Книга 2. 1556–1572 Глава I Лайнес, генерал-викарий. – Двухлетнее междуцарствие. – Внутренние распри. – Бобадилья сопротивляется Лайнесу. – Кардинал Карпи, судья. – Павел IV запрещает иезуитам производить выборы генерала где-либо, кроме Рима. – Избрание Лайнеса. – Он изменяет устав богословского преподавания. – Признает Фому Аквината недостаточным и несовершенным. – Павел IV хочет заставить иезуитов выбирать генерала только на три года и совершать богослужение сообща. Сопротивление иезуитов. – Торжественная речь Павла IV. – Причины, побудившие иезуитов временно повиноваться ему. – Средства, употребляемые Лайнесом для деспотического правления орденом. Лайнес на первом заседании Тридентского собора. – Претензии иезуитов на важность роли их на соборе. – Попытки иезуитов проникнуть во Францию при Франциске II и Карле IX. – Беседа в Пуасси. – Лайнес присутствует на ней. – Его речь против протестантов. – Иезуиты допущены после беседы в Пуасси. – Как и на каких условиях. – Лайнес на последних заседаниях Тридентского собора. – Его речь о папском неограниченном образе правления. – Мнение Евстафия дю Белле об этой речи. – Собрание высказывается против мнения Лайнеса. – Он извиняет или отрицает злоупотребления римского двора. – Он утверждает, что аннаты и десятины составляют священное право. Он говорит, что епископы по божественному праву не обязаны жить в своей епархии. – Он высказывается за тайные браки. – Письмо Эрвэ, Сорбонского доктора, против Лайнеса. – Косвенное одобрение ордена Тридентским собором. – Оно вызвано рекомендацией Карла Барромея. – Этот кардинал плохо вознагражден иезуитами. – Борьба их с св. Карлом Барромеем. – Иезуиты изгоняются из семинарий и коллегий Миланского архиепископства св. Карлом и его племянником Фредериком Барромеем. 1556–1564. После смерти Игнатия, у ордена осталось сто обителей, или коллегий. Более тысячи иезуитов были рассыпаны по всему свету. Из них было только тридцать пять профессов, то есть членов, действительно и навсегда принадлежавших к ордену. Из первых товарищей Игнатия только пять человек пережили его, в том числе и Лайнес, самый главный из них. Он был главнейшим сотрудником основателя ордена, его советником и ближайшим поверенным. Однако, не он предназначался Игнатием на место генерала. С согласия Игнатия, наместниками его были избраны отцы Поланквэ, Мадрид и Надаль. Можно было думать, что они станут вести дела ордена и после смерти Игнатия, до избрания генерала; но Лайнесу удалось занять их место и заставить избрать его викарием. В силу этого звания, он назначил конгрегацию для избрания генерала. Война, возгоревшаяся в то время между Павлом IV и Филиппом II, королем испанским, помешала испанским профессам приехать в Рим, и конгрегация состоялась только через два года. Лайнесу было очень важно, чтобы присутствовали испанцы. Между ними были его самые сильные приверженцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Уникальный шатровый храм Козьмы и Демьяна был освящён 5 декабря 1564 года. Крыша была сделана в форме кирпичного шатра, который обрушился в 1868 году. И теперь здание имеет такой вид, а раньше его высота была 24 метра. Точная дата постройки церкви не установлена (предположительно в 1556-1565 гг). Строительство её было начато после взятия Казани. В церковных записях говорится, что храм освящён 5 декабря 1564 г. С постройкой этой церкви было связано много народных преданий. Одна из легенд говорит, что Козьма и Дамиан - римляне, пришедшие на Русь, и лечившие бесплатно людей, но из зависти были отравлены врагом-язычником. За это их причислили к святым. На Руси они были покровителями кузнечного дела. В другой легенде говорится, что во время похода не " Одоление Казани " в 1552 году на месте, где построена сейчас церковь, Иван Грозный (с 10 по 20 июля 1552 года) ставил свой шатёр, обдумывал план взятия татарской твердыни, с этого прибрежного холма наблюдал за переправой войск через р. Ока. На противоположной стороне реки располагался вражеский стан. Войско Ивана Грозного имело перед собой определённые трудности, мешавшие переправе. Около места, где был шатёр царя Ивана Грозного, находился посад кузнецов, из посада к царю явились два брата-кузнеца Козьма и Демьян и вызвались помочь в переправе войск на правый берег реки Оки. Под покровом ночи они проникли в стан врагов и подожгли шатёр хана, вызвав этим переполох среди врагов. Воспользовавшись этим, войска Ивана Грозного успешно переправились через реку и разбили врагов. Эти два храбреца погибли; их, как героев, причислили к лику святых, а церковь, построенную после победы под Казанью, в честь погибших храбрецов назвали Козьмодемьянской. Ещё предание повествует, что царь вначале жил в устроенной для него палатке или шатре на месте, где теперь существует полуразрушенная церковь Козьмы и Демьяна, здесь простудился и лежал некоторое время больной, оправившись от болезни Государь повелел воздвигнуть здесь каменный храм во имя бессеребренников Козьмы и Демьяна (Титов А.А. Историческое обозрение города Мурома. Владимир, 1901. С. 36).

http://sobory.ru/article/?object=00629

Герман, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский (Садырев-Полев Григорий Федорович) († 1567, память 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября, 6/19 ноября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился около 1505 года в городе Старице Тверской губернии в семье боярина Федора Афанасьевича Садырева-Полева. В конце 30-х годов XVI столетия удалился в Иосифо-Волоколамскую обитель, где вскоре принял монашеский постриг от игумена Гурия († 1563, память 20 июня/З июля, 4/17 октября и 5/18 декабря), впоследствии архиепископа Казанского, и находился под его духовным руководством. В 1551 году епископ Тверской Акакий вызвал Германа к себе и рукоположил его во иеромонаха; затем возвел его в сан архимандрита и поставил настоятелем Старицкого Успенского монастыря. В Старицкой обители архимандрит Герман ввел устав преподобного Иосифа Волоколамского. В обители в это время жил в заключении Максим Грек († 1556, память 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля), с которым отец Герман часто беседовал. В 1553 году был вызван в Москву на Собор по поводу еретических учений Матвея Башкина и Артемия, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря. После учреждения Казанской епархии в 1555 году игумен Гурий был посвящен в архиепископа Казанского. Для создания в Свияжске обители в честь Успения Богородицы и проповеди христианства он взял с собой отца Германа. Новоустроенный монастырь за 8 лет управления архимандритом Германом стал центром просвещения Казанского края. Несколько тысяч магометан и язычников были обращены в христианство. Отец Герман заботился об обучении новокрещенных. Воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовом монастыре устроил школу для детей. 12 марта 1564 года архимандрит Герман был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. В 1566 году, когда ушел на покой митрополит Московский и всея Руси Афанасий, царь Иван IV пожелал видеть на митрополичьей кафедре святителя Германа. По приказу царя он был вызван в Москву и помещен в митрополичьем доме. Архиепископ Герман настойчиво отказывался занять столь высокий пост, указывая на свое недостоинство. В то же время он «кроткими словесы» начал увещевать царя и обличал бесчинства опричников. Святитель Герман откровенно высказал царю, что если он будет митрополитом, то по долгу своего сана не станет молчать и скрывать творившиеся злодеяния, но будет обличать их пред всем народом. За это он был удален из митрополичьего дома и в течение двух лет жил в Москве, находясь в опале, а митрополитом был избран Филипп (впоследствии митрополит Московский и всея Руси; † 1569, память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября), который также вскоре попал в немилость за обличение царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 40-х гг. XVI в. во владениях короля Наварры (во многом благодаря поддержке, к-рую оказывала проповедникам кор. Маргарита) стали распространяться идеи Реформации. Генрих д " Альбре оставался верным католич. Церкви, после смерти жены (1549) принял репрессивные меры против протестантов. После его смерти в 1556-1557 гг. при содействии королевской четы протестантизм в форме кальвинизма распространился в Наварре и Беарне. По приглашению Антуана Бурбона из Женевы приехал кальвинист. министр (пастор), к-рый возглавил протестант. церковную иерархию. На праздник Рождества 1560 г. Ж. д " А. и ее муж официально отреклись от католич. веры, провозгласив себя приверженцами кальвинизма. Однако Антуан Бурбон, претендовавший как принц крови на регентство при малолетних королях Франциске II (ум. в 1560) и Карле IX , вскоре после назначения генеральным наместником Французского королевства вернулся в католицизм. В авг. 1561 г. королева Наваррская вместе с детьми, к-рых она воспитывала теперь в протестант. духе, прибыла к «порочному», по ее мнению, католич. королевскому двору. Однако после «резни в Васи» (1562), когда дворяне герц. Гиза напали на совершавших тайное богослужение гугенотов , положив начало религиозным войнам во Франции (1562-1594), Ж. д " А. демонстративно удалилась в замок Вандом (кон. марта 1562). После смерти раненного при осаде Руана мужа (17 нояб. 1562) она открыто способствовала укоренению кальвинизма в своих владениях. В 1563 г. кард. Жорж д " Арманьяк, архиеп. Тулузский, обратился к Ж. д " А. с обширным посланием и призвал королеву Наварры отказаться от мер, принятых ею в пользу «реформированной религии». Письмо кардинала и подробный ответ Ж. д " А., отвергнувшей предложение папского легата, были сразу же опубликованы (Lettre d " un cardinal [Georges d " Armagnac] envoyée à la royne de Navarre (le 18e jour d " aoust 1563): Ensemble la response d " icelle dame audit cardinal. Lyon, 1564). Только благодаря вмешательству кор. Екатерины Медичи дело Ж. д " А. как еретички не было вынесено на рассмотрение папского суда. В 1565 г. королева Наварры вновь прибыла к королевскому двору Франции и смогла вернуться в свои владения лишь в кон. янв. 1567 г.

http://pravenc.ru/text/182195.html

Сильвестр, митрополит Киевский и Галицкий (Белькевич или Белькевич Стефан Андреевич) При польском короле Сигизмунде Августе служил королевским скарбником и ключником в городе Вильне. Он был человек богатый, но почти не получивший образования, и едва умел читать. По кончине настоятеля Виленского Троицкого монастыря архимандрита Алексия выпросил себе у короля этот монастырь в управление, чтобы пользоваться его имениями. Продолжая ту же службу Виленского скарбника и ключника и называясь настоятелем Виленского Троицкого монастыря, пан Стефан Андреевич Белькевич исходатайствовал себе новую грамоту, которой король отдавал ему и Киевскую митрополию по смерти митрополита Макария и обещался не отдавать ее никому другому. Это было еще 10 июля 1551 года, за пять лет до кончины митрополита Макария. После смерти митрополита Макария Стефан Белькевич был объявлен «нареченным» митрополитом, хотя оставался в светском звании, носил мирское имя. 30 сентября 1556 года Стефан, успевший принять монашество с именем Сильвестр, не проходя низших степеней церковного служения, прямо занял кафедру митрополита. Он ревностно боролся за Православие. В 1558 году «собственным стараньем», а не по приказу короля созвал в Вильне Собор для утверждения веры и закона христианского. Его поучения новопоставленному священнику и грамота о монастыре (2 июля 1564 года) по своему содержанию обращают на себя внимание. При нем в 1570 году во Львове был переведен с еврейского языка Ветхий Завет , переложена с славянского на польский язык Псалтирь. Но несмотря на эти усилия, митрополит не мог оказать серьезного противодействия и предпринять действенных мер против распространения в его епархии протестантизма, особенно кальвинизма, которому сочувствовал и сам король. Наибольшее распространение протестантизм получил в Новогрудском воеводстве Киевской митрополии. Почти 600 шляхетных фамилий этого воеводства перешли в протестантизм. Как человек практический, Сильвестр умел находить себе покровителей при дворе короля, не стеснялся преследовать свои корыстные цели. Он открыто требовал от своих наместников и урядников, чтобы они собирали и высылали ему дани и доходы с подданных крестьян и куничные пенязи со священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Фалелеево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь великомученика Дмитрия Солунского известна с 1628 года. В 1783 году вместо этой деревянной церкви Иоанн Панфилов (духовник императрицы Екатерины Алексеевны, протоиерей Благовещенского собора) построил новую деревянную церковь, освящённую в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1872 году усердием прихожан и благотворителей вместо деревянной церкви устроен каменный храм. Престолов в этом храме два:в холодной в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе тёплом во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Село Фалелеево находится в 8 верстах от уездного города и в 125 верстах от губернского. В половине XVI ст. село Фалелеево было царским подклетным селом. В 1556 г. царь Иван Васильевич Грозный дал этому селу уставную грамоту, а в 1564 г. пожаловал его со всеми угодьями Переславскому Никитскому монастырю. В 1764 г. Фалелеево перешло в ведомство гос. имуществ. Церковь в селе существовала уже в начале XVII ст., как значится в писцовых книгах 1628 – 29 гг. - в селе церковь вмч. Димитрия Солунского деревянная. Эта церковь платила в то время в патриаршую казну только 10 денег, что свидетельствует о бедности церкви и прихода. Церковь того же имени существовала в Фалелееве и в начале XVIII в. Судя по описи ее, составленной в 1702 г., сохранившейся в делах патриаршего казенного приказа, это была довольно бедная деревянная церковь, при которой был только 1 колокол. В 1783 г. вместо этой деревянной церкви духовником… императрицы Екатерины Алексеевны протоиереем Благовещенского собора Иоанном Памфиловым построена была новая деревянная же церковь, освященная затем в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1872 г. усердием прихожан и благотворителей вместо деревянной церкви устроен каменный храм. Престолов в этом храме два: в холодной - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе теплом – во имя вмч. Димитрия Солунского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 - 1845 гг. и с 1857 г. по настоящее время, исповедные росписи с 1829 - 45 гг. и с 1857 г. по настоящее время.

http://sobory.ru/article/?object=12375

Сегодня исполняется 440 лет российскому книгопечатанию Великий Новгород, 15 марта 2004 г. Ровно 440 лет назад, 15 марта 1564 года, в типографии Ивана Федорова - дьякона одного из кремлевских соборов в Москве - и его помощника Петра Мстиславца была выпущена в свет первая датированная русская печатная книга " Апостол " , сообщает РИА " Новости " . " Апостол " состоял из 268 листов и 33 тетрадей. Предполагаемый тираж книги составлял 2 тысячи экземпляров. К нынешнему времени в мире сохранилось немногим более 60 экземпляров " Апостола " , некоторые находятся за рубежом. После публикации " Апостола " в 1565 году в первой русской типографии были отпечатаны два варианта " Часовника " . Вскоре Федоров и Мстиславец уехали в Литву, где по предложению гетмана Ходкевича в его имении Заблудово российские первопечатники устроили новую типографию и в 1569 году издали " Евангелие учительное " , а в 1570 году - " Псалтирь " . После этого Федоров переехал во Львов, где в основанной им типографии в 1574 году издал первую славянскую " Азбуку " с грамматикой.  Об издании " Азбуки " во Львове стало известно только в 50-х годах XX века - после того, как за рубежом был обнаружен один из ее экземпляров. Затем Федоров принял предложение князя Василия Острожского об устройстве типографии в городе Остроге, где в 1580-1581 годах издал первую полную славянскую Библию. Специалисты утверждают, что все издания Ивана Федорова и Петра Мстиславца представляют из себя первоклассные памятники русского типографского искусства XVI века. Книги были отпечатаны прекрасными шрифтами, имели множество украшений - заставок, концовок, заглавных букв и рисунков. Все издания Федорова и Мстиславца были снабжены предисловиями и послесловиями, написанными живым разговорным языком. Несмотря на то, что Иван Федоров и Петр Мстиславец известны как русские первопечатники, специалисты полагают, что у истоков российского издательского дела стояли жители Великого Новгорода. Историкам известны Евангелия, отпечатанные новгородцами до " Апостола " . Из-за того, что книги, изданные в Великом Новгороде, не имели, как сказали бы сейчас, " выходных данных " , историки называют их " анонимными " . Согласно наиболее распространенной гипотезе, " анонимные " Евангелия издавали новгородцы Маруша Нефедьев и Васюк Никифоров. Имена этих новгородцев, в частности, были названы в письме Ивана Грозного, направленном в Великий Новгород в 1556 году. Специалисты также полагают, что первую, опытную типографию мог основать в России и новгородец протопоп Сильвестр, автор " Домостроя " .  Существует версия, что именно в сильвестровской типографии начинал работать Иван Федоров. 15 марта 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9229.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Палецкий, кн.; † после 1568, Кириллов Белозерский мон-рь), архиеп. Полоцкий. С 1539 г. настоятель Кириллова Белозерского мон-ря . В июне 1551 г. хиротонисан во еп. Суздальского и Тарусского. По свидетельству кн. А. М. Курбского , прп. Феодорит Кольский , в 1551-1554/56 гг. являвшийся архимандритом Евфимиева суздальского мон-ря , обличал Суздальского владыку «за сребролюбие и пиянство». В свою очередь А. на Соборе по делу заволжских старцев Артемия и Саввы Шаха (кон. 1553 - янв. 1554), где в качестве свидетеля присутствовал прп. Феодорит, назвал преподобного «еретиком» и единомышленником Артемия. Это обвинение, по-видимому, было одной из причин того, что после осуждения Артемия, между 24 окт. 1554 г. и 28 янв. 1556 г., прп. Феодорита отрешили от архимандритства и сослали в Кириллов мон-рь. В 1555 г. А. участвовал в хиротонии 1-го архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) , в 1564 г.- в погребении митр. Московского свт. Макария († 31 дек. 1563), в работе церковного Собора и в интронизации Афанасия, митр. Московского (5 марта 1564). В 1564 г. А. ушел на покой и поселился в Белозерском мон-ре, в 1566 г. в сане архиепископа был назначен на Полоцкую кафедру, в 1568 г. вновь ушел на покой. А. заказывал рукописи, делал книжные вклады в Кириллов мон-рь, ему принадлежала рукопись «на еретики новгородские». Предположительно, А. содействовал трудам инока Григория Суздальского из Спасо-Евфимиева мон-ря в составлении житий и служб Суздальским святым. Согласно кормовой книге Белозерского мон-ря, молитвенное поминовение А. совершалось 17 янв. и 27 апр. Лит.: Курбский А. М. Сочинения. Т. 1: Сочинения оригинальные//РИБ. 1914. Т. 31. Ч. 1. Стб. 334-338; ПСРЛ. М., 1965. Т. 13. С. 165; Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.). СПб., б. г. Вып. 1. С. 91. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/76918.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Различные направления протестантизма ЗОДЕН Герман Фрайгерр фон (в крещении Ханс Карл Герман) (1852 - 1914), нем. лютеран. теолог, исследователь истории текста НЗ ИСХОДА ОБЩЕСТВО протестант. движение, возникшее в Германии в нач. XIX в. и получившее широкое распространение в России КАЛЬВИН Жан (1509-1564), богослов, проповедник, пастор; ведущий деятель европ. Реформации, основоположник кальвинизма КАПИТУЛ 1) в Римско-католической Церкви и англикан. церквах коллегия священнослужителей; 2) в католич. монашестве коллегиальный орган управления КИНГ Мартин Лютер (1929-1968), баптистский проповедник, лидер движения за гражданские права афроамериканцев в США, почитается как мученик в Протестантской епископальной церкви в США и в Евангелическо-лютеранской церкви в Америке КИНГСЛИ Чарлз (1819-1875), англикан. священник, писатель, один из самых известных представителей англ. христианского социализма КЛЕРК Джон (ок. 1480 - 1541), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса «КОРОЛЕВСКАЯ КНИГА» (офиц. название «A necessary doctrine and Erudition for Апу Christian Man» («Необходимое учение и наставление для христианина»)), катехизис Церкви Англии, составленный в 1543 г. по приказу и при участии кор. Генриха VIII КРАНМЕР Томас (1489-1556), англ. религ. деятель, архиеп. Кентерберийский, один из главных идеологов англ. Реформации КЭРРОЛЛ Льюис [наст. имя Чарлз Латвидж Доджсон] (1832-1898), англ. писатель, математик, логик, фотограф, диак. Церкви Англии ЛАМБЕТСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ совещания епископов Англиканского содружества, созываемые с с целью обсуждения теологических, организационных и др. актуальных вопросов жизни англикан. Церкви ЛАМБЕТСКИЕ ЧЕТЫРЕ ПУНКТА минимальные вероучительные положения англиканства, признание которых свидетельствует о принадлежности к Англиканскому содружеству ЛАТИМЕР Хью (ок. 1490-1492 - 1555), один из лидеров англ. Реформации, теолог и проповедник; еп. Вустерский (1535-1539) ЛОД Уильям (1573 - 1645), английский церковный и государственный деятель, богослов, архиеп. Кентерберийский. ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ первое исповедание веры англ. частных (партикулярных) баптистов составленное в 1644 г. и подписанное представителями 7 общин ЛЭНДМАРКИЗМ течение в амер. баптизме, сторонники которого полагают, что истинной церковью является только местная и «видимая» конгрегация ЛЮТЕР Мартин (1483-1546), нем. богослов, проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров европ. Реформации, основатель лютеранства «НЕМЕЦКИЕ ХРИСТИАНЕ» пронацистское церковное движение, возникшее в 30-х гг. XX в. внутри Евангелическо-лютеранской Церкви Германии

http://pravenc.ru/rubrics/122226_4.html

В начале 1920-х годов Николаевский греческий монастырь закрыли, в 1935 году сломали главный монастырский собор. Сейчас на месте Никольского собора находится пустырь. Корпуса бывших келий уцелели – в них расположились различные мастерские, магазины, учреждения. Сохранившаяся часовня перешла к историко-архивному институту. В 2007 году было принято решение о возрождении Никольского монастыря. moscow.org Николая, святителя, в Никольском греческом монастыре собор Никольская улица вот уже более шести веков носит имя одного из древнейших монастырей Москвы. В разное время Никольский монастырь именовали по-разному: Никола Старый у Большого Крестца, Никола Большая Глава, что у крестного целования, Николаевский, Никольский Греческий, Афоногорский. Основан он был в конце XIV века и впервые в летописи упоминается в 1390 г. Как и находившийся напротив него Богоявленский, в древности он был центром переписки книг. Существуют сведения, что до 1525 г. Никольскую обитель делили между собой монахи и монахини, которые сообща вели хозяйство и участвовали в богослужениях. После открытия женской Новодевичьей обители Никольский всегда оставался мужским монастырем. В середине XVI в. его территория уже вполне определилась. С севера он был ограничен новой Китайгородской стеной, с востока к нему примыкал Печатный двор, а с запада – постройки Заиконоспасского монастыря. Со стороны улицы в древности стояла деревянная часовня. Сообщение в летописи о пожаре, возникшем в монастыре 19 мая 1564 г., сохранило для нас интересные подробности о бывших в нем постройках. При пожаре сгорели две церкви, восемь келий и деревянные кровли остальных строений. Греческие монахи впервые появились в Никольском монастыре в 1556 г. Иван Грозный пожаловал его афонским монахам из Хиландарского монастыря для временного проживания, что было подтверждено царской грамотой от 7 марта 1556 г. Эта жалованная грамота на владение обителью подтверждалась позже царями Федором Ивановичем и Михаилом Федоровичем. Монастырь стал называться Афонским или Николо-греческим подворьем. Царь Алексей Михайлович в 1653 г. позволил вести службы на греческом языке, а после того, как архимандрит Пахомий привез в Москву с Афона точную копию с чудотворной Иверской иконы Божией Матери, пожаловал 19 мая 1669 г. греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольским монастырем.

http://sobory.ru/article/?object=21187

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010