название «Стоглавого»: принятое им соборное уложение, содержащее царские вопросы и соборные ответы «о многоразличных церковных чинех», было разделено на сто глав. Так же как и «Домострой», «Стоглав» непосредственно не относится к произведениям художественной литературы, но дает необычайно яркое представление о жизни и быте Руси того времени. Собор констатировал наличие в употреблении большого количества неисправных книг, писанных с «худых» переводов, и поручил протопопам и поповским старостам следить за работой писцов. Видимо, это явилось одной из причин возникновения книгопечатания, «дабы впредь святые книги изложилися праведне». В 1553 г. началось строительство Печатного двора, где вскоре были напечатаны первые церковные книги (не позднее1555 г.). В 1564 г. Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем «ко очищению и ко исправлению ненаученых и  неискусных  в  разуме  книгописцев»   был  напечатан  Апостол,  а  в 1565 г. – «Часослов», предназначавшийся для обучения грамоте. Создание «государева Печатного двора» и появление первых печатных книг было актом величайшего культурного значения. Вскоре Иван Федоров и Петр Мстиславец по неясным причинам покидают Москву и переезжают в Литву. В 1574 г. Иван Федоров создал типографию во Львове, где напечатал Апостол и «Букварь», а затем переехал в Острог, напечатал в 1581 г. Библию . В России в конце 60-х годов была основана типография в Александровской слободе, где дело Ивана Федорова продолжали его ученики А. Тимофеев-Невежа и Н. Тарасьев. Так было положено начало книгопечатанию в России. «История о Казанском царстве». Присоединение к Москве Казани в 1552 г. было крупнейшим историческим и политическим событием века. Оно воспринималось современниками как расплата за двухсотлетнее монголо-татарское иго. Взятие Казани, а в 1556 г. – Астрахани открывало великий водный торговый путь по Волге, который тесно связывал Московское государство со странами Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1556 Epist. I, ad Serapion. n. 28. И далее n. 30: γρ τ πνεμα κστψ διαιρε, τατα παρ το πατρς δι το λγου χορηγεται. 1563 Tertull. adv. Marcion. II, с. 14; Clem. Alex. Strom. 1, 17; Athanas. contra gent. c. 7; Greg. Nyss. Cathech. c. 5; Augustin. de Genes. contra Manich. II. c. 29, n. 43; Иоанн Дамаскин , Точн. изл. пр. веры. кн. II, гл. 29 и 30. 1564 Clem. Alex. Strom. 1, 17; Angustin. de civitate Dei XXII, 2: multa fiunt quidem a malis contra voluntatem Dei, sed tantac est illo sapientiae tantaeque virtutis, nt in eos exitus sive fines, quos bonos et justos ipse praescivit, tendant omnia, quae voluntati ejus videntur adversa (Cfr. adv. Faust. XXII, 78). 1565 Et divisit Deus, пишет блаж. Августин, inter lucem et tenebras, ne vel ipsae privationes non baberent ordinem suum. Deo cuncta regente, atque administrantë sicut in cantando interpositiones silentiorum, certis moderatisque intervallis, quamvis vocum privationes sint, bene tamen ordinantur ab iis, qui cantare sciunt, et svavitatis universae cantilenae aliquid conferunt; et umbrae in picturis eminentiora quaeque distinguunt, ac non specie, sed ordine placent (de Genes. ad litt. imperf. c. 5). И в другом месте: sicut contraria eontrariis opposita sermonis pulchritudinem reddunt: ita quadam non verborum, sed rerum eloquentia, contrariorum oppositione saeculi pulchritudo commendatur (de civit. Dei XI, c. 18). 1566 “Что кажется нам неровным, говорит святой Григорий Богослов , без сомнения, изравнивается у Бога. Подобно сему в теле есть части выдавшиясе и впалые, великие и малые, также на земле есть места возвышенные и низкие; но все сие, во взаимном соотношении, образует и представляет нашим взорам прекрасное целое. Равно и у художника, сначала нестройное и неровное вещество, потом является весьма искусно обделанным, когда из него устроится какое нибудь произведение, после чего и мы, увидев это произведение во всей красоте его, понимаем и признаем искусство художника. Так не будем же почитать Бога таким несовершенным художником, каковы мы; не будем находить не­устройства в управлении миром, потому единственно, что нам неизвестен образ у правления” (Слово о любви к бедным, в “Творениях Святых Отцов,” II, 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Как это ни покажется странным, но далеко не во всех случаях зафиксировано наличие над ракой святого его иконы. Такая ситуация существовала у гробниц преп. Саввы Крыпецкого в 1584–1587 гг. 1550 , преп. Ферапонта в можайском Лужецком монастыре в 1596–1598 гг. 1551 , свт. Иоанна Новгородского и князя Владимира Ярославича в новгородском Софийском соборе в 1617 г. 1552 . Но все-таки над значительным числом рак подобные иконы существовали 1553 , иногда их было две или несколько, как, например, над раками Зосимы и Савватия Соловецких 1554 , Антония Сийского 1555 . Известны случаи, когда над ракой или вблизи нее помещали житийную икону святого 1556 , но это, видимо, делали тогда нечасто. Роль иконы святого над ракой исполняло порой его фресковое изображение 1557 . Характерно, что в ряде случаев святой на иконе, установленной у раки, изображался в молении перед Иисусом Христом, Богоматерью или перед ними обоими. Такие иконы существовали вблизи гробниц Петра и Ионы митрополитов Московских 1558 , Зосимы и Савватия Соловецких 1559 , Германа Соловецкого 1560 , Антония Сийского 1561 и преп. князя Игнатия Угличского в Спасо-Прилуцком монастыре 1562 . По-видимому, подобная икона существовала над гробницей св. Леонтия Ростовского еще в XV в. 1563 Это предельно наглядно демонстрировало заступничество святого за людей перед Богоматерью и Богом.  Обычным, видимо, было и наличие над гробницей икон Иисуса Христа, Богоматери и некоторых других святых 1564 . Бывало, когда над ракой или вблизи нее размещали деисусный чин 1565 или целый двух-трехъярусный иконостас, состоявший из небольших икон 1566 . Важным и часто упоминающимся в документах элементом надгробного комплекса являлась свеча или лампада, или несколько свечей и лампад 1567 . Значение свечи подчеркивалось иногда не только ее размерами («пудовая» свеча у раки митрополита Петра Московского 1568 ), но и особой функцией – «свеча неугасимая» 1569 . Известны два упоминания конца XVI – начала XVII вв. о «кружках» для денежных подаяний у рак св. Антония Сийского 1570 и Саввы Вишерского 1571 . Но, очевидно, данный элемент надгробного комплекса встречался в рассматриваемую эпоху чаще. Об этом косвенно свидетельствует факт поступления денег от раки Алексея митрополита Московского 1572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но викарии, понятно, не были высшими носителями полномочий в той или другой церкви; они были лишь поставлены во главе местного епископата, осуществляя в силу своего викариатского достоинства лишь примасские права. И главным органом власти в церквах, в пределах их независимости, были не папские викарии, а соборы местного епископата. Это ясно можно видеть уже из папских посланий к самим же викариям и церквам. В своих посланиях папы дают понять, что дела церквей должны решаться соборами местного епископата 1553 , что викарии должны ежегодно созывать соборы 1554 , и на них обязаны являться все местные епископы 1555 ; в некоторых же случаях, для решения тех или других дел, папы специально побуждали епископов составлять соборы 1556 . История сохранила нам сведения о многих поместных соборах западных церквей от описываемого периода времени 1557 . На этих соборах рассматривались и решались разнообразные дела церковной жизни – дела касательно учения, законодательства, управления, суда. Разумеется, не все дела местных церквей должны были и могли получать окончательное завершение в их пределах. Свои решения по важнейшим делам соборы представляли на рассмотрение и утверждение центра – римского престола 1558 . Известно например, что к папе Бонифацию обращался коринфский собор от 419 года за утверждением своего решения об избрании архиепископа 1559 что обращался к папе арльский собор 468 года, созванный по делу поставления вьенским митрополитом епископа для города Деа (Die), который был подчинён митрополиту арльскому 1560 , что папские епископы просили папу утвердить их соборное решение относительно барселонского епископа Иринея 1561 и проч 1562 . Но и римский епископ в описываемый период времени рассматривал, утверждал или кассировал решения соборов западных церквей 1563 и вообще решал дела патриархата не единолично, а также вместе с соборами епископов. История непререкаемо подтверждает это и свидетельствует о множестве соборов, бывших в описываемое время при кафедре римского епископа 1564 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

646 ...болярина своего князя Олександра Борисовича Горъбатого... – А. Б. Горбатый – боярин и воевода, видный деятель времен Ивана IV. Его род восходит к младшей ветви суздальских князей, родоначальником которой был второй сын суздальского князя Дмитрия Константиновича Семен. Фамилию свою род Горбатых вел от его внука – Ивана Васильевича. В разрядах А. Б. Горбатый упоминается с 1538 г. Он принимал участие в казанских походах 1549 и 1552 гг., особенно отличившись во время взятия Казани и получив затем должность ее первого наместника. Был казнен в первые дни опричнины в феврале 1565 г. 647 ...да болярина своего князя Петра Ивановича Шуйского... – П. И. Шуйский – знаменитый воевода, видный боярин середины XVI в., сын И. В. Шуйского, известного правителя времен малолетства Грозного, потомок той ветви рода суздальских князей, которая восходит к Василию Курдяпе, сыну князя Дмитрия Константиновича. Весной 1552 г. П. И. Шуйский вместе с А. Б. Горбатым был послан в Свияжск, где усмирил волнения горных черемисов и привел их к присяге Ивану Грозному. После взятия Казани он был оставлен наместником в Свияжске, принимал участие в подавлении бунта арских людей в 1556 г.; в ходе Ливонской войны возглавлял осаду Дерпта (1558), Мариенбурга и Феллина (1559); в 1563 г. после взятия Полоцка был оставлен в городе для его укрепления. Погиб в 1564 г. в сражении с гетманом Радзивиллом на р. Уле. 648 ...царь крымской... – Девлет-Гирей, крымский хан (1551–1577), племянник Сахыб-Гирея, сменивший его на крымском престоле. Был ставленником турецкого султана. В 1552 г. при военной поддержке Турции попытался помешать походу русских на Казань. Осада Тулы была предпринята им в 20-х числах июня. 650 ...приими покаяние мое, якоже Давида, Иезекеиля и Манасия, и разбойника, и ниневгитян. – Иван Грозный называет имена известных библейских героев: царя Давида, легендарного составителя Псалтири; пророка Иезекииля, жившего во времена царя Иосии; иудейского царя Манассии, преемника Езекии, чье царствование было ознаменовано грехами и беззакониями, за которые он был наказан Богом – уведен пленником в Вавилон, но после покаяния прощен и возвращен в Иерусалим; одного из разбойников, распятых вместе с Христом, который, согласно Евангелию от Луки (23, 39–44), перед смертью раскаялся и, уверовав в Христа, получил искупление грехов; ниневитян – жителей Ниневии, столицы Ассирийского царства, отличавшихся испорченными нравами, но помилованных Господом после их искреннего раскаяния (Иоанн.3:4–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1554. Забытые страницы русского имяславия. С. 59–60 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1555. Там же. С. 60. 1556. Т. е. имяславцев. 1557. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 153. 1558. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Бо–жия. С. 1508. 1559. Там же. С. 1509. 1560. Пс. 13:1; 52:2. 1561. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего имени Бо–жия. С. 1504–1521. То же в: Моя поездка на Старый Афон. С. 153–154. 1562. М. К. Афонский бунтарь. — Русское слово, 9.07.1913 157). Данное сообщение о выступлении архиепископа Никона перед афонскими монахами, принадлежащее ино–кам–имяславцам Феофилу (Кузнецову) и Иакову (Чернопятову), скреплено подписью архимандрита Давида (Мухранова) и печатью Свято–Андреевского скита. Ср. также свидетельства игумена Пантелеимонова монастыря архимандрита Мисаила: Забытые страницы русского имяславия. С. 61–62 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 185 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15–29об.). 1563. На Афоне. — Русское слово, 12.06.1913 134). На этом же пароходе из России возвращался Патриарх Антиохийский Григорий. Архиепископ Никон встретился с ним и заручился его»нравственной поддержкой». См.: Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 154–155. 1564. Там же. С. 155. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 62 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1565. Забытые страницы русского имяславия. С. 253 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 16). 1566. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Бо–жия. С. 1512; Моя поездка на Старый Афон. С. 156. 1567. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 156–160. 1568. Там же. С. 160. 1569. См.: На Афоне. Константинополь. 22.06. — Русская молва, 23.06.1913 189). 1570. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 65 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 186 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41). 1571. Там же. С. 160 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41). 1572. РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 79. Ср.: Сборник документов относящихся к Афонской имябожнической смуте. Пг., 1916. С. 34.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

696 ...no крещении царя Семиона Казанского... – Рассказ «О болезни царской», помещенный в приписке к Лицевому своду, начинается с описания торжеств по поводу завоевания Казани в 1553 г. и крещения последнего казанского царя Едигера (Ядигера)-Магмета, получившего имя Симеона. В вводной части приписки в качестве «бесерменских жилищ», освобожденных («изспражненных») «Российским царством», названы Казань и Астрахань, хотя Астрахань была присоединена позже. 697 ...х концу приближися. – Упоминание об «огневой болезни» царя содержится в ряде летописей XVI в. (Никоновская, Львовская, основной текст Лицевого свода в Синодальном списке и «Царственной книге»), однако о «мятеже» у царевой постели здесь ничего не сообщается. Косвенным намеком на какие-то разногласия в придворной среде можно считать лишь приведенную в летописях библейскую цитату: «поразите пастыря, разыдутся овца» (Матф., 26:31). 698 ...дияк Иван Михайлов... – Иван Михайлович Висковатый, посольский дьяк и печатник, ведавший с 1549 г. всеми сношениями с иностранными государствами. Казнен летом 1570 г. по новгородскому «изменному делу». 699 ...князя Владимера Ондревича... – Владимир Андреевич, князь Старицкий, двоюродный брат Ивана IV (сын Андрея Ивановича, одного из братьев Василия III). Уже в 1563 г. князья Старицкие подверглись опале; в дальнейшем владения Владимира Андреевича были сокращены и принудительно обменены на другие земли. 9 октября 1569 г. Владимир Старицкий был казнен «со княгинею да з дочерью». 700 ...на царевъчево княже Дмитреево имя. – Дмитрий, старший сын Ивана Грозного, родился в 1552 г., умер в конце мая–начале июня 1553 г. при поездке Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь. 701 ...бояр своих... Василья Михайловича Юрьевых. – Перечисляются ближние бояре царя. Иван Федорович Мстиславский – князь из рода Гедиминовичей, боярин с 1549 г., единственный из бояр, доживший до смерти Ивана Грозного. Владимир Иванович Воротынский – князь из рода Рюриковичей (князья Воротынские перешли в Московскую Русь при Иване III), боярин с 1550 г.; умер в конце 1553 г. Иван Васильевич Шереметев-Большой – представитель старинного боярского рода Кобылиных, боярин с 1550 г. В 1563 г. подвергся опале и пыткам, в 1569 г. постригся в Кирилловом монастыре. Михаил Яковлевич Морозов-Поплевин – представитель одного из старинных боярских родов, выдающийся военный деятель; боярин с 1549 г.; казнен в 1573 г. Дмитрий Федорович Палецкий – князь из рода Гедиминовичей (Стародубских); боярин с 1547 г.; умер около 1556 г.; см. о нем ниже. О Иване Михайлове (Висковатом) см. выше. Юрьевы – представители рода Кобылиных (Захарьиных-Романовых); Даниил Романович – боярин с 1547 г., брат царицы Анастасии; умер в 1564 г.; Василий Михайлович – боярин с 1547 г., двоюродный брат Анастасии, умер в 1566/67 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 525. В четверток сырный, Анастасиа мниха Синайскиа горы, беседа реченнаа о 6 псалме в входе св. пост. См. 39 л. 214. л. 548. Препод. и богоносн. отца нашего Ефрема Сирина Слово о Отцех скончавшихся яже в посте просиявших, в суботу сырную. Нач. В сий день первый и благознаменытый таинства Сына единороднаго славне поюща. л. 554 об. Тогожде св. Ефрема о Отцах скончавшихся, в туже субботу сырную. Нач. Утробою моею болю, спостраждите ми братие. л. 559. Григориа смиренаго инока и пресвитера похвалное Отцем преподобным, в субботу сыропустную. Нач. Хощю к похвале Отец язык подвигнути и ужасаюся. Григория Цамблака. л. 1. Предисловие: В лете русскаго царства Царя и Государя В. Князя Ивана Васильевича всея Руси Самодержца сверщена божественаа сиа книга Великий Василие Божиим пособием и строением мниха некоего Ионы именем, пореклу Зуа, тонкости ради возраста, понеже избра себе полезна души и успешна чтущим. И бяше тогда от Адама лето 7064 (1556). Аще кому Бог благоволит дръжати коею виною сию книгу, и он бы поминал инока Иону, Никифора, Мароу, понеже стяжа сию божественую книгу не граблением, ни лихоимством, ни иною коею виною, еже может свесть вредити, но с усилием и в мнозе тщании, предстоах олтарю Божию и от сих ми бяше вся. А писал сию книгу многогрешный инок Исая, нореклу каргополец. На первых листах внизу: Книга Ионы диакона Зуя. 134. (1564.) Василия Великого о постничестве, полууст. четкий, средины XVI века, в лист, 413 листов, заставки с красками и золотом изящны. Письмо того же инока Исаии каргопольца, что выше 133; список сокращеннее предыдущих. Житие В. Василия опущено, непосредственно после послания к иноком помещены четыре слова те же и в том же порядке, какие под 133 л. 479–512 и Послание к Григорию Богословцу , коим ркп. и оканчивается. 135. (1903 ) Василия Великого о постничестве, полууст., XVI века, в четверть, 100 листов. Заключает: Иже в святых отца нашего Василия, архиеп. кесарийскаго, словеса к иже иноческое житие постничьствующим, главизн 30. Впереди оглавление и предисловие. См. 129.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Епархиальные капитулы предписали общественный молитвы о целости римско-католического костела и жаловались королю, прося его оградить церковь от еретиков. В 1555 г. жмудский епископ, Вацлав Вербицкий, на окружном соборе брестском, предлагал учредить в Вильни инквизицию. Наконец положено было призвать в Польшу и Литву иезуитов. Орден иезуитов недавно перед тем (1540 г.) учрежден был Папой, с специальной целью противодействовать распространению еретических учений и охранять права св. костела. И орден был самым деятельным орудием начавшегося возрождения католицизма. Между прочими прерогативами, иезуитам предоставлено было право учреждать школы и коллегии с курсами высших наук, даже там, где есть университеты, и раздавать ученые степени, бакалавра, лиценциата и доктора. В короткое время общество учеников Лойолы так разрослось, что в первые 16 лет имело в Западной Европе 9 провинций и, кроме того, 3 провинции в прочих частях света; а спустя 80 лет после своего учреждения считалось уже 32 провинции и 13 тысяч членов. Польша и Литва наводнились в это время протестантскими сектами. Знаменитый варминский епископ, Станислав Гозий, преемник на этой кафедре известного польского историка Мартына Кромера, бывший на Тридентском соборе, испытав все литературные средства в борьбе с лютеранами, 158 в 1563 г. обратился в Рим за помощью, так как епархия его, соседняя с Прусскими областями, особенно обуреваема была новыми учениями. Папа Пий IV прислал в Польшу Иоанна Франциска Коммендони, с званием апостолического нунция, вскоре затем произведенного в кардиналы. По совещании с ним, Гозий в 1564 г. вызвал в Польшу иезуитов, водворил их в Брунстберге, в Вармии, и разослал послания к польским епископам и магнатам польским, увещевая последних отдавать своих детей для обучения иезуитам. Первый отозвался на это приглашение плоцкий епископ Носковский, открывший иезуитскую коллегию в Пултуске (1566 г.); затем, по настоянию Гозия и виленского войта Милевского, виленский епископ Протасевич (1556–1579) вызвал иезуитов в Литву в 1569 г., в самый год соединения ее с польской короной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010